Главная мысль никита кожемяка для читательского дневника. Никита кожемяка — это герой русских сказок. Главные герои сказки «Никита Кожемяка»

История персонажа

История создания

Первые упоминания о сюжете, связанном с Никитой Кожемякой, обнаруживаются в «Повести временных лет», летописном своде начала XII века. Там юный богатырь, который поборол великана-печенега, еще не носит имени Никита. События эти летопись относит ко времени правления князя Владимира Святославовича, к 992 году.

image
Никита Кожемяка побеждает великана-печенега (иллюстрация из «Радзивилловской летописи»)

В более позднем Никоновском летописном своде герой этого сюжета носит имя Яна Усмошвеца. Отец юноши рассказывает случай, свидетельствующий о необычайной силе сына. Однажды юноша мял кожи, а отец в это время бранил того.

Раздраженный бранью герой рвет кожи руками. Князь Владимир выпустил против юноши-кожемяки быка, раззадоренного раскаленным железом, чтобы испытать силу героя. Юноша руками вырвал у быка кусок мяса вместе со шкурой. Последним подвигом героя в этой летописи становится бой с печенежским великаном.

image
Перун и Туча-змей

В этом раннем варианте легенда носит исторические черты. Позже сюжет мифологизируется, реальный враг-печенег превращается в фантастическое существо — змея, похищающего девиц. А юноша-кожемяка начинает зваться Никитой или Кириллом.

Иллюстрация к ранней версии сказания есть в Радзивилловской летописи. Там изображен момент победы Кожемяки над печенегом. Фольклорист Афанасьев провел анализ этого сюжета с точки зрения мифологической школы. По его мнению, в сказку о борьбе Никиты Кожемяки с великаном выродился миф о борьбе громовержца Перуна с тучей-змеем.

Биография

В основе сказок о Никите Кожемяке лежит распространенный сюжет о герое-змееборце. Типичный подвиг такого героя — убийство змея и следующее за ним освобождение царевны. В случае Никиты герой перед этим еще и доказывает собственную богатырскую силу — разрывает сложенные вместе шкуры и вырывает из быка кусок мяса.

Никита Кожемяка

Описание подвига в наиболее полном варианте таково. Змей влюбляется в дочь князя Киевского, похищает девицу и держит ту в заточении. Хитрая девица вызнает у змея, что тот боится единственного в мире человека, и это – богатырь Никита Кожемяка. Княжна шлет отцу письмо с голубкой, а в письме том просит разыскать этого богатыря, чтобы Никита сразился со змеем и вызволил ее.

Князь отправляет к Кожемяке посланцев. Тот как раз занят тем, что мнет кожи. Когда посланцы князя заходят в избу, герой от неожиданности разрывает дюжину шкур сразу, что говорит о силе Кожемяки. /p>

Никита Кожемяка и Змей Горыныч

Когда княжеские посланцы просят героя отправиться на битву со змеем, тот отказывается. Затем князь присылает старцев умолять Никиту, но и это не помогает. Герой соглашается помочь князю только тогда, когда тот подсылает к нему плачущих детей.

Чтобы сделать себя неуязвимым, Никита обматывается пенькой и обмазывается смолой. В такой «экипировке» герой сражается со змеем, побеждает того и освобождает похищенную княжну.

«Змиевы валы» у села Иванковичи в Киевской области

Легенда о борьбе Никиты со змеем объясняет и появление «Змиевых» валов. Это древние оборонительные валы по берегам притоков Днепра, расположенные южнее Киева. Считается, что побежденный Никитой змей запросил пощады и предложил герою поровну разделить землю. Никита запряг змея в богатырскую соху и провел борозду от Киева до Черного моря. В море змей и утонул, когда попытался разделить воду. Или, как вариант, лопнул, напившись морской воды. «Змиевы» валы — это остатки борозды, которую вспахал Никита Кожемяка.

Экранизации

В 1965 году вышел мультфильм «Никита Кожемяка», снятый режиссером-мультипликатором Ниной Василенко на студии «Киевнаучфильм». Мультфильм отмечен дипломом на Всесоюзном кинофестивале в Киеве в 1966 году.

Мультфильм «Никита Кожемяка» 1965 года

В следующий раз герой появился на экранах через сорок с лишним лет. В 2008 году режиссеры Юрий Черенков и Зоя Трофимова выпустили пятнадцатиминутный мультипликационный фильм с таким же названием на московской анимационной студии «Пилот».

Последняя экранизация вышла в 2016 году на украинской анимационной студии «Panama Grand Prix». Это мультфильм под названием «Никита Кожемяка», который снял Манук Депоян — сценарист, оператор и режиссер анимационных фильмов. Для Депояна это первая полнометражная режиссерская работа. Первоначально мультфильм должен был называться «Никита Кожемяка и огненный цветок», но в итоге вышел под сокращенным названием.

Мультфильм «Никита Кожемяка» 2008 года

Главный герой мультфильма — Никита, маленький мальчик, сын знаменитого богатыря Кожемяки. Отец героя в прошлом победил дракона, и Никита считает, что способен повторить отцовский подвиг. Отец пытается уберечь героя, но Никита нарушает родительские запреты и ввязывается в приключение. Герой попадает в волшебный мир, где он должен одолеть дракона, победить ведьму и попасть обратно домой.

Никиту озвучивали: в украинской версии — юный актер Арсен Шавлюк, полуфиналист проекта «Голос.Дети», а в русском дубляже — Никита Киоссе, солист группы «MBAND». В основу сценария легла не былина, а созданная по ее мотивам сказка о Никите Кожемяке, автор которой — Антон Сияника.

Мультфильм «Никита Кожемяка» 2016 года

В кино образ Никиты Кожемяки появлялся однажды —в черно-белом фильме-сказке «Кащей Бессмертный», поставленном в 1944 году режиссером Александром Роу. Роль Никиты исполнил актер Сергей Столяров. Позже тот же актер сыграл другого былинного персонажа — богатыря Алешу Поповича в фильме 1965 года «Илья Муромец».

В фильме «Кащей Бессмертный» богатырь Никита Кожемяка возвращается с охоты и обнаруживает на месте дома пепелище, а невеста Марья Моревна пропала незнамо куда. Старичок-лесовичок рассказывает герою, что в бедствии повинен Кащей Бессмертный. От лесовика герой получает шапку-невидимку и с этим «гаджетом» отправляется за тридевять земель искать возлюбленную. Побродив по дорогам, герой натыкается на камень, который сообщает путнику о трех ждущих того опасностях.

Сергей Столяров в роли Никиты Кожемяки

Герой попадает в некий арабский город, где находит боевого друга — Булата Балагура. Тот украл ковер-самолет, и за это его собираются казнить. Никита спасает вора, используя шапку-невидимку, и вдвоем герои отправляются на ковре в царство Кащея. Проникнув невидимыми в замок врага, герои находят там Марью Моревну.

Героиня спит колдовским сном и просыпается только тогда, когда Кащей надевает той волшебное кольцо на палец. Кащей пристает к героине на предмет замужества, героиня отвергает старого негодяя и тот усыпляет Марью снова.

Богатырь Никита Кожемяка

Никита и Булат, подслушавшие разговор, узнают тайну кащеевой смерти. Герои пробуждают Марью тем же способом, что и Кащей, и пробуют сбежать, но замок окружен высокими стенами и полон стражников. В финале Никита бьется с Кащеем насмерть, сносит тому голову, но голова отрастает заново. Кащея побеждают, когда хитроумный Булат находит смерть кащееву, после чего герои возвращаются домой.

Режиссер Юрий Уткин поставил детский кукольный спектакль «Никита Кожемяка и Змей Горыныч» в иркутском театре кукол «Аистенок». Премьера состоялась в декабре 2000 года.

Герой былинных сказок, богатырь Никита Кожемяка имеет реального прототипа. Во времена, когда печенеги совершали регулярные набеги на Русь, произошёл случай, который дошёл до наших дней.

Подвиг этого героя описан в «Повести временных лет». Произошло это в 992 году. Русское войско под предводительством князя Владимира  встретилось с печенежским войском на месте нынешнего города Переяславль. Противостояние длилось несколько дней и ни одна из сторон не решалась перейти в наступление. Тогда печенежский князь предложил вывести на поединок по одному воину с каждой стороны. Если победит русский воин, то три года печенеги не будут приходить на Русь, если победу одержит печенежский воин, то тогда три года печенеги будут грабить Русь.

Один из старых воинов предложил своего младшего сына, который мял в мирное время кожи. Он не был богатырского роста, но обладал чудовищной силой. В качестве испытания он вышел на бой с быком и ухватив того за шкуру, выдрал кусок шкуры вместе с мясом. В поединке с огромного роста печенегом, молодой воин попросту удавил того. Победа была за русским войском.

До нас дошло имя героя. Юношу звали Ян Усмошвец, то есть шорник, шьющий кожу. В устной народной традиции его имя дошло до нас, как Кирилл Кожемяка на Украине. В России его звали Никитой Кожемякой.

По былинным сказаниям он не был прославлен, как великий воин. Но народ отмечал его силу, доброту, великодушие и ум. Наиболее полно эти его качества проявились в былинном сказании, в котором он победил Змея Горыныча. Этот Змей, не удовлетворившись разграблением русской земли, украл княжескую дочь. Влюбившись в неё, оставил у себя, как пленницу. Узнав у Змея, что он боится только одного богатыря Никиту Кожемяку, она смогла сообщить об этом царю, своему отцу. В результате длительных уговоров, только после просьбы детей, Никита согласился убить Горыныча.

Интересно то, что народ наделяет богатыря не только огромной силой, но смекалкой и умом. Не сумев одержать победу в открытом бою, Никита прибегнул к хитрости, предложив проложить межу между владениями Змея и Никиты. Когда дело дошло до дележа моря, то здесь Кожемяка сыграл на жадности Змея, что характеризует его не только  как сильного богатыря, но, как умного и смекалистого мужика. Этим он и близок русскому человеку. Когда в критической ситуации применяется не только сила, но и голова. И тому в истории России примеров более, чем достаточно.

Никита Кожемяка. И. К. Тарнагурская

Никита Кожемяка — герой киевского былинного эпоса, богатырь невероятной силы, способный разорвать несколько бычьих шкур, сложенных вместе. Предания о нем в различных вариациях бродили по России, Украине и Беларуси.

Сюжет о змееборце можно считать классическим для русских преданий. Обычно именно в поединке с огромным ящером богатырь доказывает свою силу, побеждает благодаря хитрости или чужой подсказке. В отличие от иных витязей, Никита демонстрирует свою силу еще до боя со Змеем. Более того, о его мужестве и мощи, видимо, уже было известно. Сам противник говорит о том, что во всем белом свете боится лишь Никиты Кожемяки.

ПРООБРАЗ ГЕРОЯ

Самая древняя летопись, схожая по сюжету с былинами о Никите Кожемяке, относится еще к концу X в. В ней рассказывается о юном силаче, который в правление Владимира Святого одолел печенежского великана. Якобы во славу этого подвига и был построен город Переяславль. Однако в первоначальной версии предания богатырь был безымянным. Уже в летописном своде Никона его называют Яном Усмошвецом. Длительное время данный персонаж существовал, побеждал печенегов в одиночку и при поддержке именитого богатыря Алёши Поповича.

Одной из наиболее известных была история, в которой рассказывалось, как отец Яна, похвалившись необычайной силой своего сына, пробудил любопытство в князе Владимире. Юношу подвергли испытанию — выпустили против него быка, раздразненного каленым железом. Но молодой богатырь не только не испугался, но и выдрал у бегущего противника кусок мяса вместе с кожей. После этого он был сочтен достойным ратного подвига и одолел печенежского великана.

Со временем сказание утратило свои исторические черты и превратилось в былину. Имя героя изменилось с Яна на Никиту. Побеждал он уже не исконно русского врага печенега, а фантастического Змея. Одним словом, история превратилась в сплошную метафору.

ЗНАМЕНИТЫЙ ПОДВИГ

Змей уносит в полон дочь киевского князя. Девице удается вызнать от него, что боится он только Никиту Кожемяку. И тем же днем к князю улетает голубь с письмом, в котором княжна просит разыскать богатыря и уговорить его на битву.

Прибывшие к Никите посланцы застают силача за обычным делом. От неожиданных вестей Кожемяка разрывает сразу 12 шкур. Но отвечать согласием на просьбу герой не спешит. Не могут уговорить его и посланные Владимиром старцы. Лишь детский плач в конце концов трогает сердце героя. Он создает себе специфический «доспех» из пеньки и смолы, вызывает Змея на поединок и вызволяет княжну.

По одной из версий, поверженный противник предлагает Никите поделить землю пополам. Кожемяка выковывает 300-пудовую соху и на Змее пропахивает борозду от стольного Киева вплоть до черноморского побережья. А как приступает к дележу самого моря, Змей тонет. До сих пор в Украине есть Змиевы валы — якобы следы от Никитиной борозды.

Поделиться ссылкойWe use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy

Никита Кожемяка

Так же как Илья Муромец и его товарищи по заставе, Никита Кожемяка является героем былин киевского цикла. Но относится он уже к другой категории защитников земли русской, не просто богатырей-пограничников, основным занятием которых была защита рубежей Киевской Руси, а воинов-производителей. Этот былинный, сказочный герой — выходец из простых ремесленников. Его основное занятие — мять и обрабатывать бычьи кожи. Занимаясь этим в обыденной жизни, Никита по сюжету былин и сказок сохраняет мужскую силу. В доказательство этой силы он разрывает двенадцать бычьих кож, что в действительности не так уж просто и не под силу обычному человеку.

И этот герой, живя своей обыденной жизнью, по былине, в граде Киеве, находится не на виду. Его нужно еще поискать среди простого народа. Такая задача стоит перед князем Владимиром, у которого, по сказочному и былинному сюжету, змей похищает дочь. От змея царевна узнает, кто его сильнее на Руси. Всевидящее чудовище называет имя Никиты Кожемяки. С голубем царевна отправляет отцу весточку о том; чтобы разыскал этого самого Кожемяку, а тот наконец спас ее из змеиного плена. Разыскивает князь Никиту прямо у него дома за его обычным занятием. Но упросить Кожемяку пойти на бой со змеем оказывается делом нелегким. Как водится, Никита Кожемяка не влюблен в княжну, которую никогда не видывал, и у него нет дополнительного эмоционального стимула, чтобы сдвинуться с места.

Тогда князь с женой прибегают к хитрости, и просят пять тысяч малолетних детей, чтобы те слезно умолили Кожемяку выручить киевского князя и освободить его дочь из плена, а заодно и землю от набегов и разорения. По одной из легенд, и детские слезы не трогают Никиту, по другой — он, прослезившись с ними за компанию, все же решается на бой.

Взяв триста пудов пеньки, он насмолил ее смолою и обмотался, чтобы змей его не съел. Пошел так на бой и выиграл его. Взмолившись о пощаде, змей просит его разделить землю и море, но Никита топит его в этом самом море, и дело с концом. Так человек, оторванный от своего постоянного занятия, поддавшись на уговоры, все-таки спасает русскую землю и княжну, с которой его ничего не связывает. Сделав свое дело, он не берет за этого никакого вознаграждения и скромно возвращается к своему постоянному занятию. Что называется, для настоящего русского профессионала плевое дело и змея завалить, если придется.

Излюбленный герой сказок привлекает своей обыденной скромностью и непритязательностью. В нем также угадываются черты типичного русского человека из народа, каких немало было на Руси. Недюжинное здоровье и простота — вот главные черты Кожемяки, привлекающие к нему народную симпатию и любовь. Былина и сказка словно намекают на то, что нужно оглянуться, чтобы увидеть его среди своих знакомых. Он не прячется, но он не заметен среди толпы. И только экстремальные обстоятельства типа нападения змея или врагов могут раскрыть в нем героя. И это русский славянский стиль — скрытый до поры до времени в простом человеке героизм. Многие из таких героев пошли защищать родину и не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны, и их героизм воспели уже другие писатели и поэты, которые также продолжили традицию, которую начали неизвестные авторы русских былин, сказок и летописей.

Былинный Кожемяка нашел свое воплощение и в сказках, фигурируя не только под именем Никиты, но и Кирила, а также Ильи Швеца. Это, безусловно, образ собирательный. Но имеет место упоминание об этом великане русского сказа и в «Повести временных лет», датируемое 992 годом. В контексте событий, описываемых в летописи, упоминается битва с печенегами на реке Трубеже под современным городом Переяславлем, входящим в золотое кольцо России.

Исходя из летописи, печенежский князь, не решаясь вступит в бой первым, предложил князю Владимиру выставить своего человека на бой с силачом-печенегом. По условию печенегов, если победит русский, то три года не будут они разорять русскую землю, а если печенег завалит русского, то три года разорения русским землям обеспечено. Такой был уговор. Князь Владимир как всегда растерялся, но отправил гонцов во все концы, чтобы разыскали такого человека, который бы уложил печенега. Его не могли сыскать нигде, пока не объявился старец, который сообщил, что у него остался дома младший сын, который мнет кожи и способен на такое предприятие, поскольку однажды, рассердившись на его брань, разорвал сразу несколько кож. Обрадованный князь вызвал его к себе и предложил поучаствовать в состязании с печенегом. Но прежде сам парень попросил испытать его в схватке с быком. На разъяренного быка положили каленое железо и пустили в его сторону. Парень вырвал его кожу с мясом, схватившись за бок. Тем самым он доказал свою способность сражаться с печенегом, которого, действительно, без труда уложил и удавил до смерти, несмотря на разницу в весе с превосходящим его по комплекции соперником. Печенеги испугались такого зрелища и побежали, а князь Владимир обрадовался и приказал заложить в том месте город Переяславль, название которого означало, что перенял славу тот мальчик, мнущий кожи, у врагов земли русской. Он также щедро наградил отца и сына.

Все главные мотивы летописного предания соответствуют духу былин: в них тоже агрессор требует выставить силача на поединок, и князь не сразу его находит. На единоборство с агрессором выходит силач-малолеток, о котором князю сообщает его отец. Враг его оказывается громадных размеров. При виде русского человека нормальной комплекции он заранее торжествует победу и, как водится, обманывается в своих ожиданиях. Потому как русские знают, что берут больше не телом, а силой духа в нем.

По версии Александра Афанасьева, в персонаже русских былин и сказок угадываются черты древнего языческого бога-громовержца Перуна. По его мнению, в сказке и былине воплотилось на бытовом уровне мифическое предание о борьбе языческого Перуна с тучей, олицетворением которой стали змей в былине и сказке и великан-печенег в летописи. Дело в том, что в древности облака уподоблялись быкам, коровам и снятым с них кожам, а потому, считает этот автор, бог-громовик, ударяющий по облакам своей палицей, превратился в народных сказаниях в богатыря-кожемяку. После насильственного насаждения христианства с низвержением идолов прежних богов, включая и Перуна, эта версия также не лишена смысла.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Никита Кожемяка – герой былин времен Киевской Руси, записанной в нескольких вариантах в разных областях Украины, Белоруссии и России. Относясь к широко распространенному сюжету змееборства, сказки о Кожемяке имеют ту специальную черту, что герой-змееборец раньше совершения обычного подвига – убиения змея и освобождения царевны – дает доказательства своей богатырской силы, разрывая несколько сложенных вместе бычьих шкур.

В наиболее полных вариантах (белорусских и украинских) рассказывается, что дочь киевского князя была унесена змеем, который, полюбив её, держал в заточении. Узнав от змея, что он боится только одного человека – Никиту (или Кирилла) Кожемяку – она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его биться со змеем. Когда посланные князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На просьбу князя биться со змеем он сначала отвечает отказом. Не могут его умолить и посланные князем старцы. Только плач присланных князем детей трогает сердце Никиты. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтоб стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь.

Белорусские и украинские варианты прибавляют, в заключении сказки, что урочище близ Киева, где жил богатырь, стало с тех пор называться Кожемяками. Великорусский вариант представляет несколько иное окончание. Змей, поверженный Никитой Кожемякой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в триста пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет. Остатки борозды от пашества Никиты видны и теперь; такие «Змиевы» валы до сих пор указываются в некоторых местах Украины.

Главный интерес сказки о Никите в том, что древность её на русской почве засвидетельствована первоначальной летописью – рассказом о юном богатыре, поборовшем, при Владимире Святом, печенежского великана, в память чего будто бы Владимиром был построен город Переяславль («зане перея славу отрокот»). В этом народном сказании, приуроченном летописью к 992 году, имени юноши ещё нет; Никоновский летописный свод называет его Яном Усмошвецом, в чём видят вымысел книжника. Заявляя о необычайной силе своего сына, отец его рассказывает, что однажды он бранил сына, в то время, когда тот мял кожи: сын, раздражённый отцовской бранью, разорвал кожи руками. Владимир испытывает силу юного богатыря, выпустив против него разъярённого раскалённым железом быка: юноша вырывает у быка кусок мяса с кожей, сколько захватила рука. Далее описывается в эпических чертах бой богатыря с печенежским великаном. В этом летописном рассказе исследователи эпоса видят самую раннюю книжную передачу былины «киевского цикла». Впоследствии исторические черты народного сказания были забыты; герой получил имя Никиты или Кирилла и борется уже не с историческим врагом, а с фантастическим существом, змеем, похитителем девиц.

Богатырь Никита Кожемяка

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий