Гальперин Петр Яковлевич, советский психолог, доктор психологических наук

Биография

Петр Гальперин с детства интересовался наукой о человеческой психике, что повлияло на выбор жизненного пути. Советский психолог оставил память о себе в виде многочисленных трудов, цитат и фото.

Детство и юность

Петр Гальперин появился на свет 2 октября 1902 года в российском городе Тамбове. Отец был нейрохирургом и отоларингологом, мать вела домашнее хозяйство. Мальчик рос вместе с братом Теодором и сестрой Полиной.

Когда будущий психолог был подростком, его мать погибла под колесами машины. Это стало тяжелым ударом для Гальперина, который чувствовал к ней сильную привязанность. Вскоре в доме появилась новая жена отца, которая сумела найти общий язык с детьми и стать частью семьи.

В детстве Петр был способным учеником, любил читать. Он учился в гимназии, в которой практиковалось совместное обучение мальчиков и девочек, и уже тогда посещал философский кружок. Но отец не одобрял увлечений сына, посоветовав пойти по его стопам и получить медицинское образование.

В итоге Гальперин стал студентом Харьковского медицинского института. Он изучал психоневрологию и интересовался влиянием гипноза на колебания пищеварительного лейкоцитоза, чему посвятил первый научный труд. После получения диплома парень устроился на работу в центр для наркоманов, где сформулировал идею о том, что в основе зависимостей лежит нарушение обмена веществ.

В 1928 году молодой человек получил приглашение в лабораторию при Украинском психоневрологическом институте. Там произошло знакомство с Алексеем Леонтьевым, с которым его объединяло восхищение трудами Льва Выготского.

Некоторое время мужчина числился доцентом при Харьковском педагогическом институте, а после сокращения был вынужден перейти в психиатрическую клинику. Следующие несколько лет он занимался преимущественно психиатрией и читал лекции для студентов.

Личная жизнь

Личная жизнь ученого сложилась удачно, со своей женой Тамарой Меерзон он познакомился еще в школьные годы. Избранница была другом и соратницей мужчины, ей автор посвятил книгу «Введение в психологию». Они прожили много лет душа в душу и воспитали дочь Софью.

Психология

Гальперин был активным участником Харьковской психологической группы, которая действовала под руководством Леонтьева. В этот период Петр изучал отличия орудий, используемых человеком, от вспомогательных средств животных, чему позже посвятил кандидатскую диссертацию. Ученая степень была присвоена ему только спустя 2 года после защиты, в 1938-м.

Результаты исследований нашли применение в период Второй мировой войны. В то время психоневрологический институт был преобразован в госпиталь и эвакуирован в Тюмень. Петр Яковлевич служил там около двух лет, а затем по приглашению Леонтьева переехал в Свердловскую область, чтобы начать работу в центре по восстановлению после пулевых ранений.

Психолог доказал, что двигательные функции возобновляются быстрее, если сопровождаются осмысленной деятельностью. Например, больному проще поднять руку, чтобы взять предмет, чем бесцельно. Исследования Гальперина нашли применение в лечебной физкультуре.

Следующий этап в карьере ученого начался после переезда в Москву, где он работал в МГУ. Петр Яковлевич числился на философском факультете и был доцентом при кафедре психологии, где с 1947 года занимался преподаванием.

Именно в Москве возникла теория поэтапного формирования умственных действий, сделавшая мужчину знаменитостью. В ее основе лежит предположение о том, что человеческое мышление развивается в процессе взаимодействия с предметами. Психолог выделил несколько этапов, которые необходимы, чтобы внешнее действие усвоилось и стало внутренним — было доведено до автоматизма и осуществлялось неосознанно.

Несмотря на то, что исследования Гальперина были подвергнуты критике, они нашли практическое применение при совершенствовании образовательного процесса. Аспекты теории изложены в книге «Введение в психологию», которая стала признанным вкладом в психологию.

В последующие годы биографии Петр Яковлевич продолжал работать в МГУ. Он получил ученую степень профессора только в 1966 году, а спустя 5 лет возглавил кафедру возрастной психологии. Даже в преклонном возрасте ученый не прекращал трудиться и числился консультантом при вузе.

Смерть

Гальперин умер 25 марта 1988 года, причиной смерти стало ослабленное здоровье. Он похоронен на Востряковском кладбище, рядом расположена могила жены.

Труды

  • 1937 — «Психологическое отличие орудий человека от вспомогательных средств животного»
  • 1941 — «Об установке в мышлении»
  • 1957 — «К вопросу о внутренней речи»
  • 1959 — «Развитие исследований по формированию умственных действий»
  • 1966 — «Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий»
  • 1974 — «Экспериментальное исследование внимания»
  • 1976 — «Введение в психологию»
  • 1978 — «Актуальные проблемы возрастной психологии»
  • 1985 — «Методы обучения и умственное развитие ребенка»
  • 1995 — «Психология как объективная наука»

Интересные факты

  • По национальному происхождению ученый — еврей.
  • Среди учеников психолога были Николай Нечаев, Людмила Обухова и Антонина Ждан.
  • В молодости Петр Яковлевич много и часто болел, был слабым и с трудом мог передвигаться. Все изменилось после поездки на военные сборы, где здоровье улучшилось.

imageГоды жизни:1902 -1988

Родина: Тамбов (Российская Империя)

Петр Яковлевич Гальперин родился 2 октября 1902 г. в Тамбове. Его отец, Яков Абрамович, был в то время уездным врачом, а впоследствии стал известным профессором, нейрохирургом и отоларингологом. Именно он привил сыну любовь к знаниям и интерес к психологии. Мать Петра Яковлевича погибла в автокатастрофе в 1917 г. Вместе со своей будущей женой, Тамарой Мерзон, Петр Гальперин учился на лечебном факультете медицинского института в Харькове.

После окончания института он работал в Центральном Украинском психоневрологическом институте, в качестве сначала врача-психоневролога, а затем — психолога.

В 1936 г. П.Я. Гальперин защитил кандидатскую диссертацию «О психологическом различии между орудиями человека и вспомогательными средствами животных». Эта работа была уже полноценным научным трудом, отражающим сложившиеся взгляды ученого. В ней Гальперин выразил идею о неравномерности развития различных форм мышления, а также высказал положение о качественном различии соотношения мышления и практической деятельности на различных стадиях онтогенеза (индивидуального развития).

Приводя в качестве примера различия между поведением человека и животного, П.Я. Гальперин показал в этой работе свои взгляды на предмет и основную задачу психологии. По его мнению, в жизни человека, в отличие от животного, преобладают ситуации изменчивые и неотложные, деятельность в которых не может осуществляться посредством стереотипно заложенных форм поведения. В этих условиях главной жизненной задачей становится адекватная ориентировка значимых элементов поля действия и их существенных взаимосвязей. На основании этого Гальперин сделал вывод о том, что психическая деятельность по своей сути есть деятельность ориентировочная. Тогда основной задачей психологии является необходимость изучения законов, строения и условий ориентировочной деятельности, особенностей ее формирования и изменения на различных этапах развития человечества. Такое понимание предмета общей психологии меняет представление о психических процессах — восприятии, мышлении, памяти, которые рассматриваются как особые формы ориентировочной деятельности. Гальперин выделяет 2 основных плана, являющиеся полем для развертывания психических, «идеальных» действий: план внешнего и внутреннего состояния субъекта. Таким образом, изменению подвергается понимание не только внешних, но и внутренних процессов.

8 стр., 3557 слов

Психология человека в Исламе

… кровной мести, не говоря уже об основных положениях веры. Итак, рассмотрим психологию человека в Исламе. 1. Бытие с Аллахом. А когда спрашивают тебя рабы … ……. 9 6. Колесо развития. ………………………………………………………………………. 10 7. Значение человека в Исламе. ……………………………………………………. 12 …

Так, эмоции рассматриваются П.Я Гальпериным как ориентировка в ситуациях, личностно или жизненно значимых для человека и требующих внеинтеллектуальных способов решения. Воля также рассматривается с позиций ориентировочной деятельности. По мнению Гальперина, это ориентировка в специфических проблемных ситуациях, когда сталкиваются, с одной стороны, рациональная и эмоциональная оценка ситуации, а с другой — общественная оценка и производные от нее социально одобряемые формы поведения. В 1943 г. Петр Яковлевич по приглашению известного психолога Рубинштейна переехал в Москву, где стал работать доцентом на кафедре Московского государственного университета. В это время у него начала складываться собственная теория, которая окончательно оформилась к началу 1950-х гг Она возникла как попытка теоретического решения практических задач, возникающих у всех педагогов. Они заключаются в том, чтобы научить учеников быстрее и проще разрешать логические, математические и прочие задания. Знаменательным в этом плане событием стало состоявшееся в 1953 г. в Москве совещание по психологии, на котором Гальперин выступил с докладом о формировании умственных действий В своем выступлении он высказал мысль о том, что умственные действия — это результат преобразования внешних материальных действий во внутренние, результат переноса внешнего действия в план восприятий, представлений и понятий.

С течением времени представления Гальперина о механизмах формирования умственных действий и понятий и их основных характеристиках изменялись, теория развивалась. Первый период — период становления основных понятий — длился до 70-х гг. XX столетия. В это время Гальперин выделил 4 первичных параметра действия: уровень выполнения, мера обобщения, полнота фактически выполняемых операций и мера освоения. Уровень выполнения действия подразумевает особенности его формирования. Оно начинается во внешней материальной форме, а через внешнеречевой уровень и уровень «речи про себя» переходит во внутренний план. Обобщение действия — это выделение из многообразных свойств его объекта именно тех, которые нужны для выполнения действия. Полнота выполняемых операций состоит в развертывании или сокращении действия. Развернуть действие — значит показать все его операции в их взаимосвязи. По мере выполнения действия операции сворачиваются сознательно или стихийно. При стихийном сокращении ученик не понимает, почему можно пропустить ту или иную операцию, а сознательное сворачивание применяется с целью упрощения. Уровень освоения действия является очень важным и значимым параметром, без достаточного освоения более ранней формы действия нельзя переходить к следующей, с другой стороны, слишком длительная остановка на более ранней форме значительно затрудняет постижение следующей формы.

11 стр., 5352 слов

Уровень усвоения понятий учащимися старших классов коррекционной школы

… с умственной отсталостью. 3. Рассмотреть понятие как форму мышления. 4. Выявить уровень усвоения понятий учащимися старших классов коррекционной … затруднения и часто приводит к ошибочному выполнению задания. Наглядно-действенные формы мышления наиболее доступны умственно … обогащается незначительно. Внимание детей сосредоточивается на отдельных действиях, которые они не осознают как направленные на …

Все вышеуказанные свойства психического действия определяют его качество, которое тем выше, чем выше уровень обобщения, сокращения и освоения каждого действия. На базе основных, первичных параметров образуются вторичные, как результат их сочетания: разумность и сознательность. Разумность психического действия в теории Гальперина предполагает ориентацию действия на существенные свойства, подразумевает его развернутость и гибкость. Сознательность предполагает умение ученика давать полное и правильное речевое выражение действиям процессе его выполнения. Озвучивание учеником действия является очень важной характеристикой, т.к. служит признаком произвольности действия. К концу 1960-х гг. схема образования умственных действий, представленная в докладе 1953 г., превратилась в развернутую теорию происхождения конкретных психических процессов и явлений. Она получила подтверждение в многочисленных экспериментах, выполненных под руководством Петра Яковлевича. В 1965 г. он защитил докторскую диссертацию «Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий», в которой были представлены наиболее общие положения теории. Такое подробное рассмотрение проблем, являющихся по сути основными проблемами психологии обучения, не могло не отразиться на карьере Петра Яковлевича Гальперина. В 1971 г. он стал заведовать кафедрой возрастной психологии, а в 1983 г. — профессором-консультантом этой кафедры.

В 1970-1980-х гг. происходит более подробное рассмотрение данной теории. В это время появляются новые параметры психических действий: обобщенность и критичность. Степень обобщенности характеризует тот диапазон вариантов условий, в которых действие может успешно осуществиться. Критичность же — это оценка соответствия предпосылок действия объективной действительности. В этот же период появляется ряд работ, демонстрирующих применение теории происхождения психических процессов к решению некоторых проблем современной психологии. В 1976 г. выходит в свет статья Гальперина «К вопросу об инстинктах у человека». В ней он раскрыл специфику психической деятельности животных в сравнении с человеком, ее принципиальные особенности. Особое внимание он уделил сущностному разделению категорий «биологическое» и «органическое». П.Я. Гальперин показал, что важнейшая характеристика человека как биологического вида — это отсутствие биологической предопределенности в способах и формах удовлетворения его потребностей. Чем в большей степени происходит эволюционное ослабление инстинктивного отношения к миру, тем большие требования предъявляются к содержанию и характеру ориентировочной деятельности.

Основной труд — «Введение в психологию», ставший итогом его научной деятельности, вышел в 1976 г. Известно, что он готовил следующее издание этой книги, но не успел закончить его Он умер 25 марта 1988 г Имя Петра Яковлевича Гальперина известно прежде всего в связи с созданной им теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий. Но его творчество не ограничивается только лишь рамками этой теории. Он занимался также разработкой теории внимания и учения о языковом сознании, изучал проблемы инстинктов у человека, проблемы соотношения психики и мозга Ученый применил совершенно новый подход к классической проблеме соотношения обучения и умственного развития и к вопросу о формировании творческого мышления.

3 стр., 1401 слов

Теория поколений Различия поколений: рецепты взаимодействия

… планы. Чтобы найти подход к партнеру, руководителю или коллеге-беби-бумеру, необходимо: – сопоставлять свои действия и предложения не только с его личными интересами, но и с интересами … или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности. В качестве основы своей теории ученые приняли ценности представителей разных поколений. Семейное воспитание и общественные события, происходящие …

В. Яровицкий. 100 великих психологов, 2004 г.

Рубрика: Краткие биографии

Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988) – советский психолог, профессор и заслуженный деятель науки РСФСР. Доктор педагогических наук.

В биографии Гальперина есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Петра Гальперина.

image

Биография Гальперина

Петр Гальперин появился на свет 2 октября 1902 года в Тамбове. Он рос и воспитывался в семье нейрохирурга и отоларинголога Якова Гальперина. У него был брат Теодор и сестра Полина.

Детство и юность

Первая трагедия в биографии будущего психолога произошла в подростковом возрасте, когда его мать насмерть сбил автомобиль. Петр очень тяжело перенес смерть матери, к которой испытывал особую привязанность.

В результате, глава семейства повторно вступил в брак. К счастью, мачехе удалось найти подход как к Петру, так и другим детям мужа. Гальперин хорошо учился в гимназии, уделяя много времени чтению книг.

Уже тогда юноша начал проявлять интерес к философии, в связи с чем стал посещать соответствующий кружок. Стоит отметить, что отец побуждал его серьезно заняться медициной и пойти по его стопам.

Это привело к тому, что после получения аттестата Гальперин успешно сдал экзамены в Харьковский медицинский институт. Он глубоко исследовал психоневрологию и изучал влияние гипноза на колебания пищеварительного лейкоцитоза, чему позже посвятил свой труд.

Став дипломированным специалистом Петр Гальперин начал трудиться в центре для наркоманов. Именно тогда он пришел к заключению, что в основе зависимостей лежит нарушение обмена веществ.

В возрасте 26 лет молодому ученому предложили работать в лаборатории при Украинском психоневрологическом институте, где он познакомился с психологом и философом Алексеем Леонтьевым.

Психология

Петр Гальперин был активным участником Харьковской психологической группы, руководителем которой являлся Леонтьев. В это время биографии он исследовал отличие орудий человека от вспомогательных средств животных, чему посвятил кандидатскую диссертацию в 1937 г.

В начале Великой Отечественной войны (1941-1945) Гальперина вместе с коллегами эвакуировали в Тюмень, где он пробыл около 2-х лет. После этого он по приглашению все того же Леонтьева переехал в Свердловскую область.

Здесь Петр Яковлевич трудился в центре по восстановлению после пулевых ранений. Ему удалось обосновать теорию о том, что двигательные функции у больного возобновляются быстрее, если обуславливаются осмысленной деятельностью.

К примеру, пациенту будет проще отвести в сторону руку для взятия какого-либо предмета, нежели сделать это бесцельно. Как следствие, наработки Гальперина нашли свое отражение в лечебной физкультуре. К тому моменту, он стал автором труда «Об установке в мышлении» (1941).

Позднее мужчина обосновался с Москве, где работал в знаменитом МГУ. Он числился на философском факультете и был доцентом при кафедре психологии. Здесь он с 1947 г. занимался преподавательской деятельностью.

Именно в столице Петр Гальперин начал разрабатывать теорию поэтапного формирования умственных действий, принесшей ему большую известность и признание. Смысл теории сводится к тому, что человеческое мышление развивается в ходе взаимодействия с предметами.

Ученый отметил несколько этапов необходимых, чтобы внешнее действие усвоилось и стало внутренним – было доведено до автоматизма и исполнялось бессознательно.

И хотя идеи Гальперина вызвали неоднозначную реакцию среди его коллег, они нашли практическое применение при совершенствовании образовательного процесса. Интересен факт, что на основании положений данной теории, его последователи смогли выполнить массу прикладных проектов по совершенствованию содержания и процесса обучения.

Аспекты своей теории Петр Гальперин подробно описал в труде «Введение в психологию», который стал признанным вкладом в психологию. В последующие годы биографии он продолжал трудиться в МГУ.

В 1965 г. психолог стал доктором педагогических наук, а спустя пару лет удостоился степени профессора. В 1978 г. он издал книгу «Актуальные проблемы возрастной психологии». Через 2 года мужчина уже был заслуженным деятелем науки РСФСР.

Один из последних трудов Гальперина, опубликованный при его жизни, был посвящен детям и назывался – «Методы обучения и умственное развитие ребенка».

Личная жизнь

Женой Петра Гальперина была Тамара Меерзон, которую он знал еще со школьной скамьи. Супруги прожили вместе долгую и счастливую жизнь. В этом браке у них родилась девочка София. Любопытно, что именно Тамаре муж посвятил книгу «Введение в психологию».

Смерть

Петр Гальперин умер 25 марта 1988 года в возрасте 85 лет. Причиной его смерти стало ослабленное здоровье.

Если вам понравилась краткая биография Петра Гальперина – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на веб-сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку: TopWe use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy

П.Я. Гальперин

(1902–1988)[9]

image

Согласно распространенной точке, личность творца неотделима от его творений. Далеко не всегда это положение оказывается верным. Однако жизнь П.Я. Гальперина – как личная, так и профессиональная – целиком и полностью подтверждает идею о неразрывном единстве личности ученого и созданной им теории. П.Я. Гальперин, отличавшийся от многих своих современников-ученых последовательностью научных, таким же, по свидетельствам очевидцев, был и в жизни.

При упоминании его имени перед глазами встает худой человек невысокого роста, абсолютно седой, с большим носом, в очках. Запомнилась его ироничная улыбка, красивые, как бы отточенные движения, негромкий спокойный голос. В аудиторию Петр Яковлевич всегда входил с портфелем, но во время лекций к записям почти не обращался. Говорил медленно, четко формулировал свою мысль, останавливая внимание слушателей на ключевых положениях. Его лекции вызывали большой интерес именно потому, что Петр Яковлевич всегда отвечал на многочисленные записки с вопросами.

По свидетельствам учеников и сотрудников, П.Я. Гальперин был отзывчивым и доброжелательным человеком. Его квартира являлась местом проведения интереснейших встреч и дискуссий. Отличительной чертой, на которую указывают современники П.Я. Гальперина, была его скромность. Петр Яковлевич публиковался до обидного мало. работа с его личным архивом позволяет предположить, что скромность сочеталась с очень высокой требовательностью. Статьи переписывались по 5–7 раз, главная книга «Введение в психологию» писалась более 20 лет (первые записи относятся к середине 50-х годов, а книга увидела свет в 1976 году).

Хотя печатных работ у него немного, но каждая из них – будь то статья в журнале или тезисы к конференции, интервью или брошюра – может быть рассмотрена как маленький психологический шедевр. Петр Яковлевич Гальперин безусловно занимает одно из первых мест в ряду выдающихся советских психологов. Мировую известность принесла ему теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий.

Исследуя теоретические вопросы обучения и умственного развития, он разработал принципиально новый подход к практике школьного обучения; экспериментально показал, что возможно быстрое и эффективное усвоение без проб и ошибок основных положений любых предметных знаний (математики, физики, русского языка и др.). Представления ученого об организации усвоения знаний логически вытекает из предложенного им оригинального понимания предмета психологии как науки об ориентировке субъекта в предметной ситуации. П.Я. Гальперин создал новый метод изучения психических процессов, принципиально отличающийся от широко распространенного у нас в стране и за рубежом тестового метода исследования. Теоретически и экспериментально доказал, что магистральный путь исследования психических явлений – их построение с заданными свойствами.

Его имя хорошо известно зарубежным коллегам, его книги переведены на многие языки. Однако теоретическое наследие изучено недостаточно. До сих пор не написана биография. Это обусловлено рядом жизненных обстоятельств: многочисленные переезды мешали сохранению семейных архивов.

Петр Яковлевич Гальперин родился в 1902 году в Тамбове. Его отец Яков Абрамович Гальперин в то время был уездным врачом-отоларингологом, впоследствии он стал известным нейрохирургом. Мать София Моисеевна Маргулис была дочерью купца первой гильдии и вышла замуж за сына типографского рабочего вопреки воле родителей. В 1911 году семья переехала в Харьков, где маленький Петя пошел учиться в единственную в России гимназию с совместным обучением мальчиков и девочек. В той же гимназии в том же классе училась и Тамара Израилевна Меерзон, впоследствии жена Петра Яковлевича. По воспоминаниям сестры Полины Яковлевны Слободской, брат рос живым и озорным мальчиком. Однажды на школьной переменке он так бесился и танцевал на крыше погреба, что провалился прямо в бочку со сметаной.

Самое сильное переживание детства связано с трагической гибелью матери: ее сбила машина на глазах у сына (по разным сведениям, ему в то время было 12 или 15 лет). Петр Яковлевич вспоминал, как в детстве любил сидеть рядом с матерью и распутывать нитки для вязания. Впоследствии он говорил о поисках нити Ариадны, когда предстояло найти ответ на вопрос о происхождении психологических явлений. Можно предположить, что Петр Яковлевич видел двойной смысл этого выражения, мысленно возвращаясь в далекие детские годы. После смерти матери в дом вошла сотрудница отца операционная сестра Анна Ивановна, которая благодаря своей доброте смогла стать детям второй матерью.

Петр Яковлевич, по его воспоминаниям, много болел, точного диагноза поставить не могли, но предполагали туберкулез кишечника. Выздоровление наступило неожиданно и необъяснимо. Во время болезни он прочитал много книг по философии и психологии из отцовской библиотеки.

Отец был высокообразованным человеком, с уважением относился к знаниям. Достаточно привести такой пример: в течение двух лет в их семье жил профессор Столпнер, который, будучи почти слепым, первым перевел на русский язык Гегеля. Именно в те юношеские годы у Петра Яковлевича появилось желание найти метод, с помощью которого можно объективно исследовать человеческое мышление. Эту идею как путеводный принцип он сохранил в течение всей жизни.

Когда пришло время определиться в выборе профессии, а это были первые послереволюционные годы, отец посоветовал ему заняться медициной. С 1921 (по другим данным, с 1920-го) по 1926 год Петр Яковлевич обучался в харьковском медицинском институте и получил квалификацию врача-психоневролога.

Начиная с 3-го курса Гальперин посещал неврологическую клинику профессора Платонова, который увлекался проблемами гипноза. Первая научная работа и первая публикация будущего ученого была посвящена влиянию гипноза на пищеварительные лейкоциты. В 1926 году он начал работать в амбулаторном лечебном центре для наркоманов. Обследуя больных, пришел к выводу, что в основе наркомании лежит нарушение процессов метаболизма, которые можно восстановить с помощью яда.

С 1928 года Петр Яковлевич стал работать в психоневрологической лаборатории, которая там же, как и клиника наркомании, была частью психоневрологического института. В 1930 году он совместно с другими сотрудниками пытался объединить Психоневрологический институт с психиатрической клиникой, чтобы основать Всеукраинскую психоневрологическую академию. Хотя официальное учреждение академии так и не состоялось, она стала приглашать в Харьков специалистов из других городов. Именно с этого времени Петр Яковлевич вплотную занялся психологическими исследованиями. Вначале он работал с А.Р. Лурией, но в 1931 году присоединился к харьковской психологической группе, возглавляемой А.Н. Леонтьевым. В состав группы входили Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Н.А. Морозова, Р.Е. Левина, Л.С. Славина. Хотя Петр Яковлевич говорил о большом значении для него встречи с А.Н. Леонтьевым, можно предположить, что все эти люди, ставшие впоследствии известными психологами, а в то время просто влюбленные в психологию, оказывали сильное взаимное влияние друг на друга.

Работая в составе харьковской группы, в 30-е годы Петр Яковлевич пытался обоснованно доказать недопустимость сведения психологии к павловской теории высшей нервной деятельности. В Харькове он несколько раз виделся с Л.С. Выготским (Выготский умер в 1934 году), а впоследствии назвал его «действительно гениальным человеком, единственным в истории советской и русской психологии».

В 1932 году Гальперин был призван на годичную военную службу, по возвращении до 1936 году работал в академии в отделе психологии. В это время он писал кандидатскую диссертацию на тему «Орудие и средство. Различие между орудиями человека и вспомогательными средствами животных» и защитил ее в 1936 году перед медицинским научным советом Психоневрологического института. Но диссертация была принята лишь в 1938 году, так как имела выраженную психологическую направленность. В этой работе впервые было показано четкое психологическое различие между двумя видами действий с предметами: если животные пользуются предметами как продолжением естественных частей тела, то человеческие орудия очень сложные, к ним рука должна приспособиться. До настоящего времени полный текст диссертации не опубликован.

После выхода в свет постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936) Гальперин был вынужден перейти в психиатрическую клинику, на кафедру хронических болезней, где проработал до начала войны, занимаясь в основном психиатрией.

В 1942 году Харьков был оккупирован. Психоневрологический институт, превращенный в госпиталь, переехал в Тюмень. П.Я. Гальперин проработал здесь врачом до начала 1943 гда, когда по приглашению А.Н. Леонтьева переехал в свердловск, где Леонтьев создал реабилитационный центр для лечения двигательных нарушений, возникших в результате ранений. Петру Яковлевичу удалось доказать (работа была начата еще в Тюмени), что важным условием восстановления двигательной функции руки является ее включение в привычную профессиональную деятельность (например, плотника). Кроме того, он убедительно продемонстрировал, что выполнение действия в составе осмысленной деятельности также способствует возвращению движений. Например, больной оказывается не в состоянии просто поднять руку, но может это сделать, например, чтобы достать шляпу.

Осенью 1943 года П.Я. Гальперин приехал в Москву и стал работать доцентом кафедры психологии философского факультета МГУ. В конце 40-х – начале 50-х годов он провел исследования, которые позволили затем сформулировать гипотезу о поэтапном формировании умственных действий и понятий. Впервые о таком подходе Петр Яковлевич заявил в июле 1952 года, выступив в прениях на совещании по вопросам перестройки психологической науки на основе труда Сталина по вопросам языкознания. В июле 1953 года в Москве состоялось еще одно совещание по вопросам психологии, на котором Петр Яковлевич сделал доклад «Опыт изучения формирования умственных действий». С этого времени началась история теории поэтапного формирования (ТПФ) умственных действий.

Согласно данной теории умственное развитие есть результат переноса внешних материальных действий в план восприятия, представлений и понятий. Процесс переноса осуществляется через ряд этапов, на каждом из которых происходит новое воспроизведение действия и его системные преобразования. Петр Яковлевич выделил основные свойства – параметры действия, представления о которых менялись с получением новых экспериментальных фактов и теоретических обобщений. Изменение действий по уровням, по мнению ученого, составляет основу движения по этапам. На первом формируется мотивационная основа, на втором – ориентировочная, от особенностей которой и зависит качество формируемого действия. далее начинается отработка действия. Сначала это происходит в материальной (или материализованной) форме, затем в громкоречевой: ребенок вслух повторяет содержание ориентировочной схемы. После этого постепенно исчезает внешняя сторона речи – действие осуществляется во «внешней речи про себя» и, наконец, речевой процесс уходит из сознания – действие выполняется во «внутренней речи».

Одним из ключевых понятий ТПФ является понятие ориентировки. Петр Яковлевич выделил три типа ориентировочной деятельности и соответственно три этапа учения.

Первый тип характерен для традиционного обучения, второй – для хорошего традиционного, третий – вооружает таким методом исследования, что ребенок оказывается в состоянии самостоятельно решать частные задачи. Три типа имеют разный развивающий коэффициент. Если первый и второй не влияют, по мнению Гальперина, на умственное развитие, то в третьем ярко выступает эффект общего развития. Этот тип обучения дает ребенку четкие средства различения и оценки внутреннего строения и свойств объектов, порождает сильнейший интерес к их изучению; позволяет по-новому подойти к проблеме возрастных возможностей детей, в частности, дошкольников.

Данные теоретические положения легли в основу докторской диссертации, которую Петр Яковлевич защитил в 1965 году, а в 1966 году ему было присвоено звание профессора. С 1971 года П.Я. Гальперин – заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ, с 1984 года – профессор-консультант. В 1980 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

В 1976 году вышла главная работа П.Я. Гальперина – «Введение в психологию». В этой небольшой по объему книге в сжатом виде изложено оригинальное понимание психологии как главной науки об ориентировочной деятельности. Несмотря на то что книга очень невелика, по глубине и важности представленных в ней проблем она может быть отнесена к числу фундаментальных теоретических работ в области общей психологии.

Петр Яковлевич готовил к печати второе, расширенное издание, но издать не успел. Он умер 25 марта 1988 года. При жизни Петр Яковлевич, как уже говорилось, публиковался мало, поэтому предстоит большая работа по внимательному изучению и систематизации его научного архива. Среди важных событий последних лет хочется отметить выход сборника трудов П.Я. Гальперина «Психология как объективная наука».

Если научный вклад ученого может быть по-разному оценен потомками, то некоторые факты личной биографии говорят сами за себя. Всю жизнь Петр Яковлевич прожил со своей женой Тамарой Израильевной Меерзон. Они были рядом в течение всей долгой совместной жизни и умерли в один год. Книге «Введение в психологию» Петр Яковлевич предпослал посвящение: «Моему дорогому другу, моей жене Тамаре Израильевне Меерзон». Это искреннее выражение любви и признательности. Далеко не каждый оказывается способным испытывать и вызывать такие чувства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий