Гийом Аполлинер: искусствовед, сторонник Пикассо 565 слов читать ~4 мин. Раздел в процессе наполнения и корректировки

imageГийом Аполлинер в мастерской Пикассо на 11-м бульваре Клиши, осень 1910, Париж, Фото Пабло Пикассо (1881—1973)

26 августа 2020 исполняется 140 лет со дня рождения Гийома Аполлинера — французского поэта, литературного и художественного критика, журналиста.

Гийом Аполлинер считается одним из самых важных литературных деятелей начала ХХ века. Его короткая, но яркая литературная карьера повлияла на развитие таких направлений в искусстве как футуризм, кубизм, дадаизм и сюрреализм.  Богемный художник, блестящий рассказчик, гурман, военный — Гийом Аполлинер стал моделью авангардного поведения.

image
Анри Матисс. Портрет Гийома Аполлинера, 1944

Гийом Аполлинер родился 26 августа 1880 года в Риме. Его мать, дочь польского шляхтича Анжелика Костровицкая, тайно сбежала с итальянским офицером. У них было двое детей (младший Альберт), но пара так никогда и не обвенчалась. При рождении Гийома Аполлинера нарекли Вильгельмом Вонж-Костровицким, а при  крещении ему дали имя – Аполлинарий. Именно из своего церковного имени в будущем он создаст свой псевдоним. С отцом Гийом Аполлинер так никогда и не встретился, что тревожило его на протяжении многих лет. Зато с братом своего отца, доном Ромарино, мальчик провел много времени, так как дядя взял его под негласную опеку и устроил в монастырскую школу в Монако.

Весной 1899 года семья перебирается в Париж, а лето Вильгельм и Альберт проводят в Бельгии. Многие исследователи творчества Гийома Аполлинера считают, что именно бельгийский период повлиял на становление его как поэта. Здесь он узнал первую любовь и начал увлекаться фольклором.

Вернувшись в Париж, Вильгельм начал менять работы одну за другой: работал в банке, затем пошел на курсы стенографии, после чего писал в различных журналах за других авторов. Но всё это помогло ему завести полезные связи в журналистике. И вот, в 1902 году на страницах еженедельнике «Табарен» впервые появился псевдоним «Гийом Аполлинер».

За год до этого, после улучшения финансового положения, Гийом Аполлинер отправился в Германию. Здесь его ждала первая сильная любовь и первое большое разочарование. Здесь он познакомился и до беспамятства влюбился в английскую гувернантку Ани Плейден. Но, несмотря на долгие ухаживания, Ани отвергла предложение женитьбы и отправилась работать в США. После этого у Аполлинера начали явно просматриваться мотивы любовной тоски. Ани он посвятил несколько своих стихов, которые теперь читает весь мир: «Ани», «Эмигрант с Лэндор-роуд», «Кельнская дева с цветком фасоли в руке». А когда биограф Аполлинера отыскал её в Штатах, после 40-летней разлуки с поэтом, она даже и не предполагала, что её имя фигурирует в биографии этого великого человека.

Следующий любовный опыт также закончился для Гийома Аполлинера неудачей. В 1907 году он познакомился с художницей Мари Лорансен. Но после пяти лет бурного романа, девушка бросила поэта ради более удачной пассии. Этот разрыв стал для Аполлинера куда более сильным ударом, чем отказ гувернантки. Он попытался замкнуться в себе, и начал курить опиум. К счастью, вскоре душевная рана зажила, и свои чувства к Мари он изложил в романе «Убийство поэта».

Анри Руссо (1844—1910). .«Муза, вдохновляющая поэта» (1909). На картине изображены Гийом Аполлинера и Мари Лорансен.

После затяжной депрессии Гийом Аполлинер возвращается в литературу с новыми силами: его поэму «Зона» критики восприняли блестяще. А уже в 1913 году выходит знаменитый сборник поэзии «Алкоголи». И, несмотря на то, что критики набросились на сборник с негативными отзывами, он вошел в число одних из лучших поэтических сборников. Кстати, один из критиков так яростно рвал и метал, что Аполлинеру пришлось вызвать его на дуэль. Вместе со сборником «Алкоголи» вышла также книга Гийома Аполлинера «Кубисты. Эстетические размышления».

Гийом Аполлинер с Всеволодом Мейерхольдом, перед Первой мировой войной. Фото Rene Dazy

С началом Первой мировой войны, желая доказать свой истинный французский патриотизм, Гийом Аполлинер отправляется на службу в армию. И, несмотря на тонкую натуру поэта, великолепно несет службу сначала в артиллерийском полку в городе Ним, а затем в пехоте. За военные заслуги Аполлинеру присуждают Боевой крест.

Начиная с этого момента жизнь Гийома Аполлинера, как будто чувствуя свой близкий финал, начала бежать всё быстрее. 9 марта 1916 года он получил французское гражданство. Но уже 17 марта 1916 года поэт был очень серьезно ранен в голову осколком снаряда. После того как у Гийома отказала левая рука и начался паралич левой стороны тела, врачи решили пойти на риск и провести трепанацию черепа. Операция прошла удачно, но всё же отразилась на психическом здоровье поэта — он начал раздражаться буквально от каждой мелочи. Друзья начинают отмечать, что под влиянием ранения, операции и войны сущность Аполлинера изменилась.

В эти годы Аполлинер организовывает группу молодых поэтов, объединяя их творчество под направление сюрреализм. В его кружек вошли  Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон и Жан Кокто. А уже в 1917 году состоялась премьера его «сюрреалистической драмы» «Сосцы Тиресия», где впервые появился термин «сюрреализм». В ноябре этого же года он выступает с лекцией «Новое сознание и поэты».

Фото Louise Lalanne, 1909

И всё-таки удача постепенно его оставляет. В октябре вышла вторая книга новелл «Убиенный поэт», а в конце декабря группа молодых литераторов устроила банкет в честь мэтра нового направления в искусстве. Но это далеко не самые счастливые моменты последних лет жизни Гийома Аполлинера.  Весной 1917 года поэт знакомится с Жаклин Кольб, женщиной, с которой он наконец-то находит душевный покой и женится на ней. Он получает долгожданное счастье и с новыми силами вливается в работу.

Перед смертью,Гийом Аполлинер начинает создавать свои знаменитые каллиграммы (стихи, облаченные в художественную форму). Так впервые появляются так называемые идеограммы, в которых текст и текстовые образы сплавляются воедино. Таким образом он стремится придать поэзиии не только словесной, но и визуальной красоты. Последним его прижизненным изданием стал сборник «Калиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913—1918».

Гийом Аполлинер скончался 9 ноября 1918 года от испанского гриппа, так и не узнав об окончании войны. Его похороны состоялись 13 ноября в той самой церкви св. Фомы Аквинского, в которой за полгода до этого он обвенчался со своей женой. Тело его было захоронено в Париже на кладбище Пер-Лашез. Посмертно были опубликованы его роман «Сидящая женщина», сборник рассказов «Меланхолический страж», драма «Цвет времени» и переписка с Луизой де Колиньи-Шатийон «Послания к Лу».

Несмотря на то, что некоторые критики сейчас отказываются зачислять Гийома Аполлинера в ранг величайших поэтов ХХ века, его наследие подтверждено такими литературными новаторами как Филипп Супо, Луи Арагон, Жан Кокто и Гертруда Стайн. Незадолго до смерти Аполлинера писатель Жак Ваче писал Андре Бретону, на тот момент ставшему лидером сюрреалистического движения: «Аполлинер ознаменовал собой целую эпоху. Теперь мы можем творить красоту».

Использован материал Елены Яковлевой с сайта https://2queens.ru/

Музыкант из Сен-Мерри (перевод Н. Стрижевской)

Мы все выше и выше идем не касаясь ногами земли

И пока мир менялся и жил

14 симфония Шостаковича

Симфония № 14, Op.135 завершена весной 1969 года и впервые исполнена в том же году. Написана для сопрано, баса и малого струнного оркестра с ударными. В ней использованы стихи четырех авторов: Федерико Гарсиа Лорки, Гийома Аполлинера, Вильгельма Кюхельбекера и Райнера Мария Рильке. Стихи Аполлинера занимают центральное место — шесть из одиннадцати частей симфонии. В 1967 году в Советском Союзе впервые вышла книга поэзии Аполлинера в переводе Михаила Кудинова, которая и привлекла внимание композитора.

Все тексты так или иначе связаны с темой смерти, особенно несправедливой или преждевременной. Стихотворения звучат по-русски, хотя две другие версии существуют с текстами, переведёнными с русского либо на их первоначальные языки, либо на немецкий язык. Симфония посвящена Бенджамену Бриттену.

Симфония была впервые исполнена в Ленинграде 29 сентября 1969 г. Московским камерным оркестром под управлением Рудольфа Баршая, солисты — сопрано Галина Вишневская и Маргарита Мирошникова, басы Марк Решетин и Евгений Владимиров. 6 октября того же года симфония была исполнена в Москве. Вокальные партии исполняли Галина Вишневская и Евгений Владимиров.

Д. Шостакович. Симфония № 14, Op.135

  1. De profundis /Де профундис/ — Adagio (Федерико Гарсиа Лорка, перевод И. Тыняновой)
  2. Malagueña /Малагенья/ — Allegretto. Attacca (Федерико Гарсиа Лорка, перевод А. Гелескула)
  3. Loreley /Лорелея/ — Allegro molto — Adagio — a tempo. Attacca (Гийом Аполлинер, перевод М. Кудинова)
  4. Le Suicidé /Самоубийца/ — Adagio (Гийом Аполлинер, перевод М. Кудинова)
  5. Les Attentives /Начеку/ — Allegretto — Adagio — Allegretto. Attacca (Гийом Аполлинер, перевод М. Кудинова)
  6. Madame /Мадам, посмотрите!/ — Adagio. Attacca (Гийом Аполлинер, перевод М. Кудинова)
  7. À la Santé /В тюрьме Сантэ/ — Adagio (Гийом Аполлинер, перевод М. Кудинова)
  8. Réponse des Cosaques Zaporogues au Sultan de Constantinople /Ответ запорожских казаков константинопольскому султану/ — Allegro. Attacca (Гийом Аполлинер, перевод М. Кудинова)
  9. О Дельвиг, Дельвиг! — Basse (Вильгельм Кюхельбекер)
  10. Der Tod des Dichters /Смерть поэта/ — largo. Attacca (Райнер Мария Рильке, перевод Т. Сильман)
  11. Schlußstück /Заключение/ — Moderato (Райнер Мария Рильке, перевод Т. Сильман)

14 симфония. Тексты Гийома Аполлинера

3. ЛОРЕЛЕЯ

4. САМОУБИЙЦА

5. НАЧЕКУ

6. МАДАМ, ПОСМОТРИТЕ!

7. В ТЮРЬМЕ САНТЭ

8. ОТВЕТ ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКОВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОМУ СУЛТАНУ

«МО»

We use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy

ГИЙОМ АПОЛЛИНЕР (1880-1918)

31 августа 1880 года неизвестная женщина в сопровождении двух свидетелей явилась в одно из римских отделений полиции и сделала заявление, что нашла на улице подброшенного младенца. Она готова была усыновить мальчика. 29 сентября того же года найденыша крестили и дали ему имя Джульемо Альберто Дульчини. А 2 ноября объявилась настоящая мать ребенка – обедневшая польская аристократка Ангелика Костровицкая. Она потребовала вернуть ей сына. Где женщина была все это время и как мальчик оказался у порога чужого дома, осталось невыясненным. По заявлению матери, ребенок родился 25 августа 1880 года. Эта дата и считается днем рождения великого французского поэта, отца-основоположника современной европейской поэзии (это можно утверждать с полным правом), выдающегося теоретика искусств Вильгельма-Альберта-Владимира-Александра-Аполлинария Костровицкого, более известного под избранным им псевдонимом Гийом Аполлинер.

Мать поэта была дочерью отставного польского офицера русской армии. Дама свободных нравов, она вела разгульный и одновременно скрытный образ жизни. Мы почти ничего не знаем о ее прошлом. По сводным данным исследователей жизни Аполлинера, предполагается, что дед поэта по материнской линии был участником польского восстания 1863 года, вынужден был бежать в Италию чуть ли не из Сибири и служил при дворе папы римского. Об Ангелике Костровицкой известно совершенно точно, что в 1880 году ей было двадцать два года, что она любила своих сыновей (у Аполлинера был младший брат Альбер, которого мать тоже первоначально бросила на улице, а затем вернула), но загулы ее могли длиться месяцами, при этом она не появлялась дома и забывала о существовании детей. Ангелика необычайно удачно играла в рулетку, проигрывала она столь редко, что в конце концов попала под подозрение и в игральных заведениях Европы ее объявили мошенницей и авантюристкой.

Тайной остается имя отца поэта. Большой любитель мистификаций, Аполлинер нередко сам подпускал тумана в историю своего происхождения. Иногда он рассказывал, что отцом его был папа римский Лев XIII или кардинал римской курии, порой сетовал на отца-еврея, а порой намекал, что настоящий его отец – князь Монако Гримальди. Более реальная версия – отцом поэта был итальянский офицер Франческо Флуджи д’Аспермонт, однако точных доказательств этому не существует.

Детство Аполлинер провел в Монако. Мать с успехом играла в рулетку, а мальчик учился в лицее Сен-Шарль. По окончании лицея молодой человек поступил в коллеж Станислава в Каннах, но в 1896 году был оттуда изгнан за хранение и чтение запрещенных книг фривольного содержания. Аполлинер перебрался в Ниццу и продолжил там учебу в классе риторики лицея Массена. Здесь начинающий поэт и его товарищ по лицею Анж Туссен-Люка стали издавать рукописный журнал, в котором Вильгельм – так звали Аполлинера домашние – выступил под псевдонимом Гийом Макабр (Гийом Мрачный).

Тогда же к Аполлинеру пришла первая любовь. Случилось это летом 1899 года, когда мать отправила его с братом в пансионат бельгийского городка Ставло, на каникулы. Молодой человек влюбился в юную валлонку Марей (Марию Дюбуа). Ей он посвятил свой первый серьезный поэтический цикл «Ставло». Эти стихи были опубликованы лишь через пятьдесят лет, когда Мария Дюбуа сама передала издателю пачку перевязанных ленточкой листков. Так начинался поэт Аполлинер, вошедший в мир высокой поэзии прежде всего как творец изысканной любовной лирики.

История с Марей закончилась весьма неожиданно. Мать юноши в очередной раз оказалась на финансовой мели и велела сыновьям тайком сбежать из пансионата, не заплатив хозяину. Связь с девушкой, само собой разумеется, прервалась.

В 1898 году Аполлинер покинул материнский дом и переехал на постоянное жительство в Париж. Здесь через два года в «Матэн» появилась первая официальная публикация Аполлинера – фельетон «Что делать?» – и началась его литературная карьера. Материального благополучия она не принесла. Молодой человек был вынужден постоянно искать себе более надежный заработок. Он сменил много мест работы – побывал и журналистом, и даже мелким банковским служащим. Эти годы связаны с несколькими любовными историями, оказавшими значительное влияние на творчество Аполлинера.

В конце 1900 – начале 1901 года Гийом влюбился в шестнадцатилетнюю Линду Молина да Сильва, темноволосую, очаровательно шепелявившую красавицу, которую очень смущало внимание Вильгельма. Этой любви Аполлинер посвятил особый цикл лирических стихотворений – каждое произведение было написано на обороте почтовой открытки, которые с апреля по июнь 1901 года поэт регулярно посылал возлюбленной, отправившейся отдыхать на юг Франции. В этом цикле Аполлинер уже выступал как профессионал, здесь есть и акростих, и триолет, и терцины, и мадригал, и элегия. Линда тоже сохранила все послания поэта, благодаря чему стихи были опубликованы уже после его кончины в посмертном сборнике «Что есть». Роман завершился летом того же года, Аполлинер охладел к Линде.

Поиски заработка привели поэта в Германию, где он устроился учителем французского языка к малолетней дочери графини Элеоноры Мильгау Габриэль. Гувернанткой девочки служила англичанка Анни Плейден. Молодой человек страстно влюбился в девицу, но не сумел добиться взаимности. Некоторые исследователи утверждают, что именно эта безответная страсть сделала Аполлинера великим поэтом. Своей любовью он преследовал Анни по всей Европе, пока предмет его страсти не сбежала в Америку. Созданный во время бурного развития романа стихотворный цикл «Рейнские стихи» стал лучшей частью первого поэтического сборника Аполлинера «Алкоголи».

В 1902 году поэт вернулся в Париж, и в его жизни начался так называемый период belle epoque – «прекрасная эпоха». Аполлинер поселился на Монмартре. Здесь в кафе «Прачечная на плоту» сложился блестящий «триумвират» – на многие годы подружились поэты Гийом Аполлинер Макс Жакоб и художник Пабло Пикассо. Со временем друзья переселились на Монпарнас. Это было время слома и смены традиционных эстетических представлений, и триумвират сыграл в данном случае выдающуюся историческую роль.

В 1907 году Пикассо познакомил Аполлинера с художницей Мари Лорансен. Ей было двадцать два, поэту – двадцать семь. Вместе они прожили пять лет, самый творчески активный для Гийома период. Он много писал и много публиковал, однако всерьез с ним еще никто не считался. Аполлинер сам этому во многом способствовал. Достаточно вспомнить историю 1909 года, когда в прессе стали появляться статьи и стихи некоей Луизы Лаланн. Читатели были в восторге от незаурядного ума и таланта девицы! Каково же было всеобщее удивление и возмущение, когда публикации Лаланн оказались шуткой малопочтенного Аполлинера, автора полупорнаграфических рассказов и садо-мазохистского романа «Одиннадцать тысяч розог» (1907). Позже эротические рассказы поэта были собраны в книгу «Ересиарх и К°», которую писатель Элемир Бурж выдвинул на Гонкуровскую премию.

В 1911 году вышел первый сборник стихов поэта «Бестиарий, или Кортеж Орфея». Это были рифмованные, главным образом посвященные животным, четверостишия с иллюстрациями художника Дюфи.

Как раз ко времени выхода «Бестиария» начался сложнейший период в жизни Аполлинера. Наступил кризис в отношениях с Мари Лорансен. То и дело происходили скандалы и дамские истерики. В конце концов художница ушла от любовника. Аполлинер тяжело переживал разрыв…

Но здесь мы вынуждены рассказать о второй – тайной – жизни великого поэта, без чего невозможно понять ни последующие события, ни само его творчество. Известно, что, едва поселившись в Париже, Аполлинер стал посещать самые злачные места города в поисках мальчиков для нетрадиционных отношений. Долгое время связи были случайные и кратковременные, но в 1904 году под мостом Мирабо – традиционном месте подобных знакомств – состоялась роковая во многих отношениях встреча поэта с Жери Пьере. Сын адвоката из Брюсселя, блестяще образованный – свободно говорил на всех европейских языках, знал латынь и древнегреческий – юноша оказался прирожденным жуликом и воришкой. В Париже Пьере скрывался от полиции, а на жизнь подрабатывал мелкими махинациями и торговлей кокаином. Он был строен, красив, умен, пленял небрежностью манер и своеобразным шармом. Аполлинер влюбился в Пьере, и тот поселился в доме поэта на правах друга и личного секретаря. На деле молодой человек выполнял функции хозяйки дома, вплоть до заведования кухней и организации постирушек. Пьере стал прототипом Иньясе Д’Ормезана из «Ересиарха и К°» и главного героя «Одиннадцати тысяч розог».

В ночь с 20 на 21 августа 1911 года из Лувра была похищена картина великого Леонардо да Винчи «Монна Лиза». Культурный мир был потрясен, но, как и принято в мире капитала, каждый пытался нажиться на случившемся несчастье. В частности, газета «Пари Журналь», в целях привлечения читателей объявила награду в 50 000 франков за информацию о похитителях. Вскоре в редакцию пришло письмо за подписью «Вор». Автор писал, что в краже повинна администрация Лувра, поскольку он лично неоднократно крал из музея старинные иберийские статуэтки и продавал их оптом некоему художнику (позже выяснилось, что покупателем был Пикассо), но никто этого до сих пор не заметил. Началось следствие, и вскоре стало известно, что автором статьи и «Вором» является Жери Пьере. Еще до того, как секрет Вора был раскрыт, Аполлинер спровадил молодого человека в Марсель, а оттуда в Александрию. Однако самого поэта арестовали 17 сентября 1911 года, обвинили в сокрытии краденого и посадили в следственную тюрьму. Привлекли к следствию и Пикассо, который, увидев Аполлинера на очной ставке в наручниках, заявил, что впервые видит этого человека. В ходе следствия выяснилось, что Аполлинер и Пикассо знали о проделках воришки, но не мешали ему, а художник даже покупал понравившиеся ему статуэтки – их набралось у Пикассо, по воспоминаниям его жены, два чемодана! Знал обо всем и будущий лауреат Нобелевской премии романист Андрэ Жид, который советовал друзьям избавиться от краденого, но не более того.

Кто-то из влиятельных коллекционеров заступился за Пикассо, и художник вышел из этой истории без малейших последствий. Пьере занялся своими махинациями в Африке. Несчастный Аполлинер сидел в тюрьме до 12 октября и подвергся там жесточайшим для интеллигента унижениям. Освободили его по ходатайству писательской общественности Франции, но угроза высылки из страны впоследствии висела над поэтом не один год.

Похититель Джоконды столяр-итальянец Винченцо Перуджиа был арестован во Флоренции 14 декабря 1913 года. Итальянцы вернули картину в Лувр.

История с «Джокондой» вынудила брата поэта, Альбера, работавшего банковским служащим, уехать в Мексику. За ним последовала негодовавшая на старшего сына Ангелика Костровицкая.

В ноябре и декабре 1912 года были опубликованы два стихотворения Аполлинера – «Зона» и «Вандемьер». Именно ими, как утверждает литературоведение, открылась эпоха современной поэзии. В апреле 1913 года появился второй прижизненный сборник поэта «Алкоголи» (иногда переводится как «Спирты»). Помимо названных стихотворений в сборник вошел еще один шедевр – «Мост Мирабо». До сих пор неизвестно, какому событию посвящено это произведение – расставанию с Мари Лорансен или разлуке с Жери Пьере (переписка авантюриста и поэта продолжалась вплоть до их почти одновременной кончины).

В том же 1913 году Аполлинер выступал как выдающийся теоретик искусства. Выход книги Аполлинера «Эстетические размышления. Художники-кубисты» считается днем рождения кубизма. Поэт описал кубизм в творчестве Пикассо, аналитический кубизм Брака, синтетический кубизм Хуана Гри, кубические тенденции в творчестве ряда других художников.

Когда началась Первая мировая война, Аполлинер пошел добровольцем на фронт. Как человек легкомысленный, он рассчитывал получить благодаря этому французское гражданство. 5 декабря 1914 года поэт был зачислен в 38-й артиллерийский полк, расквартированный на юге Франции, в Ниме. С апреля 1915 года почти год он провел на передовой, был повышен в чине. Война не помешала Аполлинеру влюбляться и творить. На фронте им были созданы «Послания к Лу», в которых поэт признался в страсти к великосветской красавице Луизе Колиньи-Шатийон, но дама отвергла его притязания.

19 марта 1916 года Аполлинер получил долгожданное гражданство, а 17 марта был ранен в голову и перенес сложнейшую операцию на черепе.

Вернувшись из госпиталя, поэт вновь бросился в вулкан культурной жизни Парижа. К Аполлинеру пришло признание: он сотрудничал со множеством журналов, готовил к изданию новые книги. Вышел в свет его итоговый поэтический сборник «Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916». Здесь поэт возродил старинную технику «граффити» (надписей), создавая при помощи стихотворных строк разнообразные рисунки.

В июне 1917 года в театре Рене Мобеля на Монмартре состоялась премьера пьесы Аполлинера «Груди Тиресия» (другой перевод «Соски Тересия»). В предисловии к пьесе автор впервые сформулировал столь важное для современной культуры и философии понятие, как «сюрреализм», то есть сверхреализм, источником которого является подсознание (инстинкты, сновидения, галлюцинации). «Груди Тересия» стали первой в истории пьесой Театра абсурда.

В начале 1918 года Аполлинер женился на рыжекудрой красавице Жаклин Кольб. Тогда же стало известно, что пропал без вести офицер бельгийской армии Жери Пьере. Тогда же Аполлинер создал свое последнее произведение мистерию-буфф «Цвет времени». На сцене эту пьесу поэт уже не увидел.

В конце октября 1918 года поэт заболел испанкой. Болезнь была усугублена фронтовой раной. Близился конец войны и Германской империи. По улицам бегали возбужденные толпы, вопившие:

– Смерть Гийому! Смерть Гийому!

Французы проклинали императора Вильгельма II, а метавшемуся в горячке Аполлинеру казалось, что все требуют его смерти. В бреду он спрашивал:

– За что? За что?…

В ночь на 9 ноября 1918 году Гийома Аполлинера не стало. В эту же ночь Германия капитулировала, и закончилась Первая мировая война.

Через месяц почти одновременно ушли из жизни Альбер и Ангелика Костровицкие. Умерла вся семья поэта. Осталась только вдова Жаклин Аполлинер. Друзья поэта рассказывали, что Гийом не раз являлся им в видениях.

К сегодняшнему дню на русском языке вышло практически все, что было опубликовано из творчества поэта во Франции. Наиболее часто переиздаются переводы Михаила Кудинова, Михаила Яснова, Вадима Козового, Булата Окуджавы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

10:55 26.08.2010 Читать ria.ru в

26 августа исполняется 130 лет со дня рождения французского поэта Гийома Аполлинера.

Французский поэт Гийом Аполлинер (Guillaume Apollinaire, настоящее имя – Вильгельм Альберт Владимир Аполлинарий Костровицкий) родился 26 августа 1880 г. в Риме.

Его мать – Анжелика Костровицкая, российская подданная, дочь польского офицера Михаила Аполлинария Кастровицкого, бежавшего в Италию после Польского восстания 1863-1864 гг., отец неизвестен.

В 1887 г. вместе с матерью и младшим братом Гийом переехал в княжество Монако. Учился в монакском религиозном коллеже Св. Карла. В 1896-1897 гг. в течение пяти месяцев посещал лицей в Ницце, затем поступил в лицей Станислава в Каннах.

В 1899 г. семья Кастровицких обосновалась в Париже, где будущий поэт устроился служащим банковской конторы. В 1901-1902 гг. он работал в Германии в качестве воспитателя в немецкой семье. В 1902 г. вернулся в Париж, стал редактором финансового издания “Спутник рантье”. Занялся журналистской деятельностью, писал небольшие статьи для журналов “Европеец”, “Солнце”, “Мессидор”, “Социальная демократия”. В том же году опубликовал несколько стихотворений и рассказов, один из которых – “Ересиарх” – был подписан псевдонимом Гийом Аполлинер.

Завязал узы дружбы с поэтами Максом Жакобом и Андре Сальмоном, вместе с ними основал в 1903 г. журнал “Эзопово празднество”, просуществовавший до 1904 г. (вышло восемь номеров).

Аполлинер стал завсегдатаем литературных кафе, познакомился с плеядой признанных мэтров и будущих знаменитостей – Жаном Мореасом, Полем Фором, Альфредом Жарри, Морисом де Вламинком, Андре Дереном, Анри Руссо и многими другими. В 1905 г. произошла его встреча с Пабло Пикассо, которая, как считают, имела немалое значение для судеб искусства XX века.

Печатался в журнале “Стихи и проза”, издаваемом поэтом-символистом Полем Фором. Ради заработка Аполлинер писал эротические романы, самый известный из которых – “Одиннадцать тысяч розог”, опубликованный в 1907 г. Выступал с лекциями в Салоне независимых художников о поэтах и поэзии.

С 1909 г. стал вести рубрику художественной критики в журналах “Непримиримый” и “Французский Меркурий”, большой резонанс вызвала его статья “Поэзия символистов”.

В мае 1909 г. Гийом Аполлинер опубликовал поэму “Песнь несчастного в любви”, в декабре – поэтическую прозу “Гниющий чародей”, в 1910 г. – сборник рассказов “Ересиарх и компания”, в марте 1911 г. – свой первый стихотворный сборник “Бестиарий, или Кортеж Орфея”. Открыл в журнале “Французский Меркурий” раздел “Курьезы”, который вел до самой смерти.

7 сентября 1911 г. по ложному обвинению Аполлинер был заключен в парижскую тюрьму Санте, 12 сентября отпущен за отсутствием состава преступления.

В 1912 г. вместе с друзьями он основал журнал “Парижские вечера” (с 1913 г. был его директором), призванный информировать публику о новых тенденциях в поэзии и живописи.

В феврале 1912 г. напечатал самое лирическое из своих стихотворений “Мост Мирабо”, а в декабре – поэму “Зона”, которая выдвинула его на первое место среди современных поэтов.

В июне 1913 г. по следам февральской выставки итальянских футуристов Аполлинер написал статью “Футуристическая антитрадиция”. В мае 1913 г. он выпустил книгу “Художники-кубисты: Размышления об искусстве”, где доказывал право каждого художника на творческий поиск. После ее выхода Аполлинер был признан глашатаем и теоретиком кубизма.

Тогда же он издал сборник стихов “Алкоголи” (Alcools), который он писал с 1898 г. Пятьдесят стихотворений сборника не отмечены какой-то единой стилевой направленностью, они включали элементы футуризма и демонстрировали тематическую и стилистическую многосторонность автора. Этот сборник, как и “Размышления об искусстве”, рассматривались поэтами‑модернистами в качестве программных. “Алкоголи” утвердили беспунктуационное письмо, которое Аполлинер впервые использовал в “Зоне”.

После начала Первой мировой войны Гийом Аполлинер обратился с просьбой о предоставлении ему французского гражданства и отправке на фронт. 6 декабря 1914 г. он был мобилизован и определен в артиллерийский полк в Ниме. Подал прошение о переводе его на передовую, в апреле 1915 г. послан в Шампань, служил в пехотных войсках под Реймсом. Находясь в окопах, регулярно посылал во “Французский Меркурий” очерки о ходе военных действий и стихотворения. 10 марта 1916 г. Аполлинер наконец получил французское гражданство.

17 марта он был ранен в череп осколком снаряда, в мае перенес операцию трепанации черепа. После демобилизации возвратился в Париж, где погрузился в активную творческую деятельность.

Его первые военные стихи, адресованные “прекрасной даме”, в традициях куртуазной лирики были окрашены воинственным презрением к врагу (сборник “Послания к Лу”, 1915, изд. 1955).

В 1916 г. выпустил сборник рассказов “Убийство поэта”, в одном из них смоделировал универсальный образ судьбы поэта, отданного на растерзание толпе.

Аполлинер также пробовал себя в качестве драматурга: в июне 1917 г. он осуществил постановку своей пьесы ” Сосцы Тирезия”, которая, посредством ирреальности происходящего, особых декораций, танцев, акробатики и шумов, была призвана показать авторское представление “тотального театра”. Эта пьеса, на основании новой эстетической формы, считается началом театра абсурда.

В декабре 1917 г. Аполлинер выступил с лекцией “Новое сознание и поэты”, ставшей его поэтическим завещанием. В 1917-1918 гг. он активно публиковался в журналах, подготовил несколько сценариев для фильмов, написал две пьесы и комедию “Казанова”.

В 1918 г. появился сборник “Каллиграммы”. Аполлинер организовал стихи визуально и, таким образом, впервые создал так называемые “лирические идеограммы”, в которых текст и текстовые образы сплавляются воедино.

Умер Гийом Аполлинер в Париже 9 ноября 1918 г., заразившись испанкой, в возрасте 38 лет. Похоронен 13 ноября на кладбище Пер-Лашез.

Вскоре после его смерти вышел том рассказов “Ересиарх и К” (“L’heresiarque et Cie”, 1920), в которых действительность и выдумка сплетались в новую фантастическую реальность.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Для поколений французских поэтов и читателей с именем Гийома Аполлинера связаны революционное преобразование французского стиха и песенное, лирическое начало.

image Гийом Аполлинер

Гийом Аполлинер (настоящее имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий) был незаконнорождённым сыном польки Анжелики Костровицкой, несколько лет жившей в Италии. В мэрии его зарегистрировали как ребёнка неустановленных родителей. Отсутствие официального статуса и прежде всего французского гражданства долгие годы омрачало его существование и порой делало объектом клеветы и ложных обвинений.

В Первую мировую войну Аполлинер провёл почти год на передовой (это принесло ему долгожданное французское гражданство), был ранен. После госпиталя вновь вернулся к литературной жизни, вскоре женился, но через полгода умер от гриппа.

image А. Руссо. Муза, вдохновляющая поэта. 1909 г. (Поэт — Г. Аполлинер.)

Аполлинер начал публиковать стихи и статьи в журналах в 1901 г. В 1909 г. совместно с другом, художником Андре Дереном, он издал книгу «Гниющий чародей». В основу сюжета легла старинная легенда о волшебнике Мерлине, сыне земной женщины и дьявола, и озёрной деве Вивиане, обманом завлёкшей чародея в лес и заточившей его живым в могилу, где гниёт его тело, пока душа жива. Для изложения этой истории поэт обращается к средневековому жанру диалога, который ведут над могилой Мерлина всевозможные живые существа и призраки, собравшиеся на волшебный звук его голоса.

В 1911 г. выходит «Бестиарий, или Кортеж Орфея». Подобно тому как в средневековых бестиариях описывались различные животные, воплощавшие человеческие пороки, с последующим назиданием, Аполлинер в своих поэтических миниатюрах даёт краткие изображения зверей, а затем иронический или философский комментарий. Так, дельфин, резвящийся в морской воде, наводит поэта на размышления о смене радости и горя в его собственной судьбе:

«Дельфин» (перевод М. Д. Яснова)

Заглавие «Алкоголи» продолжает традицию, идущую от Бодлера и Рембо, поэтически воспевших опьянение. Важна также связь алкоголя с огнём, одним из центральных символов книги

Все эти миниатюры объединяются вокруг образа Орфея — легендарного поэта, обладавшего уникальным даром зачаровывать животных звуками своей лиры.

image Шагал и Аполлинер. Рисунок М. Шагала

В 1913 г. увидела свет книга стихов «Алкоголи». Сборник поразил читателей своим новаторством: Аполлинер решительно отказался от знаков препинания, считая, что подлинная пунктуация в поэзии — это ритм и паузы стиха. Так теперь пишут многие французские поэты. Читателей пленил лиризм сборника, в нём услышали отзвуки народных песен и музыкальной и образной системы Поля Верлена.

Одно из самых знаменитых стихотворений «Алкоголей» — «Мост Мирабо» (1912 г.). Время, уносящее с собой любовь, изменчиво и быстротечно. Поэт стремится противопоставить ему нечто незыблемое. Таков мост Мирабо, таковы чувства поэта:

image М. Лорансен. Алкоголи

Две последние строки повторяются в стихотворении и становятся его рефреном. К сожалению, приводимый перевод искажает смысл рефрена, так как в оригинале последовательность обратная: «Дни уходят, я остаюсь».

image Р. Дюфи. Иллюстрация к книге Г. Аполлинера «Бестиарий, или Кортеж Орфея»

Живописен образ «моста наших рук», который поэт стремится построить над теми же волнами Сены, но вместе с ними уходит и любовь («Ни прошедшее время / Ни любовь не возвращается»).

Тема несчастливой любви — ключевая в творчестве Аполлинера. Она воплотилась и в другом произведении сборника — в «Песне несчастного в любви» (дословно: «плохо любимого»), «Песня» состоит из нескольких частей, одна из которых — письмо запорожцев турецкому султану, приводимое в качестве примера верности. Части сильно отличаются друг от друга. Стремление свести воедино разные жанры и традиции — характерная черта поэзии Аполлинера.

«Каллиграмма» — слою, созданное Аполлинером, возможно, из существующих «каллиграфия» (греч. «красивый почерк») и «идеограмма», как назывались в то время подобные стихотворения

Следующий его поэтический сборник — «Каллиграммы» (1918 г.) — был значительно более новаторским. Каллиграммы — произведения, находящиеся на пересечении поэзии и изобразительного искусства; в них поэт, нетрадиционно располагая строки и используя разные шрифты, экспериментирует с тем, как стихотворение должно выглядеть на бумаге.

Книга, задуманная Аполлинером ещё до войны, в 1914 г., должна была называться «И я тоже живописец». Но издание 1918 г. было более объёмно, оно отразило и военный опыт поэта. Не случайно его полное название — «Каллиграммы. Стихи мира и войны».

image Каллиграмма Г. Аполлинера «Зарезанная голубка и фонтан». Этот образ был использован П. Пикассо в его рисунке «Голубь мира»

Стремясь к сближению с живописью, Аполлинер существенно отклоняется от традиционной метрической формы французского стиха: нет ни силлабического метра, ни рифмы. Вместо строф — абзацы, организованные вокруг определённой темы или образа. Перечислительная интонация, объединяющая разные явления, становится важным художественным приёмом. Всё, что укладывается в одну строку (событие, реплика, художественное обобщение), оказывается равноценным, поскольку строки по значению равны между собой.

«Понедельник улица Кристины» (перевод М. Д. Яснова)

В изображении войны Аполлинер невероятно чуток Он замечает красоту ракеты ночью, озаряющей лес вокруг, и смерть, которую она несёт. Всё это соединяется в причудливый сплав:

«Апрельская ночь 1915» (перевод Ю. Б. Корнеева)

Гийом Аполлинер вошёл в историю французской литературы как новатор. В его творчестве в равной мере отражены и традиционные для французской поэзии темы, и новые, до того считавшиеся недостойными внимания поэтов. Строки из статьи Аполлинера с показательным названием «Новое сознание и поэты» звучат как манифест поэзии Нового времени: «Поэзия и творчество тождественны, поэтом должно называть лишь того, кто изобретает, того, кто творит, — поскольку вообще человек способен творить».

Поделиться ссылкой

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий