Эйтор Вилла-Лобос – ярчайший представитель музыкальной культуры Бразилии – Бразильская национальная музыкальная культура

Эйтор Вила Лобос (1887-1959) по праву считается одним из ярчайших представителей бразильской национальной музыкальной культуры. Его значение для мирового искусства связано с открытием бразильского фольклора и соединением его с классической европейской музыкальной традицией, своего рода «открытие» Бразилии для Европы. В своих сочинениях композитор  сумел воссоздать обобщенный колоритный и поэтичный образ своей страны.

Творческое наследие Вила-Лобоса  огромно. Им написано 9 опер, 15 балетов, 20 симфоний, 18 симфонических поэм, 9 концертов, 17 струнных квартетов; 14 «Шорос» (1920-29), «Бразильские бахианы» (1944) для инструментальных ансамблей, множество хоров, песен, произведения для детей, обработки фольклорного материала – всего свыше тысячи самых разнообразных сочинений. Исследователи насчитывают около 1500, так как ряд его произведений по-прежнему остаются неопубликованными и не каталогизированы. Одним из лучших его творений считается цикл «Бразильские бахианы», в котором необычайно органично переплетаются национально-бразильская музыкальная основа и классическая форма европейского искусства.

Интерес к творчеству Э. Вила-Лобоса проявили не так много отечественных исследователей. В основном, материалы об этом композиторе, сведения из биографии, документы и анализы сочинений содержатся в работах европейских исследователей, особенно «земляков» Вила Лобоса – бразильских исследователей.  Уже «классикой» стал труд Васко Мариза «Эйтор Вила Лобос. Жизнь и творчество». Также ценной является большая статья П.А. Пичугина «Эйтор Вилла-Лобос и бразильская национальная музыкальная культура», которая содержит выдержки из исследований иностранных авторов и дает представление об Э. Вила Лобосе в широком культурном контексте.  В 1983 году была защищена диссертация Федотовой В.Н. «Творчество Эйтора Вила-Лобоса как представителя бразильской музыкальной культуры» (Государственный институт искусствознания, Москва).

Творчество Вила Лобоса неоднородно по стилю, на протяжении творческого пути  композитор испытывал влияние различных направлений и стилей, однако самое сильное влияние на его музыку оказал импрессионизм. В лучших сочинениях передан национальный колорит через претворение ладовых, гармонических, ритмических, жанровых особенностей бразильского фольклора. Сам композитор говорил о себе: «Я не фольклорист. Фольклор меня не заботит. Моя музыка такая, какая есть, ибо именно так я ее чувствую. Я не охочусь за темами. Я пишу свои произведения как чистую музыку. Я отдаюсь на волю своего темперамента. Мою музыку находят слишком бразильской! Это прежде всего потому, что она отражает бразильское мироощущение. Это есть и мое мироощущение; у меня не могло бы быть иного… Почти все мои музыкальные темы — моего собственного сочинения»  . Сочинения Вила Лобоса еще при его жизни завоевали широкую популярность не только в его родной Бразилии, но и за ее границами.       

Кратко обозначим основные события жизненного и творческого пути этого Э. Вила Лобоса.     

Отец композитора был широко образованным человеком и  привил сыну любовь к музыке, давая ему базовые уроки игры на кларнете и виолончели. Начальное музыкальное  образование  Эйтор получил, посещая музыкальные классы в колледже св. Петра в Рио-де-Жанейро, а затем продолжил обучение в Национальном музыкальном институте. Однако полного законченного музыкального образования Вила Лобосу так и не удалось получить, так как ему рано пришлось задуматься о заработке в связи с тяжелым финансовым положением его семьи. После смерти отца Вила Лобос зарабатывал на жизнь, работая аккомпаниатором в немом кинотеатре, играл в уличных оркестрах, а затем был скрипачом в оперном театре.

Музыкальное будущее его было предопределено. Еще в детстве Вила Лобос много общался с народными музыкантами, играя в небольших уличных ансамблях – шоро. Благодаря этому у него проявился глубокий интерес к национальному фольклору, который он впоследствии перенес в свою музыку. С целью сбора и изучения музыкального фольклора, народных обрядов, сказок, легенд Вила-Лобос принял участие в фольклорной экспедиции в 1904-1905 гг., а затем в 1910-1912 гг.

Влияние бразильской народной музыки отчетливо сказалось на первом крупном произведении Вила-Лобоса  – «Песни сертана» для камерного оркестра (1909). Знаменательным для музыканта стало знакомство с композитором Д. Мийо и пианистом Артуром Рубинштейном. С Рубинштейном Вила Лобоса связывала многолетняя творческая дружба, для этого пианиста композитор сочинил целый ряд фортепианных сочинений («Грубая поэма», некоторые номера из первой сюиты «Семья малыша»).

В 1912 году Вила Лобос взял в жены пианистку Лусилию Гимараинш, которая стала его спутницей на всю дальнейшую жизнь. В этот же период он сознательно начал свою композиторскую карьеру. В 1913 году были опубликованы его первые сочинения.

В 1923 году Вила-Лобос переехал на восемь лет в Париж, где общался с выдающимися музыкантами-современниками: М. Равелем, М. Де Фальей, В. д’Энди, С. Прокофьевым. К этому времени Вила-Лобос был уже сформировавшимся композитором с ярким самобытным стилем, его произведения уже получили широкую известность не только в Бразилии, но и в Европе. В Париже был завершен огромный инструментальный цикл «Шорос», отразивший авторское преломление  национального бразильского фольклора. Также в этот период появились такие сочинения как третья сюита цикла «Семья малыша», фортепианный цикл «Сиранды» (1926).

В начале 30-х годов Вила Лобос вернулся в Бразилию и начал активно развивать музыкальную культуру страны. Он давал концерты как дирижер в городах и провинциях, пропагандировал национальное искусство. Слава и признание пришли к Вила Лобосу еще при жизни. Также он  работал по поручению правительства над организацией музыкального образования. Национальная консерватория, десятки музыкальных школ и хоровых коллективов – результат огромной работы Вила Лобоса.  Созданное им учебное пособие «Практическое руководство для изучения фольклора» считается энциклопедией музыкально-поэтического фольклора Бразилии, в нем собраны песни на два-три голоса a cappella или в сопровождении фортепиано. В 1945 году по инициативе Вила Лобоса в 1945 году в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки, которую композитор возглавлял до последних дней жизни.                                                          

Жизнь Эйтора Вила Лобоса была по-бразильски пестрой и насыщенной, его деятельность отличалась большим размахом: композитор, дирижер, педагог, исследователь-фольклорист, музыкальный критик и писатель, администратор, на протяжении многих лет возглавлявшего ведущие музыкальные учреждения страны (среди которых немало созданных по его инициативе и при его личном участии), член правительства по вопросам народного образования, делегат Бразильского национального комитета ЮНЕСКО, деятель Международного музыкального совета. По словам исследователя П. Казальса, Вила Лобос стал «величайшей гордостью страны, которая его породила». Крупнейший зал Национального театра в Рио-де-Жанейро носит имя этого выдающегося музыканта.

Heitor Villa-Lobos

Дата рождения 05.03.1887 Дата смерти 17.11.1959 Профессия композитор, дирижёр, педагог Страна Бразилия

Вила Лобос остается одной из великих фигур современной ему музыки и величайшей гордостью страны, которая его породила. П. Казальс

image

Бразильский композитор, дирижер, фольклорист, педагог и музыкально-общественный деятель Э. Вила Лобос принадлежит к числу крупнейших и самобытнейших композиторов XX в. «Вила Лобос создал национальную бразильскую музыку, он пробудил у современников страстный интерес к фольклору и заложил крепкий фундамент, на котором молодые бразильские композиторы должны были воздвигнуть величественный Храм», — пишет В. Мариз.

Первые музыкальные впечатления будущий композитор получил от отца, страстного меломана и неплохого виолончелиста-любителя. Он научил юного Эйтора нотной грамоте и игре на виолончели. Затем будущий композитор самостоятельно овладел несколькими оркестровыми инструментами С 16 лет Вила Лобос начал жизнь странствующего музыканта. Один или с группой бродячих артистов, с неизменной спутницей — гитарой, он путешествовал по стране, играл в ресторанах и кино, изучал народный быт, обычаи, собирал и записывал народные песни и наигрыши. Вот почему среди великого множества сочинений композитора значительное место занимают обработанные им народные песни и танцы.

Не имея возможности получить образование в музыкальном учебном заведении, не встречая поддержки своим музыкальным устремлениям в семье, Вила Лобос овладел основами профессионального композиторского мастерства главным образом благодаря огромному дарованию, упорству, целеустремленности, да еще недолгим занятиям с Ф. Брагой и Э. Освальдом.

Большую роль в жизни и творчестве Вила Лобоса сыграл Париж. Здесь с 1923 г он совершенствовался как композитор. Встречи с M Равелем, M де Фальей, С. Прокофьевым и другими видными музыкантами оказали определенное влияние на формирование творческой индивидуальности композитора. В 20-е гг. он много сочиняет, концертирует, обязательно выступая каждый сезон на родине как дирижер с исполнением собственных сочинений и произведений современных европейских композиторов.

Вила Лобос был крупнейшим музыкально-общественным деятелем Бразилии, всемерно способствовал развитию ее музыкальной культуры. С 1931 г. композитор стал правительственным уполномоченным по вопросам музыкального образования. Во многих городах страны он основал музыкальные школы и хоровые коллективы, разработал продуманную систему музыкального воспитания детей, в которой большое место было отведено хоровому пению. Позже Вила Лобос организовал Национальную консерваторию хорового пения (1942). По его же инициативе в 1945 г. в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки, которую композитор возглавлял до конца своих дней. Вила Лобос внес существенный вклад в изучение музыкально-поэтического фольклора Бразилии, создав шеститомное «Практическое руководство для изучения фольклора», имеющее поистине энциклопедическое значение.

Композитор работал почти во всех музыкальных жанрах — от оперы до музыки для детей. В огромном наследии Вила Лобоса, насчитывающем свыше 1000 произведений, представлены симфонии (12), симфонические поэмы и сюиты, оперы, балеты, инструментальные концерты, квартеты (17), фортепианные пьесы, романсы и др. В своем творчестве он прошел через ряд увлечений и влияний, среди которых особенно сильным было воздействие импрессионизма. Однако лучшие сочинения композитора носят ярко выраженный национальный характер. В них обобщены типичные черты бразильского народного искусства: ладовые, гармонические, жанровые; часто основой его произведений становятся популярные народные песни и танцы.

Среди многих сочинений Вила Лобоса особого внимания заслуживают «14 Шоро» (1920-29) и цикл «Бразильские бахианы» (1930-44). «Шоро», по словам композитора, «представляет собой новую форму музыкальной композиции, синтезирующей различные типы бразильской, негритянской и индейской музыки, отражающей ритмическое и жанровое своеобразие народного искусства». Вила Лобос воплотил здесь не только форму народного музицирования, но и состав исполнителей. В сущности, «14 Шоро» — это своеобразная музыкальная картина Бразилии, в которой воссозданы типы народных песен и танцев, звучание народных инструментов. Цикл «Бразильские бахианы» принадлежит к числу наиболее популярных произведений Вила Лобоса. Оригинальность замысла всех 9 сюит этого цикла, вдохновленного чувством преклонения перед гением И. С. Баха, заключается в том, что в нем нет стилизации музыки великого немецкого композитора. Это типичная бразильская музыка, одно из ярких проявлений национального стиля.

Произведения композитора еще при его жизни приобрели широкую популярность в Бразилии и за ее пределами. В наши дни на родине композитора систематически проходит конкурс, носящий его имя. Это музыкальное событие, становясь подлинным национальным праздником, привлекает музыкантов-исполнителей из многих стран мира.

И. Ветлицына

реклама

вам может быть интересно

Лоренцо Перози Композиторы Ахим Фрайер Театральные деятели

Публикации

Духовная музыка двух континентов 23.11.2013 в 20:19

Эйтор Вила Лобос родился в 1887 году, в Рио-де-Жанейро. Его отец был страстным меломаном и к тому же неплохим виолончелистом-любителем. Он научил юного Эйтора не только нотной грамоте, но и игре на многих музыкальных инструментах, что впоследствии очень пригодилось композитору. Рано лишившись отца и не встретив поддержки у матери, Эйтор в шестнадцать лет покинул родительский дом. Так начались «музыкальные университеты» Вила Лобоса, которые дали ему, вероятно, больше, нежели полный консерваторский курс сочинения. С неизменной гитарой за плечами, один или с группой бродячих музыкантов, он скитался по стране, играл в ресторанах и кино. Именно тогда он породнился с народом Бразилии, приблизился к самым истокам его музыкального творчества. Вот почему среди великого множества сочинений композитора (по некоторым сведениям, их более двух тысяч!) значительное место занимают собранные и обработанные им народные песни и танцы.

Вила Лобос творил почти во всех музыкальных жанрах (оперы, оперетта, симфонии и симфонические поэмы, балеты и различные камерные сочинения, песни, романсы, хоры, инструментальные концерты, музыка для детей). Его творчество прошло через ряд увлечений и влияний, но в лучших опусах композитор оставался подлинным бразильским художником. Это выразилось прежде всего в истинно национальном характере музыки Вила Лобоса. В этом смысле среди его многих замечательных произведений следует выделить две серии пьес под общим названием «Шоро» и «Бразильские бахианы», в которых неистощимая мелодическая фантазия великолепно сочетается с колоритной и тонкой 4 инструментовкой. «Шоро», по словам композитора, «представляет собой новую форму музыкальной композиции, синтезирующей различные типы бразильской, негритянской и индейской музыки, отражающей ритмическое и жанровое своеобразие народного искусства». Вила Лобос широко и свободно использовал не только самую ферму народного музицирования, но и состав исполнителей в этих пьесах.

Так, «Шоро» № 1 написано для соло гитары, № 8 — для оркестра и двух фортепиано, одно из которых солирует, а другое используется в качестве ударного инструмента. Все «Шоро» вместе подобны музыкальному памятнику бразильскому национальному духу и характеру, здесь воссозданы тапы и образы народных песен и танцев, звучание народных инструментов. «Бразильские бахианы» состоят из девяти сюит, каждая из которых, как и пьеса «Шоро», предназначены для разных исполнителей — например, «Бахиана» № 3 — для фортепиано и оркестра, № 5 — для сопрано и ансамбля виолончелей, № 9 — для шести голосного смешанного хора. В названии сюит угадывается дань восхищения величайшим немецким мастером, от Баха — щедрая полифоническая фактура. Вила Лобос сохраняет и формы, присущие баховским сюитам (прелюдия, хорал, фуга, жига, ария), но к ним он добавляет жанровые определения, целиком основанные на национальном характере музыки (ария из «Бахианы» № 2 — «Песня нашего края», хорал из «Бахианы» № 4 — «Песня сертано», жига, токката и фуга из «Бахианы» № 7 получили соответственно такие авторские подзаголовки — «Кадриль из глубин Бразилии’, «Музыкальное соревнование» и «Беседа»).

«Бразильские бахианы» — одно из самых национальных по идейному содержанию и его воплощению сочинений композитора. Повсеместная неустанная популяризация бразильской музыки стала жизненным кредо Вила Лoбоса в течение всего его артистического пути. Это были и авторские концерты, и концерты, в которых он дирижировал произведениями своих соотечественников. Важным событием в истории культуры страны была организация в 1945 году Бразильской музыкальной академии, первым президентом которой стал Вила Лобос. Музыкально-общественная деятельность композитора была весьма активной. В разное время он был дирижером и фольклористом, возглавлял музыкальные организации Бразилии и был ее делегатом в национальном комитете ЮНЕСКО. Вила Лобос был и ученым, ибо созданная им хоровая антология для детских музыкальных школ («Практическое руководство») оказалось своего рода энциклопедией бразильской народной музыки и поэзии. Командор ордена Почетного легиона Франции, почетный член академии «Санта Чечилия» в Риме — этими и многими другими высокими званиями и наградами отмечены заслуги Вила Лобоса. Он пользовался глубоким расположением всемирно прославленных музыкантов.

По словам Л. Сгоковского, «Эйтор Вила Лобос был одним из величайших композиторов 20 века, потому что он сумел отразить в своей музыке самые разнообразные стороны жизни своей родной Бразилии. К тому же музыка его понятна народам всех стран, так как она общедоступна». По определению Пабло Казальса, «Вила Лобос остается одной из великих фигур современной музыки и величайшей гордостью страны, которая его породила». Э. В. Лобос ушел из жизни в 1959 году.

Толкование

Вилла-Лобос, Эйтор
Эйто́р Ви́лла-Ло́бос
Вилла-Лобос, Эйтор
Основная информация
Имя при рождении

порт. Heitor Villa-Lobos

Дата рождения

5 марта 1887(1887-03-05)

Место рождения

Рио-де-Жанейро

Дата смерти

17 ноября 1959(1959-11-17) (72 года)

Эйто́р Ви́лла-Ло́бос (порт. Heitor Villa-Lobos; 5 марта 1887, Рио-де-Жанейро — 17 ноября 1959) — бразильский композитор, возможно, самый известный представитель классической музыки из уроженцев Латинской Америки. Автор множества произведений для оркестра, камерного, инструментального и вокального исполнения. В своих произведениях соединял традиции бразильской народной музыки с мотивами европейской классики и джаза.

Биография

Родился в Рио-де-Жанейро 5 марта 1887 года. Обучался в консерватории, где весь учебный курс целиком основывался на европейской традиции, однако затем бросил учёбу и знакомился с музыкой «напрямую», благодаря музыкальным встречам в доме отца. После его смерти зарабатывал на жизнь, выступая аккомпаниатором в немом кино, а также играя в уличных оркестрах. Позднее стал скрипачом в оперном театре.

В 1912 году женился на пианистке Лусилии Гимараинш (Lucília Guimarães) и начал карьеру композитора. Впервые его произведения были опубликованы в 1913. Некоторые из своих новых произведений он впервые представил на публике во время своих оркестровых выступлений с 1915 по 1921. В этих произведениях ещё заметен «кризис идентичности», попытка выбора между европейскими и бразильскими традициями. Позднее он всё больше опирается на последние.

Основные произведения

  • Foresta do Amazonas (симфоническая версия музыки к фильму Мела Феррера «Зелёные поместья», 1959)
  • Bachlas Braslleras
  • Cello Sonata No. 2
  • Piano Trio No. 2
  • Compositions for Winds
  • Concertos pour harpe et orchestre
  • Das Gesamtwerk fur Gitarre solo
  • Discovery of Brazil, Suites Nos. 1 – 4
  • Guitar Concerto Etudes Preludes
  • Instrumental and Orchestral Works
  • Rudepoema Dancas
  • Symphony No. 6 Ruda
  • The 5 Piano Concertos-Ortiz
  • Ciranda das sete notas для фагота и струнного оркестра
  • Бразильские бахианы, шоросы, музыка для гитары соло. Одно из самых известных и хрестоматийных его произведений — ария из «Бразильской бахианы» №5.
  • Собрание сочинений для виолончели и ф-но

Литература

  • Федотова В. Творчество Эйтора Вила Лобоса и бразильская народная музыка // Искусство стран Латинской Америки. М.: Наука, 1986. С.106-127.
  • Appleby, David P. 1988. Heitor Villa-Lobos: A Bio-Bibliography. New York: Greenwood Press. ISBN 0-313-25346-3

Интересный факт

В Национальном театре в столице Бразилии крупнейший зал назван в честь Вилла-Лобос.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое “Вилла-Лобос, Эйтор” в других словарях:

  • Вилла-Лобос Эйтор — Вилла Лобос, Эйтор Эйтор Вилла Лобос (порт. Heitor Villa Lobos; 5 марта 1887, Рио де Жанейро  17 ноября 1959)  бразильский композитор, возможно, самый известный представитель классической музыки из рождённых в Латинской Америке. Автор множества… …   Википедия

  • Вилла Лобос, Эйтор — Эйтор Вилла Лобос (порт. Heitor Villa Lobos; 5 марта 1887, Рио де Жанейро  17 ноября 1959)  бразильский композитор, возможно, самый известный представитель классической музыки из рождённых в Латинской Америке. Автор множества произведений для… …   Википедия

  • Эйтор Вилла Лобос — Вилла Лобос, Эйтор Эйтор Вилла Лобос (порт. Heitor Villa Lobos; 5 марта 1887, Рио де Жанейро  17 ноября 1959)  бразильский композитор, возможно, самый известный представитель классической музыки из уроженцев Латинской Америки. Автор множества… …   Википедия

  • Эйтор Вилла-Лобос — Вилла Лобос, Эйтор Эйтор Вилла Лобос (порт. Heitor Villa Lobos; 5 марта 1887, Рио де Жанейро  17 ноября 1959)  бразильский композитор, возможно, самый известный представитель классической музыки из уроженцев Латинской Америки. Автор множества… …   Википедия

  • Вилла-Лобос — Вилла Лобос, Эйтор Вилла Лобос, Эйтор Эйтор Вилла Лобос (порт. Heitor Villa Lobos; 5 марта 1887, Рио де Жанейро  17 ноября 1959)  бразильский композитор, возможно, самый изве …   Википедия

  • Вилла-Лобос Э. — Вилла Лобос, Эйтор Эйтор Вилла Лобос (порт. Heitor Villa Lobos; 5 марта 1887, Рио де Жанейро  17 ноября 1959)  бразильский композитор, возможно, самый известный представитель классической музыки из рождённых в Латинской Америке. Автор множества… …   Википедия

  • Вила Лобос, Эйтор — Вилла Лобос, Эйтор Эйтор Вилла Лобос (порт. Heitor Villa Lobos; 5 марта 1887, Рио де Жанейро  17 ноября 1959)  бразильский композитор, возможно, самый известный представитель классической музыки из рождённых в Латинской Америке. Автор множества… …   Википедия

  • Вила Лобос Эйтор — Э. Вила Лобос. Вила Лобос Эйтор (Villa Lobos) (1887 1959), бразильский композитор, дирижёр, фольклорист, педагог и музыкальный общественный деятель. Глава национального направления, В. Л. оказал заметное влияние на формирование профессиональной… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Вила Лобос Эйтор — Вила Лобос (Villa Lobos) Эйтор (5.3.1887, Рио де Жанейро, ‒ 17.11.1959, там же), бразильский композитор, дирижёр, фольклорист, педагог, музыкально общественный деятель. В детстве не получил систематического музыкального образования. Впоследствии… …   Большая советская энциклопедия

  • Вила лобос Э. — ВИ́ЛА ЛÓБОС (Villa Lobos) Эйтор (5.3.1887, Рио де Жанейро, – 17.11.1959, там же), браз. композитор, дирижёр, фольклорист. Учился у Ф. Браги и Э. Освальда. С 1923 совершенствовался в Париже. Испытал влияние франц. импрессионистов,… …   Балет. Энциклопедия

“Вилла-Лобос останется одной из великих фигур современной ему музыки и величайшей гордостью страны, которая его породила”. Это мнение Пабло Казальса о бразильском композиторе Эйторе Вилла-Лобосе (1887—1959) разделяли многие выдающиеся музыканты XX века; среди которых были Шарль Мюнш и Леопольд Стоковский. Основоположник бразильской национальной музыки, автор “Шоро” и “Бразильских бахиан”, симфоний и опер, камерных сочинений и балетов, фольклорист и дирижер, инициатор учреждения и первый президент Бразильской музыкальной академии, — всем этим далеко не исчерпывается значение Вилла-Лобоса в мировой культуре. Основа его творческой деятельности — блестящее знание очень сложного по составу бразильского фольклора (где слились элементы индейской, африканской, испано-португальской и других европейских музыкальных культур) и осознанный выбор национального направления. Вилла-Лобос в лучших своих произведениях дал обобщенный и поэтичный образ Бразилии, не впадая в экзотику и избежав элементарного национализма. Вместе с тем творчество его — колоритное, оригинальное — обладает огромной силой художественного воздействия. “Пробой пера” семнадцатилетнего Эйтора была пьеса для гитары, В 1908 году для гитары же написана “Бразильская сюита”, в 1920 — “Шоро № I», в 1939—Прелюдии, в 1951—Концерт, посвященный А. Сеговии, другие пьесы. Два цикла — “5 прелюдий” и “12 этюдов” — для гитары соло представляют собой замечательный вклад Вилла-Лобоса в мировую гитарную литературу. Вероятно, потому, что для Бразилии гитара — традиционно народный инструмент, Вилла-Лобос избегает в них откровенно национальной окраски. Напротив, здесь ощущается “универсалистская” ориентация, что отразилось даже в названиях, достаточно абстрактных для Вилла-Лобоса последовательно программного композитора. И если в “Прелюдиях” бразильское начало уже представлено в обобщенно-романтическом стиле, то “Этюды”, значение которых выходит далеко за чисто академические рамки и которые являются произведениями трансцендентной технической сложности, еще больше подчеркивают статус гитары как общенационального концертного инструмента. Подробнее см. в статье Пичугин П.А. «Эйтор Вилла Лобос и бразильская национальная музыкальная культура» / стр. 101-122 в сборнике «Культура Бразилии»/, М., Наука, 1981. Список литературы Рецензия Г. Машинской к грампластинке с записью Н.Комолятова Нужна помощь в написании доклада? image Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно. Заказать доклад Музыкальный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990. Josef Powrozniak «Gitarren-Lexikon». Verlag Neue Musik, Berlin 1988. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ru68guit.km.ru/

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий