Герберт Спенсер биография философа кратко

Биография

Во второй половине XIX столетия Герберт Спенсер входил в число ключевых фигур философской мысли. Еще при жизни почитатели сравнивали его с Кантом и Аристотелем. Однако большая часть современников Спенсера не смогла по достоинству оценить его идеи. О том, какой колоссальный вклад внес этот британский мыслитель в развитие философии и социологии, заговорили только в XX веке, и в наши дни его научное наследие активно переосмысливается.

Детство и юность

Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби, графство Девоншир. Будущий философ рос в семье школьного учителя. Родители Спенсера, помимо него, произвели на свет еще шестерых детей, пятеро из которых скончались еще в младенчестве.

image
Герберт Спенсер

Герберт не отличался крепким здоровьем, поэтому отец решил не отдавать сына в школу и лично занялся его воспитанием и образованием. Мальчик перенял от родителя и знания, и личные качества: в автобиографических заметках философ утверждал, что пунктуальности, самостоятельности, строгому следованию своим принципам он научился у отца.

Разрабатывая для сына образовательную программу, Спенсер-старший тщательно подошел к подбору литературы. Герберт быстро пристрастился к чтению, и, хотя его успехи по школьным предметам нельзя было назвать блестящими, мальчику нельзя было отказать в любознательности, богатой фантазии и наблюдательности.

В 13 лет родители собирались отправить его к дяде – тот готов был взять на себя подготовку юноши к поступлению в Кембридж. Однако Спенсер, скептически относившийся к формальному образованию, не стал поступать в университет.

image
Герберт Спенсер в молодости

Осенью 1837 года Герберт, устроившись на должность железнодорожного инженера, перебрался в Лондон. Но уже спустя 3 года он покинул столицу и вернулся домой. Там Спенсер попробовал силы в изучении математики, но, поскольку с точными науками у него не складывалось, быстро охладел к этой затее. Зато в юноше проснулся интерес к публицистике. В радикальной газете “Нонконформист” он опубликовал 12 статей на политические и социальные темы. В 1843 году они вышли отдельной книгой.

В последующие годы Герберт жил между Лондоном и Бирмингемом, пробуя себя в самых разных сферах деятельности. Он писал пьесы, стихи и поэмы, издавал собственный журнал, работал инженером и архитектором. При этом молодой человек не прекращал учиться, знакомился с работами британских и немецких мыслителей и готовился издать собственную книгу.

Философия и социология

Первая работа Спенсера, озаглавленная как “Социальная статика”, вышла в свет в 1851 году. В ней философ выступил как основоположник теории справедливости, которая впоследствии получила развитие в других его трудах. Основу книги составило рассуждение о том, каким образом можно поддерживать равновесие в государстве. Герберт полагал, что такой баланс возможен в том случае, если социальное устройство подчиняется законом свободы и вытекающей из них системе справедливости.

Начинающий социолог Герберт Спенсер

Читающая публика встретила “Социальную статику” благосклонно, однако сам автор решил, что не все смогли должным образом оценить глубину его работы. Зато сочинение Спенсера привлекло внимание видных британских специалистов, в число которых вошли Томас Гексли, Джордж Элиот, Стюарт Милль.

Общаясь с ними, Герберт открывал для себя новые имена в современной философии – один из новых товарищей, Милль, познакомил его с трудами Огюста Конта. Обнаружив, что некоторые идеи француза перекликаются с его собственными, мыслитель почувствовал себя уязвленным. Впоследствии Спенсер неоднократно подчеркивал, что Конт не оказал ни малейшего влияния на его взгляды.

Портрет Герберта Спенсера

В 1855 году вышел трактат “Основания психологии”, изданный в двух томах. В нем Герберт описал собственную концепцию ассоциативной психологии. Эта работа далась автору нелегко, отняла много душевных и физических сил. В написанной им самим биографии мыслитель признавался, что под конец его нервы пришли в ужасное состояние и он едва завершил сочинение. Но на этом испытания не закончились. “Основания психологии” не вызвали у читателей пристального интереса, затраты не издание не окупились, и Спенсер остался без средств к существованию.

На помощь пришли друзья, организовавшие предварительную подписку на “Систему синтетической философии” – огромного труда, в который Герберт вложил всего себя. Процесс работы оказался для мужчины болезненным – давало о себе знать переутомление, постигшее его еще во времена “Основания психологии”. Тем не менее, в 1862 году в свет вышла первая часть, получившая название “Основные начала”. В 1864-м и 1866-м были изданы два тома “Оснований биологии”.

Философ Герберт Спенсер

На родине философа оба сочинения не снискали успеха, зато ими заинтересовались читатели из России и Америки. Поклонники Спенсера из Нового Света даже прислали удрученному убытками автору чек на $7 тыс., чтобы он покрыл расходы на издание и продолжил выпуск задуманной серии книг. Друзьям пришлось потрудиться, чтобы уговорить Герберта принять эти средства. Мыслитель до последнего отказывался от щедрой денежной помощи, но в итоге сдался.

В 1870 и 1872 годах вышли “Основания психологии”. При этом Спенсер успевал работать над другим сочинением, посвященным социологии. Правда, собирать необходимый материал в одиночку он уже не мог – с возрастом зрение философа ухудшилось настолько, что пришлось нанять секретаря.

Бюст Герберта Спенсера

Вместе они систематизировали данные о социальных институтах разных народов, занося сведения в специальные таблицы. Материал показался Герберту настолько самоценным, что он решил опубликовать его отдельной книгой. Первая часть “Описательной социологии” вышла в свет в 1871 году, издание других 7 томов продолжалось до 1880-го.

Первой книгой, принесшей Спенсеру коммерческий успех, стало “Изучение социологии” (1873). Ею он хотел предварить выпуск “Оснований социологии” (1877-1896) – по задумке автора, требовалось своеобразное введение, которое позволило бы читателям разобраться в новой науке. Последними работами Герберта стали “Основания этики” (1879-1893), труд, поставивший точку в “Системе синтетической философии”.

Книга Герберта Спенсера «Основные начала»

Британский мыслитель придерживался позитивизма – философского течения, зародившегося во Франции. Его последователи полагали, что классическая метафизика не в состоянии дать ответы на насущные вопросы современной науки. Их не интересовали недостижимые, умозрительные знания, куда большую ценность они видели в эмпирических исследованиях. Спенсер, наряду с основоположником течения Огюстом Контом и Джоном Миллем, стал представителем первой волны позитивизма.

Широкое распространение получила разработанная Гербертом теория эволюции. Согласно ей, эволюция – это основной закон развития, присущий всем явлениям. Ей свойственны переходы от бессвязности к связности, от однородного к разнородному и от определенного к неопределенному. Конечным этапом эволюции по Спенсеру становится равновесие – к примеру, прогрессивных и консервативных сил в обществе. Эту теорию философ применял для анализа социальных, биологических, психологических и других явлений.

Философ Герберт Спенсер

Также Герберт выступил автором органической теории. Общество представлялось ему как живой организм, который увеличивается в массе, усложняется, живет как единое целое, вместе с тем отдельные клетки (в социуме их аналогом выступают люди) непрерывно меняются: одни умирают, но на смену приходят новые. Государственные институты философ сравнивал с отдельными частями организма, выполняющими те или иные функции.

Помимо монументального труда “Система синтетической философии”, Спенсер издал ряд книг, среди которых – “Надлежащие границы государственной власти” (1843), “Человек и государство” (1884), “Факты и комментарии” (1902) и другие.

Личная жизнь

О личной жизни философа известно не так много. Главная причина его одиночества кроется в том, что всего себя Герберт посвятил работе. В 1851 году приятели мыслителя, присмотрев для него подходящую жену, вознамерились отправить его под венец.

Портрет Герберта Спенсера

Однако этим планам не суждено было реализоваться – познакомившись с девушкой, Спенсер отказался от брака. Это решение он обосновал тем, что невеста “слишком развита”. В дальнейшем Герберт так и не создал собственную семью, все его помыслы обратились к науке и книгам.

Смерть

Герберт Спенсер скончался 8 декабря 1903 года в Брайтоне. Его похоронили на Хайгейтском кладбище в Лондоне, по соседству с прахом другого выдающегося философа XIX столетия – Карла Маркса. Смерти британского мыслителя предшествовали годы болезни – под конец жизни он уже не вставал с постели.

Могила Герберта Спенсера на Хайгейтском кладбище

Написанная им “Автобиография” была издана в 1904 году, и читатели смели книги с прилавков. Об этом сочинении Спенсера говорили еще задолго до выхода в свет, к издателям поступали многочисленные предзаказы. В первый же день продаж “Автобиографию” раскупили подчистую, читающую публику не смутила даже внушительная цена.

Библиография

  • 1842 – “Надлежащие границы государственной власти”
  • 1851 – “Социальная статика”
  • 1861 – “Воспитание умственное, моральное и физическое”
  • 1862-1896 – “Система синтетической философии”
  • 1879 – “Данные этики”
  • 1884 – “Человек и государство”
  • 1885 – “Философия и религия. Природа и реальность религии”
  • 1891 – “Эссе: научные, политические и философские”
  • 1891 – “Справедливость”
  • 1902 – “Факты и комментарии”

Цитаты

“Курица – лишь способ, которым одно яйцо производит другое яйцо”.

“Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека”.

“Прогресс — не случайность, а необходимость”.

“Цель воспитания — это образовать существо, способное управлять собою, а не такое, какое могло бы только быть управляемо другими”.

27 Апреля 1820 – 8 Декабря 1903 гг. (83 года)

Герберт Спенсер – известнейший философ викторианской эпохи, заслуживший признание своими характерными политическими взглядами.

Детство и ранние годы

Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 г. в английском городе Дерби. Его отец, Уильям Джордж Спенсер, был верующим, восставшим против официальных религиозных догм и перешедшим из методистской церкви в общество квакеров. Он возглавлял школу, проповедовавшую прогрессивные методы обучения Иоганна Генриха Песталоцци. Он также был секретарём Философской школы Дерби. Отец обучал сына эмпиризму, а другие представители Философской школы познакомили мальчика с додарвиновскими взглядами на теорию эволюции. Дядя Герберта, Реверенд Томас Спенсер, дал мальчику необходимое образование, обучив его математике, физике и латыни. Он же привил племяннику физиократические и антигосударственные взгляды.

Философская деятельность

Не найдя себе применение в области интеллектуальных знаний и профессиональных специальностей, Герберт работает инженером путей сообщения на железной дороге. Но в это же время он издаёт провинциальные журналы, нонконформистские по взглядам на религию и радикальные в своих политических идеях. С 1848 г. по 1853 г. Спенсер является помощником редактора физиократического журнала “The Economist”. Одновременно, он пишет свою первую работу, «Социальная статистика» (1851 г.). Издатель, взявшийся за публикацию книги, Джон Чапман, представляет Спенсера ведущим прогрессивным умам своего времени – Джону Стюарту Миллу, Гариетте Мартино, Джорджу Генри Льюису и Мэри Энн Эванс. Как раз в это время Спенсер знакомится с биологом Томасом Генри Хаксли, с которыми в дальнейшем их свяжет близкая дружба. С помощью Льюиса и Эванс Спенсер знакомится с «Системой логики» Джона Стюарта Милла и позитивизмом Огюста Конта. Всё это ляжет основу его второй книги, «Принципы психологии» (1855 г.). К изучению психологии его приводит истинное стремление установления единства естественного права. Как и большинство мыслителей того времени, Спенсер был буквально одержим идеей доказательства того, что любое явление во Вселенной, включая общечеловеческую культуру, можно объяснить законами универсального характера. Это убеждение шло вразрез с современными ему богословскими представлениями, гласившими, что ряд элементов создания – как, например, душа человека – находится за пределами научных исследований. В 1858 г. у Спенсера начинают формироваться взгляды, которые приведут к написанию «Системы синтетической философии», целью которой является демонстрация применения принципов эволюции в биологии, психологии, социологии и этике. Этой работе, которая будет состоять из десяти томов, Спенсер посвятит почти всю свою оставшуюся жизнь.

Поздние годы

К 1870-м г.г. Спенсер становится самым популярным философом своего времени. Его работы получают широкую известность, принося автору немалый доход от продаж. На этот доход, а также на гонорары за свои постоянные труды на поприще викторианской журналистики, он и живёт. Статьи, написанные им для викторианских журналов, позднее будут объединены в собрание «Эссе». Работы его будут переведены на немецкий, итальянский, испанский, французский, русский, японский, китайский языки, а также многие другие языки мира. В станах Европы и Северной Америки Спенсер получает многочисленные почести и награды. Он становится членом “Athenaeum” – привилегированного клуба джентльменов в Лондоне, открытого лишь для самых выдающихся деятелей искусства и науки. Спенсер также вступает в ряды престижного клуба “X” – общества, основанного Т. Г. Хаксли, в котором имели честь состоять лишь девять человек, самых влиятельных мыслителей викторианской эпохи. Встречи общества проходили ежемесячно. Среди них, помимо Спенсера и Хаксли, были также философ-физик Джон Тиндаль и кузен Дарвина, банкир и биолог сэр Джон Лаббок. Гостями клуба “X” были сам Чарльз Дарвин и Герман фон Гельмгольц. Такие хорошие связи помогли Спенсеру занять особое положение в научном мире. Даже разбогатев, Спенсер так и не обзавёлся собственным домом. Всю жизнь он оставался холостяком, а потому последние десятилетия жизни он проводит в одиночестве и всё больше разочаровывается в собственных прежних взглядах. В конце жизни он становится ипохондриком и беспрестанно жалуется на боли и душевные расстройства. В противовес своим ранним теориям относительно защиты прав женщин и национализации земли, изложенным в «Социальной статистике», в свой поздний период Спенсер становится ярым противником предоставления женщинам права голоса. Эти политические убеждения он чётко излагает в своей работе «Человек и государство». В 1902 г., за год до смерти, Герберт Спенсер был номинирован на Нобелевскую премию в области литературы.

Смерть

Над своими книгами Спенсер трудился до конца своих дней. Умер он 8 декабря 1903 г., в возрасте 83-х лет. Прах его захоронен в восточной части Хагейтского кладбища в Лондоне.

Влияние на философскую мысль

В 1870-х-1880-х г.г. Спенсер приобрёл такую популярность, какую редко удавалось достичь его предшественникам. Он стал первым и единственным философом, при жизни которого было продано более миллиона копий его трудов. Его работы оказывали значительное влияние на взгляды целого ряда современников, в том числе на Генри Сиджвика, Т. Г. Грина, Дж. Е. Мура, Уильяма Джеймса, Генри Бергсона и Эмили Дюркгейм. Политические взгляды того времени формировались во многом согласно его теориям. Философская мысль Спенсера вдохновляла тех, кто стоял на том, что человек – хозяин собственной судьбы и не должен терпеть ни малейшего вмешательства в неё со стороны государства. Частью его философии стало утверждение, что для социального развития необходима сильная централизованная власть. Крайнюю популярность учение Спенсера приобрело в Китае и Японии. Распространителем его идей в Китае явился китайский философ Янь Фу, чьи теории, в свою очередь, оказали влияние на японского журналиста Токутоми Сохо, верившего, что Япония стоит на пороге перехода от «бойцовского государства» к «индустриальному обществу», для чего срочно требуется перенять западную этику и учения. Значительное воздействие работы Спенсера оказали и на развитие литературы и риторики. Его идеи в своих трудах использовали такие известнейшие писатели и авторы, как Джордж Элиот, Лев Толстой, Томас Харди, Болеслав Прус, Авром Каган, Д. Г. Лоуренс, Мачадо де Ассис и Ричард Остин Фриман. Г. Дж. Уэллс, в своём знаменитом рассказе «Машина времени», при помощи теорий Спенсера объяснял процесс эволюционирования человека в два вида особей.

Герберт Спенсер (годы жизни – 1820-1903) – философ из Англии, главный представитель получившего широко распространение во 2 половине 19 века эволюционизма. Он понимал под философией целостное, однородное знание, основанное на конкретных науках и достигшее в своем развитии универсальной общности. То есть, по его мнению, это высшая ступень познания, охватывающего весь мир закона. По Спенсеру, он заключается в эволюционизме, то есть развитии. Главные сочинения этого автора: “Психология” (1855 год), “Система синтетической философии” (1862-1896), “Социальная статистика” (1848 год).

Юные годы Спенсера

Родился Герберт Спенсер в 1820 году, 27 апреля, в Дерби. Дядя, отец и дед его были учителями. Настолько плохое здоровье имел Герберт, что родители его даже теряли несколько раз надежду на то, что мальчик выживет. В детстве он не проявлял каких-либо феноменальных способностей, научился читать лишь в 8 лет, правда, книги не сильно его интересовали. Герберт Спенсер в школе был ленив и рассеян, к тому же упрям и непослушен. Его воспитанием дома занимался отец, который хотел, чтобы сын приобрел неординарное и самостоятельное мышление. Герберт благодаря физическим упражнениям поправил свое здоровье.

Образование Герберта Спенсера

Его отправили в 13 лет, согласно английскому обычаю, к дяде на воспитание. Томас, дядя Спенсера, был в Бате священником. Это был “университетский человек”. Герберт по его настоянию продолжил в Кембриджском университете образование. Однако после окончания подготовительного трехлетнего курса отправился домой. Он решил продолжить обучение самостоятельно.

Никогда не раскаивался Герберт Спенсер в том, что академического образования не получил. Он прошел хорошую школу жизни, которая впоследствии помогла преодолеть множество трудностей, возникающих при решении тех или иных задач.

Спенсер – инженер

Отец Спенсера хотел, чтобы сын стал педагогом, то есть пошел по его стопам. Получив среднее образование, он действительно помогал в течение нескольких месяцев в школе, где учился сам когда-то, одному преподавателю. У Спенсера обнаружился педагогический талант. Но он интересовался больше естествознанием и математикой, чем филологией и историей. Поэтому, когда при строительстве железной дороги освободилось место инженера, принял это предложение без колебаний Герберт Спенсер. Биография его в это время отмечена тем, что он, исполняя свою должность, набрасывал планы, чертил карты. Интересующий нас мыслитель изобрел даже специальный инструмент (“велосиметр”), предназначенный для измерения скорости поездов.

Особенности Спенсера как философа

От большинства философов-предшественников Герберт Спенсер, биография которого описана в этой статье, отличается практическим складом ума. Это сближает его с Контом, основателем позитивизма, а также Ренувье, новокантианцем, которые тоже не закончили курса гуманитарных наук в университете. Данная особенность сыграла важную роль при формировании оригинального философского мировоззрения Спенсера. Но были в этом и свои недостатки. Например, он, подобно Конту, не знал совершенно немецкого языка, поэтому труды философов, писавших на нем, в оригинале читать не мог. К тому же в течение первой половины 19 века в Англии оставались неизвестными немецкие мыслители (Шеллинг, Фихте, Кант и др.). Только с конца 1820-х годов начинают англичане знакомиться с авторами из Германии. Первые переводы при этом были очень низкого качества.

Самообразование, первые философские сочинения

В руки Спенсера в 1839 году попадают “Принципы геологии” Лайелля. Он знакомится по этому сочинению с теорией эволюции жизни. По-прежнему Спенсер увлечен инженерными проектами, однако становится ясно теперь, что профессия эта прочного материального положения ему не гарантирует. Герберт в 1841 году возвращается домой и занимается в течение двух лет самообразованием. Он знакомится с трудами классиков философии и публикует в это же время первые свои сочинения – статьи, написанные для “Нонконформиста”, посвященные вопросам истинных границ государственной деятельности.

Герберт в 1843-1846 годах снова работает в качестве инженера, возглавив бюро. Он интересуется все больше политическими вопросами. Большое влияние оказал на него в этой области дядя Томас, священник, который придерживался, в отличие от других членов семьи Спенсера, консервативных взглядов, участвовал в демократическом движении чартистов, а также в агитации за отмену хлебных законов.

“Социальная статистика”

Спенсер в 1846 году становится помощником редактора “Экономиста” (еженедельника). Он зарабатывает неплохо, посвящая свободное время собственным работам. Герберт пишет “Социальную статистику”, в которой развитие жизни рассматривал как осуществляющее постепенно божественную идею. Он нашел впоследствии это понятие чересчур теологичным. Однако уже в данной работе Спенсер применял к социальной жизни теорию эволюции.

Не осталось незамеченным данное сочинение специалистами. Завязываются знакомства у Спенсера с Эллистом, Льюисом, Гексли. Также это сочинение принесло ему таких почитателей и друзей, как Гукер, Георг Грот, Стюарт Милл. Лишь с Карлейлем отношения не сложились. Рассудительный и хладнокровный Спенсер не мог выносить его желчного пессимизма.

“Психология”

Философа окрылил успех его первой работы. Он публикует в период с 1848 по 1858 год целый ряд других и обдумывает план дела, выполнению которого хотел посвятить всю жизнь. Спенсер применяет в “Психологии” (второй работе, опубликованной в 1855 году) по отношению к психологии гипотезу естественного происхождения видов и указывает на то, что родовым опытом может быть объяснено необъяснимое индивидуальным. Поэтому Дарвин считает этого философа одним из своих предшественников.

“Синтетическая философия”

Постепенно у Спенсера начинает складываться собственная система. На нее оказали влияние эмпиризм его предшественников, главным образом Милля и Юма, критицизм Канта, преломленный через призму Гамильтона (представителя школы так называемого “здравого смысла”), а также позитивизм Конта и натурфилософия Шеллинга. Однако главной идеей его философской системы являлась идея развития.

“Синтетической философии”, своему главному труду, Герберт посвятил 36 лет жизни. Данная работа прославила Спенсера, которого объявили самым гениальным философом из живших в то время.

Герберт Спенсер в 1858 году решил объявить на издание сочинения подписку. Первый выпуск он публикует в 1860. В период с 1860 по 1863 год вышли “Основные начала”. Однако из-за материальных трудностей издание с трудом продвигалось.

Материальные трудности

Спенсер терпит нужду и убытки, находится на грани нищеты. Следует добавить к этому мешавшее работать нервное переутомление. В 1865 году философ сообщает с горечью читателям, что вынужден приостановить выход данной серии. Через два года после того, как отец Герберта умер, он получил небольшое наследство, что несколько улучшило его материальное положение.

Знакомство с Юмансом, публикация в США

Герберт Спенсер в это время знакомится с Юмансом, американцем, который в США издал его труды. В этой стране широкую популярность Герберт приобретает раньше, чем в Англии. Материальную поддержку ему оказывают Юманс и американские поклонники, что позволяет философу возобновить издание своих книг. 27 лет продолжается дружба Юманса и Спенсера, до самой смерти первого. Имя Герберта постепенно становится известным. Возрастает спрос на его книги. Он покрывает в 1875 году финансовые убытки, получает прибыль.

Спенсер совершает в последующие годы 2 путешествия на юг Европы и в Америку, живет в основном в Лондоне. В 1886 году философ из-за плохого здоровья вынужден был на 4 года прервать свой труд. Последний том был издан в 1896 году, осенью.

Герберт Спенсер: основные идеи

Огромная работа его (“Синтетическая философия”) состоит из 10 томов. Она включает в себя “Основные начала”, “Основания психологии”, “Основания биологии”, “Основания социологии”. Философ считает, что в основе развития всего мира, включая также различные общества, лежит эволюционный закон. Материя из “бессвязной однородности” переходит в состояние “связной разнородности”, то есть дифференцируется. Данный закон является универсальным, считает Герберт Спенсер. Краткое описание его не учитывает всех нюансов, однако для первого знакомства с данным философом этого достаточно. Спенсер его действие прослеживает на конкретном материале в разных сферах, включая историю общества. Отказывается от теологических объяснений Герберт Спенсер. Социология его лишена связи с божественным. Его понимание функционирования общества как единого живого организма со взаимосвязанными частями расширяет круг исследования истории и наталкивает философа на ее изучение. По мнению Герберта Спенсера, закон равновесия лежит в основе эволюции. Природа при любом нарушении его стремится неизменно вернуться к прежнему состоянию. Таков органицизм Герберта Спенсера. Так как основное значение принадлежит воспитанию характеров, эволюция происходит медленно. По отношению к будущему настроен не так оптимистично, как Милль и Конт, Герберт Спенсер. Основные идеи его были нами кратко рассмотрены.

Умер философ в 1903 году, 8 декабря, в Брайтоне. Он прожил, несмотря на свое слабое здоровье, более 83 лет.

Теория Герберта Спенсера стала достоянием образованных людей. Сегодня мы уже не думаем или забываем о том, кому обязаны открытием той или иной идеи. Герберт Спенсер, социология и философия которого сыграли огромную роль в развитии мировой мысли, является одним из величайших умов в истории.

ТолкованиеПеревод

Спенсер, Герберт
Герберт Спенсер
Herbert Spencer
image
Дата рождения:

27 апреля 1820(1820-04-27)

Место рождения:

Дерби

Дата смерти:

8 декабря 1903(1903-12-08) (83 года)

Место смерти:

Брайтон

Подданство:

image Великобритания

Язык(и) произведений:

английский

Школа/традиция:

эволюционизм, органическая школа, либерализм, позитивизм

Направление:

позитивизм

Значительные идеи:

эволюционизм

Оказавшие влияние:

Анри Сен-Симон, Огюст Конт

Ге́рберт Спе́нсер (англ. Herbert Spencer; 27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальтус.

Биография

Родился в Дерби (графство Дербишир) в семье учителя. Отказался от предложения получить образование в Кембридже (впоследствии отказался от должности профессора в лондонском Университетском колледже и от членства в Королевском обществе).

Был учителем, железнодорожным служащим, инженером, журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»). Был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Г. Льюисом, Т. Гексли, Дж. С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О. Контом. В 1853 году получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.

Воззрения

Во взглядах Спенсера соединились эволюционизм, принцип невмешательства (laissez faire) и концепция философии как обобщения всех наук, а также другие идейные течения его времени. Отсутствие систематического образования и нежелание изучать труды предшественников привели к тому, что Спенсер черпал знания из тех источников, с которыми ему случилось познакомиться.

Ключом к его системе объединённой науки является работа «Основные начала» (First Principles, 1862), в первых главах которой утверждается, что мы ничего не можем знать о последней реальности. Это «непознаваемое» выходит за пределы научного исследования, а религия просто пользуется метафорой, чтобы хоть как-то его представить и иметь возможность поклоняться этой «вещи в себе». Во второй части труда излагается космическая теория эволюции (теория прогресса), которую Спенсер считает универсальным принципом, лежащим в основе всех областей знания и их суммирующим. В 1852 году, за семь лет до публикации «Происхождения видов» Ч. Дарвина, Спенсер написал статью «Гипотеза развития» (The Development Hypothesis), в которой излагалась идея эволюции, во многом следовавшая теории Ламарка и К. Бэра. Впоследствии Спенсер признал естественный отбор как один из факторов эволюции (он автор термина «выживание наиболее приспособленных»). Отправляясь от фундаментальных законов физики и идеи изменения, Спенсер приходит к пониманию эволюции как «интеграции материи, сопровождаемой рассеянием движения, переводящей материю из неопределённой, бессвязной однородности в определённую, связную разнородность, и производящей параллельно тому преобразование сохраняемого материею движения». Все вещи имеют общее происхождение, но через наследование черт, приобретённых в процессе адаптации к окружающей среде, происходит их дифференциация; когда процесс приспособления заканчивается, возникает связная, упорядоченная Вселенная. В конечном итоге всякая вещь достигает состояния полной адаптированности к своему окружению, однако такое состояние неустойчиво. Поэтому последняя ступень в эволюции — не что иное, как первая ступень в процессе «рассеяния», за которым, после завершения цикла, вновь следует эволюция.

Глобальный эволюционизм, всеобщие законы эволюции, разработанные Спенсером в «Основных началах», распространяются им и на область биологии, психологии, социологии, этики (привело его к их биологизации)[1].

В 1858 году Спенсер составил план сочинения, ставшего главным трудом его жизни, «Системы синтетической философии» (A System of Synthetic Philosophy), которое должно было включать 10 томов. Главные принципы «синтетической философии» Спенсера были сформулированы на самом первом этапе реализации его программы, в Основных началах. В других томах давалась интерпретация в свете этих идей различных частных наук. В серию также вошли: «Принципы биологии» (The Principles of Biology, 2 vol., 1864—1867); «Принципы психологии» (The Principles of Psychology, в одном томе — 1855, в 2-х томах — 1870—1872); «Принципы социологии» (The Principles of Sociology, 3 vol., 1876—1896), «Принципы этики» (The Principles of Ethics, 2 vol., 1892—1893).

Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии, в том числе два других его трактата: «Социальная статика» (Social Statics, 1851) и «Социологические исследования» (The Study of Sociology, 1872) и восемь томов, содержащие систематизированные социологические данные, «Описательная социология» (Descriptive Sociology, 1873—1881). Спенсер — основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.

Однако неумолимый ход эволюции делает адаптацию «не случайностью, но необходимостью». Следствием концепции о космической силе эволюции Спенсер считал социальную философию laissez-faire. Лежащий в основе этой философии принцип индивидуализма ясно изложен в «Принципах этики»:

Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека.

Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». В «Автобиографии» (Autobiography, 2 vol., 1904) предстаёт ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишённый чувства юмора и романтических устремлений. Умер Спенсер в Брайтоне 8 декабря 1903.

Выступал против революций и резко отрицательно относился к социалистическим идеям. Считал, что человеческое общество, как и органический мир, развивается постепенно, эволюционно. Был открытым противником образования для малоимущих слоёв населения, считал демократизацию образования вредной.

Концепция социальных институтов

image image Герберт Спенсер

Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.

  • Домашние институты — семья, брак, проблемы воспитания.
  • Обрядовые (церемониальные) — призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. д.
  • Политические — появление связано с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами; в становлении политической и классовой структуры общества решающую роль играли конфликты и войны (потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают общество).
  • Церковные — храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции.
  • Профессиональные и промышленные институты — возникают на основе разделения труда; профессиональные (гильдии, цеха, профессиональные союзы) — консолидируют группы людей по профессиональным занятиям; промышленные — поддерживают производственную структуру общества. Значение общественного производства возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным: сопровождается повышением роли трудовых отношений, а прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.

Общество

Важнейший принцип его социологии — уподобление общества организму (органицизм)[1].

Общество — агрегат (совокупность) индивидов (индивиды — клетки, физиологические единицы), характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму — растёт (а не строится, поэтому Спенсер выступал противником всяких реформ) и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции[1].

Общество состоит из 3-х относительно автономных частей (систем «органов»)[1]:

  • поддерживающая — производство необходимых продуктов
  • дистрибутивная (распределительная) — разделение благ на основе разделения труда (обеспечивает связь частей социального организма)
  • регулятивная (государство) — организация частей на основе их подчинения целому.

Типы обществ

Военный тип общества — военные конфликты и истребление или порабощение побежденного победителем; централизованный контроль. Государство вмешивается в промышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивное повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиям окружающей среды. Правительственное вмешательство не только не приносит никакой пользы, но даже прямо вредно.

Промышленный тип — промышленная конкуренция, где побеждает самый сильный в области интеллектуальных и моральных качеств. Борьба в таком обществе — благо для всего общества, так как в результате растёт интеллектуальный и моральный уровень общества в целом; политическая свобода, мирная деятельность.

Наихудший тип — выживание и процветание слабейших, то есть людей с низшими интеллектуально-моральными качествами, что приведёт к деградации всего общества.

Социальная эволюция

Три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего».

Правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди «приспособленные» будут выживать, а «неприспособленные» — вымирать; только сильные смогут адаптироваться и достигать всё более высоких уровней исторического развития.

Государственное принудительное перераспределение социальных благ должно стать частным делом, задача которого — «смягчать несправедливости природы».

Социализм и коммунизм — невозможны. Людям свойственны любовь к власти, честолюбие, несправедливость и нечестность. «Все попытки ускорить прогресс человечества с помощью административных мер ведут лишь к возрождению учреждений, свойственных низшему (то есть военному) типу общества — пятятся назад, желая идти вперед».

Такая постановка вопроса допускает признание объективного развития общественных явлений, но она ведет к их биологизации, к защите эксплуатации и угнетения как якобы естественных явлений. Распространение на общества принципа «борьбы за существование» создает основу для одного из одиозных течений социологии, так называемого социального дарвинизма.

Личные права

Перечень индивидуальных прав по Спенсеру:

Полезное

Смотреть что такое “Спенсер, Герберт” в других словарях:

  • СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ — СПЕНСЕР, ГЕРБЕРТ (Spencer, Herbert) (1820 1903) английский философ и социолог, идеолог социал дарвинизма. Родился в семье учителя 27 апреля 1820 в Дерби. До 13 лет из за слабого здоровья не посещал школы. В 1833 начал учиться в Кембриджском… …   Юридическая энциклопедия

  • СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ — (Spencer, Herbert) (1820–1903) Английский философ эволюционист. Родился в Дерби в семье респектабельного частного учителя; единственный из девяти детей оставшийся в живых. Отец и дядя воспитали его в суровом унитарианском духе. Работал инженером… …   Политология. Словарь.

  • Спенсер Герберт — (1820 1903) английский философ и психолог. Автор книги Основы психологии (1855). Рассматривал сознание в эволюционном аспекте как форму приспособления к среде при переходе от гомогенности к гетерогенности. Внутри сознания выделял различные… …   Психологический словарь

  • СПЕНСЕР Герберт — (род. 27 апр. 1820, Дерби – ум. 8 дек. 1903, Брайтон) англ, философ, главный представитель эволюционизма, получившего во второй пол. 19 в. широкое распространение. Под философией он понимал совершенно однородное, целостное, основанное на… …   Философская энциклопедия

  • Спенсер Герберт — (Spencer, Herbert) (1820 1903), англ, философ и социолог. Не имел полного спец. образования, работал ж. д. инженером, затем занялся фи лос. исследованиями, опубликовав в 1851 г. свою первую работу Социальная статистика . Приветствовал выход кн.… …   Всемирная история

  • Спенсер Герберт — (1820– 1903) английский философ и психолог. Соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией, выдвинул концепцию, согласно которой сознание это процесс, развивающийся по общим законам биологической эволюции от неопределенной несвязной… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Спенсер Герберт — (Spencer) (1820 1903), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Развил механистическое учение о всеобщей эволюции: в этике  сторонник утилитаризма. Внёс… …   Энциклопедический словарь

  • Спенсер Герберт — Спенсер (Spencer) Герберт (27.4.1820, Дерби, ‒ 8.12.1903, Брайтон), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге (1837‒41), затем сотрудничал в журнале «Экономист» («Economist»)… …   Большая советская энциклопедия

  • Спенсер, Герберт — СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (1820 1903), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Развил механистическое учение о всеобщей эволюции; в этике сторонник… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Спенсер Герберт — Эволюционистский позитивизм Религия и наука «коррелятивны»     В 1859 г. Чарльз Дарвин опубликовал книгу «Происхождение видов». Однако еще несколькими годами ранее увидели свет «Гипотеза развития» (1852) и «Основания психологии» (1855) Герберта… …   Западная философия от истоков до наших дней

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий