Евгений базаров биография. Образование и воспитание Базарова в романе «Отцы и дети»

image

Евгений Базаров — главный герой романа “Отцы и дети” Тургенева. Базаров является одним из самых ярких персонажей русской литературы XIX века. В этой статье представлена цитатная характеристика Евгения Базарова в романе “Отцы и дети”: описание личности, характера и внешности героя. Смотрите:  – Все статьи о Евгении Базарове – Все материалы по роману “Отцы и дети” Краткая характеристика Евгения Базарова Евгений Васильевич Базаров — будущий доктор, старший друг Аркадия Кирсанова. Базаров является нигилистом по своим убеждениям. Он — умный, ироничный и насмешливый человек. Окружающие боятся его острого ума и прямоты. Евгений Базаров не признает искусство и романтику. Он не восхищается природой, не верит в любовь и брак. Однажды Базаров влюбляется в молодую вдову Анну Сергеевну Одинцову. Он упрекает себя за слабость и презирает в себе это романтическое чувство — любовь к женщине. Страдая от неразделенной любви, Базаров ищет утешения в работе. Базаров — яркий представитель молодежи второй половины XIX века. Нигилизм был очень популярен и “моден” среди молодежи той эпохи. Однако вскоре интерес к нигилизму угас, как и к остальным модным течениям.

Характеристика Евгения Базарова в романе “Отцы и дети”: описание личности и характера

Евгений Базаров является другом Аркадия Кирсанова: “Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек…” (глава IV) Возраст Базарова — около 30 лет. Он старше Аркадия, которому 23 года, и примерно одного возраста с Одинцовой, которой 28 лет: “…мы оба уже не первой молодости, особенно я…” (глава XXVI) “…на что мне моя молодость? Живу я один, бобылем…” (глава XXIII) О внешности Базарова известно следующее: “…человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями…” (глава II) “Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам…” (глава XVI) “Не правда ли, какое у него славное лицо?..” (глава XIV) “Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…” (глава II) “…в энергической по-прежнему, но осунувшейся фигуре…” (глава XXV)     Смотрите: Внешность Базарова в цитатах “Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое…” (глава VI) “Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров…” (глава X) Вероятно, Базаров не является дворянином. Не известно, унаследовал ли он дворянство от отца или все же является разночинцем. До сих пор нет единого мнения о дворянстве героя (см. подробнее Происхождение Базарова): “Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать…” (глава XX) “…я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная…” (отец Базарова о себе, глава XXI)  Сам Евгений Базаров, судя по всему, не относит себя к числу дворян, хотя по линии матери он — потомственный дворянин: “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки.” (Базаров — Аркадию, глава XXVI) Евгений является бедным, но гордым человеком: “Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал…” (глава XXVI) Он учится на доктора: “Он в будущем году хочет держать на доктора…” (глава III) “А! он по медицинскому факультету…” (глава III) Евгений Базаров занимается естественными науками: “Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает…” (глава III) “…он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними…” (глава XXII) Он является самоуверенным человеком: “…показал Николаю Петровичу все свое лицо. …оно… выражало самоуверенность и ум…” (глава II) “И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!” (глава XXVII) Евгений Базаров —  умный мужчина: “Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек…” (глава IV) “…показал Николаю Петровичу все свое лицо. …оно… выражало самоуверенность и ум…” (глава II) Он является нигилистом по своим убеждениям. (Нигилизм был модным течением среди молодежи. Нигилисты якобы не признавали никаких авторитетов и ничему не верили.): “– Он нигилист, – повторил Аркадий. <…> – Скажи: который ничего не уважает, – подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло. – Который ко всему относится с критической точки зрения, – заметил Аркадий. – А это не все равно? – спросил Павел Петрович. – Нет, не все равно. Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.” (глава V) “– Но как же нам Аркадий Николаич сейчас сказывал, что вы не признаете никаких авторитетов? Не верите им? – Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все.” (глава VI) Евгений Базаров — бунтарь в душе: “Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле…” (глава XXVIII) Он является простым человек в общении с окружающими и не любит “церемоний”: “Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь…” (Аркадий о нем, глава II) “…чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает…” (глава XXIII) “Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит…”(глава V) “Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна…” (глава XVII) Евгений Базаров не танцует на балах в отличие, например, от его друга Аркадия: “…Аркадий танцевал плохо, как мы уже знаем, а Базаров вовсе не танцевал…” (глава XIV) Базаров считает, что говорить красиво — неприлично: “– О друг мой, Аркадий Николаич! – воскликнул Базаров, – об одном прошу тебя: не говори красиво<…> – …Я нахожу, что говорить красиво – неприлично…” (слова Базарова, глава XXI) Евгений является развязным человеком с небрежными манерами: “Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова…” (глава VI) “Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам…” (глава X) Базаров — неробкий человек: “Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно…” (глава VI) Он является насмешливым, ироничным человеком: “…Базаров, который лишь изредка вставлял в разговор насмешливое слово…” (глава XIII) “…он тотчас же встряхнул головой, иронически поздравил себя «с формальным поступлением в селадоны*»…” (*селадон — волокита, глава XXIII) Он любит шутить и подтрунивать над окружающими: “…он пришел и, по обыкновению полушутя, полузевая, просидел у ней…” (глава X) “Вам все желательно шутить, – ответил Павел Петрович…” (глава XXIV) “Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал…” (глава X) Евгений Базаров — самолюбивый человек: “И самолюбие какое противное, – перебил опять Павел Петрович…” (глава X) “…тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия…” (глава XIX) Он является спокойным, флегматичным мужчиной: “Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров.” (глава X) “…флегматически заметил Базаров…” (глава X) Евгений является холодным, хладнокровным человеком: “…Базаров и тут остался холоден как лед…” (глава XXIV) “Холодная усмешка скривила губы Базарова…” (глава X) “Что, он всегда у вас такой? – хладнокровно спросил Базаров у Аркадия…” (глава VI) “Город как город, – хладнокровно заметил Базаров…” (глава XIII) Евгений не любит говорить о чувствах: “…вы меня извините… я вообще не привык высказываться…” (глава XVIII) “…я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний…” (отец Базаров о сыне, глава XXI) Базаров — надменный, презрительный человек: “…Базаров надменно выпрямился…” (глава XIII) “…с надменною гордостию отвечал Базаров…” (глава X) “Увы! презрительно пожимавший плечом…” (глава XXVII) “….воскликнул Базаров с презрительною усмешкой…” (глава VI) Он является гордецом, нахалом и циником, по мнению Павла Петровича Кирсанова: “…Павел Петрович… считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем…” (глава X) Базаров — самонадеянный человек, по словам Павла Петровича: “…не имеем той дерзкой самонадеянности…” (глава X) Евгений ко всему относится критически и старается обо всем иметь свое мнение: “Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои…” (глава XIII) “Вы опасный господин; вы такой критик…” (глава XIII) “Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста!..” (глава XXI) Базаров — “хищный”, агрессивный человек, по мнению Кати Локтевой: “Он хищный, а мы с вами ручные. <…> Вот ваш приятель этого и не хочет, а в нем это есть…” (Катя о Базарове, глава XXV) “…мы драться хотим…” (Базаров о себе и других нигилистах, глава XXVI) “…тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно – нам других подавай! нам других ломать надо!..” (глава XXVI) Он является резким человеком: “…Базаров ей понравился – отсутствием кокетства и самою резкостью суждений…” (глава XVI) “Послушай, Евгений, ты уже слишком резко с ним обошелся, – заметил Аркадий. – Ты его оскорбил…” (Аркадий о резком обращении Базарова с Павлом Петровичем, глава VI) Евгений Базаров — твердый, жесткий человек: “…согласитесь, хоть я и не мягкое существо…” (глава XXV) “…многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия…” (глава XXI) Он гордится тем, что сам себя воспитывает: “Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например…” (глава VII) “…человеку иногда полезно взять себя за xоxол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды; это я совершил на днях…” (глава XXV) Он смеется над современной медициной, но при этом все равно учится на врача: “– Скажу тебе в утешение, – промолвил Базаров, – что мы теперь вообще над медициной смеемся и ни перед кем не преклоняемся. – Как же это так? Ведь ты доктором хочешь быть? – Хочу, да одно другому не мешает.” (глава XX) “Ты хоть и смеешься над медициной, а я уверен, можешь подать мне дельный совет…” (отец о Евгении, глава XXV) Евгений является трудолюбивым человеком в отличие от своего друга Аркадия: “…Аркадий сибаритствовал, Базаров работал…” (глава X) “…Базаров работал упорно и угрюмо…” (глава XXIII) Обычно Евгений рано встает и идет на прогулку: “…он обыкновенно встает рано и отправляется куда нибудь…” (глава V) Судя по всему, Базаров является хорошим врачом: “В ее глазах он и доктор был отличный…” (мнение Фенечки о нем, глава XXIII) “…Павел Петрович уже лежал в постели с искусно забинтованною ногой…” (Базаров хорошо бинтует ногу, глава XXIV) Евгений — честный, прямой человек: “…Базаров объявил ей о своем отъезде не с мыслию испытать ее, посмотреть, что из этого выйдет: он никогда не «сочинял».” (глава XVII)  Базаров является скромным человеком, он не любит хвастаться: “Вы очень скромны…” (Одинцова о Базарове, глава XVII) “Не знаю, хвастаться не хочу…” (глава XVII) Он является бескорыстным человеком: “Он бескорыстный, честный человек, – заметил Аркадий…” (глава XXI) Базаров является добрым человеком, по мнению Фенечки: “…как мне вас благодарить; такой вы добрый, право…” (Фенечка — Базарову, глава XXIII) Он не верит в романтическую любовь и романтику. Базаров считает любовь напускным чувством: “…любовь… ведь это чувство напускное…” (глава XXV) “… но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…” (глава XVII) “И охота же быть романтиком в нынешнее время!..” (глава X) Он не верит в брак: “Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал…” (Базаров — Аркадию, глава IX) При этом Евгений любит женщин и ценит женскую красоту: “…Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты…” (глава XVII) При этом он неуважительно, пренебрежительно называет женщин “бабами”, в частности так он называет Одинцову: “Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа…” (Евгений об Одинцовой, глава XXV) “«Вот тебе раз! бабы испугался!»…” (Базаров говорит самому себе про Одинцову, глава XXV) Он считает, что красивым женщинам не нужно быть умными: “…по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды…” (глава XXV) Нигилист Базаров не признает искусство: “Вы, стало быть, искусства не признаете?..” (глава VI) “…не предполагаете во мне художественного смысла, – да, во мне действительно его нет…” (глава XVI) Он считает, что химик приносит в 20 раз больше пользы, чем поэт: “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, – перебил Базаров…” (глава VI) Он также равнодушен к природе: “…Катя обожала природу… Одинцова была к ней довольно равнодушна, так же как и Базаров…” (глава XVII) Евгений — необычный, непошлый, незаурядный человек, в том числе по мнению Одинцовой: “…вы человек не из числа обыкновенных…” (Одинцова — Базарову, глава XVII) “…в пошлости никто бы не упрекнул Базарова…” (пошлый — заурядный, глава XV) Он не хочет быть ничтожеством, как многие другие люди: “…они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит… а я… я чувствую только скуку да злость…” (глава XXI) Однажды Базаров работает с телом крестьянина, умершего от тифа, случайно заражается тифом и скоропостижно умирает. К сожалению, жизнь Евгения обрывается в довольно молодом возрасте: “Я сегодня ездил в деревню, знаешь – откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались… <…> Ну, вот я и попросил уездного врача; ну, и порезался…” (глава XXV) “Если я заразился, так уж теперь поздно…” (глава XXV) Это была цитатная характеристика Евгения Базарова в романе “Отцы и дети” Тургенева: описание личности, характера, внешности, привычек, происхождения героя. Смотрите:  – Все материалы о Евгении Базарове – Все материалы по роману “Отцы и дети”

История персонажа

Главный герой романа Тургенева «Отцы и дети». Нигилист, молодой разночинец, студент, будущая профессия которого — врач. Нигилизмом называют философское движение, представители которого ставили под сомнение принятые в обществе ценности. Во второй половине XIX века в России так называли молодых людей с атеистическими и материалистическими взглядами, которые хотели перемен в сложившемся государственном строе и общественном порядке и негативно относились к религии.

image
Образ Евгения Базарова

История создания

Идея «Отцов и детей» начала формироваться у Тургенева в 1860 году, когда тот пребывал в Англии на острове Уайт. Прообразом Евгения Базарова стал молодой врач из провинции, случайный попутчик Тургенева, с которым писатель ехал в поезде. Поездка оказалась сложной — колею занесло снегом, поезд на сутки остановился на какой-то крошечной станции. Тургеневу удалось плотно пообщаться с новым знакомым, они проговорили ночь, и писатель оказался сильно заинтересован собеседником. Случайный знакомый писателя оказался нигилистом. Взгляды этого человека и даже его профессия легли в основу образа Базарова.

Иван Тургенев

Сам роман был создан быстро, в сравнении с тем, с какой скоростью Тургенев работал над другими произведениями. От идеи до первой публикации прошло меньше двух лет. План книги писатель составил в Париже, куда приехал осенью 1860 года. Там же Тургенев начал работать над текстом. Автор планировал закончить работу к весне того же года, чтобы привезти в Россию готовый к публикации текст, но творческий процесс застопорился. Зима ушла на то, чтобы написать первые главы, а к весне 1861-го роман был закончен только наполовину. Тургенев писал в письме:

«В Париже не работается, и вся штука застряла на половине».

Автор заканчивает работу летом 1861 года, уже на родине, в селе Спасское. К сентябрю внесены правки, и Тургенев возвращается с романом в Париж, чтобы там прочитать текст друзьям, кое-что исправить и дополнить. Весной 1982 года «Отцы и дети» впервые публикуются в журнале «Русский вестник», а осенью выходят отдельной книгой.

Евгений Базаров

В этой окончательной версии образ Базарова делается менее отталкивающим, автор избавляет героя от некоторых неприглядных черт, и на этом эволюция персонажа заканчивается. Сам Тургенев так описывал Базарова в списке действующих лиц, когда составлял предварительный портрет героя:

«Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает… Знает довольно много — энергичен, может нравиться своей развязностью. В сущности, бесплоднейший субъект — антипод Рудина — ибо без всякого энтузиазма и веры… Независимая душа и гордец первой руки».

Биография

Время действия романа «Отцы и дети» — годы непосредственно перед отменой крепостного права (которая состоялась в 1861 году), когда передовые идеи уже начинали проявляться в обществе, в особенности среди молодежи. Евгений Базаров имеет наполовину дворянское происхождение. Его отец, небогатый армейский хирург в отставке, провел жизнь в сельской среде, управляя имением жены-дворянки. Образован, но современные прогрессивные идеи обошли его стороной. Родители Евгения — люди консервативных взглядов, религиозны, однако сына любят и постарались дать тому наилучшее воспитание и образование.

Евгений Базаров

Евгений, как и отец, выбрал карьеру врача и поступил в университет, где сдружился с Аркадием Кирсановым. Базаров «наставляет» приятеля в нигилизме, заражая того собственными взглядами. Вместе с Аркадием главный герой приезжает в имение Кирсановых, где знакомится с отцом приятеля Николаем и старшим братом отца Павлом Петровичем. Противоположные взгляды на жизнь и черты характера обоих героев при столкновении приводят к конфликту.

Евгений Базаров в гостях у Кирсановых

Павел Кирсанов — гордый аристократ, приверженец либеральных идей, офицер в отставке. За плечами у героя трагическая любовь, которая приключилась с ним в годы юности. В Фенечке, дочери экономки и любовнице своего брата Николая, он видит некую княгиню Р., бывшую возлюбленную. Неприятная ситуация с Фенечкой становится поводом для дуэли между Павлом Петровичем и Базаровым. Последний, оставшись с Фенечкой один на один, целует девушку, чему Павел Кирсанов оказывается возмущенным свидетелем.

Павел Кирсанов и Николай Кирсанов

Евгений Базаров придерживается революционных и демократических взглядов, окружение либералов-Кирсановых герою идейно чуждо. С Павлом Петровичем герой постоянно спорит об искусстве, природе, человеческих отношениях, дворянстве, — персонажи ни в чем не находят общего языка. Когда Базаров влюбляется в Анну Одинцову, богатую вдову, ему приходится пересмотреть некоторые взгляды на природу человеческих чувств.

Но взаимопонимания Евгений не находит. Анна считает, что безмятежное спокойствие — главное в жизни. Волнения не нужны героине, Анна относится к Базарову с некоторой симпатией, но на признание не отвечает, чтобы не тревожиться.

Анна Одинцова

Побывав в имении Одинцовой, Базаров вместе с Аркадием на три дня едет к родителям, а оттуда назад в имение Кирсановых. Как раз в это время происходит сцена заигрывания с Фенечкой, после которой Павел Петрович и Базаров стреляются на дуэли.

После этих событий герой решает посвятить жизнь медицинской практике. Отношение к труду у Евгения было таково, что сидеть без дела он не мог. Только труд оправдывал существование. Базаров возвращается в имение матери, где принимается лечить каждого, кому необходима медицинская помощь.

Аркадий Кирсанов

Проводя аутопсию человека, умершего из-за тифа, герой нечаянно ранит себя и через некоторое время умирает из-за заражения крови. После смерти героя над тем, будто в насмешку над взглядами Базарова, проводят религиозный обряд — штрих, завершающий трагическую судьбу героя.

Внешность героя Тургенев описывает следующим образом: у Базарова длинное и худое лицо, широкий лоб, нос заострен книзу, глаза большие, зеленоватого оттенка, висячие бакенбарды песочного цвета.

Внешность Евгения Базарова

Смысл жизни герой видит в том, чтобы расчистить место в обществе для ростков нового, однако скатывается в полное отрицание культурного и исторического прошлого человечества, заявляя, что искусство Рафаэля не стоит ломаного гроша, а обществу нужны исключительно мясники и сапожники.

Образ и экранизации

В российском кино Евгений Базаров появлялся трижды. Все три экранизации носят одно и то же название — «Отцы и дети», как и сам роман. Первая лента снята в 1958 году киностудией «Ленфильм». В роли Базарова выступил советский актер Виктор Авдюшко. Следующая экранизация вышла в 1984 году. Базаров в исполнении Владимира Богина выглядит очень самоуверенным молодым человеком.

Виктор Авдюшко в роли Евгения Базарова

Последняя по времени экранизация выпущена в 2008 году. Это четырехсерийный мини-сериал, снятый режиссером Авдотьей Смирновой, которая стала также одним из авторов сценария. В роли Базарова выступил Александр Устюгов. С идеологических распрей здесь акцент перенесен на любовные отношения и возможность обретения героями счастья. Сценаристы трактовали это тургеневское произведение как семейный роман.

Интересные факты

  • Некоторые выразительные моменты сценаристы добавили в фильм «от себя», у Тургенева этого не было. Знаменитая сцена, где Базаров признается Анне в любви, происходит среди стекла и хрусталя, которыми наполнена комната. Эти декорации призваны подчеркнуть хрупкость и красоту дворянского мира, в который вторгается Базаров, как «слон в посудной лавке», и хрупкость отношений героев.
  • В сценарий также ввели сцену, в которой Анна дарит Базарову кольцо. В тексте этот момент отсутствует, но он был введен, чтобы подчеркнуть внутреннее сходство Базарова с Павлом Петровичем (возлюбленная последнего когда-то сделала для него то же самое).
  • Режиссер Авдотья Смирнова изначально собиралась отдать роль Павла Кирсанова собственному отцу, актеру и режиссеру Андрею Смирнову.
Владимир Богин в роли Евгения Базарова
  • Сцены в имениях снимались в настоящих «тургеневских» местах. Для съемок поместья Кирсанова съемочной группе разрешили использовать флигель в имении Тургенева «Спасское-Лутовиново». Само имение — музей, где хранится множество подлинников, поэтому там снимать не разрешают. Во флигеле же планировалась реставрация. В другой тургеневской усадьбе — Овстюг, что под Брянском, — снимали имение Анны Одинцовой. А вот дом родителей Евгения Базарова пришлось строить специально для съемок. С этой целью по деревням искали старые строения.
  • Десятимесячное чадо одной из сотрудниц музея в имении Тургенева сыграло роль маленького сына Фенечки. В Брянске к съемкам привлекли местных работников театра, те исполняли роли слуг.
Александр Устюгов в роли Евгения Базарова
  • Чтобы создать одни только наряды для дам, художнику по костюмам Оксане Ярмольник пришлось потратить 5 месяцев. Костюмы, однако, не аутентичны, а намеренно приближены к современной моде, чтобы зрителю легче было проникнуться симпатией к героям и вникнуть в перипетии их жизней. Полностью реконструированные костюмы делали фильм похожим на историческую пьесу и отдаляли зрителя от происходящего на экране, поэтому решено было аутентичностью пожертвовать.
  • Сцены, происходящие якобы на городских улицах, на самом деле сняты на натурных площадках «Мосфильма».
  • Посуду и обои, которые зритель видит в кадре, создавали специально для съемок, чтобы те соответствовали духу времени.

Цитаты

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

«Видишь, что я делаю; в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было».

«Воспитание? — подхватил Базаров. — Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например… А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество».

Базаров («Отцы и дети» И. С. Тургенева) – центральный персонаж романа. Он является представителем поколения «детей», который отстаивает принципы нигилизма, предполагающего отрицание общепринятых норм.

Характер

Базаров – человек гордый, надменный и самоуверенный. Он уверен в своем превосходстве над аристократом Павлом Петровичем Кирсановым.

У нас появилась новая характеристика Базарова.

В отношении к окружающим людям Базаров вел себя развязно и небрежно. Главный герой не владел ни каплей робости, он был смел и самонадеян.

Характер и взгляды Базарова во многом стали следствием его биографии. Евгений является сыном простого лекаря и дворянки, что говорит о промежуточном положении главного героя: он не считает себя дворянином, но и не является простым мужиком.

Базаров не признавал дворянских принципов, не любил посещать мероприятия и «церемонии», не любил красиво разговаривать и никогда не танцевал. Это говорит о том, что герой не признавал праздного образа жизни.

Евгений Васильевич – сильный и трудолюбивый человек. Он не привык сидеть на месте, постоянно занимается каким-то делом. Всего в жизни Базаров достиг собственными усилиями.

Нигилизм

Рассмотрение характеристики Евгения Базарова невозможно без рассмотрения его нигилистических взглядов на жизнь. Главный герой отрицает все общепринятые явления: любовь, природу, искусство.

Природа, по мнению главного героя романа, является мастерской, в которой трудится человек-работник. Искусство, как отмечает Базаров, в отличие от науки, не приносит никакой пользы человечеству.

Дружбу Базаров воспринимает как простое товарищество. Женщин главный герой называет «бабами», а любовь объясняет только физиологическим влечением людей друг к другу.

Базаров признает лишь ценность науки, поэтому связывает свою жизнь с естественными науками, в частности с медициной. Главный герой хочет быть полезным обществу.

Евгений Базаров презирает дворянство и вступает с его представителем Павлом Петровичем Кирсановым в конфликт. Базаров уверен, что подобные Кирсанову аристократы уже давно мертвы и тащат Россию вниз.

Разоблачение нигилизма

В романе «Отцы и дети» показаны внутренние изменения Евгения Васильевича Базарова. Холодный человек, который не любит рассуждать о своих чувствах даже с самим собой, стал понимать, что его теория не прошла проверку жизнью. Отрицая любовь, Базаров влюбился, понял, что он романтик. И признание этого факта говорит о том, что Базаров признает поражение нигилизма. Пытаясь жить в соответствии с принципами нигилизма, Базаров постепенно понимает, что жизнь сложна, чтобы его убеждения были правдой. Перед смертью Базаров понимает, что он не гигант, коим себя считал, потому что умирает глупо и нелепо. Ему важно проститься с Одинцовой, любовь к которой он уже признал.

В данной статье, которая поможет написать сочинение «Базаров (Отцы и дети)», рассматривается характер главного героя романа И. С. Тургенева, его нигилистические взгляды, которые разоблачаются на протяжении повествования. Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных –

Краткое содержание «Отцы и дети»

для самых нетерпеливых –

Очень краткое содержание «Отцы и дети»

для самых компанейских –

Главные герои «Отцы и дети»

для самых занятых –

Читательский дневник «Отцы и дети»

для самых любопытных –

Анализ «Отцы и дети» Тургенев

для самых крутых –

Читать «Отцы и дети» полностью Тест по произведению

  1. /15 Вопрос 1 из 15

    В каком году было написано произведение Тургенева «Отцы и дети»?

    Начать тест

Самые популярные материалы августа для 10 класса: Анализ «Бахчисарайский фонтан» Пушкин Князь Мышкин Почему Рогожин убил Настасью Филипповну? Краткое содержание «Идиот» Краткое содержание «Тупейный художник» Краткое содержание «Леди Макбет Мценского уезда» Мышкин и Настасья Филипповна Краткое содержание «451 градус по Фаренгейту» Краткое содержание «Гиперболоид инженера Гарина» «Идиот» очень краткое содержаниеimage

Кадр из х/ф “Отцы и дети”. Базаров – актер В. Авдюшко

Герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров был задуман И.С. Тургеневым как собирательный образ разночинца-демократа – нового представителя молодежи конца пятидесятых годов 19 века. В сильной, деятельной личности Базарова нашли отражение черты характера сразу нескольких человек. По словам же самого автора, он писал портрет своего персонажа с некоего «доктора Д.», врача из провинции, с которым познакомился в одной из поездок по железной дороге.

Описание героя

Базаров – тридцатилетний образованный молодой человек, разночинец, сын бывшего полкового лекаря, как и отец, избравший своей профессией медицину. Он не только будущий доктор, но и подающий надежды ученый-естественник. Автор описывает своего героя, как человека высокого и привлекательного: «высокого роста, в длинном балахоне с кистями», «славное лицо», «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», «длинные пальцы».

Базаров – выходец из простой семьи, глава которой служит уездным лекарем. Мать Евгения принадлежит к обедневшему дворянскому роду. Все ее наследство – это небольшое имение и пятнадцать душ крестьян. Отец с иронией называет себя «плебеем», работает, несмотря на почтенный возраст, чтобы прокормить семью и дать сыну достойное образование.

Несмотря на полудворянское происхождение, Базаров не относит себя к этому сословию, в нем ощущается «отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает». Сам герой говорит о себе: «Изящная сторона жизни мне недоступна». Отсюда та легкость, с которой Евгений сходится с простыми людьми, при этом, он гордо произносит: «Мой дед землю пахал!» и называет себя на крестьянский лад Евгением Васильевым. Он нарочито подчеркивает свое равнодушие к знатному происхождению. Более того, представители аристократии и дворянства не вызывают у него ни малейшего уважения, о чем говорят его своеобразные манеры. Он подает руку Николаю Петровичу, выдержав паузу, а в разговоре с ним без приглашения садится на диван, «потягиваясь». Он намеренно демонстрирует свою бестактность, невоспитанность, грубость манер.

По мнению Базарова, единственная ценность человека – это его умения, труд, приносящий пользу окружающим. Именно постоянный труд составляет основу жизни самого героя: «Базаров привёз с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», «главный предмет его – естественные науки», «он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними».

В своей речи Базаров часто использует поговорки и пословицы: «На своем молоке обжегся, на чужую воду дует», «Русский мужик Бога слопает». Все эти выражения еще раз подчеркивают демократизм героя и его приближенность к простому народу. Несмотря на свою харизматичную натуру, насквозь пропитанную нигилистическими и европейскими идеями, Базаров является воплощением многих черт русского национального характера. Это проявляется в манере обращения с простонародьем, в «особенном умении возбуждать к себе доверие в людях низших». В этом смысле герой более русский, чем все остальные персонажи романа. «Его речь отличается простотой, меткостью, насмешливостью и совершенно русским складом».

Базаров не любитель длинных монологов, его речь больше похожа на короткие реплики. Но все они наполнены глубоким смыслом, что еще раз подтверждает его начитанность, образованность и остроумие. Многие его выражения превратились в крылатые фразы: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду?», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».

К своему внешнему виду Базаров относится также равнодушно, как и к условиям, принятым в дворянских кругах. Он постоянно ходит в одном и том же видавшем виды костюме и также свободно и раскованно ведет себя в любом обществе. У него «небрежные манеры», «немногосложные и отрывочные речи», «отсутствие кокетства», «резкость суждений» и «совершенная развязность». Он не старается быть хорошим в глазах собеседника и говорит все, что думает: «отрывисто и неохотно», «изредка вставлял в разговор насмешливое слово», подчеркивая этим свое превосходство над аристократами.

Базаров – гордый человек: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Авторские характеристики указывают на то, что Базаров – надменный человек: «надменно выпрямился», «с надменною гордостию отвечал». Евгений называет себя: «…ведь я гигант». Чаще всего главный герой равнодушен к окружающим: «Базаров и тут остался холоден как лед».

У нигилиста Базарова есть своя жизненная установка: «в теперешнее время полезнее всего отрицать». Таким образом, он не принимает ничего: ни государственный строй, ни религию, ни искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит», «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; ни любовь: «это все романтизм, чепуха, гниль»; ни семью в ее старинном патриархальном понимании: «вы, чай, слыхали о снохачах?» Но и созидать что-либо новое Базаров также не спешит: «сначала надо место расчистить». Тот нигилизм, который он проповедует, отрицая все ценности и авторитеты, превращает его самого в разрушителя собственной жизни. Символом этого разрушения становится его преждевременная смерть, которую он также приблизил собственными руками, случайно порезавшись на вскрытии.

Роль героя в произведении

При создании образа Базарова И.С. Тургенев ставил своей целью написать портрет нового человека-бунтаря и разобраться, чем грозит обществу появление такого явления, как нигилизм. Представителями этого течения были молодые люди, которых в романе можно назвать «детьми», протест их был направлен против старой дворянской гвардии «отцов».

Базаров является главным персонажем романа, который проходит через 26 глав произведения из 28-ми. Вокруг личности героя сосредоточены все остальные персонажи, через взаимодействие с ними раскрывается его облик, его сильный, незаурядный характер. При этом, Тургенев противопоставляет Базарова другим героям, постоянно сталкивая его с ними в разных ситуациях и диалогах.

Базаров – носитель передовых идей его времени, главной из которых стал нигилизм, который был уже широко распространен в определенных кругах во время написания романа. Тургенев достиг своей цели – создал совершенно нового героя, которого никогда еще не было в художественной литературе. Автор не провоцирует читателя и не дает свою оценку герою. Его отношение к нему спокойное и уважительное. Он постепенно, шаг за шагом показывает слабые стороны нигилизма.

Созданный Тургеневым образ представляет собой умного и деятельного, мыслящего человека. Но герой его получился совершенно бездуховным, а человек без души – это всего лишь оболочка, под которой скрывается одна пустота.

Развитие героя по мере сюжета

Тургенев проводит Базарова по кругам жизненных испытаний. Поначалу Базаров уверен в своих силах, в том деле, которому он служит. Это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения. Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Базарову приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Базаров чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой, постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.

Обнаруживается его зависимость от обычных законов человеческой жизни, его причастность к простым человеческим интересам, заботам и страданиям. Первоначалъная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой.

Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете, он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Базаров не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Сильный и волевой, убежденный в своей правоте, Базаров, тем не менее, проигрывает в самом главном. Его наказывают не братья Кирсановы, а сама жизнь. Он терпит поражение в дружбе и любви, то есть в тех человеческих взаимоотношениях, на которых «держится мир». Исключительно по вине Базарова прерывается его дружба с Аркадием, преданным и верным товарищем. Его любимая женщина Одинцова страшится его страстной, грубой и неуправляемой натуры. «Она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее – и увидела за ней даже не бездну, а пустоту… или безобразие». В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.

Итог жизни Базарова трагичен. Он умирает молодым, полным сил и одиноким. Закон смерти не может опровергнуть даже нигилист: «Попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!». Перед смертью раскрывается подлинная сущность личности Базарова. Он словно сбрасывает уже ненужную ему маску нигилиста и циника, и вдруг оказывается, что он преданно и нежно относится к своим родителям, страдает от неразделенной любви и одиночества, сожалеет о напрасно прожитой жизни. Только перед лицом смерти Базаров начинает смутно понимать цену таких проявлений жизни, как поэзия, любовь, красота.

Роман заканчивается печальными размышлениями автора над могилой Базарова. Его страстное, бунтующее сердце навсегда скрыто под землей на маленьком кладбище, но прекрасная природа вокруг напоминает о вечной жизни, а слезы стариков на могиле сына – о бессмертной любви.

Отношение автора к герою

Авторское отношение к Базарову нельзя назвать однозначным. Оно меняется по мере развития сюжета и претерпевает большие изменения от полного неприятия до сочувствия. Когда Тургенев задумывал своего героя – отношение его к нему было крайне негативное, потому что он категорически отрицал такое явление, как нигилизм, представителем которого был Базаров. По мере раскрытия образа Евгения автор понемногу смягчается, появляются нотки пока еще слабо выраженной симпатии. Но это, опять-таки, касается только самой личности героя – сильной, мужественной и честной. Что касается его взглядов – позиция автора здесь остается неизменной. При всей его симпатии к Базарову, ему так и не удается сделать нигилизм привлекательным. В основе мировоззрения Базарова – разрушение всего, что так дорого братьям Кирсановым: семейных уз, нравственных принципов, традиций, старого, привычного жизненного уклада. Взамен же не предлагается практически ничего. На замечание Павла Петровича, что надобно же и строить, Базаров отвечает: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить».

И.С. Тургенев так говорил о своем герое: «Мне мечталось фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель». П.А. Кропоткин в «Записках революционера» так описывает отношение Тургенева к своему герою: «…когда мы возвращались в карете, он спросил меня, какого я мнения о Базарове. Я откровенно ответил: «Базаров – великолепный тип нигилиста, но чувствуется, что вы не любите его так, как любили других героев», – «Напротив, я любил его, сильно любил», – с неожиданным жаром воскликнул Тургенев, – «Вот приедем домой, я покажу вам дневник, где записал, как я плакал, когда закончил повесть смертью Базарова», – но я думаю, что Тургенев больше восхищался Базаровым, чем любил его».

Прототипы

Сам автор «Отцов и детей» называет прототипом Базарова некоего доктора Д., молодого врача из провинции, который представлялся Тургеневу человеком нового типа. Однако исследователь творчества И.С. Тургенева Н. Чернов опровергает эту распространенную гипотезу. По его мнению, прототипом Базарова был сосед Тургенева по имению, врач В.И. Якушкин. Помимо врачебной деятельности он занимался научными исследованиями и состоял в нелегальных организациях.

Некоторые исследователи сходятся во мнении, что «доктор Д» и В.И. Якушкин – одно и то же лицо. Помимо этого, в характере Базарова прослеживаются черты и взгляды В.Г. Белинского и Н.А. Добролюбова. Многие полагают, что Базаров – прямое отражение Белинского: оба были сыновьями военных, а затем – земских врачей, но роднит их, помимо этого, то, что они оба являлись неистовыми сторонниками «новых идей».

Экранизации героя

Существует несколько экранизаций знаменитого романа Ивана Сергеевича Тургенева. Первый фильм «Отцы и дети» киностудии «Ленфильм» вышел на экраны в 1958 году. Режиссерами ленты стали Адольф Бергункер и Наталья Рашевская. По мнению зрителей и кинокритиков, эта версия является лучшей экранизацией романа. Роль Базарова в фильме исполнил известный советский актер Виктор Антонович Авдюшко (1925-1975). Это был необыкновенно обаятельный человек, наделенный несколько суровой внешностью, во многом из-за которой он и был приглашен режиссерами на эту роль.

Созданный В. Авдюшко образ Базарова настолько ярок и убедителен, что не оставляет равнодушным никого из зрителей. В исполнении этого актера Базаров предстает человеком самоуверенным, умным, здравомыслящим. Многие эмоции актеру удалось передать при помощи одного лишь взгляда – его глаза – это отражение души героя.  Крупные руки подчеркивают трудолюбие, а прямая фигура – несгибаемость характера. Актер сумел передать через маску холодности все душевные качества своего киногероя.

Литература
  1. Загорская Е. Я., Такташова Т. В., Ветошкина Л. А. Признание в любви. Фрагменты произведений русских писателей XIX–ХХ вв. с комментариями и заданиями. Учебное пособие. М., «Флинта», 2012.
  2. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. Том 1. М., «Художественная литература»,1983. Составители: С. М. Петров, В. Г. Фридлянд
  3. Стахорский С.В.(состав. и ред.) Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  4. Все Герои произведений русской литературы. Составители: Архангельский А.Н., Пак Д.П., Шкловский Е.А. Издательство: АСТ, Олимп, 1997.
  5. Алексеев М. П.,Измайлов Н. В.,Назарова Л. Н. Тургеневский сборник: Материалы к полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. Том IV. Л., Наука, 1968
  6. Никольский С.А. Русское мировоззрение. «Новые люди» как идея и явление : опыт осмысления в отечественной философии и классической литературе 40—60-х годов XIX столетия Издатель: Прогресс-Традиция. М., 2012.
  7. А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Уч. Пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов. М., Флинта, 2000.
  8. И.С. Тургенев и время. Сборник статей. Автор В.С. Киселев. Изд-во ТГУ, 2019.
  9. Журнал «Новый мир». 1968. №10

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий