Федерико Гарсия Лорка биография, стиль и работы

Биография

Федерико Гарсиа Лорка — талантливый поэт, иллюстратор и музыкант, центральная фигура «Поколения 27 года». Эта группа объединяла испанских художников, писателей, исполнителей, которые ратовали за эволюцию национальной лирики и не оставались в стороне от политических событий. Последнее, кстати, возвело творчество Лорки на принципиально новый уровень, но невозвратимо погубило его жизнь.

Детство и юность

Полное имя Лорки — Федерико дель Саградо Корасон де Хесус Гарсиа Лорка. Он родился 5 июня 1898 года в небольшом городке Фуэнте-Вакерос, что в 17 км от провинции Гранада на юге Испании. В 1905-м семья переехала в соседнее поселение Вальдеррубио, а в 1909-м — в летний дом Уэрта-де-Сан-Висент на окраине Гранады. Сейчас во всех трех домах, где жил Лорка, организованы музеи.

image
Федерико Гарсиа Лорка в детстве / El Pais

Отец Федерико Гарсиа Родригес приумножал семейное состояние благодаря расцвету сахарной промышленности. Мать Висента Лорка Ромеро работала учительницей.

В 1915 году Лорка поступил в Университет Гранады. Он изучал право, литературу и композицию. Будущий поэт чувствовал привязанность к музыке сильнее, чем к литературе. С 11 лет он брал уроки игры на фортепиано в местной консерватории. Учитель Антонио Сегура Меза убеждал Лорку стать пианистом. Перо в руки молодой человек взял лишь после смерти Мезы в 1916 году.

Творчество

В 1916–1917 годах Лорка путешествовал по северу Испании вместе с преподавателем из своего университета. Именно он убедил юношу написать первое и единственное прозаическое произведение «Впечатления и пейзажи». В 1919-м поэт переехал в Мадрид.

Читайте также7 звёзд, погибших от огнестрельного ранения

Город оказался центром талантов. Здесь Лорка познакомился с Сальвадором Дали и Луисом Бунюэлем, которым только предстояло стать великими художниками, сблизился с драматургом Эдуардо Маркиной и Грегорио Мартинесом Сьеррой, директором мадридского театра «Хой Эслава». По приглашению последнего в 1920 году Лорка поставил дебютную пьесу «Злое заклинание бабочки» о любви бабочки и таракана.

Первый поэтический сборник Лорки «Книга стихов» увидел свет в 1921 году. Сочинения посвящены религии, природе и одиночеству, это ключевые темы творчества испанского поэта.

В 1927 году Лорка оказался на передовой. Люди разбирали его стихи на цитаты, а в галерее Далмау в Барселоне демонстрировались рисунки поэта. Лирика и графика Лорки — это результат влияния традиционных андалузских мотивов и господствующего в Испании кубизма.

image
Федерико Гарсиа Лорка и Сальвадор Дали / National Geographic

Интересный факт: на рисунках поэта лица часто накладываются друг на друга. Их Лорка называл «автопортретами», говоря, что печаль и радость в нем самом, как и в любом человеке, неразделимы, как жизнь и смерть.

Сборник «Цыганское романсеро» (1928) принес Лорке известность в Испании и испаноговорящем мире. Намного позже он прославился как драматург, автор пьес «Когда пройдет пять лет» (1930), «Донья Росита, девица, или Язык цветов» (1935), «Дом Бернарды Альбы» (1936). В большинстве своем они посвящены развенчанию культа женщины и гомоэротизму.

Личная жизнь

Федерико Гарсиа Лорка был гомосексуалистом. В 1925–1928 годах он встречался со скульптором Эмилио Аладреном Перохо, но страстно желал Сальвадора Дали. Жесткий отказ художника ввел Лорку в депрессию. Он корил себя за увлечения мужчинами, чувствовал, что попал в ловушку между публичной личностью успешного поэта и подлинным «я», которое могло проявить себя только наедине.

Читайте также8 известных геев, о которых вы не догадывались

Болезнь достигла апогея, когда Дали и Бунюэль вместе снялись в короткометражке «Андалузский пёс» (1929). Лорка воспринял это как личную обиду. Кстати, на съемках Дали встретил свою будущую жену Галу.

Считается, что «Сонеты о темной любви» — последняя поэтическая работа Лорки — вдохновлены актером Рафаэлем Родригесом Рапуном. Дневники, обнародованные в 2012 году, утверждают, что музой служил 19-летний мексиканец Хуан Рамирес де Лукас, с которым Лорка надеялся устроить свою личную жизнь.

Смерть

Политическая и социальная напряженность в Испании усугубилась после убийства видного монархиста Хосе Кальво Сотело. У руля неспокойной Гранады никто не хотел стоять. Пост градоначальника занял шурин Лорки, Мануэль Фернандес-Монтисинос. Его убили через неделю после назначения, а 18 августа 1936 года арестовали и Лорку.

Памятник Федерико Гарсии Лорке в Мадриде / Zarateman, Википедия

Причина смерти Лорки — расстрел, но чьими руками — остается загадкой. Одни утверждают, что поэт стал жертвой зачистки семьи Мануэля, другие говорят, что его убили за социалистические взгляды и то, что он занимался «гомосексуальными, противоестественными вещами».

Биография 38-летнего Лорки оборвалась 18 августа 1936 года. Тело поэта так и не нашли, несмотря на масштабные поиски (в том числе в XXI веке).

Цитаты

  • «Если море тебя печалит — ты безнадежен».
  • «Что такое поэзия? А вот что: союз двух слов, о которых никто не подозревал, что они могут соединиться и что, соединившись, они будут выражать новую тайну всякий раз, когда их произнесут».
  • «Сегодня — это и есть жизнь. Сегодня длится годами. Вчера — умершее сегодня, завтра — не рожденное. Любой наш день — это всегда сегодня».

Библиография

Поэтические сборники:

  • 1921 – «Книга стихов»
  • 1921-1924 – «Песни»
  • 1926 – «Ода Сальвадору Дали»
  • 1936 – «Диван Тамарита»
  • 1936 – «Сонеты о темной любви»

Пьесы:

  • 1927 – «Мариана Пинеда»
  • 1930 – «Чудесная башмачница»
  • 1933 – «Кровавая свадьюа»
  • 1935 – «Донья Росита, девица, или Язык цветов»
  • 1936 – «Дом Бернарды Альбы»

Предыдущий пост | Следующий пост

Федерико Гарсиа Лорка

От (Наталия Кравченко) Его называли «солнечным юношей», для которого жизнь была «радостью вопреки всему» и который однако каждый час, каждую минуту ощущал рядом свою смерть. Федерико Гарсиа Лорка… Сын Андалузии и сын человечества. Он был поэтом, бродягой, актёром, фантазёром, музыкантом, живописцем. Причём между словом и кистью, музыкой и жестом у него не было чётких границ, его искусству присущ синкретизм, свойственный фольклору. Но Лорка – не только гениальный поэт и драматург. Есть ещё нечто, неразрывно связанное с его творчеством, с трудом обозначаемое словами. Это — неотразимо притягательная личность Лорки. Хорошо сказал об этом Пабло Неруда: «Радость вопреки всему» «Федерико был праздником» – в этом единодушны все, кому посчастливилось видеть его. Кто-то замечательно сказал о нём: «Рядом с ним вы перестаёте ощущать жару или холод. Вы ощущаете только одно: Федерико». Луис Бонюэль, испанский кинорежиссёр, друг Лорки, говорил, что среди людей, которых ему довелось встретить в жизни, Федерико занимает I место. При этом подчёркивал: «Я говорю не о его театре и поэзии — я имею в виду его самого. Он сам был шедевром». Лорку любили не только за стихи: сердца людей откликались ему, как откликаются рассвету, дождю, луне, солнцу. Щедрость, с какой душа его раздаривала себя, казалась естественным, природным даром. Но это было не так. Или не совсем так. С детства он рос задумчивым, замкнутым, мучительно застенчивым. Бывал подавленным и молчаливым. Но это видели только самые близкие. Он рано понял одну мудрую вещь: радости надо учиться. Надо растить её в себе. В одну из самых горестных и тяжёлых минут Федерико писал другу: «Будь радостен! Это нужно и должно — быть радостным… Измученный душевной борьбой и доведённый до предела — любовью, грязью, мерзостями, я остаюсь верен моему правилу — радость вопреки всему». И ещё ему принадлежат такие замечательные слова: «Самая печальная радость — быть поэтом. Всё остальное не в счёт. Даже смерть». Федерико Гарсиа Лорка родился 5 июня 1898 года неподалёку от Гранады в посёлке Фуэнте-Вакерос, в самом благодатном краю Андалузии — в Веге. Среди суровых каменистых гор эта долина была настоящим оазисом — там цвёл миндаль, золотились апельсины и лимоны, зеленели грядки лука и чеснока. Всё это оживёт потом в стихах будущего поэта, в которых ощущаешь почти языческую веру в волшебство буйной андалузской природы, где «яблоко — завязь соблазна», где «распутством пьяного лета рождён виноград мясистый», где «айва золотится кожей»… Символично название посёлка, в котором родился Лорка — Фуэнте-Вакерос, что означает «источник пастухов коровьих стад» или «пастуший ключ». И в своих стихах и песнях поэт будет не раз использовать мотивы крестьянского фольклора. Вот одна из таких песен: «Жёлтая баллада». В настоящее время Фуэнте-Вакерос – это не совсем маленький район, включающий в себя собственно деревню, небольшие близлежащие Педро Руис и Санта Фе, и Эль Маринете – старинную мучную мельницу, от которой остались лишь руины. Вначале была музыка Отец Лорки был состоятельным арендатором, мать — сельской учительницей. Первым впечатлением детства для мальчика была музыка. Началось это с песен, которые пел под гитару отец. С романсов и колыбельных, которые пели ему служанки, девушки из простых деревенских семей, разбудившие в нём, по его признанию, «душу поэта». Была у Федерико и своя Арина Родионовна — няня Долорес, о которой он часто с благодарностью вспоминал. Одарённым сочинителем песен был двоюродный дед Лорки Бальдомеро Гарсиа — таких народных поэтов-певцов в Испании называли хугларами. Федерико научился петь раньше, чем говорить. Мелодия у него предшествовала понятию, эмоциональное восприятие — логике. Может быть, этим отчасти объясняется такая непринуждённость его искусства, – казалось, оно рождается в таких глубинах бытия, куда не проникает сознание. Поэт очень высоко ценил эту внутреннюю мелодию. В детстве он был одержим музыкой. Ему снились удивительные сны — из одних звуков. Он даже по улицам ходил, подчиняясь ритму звучащей в нём музыки: если внутри пелось торжественное адажио, он шёл по дороге медленно и степенно, когда же начиналось престо фуриозо — нёсся сломя голову. Федерико брал уроки у Антонио Сегуры, ученика Верди. Уже в юности он выступал на эстраде как многообещающий пианист, исполнял Моцарта, Бетховена, Шумана, Шопена. Говорят, даже некоторые из его стихов были созданы за роялем (подобное можно вспомнить об А. Белом, Б. Пастернаке). В 19 лет — в том же возрасте, что и Пастернак, Лорка решал для себя нелёгкий вопрос: кем быть — профессиональным музыкантом или поэтом? В 19 лет им была написана и опубликована статья «Правила в музыке», где он отстаивает стихийность творчества, неподчинённость его никаким правилам и законам. Но даже эту музыковедческую статью Лорка пишет языком поэта. Так выбор был предопределён. Поэзия сама его выбрала. Сын воды В 1909 году семья Лорки переезжает в Гранаду. Это город, где, по его выражению, «две реки, 80 колоколен, 4 тысячи оросительных каналов, 50 источников, тысяча и один фонтан и 100 тысяч жителей». Отец определяет Федерико в церковную школу, но тот целые дни предпочитал проводить на гранадских улицах. Он бродил по площадям и переулкам Гранады, впитывая в себя древнюю красоту этого города. Главное, что поразило Лорку в этом городе — постоянный звук льющейся воды, как бы висевший в воздухе. Вода журчала в канавках, громко плясала в фонтанах, плескалась в берега текущих по городу рек — Дарро и Хениль, со всех сторон что-то булькало, капало, хлюпало, шуршало по листьям, и всё это сливалось в ровный дремотный шум. Мать рассказала Федерико, что своей музыкой воды Гранада обязана древнему племени мавров, которые жили здесь прежде. Это их мастера не только провели в город ледяную воду, сбегавшую с гор Сьерра-Невады, но и заставили её петь, проходя по множеству труб и желобов, хитроумно устроенных таким образом, чтобы получались звуки различной высоты и силы. Это и рождало музыку воды, которой был очарован Лорка. «Моё сердце — это глоточек чистой воды» – писал он в одном из писем. Вода для него — это праматерь всего сущего. Лорка называл себя «сыном воды», призванным воспеть «великую жизнь Воды», «размышления и радость воды», её хмельную музыку. И вода запоёт потом в его стихах, чувственная и прекрасная. Silentium В 1914 году Лорка поступает в Гранадский университет на факультет права, литературы и философии. Там он увлёкся поэзией Рубена Дарио, Мануэля Мачадо, Хуана Рамона Хименеса. И сам начал писать стихи. Лорка той поры — пока ещё «немой мальчик». Он ещё не обрёл свой голос в поэзии. У поэта есть стихотворение с таким названием: ребёнок ищет свой голос в журчанье воды, в стрекотанье кузнечика, поскольку не пришло пока время говорить собственным голосом. Стихи у Федерико были ещё подражательными. Но не писать их он уже не мог. Поцелуй Бога Младший брат Лорки, Франциско Лорка в своей книге «Федерико и его мир», вспоминая детство, рассказывает, как однажды их застигла гроза, и Федерико вдруг схватился за щёку — сказал, что у него горит щека, – его обожгло искрой от молнии. Потом этот случай отразится в пьесе Лорки, где у одного персонажа есть шрам, словно ожог на щеке, потому что его «поцеловала молния». Наверное, он, когда писал это, вспомнил тот случай из детства, когда его самого «поцеловал Бог». Может быть, это был знак свыше? Из первых стихотворных опытов Федерико: Под этим стихотворением стояла дата 29 июня 1917 года и цифра 1. Франциско утверждает, что это было первое стихотворение Лорки. Позже им туда была дописана ещё одна строфа: Юный поэт завершил своё отроческое творение столь выразительным проклятием тем, кто не верит снам. Гуляка праздный В 1919 году Лорка переезжает в Мадрид и поступает в вольный институт, так называемую Студенческую резиденцию. Это считалось привилегированным научно-исследовательским и учебным заведением, его называли испанским Оксфордом. Здесь формировалось молодое поколение испанской интеллигенции, всесторонне развитое, научно подготовленное и духовно возвышенное. Туда были приглашены на жительство такие знаменитые поэты как Хуан Рамон Хименес и Морено Вилья, там гостили Мигель де Унамуно, Антонио Мачадо, читали лекции Альберт Эйнштейн, Корбюзье, Поль Валери, Луи Арагон. Там Лорка познакомился с Сальвадором Дали и Луисом Бонюэлем. Федерико числился сразу на двух факультетах — филологии и философии права, но не проявлял рвения ни на одном из них. Академическим занятиям он предпочитал жизненные университеты: встречи с людьми, общение с друзьями, весёлые пирушки. Натура импульсивная и непосредственная, Лорка ненавидел все те пышные хитромудрости, которые создают превратное представление о том, что такое поэт и какой должна быть поэзия. В нём клокотала могучая жизненная сила, он инстинктивно отвергал всё вымученное, выспренное, ненатуральное, неживое, что не было обнажённой правдой человека. Как в поэзии, так и в жизни. Люди серьёзные Лорку не принимали всерьёз — он им казался «гулякой праздным». Но, как известно, так у Пушкина именует легкомысленного Моцарта безнадёжно серьёзный Сальери. Тому было невдомёк, что Моцарт творит, то есть работает и в то время, когда “гуляет”. На упрёки Лорка отвечал: «Я не виноват, что моё ощущение мира — это не профессия, а другой у меня нет». И его чрезвычайная ответственность перед своим даром выливалась в безответственность ко всему, что к этому дару не имело отношения. Закоулочники Своими «университетами» Лорка считал ежедневные студенческие сборища в кафе «Аламеда» на площади Кампильо — своего рода клубные заседания.Федерико и его друзья облюбовали закуток под лестницей, где помещалось всего 2-3 столика, отгороженных от зала эстрадой. Место стало называться «уголком», «закоулком», а компания – «закоулочниками». Друзья просиживали там целые вечера, читали стихи, до хрипоты спорили, сочиняли пародии, придумывали всякие розыгрыши, мистификации. Одна из таких мистификаций вошла в историю поэзии наряду с Козьмой Прутковым и Черубиной де Габриак. Предметом их гордости было изобретение некоего апокрифического поэта Исидора Капдепона. Цель была — разыграть редакции и издательства, которые наводняли свои издания стихами, полными трескучей риторики, высокопарной болтовни, велеречивости. XIX век был жалким временем для испанской поэзии. Поэтов, которых тогда печатали и превозносили, писавших как в прошлом веке, закоулочники ни в грош не ставили. Стихи Капдепона, (главным автором которых был Лорка), наделённые всеми пороками обветшалого литературного вкуса, были разосланы по всем редакциям. Его напыщенные оды, слезливые элегии и приторные мадриалы были ничуть не хуже множества других, публиковавшихся в журналах и газетах Испании. В редакциях, не заметив подвоха и не распознав пародии, Капдепона охотно печатали. Вскоре он сделался известным в литературных кругах и его кандидатуру даже выдвинули в Королевскую Академию. Позже, как это обычно бывает, мистификацию разоблачили. Спустя годы, когда Лорка станет известным поэтом, он вновь вспомнит эту юношескую забаву и напишет статьи от имени Капдепона, чтобы высмеять пошлость, риторику и штампы в литературе. Чары бабочки Лорка пробует свой голос и в драматургии. Первая его пьеса «Колдовство» («Злые чары бабочки») была поставлена в мадридском театре «Эслава» в 1920 году. Эту пьесу он выкроил и переделал из стихотворения. Необычным в ней было то, что действующими лицами были насекомые. Сюжет таков: бабочка, повредившая себе крылья, упала в гнездо к полевым тараканам. Они спасли её, вылечили, а младший из тараканов влюбился в чудесную гостью. Как только бабочка смогла вновь летать, она взвилась в небо, а таракан остался на земле с разбитым сердцем. Действовали там Тараканиха-колдунья и злой Скорпион. Мирок насекомых потрясали те же страсти, что и людской род. Это было забавно и трогательно. Лучшее, что было в этой наивной пьесе — ощущение одушевлённой жизни Космоса и понимание того, что Религия Священного Таракана, которому поклоняются букашки — это религия природы, гласящая, что каждому предстоит «стать землёй и водой, лепестком розы и корой дерева». Чуткое ухо может услышать «жалобу воды и жалобу звёзд». Пьеса как бы говорила человеку, чтобы он был смиренным, ибо все равны перед природой, что любовь вспыхивает с одинаковой силой на всех уровнях жизни, что одному и тому же ритму подвластны трепещущий на ветру листок и дальняя звезда, и те же слова, что слышны в журчащем ключе, повторяет море… Лорка создавал новый театр — поэтический. Он считал, что только поэтический театр выдерживает все испытания времени, что за ним будущее. Но это было ещё ново и непривычно для публики. Пьеса с треском провалилась. Такого скандала на премьере мадридские старожилы не помнили с конца прошлого века. Публика была взбешена: им, взрослым людям, предлагали всерьёз вникнуть в переживания всяких там мушек и таракашек! «Я видел звёзды!» В 1921 году выходит в свет первый сборник стихов Гарсиа Лорки. Он назывался просто: «Книга стихотворений». Поэт пробует силы в разных жанрах: элегия, баллада, мадригал, романсы, александрийский стих, импрессионистские зарисовки. Стихи были для Фредерико как бы продолжением внутренне несмолкаемых мелодий, они были необходимы для выражения музыки души, которая звенела, смеялась и плакала в нём, ища выхода. Вот, например, пленительное стихотворение, похожее на детскую сказку и притчу, об улитке, отправившейся путешествовать. (Всё та же тема насекомых). В лесу улитка встречает муравьёв, которые, ругаясь, тащат полумёртвого избитого муравья. За что они его так? – спрашивает она. Муравей объясняет: он видел звёзды. Что это такое — звёзды? Другие муравьи не знают, улитка тоже. Муравьи возмущены, они считают это нарушением священных вековечных устоев. Как он посмел поднять голову? Его удел ползать по земле. Лодырь. А работать кто будет? И они заявляют дерзкому муравью: Что же он им отвечает? Да всё тоже: «Я видел звёзды!» Муравей погибает, заплатив жизнью за мечту. Как это напоминает конфликты самого Лорки с родителями, с педагогами, которые считали, что он должен усердно трудиться, быть как все, а он видел звёзды, и это было для него всего важнее. Он даже в письмах друзьям тогда подписывался: «Неисправимый поэт». * Оригинальный пост Содержание Buy for 100 tokens Community Info Current price100 LJ Tokens Social capital Community readers Duration24 hours Minimal stake100 LJT Rules View all available promo Октябрь 2013 г. Содержание: Речь в зачатке лишь звук… Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан… Лариса Миллер Я – король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…

Профиль

Журнал “Над суетой”
Страничка главного редактора

Метки

  • 1000li
  • aaron777mag
  • bammmbuk
  • i_zin
  • k_larabell
  • leslie-sylph
  • pranava
  • svetlyachok
  • umizm
  • w.m.

Все метки

Категории

Все категории Разработано LiveJournal.com Дизайн Paulina Bozek

В нескольких километрах от Гранады, в масличной роще на холме, куда взбирается дорога, идущая из ущелья Виснар, неподалёку от колодца, прозванного ещё арабами Источником слёз, в братской могиле лежит тело Федерико Гарсиа Лорки… Гарсиа Лорка всю жизнь готовился к встрече со своей смертью: она должна была увести его куда-то наверх, в обитель Луны. Именно там оказывается цыган Амарго — герой «Поэмы о канте хондо». Туда Луна уводит и цыганёнка в «Романсе о луне, луне», открывающем самую знаменитую книгу Лорки — «Цыганский романсеро».

Федерико Гарсиа Лорка

Но смерть, пришедшая за поэтом в дом Росалесов, вполне благонадёжного семейства, поддерживавшего франкистов (потому-то Лорка и искал в нём убежища), — эта смерть была чужой смертью, смертью, не входящей в порядок бытия, насильственной и бессмысленной. Его расстреляли через два дня после ареста, в ночь на 19 августа.

А родился Лорка в селении Фуэнте Вакерос (Пастуший Источник), недалеко от Гранады. В Гранаде он учился в иезуитской школе, а затем — в университете, который так и не окончил. В 1919 г. Лорка переезжает в Мадрид, где поселяется в Студенческой резиденции — высшем учебном заведении нового типа (это было и студенческое общежитие, и место для занятий). Пребывание там растянулось на годы. Лорка уже знал, что он — поэт, что поэзия — его главное дело. В 1921 г. выходит первый, ещё отмеченный печатью ученичества поэтический сборник Лорки — «Книга стихов», написанных в 1916—1920 гг.

Г. Прието. Иллюстрация к произведениям Ф. Гарсиа Лорки

Сам поэт определял пафос сборника как попытку удержать в памяти «пылкое детство». Эта попытка — единственная у Лорки: ведь вспоминать о детстве — значит отделять себя от детства, подчиняться течению времени, а именно против власти времени нацелено всё творчество гранадского поэта. О детстве — своём ли, человечества ли, мира — не надо вспоминать, потому что оно в нас, с нами.

В поэтических сборниках Лорки немало фольклорных мотивов, размеров, приёмов, таких, как рефрен-припев, варьирование одной темы:

Р. де Мадрасо-и-Гаррета. Цыганка

Однако это не просто подражание фольклору. Поэт всем существом связан с теми, кто в своей жизни и в своей песне был движим интуитивным пониманием единства жизни и смерти, кто выражал в слове и в музыке изначально заложенное в человеке, гибельное для него самого стремление к воплощению себя в другом. Древние называли это стремление эросом, христиане — любовью, но и те и другие постоянно ставили рядом любовь и смерть. В «Поэме о канте хондо» (начало работы — 1921 г., опубликована в 1931 г.) Лорка воссоздаёт мир «глубинного» пения, особого жанра андалусийского фольклора.

«Поэма» — не собрание отдельных стихотворений и циклов, а завершённое трагическое действо (его финал — смерть цыгана Амарго). События основной части поэмы разворачиваются ночью, вечером или на рассвете: «Начинается / плач гитары. / Разбивается / чаша утра» («Гитара», перевод М. И. Цветаевой). Место действия — равнина под низким ночным небом, сухая земля «бездонных ночей», «…где-то затерянное селенье / в моей Андалузии / слёзной…» («Селенье», перевод М. И. Цветаевой), магическое пространство между тремя зачарованными городами — Гранадой, Кордовой и Севильей. Каждому из них отведена своя роль: Севилья ранит, Кордова хоронит, разлучённая с морем Гранада бьёт в звонкие колокола.

Афиша спектакля по пьесе Ф. Гарсиа Лорки «Йерма». 1934 г.

«Цыганский романсеро» (1928 г.) — так назвал Лорка книгу, состоящую из 18 стихотворений, написанных романсным стихом (четверостишия, строки которых связаны ассонансной рифмой). Традиционному романсу присуща сюжетная недоговорённость (ведь он — всегда часть целого, известного слушателю). «Пресьоса и ветер» (в основе этого стихотворения лежит миф о ветре — насильнике и похитителе девушек), подобно многим другим «цыганским романсам», строится на развёртывании зрительных метафор (пергаментная луна — бубен, волны — сосновые ветви):

Автор «Цыганского романсеро» создаёт собственный миф — о вольном городе-мире, населённом людьми особой породы, подчиняющимися только зову космических стихий. Цыганскому миру в «Романсеро» противостоит современная цивилизация с её бесчеловечными законами и житейской прозой. Прямое столкновение двух миров, завершающееся гибелью «цыганского города», стало темой знаменитого «Романса об испанской жандармерии».

Кадр из фильма «Кровавая свадьба» по пьесе Ф. Гарсиа Лорки. Режиссёр К. Саура. 1981 г.

Вскоре после выхода в свет «Цыганского романсеро», принёсшего Лорке всенародную известность, он проводит более года в Соединённых Штатах и на Кубе. В Испанию он возвращается с двумя завершёнными пьесами — «Чудесная башмачница» и «Когда пройдёт пять лет».

Эти пьесы, а также «Любовь дона Перлимплина» и «Балаганчик дона Кристобаля», поставленные в начале 30-х гг., написаны в традициях площадного кукольного театра (балагана) и итальянской комедии масок.

Из стихов, написанных в Америке, Лорка мечтал составить две книги — «Поэт в Нью-Йорке» и «Земля и луна». В 1940 г. они были опубликованы его друзьями под общим названием «Поэт в Нью-Йорке»

Персонажи наряжены в пёстрые кукольные одежды, но обнаруживают способность к истинной любви.

В трагедии «Кровавая свадьба» (1932 г., поставлена в 1933 г.) Лорка вновь обращается к темам и образам «Поэмы о канте хондо» и «Цыганского романсеро». В свадебном ритуале многих народов отражён вечный миф о борьбе жизни и смерти, Солнца и Луны, мужского и женского начал бытия. В «Кровавой свадьбе» миф перенесён на землю Испании, в современность, запечатлённую в газетной заметке об убийстве на сельской свадьбе. В трагедии Лорки нет правых и виноватых, жертв и преступников. Гибнут мужчины (Жених и Леонардо — похититель Невесты), их оплакивают женщины (Мать Жениха и Невеста), символизирующие Землю, которая вечно требует жертв для продолжения жизни. «Кровавая свадьба» — первая драма из задуманной Лоркой трагической трилогии об испанской земле. Второй стала «Йерма» (1933—1934 гг., поставлена в 1934 г.) — «пьеса без фабулы» о бесплодной женщине. Замысел третьей пьесы — «Разрушение Содома» — автор не успел воплотить в жизнь.

Поделиться ссылкой

5 июня 1898 года родился испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график, Федерико Гарсиа Лорка. Он был центральной фигурой так называемого «поколения 27 года» и одним из самых ярких и значительных деятелей испанской культуры XX века.

Рады представить сегодня вашему вниманию основные вехи биографии Федерико Гарсиа Лорки в виде нашей классической фотоподборки.

В школе Лорка был впечатлительным мальчиком и учился не слишком успешно. В 1909 году его семья переехала в Гранаду, а на следующий год он уже активно участвовал в жизни местного художественного сообщества. Спустя какое-то время Гарсиа Лорка начал много путешествовать по стране, и в 20 лет у него выходит первый поэтический сборник — «Впечатления и пейзажи», принесший ему если не коммерческий успех, то известность уж точно.

В 1919 году поэт приезжает в Мадрид. В столичном университете он знакомится с Сальвадором Дали и Луисом Буньюэлем, а также с Грегорио Мартинесом Сьеррой, директором театра «Эслава». По просьбе Мартинесa Сьерры Лорка пишет свою первую пьесу «Колдовство бабочки» и осуществляет её постановку.

В последующие годы Гарсиа Лорка становится заметной фигурой среди художников-авангардистов. У него выходят новые поэтические сборники, включая «Цыганское романсеро». В этих стихах он «хотел слить цыганскую мифологию со всей сегодняшней обыденностью».

Возвращение поэта в Испанию совпало с падением режима Примо де Риверы и установлением Второй испанской республики. В 1931 году Гарсиа Лорку назначают директором студенческого театра «Балаган». Работая в театре, Лорка создает свои самые известные пьесы: «Кровавая свадьба», «Йерма» и «Дом Бернарды Альбы».

16 августа 1936 г. франкисты арестовывают Гарсиа Лорку в доме поэта Луиса Росалеса, и предположительно на следующий день поэта расстреливают по приказу губернатора Вальдеса Гусмана и тайно захоранивают в 2 км от Фуэнте Гранде. После этого до смерти генерала Франко книги Гарсиа Лорки были запрещены в Испании.

Произведения Гарсиа Лорки переведены на многие языки; на русский их переводили Цветаева, Асеев, Парнах и другие.

Домой Люди

image

Гарсиа Лорка родился 5 июня 1898 года в Фуэнте-Вакеросе, недалеко от Гранады. Его отец был простым земледельцем. С юных лет мальчика интересовали живопись и музыка. В подростковом возрасте он начал писать стихи, которые потом читал в городских ресторанах.

Проба пера

После окончания школы Гарсиа стал студентом Гранадского университета. В 1918 году вышла его первая книга прозы, на издание которой Лорка потратил свои средства. В следующем году он начал учиться в университете Мадрида на литературном отделении. Со своими сокурсниками начинающий поэт радовал публику театральными представлениями.

В 1921 году состоялся выход «Книги стихов» — первого поэтического сборника Лорки. Через шесть лет вышла его книга «Песни». Тогда же он провел свою первую персональную выставку живописи.

В 1929 году поэт организовал театральную труппу «Балаган» и стал ее руководителем. Она гастролировала по селам, где показывала спектакли по пьесам, которые написали Лопе де Вега, Кальдерон и Сервантес.

Путь к успеху

Поэт стал знаменитым после выхода «Цыганского романсеро» — поэтического сборника, изданного в 1928 году.

Через год он поселяется в Нью-Йорке, где поступает в Колумбийский университет, в котором занимается изучением английского языка.

В 1931 году Лорка возвращается в Испанию и снова работает над созданием собственной театральной труппы. Через два года он начинает ставить спектакли в Буэнос-Айресе.

Знаменитые пьесы

К самым знаменитым пьесам испанского драматурга относят «Кровавую свадьбу», которая была поставлена в одном из мадридских театров в 1933 году. В ней рассказывается о невесте, которая убежала сразу после свадьбы с любовником.

В 1934 году Лорка написал «Йерму». Главная героиня этой трагедии женщина, мечтающая о материнстве, но ее супруг по физическим причинам не может ей в этом помочь. Женщина не желает и думать об измене мужу, а уйти от него она не может. Главная героиня пьесы принимает решение убить супруга и реализует свой жестокий замысел.

image

Через год испанский драматург завершил работу над «Домом Бернарды Альбы». В этой трагедии рассказывается о жестокой женщине, которая в чрезмерной строгости воспитывает пять дочерей. Девушки влюбляются и хотят выйти замуж, но мать им этого не позволяет. По ее вине погибает возлюбленный младшей дочери и несчастная девушка совершает самоубийство. Эту пьесу Лорки поставили уже после его смерти. Ее по праву считают лучшим драматургическим произведением испанского поэта.

В 1935 году он завершает работу над «Плачем по Игнасио Санчесу Мехиасу». Эту поэму Лорка посвятил своему близкому погибшему другу, известному тореадору.

Смерть

В следующем году поэт собирался побывать в Мексике. Незадолго до этого он хотел посетить родину. В то время страна находилась накануне Гражданской войны. Когда Лорка приехал в Гранаду, южная Испания уже была охвачена военным мятежом. Новая власть начала свое правление с массовых арестов и расстрелов. Испанцы, сочувствующие «левым» и республиканцам, вызывали подозрение у мятежников.

Поэт не входил ни в какую политическую партию, но был известен своими «левыми» взглядами. В августе Лорку взяли под арест. В этом же месяце драматург был расстрелян на территории оврага Виснар (Сьерра-Невада) с другими узниками мятежников.

В 2008 году внучка Лорки инициировала эксгумацию братской могилы, в которой должны были покоиться останки великого испанского поэта, но их там не обнаружили. После этого родились мифы о том, что Лорка остался жив и ему удалось покинуть Испанию, но никакого реального подтверждения эти домыслы не получили.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий