Эхо Москвы, программа Майи Пешковой «Непрошедшее время»: Он был замечательным поэтом. К 90-летию со

Майя Лазаревна Пешкова
image
Дата рождения 22 сентября 1946(1946-09-22)
Место рождения
Род деятельности радиожурналист, химик, литературный критик
Награды и премии Книжный червь (2018)

Ма́йя Ла́заревна Пешко́ва (урождённая Давидо́вич; 22 сентября 1946, Сороки, Молдавская ССР — 23 октября 2021, Москва, Россия) — российская журналистка, литературный критик, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»[1].

Биография

Ранние годы

Родилась 22 сентября 1946 года в Сороках в семье продавца хлебного магазина, участника Великой Отечественной войны Лейзера Давидовича Давидовича (1901—1979)[2] и кассирши-приёмщицы в обувной мастерской Этли Гершовны Давидович (1907—1981)[3]. В семье был также старший брат Рувен Лейзерович Давидович (род. 1930), доктор химических наук, профессор и заведующий лабораторией химии редких металлов, главный научный сотрудник Института химии Дальневосточного отделения РАН (Владивосток)[4][5][6]. Окончила школу с серебряной медалью, а также химический факультет Кишинёвского государственного университета[7].

Работа и творческая деятельность

Трудовую деятельность начала с 17 лет, занималась переводами математической литературы с английского языка, позже синхронными переводами с идиша[8]. С начала 1970-х по начало 1990-х трудилась в Институте общей и неорганической химии имени Н. С. Курнакова.

Во второй половине 1980-х получила второе высшее образование — полиграфическое. В 1992 году поступила на радиостанцию «Эхо Москвы»: являлась автором программ «Непрошедшее время» (о людях и событиях минувших дней), «Книжное казино» (о книжных новинках), «Детская площадка», «Титульный лист», «Книги и вокруг». В соавторстве с Юрием Буслаевым выпустила пластинку «Серебряные дребезги» о жизни и творчестве М. И. Цветаевой. Последний эфир на «Эхе» провела 12 сентября 2021 года.

Смерть

Скончалась 23 октября 2021 года в Москве от последствий заболевания COVID-19[9]. Похоронена в Балашихе 27 октября[10].

Награды и звания

  • Серебряная медаль Александра Блока (2006)
  • Благодарность Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (2007)[11]
  • Премия имени Артёма Боровика в номинации «Радио» (2010)[12][13]
  • Премия «Книжный червь» (2018)

Библиография

  • Майя Пешкова. Непрошедшее время. — Москва: Издательство АСТ, 2018. — 286 с. — ISBN 978-5-17-108907-8. Архивная копия от 23 октября 2021 на Wayback Machine

Примечания

  1. Майя Лазаревна Пешкова (неопр.). Издательство Вита Нова. Дата обращения: 23 октября 2021. Архивировано 21 сентября 2018 года.
  2. Лейзер Давидович Давидович на сайте «Память народа» (неопр.). Дата обращения: 10 ноября 2020. Архивировано 10 ноября 2020 года.
  3. Р. И. Давидович «Воспоминания учёного-химика» (неопр.). Дата обращения: 10 ноября 2020. Архивировано 27 ноября 2020 года.
  4. Михаил Хазин «Не пропустите: в эфире Майя Пешкова» (неопр.). Дата обращения: 10 ноября 2020. Архивировано 18 февраля 2008 года.
  5. Воспоминания учёного-химика (неопр.). Дата обращения: 10 ноября 2020. Архивировано 20 ноября 2020 года.
  6. Рувен Лейзерович Давидович (неопр.). Дата обращения: 30 марта 2022. Архивировано 10 ноября 2020 года.
  7. Майя Пешкова (неопр.). Дата обращения: 9 ноября 2020. Архивировано 21 сентября 2018 года.
  8. Сергей Бунтман. Интервью с Майей Пешковой (неопр.). Дата обращения: 10 ноября 2020. Архивировано 10 ноября 2020 года.
  9. Умерла журналист ”Эха Москвы” Майя Пешкова (неопр.). ТАСС. Дата обращения: 23 октября 2021. Архивировано 23 октября 2021 года.
  10. Сегодня состоялись похороны литературного обозревателя «Эха Москвы» Майи Пешковой (неопр.). Эхо Москвы (27 октября 2021). Дата обращения: 31 октября 2021. Архивировано 31 октября 2021 года.
  11. Журналист «Эхо Москвы» Майя Пешкова получила благодарность Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (неопр.). Дата обращения: 9 ноября 2020. Архивировано 11 июня 2021 года.
  12. Майя Пешкова с «Эха Москвы» получила премию Артёма Боровика
  13. Майя Пешкова получила премию Артёма Боровика

Ссылки

image Эта страница в последний раз была отредактирована 24 апреля 2022 в 18:33.

22 сентября 1946 — 23 октября 2021

Пешкова Майя Лазаревна | Фото: Википедия

В ночь на субботу, 23 октября 2021 года, в больнице от последствий коронавирусной инфекции умерла Пешкова Майя Лазаревна, литературный критик, ведущий «книжный» журналист страны, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», автор и ведущая программ «Непрошедшее время» и «Книжное казино». Ровно месяц назад она отметила 75-летний юбилей.

Программа «Непрошедшее время» о тех, кого уже нет с нами, о людях и событиях минувших дней.

Все передачи на сайте «Эхо Москвы».

Благодаря Майе Пешковой в эфире звучали записи голосов легендарных людей. Именно ей Иосиф Бродский прочел по телефону свое последнее Рождественское стихотворение.

Майя Пешкова (урождённая Давидович) родилась 22 сентября 1946 года в городе Сороки, в городе на правом берегу Днестра, Молдавской ССР. Отец, Лейзер Давидович Давидович (1901—1979), продавец тканей и хлеба, участник Великой Отечественной войны; мама, Этля Гершовна Давидович (1907—1981), кассирша-приёмщица в обувной мастерской; старший брат, Рувен Лейзерович Давидович ( 1930 г.р.), химик, главный научный сотрудник Института химии Дальневосточного отделения РАН.

Я Дева по гороскопу, а если говорить по годам, я Собака, я очень преданный человек. Это, наверное, недостаток, но себя изменить не могу. Преданная, как собака, — вот это про меня.

Майя Пешкова в программе «Сотрудники» с Сергеем Бутманом

В Кишиневе окончила среднюю школу с серебряной медалью. Как и брат Рувен, поступила на химический факультет Кишинёвского государственного университета. Начала работать с 17 лет, сначала занималась переводом математических задач с английского, затем переводами с идиша. С начала 70-х до начала 90-х гг. работала в Москве в Институте общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова Российской академии наук.

Пришлось «изменить» науке из-за аллергии и на сносях получать второе образование. 

Майя Пешкова, из статьи «Мой самый любимый…«

Еще со студенчества Майю интересовала поэзия ХХ века и все, что с ней связано. Увлечение литературой пересилило, и Майя Лазаревна погрузилась в ее профессиональное изучение. Во второй половине 80-х гг. получила второе высшее образование (полиграфическое). В соавторстве с академиком Юрием Буслаевым выпустила пластинку «Серебряные дребезги» о жизни и творчестве М.И. Цветаевой.

В 1992 году пришла на радиостанцию «Эхо Москвы» после того, как на одной из государственных радиостанций, где Пешкова работала, сняли с выпуска ее материал. Отслушав пленку с материалом, Сергей Бунтман сказал: «Майя, знайте, что вы наша». С этого момента Майя Пешкова много лет делала свои программы на «Эхе Москвы»:

  • «Непрошедшее время»,
  • «Книжное казино»,
  • «Детская площадка»,
  • «Титульный лист»,
  • «Книги и вокруг».

В 2006 году была награждена серебряной медалью Александра Блока за цикл передач «Непрошедшее время».

В 2007 году была отмечена благодарностью Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за освещение программы «Россия — почетный гость Пекинской международной книжной ярмарки».

В 2010 году стала лауреатом премии Артема Боровика в номинации «Радио» за цикл радиопрограмм «Победа».

В 2009 году на выставке «Сказочная страна Гамсуна», которая была организована в Москве в честь 150-летия со дня рождения великого норвежского писателя Кнута Гамсуна, Майя Лазаревна представила удивительный фоторепортаж из Центра Гамсуна на Хамарее, дома-музея матадора Цаля и других «литературных» мест Норвегии.

Умерла Майя Пешкова. Давняя, любимая наша сотрудница. Проникновенный человек. Главное, что было в ней, — неутолимая страсть к литературе, к поэзии. Страсть восторженная, чистая, гимназическая. И пытливость, дававшая Майе глубокие знания, эту страсть нисколько не остужала.

Майя — герой. Последние годы она была прикована к постели, но работала, и как! Что там Николай Островский! Каждую неделю мы получали «Непрошедшее время», обзоры книг, а ко всем датам и событиям — репортажи. И задорное объявление нового сюжета по телефону с обычным, чуть кокетливы: «Я нам не испорчу программы?»

Дорогая Майя, время и правда — непрошедшее. Непрошедший вечно юный голос, проникновенный милый человек.

Сергей Бунтман, 1-й заместитель главного редактора «Эха Москвы»

Ушла Майя Лазаревна Пешкова.

Вокруг Майи Лазаревны всегда были книги. Они лежали вокруг ее рабочего места (и по стопке книг всегда можно было понять, какой компьютер она успела занять), она возила их с собой, минимум одна всегда лежала у нее в сумочке. И, конечно, она рассказывала о них в эфире.

Она мучилась с современной техникой и монтажом, и когда становилось невмоготу, тихо и очень стеснительно просила о помощи. Звуковая программа зависала намертво, единственное спасение — перезагрузка, материал не сохранен… То есть монтаж надо было начинать сначала.

Майя Лазаревна позволяла себе один полный грусти вздох, и начинала заново.

Невероятная интеллигентность, фантастическая любовь к своему делу, потрясающий профессионализм. Необъятных размеров гуманитарный мир, созданный ею.

Прощайте, Майя Лазаревна.

Алексей Дурново, комментатор в Телеспорт

Дорогая, сердечная, душевная. Я был знаком с ней много лет. Она всегда была для меня примером Добросердечия, примером вечной приверженности Гуманитарности.

Майя Лазаревна уникальна даже для российской культуры, но и абсолютное исключение для современной журналистики, и радиожурналистики — особенно.

Для меня это основательная потеря, потеря якоря, потеря заповедной рощи, потеря любимого Дерева. Родные, друзья — мои сердечные соболезнования.

Александр Сокуров, кинорежиссёр

Источник: Издательство «Вита Нова»

Category:
  • 0″ ng-click=”catSuggester.reacceptAll()”> Cancel

       Давайте-ка я вам расскажу про эту тётеньку. Это не просто тётенька, это легендарный журналист «Эха Москвы» Майя Пешкова. Познакомились мы в последних ночных маршрутках из Москвы в мою пролетарскую Балашиху. Ну, кто обычно возвращается заполночь – усталые мужики с банками пива, усталые тусовщики, просто какая-то гопота… Среди всего этого народа Майя появлялась, как нечто инородное, «старорежимное», – с любимыми и разными перстнями на пальцах, с манерами, которые не хотела и не умела скрывать – она смотрелась потомственной дворянкой, которую зачем-то бросили в народ. Народ смотрел на неё, как на чудачку, но уважал. А ещё она постоянно везла с собой какие-то сумки. Рюкзак и пара тяжеленных баулов с какими-то книгами, распечатками, кипами бумаг – и невозможно было не помочь с этими сумками и не проводить до дома. На несколько лет это стало традицией. «Александр, вы ещё не были на этой премьере во МХАТе?.. Александр, недавно вышло весьма интересное исследование культуролога N, я вам рекомендую… Я разговаривала со вдовой писателя M, так вот она мне сообщила прелюбопытнейшие сведения!» Всё это – с совершенной лёгкостью и простотой, без всякого позёрства, без желания впечатлить своими знаниями и связями, для неё это был естественный язык и естественные предметы разговора, а прозу жизни она как-то даже не замечала, смотрела чуть сквозь и поверх, как какой-то классический Паганель. Мы быстро, не побоюсь слова, сдружились. Я даже не вспомню её отчества – просто Майя. Я даже рискну сказать, что наверно, никто из её коллег не знает Майю с этой стороны – усталую, но неизменно бодрящуюся интеллигентную птицу, насчитывающую мелочь на кусочек колбасы в ночном магазине. Майю, которая, как девочка, пугливо цеплялась мне в локоть, когда навстречу шли какие-нибудь ржущие-пьяные. Один раз перед её подъездом была драка – и мне чуть ли не силой пришлось вести её домой мимо этих людей. Мне кажется, в быту у Майи было, мягко говоря, не всё хорошо. Это в столичных кругах она – знаменитость и легенда радиоэфира, но я же видел её экономию и её покупки в магазине. Я видел, что за этой её балашихинской жизнью стоит какая-то драма – это же абсолютно не её город, не её люди и пейзаж, и лишь по каким-то житейским обстоятельствам она осталась в нём. Но об этом она предпочитала не распространяться, она вообще не любит показывать слабости. Именно она меня благословила на переезд. «Александр, даже не раздумывайте, это изумительный город, это поэзия в камне. Там другой воздух. Мне уже поздно, а вам не надо здесь оставаться, это же болото, поезжайте, я буду за вас очень рада». Так вот, слабости она показывать не любит. В один из последних приездов в Москву я узнал, что ей недавно отняли ногу. Позвонил. Предложил прийти, чем-то помочь. Голос на том конце был слаб, но непреклонен: «Александр, я не хочу, чтобы вы меня видели в таком состоянии. Надеюсь поправиться и тогда с радостью вас встречу». Ещё в феврале Майя делала интервью с Сокуровым – из дома, по телефону. Тогда же люди в Фэйсбуке собрали деньги на операцию по спасению второй ноги. Причём сама Майя по скромности своей не решалась и не знала толком, как просить о помощи, а вот этот замечательный человек, Марина Смирнова https://www.facebook.com/liveclassics , бросила клич – и деньги собрали буквально за сутки. Что там на нынешний день – не знаю, но свежая запись от 11-го апреля в её блоге на «Эхе» есть – стало быть, Майя жива и работает! А зачем я это пишу – да потому что в таких случаях о людях хочется написать, пока они живы. Если Майя это прочтёт, пусть она не сердится, что я чуть-чуть приоткрыл ту сторону, которую она не афиширует. Думаю, она поймёт ). Страница Майи с архивом эфиров и блогом – http://echo.msk.ru/contributors/286/Оригинал взят у в Дмитрий Быков (комментарий) // “Эхо Москвы”, 4 сентября 2011 года ВСПОМИНАЯ ИЮ САВВИНУ блог Майи Пешковой Майя Пешкова: Известие о смерти актрисы улетело в души. Я вовсе не знала о ее тяжелой болезни. Уход близких, вероятно, делает нас черствее к датам прощания с жизнью наших кумиров. Трудно представить, что Саввиной больше нет. Ия Сергеевна, отпраздновавшая свое 70-летие второго марта. Через полгода, считайте, случилась смерть. С актрисой сегодня прощается Москва. Многожды в юбилейные дни перечитывала интервью Дмитрия Быкова с Ией Сергеевной и поэтому стала расспрашивать Дмитрия Львовича, коллегу и писателя, о встречах с Саввиной. Дмитрий Быков: Сначала я довольно долго у нее добивался интервью. Потом я это интервью взял. Потом я приходил, его визировал, мы его печатали. А потом она просто приглашала, потому что к ней приходили без приглашения. Иногда на суп, иногда на хаш. Было несколько дней, когда приходили все желающие – это день рождения, это 1 января, день рождения сына и так далее. Для меня, в общем, очень значимы слова, которые она однажды сказала. Я помню, как она как-то нас с женой провожала, когда мы стояли уже в прихожей, стояли она и Сережа, и она сказала: «Мы люди больные, но не слабые. К нам можно приходить». И вот эта формула «Мы люди больные, но не слабые», она мне кажется замечательным девизом для всех. Майя Пешкова: Какая была ее излюбленная тема во время разговоров? К чему она любила возвращаться? Дмитрий Быков: Было три темы, на которые она говорила с неизменным восторгом. Первая тема касалась друзей ее молодости, студенческого театра, Ролана Быкова и то, что она рассказывала о нем, было всегда гомерически смешно. Великолепная была история о том, как он к ней сватался, просил ее руки. Она уже два года была замужем, она сказала: «Вот видишь ли, есть один человек, чьему мнению я абсолютно доверяю. Я должна посоветоваться со свекровью и если она даст добро, я буду твоей». Вот этот ответ я запомнил как гениальный. Потом вторая тема была, конечно, литература и, прежде всего, стихи, которых она знала невероятное множество. У нас много было споров на эту тему, скажем. Она очень любила Ходасевича, я испытывал такое сильное отторжение по этому поводу, и мы друг на друга довольно интенсивно покрикивали. Невероятно интересно рассказывала она про Окуджаву. Она была первой слушательницей «Школяра» – он прочел ей это, будучи ее соседом по Фрунзенской. Позвал ее в гости, лежал одинокий, больной и небритый, читал ей эти шестьдесят страниц, не говоря кто автор. Решил на ней это проверить. И она сказала: «Это очень хорошо. Такой прозы никогда не было». И вот после этого он только ей раскрыл, что это он. А третья такая тема была Сергей. И это было связано, конечно, с тем, что ей действительно удалось сделать невероятное. Он знает наизусть множество стихотворений… Я помню, что удивительно было, что всегда, когда мы уходили, он какой-нибудь приносил подарок: или коробку конфет, или пачку чая. Вот это было изумительно трогательно и тоже всегда этим такие визиты заканчивались. Майя Пешкова: А Вы в своем интервью ее спрашивали о Раневской. Действительно у них были очень теплые отношения? Дмитрий Быков: Я видел эту картинку с надписью замечательной, там сцена из дель-арте с надписью «Талантливой Саввиной от такой же Раневской». У них была действительно большая взаимная любовь, я думаю, связанная с тем, что обе они были очень ранимы и очень резки. И вот это был характер такой похожий. Когда она рассказывала о Раневской, цитируя ее словечки, это было замечательно. Мне, кстати, Ольга Окуджава, Ольга Владимировна напомнила замечательную историю о Саввиной, которая абсолютно в духе Раневской. Когда на одном из последних спектаклей ее буквально вынесли со сцены, она с трудом уже ходила, партнер ее спросил молодой: «Ия Сергеевна, как же Вы играете?», на что она спокойно ответила: «Гениально». И это абсолютно по-раневски. Майя Пешкова: Что она любила читать? Дмитрий Быков: Она читала стихи постоянно. Это была ее повседневная литература и в этом она находила, конечно, смысл. Она читала очень много исторической и очень много биографической литературы. Кроме того, театроведение и критика, которые были ее кругом чтения, начиная с журфака. Я поразился тому, как она внимательно следит за публикациями. И вот это нам всем такой некоторый урок. Саввина ничего сама не писала как критик, хотя это было ее первое образование, но за тем, что пишут другие она следила ревностно и помнила малейшие ошибки, допущенные в текстах большой давности. Так что разговор с ней всегда был язвителен, остроумен и напряжен. Майя Пешкова: Ия Сергеевна совершила материнский подвиг, вырастив сына, кого природа наградила лишней хромосомой – Сергея Шестакова. Он знает английский, как мама знает множество стихов. Но для полноценной жизни ему нужна сиделка. Что будет дальше с этим очень добрым, чутким человеком – ответа не знаю. Дмитрий Быков считает, что хорошо бы создать фонд поддержки Сергея. Сергею нужна ежедневная забота. Перечитывая интервью с Саввиной, наткнулась на ее горькие слова: «Я молю Бога только чтобы он меня и Сережу взял одновременно. Не мне без него не жить, ни ему без меня». Верю, что слова не станут пророческими, добрые сердца ведь не перевелись, правда? <…> .23 октября 2021 13:09 image image image Журналист радиостанции “Эхо Москвы” Майя Пешкова умерла от коронавируса. О смерти Пешковой и о ее причине сообщил в своем телеграм-канале главред “Эха” Алексей Венедиктов.

Журналист радиостанции “Эхо Москвы” Майя Пешкова умерла от коронавируса. Это произошло в ночь на субботу, 23 октября.

О смерти Пешковой и о ее причине сообщил в своем телеграм-канале главред “Эха” Алексей Венедиктов. На радиостанции она вела программы “Непрошедшее время”, “Книжное казино”, “Детская площадка”, “Титульный лист”, “Книги и вокруг”.

Майя Пешкова родилась в Молдавии в 1946 году, закончила химический факультет Кишиневского госуниверситета, работала в Институте общей и неорганической химии имени Н. С. Курнакова в Москве, а во второй половине 1980-х получила второе высшее образование — полиграфическое. В 1992 году пришла работать на радиостанцию “Эхо Москвы”.

Майя Пешкова была лауреатом премии Артема Боровика (2010) в номинации “Радио” за цикл радиопрограмм “Победа”, в 2006 году за цикл передач “Непрошедшее время” была награждена серебряной медалью Александра Блока. Ей было 75 лет.

По сообщениям СМИ, Майя Пешкова страдала от диабета и несколько лет назад перенесла ампутацию ноги. После этого она продолжала работать, делая репортажи из дома.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий