Фирдавси биография. Биография фирдоуси абулькасима

Category:
  • 0″ ng-click=”catSuggester.reacceptAll()”> Cancel

Рождение в Паже Мансур, сын Хасана, который потом прославился как Хаким Абулькасим Фирдоуси, родился в 940-41 гг. году в Паже – одном из исторических селений Туса. Низами Арузи в своей книге «Чахар макале» пишет: «Великий поэт Абулькасим Фирдоуси происходил из дехкан (землевладельцев) Туса, из деревни, которую называют Баж (Паж). Это большая деревня, из нее набирают тысячи воинов». Итак, отец Фирдоуси был из землевладельцев Туса. Дехкане были богаты, и даже после прихода арабов в Иран смогли сохранить свое положение и величие. Амир той области имел сад под названием «Фирдоус», в котором отец Мансура был садовником, поэтому его семья и получила имя Фирдоуси. Земледелие О детстве и молодости Фирдоуси нам почти ничего не известно. Рассказывают, что он также вначале работал с отцом, занимался земледелием, и потому разбогател. Низами Арузи пишет: «Фирдоуси пользовался в этой деревне полным достатком и, благодаря доходам от своих земельных участков, ни от кого из себе подобных не зависел». Об учебе и учителях Фирдоуси мы тоже ничего не знаем. Но, судя по результату его трудов, великолепной поэме «Шах-наме», он получил хорошее образование, и многие годы посвятил изучению мудрости и истории. Величественный дворец поэзии Фирдоуси был мастером красноречия. Он собрал большой исторический материал и начал писать «Шах-наме» – приступил к сочинению эпоса иранского народа. Он смолоду любил предания и сказки, сам начал сочинять дастаны (рассказы) и изложил в стихах такие известные предания, как «Бижан и Маниже», «Сухраб», «Акван-див», «Сражения Pycтама» и другие. В своей работе он использовал такие книги, как «Гуштасп-наме» Дакики и «Шах-наме» в прозе, принадлежавшую перу Абу Мансури. В то время Фирдоуси было примерно 40 лет, и последующие 30 лет своей жизни он посвятил этой работе. Писатель подарил иранскому народу и мировой литературе бессмертное произведение. «Шах-наме» Фирдоуси состоит из 60 тысяч бейтов (стихотворений), и тема его – история Ирана, с начала и до времени нашествия арабов-мусульман и падения Сасанидов. Писатель разделил эту эпоху на 50 частей и описывал события перечисляя несколько составляющих: мифологическую, героическую и историческую. Разумеется, Фирдоуси не сочинял стихи «Шах-наме» в том порядке, в каком они выстроены в настоящее время, он работал постепенно, по воле вдохновения, и лишь в конце собрал и соединил все стихотворения. «Шах-наме» содержит не только исторические, но и морально-дидактические материалы. Это произведение занимает такое положение в истории персидской литературы, что его считают «словарем персидского языка». Описание событий производит очень сильное впечатление, автор особенно талантливо передает картины сражений. «Шах-наме», хотя и является очень большой книгой, в изложении проста и лаконична. В связи с тем, что в ней отражены и народные обычаи, «Шах-наме» имеет большое значение для изучения культуры иранцев в разные времена. Одним из самых больших преимуществ Фирдоуси в сравнении со многими поэтами является строгое следование принципам морали, так как он сознательно не использовал в «Шах-наме» ни единого непристойного слова, и в описании исторических событий был честен. «Шах-наме» – вечное произведение, значение которого не смогли уменьшить прошедшие века. То, что писал Фирдоуси в «Шах-наме» – лучшая похвала этой книге: Перевод И.Сельвинского При дворе в Газне Фирдоуси первую редакцию «Шах-наме» завершил в 994-95 гг. В начале своей работы над поэмой он пользовался материальной и духовной поддержкой правителя Туса и других знатных людей города. Но долгие годы, которые он посвятил сочинению «Шах-наме», разорили писателя, и после окончания книги он стал нищим. Несмотря на то, что его стихотворения и рассказы были известными всему народу, его никто не поддержал. Он в отчаянии писал: У Фирдоуси был сын, которого судьба забрала у него. Это событие умножило печаль поэта. Испытывая душевные мучения и погружаясь в нищету, он решил вручить «Шах-наме» знатному амиру с надеждой поправить свое положение. Султан Махмуд Газнави, известный амир Газнавидов, который правил Хорасаном и Мавераннахром и во время своих военных походов добрался до самой Индии, привлек к себе внимание поэта. Поэтому Фирдоуси через 10 лет после окончания первой редакции «Шах-наме», приступил к пересмотру книги. Он добавил в книгу имя султана Махмуда, стихотворения, восхваляющие его, и некоторые главы, а также подготовил новую редакцию «Шах-наме». Это было примерно в 1009-1010 гг. В это время поэт из Туса писал: Вот что пишут исторические источники: «Фирдоуси взяв с собой «Шах-наме», отправился во двор – в Газну (Газна – город в центре современного Афганистана, развалины которого в наше время находятся вблизи города Газнейн – прим. переводчика). После завершения книги автор хотел вручить ее султану Махмуду. Однако это закончилось неблагополучно, и по воле судьбы добавило Фирдоуси еще больше печали». Известен рассказ о том, как Фирдоуси приехал в Газну и встречался на собрании с такими знаменитыми поэтами двора султана Махмуда, как Унсури, Асджади и Фаррухи. Они не знали, кто такой Фирдоуси. И предложили: «Каждый из нас скажет одну строку рубаи. Если оФирдоуси сможет сочинить четвертую строку, ему позволят находиться в этом собрании поэтов». Фирдоуси согласился. Потом поэты стали произносить строки, в таком порядке: Рассказывают также, что тогда поэты узнали Фирдоуси, повели его во двор султана Махмуда, и Фирдоуси вручил тому «Шах-наме» и прочитал свои стихотворения, восхваляющие его. Услышав это, Махмуд обрадовался и решил наградить поэта. Однако на этом дело не закончилось. Низами Арузи в своей книге «Чахар макале» продолжение этого события описывает так: «Махмуд с этими людьми держал совет: “Что нам следует дать Фирдоуси?” Они сказали пятьдесят тысяч динаров. Да и то слишком много, ибо он еретик-рафизит и сторонник безбожного мутазалитского толка…. А султан Махмуд был фанатик, эти слова навели на него сомнения, и он внял им». Вражда султана Махмуда с Фирдоуси Махмуд считал недостатком Фирдоуси то, что он был шиитом и, угрожая, хотел, чтобы он отвернулся от шиизма и любви к имаму Али. Но Фирдоуси рассердился и ответил стихотворением с угрозой султану: Перевод И.Сельвинского Другим причиной столкновения султана Махмуда и Фирдоуси стал вопрос национальности. Махмуд был турок по происхождению, не был иранцем, Фирдоуси же был сочинителем эпоса и гордостью персоязычных иранцев. Поэтому султан Махмуд стремился пордемонстрировать, что герои «Шах-наме» малозначащи. В книге «Тарих-е Систан» об этом приведен интересный рассказ: «Предание о Рустаме таково, что Абулькасим Фирдоуси вложил ее в стихи… Махмуд сказал: “Все «Шах-наме» – ничто, кроме сказаний о Рустаме. А в моем войске тысячи таких, как Рустам”. Абулькасим ответил: “Пусть долго живет повелитель! Не знаю, сколько в твоем войске таких воинов, как Рустам, но я знаю, что бог не создал другого такого богатыря, как Рустам”. И, поклонившись, он ушел». Бегство из Газны Султан Махмуд, оказавшийся врагом Фирдоуси, отдал ему только 20 тысяч дирхемов. Фирдоуси рассердился на это, пошел в баню, и деньги эти разделил между банщиками. Он знал, что султан будет преследовать его и захочет наказать, поэтому быстро убежал из Газны. Махмуд и впрямь отдал приказ преследовать его. Низами Арузи пишет так: «Фирдоуси хорошо знал жестокость Махмуда. Он ночью ушел из Газны… шесть месяцев скрывался, пока посланцы Махмуда не достигли Туса и не вернулись обратно. Когда Фирдоуси оказался в безопасности…, он направился в Тус». Во дворце Але-Баванд Из Туса Фирдоуси отправился в Табаристан к полководцу Шахрияру, одному из падишахов династии Баванд, и Шахрияр встретил его со всеми причитающимися почестями. Фирдоуси в Табаристане сочинил сатиру на Махмуда, в которой раскритиковал султана за недостойное поведение при встрече с ним и намекнул, что в неприязни султана виновно незнатное происхождение самого Фирдоуси: Фирдоуси через некоторое время вернулся в Тус и опять начал редактировать «Шах-наме». Таким образом, последние годы своей жизни он был занят редактированием своего знаменитого труда. Старость и нищета Последние годы жизни Фирдоуси прошли в Тусе в печали. В это время он писал, что старость и нищета надоели ему: Завершение «Шах-Наме» Рассказывают, что султан Махмуд в одном из походов в Индию, написал письмо одному из амиров Дели. После этого он как-то сказал своему визирю, ходже Ахмеду Хасану Мейманди, который был одним из поклонников Фирдоуси: «Если ответ будет не таким, каким мы хотели, что будем делать?». Ходжа в ответ ему прочитал стих Фирдоуси: Султан, который пораженный красотой стихотворения, спросил имя поэта. Когда он услышал, что оно принадлежит Фирдоуси, то решил загладить свой неблагородный поступок. Поэтому после возвращения из похода приказал выделить 60 тысяч динаров – по количеству бейтов «Шах-наме» – и отвезти их Фирдоуси, как вознаграждение за книгу. Низами Арузи пишет, что Махмуд приказал отвезти 60 тысяч динаров на султанских верблюдах в Тус и попросить прощения у поэта. Султанские верблюды отправились из Газны в Тус. Однако судьба сыграла с Фирдоуси злую шутку: ему так и не суждено было получить вознаграждение за свой огромный труд. Пока верблюды ехали в Тус, великий поэт скончался (в 1020-1021 гг.). По случайности прибытие султанских верблюдов совпало по времени с похоронами поэта. Верблюды вошли через ворота Рудбар, а в это время через ворота Разан из города выносили носилки с телом Фирдоуси. Однако религиозная война с Фирдоуси не кончилась. Фанатики даже не позволили, чтобы тело поэта похоронили на общем кладбище. Низами Арузи пишет: «В это время… был один ученый богослов. Он проявил фанатическое рвение и сказал: “Я не позволю, чтобы его тело несли на мусульманское кладбище, потому что он был еретиком-рафизитом!”. И сколько люди ни спорили с этим богословом, тот не внял им. За воротами был сад из земель, принадлежащих Фирдоуси. В этом саду его и похоронили». Низами Арузи продолжает: «Говорят, у Фирдоуси осталась дочь, чрезвычайно достойная. Дары султана хотели вручить ей. Она не приняла их и сказала: «Мне этого не нужно». Посланцы доложили об этом султану. Он повелел: «Пусть тот богослов, который помешал захоронению Фирдоуси на общем кладбище города, покинет Тус». А те дары потратили на постройку караван-сарая на пути из Нишапура в Мерв». Вера Фирдоуси Фирдоуси был мусульманином шиитского толка. Несмотря на патриотизм и любовь к истории и культуре древнего, доисламского Ирана, он был очень привязан к Пророку и его семье и провел свою жизнь с верой и преданностью в сердце. В начале «Шах-наме» в прекрасных стихотворениях он указывал на свою веру еще раз: После столкновения с султаном Махмудом, в связи с обвинениями в исповедовании шиизма, Фирдоуси не оставил свою веру и не побоялся угроз султана, даже вновь напал на противников имама Али. Значение и положение Фирдоуси Огромный труд Фирдоуси «Шах-наме» и особенности стиля его стиха скоро стали предметом подражания. Однако никто из поэтов не смог создать произведение такого масштаба. «Шах-наме» в XIII веке было переведено на арабский язык Кавам уд-Дином Бондари и в последующие века также переводилось (в полном объеме или частично) на разные языки мира. Значение и положение Фирдоуси в поэзии, а также мудрость и этичность его строк, настолько высоки, что некоторые даже считали его «самым знаменитым поэтом истории ислама», и многие поэты, и писатели восхваляли его. Известный панегирист Анвари сказал о нем: «Фирдоуси не просто наш учитель, а мы его ученики, он бог поэзии, а мы рабы его». Низами Арузи также о некоторых его стихотворениях пишет: «Я нигде в персидской поэзии не вижу такого красноречия, да и в большей части арабской поэзии тоже!». Известный ариф и ученый XI века имам Мухаммед Газали, который сам был одним из известных мыслителей в истории ислама, о Фирдоуси и его книге сказал: «Жаль, можно было заменить все мои сочинения этими двумя бейтами Фирдоуси»: Службу Всевышнему сделай своим занятием, Мавзолей Фирдоуси По воле судьбы через некоторое время гробница Фирдоуси стала местом паломничества (особенно для шиитов). Низами Арузи Самарканди в 1116 г., т.е. через сто лет после смерти Фирдоуси, был у его могилы. Амир Доулет-шах Самарканди, автор книги «Тазкират аш-шуара», живший в XV веке, отметил: «Гробница Фирдоуси стала местом паломничества людей». Уже позднее Абдаллах-хан Узбек также проводил на гробнице реставрационные работы, привел ее в порядок, после чего паломники стали посещать место упокоения Фирдоуси еще чаще. В 1908- 1909гг. англичанин Фризер нашел уже давно позабытую могилу Фирдоуси, и через некоторое время в годы правления династии Пехлеви (до Исламской революции в 1979 г. в Иране) над могилой построили памятник, который в настоящее время стал самой важной и известной достопримечательностью в Хорасане. Доктор Абузар Эбрахими Торкаман, автор книги “Мудрецы Востока”Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси (перс. Ш­Ъ©ЫЊЩ… Ш§ШЁЩ€Ш§Щ„Щ‚Ш§ШіЩ… Щ…Щ†ШµЩ€Ш± Ш­ШіЩ† ЩЃШ±ШЇЩ€ШіЫЊ توسی‎; род. 935, Тус (Иран) — 1020) — персидский поэт, автор эпической поэмы «Шахнаме» (Книга царей), ему приписывается также поэма «Юсуф и Зулейха» (библейско-коранический сюжет об Иосифе). Пользуется большой популярностью и считается национальным поэтом в Иране, Таджикистане, Узбекистане и Афганистане. О детстве и юности персидского поэта известно мало что. Он точно получил прекрасное образование, так как владел персидским и иранским языками, возможно, что изучал пехлеви. Семья его была обедневшим феодальным родом, который с трудом мог содержать свои поместья. О личной жизни Фирдоуси также мало известно. У него была дочка, которая так и не вышла замуж, а сын поэта умер раньше своего отца. О жене сведений не сохранилось. Около сорока лет Фирдоуси собирал материалы для своего величайшего произведения «Шахнаме» или «Книги о царях». Основными источниками были: фольклор, прозаическая версия хроник древних царей, а также некоторые другие документы. Поэму Фирдоуси писал около 35 лет. «Книга о царях» – самое большое поэтическое произведение в мире, которое создал один человек. По объему «Шахнаме» уступает лишь «Махабхарате». Однако она была создана несколькими авторами и писали ее в разы дольше. К тому моменту, когда поэма была закончена, на родине поэта утвердилась власть тюрка Махмуда Газневи. Ему и посвятил Фирдоуси свое произведение. Государство Газневи образовалось в 962 году на территории современного Афганистана. Столицей стал город Газни(ныне южнее Кабула). А в 998 году власть получил тот самый Махмуд Газневи, которому посвятили поэму. Старому на тот момент Фирдоуси порекомендовали сделать «Шахнаме» произведением для нового владыки. Однако поэт надеялся, что за каждый бейт в его поэме ему заплатят по одному динару, а в поэме было 60 тысяч бейтов. Труд Фирдоуси при дворе не оценили. Лишь посмеялись, сказав, что не стоит описывать подвиги давно умерших воинов, когда в войске сейчас есть не менее талантливые мужчины. Имя Фирдоуси оклеветали при дворе, сказав, что он восхваляет зороастризм. За поэму заплатили ничтожно мало. В итоге Фирдоуси написал сатиру, где высмеял происхождение Махмуда от раба. Царю это категорически не пришлось по душе. Он велел бросить писателя под ноги боевому слону. К счастью, поэт сбежал, долгое время он скитался по городам, добрался до Багдада, где жил кое-какое время. За это время Махмуд и его советники успели по-новому взглянуть на «Шахнаме». Они прочитали поэму и поняли, что были несправедливы по отношению к поэту. Тут же был снаряжен караван с богатейшими дарами, отправленный в родной город Фирдоуси – Тус. В то время старик уже был там. Однако, если верить преданию, в день, когда караван добрался до города и входил в него через одни ворота, через другие выносили бездыханное тело Фирдоуси. По всему ираноязычному миру разлетелась молва о великом поэте. С тех пор его слава не блекнет, «Шахнаме» перевели на множество языков мира, а Тус в 1934 году переименовали в Фирдоус. Биография Биография писателя Произведения 1 произведение Биография

Фирдоуси Абулькасим (около 934 – 1020 или 1030) – национальный поэт Ирана, Узбекистана, Таджикистана и Афганистана. Мало фактов известно о жизни этого персидского стихотворца. Его родина – предместье города Тус. Одни биографы утверждают, что Фирдоуси был беден, другие наоборот – очень богат и даже оставил сыну довольно большое наследство. Есть предположения, что он был сыном помещика – феодала. Образование он получил как для тех времен хорошее, владел литературными языками Ирана тех времен. Псевдоним «Фирдоуси» переводится как «райский».

В литературе славу Фирдоуси принесла поэма «Шахнаме». Эту поэму начал писать поэт Дакики. Фердоуси продолжил в 976 году и в 994 создал первую редакцию. Вторая редакция была готова в 1010 году. А потом подарил ее султану Махмуду Газневиду. Как говорят легенды, султана подарок разгневал. Причина крылась в сюжете поэмы: власть может иметь над народом тот, кому эта власть досталась в наследство, а не тому, кто ее взял силой.

Другая легенда утверждает, что когда Фирдоуси не заплатили, он разозлился и ответил сатирой, в которой был тонкий намек, что султан потомок раба. Правитель был очень зол и распорядился выгнать дерзкого поэта из страны. В скитаниях Фирдоуси провел всю свою оставшуюся жизнь.

Большинство биографов поэта считают, что жил Фирдоуси в бедности и никому не известным, потому что поэму «Шахнаме» общество узнало и оценило лишь в конце жизни поэта. Вот в чем никто не сомневается, так это в том, что поэма обрела большую популярность. Секрет успеха этого произведения кроется в том, что оно описывало историю Ирана, начиная с побед А.

Македонского. Русский вариант составил В. Жуковский. Умер великий персидский поэт в своем родном городе либо в 1020,либо в 1030 году. Благодарные потомки украсили его могилу мавзолеем.

Произведения

Шахнаме

Краткая биография Абулькасима Фирдоуси (935 – 1020).

Высказывания и афоризмы Абулькасима Фирдоуси

Автора популярных произведений Абулькасима Фирдоуси (полное имя – Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси) считают национальным поэтом в Иране, Узбекистане, Таджикистане, Афганистане. Об этом величайшем персидском стихотворце известно очень мало, не сохранилось даже сведений о его настоящем имени. Родился он в промежутке между 932-936 гг. в Иране; его родиной было предместье города Тус.

Информация о семье, отце Фирдоуси крайне противоречива. Если одни биографы считали его бедным человеком, то другие – вполне богатым и оставившим сыну приличное наследство. Многие исследователи придерживаются мнения, что он был сыном помещика-феодала, дехканина, и предполагают, что семья жила не слишком роскошно.

Практически отсутствует информация о детских и юношеских годах будущего поэта. Его образование для того времени было хорошим, он прекрасно владел персидским и арабским, т.е. литературными языками современного ему Ирана. Не исключено, что он знал пехлеви, язык домусульманской эпохи. Именно благодаря широте познаний ему досталось прозвище Хаким, т.е. «ученый, мудрец», а его поэтический псевдоним Фирдоуси звучит в переводе как «райский».

В истории литературы Фирдоуси остался, в первую очередь, как автор известной поэмы «Шахнаме». Над этим начатым поэтом Дакики произведением он взялся работать в 976 г.; в 994 г. была готова первая редакция, в 1010 г. – вторая. Ее получил в дар от поэта султан Махмуд Газневид. Предания утверждают, что подарок не пришелся по вкусу, т.к. основная мысль произведения заключалась в том, что право на власть над народом имеют люди, которым правление досталось по наследству, а не благодаря власти силы. Еще одна известная легенда гласит, что Фирдоуси не получил платы за свой труд. Будучи разгневанным, он сочинил сатиру, прозрачно намекавшую на происхождение султана от раба. Гнев правителя вынудил дерзкого поэта покинуть страну и до конца жизни скитаться, претерпевая серьезные лишения. Более распространена такая точка зрения, что великий поэт провел всю жизнь в бедности и неизвестности, ведь его «Шахнаме» предстала общественному взору и прославила его только к концу жизни.

Как бы там ни было, поэма «Шахнаме» быстро стала чрезвычайно популярной. Охватывающая историю Иранского государства с периода побед А. Македонского, она была написана блестящим литературным языком, стала образцом для многочисленных подражаний. Ее перевели на большое количество европейских языков; появлению русской версии одной из ее частей читатели XIX в. были обязаны В. Жуковскому.

Биография Фирдоуси закончилась там же, где и началась, – в его родном городе, в 1020 г. В 1934 г., в ознаменование тысячелетнего юбилея со дня рождения гордости персидской поэзии его могилу украсили мавзолеем.

Абулькасим Фирдоуси – афоризмы и цитаты

Топ 10 авторов

Больше популярных авторов

Топ 10 тем

Время 592
Любовь к себе 31
Война 309
Россия 324
Любовь 3807
Мотивирующие цитаты 880
Красота 467
Вера 508
Юмор 646
Мужчина и Женщина 340

Больше популярных тем

Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси (перс. , тадж. аким Абулосим Мансур асан Фирдавсии Тус; 935—1020)В — персидский поэт, автор эпической поэмы «Шахнаме» («Книга царей»), ему приписывается также поэма «Юсуф и Зулейха» (библейско-коранический сюжет об Иосифе). Пользуется большой популярностью и считается национальным поэтом в Иране, Таджикистане, Узбекистане и Афганистане.

Биография

Родился между 932 и 936 годами в окрестностях города Туса, в Хорасане в шиитско-исмаилитской семье дихкана, как тогда называли помещиков-феодалов. Можно полагать, что поместья Фирдоуси были невелики и лишь с трудом кормили их владельцев, положение которых в эти годы беспрестанных войн было очень тяжёлым.

О детстве и юности Фирдоуси сведений почти нет. Он получил хорошее по тому времени образование, свободно владел обоими литературными языками Ирана той эпохиВ — арабским и персидским, и, возможно, даже был знаком и с литературным языком домусульманского ИранаВ — пехлеви.

Фирдоуси (его поэтическое имя переводится как «Райский») высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знания обрести». Прозвище «хаким» («мудрец», «учёный») он получил за глубину и широту своих знаний.

Молодость Фирдоуси приходится на период истории Ирана, когда местная феодальная аристократия после ряда лет арабского господства освободилась от ига завоевателей и в отдалённых частях халифата снова захватила власть в свои руки.

Длительное время жил в Газни, находился на службе у султана Махмуда Газневидского (которому и посвятил «Шахнаме»). Однако основная мысль поэмы о том, что лишь наследственные носители царской власти имеют на неё право, не понравилась султану Махмуду, которого более устраивала правомерность силы, а не наследственности.

По известной легенде, не имеющей точных подтверждений, султан отказался заплатить Фирдоуси за поэму. Это сильно рассердило поэта, и он написал сатиру, в которой упрекал султана происхождением от раба. В результате султанского гнева Фирдоуси был вынужден бежать из страны и скитаться в бедности до конца жизни. Легенда вдохновила Д. Кедрина на написание стихотворения «Приданое».

Существует предание, согласно которому незадолго до смерти Фирдоуси султан Махмуд случайно услышал от одного придворного выразительный стих из «Шахнаме», осведомился об авторе и узнал, что стихВ — из посвященной Махмуду же «Книги царей» знаменитого Фирдоуси, который теперь в Тусе проживает в бедности. Махмуд немедленно распорядился послать в Тус для Фирдоуси богатый дар (60000 серебряных дирхемовВ — по сообщению Арузия; 60000 золотых червонцевВ — по поздним преданиям). А Фирдоуси незадолго до этого скончался. В то самое время, когда через одни городские ворота выносили для похорон его тело, в другие городские ворота вступали верблюды с дарами от Махмуда.

Могила

Фирдоуси был похоронен в городе Тус в своём собственном саду, поскольку местные клерикалы не разрешили похоронить его на городском кладбище. Губернатор провинции Хорасан распорядился построить мавзолей над могилой Фирдоуси, после чего это место стало объектом массового поклонения. Впоследствии место захоронения пришло в упадок, и по приказу Реза-шаха было восстановлено к тысячелетию со дня рождения поэта, в период 1928—1934 годов. Восстановление проводило Общество по национальному наследию Ирана, после чего могила Фирдоуси возведена в ранг национальной святыни.

Творчество

Шахнаме является единственным произведением Фирдоуси, авторство которого установлено бесспорно. Возможно, Фирдоуси писал стихи и в молодости, но до наших дней они не дошли. Некоторое время Фирдоуси также приписывали поэму «Юсуф и Зулейха» (библейско-коранический сюжет об Иосифе), но в настоящее время научное сообщество отрицает его авторство. В кругах исследователей также идут споры о сатирической поэме, предположительно принадлежащей Фирдоуси, в которой поэт высмеял султана Махмуда Газневи за то, что тот не вознаградил должным образом труд поэта. Ранний биограф Фирдоуси Низами Арузи утверждал, что весь текст этой поэмы, кроме шести строк, был уничтожены доброжелателем, который специально выкупил эту поэму у Фирдоуси за тысячу дирхамов. Ряд фрагментов текста «Шахнаме» похож на сатирические стихи; некоторые ученые считают их сфабрикованными, другие склонны считать их подлинными творениями Фирдоуси.

Память

  • Национальная библиотека Республики Таджикистан им. Абулькасыма Фирдавси (Душанбе, Таджикистан).
  • Университет имени Фирдоуси (Мешхед, Иран).
  • Площадь им. Фирдоуси (Тегеран, Иран) с памятником поэту
  • Улица им. Фирдоуси (Душанбе, Таджикистан).
  • Улица им. Фирдоуси (Ереван, Армения).
  • Улица им. Фирдоуси (Баку, Азербайджан).
  • Улица им. Фирдоуси (Ташкент, Узбекистан).
  • Улица им. Фирдоуси (Самарканд, Узбекистан).
  • Памятник Фирдоуси в Риме.
  • Премия Фирдоуси
  • Бюст Фирдоуси установлен у входа в Национальную библиотеку Таджикистана (Душанбе).
  • По мотивам произведения Фирдоуси «Шахнаме» режиссёр Борис Кимягаров снял кинотрилогиюВ — «Сказание о Рустаме» (1971), «Рустам и Сухраб» (1971) и «Сказание о Сиявуше» (1976, «Таджикфильм»).
  • К 1000-летнему юбилею поэта на один из сюжетов его поэмы «Шахнаме» азербайджанский поэт и драматург Гусейн Джавид в 1933 году написал пьесу «Сиявуш».
  • Мавзолей на могиле поэта в Тусе

  • Могила Фирдоуси

  • Сцены из «Шахнаме»

  • Памятник Фирдоуси в Тегеране

  • Памятник Фирдоуси в Риме

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий