Евпатий Коловрат (100+ редких фото): биография, личная жизнь и интересные факты

Йожик справедливый image image 29957 4 Евпатий Коловрат — былинный русский богатырь, рязанский боярин или воевода, герой народных сказаний времен нашествия Батыя на Русь. О его подвиге рассказывает древнерусская «Повесть о разорении Рязани Батыем». Данная повесть сохранилась в списках, самые старые из которых датируются концом XVI века. При этом в трех древнейших списках были отражены три разновидности данного текста согласно классификации академика Дмитрия Лихачева.

Несмотря на отдаленность событий, касающихся этой личности, Евпатий Коловрат является известной фигурой, которая была достаточно широко представлена в русской литературе, главным образом в стихах, поэмах и балладах. Вот что там говорится…

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

Источник:

АНТИФИШКИ Всё о политике в мире

Еще крутые истории!

  • Самые жестокие дети-убийцы в истории
  • 10 интересных исторических фактов, которых вы, возможно не знали
  • Когда день явно не задался: 20 людей, которым не повезло
  • 20 необычных кадров с вещами, которые не каждый день увидишь
  • 14 историй на собеседованиях, после которых хочется сжечь трудовую книжку

Новости партнёров–> 1

Биография

Точная дата рождения Евпатия Коловрата неизвестна. Согласно данным некоторых источников, богатырь появился на свет около 1200 года. Эту дату принято считать годом рождения Евпатия.

Евпатий Коловрат

Боярин при дворе

Коловрат был воеводой при дворе рязанского князя Юрия. Богатырь отличался огромной физической силой, был опытным воином, уважаемым командиром войска. На момент вторжения ордынцев витязю было около 35-37 лет. Князь Юрий понимал, что Рязань не выстоит против многотысячного войска, и отправил послов к князю Чернигова за помощью. Среди посланников был и Евпатий.

Евпатий Коловрат и Батый

Князь Юрий принял смерть от врага на поле боя. Когда послы вернулись в Рязань, они нашли горы трупов и выжженную землю.

Подвиг русских богатырей

Когда Евпатий вернулся на родину, он узнал, что молодой князь Федор убит, его жена и наследник погибли, а народ рязанский был истреблен. Собрав из уцелевших мужчин небольшой полк, Коловрат отправился по следам ордынцев. Его миниатюрная армия насчитывала всего семнадцать сотен солдат.

Отряд Евпатия использовал тактические хитрости. Богатыри нападали из леса, ночью или под покровом тумана. Ордынцы начали верить, что сражаются с разгневанными духами. В армии хана началось брожение. Батый отправил на борьбу с неприятелем лучших воинов под предводительством своего шурина. Русские были отрезаны от пути к своему укрытию и окружены. Пленить предводителя рязанского сопротивления у ордынцев не получилось. Брат жены Батыя Хостоврул пал в бою, а русские воины не сдавались.

Евпатий Коловрат во главе воинства

Тело воеводы отдали выжившим воинам его отряда, чтобы они провели достойный обряд погребения. Предание гласит, что подобный жест Батыя был свидетельством его уважения к воинской доблести Коловрата.

Похороны Евпатия Неистового прошли 11 января 1238 года в Рязанском соборе.

Повесть о разорении Рязани Батыем

Данное древнерусское литературное произведение является наиболее полным источником сведений о Евпатии Коловрате. Сюжет повести рассказывает о нападении Батыя на Великое Княжество Рязанское в 1237 году. Самые древние сохранившиеся тексты этого произведения датируются шестнадцатым веком, до этого времени сказание передавалось в устной форме.

За триста лет история обросла подробностями и неточностями. Существует, как минимум, три варианта текста данной повести. Все они повествуют о том, с кем бился Евпатий Коловрат и как доблестно окончил свою жизнь.

Личная жизнь

Основным источником информации о судьбе рязанского боярина служит народное сказание. Личная жизнь воина в нем не описана. Возможно, у Евпатия была возлюбленная или жена, но фактов в пользу этой версии не сохранилось.

Память

Евпатий Коловрат стал героем русского фольклора наряду с такими богатырями, как Илья Муромец, Ратибор, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка. История подвигов витязя стала одним из свидетельств силы русского духа. В 1985 году на базе народных сказаний был создан мультипликационный фильм «Сказ о Евпатии Коловрате».

В то время также появилась первая информация, что российская кинокомпания «Централ партнершип» планирует выпустить фильм «Легенда о Коловрате». Фото со съемок и трейлер появились в интернете осенью 2016 года. Премьеру картины назначили на май 2017 года.

В уходящем 2017 году на экраны страны вышел эпический фильм под названием «Легенда о Коловрате». В фильме рассказывается о событиях, произошедших на Руси в 13 веке. В центре фильма – легендарная личность Евпатий Коловрат. Как всегда в подобных фильмах есть художественный вымысел и романтический сюжет, но…

Появление подобных фильмов в наше время  не случайно. Сейчас знание своей истории, своих этнических корней очень важно. Тем более, что в нашей истории есть много малоизвестных лиц, о которых мы знаем только понаслышке.

И это прискорбно. Например, что Вы знаете о Иване Сусанине, кроме того, что он завел поляков в леса, болота? А я уже не говорю и об основателе династии русских князей  — Рюрике.

Вот и Евпатий Коловрат, такая же легендарная личность, с похожей исторической судьбой. Я родился в СССР,  и помню, когда учился в школе,  впервые прочитал  его имя в учебнике по истории, когда пришло время изучать нашествие хана Батыя.

Но, подробно о нем, и то что он сделал я осознал  много позже. В то время считалось, что все, что было до 1917 года в России — это  насквозь прогнивший царизм,  угнетение и несправедливость  по отношению к простым людям.

Именно по этой причине часто замалчивались имена и подвиги таких боевых генералов как Румянцева,  Кульнева, Костенецкого, Драгомирова, Скобелева, и многих многих других  очень значимых для нашей общей истории людей.

Сегодня мы можем уже давать оценку тому лихолетью, через которое мы прошли,  после развала  государства Советский Союз. Все мы, ныне живущие,  переживаем сегодня  последствия  этого исторического события. Мы вместе  пережили неразбериху, унижение, потерю национальной идеи и достоинства так, словно у нас выбили табуретку из под ног.

И сейчас очень важно нам всем  вновь обретать историческую память. Лично меня эта тема сильно волнует. Нет, фильм я еще не смотрел, всё давно знаю… Подвиг Евпатия Коловрата уникален даже для России, и эта скромная статья наша — личная дань уважения к поступку, который когда-то совершил он и его скромная дружина.

Кто же был этот человек, который оставил столь героический след в русской истории? О нем ведь еще меньше знают, чем о том же Иване Сусанине. Кстати, здесь я бы даже сравнил его с Ермаком.

Евпа́тий Коловра́т (около 1200 — до 11 января 1238) — рязанский боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности», книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки», 1867). О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем». (Из Википедии).

Прежде чем говорить об этом отважном человеке, необходимо несколько слов сказать о событиях того времени, которые и повлияли на исторический подвиг Евпатия. Для Руси это было тяжелое время.

Киевская Русь заканчивала свое существование, как государство. Родственники и князья воюют  друг с другом… С Запада  уже совсем  скоро нам  будут угрожать  шведы, а потом и немцы..  Раздоры и заносчивость князей, кровь, их  личные амбиции,  плюс нашествие монгол с юга под предводительством хана Батыя… И многострадальная Рязань.

У нас в России только пожалуй  Псковщина (которую между прочим в летописях часто  называли «обидным местом») может сравнится с Рязанью.  Дело в том, что за время противостояния Руси и Золотой Орды, Рязань подвергалась разорению  не один раз.

Само местоположение города способствовало этому – через Рязань дорога из Степи шла на север русских княжеств.  Ну, а Псковщина географически всегда была на пути  экспорта  к нам западных европейских «ценностей». Так и жили…  Однако, вернемся в Рязань.

В «Повести о разорении Рязани Батыем» как раз и описан один из эпизодов военных действий Батыя, в ходе которых Рязань была сожжена. Произошло это 21 декабря 1237 года. Евпатий Коловрат в те времена служил в Рязани воеводой.

Однако, на момент взятия города он находился в Чернигове. Вернувшись в разоренную Рязань, он решил отомстить врагам и с небольшой дружиной отправился вслед орде Батыя.

«…Нагнав Батыя в Суздальской земле, Евпатий внезапно напал на его станы и начал сечь татар без милости. Когда тупился меч в руках у Евпатия, он брал татарский».

Но малочисленность дружины Евпатия все же сказалась на исходе битвы и русские были разбиты. Однако, Батый настолько проникся воинской доблестью Евпатия, что отдал его тело оставшимся русским воинам и отпустил их.  Стоя в своем шатре, перед телом поверженного Евпатия, Батый горестно восклицал: «Ах если бы у меня был бы ОДИН ТАКОЙ!»  Это то, что говорится о подвиге Евпатия Коловрата в летописи.

Так кто же этот человек, откуда он? Почему это хан Батый, с чистой совестью спаливший и истребивший до этого целый город, вдруг  так  зауважал  Коловрата? Что известно  нам о нем из летописных источников?

Происхождение, биография Евпатия Коловрата

О Евпатии Коловрате так же мало известно, как и о Рюрике, или Ермаке. Точнее сказать практически ничего. Есть только сведения, что он родился в 1200 году в селе Фролово под Рязанью. По одним данным он был в Рязани воеводой, а по другим – боярином.

На Руси тогда не было принято иметь фамилии, а давали что то вроде прозвища по роду занятий или достижениям.  Представьте ограду из прочных толстых деревянных кольев, вбитых  глубоко в землю. Для того, чтобы вытащить такой кол из земли одному человеку, надо иметь много здоровья.

Надо думать, что у самого Евпатия это хорошо получалось, ведь дали же ему такое прозвище — Коловрат. Но, как бы то ни было, а служил он при дворе рязанского князя Юрия. Когда войска хана Батыя вторглись в русские земли, Евпатию было около 37 лет.

Вот, пожалуй и все, что известно о его жизни. Что-то маловато, скажете вы. Однако, не забывайте, что это еще 13 век и на Руси не то что бы книг, даже газет не было.

А из историков – только монастырские летописцы, которые чаще всего описывали быт князя. Да и то, что было выгодно этому князю. Много вопросов и споров возникало и возникает вокруг имени героя.

Есть мнения, что он был осевшим варягом, и князь Юрий отправил его за норвежскими наемниками. Другие считают, что Евпатия, как человека не было, а все это собирательный образ. Конечно, трудно некоторым людям в такое  поверить, ведь такие поступки как подвиг Евпатия нерациональны,  а раз этого не может быть, значит этого не может быть…

Но, как бы то ни было, а герой остается героем. Ведь даже если  предположить,что  это и мифический образ, но основан то он на реальных людях, которые боролись за свою Родину. А это немаловажно.

Хотя, хан Батый — это ведь не мифический образ, а историческая фигура, в существовании которой сомневаться не приходиться. Рязань была им сожжена, это тоже факт. Скептики,  город Рязань тоже существует до сих пор. И в памяти народной Евпатий Коловрат остался.

История подвига Евпатия Коловрата

Итак, как говорится, история началась с того, что войска очередного монгольского хана Батыя снова  вторглись в пределы русских княжеств. Рязань по сути был одним из первых городов, который в то время  подвергся нападению.

Зная об этом и осознавая, что одному не выстоять, Юрий, князь рязанский отправляет в Чернигов за помощью несколько человек, среди которых был и Евпатий Коловрат. А вскоре и войско Батыя подошло к городу.

Не буду описывать все коллизии переговоров князя Юрия с Батыем. Об этом написано много. Скажу лишь, что убив посольство рязанского князя, во главе которого стоял сын Юрия Федор, Батый взял город и полностью его уничтожил, включая женщин, детей и стариков. Деревянная Рязань запылала.

Покончив с Рязанью Батый отправился дальше. Евпатий, будучи в Чернигове, узнал об осаде города и поспешил обратно. Однако прибыв на место, он обнаружил, что города уже нет. На его месте осталось лишь пепелище и горы трупов. Пленных монголы по тогдашнему обыкновению  угоняли с собой в рабство, дети ценились особенно. Их  потом можно было выгодно продать.

По некоторым данным, в городе погибла  семья Коловрата. И вот, с небольшой дружиной примерно в 1700 человек, Евпатий отправляется догонять войско Батыя. Вдумайтесь друзья,  городская дружина в 1700 человек преследует  отмобилизованную, закаленную в боях, самую  мобильную конную, совершенную армию того времени  — монголо-татарскую. Для чего?

Что касается численности армии Батыя, скорее всего она и не была слишком  большой. Но, известно, что Батый  располагал осадными камнеметным машинами для взятия городов. И его армия по количеству конницы,   плюс пеших воинов  все-таки превосходила отряд Коловрата.

Численность оценивается около 15000 — 25000 человек.   Вряд ли воевода-боярин не понимал, что со своей малочисленной дружиной военного  успеха ему не видать. И если это так, то представьте, каким мужеством надо обладать, чтобы предвидя свое незавидное будущее, все равно пойти на неравную битву с сильным и умным противником.

Для полного понимания произошедших тогда на Руси трагических событиях, нужно знать еще одну важную вещь. Татаро-монголы не были такими уж жестокими варварами, врагами цивилизации, как это принято думать. Это просто  была другая цивилизация. Великая Степь в лице великого хана Чингисхана провозгласила закон всеобщий для всех монголов, который назывался  Великая Яса.

Согласно одному из положений этого закона, смерть грозила тому человеку (и  всей его семье), если он  предал другого монгола,  доверившегося ему.

Степь суровое холодное место, непорядочно грабить и продавать в рабство человека, который в холодную ночь попросился к тебе в шатер переночевать… Степняки были простыми людьми, христианская мораль была им неизвестна, наказание за преступление было всегда одним и тем же — смерть или рабство.

Татаро-монголы никогда не преследовали людей  по религиозным мотивам. Неудивительно поэтому, что наши вероисповедания за триста лет татаро-монгольского ига сохранились.  Согласитесь, любой армии нужна еда, лошади, фураж, отдых, место для выпаса лошадей.

И первое время  татаро-монголы, проходя мимо наших  городов не сжигали их и не убивали людей, а посылали своих послов на переговоры в тот или иной город, чтобы договориться по возможности мирно. Понятно, что условия переговоров были для нас часто  невыгодны, монголы разговаривали с позиции силы.

А русские князья не зная, с кем они имеют дело, при первых же переговорах с послами татаро-монголов просто убивали их всех. То есть,  по монгольскому закону — предали людей, доверившихся им.

Впервые случилось это за 15 лет до описываемых событий.  Как у нас теперь говорят — незнание законов не освобождает от ответственности. По мнению некоторых историков это и есть истинная причина тогдашней жестокости татар. А они  были с монгольской  точки зрения в своем праве — свято исполняли свой Закон, и не считали себя виновными.

Но, для небольшого войска Евпатия это уже не имело никакого значения. Увидев, что сотворили татары с Рязанью, они решили остановить зло. Ведь татары пошли дальше на Владимир. Применив военную хитрость, под покровом ночи, отряд Евпатия налетел на ордынцев из леса.

Этот внезапный наскок позволил Евпатию нанести существенный урон арьергарду монгол. Сколько атак было — точно  неизвестно. Однако, поскольку Батый обеспокоился и послал своих лучших воинов, включая Хостоврула брата своей жены обезвредить наседавших рязанцев, видимо атаки были многочисленными, болезненными и весьма успешными.

Этот отряд Батыя не смог совладать с Евпатием и мало того, сам Хостоврул погиб.

Так бы и уничтожал Евпатий противника понемногу, если бы Батый не использовал против воинов Евпатия специальные камнеметные машины, которыми обычно разрушали стены города. Евпатий погиб, в живых осталось несколько человек, которых и взяли в плен.

Когда Батыю принесли тело погибшего Евпатия, он сказал: «С тысячей таких богатырей, как этот русский витязь, я мог бы завоевать весь мир!». Конечно, насколько правдоподобны эти слова сказать трудно. Однако, Батый отдал тело рязанцам и отпустил их.

Значит он все-таки проникся воинской доблестью Евпатия. Хотя и в этом нет ничего удивительного. Все великие полководцы уважали военную удаль и силу. По возвращении на Рязанщину, Евпатию были устроены торжественные похороны. 11 января 1238 его похоронили предположительно в родном селе.

Сейчас в этом населенном пункте установлен один из трех памятников герою. Два других находятся в Рязани. 20 января 1238 года войско Батыя разграбили небольшой городок, в то время еще никому не известный, но которому суждено было значительно изменить геополитическое устройство Древней Руси, превратив ее в Русское государство.

Назывался этот городок Москва. Но память о герое жила и живет. Ему посвящали поэмы и стихи, писали картины. Даже есть компьютерная игра, где фигурирует этот русский богатырь.

Подведем итоги. Добился ли военного успеха Евпатий Коловрат? С чисто военной точки зрения — нет. Его войско было полностью разбито. Однако, он задержал на некоторое время войско Батыя —  заставил его  развернуть свои боевые порядки для обороны и остановится. Урон нанесенный врагу — чувствительный, иначе зачем было применять камнеметные машины?

Евпатий Коловрат и его воины отдали жизни «за други своя«, ибо «нет выше той любви когда кто положит душу свою за други своя» — ради спасения остальных. Месть эгоистична, человек который только  мстит, редко планирует умирать только  ради осуществления своей мести.

Тогда как на то, чтобы остановить зло — человек порой  готов отдать все, в том числе и жизнь…С духовной и моральной точек зрения Коловрат и его люди оказались сильнее —  победили Батыя.

А Батый, разобравшись с  Рязанью,  наконец подошел ко Владимиру. Князь Владимирский Юрий Всеволодович не имел  гарнизона и  дипломатический способностей договорится с ханом. Войска в междуусобицах были  давно израсходованы,  а вести переговоры, потом платить дань было непозволительно для князя.

Имея возможность договорится или уйти,  он все же приказал оборонять Владимир, не имея достаточных сил, а монголы раз город не сдался,  его и  разорили.

Святой великий  Князь Юрий Всеволодович  позже погиб битве с войском Батыя. Вот так, по одиночке, Батый победил всех сопротивлявшихся русских князей. К  к 1242 году монголы достигли Адриатического моря.

В этом же  знаменательном году святой благоверный князь  Александр Невский на Псковско-Чудском озере разгромил немецких рыцарей Ливонского ордена, которые под шумок пришли к нам с Запада, звать нас в Евросоюз известным способом. Но, это совсем другая история.

Пресловутый В«российскийВ» кинематограф наносит нам, точнее так — людям, у которых еще есть мозги — удар за ударом, нацеленным на создание идиотического облика русской истории.

Я до сих пор сентиментален. Когда я вышел с премьеры фильма В«Легенда о КоловратеВ», у меня на глазах появились шальные слезы, это правда. Не от умиления.

От горести за то, во что превращают исторические подвиги нашего русского народа, когда за их пересказ берутся лавочники от современного российского кинематографа.

Иван Шурховецкий снимал, а Джаник Файзиев продюссировал отличное кино. И это не про В«АдмиралВ», картину напыщенную, красочную, но не правдивую.

Джаник может и умеет продавать отличное кино. А на те деньги, которые ему выделили на В«КоловратаВ» он мог бы снять, конечно, не бессмертный шедевр, но хороший исторический фильм. Но Файзиев за десятки миллионов долларов снял футуристический индийский, болливудский блокбастер. Где один махараджа убивает одним ударом сразу сто врагов, а вместо боевых слонов в его картине появляется огромный бурый медведь, который серьезно решает расклад между русскими и монгольскими воинами в пользу русских.

Чтобы понимали те, кто не в теме. Евпатий Коловрат — это не герой языческого эпоса и не язычник из Переславля. Евпатий Коловрат — серьезный православный мужчина, рязанский воевода, боец и довольно свирепый, с большим опытом сражений.

Свой ключевой подвиг он совершил в 1238 году, когда с отрядом примерно в 1500—1700 русских воинов, он атаковал аръергард войска хана монголов Бату, взявших и разоривших до того его родную Рязань (Резань), и через две атаки был окружен монголами, не сдался, как и подобало русским упертым мужикам, бился до последнего, и по тогдашнему воинскому понятию, был, уже мертвым возвеличен Бату и с воинскими почестями передан русским, уцелевшим в сражении.

Почти весь отряд отважного воеводы был перебит, но традиция средневековья обязательно относила настоящих бойцов к почитанию современниками.

История Евпатия, возьмись за нее серьезный режиссер, могла бы получить сумасшедшее развитие.

В России уже сняты бесподобные по реконструкции событий тех времен фильмы — В«МонголВ» и В«ОрдаВ», где даже пуговицы на одеждах русских и монголов сделаны в единичных экземплярах и из настоящей кости.

Джаник Файзиев и его братан Шурховецкий пошли другим путем. Для них события яростной и короткой драки Коловрата с монголами оказались репликой 300 спартанцев. Кстати, не самой лучшей. А потому приземистый и очень злой при жизни Бату (Батый) у Джаника — романтический гей в синем халатике и накрашенных ноготках на ухоженных ручках.

Я — русский патриот, но как можно так издеваться над завоевателями, взявшими полмира, именно благодаря В«ЯссеВ» Чингиз-хана, который все и всем просто и понятно обосновал, как и с помощью чего завоевывать народы — это по его мнению, точно не добиться с помощью молодых красивых мальчиков с крашенными глазами и лицами в окружении Бату, кстати, имевшего в реальности любимую жену.

Но Джанику этого мало, и он рисует всем монголам подведенные глаза.

Только зима, очень плохо и искусственно изображенная Файзиевым, не позволяет монголам раздеться догола, чтобы показать проколотые соски, как это показано в В«300 спартанцевВ» у их лидера — персидского царя Ксеркса.

Нет, голые монголы тоже попадаются, когда бьют по барабанам в русские -20. Но ладно, давайте не о них.

Русские изображены духоподъемно. Говорю без иронии. Заказчик Файзиеву и его команде так возможно и сказал: В«Русские должны быть крутыми пацанамиВ».

Тут и Серебряков, конечно, включился, и многие герои нашего кинематографа. Но главное, что большинство актеров играли роль русских, по сути, смертников, от души.

Да, им помогал медведь, который в зимнюю спячку проснулся, зарвал всех поганых, а наших пожалел, точнее, нет — просто помог и дал себя погладить.

Да, нашим помог Генерал-Мороз. Поэтому, делегация Коловрата, выйдя из городских стен осажденной Рязани и через 500 метров достигнув лагеря Батыя, для переговоров, передравшись с монголами, уходила несколько дней, (вместо возвращения в Рязань), а ее не преследовали потому, что Батый приказал не догонять — В«их и так убьет буранВ», где, в Рязани?!

И ничего, что монгольские воины тех времен преодолевали до 100 км одного перехода в день, причем в любую погоду.

Вы полагаете, я топлю за монголов? Нет. Но Файзиеву рекомендую прочитать великие книги советского писателя и профессора Яна В«БатыйВ» и В«ЧингизханВ», чтобы хоть немного понимать суть эпохи.

Я обязан сказать несколько важных слов про духоподъемность фильма. Этот факт есть.

Русские в целом показаны храбрыми воинами, отражена роль православных пастырей, благословлявших ратников на бой и самих погибших в бою.

Фильм понравится многим людям, особенно тем, кто помнит В«300 спартанцевВ», поколению гугл.

Если создатели искренне видели фильм таким, то у меня даже нет претензий. И все-таки.

Монголы не были геями, В«ЯссаВ» Чингиза карала это немедленной смертью.

У русских не каждую минуту борода и усы были в белой крошке.

Медведи спят зимой, а если и вылазят шатуны, то убивают одинаково и монголов, и русских.

Если лагерь русских воинов ночует зимой в чистом поле, то жена воеводы, даже ради показа красивого тела, не раздевается догола, чтобы обнять на подстилке из пожухлой травы любимого мужа — в то время русская женщина рожала по 10 детей, как бы она это сделала отморозив придатки, она же не хипстер?

В русской истории не было саней, на которых можно было, распустив парус, погнать по льду великих русских рек, спасаясь от монголов. Вы еще посмотрите, что это за парус, который развернули убегавшие от монголов дети-сироты — это даже в замедленном повторе сложная конструкция, кстати, куда делась лошадь, везшая до этого детей?

Фильм Джаника Файзиева — это красивая промокашка. Подвиг прекрасного русского воеводы Коловрата и так останется в истории, как и многие аналогичные подвиги средневековья.

Пресловутый В«российскийВ» кинематограф наносит нам, точнее так — людям, у которых еще есть мозги — удар за ударом, нацеленным на создание идиотического облика русской истории.

Только в этом году это В«ВикингВ», это бездарная В«МатильдаВ». Это теперь и В«КоловратВ». На В«28 панфиловцев собирают деньги всем миром, и собирают еле-еле 2 млн долларов. На В«ВикингВ», В«МатильдуВ» и В«КоловратВ» выделяют по 30в€’40 млн баксов как с куста на каждый, и выдают болливудское, даже не голливудское унылище.

Ну, окей, ребята, вы заработали и молодцы, обращаюсь я к тем, кто все это режиссировал. Наше право, по сравнению с вами, бедняков и нищебродов, сделать так, чтобы за ваши В«картиныВ» нормальные люди не платили денег из своего кармана. Я свое дело в этом плане сделал.

Жизнь и подвиги Евпатия Коловрата

XIII век был тяжёлым для русских земель. Народ оказался разделён между множеством княжеств, каждое из которых имело свою власть и интересы. Это приводило к разорительным междоусобным войнам, которые, в свою очередь, ослабили государство.

В этой суровой реальности появился на свет русский богатырь Евпатий Коловрат, родной землёй которого были окрестности Рязани. В дальнейшем ему предстоит совершить подвиг, который навсегда войдёт в историю и станет примером мужества и отваги, проявленных ради защиты своего народа.

Положение русских земель в начале XIII века

На момент рождения Евпатия Коловрата, когда-то единая страна оказалась раздроблена на множество княжеств, которые управлялись по родовому принципу. К этому привёл изъян в престолонаследии, заложенный ещё князем Святославом, разделившим Киевскую Русь между тремя сыновьями. Владимир Красное Солнышко, к сожалению, повторил ошибку отца и это привело к катастрофическим для государства последствиям.

Если сначала количество княжеств исчислялось единицами, то в XIII веке их было несколько десятков. Единоверцы, говорящие на одном языке, шли воевать друг с другом в условиях феодальной раздробленности. Это замедляло развитие русской цивилизации и ухудшало её обороноспособность перед внешним противником.

В 1223 году произошла битва на реке Калке — первая встреча русских князей с невиданным ранее противником — монголами. В результате объединённая армия русичей и половцев потерпела поражение перед натиском и была вынуждена обратиться в бегство.

Монголы сделали из этого определённые выводы и поняли, что земли Удельной Руси представляют собой идеальный объект для нападения и последующей оккупации. С этими мыслями кочевники отправились к себе в родные степи, чтобы начать формирование армии для похода на Русь.

В 1237 году хан Батый с огромным войском монголов вторгся на территорию Руси и первым объектом для нападения стало Рязанское княжество.

Подвиг Евпатия Коловрата

Как сообщает нам «Повесть о разорении Рязани Батыем», на момент вторжения богатырь находился в городе Чернигове с посольством. Перед ним стояла задача убедить черниговского князя оказать помощь в борьбе с захватчиками.

Внезапно до него дошли вести, что Рязань атакована отрядами монголов во главе с Батыем. Поражённый до глубины души этим фактом, Евпатий собрал силы малой дружины и отправился в Рязанское княжество.

Перед его глазами предстал опустошённый и разорённый монголами город, жители которого подверглись жестокой участи и приняли мучительную смерть. Выжившие после бойни смогли пополнить отряд Евпатия и в количестве 1700 человек они отправились в погоню за врагами.

В Суздальских землях богатырю с отрядом удалось застать врасплох и полностью истребить арьергард монголов. На бой с Евпатием Коловратом удивлённый неожиданным сопротивлением Батый отправил Хостоврула, при этом приказав взять богатыря живым.

Отряду пришлось столкнуться с большим количеством противников, а Евпатий смог отправить на тот свет Хостоврула. Изумлённый яростным сопротивлением русичей, Батый предложил переговоры и через посланника поинтересовался, чего хочет Евпатий. Тот дал следующий ответ: «Только умереть!». 

Сломить отважное сопротивление русских удалось только с помощью камнемётных орудий, так как в ближнем бою войны были несокрушимы. Подвиг Евпатия вызвал восхищение даже со стороны Батыя, который оценил его смелость и искусство боя.

Оставшимся в живых рязанцам позволили с почестями доставить тело богатыря в родной город и похоронить в соответствии со всеми обрядами. Евпатий Львович был похоронен 11 января 1238 года в Рязанском соборе.

Подвиг оказался воспет в поэзии, литературе, музыке. Ему посвятили фильмы и мультфильмы, а также затронули в компьютерной игре «Золотая орда».

Усугубление кризиса в Руси

После победы над отрядом Евпатия Коловрата Батый продолжил свой первый поход на Русь, разорив Москву и Владимир. Далее хан планировал пойти на Новгород, но наступление зимы заставило его изменить решение и отправиться обратно в степи для укрепления сил.

В 1239 году начался второй поход Батыя. Несмотря на то, что у русских князей была «фора», они не смогли соединиться для борьбы с общим врагом и в результате были взяты Переяславль, Чернигов, Киев. Великая столица Руси пережила свой самый страшный упадок под властью монголов.

Итогом походов Батыя на Русь стала утрата независимости княжеств и их обложение данью. Князья становились вассалами Орды и были вынуждены получать ярлык на княжение.

О подвиге Евпатия Коловрата вспомнили во время борьбы за свободу:

  • в 1380 году, когда под знамёнами Дмитрия Донского русские войска объединились для борьбы с монголами;
  • в 1480 году, когда войска отправились к реке Угре, чтобы дать бой монголам, бой не состоялся, обе армии разошлись без сражения и Русь окончательно вернула себе независимость;
  • в 1613 году, когда на территории России хозяйствовали польские интервенты. 

Богатырь Евпатий Коловрат навсегда останется в памяти русского народа.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий