Галимджан Ибрагимов – татарский писатель и языковед: биография, научная и преподавательская деятельность

Хотите услышать интересный рассказ на татарском языке? Сегодня мы поговорим о человеке с большой буквы, который жил не в самое лучшее время, но который сумел пронести свои идеи сквозь время и достучаться до потомков. Для того чтобы лучше познакомиться с этой личностью, сначала разберемся в биографии татарского мальчика, который вырос в семье муллы.

Первое знакомство

Галимджан Ибрагимов – это известный татарский писатель, который считается зачинателем татарской литературы советского периода. Является героем труда. По политическим причинам был репрессирован, но в 1955 году его реабилитировали. Он стоял у истоков татарского литературного дела, а кроме того, был выдающимся человеком, который действовал и не боялся говорить, когда стоило молчать. Каждый должен знать о таких людях, которые строят свою эпоху. Галимджан Ибрагимов – это человек из той породы, которая не может терпеть несправедливость и смело кидается в бой.

image

Галимджан Ибрагимов: биография

Мальчик был рождён 13 марта 1887 года в деревне Султанмуратово Уфимской губернии. На сегодняшний день эта территория является Аургазинским районом Республики Башкортостан. Мальчик родился в семье муллы. Как известно, это служитель мусульманского культа. Российская империя называла муллами не только знатоков мусульманских традиций, но также образованных людей и учителей. Если смотреть на факты, то можно понять, что в России мулла приравнивался к священнику, и неспроста. Каждый из них состоял при определённой мечети, при этом их деятельность четко регулировалась указами чиновников. При этом на Кавказе муллой называли духовенство низшего ранга.

image

Биографические данные о писателе весьма скудны, так как он не любил публичности и мемуаров не писал. При этом история всё же сохранила основные заслуги татарского писателя, за которые его следует уважать и ценить.

Учёба

Галимджан Ибрагимов, биография которого очень кратка, получал домашнее образование. Это было вызвано тем, что его отец был муллой – образованным человеком своего времени. Начальное образование он получил в сельском медресе «Хусаиния», что в Оренбурге. Также он недолго учился в русской школе в 1899 году. В 1906-1908 годах он обучался в медресе «Галия». Именно в 1906 году произошёл первый арест писателя, но вскоре молодого человека отпустили.

Профессиональная деятельность

Галимджан Ибрагимов проявил себя в различных сферах. Он был писателем, редактором и издателем. Как писатель он дебютировал благодаря своему рассказу «Изгнание из медресе Заки-шакирда», который был написан в 1907 году. Это был второй год обучения в школе. Удивительно, что уже так рано мальчик из медресе «Галия» написал полноценный интересный рассказ. Уже через 3 года он выпустил свой первый сборник рассказов, который назывался «Начало весны». Его литературная деятельность оказала большое влияние на художественную прозу тюркоязычных народов. Татарские писатели в своем большинстве оказывали незначительное влияние на литературное дело в целом, но отдельные личности, как та, которой посвящена данная статья, смогли оставить весомый след в истории.

Также молодой человек был редактором нескольких журналов и газет. Кроме того, он часто редактировал готовые произведения. Перечислять его многочисленные работы не будем, так как все они на татарском языке. Также он совместно со своим другом Фатыхом Сайфи-Казанлы занимался выпуском газеты «Воля».

Книги по лингвистике

Татарские писатели были людьми разносторонними и многогранными, потому что жизнь научила их быть мастерами сразу в нескольких делах. Наш герой был автором книг по филологии и лингвистике. Его труды пользовались большой популярностью, так как писал их профессионал своего дела. Более того, его стиль написания отличался простотой, что было необходимым условием для того, чтобы нормально воспринимать язык. Далеко не все филологи могли похвастаться умением объяснить и правильно подать материал. Всего Галимджан Гирфанович Ибрагимов написал три книги по этой теме: «Татарская грамматика», «Теория литературы» и “Методика преподавания родного языка”. Книги были написаны в 1911, 1916 и 1918 годах.

Преподавание

Начиная с 1913 года писатель начал совмещать свою литературную деятельность с преподавательской. Это было вызвано простой житейской необходимостью иметь какие-то деньги для существования. Преподавательскую карьеру он начал в своей первой и родной школе. Он преподавал уроки татарского языка, которые давались ему великолепно. Он был мастером слова. Галимджан Ибрагимов не только отлично знал свой язык, но также умел блестяще подать материал для детей, которые только начинали изучать азы.

Преподавательский состав и высшее руководство не могли не замечать талант Ибрагимова. Уже в 1925 году он начал возглавлять Академический центр Наркомпроса республики. Однако на этой должности он пробыл недолго – всего два года. В 1927 году его сняли из-за политических взглядов, которые перечили советской идеологии. Официальная причина звучала так: «За активную националистическую деятельность». В промежутке между этими годами, в 1926, писатель стал лидером делегации ТатАССР на I Всесоюзном тюркологическом съезде, который происходил в Баку. Профессионалы собрались по поводу латинизации письменности тюркских народов. На этой встрече Галимджан Ибрагимов отдал свой голос против проведения латинизации.

Революционная деятельность

Как уже было сказано ранее, герой нашей статьи занимал активную жизненную позицию и никогда не молчал, когда происходила некая несправедливость. В 1912 Ибрагимов переехал в Киев. Вскоре после его приезда в городе образуется тайная мусульманская организация, которая действует против интересов правительства. Через некоторое время выясняется, что ее лидером был Галимджан. В следующем же году его арестовывает полиция, но уже скоро отпускает по причине недостаточного количества прямых улик. Несмотря на то что молодого человека отпустили, он ещё длительное время находился под бдительным присмотром.

Ситуация в стране периодами накалялась. Понятное дело, что полностью выразить свое негодование в действиях было невозможно, так как это было равносильно составлению собственного приговора. Из-за этого взгляды и мысли писателя полностью отразились в его литературном творчестве.

Первым показательным произведением стал роман «Наши дни», в котором Галимджан со своей точки зрения обрисовал все события революции 1905 года. Также в его творчестве большое внимание уделялось такой теме, как дружба татарских и русских простых рабочих. Он написал два романа, в которых создал практически идеальный образ борца за правильную Советскую власть: «Сказание о красных цветах» и «Глубокие корни». Первый был написан в 1920 году, а второй – в 1928.

Его деятельность заметили политические активисты, которые получали всё больше власти, и в 1917 году писателя пригласили во Всероссийское учредительное собрание.

Творчество

Всё творчество Ибрагимова можно разделить на несколько вех: учебная литература, романы, повести и пьесы. Рассказ на татарском языке от этого писателя – это некая дверка в совершенно иной мир, где правит сила слова и величие голоса. Для того чтобы понять, как писал этот оригинальный и талантливый человек, следует прочесть хотя бы одно его произведение – тогда всё сразу станет понятным. Его книги понятны детям и взрослым. Более того, они одинаково интересны всем возрастным категориям. Переводы на русский язык его трудов были сделаны гораздо позже, чем написаны сами работы. Разница буквально в 20-30 лет. Это вызвано тем, что во время написания книг Ибрагимова запрещали читать, а полиция сделала всё для того, чтобы такое имя вообще забыли.

Первым самым крупным произведением автора стал роман «Молодые сердца», который был написан в 1912 году, а переведён на русский язык лишь в 1980 году. В этом труде автор представил полную панораму жизни татарских людей разного ранга в начале ХХ века.

После революции

После революции Галимджан продолжал свою деятельность дальше. Он всё также преподавал уроки татарского языка и обучал детей правильному произношению. С 1920 по 1924 годы он был сотрудником издательского отделения и преподавателем в Коммунистическом университете в Казани. Как можно заметить, Галимджан Ибрагимов, биография которого не сильно пестрит фактами, всё же никогда не сидел на месте. Жизнь его постоянно проходила в движении, он часто менял места работы. Кроме того, он всегда был на виду у власти, так как его деятельность нередко противоречила политике партии.

В 1925 году он стал председателем Академического центра при Наркомате просвещения. Вплоть до 1937 года он был заместителем председателя Мусульманского комиссариата.

Арест

Спокойная жизнь и работа продлились недолго. В августе 1937 года Ибрагимов был арестован. Это произошло в красивом городе Ялте. Всё случилось быстро: сначала его сдали в городской отдел полиции, а затем доставили в Казань. Здесь его заперли в тюремной больнице, как говорится, без суда и следствия. К сожалению, это не просто речевой оборот, а реальность. Суда никто не проводил, и приговора не было. Просто в один прекрасный момент все книги писателя были удалены из библиотек, а его имя стало запрещено вспоминать. Вот так просто всё делалось: раз – и нет больше такого человека.

Говорить наверняка сложно, но вскоре писатель умер. 21 января 1938 года его не стало. Было ли это последствием пыток и издевательств или же естественной смертью – трудно сказать, так как вся информация засекречена, и даже самые близкие люди Ибрагимова не знают, как всё обстояло на самом деле. Эта история закончилась очень печально, хотя человек прожил достойную жизнь. Существует много разных мнений о том, почему Ибрагимов так рано и так быстро умер. Узнать точную причину смерти великого человека вряд ли когда-то удастся. Только после кончины писатель был реабилитирован, в принципе, как и многие другие люди, имя которых было стёрто со страниц истории.

Память

Галимджан Ибрагимов, биография которого закончилась весьма трагично, всё же увековечен в культуре. В Казани установлен посмертный памятник писателю, который расположен на Арском кладбище. Также именем Ибрагимова назван Казанский институт и проспект в городе. В 1987 году в родном селе активиста открылся музей его имени. В Казани установлен бюст писателя и есть действующая гимназия его имени. В честь этого человека также названа улица в Уфе, и там же можно увидеть мемориальную доску. Татарский художник Ханиф Хабибрахманов сделал барельеф Галимджана.

Подводя итоги статьи, следует сказать о том, что не всегда мы знаем о лучших людях, которые достойны того, чтобы брать с них пример. Часто такие личности «закопаны» в истории из-за того, что их речи резали слух властителям. Жаль, что в прошлом можно было так легко вычеркнуть человека и выкинуть его за борт жизни. Многие выдающиеся личности, которые даже были реабилитированы посмертно, всё же не заняли в сознании общества той роли, которая предназначалась им судьбой. Современное демократическое общество не должно допустить подобного безобразия.

Галимджан Гирфанович Ибрагимов
тат. غلمجان غيرفان اوغلى ابراھىمف тат. Ƣalimçan Ƣirfan ulь Ibrahimьf тат. Галимҗан Гыйрфан улы Ибраһимов тат. Ğalimcan Ğirfan uğlı İbrahimof
Дата рождения 12 марта 1887(1887-03-12)[1]
Место рождения
Род деятельности писатель, языковед, редактор, общественный деятель
Годы творчества 1887 – 1938
Жанр рассказ, повесть, роман
Язык произведений татарский
Дебют 1907 (рассказ «Изгнание из медресе Заки-шакирда»)
Награды Герой Труда
 Медиафайлы на Викискладе

Ибрагимов среди писателей, журналистов и ученых. 1925—1926 годы.

Галимджа́н Гирфа́нович Ибраги́мов (тат. Галимҗан Гирфан улы Ибраһим, 12 марта 1887[1], Султанмуратово, Уфимская губерния[1]21 января 1938[2], Казань[1]) — татарский писатель и языковед, общественный деятель. Один из зачинателей современной татарской советской литературы.

Герой Труда (1932). Был репрессирован по «султангалиевщине». Реабилитирован 24 сентября 1955 года.

Биография

Дом К. С. Олешкевича (г. Казань, ул. Муштари, 33), где жил писатель Г. Ибрагимов

Галимджан Гирфанович Ибрагимов родился 12 марта 1887 года в деревне Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (сейчас Аургазинский район Республики Башкортостан). Первоначальное образование получил в сельском медресе и начальной русской школе. В 1906—1908 годы в Уфе он обучался в медресе «Галия». Первый рассказ Ибрагимова «Изгнание Заки-шакирда из медресе» появился в 1907 году в газете “Эль-Ислах. Среди первых рассказов «Жертвы любви», «Судьба татарки» (первый вариант) и исторический труд «Культура древнего ислама». В 1909 г. Г. Ибрагимов переезжает в Казань и решает посвятить себя литературному делу, а в 1912 году он публикует первое крупное произведение «Яшь йорәкләр»(«Молодые сердца»), принёсшее ему популярность. В этот период (1909—1912 гг.) в полную силу раскрывается его творческий потенциал. Он пишет рассказы «Яз башы» («Начало весны»), “Диңгездә («В море»), «Сөю-сәгадәт» («Любовь-счастье» и др.) В 1915—1917 гг. Г.Ибрагимов преподает в медресе «Галия» в Уфе. В эти годы он пишет свои рассказы «Көтүчеләр» («Пастухи»), «Табигать балалары» («Дети природы» др.), роман «Безнең көннәр» («Наши дни»); научно-педагогические работы «Грамматика татарского языка», «Новая литература», «Методика преподавания родного языка».

После Февральской революции в России в 1917 году Галимжан Ибрагим и Сайфи Файзи издают в Стерлитамаке татарскую газету «Ирек» («Свобода»), а с сентября 1917 года — он редактирует татарскую газету «Безнең юл» («Наш путь»). В мае 1922 года вышел в свет первый номер литературно-художественного и общественно-политического журнала на татарском языке «Безнең юл», предшественника нынешнего издания «Казан утлары». Через этот журнал, созданный по инициативе Галимжана Ибрагимова, татарский читатель впервые ознакомился с произведениями Х. Такташа, Ш. Камала, Ш. Усманова, К. Наджми, А. Кутуя и других писателей. Он являлся также одним из организаторов и редактором журнала «Магариф».

Г. Ибрагимов создает драму «Яңа кешеләр» («Новые люди»), повесть «Кызыл чәчәкләр» («Красные цветы»), романы «Тирән тамырлар» («Глубокие корни»), «Казакъ кызы» («Дочь степи»). Самые известные произведения Г. Ибрагимова — «Судьба татарской женщины» «Дети природы», романы «Молодые сердца», «Наши дни». Среди научных работ — «Татарская грамматика» (1911), «Теория литературы» (1916), «Методика преподавания родного языка» (1918).

Г. Ибрагимов — один из лидеров и создателей Партии татаро-башкирских мусульманских левых эсеров. В 1918 году он — один из организаторов Комиссариата по делам мусульман Внутренней России. В 1920-24 — сотрудник Издательского отдела Центрального бюро Коммунистических народов Востока при ЦК РКП(б), преподаватель Татарского коммунистического университета в Казани. С 1920 г. в Наркомате просвещения ТАССР, один из организаторов и редакторов журналов «Безнен юл» и «Магариф». В 1925—1927 председатель Академического центра при Наркоме просвещения, координатор перевода и издания на татарский язык сочинений В. Ленина.

Последние годы жизни (с 1927 г.) в связи с болезнью Г. Ибрагимов провел в Крыму (Ялте), где был арестован и перевезен в Казань. Скончался он 21 января 1938 года в тюремной больнице. Реабилитирован посмертно.

Обучение

  • Домашнее образование — родился в семье муллы.
  • 1898—1905 — поступил в медресе Вали муллы (Оренбург).
  • 1906—1909 — шакирд медресе «Галия».

Писатель, редактор, издатель

Дебютировал автобиографическим рассказом «Изгнание из медресе Заки-шакирда» (1907). В 1910 вышел первый сборник рассказов «Начало весны» («Яз башы»). Написал рассказы и повести «Судьба татарской женщины», «Старый батрак» («Карт ялчы», 1912), «Дети природы» («Табигать балалары», 1914), романов «Молодые сердца» («Яшь йөрәкләр», 1912), «Наши дни» («Безнең көннәр», 1920) и др. Его творчество оказало влияние на развитие художественной прозы тюркоязычных народов[3].

Редактор ж. «Безнең юл» («Наш путь»), «Мәгариф» («Просвещение»), де-факто «Аң» (Казань); газеты «Чулпан». Совместно с Фатыхом Сайфи-Казанлы выпускал газету «Ирек» («Воля»).

Научная и преподавательская деятельность

Автор трудов по татарской филологии и лингвистике.

  • «Татарская грамматика» (1911),
  • «Теория литературы» (1916),
  • «Методика преподавания родного языка» (1918).

Автор статей, посвящённых творчеству казахских литераторов Абая Кунанбаева и Чокана Валиханова[4].

Преподавал (с 1913 года, в медресе «Галия»).

Возглавлял Академический центр Наркомпроса республики (1925—1927) (снят за «активную националистическую деятельность»).

В феврале 1926 года Ибрагимов возглавил делегацию ТатАССР на I Всесоюзном тюркологическом съезде (Баку), посвященном вопросам латинизации письменности тюркоязычных народов, где он выступил против латинизации[5].

Революционная деятельность

В 1912 году переехал в Киев, где при его активном участии возникает тайная мусульманская студенческая организация[5].

В 1913 году арестован и в том же году освобожден за недостаточностью улик. Долгое время находился под надзором полиции.

Тема революции стала одной из главных в творчестве писателя. В романе «Наши дни» описал события революции 1905 года и боевую дружбу русских и татарских рабочих. В повести «Сказание о красных цветах» (1920), в романе «Глубокие корни» (1928) дан образ борца за Советскую власть.

В 1917 году избран в Всероссийское учредительное собрание в Уфимском избирательном округе по списку № 3 (левые мусульмане, эсеры (татары))[6].

Послереволюционная деятельность

  • В 1920—1924 — сотрудник Издательского отделения Центрального бюро Комитета народов Востока при ЦК РКП(б) и ж. «Красный Восток», преподаватель Коммунистического университета в Казани[3].
  • В 1925 — председатель Академического центра при Наркомате просвещения, член коллегии Наркомпроса ТАССР.
  • До 1937 (???)
  • работал заместителем председателя Мусульманского комиссариата при Наркомате национальностей (упраздненного в апреле 1924 года!!!) по переводу и изданию на татарский язык сочинений В. И. Ленина.[3].

Арест

3 августа 1937 года в Ялте Ибрагимов был арестован, сдан в горотдел и после прибытия в Казань помещен в тюремную больницу НКВД ТАССР. Суда над писателем не было, не было никакого приговора, но его произведения были изъяты из библиотек, а имя запрещено к употреблению. Следствие было прекращено в связи со смертью писателя 21 января 1938 года. Реабилитирован посмертно в сентябре 1955 года[7].

Известные адреса

  • В Уфе:
    • улица Свердлова (ранее Малая Казанская), 86.
    • Электрический переулок, 7
    • Коммунистическая (ранее Большая Успенская) улица, 50.
  • В Киеве:
  • Терегулов

Эта страница в последний раз была отредактирована 30 июля 2022 в 18:17.

Ибрагимов Галимджан Гирфанович (биография) выдающийся татарский писатель,государственный деятель, Герой Труда,ученый и языковед родился 12 марта 1887 года в деревне Султан-Муратово Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне Аургазинский район Республики Башкортостан).

В период (1909—1912 гг.) в полную силу раскрывается его творческий потенциал.

Он пишет рассказы «Яз башы» («Начало весны»), «Диңгездә («В море»), «Сөю-сәгадәт» («Любовь-счастье» и др.)

В 1915—1917 гг. Г.Ибрагимов преподает в медресе «Галия» в Уфе.

В эти годы он пишет свои рассказы «Көтүчеләр» («Пастухи»), «Табигать балалары» («Дети природы» др.), роман «Безнең көннәр» («Наши дни»); научно-педагогические работы «Грамматика татарского языка», «Новая литература», «Методика преподавания родного языка».

После Февральской революции в России в 1917 году Галимжан Ибрагим и Сайфи Файзи издают в Стерлитамаке татарскую газету «Ирек» («Свобода»), а с сентября 1917 года — он редактирует татарскую газету «Безнең юл» («Наш путь»).

В мае 1922 года вышел в свет первый номер литературно-художественного и общественно-политического журнала на татарском языке «Безнең юл», предшественника нынешнего издания «Казан утлары». Через этот журнал, созданный по инициативе Галимжана Ибрагимова, татарский читатель впервые ознакомился с произведениями Х. Такташа, Ш. Камала, Ш. Усманова, К. Наджми, А. Кутуя и других писателей.

Он являлся также одним из организаторов и редактором журнала «Магариф».

Г. Ибрагимов создает драму «Яңа кешеләр» («Новые люди»), повесть «Кызыл чәчәкләр» («Красные цветы»), романы «Тирән тамырлар» («Глубокие корни»), «Казакъ кызы» («Дочь степи»). Самые известные произведения Г. Ибрагимова — «Судьба татарской женщины» «Дети природы», романы «Молодые сердца», «Наши дни». Среди научных работ — «Татарская грамматика» (1911), «Теория литературы» (1916), «Методика преподавания родного языка» (1918).

Г. Ибрагимов — один из лидеров и создателей Партии татаро-башкирских мусульманских левых эсеров. В 1918 году он — один из организаторов Комиссариата по делам мусульман Внутренней России. В 1920-24 — сотрудник Издательского отдела Центрального бюро Коммунистических народов Востока при ЦК РКП(б), преподаватель Татарского коммунистического университета в Казани. С 1920 г. в Наркомате просвещения ТАССР, один из организаторов и редакторов журналов «Безнен юл» и «Магариф».

В 1925—1927 председатель Академического центра при Наркоме просвещения, координатор перевода и издания на татарский язык сочинений В. Ленина.

Последние годы жизни (с 1927 г.) в связи с болезнью Г. Ибрагимов провел в Крыму (Ялте), где был арестован и перевезен в Казань. Скончался он 21 января 1938 года в тюремной больнице. Реабилитирован посмертно.

Творчество:

Рассказы,повести и романы:

Труды по татарской филологии и лингвистике:

Память:

Галимҗан Ибраһимов (1887-1938)
Галимҗан Ибраһимов 1887 елның 13 мартында Уфа губернасы Стәрлетамак өязе (хәзер Авыргазы районына карый) Солтанморат исемле татар авылында туа. Галимҗан башта туган авылында белем ала, 3 сыйныфлы рус мәктәбенә дә йөри. 1898 елныңкөзендә әтисе Галимҗанны һәм аның бертуганын Оренбурдагы мәдрәсәгә илтә. 1905 елгы инкыйлаб дулкыннары тәэсирендә, шәкертләр, иске тәртипләргә риза булмыйча баш күтәрәләр, һәм Галимҗан мәдрәсәдән куыла. «Галия» мәдрәсәсе Аннары ул Уфага китә һәм «Галия» мәдрәсәсенә укырга керә. Аның әдәби иҗат эшчәнлеге шул вакытта башлана. 1907 елдааның беренче хикәясе – “Зәки шәкертнең мәдрәсәдән куылуы” басылып чыга. «Галия»дән киткәннән соң, Галимҗан Ибраһимов Әстерханда була, Урал якларына бара, казакъ далаларына китеп, балалар укыта башлый. Казан Белемен күтәрү өчен һәм әдәби эш белән шөгыльләнү өчен 1909 елда Казанга килә. Шул елны язучы “Татар хатыны ниләр күрми” повестен иҗат итә. 1910-1911 елларда “Диңгездә”, “Йөз ел элек”, “Карак мулла” кебек хикәяләрен яза. 1912 елда ул беренче зур күләмле әсәрен – “Яшь йөрәкләр” романын тәмамлый. 1912-1914 елларда “Карт ялчы”, “Көтүчеләр” , “Табигать балалары” һ.б. бик күп әсәрләрен иҗат итә. Инкыйлаб эшләре 1912-1913 елларда Галимҗан Ибраһимов Киевта балалар укыта, белемен күтәрә. Студентларның яшерен оешмасында катнашканга 1913 елның апрелендә кулга алына. Шул елның җәендә төрмәдән чыгарыла, 1917 елның февраль революциясенә кадәр полиция күзәтүе астында яши. 1913 елның көзеннән башлап Галимҗан Ибраһимов Казанда “Аң” журналында эшли. 1914 елның февралендә яңадан Киевка китә. 1915 елның көзеннән 1917 елгы Февраль инкыйлабына кадәрге чорда Галимҗан Ибраһимов «Галия» мәдрәсәсендә укытучы булып эшли. Язучы 1917 елдан инкыйлаб эшләре белән шөгыльләнә, Учредительное Собраниега делегат итеп, Бөтенроссия Үзәк Башкарма комитеты әгъзасы итеп сайлана. 1918 елдаМилләтләр халык комиссариаты каршында төзелгән Үзәк мөселман комиссариатының рәисе Мулланур Вахитовның урынбасары була. Илдә тыныч тормыш башлангач, әдип иҗат эше белән шөгыльләнә, дәүләт һәм җәмәгать эшләрендә катнаша. Соңгы еллары Язучы каты авыруы сәбәпле, гомеренең соңгы ун елын Ялтада уздыра. Ул анда әдәби иҗат эшен дәвам иттерә. Галимҗан Ибраһимов, татар халкының башка күп язучылары кебек үк, Сталин репрессияләренә эләгә. 1938 елда ул төрмә шифаханәсендә үлә. Википедия язмасы: Галимҗан Ибраһимов

Ибрагимов Галимджан Гирфанович

Содержание

1. Биография

. Работа в журналах и политическая деятельность

. Литературная деятельность

. Память

Список литературы

1. Биография

Даже ёмкое слово «писатель» не раскрывает многогранной личности Галимджана Ибрагимова, его роли в духовной истории татарского народа. Художник, воплотивший в своих произведениях основополагающие принципы социалистического реализма, крупный критик и теоретик литературы, выдающийся учёный, государственный и общественный деятель, он был пионером новой национальной культуры.

Ибрагимов Галимджан Гирфанович (1887-1938).

Родился 12 марта 1887 г. в семье муллы в деревне Султан-Муратово Стерлитамакского уезда. До 11 лет учился в сельской школе, затем – в Оренбурге в медресе Вали-муллы, откуда за протест против схоластической системы воспитания был исключен.

Схола?стика (греч. «учёный, школьный») – систематическая средневековая философия представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Вскоре Г. Ибрагимов переехал в Уфу и поступил в высшее восточное мусульманское учебное заведение – медресе Галия, из которого его тоже исключили за выступление против администрации.

Г. Ибрагимов учительствовал в Казахстане, на Кавказе, а в конце 1909 г. приехал в Казань с намерениями поступить в университет (он жил на ул. Армянская, ныне Спартаковская, д. 15). Но двери храма науки для политически неблагонадежного татарского юноши были закрыты. В 1912 г. он уехал в Киев, где в качестве вольнослушателя учился в университете.

2. Работа в журналах и политическая деятельность

ибрагимов писатель татарский творчество

С осени 1913 г. по февраль 1914 г. Г. Ибрагимов работал ответственным секретарем в татарском литературно-художественном журнале Разум. В 1917 г. совместно с Ф. Сайфи-Казанлы и Ш. Сунчалеем издавал газету Ирек. Г. Ибрагимов – один из организаторов и руководителей Партии татаро-башкирских мусульманских левых эсеров. В 1917-1918 гг. он избирался депутатом Милли Меджлиса. В 1918 г. Г. Ибрагимов вместе с М. Вахитовым и Ш. Манатовым участвовал в организации Комиссариата по делам мусульман, был заместителем председателя Комиссариата. В 1919-1920 гг. он являлся членом Центральной мусульманской военной коллегии и одновременно руководил редколлегией отдела печати Центральной мусульманской военной коллегии и редколлегией отдела печати Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока , сотрудничал в журнале Красный Восток.

С 1920 г. Ибрагимов работал в аппарате Наркомата просвещения ТАССР. В 1925 г. он возглавил Академический центр и одновременно являлся председателем Татарского бюро краеведения. Пятым съездом Советов Ибрагимов был избран членом Президиума ТатЦИКа. Он сыграл большую роль в образовании, развитии татарской культуры и народного просвещения.

С 1918 г. по 1924 г. Ибрагимов жил в доме 21 по ул. Чернышевского (ныне ул. Кремлевская). Позднее жил в доме 33 по ул. Комиссариатская (ныне ул. Муштари). В 1927 г. он уехал лечиться в Крым. Несмотря на тяжелую болезнь (туберкулез), он продолжил свою литературную и общественную деятельность. В 1928 г. Ибрагимов избирался членом Государственной академии художественных наук СССР. 13 августа 1928 г. ему было присвоено звание Героя Труда.

В 1937 г. в Ялте по подозрению в участии в контрреволюционной националистической организации и проведении вредительской работы, направленной на подрыв народного хозяйства республики, Г. Ибрагимов был арестован и под конвоем доставлен в Казань. В скором времени его перевели в тюремную больницу. 21 января 1938 г. писатель умер в больничной палате тюрьмы .

Галимджан Ибрагимов внес огромный вклад в развитие татарской культуры. Он был талантливым писателем. Широко известны его романы Молодые сердца (1912), Наши дни (1919), Глубокие корни (1928) Дочь степи (1934). В 1974-1987 гг. вышел 8-томник произведений писателя. Его творчество оказало влияние на развитие художественной прозы тюркских народов и пользовалось большой популярностью. Только за период с 1918 г. по 1935 г. художественные произведения писателя выдержали 54 издания на десяти языках народов мира. Г. Ибрагимов выступал с многочисленными публицистическими статьями. Вместе с тем он много времени уделял научной и педагогической деятельности. Увлеченно занимался исследованиями истории татарской литературы и языка. Он является автором трудов Татарская грамматика, Теория литературы и др.

3. Литературная деятельность

В 1910 вышел первый сборник рассказов «Начало весны» («Яз башы»). Написал рассказы и повести «Судьба татарской женщины», «Старый батрак» («Карт ялчы», 1912), «Дети природы» («Табигать балалары», 1914), романов «Молодые сердца» («Яшь йэрэклэр», 1912), «Наши дни» («Безнен кеннэр», 1920) и др. Его творчество оказало влияние на развитие художественной прозы тюркоязычных народов.

Романтические искания Г.Ибрагимова и его современников-неотъемлемая страница духовного развития татарского народа. Романтическая заостренность и яркость образов дополнилась в первом романе Ибрагимова реалистической полнотой характеров. Внутренние монологи как средство психологического анализа в татарскую прозу впервые ввел именно Г.Ибрагимов. Он опиралсяна достижения русской классической литературы, особенно Л.Н.Толстого.

Ибрагимов многому учился у Горького, преклоняясь перед мощью его таланта, развивал горьковские традиции. Ибрагимова нередко называли «татарским Горьким».

Тема романа «Дочь степи» подсказана писателю личными впечатлениями. Он работал учителем в казахских аулах и был покорён широтой души, свободолюбием и своеобразием культуры и быта казахского народа. С увлечением записывал казахские пословицы, поговорки, песни. Первые главы романа он написал в 1990, когда работал на урале, на Миасском заводе. Закончил работу над романом в 1911 году в Казани и представил его в издательство «Вакыт». Однако рукопись романа была конфискована и куда-то исчезла. В 1912-1913 годах писатель по черновикам восстановил текст романа, но во время ареста писателя рукопись вместе с другими бумагами вновь попала в руки охранки. Издать своё произведение Г.Ибрагимов смог только после революции, в 1924 году, внеся в текст небольшие изменения и добавления.

Роман «Дочь степи» оказал большое влияние на творчество писателей братских народов, в первую очередь среднеазиатских.

«Казахи считают Г.Ибрагимова своим казахским писателем, -писал академик Сабит Муканов. -Имя Галимджана Ибрагимова замечательного писателя и человека, навсегда вошло в историю нашей многонациональной социалистической культуры.»

В татарской критике не раз указывалось, что роман «Глубокие корни» по композиционному построению напоминает детективные произведения. Но это сходство чисто внешне. По своему содержанию роман Г.Ибрагимова-это большое многоплановое эпическое полотно, показывающее напряженность классовой борьбы в деревне после победы Октябрьской революции, вскрывающее «глубокие корни» социальных противоречий и проникнутое предчувствием новых кардинальных перемен.

Широта и разнообразие человеческих характеров, глубина социально-философского осмысления действительности в богатом творческом наследии Г.Ибрагимова объясняют долговечность и притягательную силу его произведений.

4. Память

Имя Г. Ибрагимова носит Институт языка, литературы и истории Казанского филиала АН РФ.

Перед татарской гимназией № 17 (бывшей школой № 89) на ул. Восстания в 1967 г. ему установлен памятник.

Имя выдающегося общественного деятеля в Казани носит проспект Ибрагимова, который пересекает Ново-Савиновский и Московский районы города.

Список литературы

1.Казань1980. Галимджан Ибрагимов «Молодые сердца»

.Москва 1987. Галимджан Ибрагимов «Глубокие корни»

Теги: Ибрагимов Галимджан Гирфанович  Реферат  Литература

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий