Эрик Эриксон Биография и теория психосоциального развития

Биография

Эрик Эриксон — психолог и психоаналитик, изучавший развитие психики в ходе онтогенеза и разработавший эпигенетическую теорию развития личности. Ему принадлежит создание термина «кризис идентичности». Ученый реализовался как теоретик и практик, преподавая в престижных учебных заведениях и ведя приемы в клиниках. Кроме того, он стал автором книг по профильному направлению.

Детство и юность

Эрик Хомбургер Эриксон родился 15 июня 1902 года во Франкфурте-на-Майне и оказался плодом тайной связи Карлы Абрахамсен и неизвестного датчанина еврейского происхождения. В этот период женщина была замужем за биржевым маклером Вальдемаром Саломонсеном, поэтому сын получил его фамилию.

Спустя время Карла окончила курсы медсестры и сбежала в Карлсруэ, где прошли юные годы Эрика. В 1904-м мать мальчика сочеталась браком с педиатром Теодором Хомбургером. Спустя 7 лет отчим официально усыновил ребенка. Карла воспитывала сына в еврейских традициях.

Внешность мальчика не соответствовала национальности. В Еврейской религиозной школе приятели высмеивали его за светлые волосы и голубые глаза, а в обычной школе он терпел издевки за вероисповедание. Смешение идентичностей спровоцировало внутренний конфликт, и юноша все чаще задумывался о своем происхождении.

Будучи гимназистом, Эрик увлекался искусством, языками и гуманитарными науками. Отчим хотел, чтобы по окончании школы он поступил в медицинский институт, но пасынок стал учеником художественной школы в Мюнхене.

Вскоре молодой человек оставил обучение. Некоторое время он путешествовал по Европе, посещая города Германии и Италии в компании друга детства Питера Блоса. Эриксон зарабатывал продажей эскизов, но понимал, что никогда полноценно не свяжет биографию с искусством. Вернувшись в Карлсруэ, он принял предложение Блоса переехать в Вену и стать учителем живописи в местной школе.

Педагогический талант наставника оценила богатая заказчица, которая наняла его для обучения детей. Слухи о том, что Эриксон отлично ладит с малышами и подростками, разошелся по округе. Наставника начали приглашать другие родители. Среди них были друзья Анны и Зигмунда Фрейд.

Личная жизнь

Эрик Эриксон женился в 1930 году. Его избранницей стала танцовщица и художница из Канады Джоан Моуэт Серсон. Знакомство пары состоялось на балу. Жена подарила мужчине двух сыновей и дочь. Находясь в браке, психолог принял христианство.

Когда в 1933-м стало ясно, что приход к власти Адольфа Гитлера влечет за собой нацистскую угрозу, Эрик вместе с супругой и детьми уехал в Копенгаген. Обеспечить датское гражданство не получилось, поэтому семья перебралась в США, где этот вопрос не стоял так остро, а строить личную жизнь было проще.

В конце 1930-х психолог взял фамилию Эриксон, а фамилия отчима стала вторым именем.

Научная деятельность

В возрасте 25 лет Эрик познакомился с четой Фрейд. Дочь психоаналитика Анна помогла ему стать слушателем лекций в Венском психоаналитическом институте. Молодой человек занялся детской психологией. Параллельно он изучал методику Монтессори, в основе которой лежит внимание к развитию ребенка и этапам половых изменений. В 1933-м психолог получил диплом.

Переехав в США, Эриксон стал первым детским психоаналитиком в Бостоне. Поначалу работал в Массачусетской больнице, затем в Центре судьи Бейкера и Гарвардской медицинской школе. Он также был врачом психологической клиники. В 1936-м Эрику предложили должность в Медицинской школе и Институте социальных отношений в Йельском университете. Помимо психоанализа, исследователь занимался изучением связи антропологии и психологии, взаимодействуя с авторитетными представителями обоих направлений.

В 1938 году Эриксон завершил работу в Йеле и отправился в Южную Дакоту, чтобы наблюдать за племенем сиу, а затем ознакомился с традициями племени юрок в Калифорнии. Сопоставив особенности детского развития в сообществах, психолог нашел различия. Они мотивировали ученого на исследования в области воздействия на психику событий, происходящих в подростковом возрасте. Спустя год вместе с семьей Эриксон переехал в Калифорнию, где присоединился к команде Института социального обеспечения Беркли, исследующего детское развитие. Он также практиковал в Сан-Франциско.

На новом месте Эрик повторно отправился в племя юрок и завершил второе исследование. В 1950-м опубликовали книгу «Детство и общество», которая принесла ему известность. В ней описывались мысли относительно мира детства и влияния на него социума. В том же году ученый покинул стены Калифорнийского университета.

В период с 1951 по 1960 год Эрик Эриксон преподавал в Центре Остина Риггса и работал с эмоционально неблагополучными молодыми людьми. Параллельно он выступал в Университете Питтсбурга в качестве приглашенного профессора. В 1958-м опубликовали книгу ученого под названием «Молодой Лютер».

Вернувшись в Гарвард в конце 1960-х, он занимал должность профессора вплоть до 1970-го. В 1968-м вышла книга Эриксона «Идентичность: юность и кризис». В 1973-м исследователь выступил чтецом на Джефферсонской лекции и получил высшую награду США от Национального гуманитарного фонда.

Ученый сделал весомый вклад в психологию. Принимая теорию Фрейда, он не концентрировался на идее отношений детей и родителей, а ставил во главу угла интерес к личности. Его теория развития личности разделяла психологическое становление не на 5 этапов, а на 8 стадий жизненного цикла. Кроме описанных Фрейдом фаз, в схеме появились еще 3 периода взрослого состояния.

Рассуждая о путанице в идентичности, Эриксон создал следующую периодизацию стадий развития: орально-сенсорная, мышечно-анальная, локомоторно-генитальная, латентная, подростковая, ранняя зрелость (молодость), средняя зрелость, поздняя зрелость (старость).

Он придавал большое значение эго, считая, что его идентичность позволяет каждому человеку быть индивидуальностью. Ролевые искажения ведут к тому, что субъект может не состояться как член социума. Исследователь считал, что окружающая среда в значительной мере влияет на адаптацию ребенка, формирование самосознания и идентичности. Эго отвечает за гармонию с окружением, личностный рост и реализацию, уверенность в своих силах.

Смерть

Эрик Эриксон скончался 12 мая 1994 года. Причиной смерти оказались сопутствующие преклонному возрасту заболевания. Последнее пристанище он нашел в городе Харуич, в штате Массачусетс. Вместе с супругой психолог похоронен на кладбище конгрегационалистской церкви.

Труды ученого востребованы и по сей день, а его фото размещают в учебниках и книгах о возрастной психологии.

Библиография

  • 1950 — «Детство и общество»
  • 1958 — «Молодой Лютер. Историко-психоаналитическое исследование»
  • 1959 — «Идентичность: юность и кризис»
  • 1969 — «Истина Махатмы Ганди: о происхождении воинствующего ненасилия»
  • 1978 — «Взрослый период»
  • 1986 — «Жизненная вовлечённость в старости»
  • 1987 — «Жизненный цикл завершён»

Интересные факты

  • В произведениях автор описывал путаницу идентичности, с которой столкнулся лично. Мужчина признавался, что она приводила его к состоянию, граничащему с неврозом и психозом. В решении проблемы помогла смена фамилии. Дети психолога обрадовались изменениям, ведь их больше не дразнили «гамбургерами».
  • Эрику Эриксону часто приписывают родство с Милтоном Эриксоном, другим специалистом в области психологии, но они были однофамильцами. Зато сын Эрика Кай стал известным в США социологом.
  • В 1970 году библиография ученого пополнилась книгой «Истина Ганди», за которую он получил Пулитцеровскую премию в области нехудожественной литературы.
  • Психолог сформулировал «Золотое правило поведения» для тех, кто регулярно связан с коммуникациями. В соответствии с этим нужно вести общение так, чтобы оно давало новые силы и энергию всем его участникам.
  • Эго-психология стала одним из направлений неофрейдизма.

image 15 Июня 1902 – 12 Мая 1994 гг. (91 год)

Эрик Эриксон – американский психолог, придерживавшийся теории развития личности, и психоаналитик, благодаря которому в науке появилась теория «личностного кризиса».

Детство и ранние годы

Эрик Эриксон родился в г. Франкфурт в Германии, в семье Карлы Абрахамсен и биржевого брокера, еврея Вальдемара Исидора Саломонсена. На тот момент, когда мальчик появился на свет, его родители уже несколько месяцев не видели друг друга. Записали его как Эрика Саломонсена, однако подлинной информации о его биологическом отце нет. Вскоре после рождения сына, его мать перебирается в Карлсруэ, где устраивается работать медсестрой и выходит замуж второй раз, за педиатра Теодора Хомбургера.

В 1911 г. Хомбургер официально усыновляет мальчика, и тот становится Эриком Хомбургером. Историю его рождения от него тщательно скрывают, и мальчик растёт, не зная, кто его настоящий отец.

Научная деятельность

Эриксон преподаёт в частной школе в Вене, где знакомится с Анной Фрейд, дочерью Зигмунда Фрейда. Именно она разжигает в нём интерес к психоанализу, и Эриксон отправляется постигать эту науку в Венский институт психоанализа.

В 1933 г., во время его учёбы в институте, в Германии к власти приходит нацистская партия, и Эриксону приходится бежать из страны. Вначале он отправляется в Данию, а после переезжает в США, где становится первым детским психоаналитиком в г. Бостоне.

Проработав там некоторое время, Эриксон меняет должности в различных институтах, в том числе и Общеклинической больнице штата Массачусетс, Центре семейного воспитания судьи Бейкера, Гарвардской медицинской школе и Психологической клинике и т.д.

В 1936 г. Эриксон преподаёт в Гарвардской медицинской школе, а также трудится в Институте межличностных отношений при этом университете. Он также находит время для обучения группы детей в резервации сиу в Южной Дакоте.

В 1937 гг. Эриксон оставляет Гарвард и поступает в штат Калифорнийского университета. Он тесно сотрудничает с Институтом социальной защиты детей и занимается частной практикой. Часть своего времени Эриксон посвящает обучению детей племени юрок.

В 1950 г. его личный опыт общения с представителями разных рас, проживающих в различных социальных условиях, приводит к написанию самой известной книги за всю его научную деятельность, «Детство и общество». В этой книге автор и представляет миру собственную теорию «личностного кризиса».

Уволившись из Калифорнийского университета, Эриксон начинает работать и преподавать в Центре Остен Риггс – главном психиатрическом лечебном заведении г. Стокбридж, штат Массачусетс. Там, по роду своей деятельности, он сталкивается с психически неуравновешенными подростками.

В 1960 г. Эриксон возвращается в Гарвардский университет, где проработает до пенсии, после чего, совместно со своей женой, займётся написанием работ на различные темы в психологии.

Основные работы

Главным вкладом в развитие психологии Эриксона была его теория развития личности. Он утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни, и определил восемь основных этапов этого развития.

Награды и достижения

В 1973 г. Национальный гуманитарный фонд удостоил Эриксона чести выступить чтецом Джефферсонской лекции – высшей награды США за достижения в области гуманитарных наук. Его лекция имела название «Измерение новой идентичности».

За свои работы, внесшие значительный вклад в развитие психологии, Эриксон получает Пулитцеровскую премию. За книгу «Правда Ганди» (1969 г.) автор награждается Национальной книжной премией США в категории «Философия и религия».

Личная жизнь

В 1930 г. Эриксон женится на Джоан Серсон Эриксон, с которой и проживёт всю свою жизнь. В их семье родилось четверо детей. Его сын, Кай Т. Эриксон, станет выдающимся американским социологом.

Интересные факты

В еврейской школе юного Эриксона дразнят за принадлежность к нордической расе, в то время как в немецкой средней школе его обзывают евреем.

Толкование

Эриксон, Эрик Хомбургер
Эрик Эриксон
Erik Homburger Erikson
image Эрик Эриксон
Дата рождения:

12 июня 1902(1902-06-12)

Место рождения:

Франкфурт-на-Майне

Дата смерти:

12 мая 1994(1994-05-12) (91 год)

Место смерти:

Харвич

Направление:

Эго-психология

Статьи на тему Психоанализ

Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх-Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • Сопротивление Персоналии Альфред Адлер Эрик Эриксон • Анна Фрейд Зигмунд Фрейд Карен Хорни • Эрих Фромм Карл Густав Юнг Мелани Кляйн Хайнц Кохут Жак Лакан • Отто Ранк Гарри Стек Салливан

Теории Фрейдизм Селф-психология Интерсубъективный подход Эго-психология

Эрик Хомбургер Эриксон (англ. Erik Homburger Erikson; 15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне — 12 мая 1994, Харвич, Массачусетс) был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности.

Биография

Судьба Эриксона своеобразна. Он родился в результате внебрачной связи его матери Карлы Абрахамсен, еврейского происхождения [1], с гражданином Дании (более подробной информации, помимо фамилии, об отце Эриксона нет). Карла Абрахамсен происходила из известной еврейской семьи, ведущей свой род из северных германских земель [2]. Её отец, Иосеф, был торговцем сухофруктами в Копенгагене, братья Эйнар, Николай, Макс и Аксель занимались благотворительностью (в том числе кухней для малоимущих иммигрантов из России, преимущественно евреев). Её мать, Генриетта, умерла когда Карле было 15 лет.

Поскольку Карла официально была замужем за Вальдемаром Исидором Саломонсеном (биржевым маклером еврейского происхождения), ребёнок был записан как Эрик Саломонсен. Через некоторое время она выучилась на медицинскую сестру, перебралась в Карлсруэ и в 1904 вышла замуж за педиатра Теодора Хомбургера. В 1909 г. Эрик Саломонсен превратился в Эрика Хомбургера, а в 1911 был официально усыновлён своим отчимом. Хотя её муж придерживался консервативного иудаизма (не ортодоксального), Карла настояла на строгом соблюдении еврейского ритуала в семье, включая кошерную пищу, праздники и еженедельное посещение синагоги по пятницам и субботам. В дополнение к светскому, дети получали еврейское образование. Более того, Карла руководила отделением лиги еврейской благотворительности Бадена при местной синагоге[3].

Проблема кризиса идентичности во многом связана с собственным жизненным опытом Эриксона. Информация о биологическом отце от него в детстве скрывалась. В еврейской религиозной школе его дразнили за «нордическую» внешность (он был высоким голубоглазым блондином), а в обычной школе — за еврейское вероисповедание. Всё более и более мучило его подозрение, что его отец не был еврейского происхождения.

В 1930 г. Эрик Хомбургер женился на канадской танцовщице и художнице Джоэн Моват Серсон (Joan Mowat Serson) и в 1933 г эмигрировал из Вены в США. Несколько позже эмигрировали его сёстры: Рут (Ruth Hirsch) поселилась в Нью-Йорке и Эллен (Ellen Katz) в Хайфе. В конце 1930х гг. Эрик Хомбургер официально сменил фамилию на Эриксон (усыновив самого себя, как он это объяснял), сохранив свою прежнюю фамилию в качестве второго имени.

Теории Фрейда, который подразделял психологическое развитие на пять этапов, Эриксон противопоставил свою схему, состоявшую из восьми этапов. Эриксон переименовал т.наз. «генитальную стадию» в «юность» и добавил ещё три стадии взрослого состояния.

Эриксону также принадлежит концепция «эго-психологии», подчёркивающая роль Эго как чего-то большего, чем «служанки Ид» (в представлениях фрейдистов). По Эриксону, именно Эго отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим и социальным окружением, за здоровый личностный рост; оно является источником уверенности в себе и собственной идентичности.

В 1950 году он стал жертвой «охоты на ведьм» (маккартизма) в США, так как был заподозрен в симпатиях к коммунистам. Когда от профессоров университета Беркли потребовали подписать клятву о лояльности, Эриксон покинул университет, после чего десять лет работал в клинике в Массачусетсе и ещё десять лет в Гарварде.

Теория личности Эриксона

Хотя Эриксон всегда настаивал, что является фрейдистом, критики считали его «Эго-психологом», поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго. Если теория развития Фрейда ограничивается только детством, то по мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

  1. Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
  2. Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
  3. Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
  4. Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
  5. Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
  6. Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
  7. Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
  8. Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.

Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.

Библиография

Важнейшие труды

  • Детство и общество (Childhood and Society) (1950)
  • Молодой Лютер. Историко-психоаналитическое исследование (Young Man Luther. A Study in Psychoanalysis and History) (1958)
  • Истина Махатмы Ганди: о происхождении воинствующего ненасилия (Gandhi’s Truth: On the Origin of Militant Nonviolence) (1969)
  • Взрослый период (Adulthood) (редактор, 1978)
  • Жизненная вовлечённость в старости (Vital Involvement in Old Age) (при участии J.M. Erikson и H. Kivnick, 1986)
  • Жизненный цикл завершён (The Life Cycle Completed) (при участии J.M. Erikson, 1987)

Сборники (на англ.яз.)

  • Identity and the Life Cycle. Selected Papers (1959)
  • A Way of Looking at Things: Selected Papers 1930—1980 (Editor: S.P. Schlien, 1995)
  • The Erik Erikson Reader (Editor: Robert Coles, 2001)

Биографии

  • Identity’s Architect: A Biography of Erik H. Erikson (Lawrence J. Friedman and Robert Coles, 1999)

Библиография на русском языке

  • Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, б.г. (1996).
  • Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000.
  • Эриксон, Э. Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Эрик Г. Эриксон ; пер. с англ. А. М. Каримского. — М. : Московский философский фонд «Медиум», 1996. — 560 с.

См. также

Полезное

Смотреть что такое “Эриксон, Эрик Хомбургер” в других словарях:

  • Эриксон Эрик Хомбургер — Эрик Эриксон Эрик Хомбургер Эриксон (англ. Erik Homburger Erikson; 15 июня 1902, Франкфурт на Майне  12 мая 1994, Харвич, Массачусетс) был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий… …   Википедия

  • Эрик Хомбургер Эриксон — Эрик Эриксон Эрик Хомбургер Эриксон (англ. Erik Homburger Erikson; 15 июня 1902, Франкфурт на Майне  12 мая 1994, Харвич, Массачусетс) был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий… …   Википедия

  • Эриксон, Эрик (психолог) — Эрик Эриксон Эрик Хомбургер Эриксон (англ. Erik Homburger Erikson; 15 июня 1902, Франкфурт на Майне  12 мая 1994, Харвич, Массачусетс) был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий… …   Википедия

  • Эриксон (Erikson), Эрик Хомбургер — (1902 1994)     американский психолог. Ученик З. Фрейда в Венском психоаналитическом институте. В 1933 эмигрировал в США; преподавал в университетах. Э. создал теорию становления личности в условиях социального окружения. Анализ различных видов… …   Педагогический терминологический словарь

  • ЭРИКСОН (Erikson) Эрик Хомбургер — (15.6.1902, Франкфурт на Майне, 12.5.1994, Харвич, шт. Массачусетс), амер. психолог. Психол. образование получил под руководством 3. Фрейда в Венском психоаналитич. ин те (1927 1933). В 1933 эмигрировал в США, работал в ун тах Беркли (1939 51),… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Эрикссон — (Эриксон) шведская фамилия. Известные носители Эрикссон, Анна Лиса (р. 1928)  шведская лыжница. Эрикссон, Жоэль (р. 1984)  шведский конькобежец. Эрикссон, Гуннар (1921 1982)  шведский лыжник. Эрикссон, Карл Эрик (р. 1930) … …   Википедия

  • Эшби, Уильям Росс — Файл:William Ross Ashby.jpg Уильям Росс Эшби Уильям Росс Эшби (William Ross Ashby, 6 сентября 1903, Лондон, Англия 15 ноября 1972) английский психиатр, специалист по кибернетике, пионер в исследовании сложных систем. Окончил Кембриджский… …   Википедия

  • Морено, Якоб — Джекоб (Якоб) Леви Морено (18 мая 1889, Бухарест  14 мая 1974)  психиатр, психолог и социолог. Основатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. Содержание 1 Биография 2 Философия и теория психотерапии Морено …   Википедия

  • Шульц, Иоганн — Иоганн Шульц (нем. Johannes Heinrich Schultz; 20 июня 1884, Гёттинген  19 сентября 1970, Берлин)  психиатр Германии. Литература Christian Meurer: Wunderwaffe Witzkanone. Heldentum von Heß bis Hendrix. Oktober Verlag, Münster 2006, ISBN 3 86582… …   Википедия

  • Джонстон Эва — Эва Джонстон (англ. Eve C. Johnstone) (род. в сентябре 1944 г., Глазго) исследователь психотических заболеваний, известная своими открытиями изменений мозга при шизофрении. Командор Ордена Британской Империи. В настоящее время профессор… …   Википедия

Эриксон Эрик Хомбергер (1902–1994) — выдающийся ученый-психолог из США, основатель и главный представитель эго-психологии.

Место рождения психолога — Германия, город Франкфурт-на-Майне, детство он провел в Карлсруэ, там же учился.

Позже окончил Венский психоаналитический университет, а после перебрался в Америку. Там ученый работал в Бостоне и преподавал в Гарварде.

Некоторое время Эриксон проживал в Йеле, потом долго жил и работал в Беркли. В 1960 его назначили профессором Гарвардского института, в 1968 он вышел на пенсию. Ушел из жизни в Америке 12 мая 1994.

Направление в психологии

Фундаментальный труд Эрика Эриксона – «Детство и общество» (1950). Эта книга во многом опирается на практику психоанализа. Так как психоанализ всегда был направлен на исследование психических расстройств, в качестве примеров в книге описываются различные конфликтные ситуации. Этот труд о детстве и об исторических процессах.

Теория Эриксона по большей части рассматривает развитие Эго (я). Однако ученый заявил, что его теории являются продолжением психосексуальных идей З. Фрейда, и они помогут в дальнейшем психосоциальном развитии и в проведении исследований в сфере биологии и социологии.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Психолог ввел понятие «эго-психология», которое раскрывало роль Эго в жизни человека. Ученый полагал, что только Эго ответственно за качество жизни, за физическую и духовную гармонию, за здоровую социализацию человека.

Как заявлял Эриксон, Эго определяет идентичность человека и его самооценку. Внутреннее человеческое «Я» — источник всех побед и поражений, радости и горя.

Для психолога было крайне важно изучить Эго и его адаптивные способности при возникновении разных эмоций: апатии, страха, агрессии.

Из-за развития у человека разных расстройств и кризисов психологического характера ученый искал и подбирал психологические методы, которые смогли бы эффективно помочь пациенту. Например, консультации с психологом, терапия, медикаменты, гипноз.

Рекомендуем: Идентификация — это

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Эриксон описал основные 8 возрастных этапов формирования личности, и это стало значительным вкладом в исследование психики человека. Это учение знакомо любому психологу-профессионалу.

Ученый пытался продемонстрировать то влияние культуры, которое она оказывает на этапы формирования индивида, и это послужило точкой опоры для многих исследователей, изучающих модели поведения личности, создающих оригинальные методы исследования вопросов психологии, которыми задаются люди сегодня.

Ученый изобрел собственную концепцию психологического развития личности и поделил его на восемь этапов, чем-то похожих на схему развития индивидуума у Фрейда. Эриксон только добавил три новых этапа формирования.

Эриксон писал, что все проявления нужно распознавать в рамках взаимосвязи биологии, поведения, восприятия и социума.

Теоретическая направленность учения Эриксона включает:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Анализ перемен, сопровождающих человека в течение всей жизни, начиная с самого детства.
  • Акцент на здоровом психическом состоянии людей, а не на патологическом.
  • Изучение Эго, определяющего самоидентичность и индивидуальность человека.
  • Связь клинических выводов с культурными и историческими явлениями.
  • Толкование стадий развития и формирования психики человека.
  • Создание методов помощи другим ученым и психологам.

Вклад в науку

Основная теория личности Эриксона объясняет существующие нормальные, адекватные состояния, а также поясняет патологические, нездоровые вариации возможных ситуаций. Доктрина этого исследователя — это учебное пособие для психологов, психотерапевтов и всех интересующихся вопросами психологии.

Идентичность — это центральное определение, по Эриксону. Идентичность личности — это совокупность черт или особенностей характера, помогающих человеку стать отличным от других членов общества, эти качества — «изюминка» личности.

Эго-идентичность — это присутствующее, но обманчивое ощущение целостности и независимости индивида, чувство постоянства и неизменчивости внутреннего Я.

Рекомендуем: Психология личности

Идентичность группы — ощущение принадлежности к какой-либо социальной группе. Эго-идентичность и групповая идентичность формируются и развиваются в течение всей жизни человека.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Эриксон выделил основную возрастную периодизацию развития и формирования личности:

1. Младенчество (базовое доверие или его отсутствие): протекает от рождения и до года малыша. На самом раннем этапе развития закладываются основы доверия и чувства защищенности благодаря материнской заботе. Если же мать отвергает ребенка и плохо о нем заботится, то в малыше формируются страх и недоверие.

2. Очень раннее детство (независимость или чувство стыда и сомнения): протекает от года до трех. Формируется фундамент для самостоятельности малыша, расширяется кругозор, ребенок постепенно учится контролировать себя. При слишком сильной опеке или, наоборот, неоправданных ожиданиях родственников в малыше зарождаются неуверенность, чувство стыда или сомнения.

3. Игровой период (инициативность или вина): длится от трех до шести лет. В этот возрастной период ребенок активно познает мир, приобретает новые навыки. Социум ждет от него активности, у него возникают обязанности по отношению к себе, иногда – к младшим детям или домашним питомцам. Родители, поощряющие любознательность ребенка, тем самым помогают ему стать независимым. А те, кто ограничивает, формируют в нем пассивность и вину.

4. Школьный возраст (трудолюбие или неполноценность): длится от шести до двенадцати лет. В этот период дети обучаются дисциплине, системности, приобщаются к работе, расширяют свои знания и опыт. Если не поддерживать ребенка, в нем может развиться чувство неполноценности и неуверенности перед друзьями.

Рекомендуем: Подробнее про возрастные кризисы

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

5. Юность/постепенное созревание (эго-идентичность или смещение социальных ролей): основная стадия, по мнению Эриксона. Это период становления основной положительной эго-идентичности. Будущее человека приобретает более четкие очертания и становится реально осуществимым. Подростки осваивают новые социальные роли, но при неудачном их освоении происходит ролевое смещение.

6. Молодость/зрелость (интимность или изоляция): длится примерно с двадцати до двадцати шести лет. Под интимностью подразумевается ощущение близости, которую мы проявляем по отношению к родным и дорогим людям. При неудачных попытках контактирования или налаживания взаимоотношений возникают одиночество и обособленность.

7. Зрелость (работоспособность/активность или инертность): длится до 64 лет. В этот возрастной период люди проявляют заботу о младшем поколении, пытаются быть полезными. При ощущении ненужности или отсутствии объекта заботы формируется инертность и пассивность.

8. Старость (эго-целостность или отчаяние): от 65 лет. Возникает ряд новых проблем: болезни, отсутствие сил, постоянная усталость, боль. Приходится привыкать к новому ментальному состоянию. Размышления о приближающейся смерти. Происходит анализ прошлых стадий жизни. В старости приходит подлинная мудрость и понимание происходящего.

Рекомендуем: Френсис Гальтон (биография)

Практически на каждом жизненном этапе индивид сталкивается с различными кризисами, которые, по мнению Эриксона, необходимо успешно преодолеть.

Эрик Эриксон и его книги внесли огромный вклад в развитие психологии. В них люди могут найти в краткой или полной формулировке ответы на многие жизненные вопросы.

Ученый всегда смотрел на происходящее с оптимизмом. Он верил в способность людей справиться со своими психологическими травмами или самостоятельно, или с помощью самогипноза, или вместе со специалистом. Концепции Эриксона являются противовесом пессимистичных взглядов многих классических психологов, в том числе фрейдистов. Автор: Дарья Сергеева

Все статьи Психолог 13 июн. 2017 1608 Эрик Хомбургер Эриксон (англ. Erik Homburger Erikson; 15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне — 12 мая 1994, Харвич, Массачусетс) В отношении Фрейда мы точно можем сказать про переживания: он встретил свою любовь очень рано, до восемнадцати лет и это было время, когда были недопустимы отношения физические и вне брака. И он как раз и попал в эту ситуацию фрустрации. И это была ситуация взаимной любви, но физический контакт был невозможен до того, как он не закончит образование, не начнет практиковать и не станет достаточно материально состоятельным, чтобы сделать предложение к семье. Это продолжалось около десяти лет: абсолютно платоническое отношение двух здоровых, влюбленных людей. И в результате – концепция, где роль телесных желаний играет такую роль в нашей жизни. Может быть сам Фрейд был в высшей степени фрустрирован? Это очень непротиворечиво ложится в нашу схему. И когда он пишет о формах защиты, этому можно верить, потому что вероятно, он тоже их использует. Сейчас мы обращаемся к человеку, у которого было все по-другому. Мы будем говорить об ученике Фрейда, Эрике Эриксоне. У него и в жизни все получилось по-другому и в результате рождается большое желание многое изменить в концепции своего учителя. С другим жизненным опытом, который человек получает. Эриксон это псевдоним. Раз он ученик Фрейда, он тоже живет в Австрии. Он обучается психоанализу у Фрейда, он полностью принимает его учение о структуре личности. Но его судьба не должна была сложиться так счастливо, как у Фрейда. На самом деле, фамилия у него Хамбургер или Гамбургер (Hamburger). Он еврей. И опять таки – ну и что, но это предвоенная Австрия и это начинается геноцид. И психотерапевт, к которому обращаются клиенты по доброй воле, у него не было бы практики в предвоенной Австрии. Опять таки, он – незаконнорожденный сын. Не то, чтобы он безотцовщина, но отец не признает его и не дает ему свою фамилию. Хамбургер это фамилия отчима. Мать таки выходит замуж и Эрик берет фамилию отчима. В то время не признан отцом – это серьезно. Его социальный статус получается недостаточно хорош для того, чтобы стать знаменитым психотерапевтом. Он очень удачно иммигрирует, перед самой войной в Америку и мы сейчас его знаем как американского психотерапевта, хотя родом он из Австрии. И все его профессиональное, высокое творчество проходило в Америке и это была послевоенная Америка. Другое время и другое место и достаточно оснований, чтобы по-другому увидеть проблему. Уже в Америке он берет псевдоним. И он говорящий: Эрик Эриксон: буквально – сын Эрика. Нет отца и он становится сам себе отцом. И буквально это звучит как: «Я сам себе отец, я сам себя сделал и сотворил!» Эрик работает в Америке психотерапевтом, там это в то время было что-то новенькое, этот подход был не очень известен и у него очень обширная практика. И его практика дает ему материал для того, чтобы ему усомниться во многих обстоятельствах, про которые говорил Фрейд. Да, он принимает трехчленную структуру личности, но природное начало у Фрейда (человеком движет стремление к телесному удовольствию) он подвергает сомнению. Почему так решил Фрейд? От чего больше всего страдают его пациенты? Вспомним предвоенную Австрию: человеку не дают быть самим собой, он уходит в болезнь и невроз. Послевоенная Америка – общество, где декларируют свободу и Эриксон в своей практике не встречает тех случаев, на которых он учился. В послевоенной Америке можно быть кем угодно. Терпимость абсолютная, принятие, открытость этого общества делают свое дело. Не страдают от жестких запретов и ограничений. Но пациенты все равно есть. Но страдают от другого. От чего же страдают пациенты Эриксона? Эриксон работает с несколькими категориями пациентов. И он и все дают ему очень непротиворечивую картину. Первая категория – пациенты, которые вернулись с войны. Чем же они страдают? Американская послевоенная художественная литература прекрасно это отражает. Эта проблема, который были лишены мы в своей культуре. У нас и фронт и тыл были в едином переживании. И когда война закончилась, не было никакого барьера между этими людьми, они были едины в своем переживании. В Америке летчики и моряки уезжали на войну. Что происходит с человеком, когда он видит смерть каждый день? Меняется его мировоззрение. Меняется его система ценностей. Меняется понимание того, что в жизни важно, а что не важно. Война и смерть очень сильно меняет восприятие человека. Он возвращается с войны и попадает в мирную жизнь. С ними не произошло тех перемен, которые случились с военнослужащими. Эти люди, которые вернулись с войны, не понимают, как так можно жить. Они перестали понимать этих людей потому что сами изменились. И мы видим появляющуюся отчужденность, которая вызвана не тем, что их отвергают не приемлют, а они сами не могут войти в этот социум на тех условиях, которые им предложены. То есть проблема в том, что я живу среди людей, но я одинок. Я их н понимаю, я не могу жить их ценностями. Это тяжелый синдром, сейчас он хорошо известен. И сейчас, конечно, происходит реабилитация и восстановительная работа с военнослужащими. Вторая категория – коренное население Америки – индейцы. Это конечно уже не было время резервации и юридическое пространство было общим. Но все равно, отношение к индейцам было не таким, чтобы они почувствовали себя равными, это люди второго сорта и их переживания – тоже переживание этого одиночества, они не могли почувствовать единство и близость с этими людьми потому что это другие люди. Еще одна категория очень интересная категория – старики. У нас до сих пор это одно из больших белых пятен. В нашей стране работа со стариками до сих пор не ведется. Когда читаешь Эриксона, а это 50е годы прошлого века, думаешь, Боже мой, у них в 50х годах старики ходили к психотерапевту. Нашим старикам это пока что и не снилось. У нас есть квалифицированная психологическая помощь только в медицинских учреждениях. Понятно, что надо делать, но чтобы это дошло просто до стариков которые живут в семьях, нужно еще очень много времени. В Америке это уже началось тогда. Эриксон работает со стариками и опять – какое переживание? Самое острое переживание старости – одиночество? Это переживания человека, у которого социальные контакты все более и более обедняются. Дети выросли, с работы ушел, дружеские контакты становятся все менее интенсивными. И получается, что этот пожилой человек начинает вокруг себя ощущать вакуум. Он ходит на улицу, в магазин, но ощущает этот вакуум и одиночество. Потому что интенсивность этих связей гораздо меньше, чем в период расцвета. Итак, мы видим очень разные категории, но одно и тоже переживание. Эриксон в результате обобщает, он говорит, что человек страдает больше всего не оттого, что он не может в полной мере получить телесные удовольствия, больше всего он страдает будучи оторванным от социума, от других людей. Самое тяжелое переживание человека – переживание одиночества, некоторого вакуума и социальной изоляции. В результате Эриксон говорит о том, что природное начало, это не стремление к телесному удовольствию, а стремление к групповой идентичности. Групповая идентичность – стремление ощутить единство, включенность, принятие со стороны социальных групп. А человек получается, по Эриксону, изначально природно-социален, в нем изначально заложено стремление к другим людям. Человек, по Эриксону – социальное существо, а эта потребность является мощнейшим двигателем поведения и развития человека. Стремление едино, а социальные группы постоянно меняются: маленький ребенок хочет почувствовать себя членом семьи, единство и сплоченность в семейном кругу, потом у него получается дружеская компания и он хочет почувствовать себя членом дружеской компании, потом у него появляются идеалы и он хочет почувствовать себя членом более широкого социального сообщества (музыкальная группа, культурные вещи) и наконец, профессиональное сообщество, – человек приобретает профессию, исходя из желания включиться в профессиональную группу. И так далее. Если искать какие-то другие социальные группы – можно развиватсья дальше. Если успокоиться – на этом и остановитесь. Итак, двигателем поведения и развития является стремление к групповой идентичности. Одним махом, он избавляется от антагонизма. Человек хочет включиться в социум, а социум не против. Социальные группы открыты и готовы пополниться новыми членами. Но, если мы все таки говорим о группе, то есть некотором ограниченном пространстве, то социальная группа всегда имеет внутренние нормы, которым должен подчиняться человек, если он пришел в эту группу. Хочешь быть членом нашей компании? Ради бога, никто не против. И дальше выставляется система требований. Еще одна важная, может быть чуть более тонкая замена. Запрет, о котором мы говорили у Фрейда, что это значит? Это значит, что человек, у которого есть какие-то стремления и он постоянно встречается с этим ограничением. Запрет это то, что ограничивает активность. Очень трудно говорить о развитии, когда стратегия ограничительная. А что такое требование? Требование это то, что побуждает к развитию. Социальная группа, принимая новых членов, выдвигает им систему требований, то есть: «Я должен соответствовать». Это побуждает активность. И о развитии говорить в этом смысле гораздо легче. Эриксон использует категорию «задача развития». Он говорит о том, что задачи развития приходят к человеку извне, из тех социальных сообществ и групп, в которые человек хочет включиться. Вот почти мы и поняли механизм развития: «Я хочу принадлежать этой группе, но чтобы меня приняли, я должен соответствовать каким-то требованиям этой группы. Значит, я должен соответствовать, я должен совершенствоваться и могу я не совершенствоваться? Не очень то могу, ведь я хочу, чтобы меня приняли в эту группу. Это моя природная потребность.» Человек в этом несвободен. Что побуждает его развиваться? Это стремление быть принятым. Никакого антагонизма, никакой борьбы, очень гармоничная картина, похожая на правду. Дальше: человек принимается за решение задачи развития. Эта задача развития пришла извне, но решает ее человек. Нет никакой предопределенности в том, какую задачу решает человек. Потому что он может по-разному ее решать. У нас наконец то появляется тот субъект, которого очень не хватало:

  • Что от наследственности? – Влечение к групповой идентичности.
  • Что от социума? – Задача развития.
  • А что от человека? – То, как он будет эту задачу развития решать.

Эриксон говорит о свободе выбора, которая есть у человека. Он говорит, что в любых обстоятельствах, с какими не встретился бы человек, он все равно делает свой выбор. Он может долгое время определяться в своей позиции. И этот выбор один за другим (выборов то много, так как задач развития тоже много) и формируют тот жизненный путь, который проходит человек. Никакой генетической предопределенности и никакой предопределенности социальной детерминации, что надо выйти замуж в 25 лет, значит быстро ты должен это сделать. Человек решает, будет он это делать или нет, несмотря на то, что задача такая стоит, он сам решает, насколько ему это важно. Получается, что человек постоянно вовлечен в эту работу и это состояние, когда нужно определиться, он называет психосоциальным кризисом. Но человек то принимает решение. И каждый принимает свое. Что мы имеем в конце жизненного пути? Работая со стариками, Эриксон говорит о том, что это старость – это один из итогов жизненного пути. Он говорит о том, что старость – очень разная. И буквально описывает феномен несчастной старости, но и феномен счастливой старости. Он говорит о том, что старость это период, когда можно быть очень счастливым человеком. Один человек может ощущать себя одиноким, покинутым, что он воспитал таких детей, что бросили его. Но есть и другие старики и вокруг себя мы их также видим: у них нет этого переживания: да, старость не радость, но необязательно, что человек будет чувствовать вакуум. Может быть это будет очень насыщенным периодом его жизни и у него не будет этих переживаний. Портрет счастливой и несчастной старости у Эриксона сложился эмпирически. И вот большой вопрос, а как же это так, почему это одним посчастливилось такую старость, а другим – другую? Что тут можно сказать? Позиция Эриксона – каждый выбирает сам. Старость становится тем итогом жизненного пути, к которому человек идет сам. Никогда старость не является причиной обстоятельств. У Эриксона роль субъекта очень велика. Человек – творец своей жизни и не на кого пенять. Эриксон говорит о том, что человек в силах делать выбор даже в очень сложных жизненных обстоятельствах. Поскольку речь идет и о старости тоже, Эриксон не завершает свою периодизацию в 18 лет. Конечно же, как это так, личностное развитие и закончится в 18 лет. Эриксон считает, что личностное развитие может продолжаться до последних дней жизни. И он предлагает нам этот путь, по которому все пройдут. Человек может в любой момент остановиться в своем развитии. А может и не остановиться. И предлагает целый ряд задач развития, которые поднимают любого человека на совершенно иной уровень. Человек делает выбор, это его воля, но в результате этого выбора, человек приобретает те или иные личностные качества. Но почему мы тогда все так не похожи друг на друга? Потому что множественные выборы, которые делает человек. Эриксон говорит о потребности социальной, стремлении к людям, но также как и Фрейд, он считает, что этих потребностей две. У Фрейда не только Эрос, но еще и Танатос – две стороны одной медали. У Эриксона этих сторон также две и вторая очень гармонично дополняет первую. Он говорит о том, что наряду со стремлением к групповой идентичности, есть еще одно стремление – стремление к эго-идентичности. Идентичность это тождественность и значит быть самим собой. С одной стороны, я хочу быть членом социальной группы, но на каких условиях? Это отождествление, это потеря индивидуальности? Нет. Принадлежность к группе не исключает проявления собственной индивидуальности.

Похожие статьи

Антон

Как сохранить семью и когда это невозможно сделать?

Елена

Умри, но сделай!

Антон

Одиночество. Почему оно и что с ним делать?

Новые статьи

Анастасия

А действительно ли вы “в отношениях” или это просто ухаживания знакомого парня?

Павел

Почему важно любить себя и как этому научиться

Светлана

Как принять себя меняющегося?

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий