Ефросинья Полоцкая: фото, описание, биография, деятельность, интересные факты из жизни. Крест Ефросиньи Полоцкой

Ефросинья Полоцкая первая женщина, которую канонизировала Русская Православная Церковь. По месту своего рождения она относится к Белой Руси, то есть Белоруссии, так сейчас называют земли Древней Руси между Днепром и Друтью. О жизненном пути этой Святой, ее подвигах и благих поступках вы узнаете, прочитав эту статью.

Особенности жизни в Полоцке до появления монголов

Это повествование следует начать с краткого описания жизни жителей Древней Руси, чтобы понять, в какое время родилась Ефросинья Полоцкая – одна из самых образованных женщин своего времени.

XII век был периодом, когда жители древней Руси начали активно принимать православную веру. Новая вера начала находить свое отображение в архитектуре, литературе и искусстве.

Православные храмы были украшены сюжетами из Библии; при многих монастырях открывались скриптории, где работали переводчики с греческого и переписчики книг; актуальными стали ювелирные мастерские.

Сам Полоцк на то время был одним из крупнейших центров по изготовлению книг, а также прекрасным местом для желающих получить образование. Здесь велось летописание, из которого сейчас мы можем почерпнуть знания о выдающихся личностях того времени.

Детство и отрочество святой Ефросиньи

Точная дата рождения Великой подвижницы неизвестна. Историками установлено, что родилась Ефросинья Полоцкая, в миру Предслава, приблизительно в 1101 году. Родословная девочки походила от знатного рода Рюриковичей. Она была внучкой самого Владимира Мономаха, а также дочерью полоцкого князя Георгия.

imageСреди ее любимых книг были: Священное Писание и Псалтырь. Помимо чтения, девочка часто и усердно молилась. Слухи о не по годам мудрой девочке быстро распространились далеко за пределами земли Полоцкой, поэтому многие из знатных князей мечтали о такой жене.

Решение стать монахиней

Когда Предславе было 12 лет, ее засватал один из князей. Родители дали свое согласие, а девочка приняла совсем другое решение. Ефросинья Полоцкая, биография которой с этого момента получила новый виток, тайно ушла в монастырь.

Игуменьей этого монастыря была вдова ее дяди Романа. Когда игуменья услышала просьбу о разрешении принять постриг, первым ее решением был отказ. Девочка была еще слишком юна и к тому же очень красива. Все же со временем, видя страстное моление, веру и ум Предславы, игуменья дала свое согласие, не побоявшись гнева отца девочки.

imageТак Ефросинья стала монахиней.

Постриг

При постриге Предславу нарекли другим именем, теперь она стала Ефросиньей. Выбор этого имени был не случаен. Ефросинья Александрийская, которая жила в V веке, была прекрасным примером для девочки. К тому же это имя означает «радость», так что предпосылок для выбора этого имени было несколько.

Родители Ефросиньи были опечалены таким ее решением и предпринимали попытки вернуть дочь домой. Согласно летописи, князь Георгий плакал о своей дочери, как об умершей, но эти слезы ничего не изменили. Ефросинья Полоцкая осталась в монастыре, где превосходила всех в своем рвении к молитве, посту и ночным бдениям.

Став монахиней, девушка посвятила себя разным наукам. Она изучала книги, которые находила в церковных хранилищах, а это были произведения славянских богословов, древние летописи, а также труды византийских и римских просветителей.

Благодеяния Святой

Святая Ефросинья о своем предназначении узнала из сна. Сам Ангел, явившийся во сне, приказал ей основать новую обитель рядом с Полоцком, в местности под названием Сельцо. Увидев такое предзнаменование несколько раз, Ефросинья узнала, что такой же сон видел и епископ полоцкий Илия. Эти Божие знамения послужили тому, что епископ Илия передал ей Преображенский храм для того, чтобы там был основан женский монастырь.

Описать Ефросинью Полоцкую можно как женщину, которая прославилась основанием и попечительством монастырей. Ведь помимо женского монастыря, она была попечительницей и основательницей Богородского мужского монастыря.

При монастырях святая открывала школы, где послушниц учили разным ремеслам, грамоте и искусству переписывания книг.

Ефросинья прославилась как советчица, она никогда не отказывала в совете тем, кто нуждался в руководстве на пути к вере. Сила ее молитвы была настолько велика, что к ней часто обращались за помощью желавшие измениться и жить благочестивой жизнью. Многие приходившие к ней получали духовную поддержку и помощь. Она способна была унять ссоры и разборки, которые на то время часто происходили между князьями.

Мечта Ефросиньи

У Преподобной Ефросиньи была своя заветная мечта – она очень хотела побывать на святых местах Палестины. Это желание она решила осуществить, будучи далеко в преклонном возрасте.

Раньше жизнь Ефросиньи Полоцкой была посвящена переписыванию и написанию собственных книг и учений мирянам, а также налаживанию жизни монахов при монастырях. Достигнув запланированного, она, оставив обитель на свою сестру Евдокию, отправилась в путешествие.

На пути к Иерусалиму она встречалась с Константинопольским патриархом Лукою. А прибыв к месту назначения и посетив Живоносный Гроб Господень, остановилась в Русском монастыре.

Именно здесь ее настигла болезнь. 23 мая 1173 года, так и не излечившись, Ефросинья отошла в мир иной. Согласно завещанию святой, ее тело было захоронено в обители Преподобного Феодосия, недалеко от Иерусалима.

С 1187 года ее мощи хранились в Киево-Печерской лавре, а в 1910 году они были возвращены на родину Ефросиньи в Полоцк, где находятся и сейчас.

Ефросинья Полоцкая: интересные факты

Святая была известной меценаткой. Она приложила свои усилия для того, чтобы не было прекращено полоцкое летописание; заботилась о постоянном пополнении новыми книгами библиотеки Софийского собора.

Одной из главных достопримечательностей, связанных с ее именем, считается крест Ефросиньи Полоцкой. Этот шедевр древнерусской культуры был создан по ее заказу и назван ее именем. К сожалению, реликвия была утеряна во время Великой Отечественной войны, но в 1997 году, согласно сохранившимся описаниям, копия креста была изготовлена брестскими ювелирами.

Ефросинья была канонизирована в 1547 году, в 1984 году ее причислили к Собору белорусских святых. С 1994 года день смерти святой стал Днем святой Ефросиньи и широко отмечается в Белоруссии.

Источник: Комсомольская правда

Евфросиния Полоцкая (5 июня день памяти) могла стать женой князя и даже короля, но в 12 лет выбрала путь, лишенный земных радостей. Зато сохранила за собой право принимать решения в родном княжестве.

Она предчувствовала свой уход, но отправилась из родного Полоцка в Святую землю, где и умерла. Ее останки вернулись на родину только спустя почти 800 лет.

Евфросиния Полоцкая – монахиня, просветительница, святая. Нас с этой удивительной женщиной разделяет почти тысячелетие, но результат ее трудов мы ощущаем и сегодня. И еще один удивительный факт – про Евфросинию мы знаем достаточно много, хотя многие исторические личности, родившиеся значительно позже, остаются для нас загадками.

– Главный источник информации о Евфросинии – ее «Житие», – рассказывает кандидат исторических наук, доцент Полоцкого университета Галина Мысливец. – Считается, что написано оно было в конце XII века. По тому, какие факты в нем приводятся, понятно, что человек, их писавший, должен был не только знать преподобную, но и быть близким ей человеком. Многие ученые считают, что писала «Житие» сестра Евфросинии – Евпраксия, которая сопровождала ее в паломничестве в Иерусалим.

Картина “Призвание Ефросинии Полоцкой”, иеромонах Рафаил (Сергей Симаков)

Отказалась выходить замуж и взяла на себя мужскую работу

До ухода в монастырь Евфросиния была Предславой из рода Брячиславовичей. Ее дедом был князь Всеслав Брячиславич, а прапрапрабабкой – Рогнеда.

– Она действительно могла стать королевой?

– Ей и прочили в мужья князя. Историки еще гадают, от свадьбы с каким конкретным князем отказалась 12-летняя Предслава. Возможно, через этот брак могли породниться многие земли – Киевская, Новгородская…. Но она выбрала другой путь.

– Ей так жених не понравился?

– Скорее всего, она его и не видела. Но Предслава считала, что если выйдет замуж, имя ее канет в Лету, она повторит судьбу многих княжеских дочерей, которые вышли замуж, родили детей-престолонаследников. И на этом их миссия заканчивалась.

– Она об этом могла думать в 12 лет?

– В «Житии» указано, что да. Для XII века это был вполне сознательный возраст, в 16 лет девушки становились матерями.

– У нее был сильный характер, если она могла противостоять воле семьи, отца и уйти в монашки…

– Не просто сильный, скорее, стальной характер, который и позволил осуществить все те преобразования, за которые мы сегодня ее почитаем. Она, несомненно, обладала даром убеждения – сподвигла и младшую сестру принять монашеский постриг. Хотя у семьи именно на младшую дочь оставались надежды на будущее замужество. Позже, когда брат Евфросинии со своими двумя дочерьми приехал прощаться с ней перед паломничеством на Святую землю, она увидела печать божью на своих племянницах, и после разговора с ними постригла их в монашки. Брат узнал об этом, как и их отец, только по факту, когда дороги назад уже не было.

Считалось, что если она видела в человеке искру, чувствовала, что он может быть полезен в строительстве монастыря, ни на какие сантименты не обращала внимания. Но объяснить такое поведение Евфросинии можно тем, что ей нужны были единомышленники.

Икона с Евфросинией Полоцкой

Известно, что княжеская дочка Предслава к 12 годам получила хорошее образование, владела языками, могла переводить. Поэтому после принятия монашеского сана Евфросиния стала переписывать книги.

Она попросила у епископа Илии выделить ей место в Софийском соборе. Возможно, ее тянуло туда, потому что там была самая большая библиотека и потому, что основан собор был ее дедом Всеславом. Но занятие это было очень трудное, посильное только мужчинам. Нужно было сидеть в определенной позе, писать не на столе, а фактически на колене.

А потом, как сказано в «Житии», Евфросинии явился ангел, который указал, что она должна начать строительство своего монастыря.

И путь от Софийского собора до места, где Спасо-Евфросиниевский монастырь располагается и сегодня, она вместе с няней, тоже постригшейся в монашки, преодолела пешком. Сегодня эту дорогу на автомобиле можно проехать минут за 5-10, а в начале XII века это было серьезным испытанием. С собой у Евфросинии был только посох и хлеб.

Местность, на которой строился монастырь, епископ передал ей во владение, – рассказывает историк. – Первые годы в монастыре жили всего 5-6 монахинь – сама Евфросиния, ее няня, двоюродная сестра, потом родная младшая сестра.

Уже потом возникли школа, иконописная мастерская, скрипторий по переписыванию книг. В монастырь стали приходить другие женщины, приносили свое приданое.

Спасо-Преображенская церковь была построена при жизни Евфросинии и сохранилась до наших дней

– Евфросиния оставалась влиятельной женщиной в Полоцком княжестве. Могла влиять даже на политику?

– Да, несмотря на то, что она была монахиней, которую светская жизнь не должна касаться. Но были времена, когда в Полоцком княжестве не оставалось преемников во власти – в 1129 году родители Евфросинии, ее семья была выслана из Полоцка из-за междоусобных войн с Киевским княжеством.

И тогда Евфросиния участвовала в вечевых собраниях, имела право голоса как представитель правящей династии.

Как писалось в «Житии», своим авторитетом она могла примирять враждующие княжеские кланы, сглаживала конфликты. Печати, которые находят на территории Спасского монастыря, говорят о том, что Евфросиния играла роль в политической жизни. Вполне возможно, именно она поддержала своего брата Василько, который взошел на престол.

Для XII века это исключительный момент. Найти в истории той эпохи такие же примеры крайне сложно. Не каждый знаменитый мужчина может похвастаться такими достижениями: построить два монастыря – мужской и женский, две церкви (до наших дней сохранилась только Спасо-Преображенская.– Ред.), по ее просьбе Богородичской церкви был передан уникальный Эфесский образ Богоматери (сегодня неизвестно, где находится подлинник этой иконы. – Ред.), а также создан знаменитый шестиконечный крест…

Реставраторы раскрыли фрески, которые были сделаны в XII веке

Крест Евфросинии

История Креста Евфросинии Полоцкой – удивительная и трагическая. После ее смерти крест берегли, не окунали в воду во время освящения, а использовали для этого его реплики – копии. В следующие века он переходил из рук в руки, пока не оказался в Москве.

Иван Грозный пообещал вернуть его в Полоцк в обмен на помощь в завоевании города, – рассказывает Галина Мысливец. – И обещание выполнил. Возможно, царь побоялся проклятия креста, которое грозило всякому, кто вынесет его из Спасской обители.

Крест Евфросинии Полоцкой (1161 год, автор: Лазарь Богша). Рисунок из книги «Белоруссия и Литва», 1889

Во время войны 1812 года крест замуровали в стену Софийского собора. Спасо-Евфросиниевский монастырь, который после XV века принадлежал то католикам, то униатам, вернулся к православной церкви в 1840 году. Ради его восстановления архиепископ полоцкий Василий Лужинский привез крест Евфросинии в Москву и Санкт-Петербург, объездил дома военачальников и вельмож, к нему прикладывался и Николай I вместе с семьей – царь прекрасно знал, что это за реликвия. В итоге было собрано большое количество пожертвований, которых хватило, чтобы восстановить монастырь. Тогда же появилось и первое ходатайство о переносе мощей Евфросинии в Полоцк.

– Где тогда находились мощи?

– В Киево-Печерской Лавре.

– Как они туда попали, ведь умерла Евфросиния в Иерусалиме?

– Есть разные версии. Очень часто в различных источниках было написано, что ее мощи были перенесены монахами лавры в 1178 году, так как султан Саладин завоевал Иерусалим, и все православные святыни должны были быть спасены. Но по историческим данным, Саладин Иерусалим не захватывал, перевозить мощи было бессмысленно. Скорее всего, их перенесли в Киев позднее – в конце XVI века, когда и появляются упоминания о мощах в Лавре. Тогда же стало известно, что мощи Евфросинии нетленны.

– А Евфросиния, уходя в Иерусалим, предчувствовала, что уже не вернется?

– Думаю, да. Ей было около 70 лет. Перед уходом она собрала родственников, попрощалась. Возможно, она хотела закончить свой путь на Святой земле. Когда в Иерусалиме Евфросиния заболела, она послала своих приближенных, двоюродную сестру Евпраксию, чтобы они из Иордана набрали воды и омыли ее. В «Житии» указывается видение ангела, который сказал ей, что жизнь земная заканчивается.

Родной город Евфросинии был центром Полоцкого княжества. Иллюстрация Павла Татарникова к книге «Айчына. Ад Рагнеды да Касцюшкi».

Мощи Евфросинии выставляли на атеистической выставке

– Как же получилось перенести мощи в Полоцк?

– Киевские митрополиты были против перенесения мощей из Лавры. Ходатайство о возвращении появилось сразу после воссоздания монастыря, который только тогда стал называться Спасо-Евфросиниевским, раньше это был просто монастырь Спаса. Но все ходатайства отклоняли, правда, в 1876 году удалось привезти перст правой руки в Спасский храм. Но полочане мечтали перевезти все мощи. И только Николай II, человек достаточно боголюбивый, поддержал ходатайство. С 1909 года началась подготовка к перевозке мощей в Полоцк. Был разработан церемониал – к Евфросинии относились и как к княжне, и как к святой. Чудеса исцеления, которые происходили по пути возвращения мощей преподобной на родину, описаны в двух брошюрах. На церемонии присутствовали члены царской семьи. И с 1910 по 1917 годы был пик почитания Евфросинии Полоцкой.

Перенос мощей преподобной Ефросинии Полоцкой. Фотография 1910 года

– А что случилось с мощами и монастырем после революции?

– В 1914 – 17 годах боялись, что немцы войдут в Полоцк, мощи увезли в Ростов. В 1918-м или 19-м их вернули в Полоцк. И сразу советская власть стала бороться с культом святых: монастырь закрыли, мощи вскрыли, но люди стали молиться у них, падать на колени.

Поэтому мощи перевезли в Витебский атеистический музей, так как желаемого эффекта по развенчанию мифа о святости Евфросинии не произошло. В музее они были выставлены без одеяния, что воспринималось верующими как святотатство.

И только во время оккупации в 1943 году мощи вернули в монастырь, который был вновь открыт. В конце 1961 года он был закрыт, монахини распущены. Действовала только Спасо-Преображенская церковь, которую построила Евфросиния, мощи были в ней, хотя предполагали отдать их в Полоцкий краеведческий музей. Но что-то уберегло… А церковь как приходская действовала все эти годы.

Крест Евфросинии Полоцкой был утерян в самом начале войны и следы его до сих пор не найдены. А чудеса исцеления, которые связывают со святой Евфросинией, происходят и сегодня. Их летопись ведется в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Евфросиния Полоцкая. Фреска на северо-западном столпе Преображенской (Спасской) церкви Полоцкого Евфросиниева монастыря

5 июня (23 мая ст. ст.) церковь чтит память преподобной Евфросинии Полоцкой как покровительницы русских инокинь. Она — первая прославленная русская игуменья и первая известная наставница всех русских женщин, избравших путь духовного совершенствования и аскетизма. Ее называют также «матушкой земли Русской» и матерью женского монашества на Руси.

Содержание:

Сама история русского женского монашества имеет немало белых пятен. Так, например, первое летописное известие об основании женского монастыря относится к 1089 году. Вместе с тем очевидно, что женские святые обители существовали в Киеве уже и в первой половине XI века: некоторые сведения об этом находим в житии преподобного Феодосия Печерского, где говорится о пострижении его матери в монастыре при церкви свт. Николы, построенной княгиней Ольгой на могиле Аскольда (северо-западнее от Берестова на месте впадения р. Чертырыи в Днепр). Среди родоначальниц русского женского монашества наибольшей известностью пользуются преподобные подвижницы ХII-ХIII века — Евфросиния Полоцкая и Евфросиния Суздальская, чьи жизнеописания сохранились до наших дней. Имя «Евфросиния» в переводе на русский язык обозначает «радость».

Дата рождения преподобной Евфросинии точно неизвестна: по различным источникам указан промежуток между 1100 и 1104 годами. Происходила она из знатного рода святого равноапостольного князя Владимира и была старшей дочерью Полоцкого князя Святослава-Георгия, младшего сына Полоцкого владетельного князя Всеслава Брячиславича. Родители называли ее Предиславой: в то время еще существовал обычай давать новорожденным до крещения старославянские имена. Как княжна, она была научена книжному писанию и с юных лет так возлюбила учение, что приводила в удивление своих родителей. Слыша о красоте, разуме и благочестии полоцкой княжны, многие соседние князья желали иметь ее своей невестой, но, как повествует житие преподобной, юная отроковица, в двенадцать лет имевшая уже совершенный разум, помышляла в себе следующим образом:

«Како се будет, оже отец мой мыслит припрячи мя мужеви? То аще тако будет, то печали мира сего никакоже лзе гоньзнути. Пакы в собе рече: «Что бо успеша преже нас бывшии родове наши»? И женишася, посягаша и княжиша, но не вечноваша; житие их мимо тече и слава их погибе, яко прах и хужее паучины. А иже прежния жены, въземше мужскую крепость, поидоша в след Христа, жениха своего, предаша телеса своя на раны, и главы своя мечеви, а другыя аще железу выя своя не преклониша, но духовным мечем отсекоша от себе плотскыя сласти, предавше телеса своя на пост и на бдение и коленное покланяние и на земли легание, то тии суть памятни на земли, и имена их написана на небесех, и тамо с аггелы безпрестани славят Бога. А си слава есть прах и пепел, и яко дым разходится, и яко пара водная погыбает».

Но родители все-таки намеревались обручить Евфросинию в замужество, и тогда она решилась тайно оставить отчий дом и поступила в обитель, где настоятельницей была ее тетя — игуменья Романия (вдова князя Романа Всеславича). Игуменья, опасаясь отеческого гнева, пыталась поначалу убедить юную подвижницу возвратиться домой, но та оставалась непреклонной, и тогда Романия благословила ее на постриг. Некоторое время новопостриженная Евфросиня пребывала в обители, потом по благословению Полоцкого епископа Илии она удалилась в затвор и поселилась в «голубце» — особой келье при Софийском соборе города Полоцка.

Укрепившись в духовных подвигах, преподобная получила откровение свыше о том, чтобы оставить уединение и идти подвизаться о спасении ближних. Так, ей трижды являлся ангел Господень, указывая на место для будущей женской обители, которую ей предстояло основать. С тем же наставлением ангел явился и Полоцкому епископу Илии. Исполняя волю Божию, епископ Илия собрал князей и бояр и, передав им о видении, сказал: «Вот, я в присутствии вас благословляю Евфросинии место при церкви Святого Спаса на Сельце, дабы был там монастырь девический. Пусть никто не препятствует и не отнимает у нее то, что я дал ей».

В Сельце Евфросиния основала два монастыря — женский и мужской, которые стали центром просвещения в Полоцком княжестве. О мужском Богородицком монастыре почти ничего неизвестно, а основанный в XII веке Спасо-Евфросиниевский православный женский монастырь и сегодня стоит и действует на древней полоцкой земле. По заказу Евфросинии для женского монастыря в 1161 г. золотых дел мастер Лазарь Богша создал Крест-ковчег для хранения присланных из Царьграда и Иерусалима христианских реликвий (этот крест был известен как крест Евфросинии Полоцкой, но в 1941 году старинный крест был утерян, а в 1997 г. была изготовлена точная его копия). Для мужского монастыря усердием преподобной была приобретена из Византии старинная икона «Богоматерь Одигитрия Эфесская», по преданию написанная самим евангелистом Лукой (или, как утверждают современные исследователи, один из древнейших ее списков).

Крест-ковчег. Изготовил золотых дел мастер Лазарь Богша, 1161 г.

В своей новосозданной девической обители преподобная Евфросиния сама стала первой игуменьей, там же приняли постриг родная сестра ее Градислава, с именем Евдокия, и двоюродная сестра Звенислава, в иночестве Евпраксия. При вступлении своем в монастырь Звенислава принесла в дар обители все свои драгоценные одежды и утвари, которые приготовлены были к ее замужеству.

Преподобную Евфросинию Полоцкую называют первой женщиной-библиотекарем на Руси. Свободное от молитвы время она проводила в переписывании рукописей. Здесь следует заметить, что подобного рода работа считалась чисто мужским занятием и требовала немалых физических усилий. Переписчик писал не на столе, а на ладони левой руки, которой упирался локтем в колено. Писали на пергаменте уставом — крупным и прямым, без наклона, каждая буква отделялась от соседней. Для этого дела нужно было не только в совершенстве знать грамматику, но и иметь определенные художественные способности: начальные буквы и заголовки разделов следовало оформлять затейливым животным или растительным орнаментом, кроме того, книги часто украшались специально выписанными заглавными буквами, буквицами или инициалами и миниатюрами. Таким образом, за день можно было списать не более четырёх страниц.

Часть переписанных Евфросинией книг продавали богатым церквам и монастырям, а вырученные деньги раздавали нуждающимся. Для бедных церквей преподобная переписывала священные книги бесплатно. При монастырях были организованы скриптории — мастерские по переписке книг, в которых существовала специализация: один мастер делал цветные инициалы и заголовки, второй — миниатюры, третий — переплеты, также действовали школы для обучения грамоте и иконописные мастерские. В основанных Евфросинией монастырях создавались прекрасные памятники книжного искусства, например Погодинское Евангелие ХI века.

В конце своей жизни Евфросиния, по благословению епископа Дионисия, вместе с братом Давыдом и двоюродной сестрой Евпраксией отправилась в далекое паломничество: сначала в Константинополь, затем — на святую землю. Около 1173 (или 1167 г.) года она достигла Иерусалима и поклонилась Святому Гробу Господню. Утешенная после сего ангельским извещением об уготованном ей вечном покое, прп. Евфросиния, призвав пресвитера, причастилась Святых Таин Христовых и после двадцатичетырехдневной тяжкой болезни предала дух свой в руки Божии в 23 день мая 1173 года (по другим источникам — 1167 г.). Тело ее было погребено в обители святого Феодосия, близ Иерусалима, при паперти церкви Пресвятой Богородицы, где некогда погребены были матери преподобных Саввы и Феодосия и многие другие святые жены.

Церковное почитание преподобной Евфросинии в Полоцкой земле началось в конце XII века. Уже в это время существовали церковная служба преподобной и агиографическое «Житие» (вероятно, созданное в одном из основанных Евфросинией монастырей). Житие преподобной Евфросинии Полоцкой — одно из древнейших и наиболее распространенных: известно более ста списков «жития». В XVI веке житие преподобной Евфросинии Полоцкой было включено святителем Макарием в Великие Четьи-Минеи, а затем в «Степенную книгу». После этого были сделаны две проложных редакции жития, а в XVIII веке святитель Димитрий Ростовский включил житие преподобной в свои «Книги житий святых». По традиции преподобную Евфросинию признают святой также католическая и униатская церкви.

Без имени Евфросинии Полоцкой невозможно представить себе духовную жизнь и культуру Беларуси. Воздвигнутый ее усердием Спасо-Преображенский собор, сохранившийся и доселе в своем первоначальном виде, служит памятником глубокой древности и зодчества XII века. На сегодняшний день — это единственный храм в Беларуси, где имеются росписи тех времен. Преподобная Евфросиния оказывала также значительное влияние на политическую и общественную жизнь в Полоцке в середине XII века. Она была своеобразным знаменем борьбы полочан за свою независимость. Евфросиния всегда старалась наладить взаимоотношения между враждующими удельными князьями и активно выступала в роли миротворца. На Рюриковом городище в Новгороде была найдена печать Евфросинии, которая подтверждала большую роль княжны-игуменьи в политической жизни русских земель в середине XII в.

Печать Евфросинии Полоцкой

«Житие» говорит, что Евфросиния никого не хотела видеть врагами: «Ни князя со князем, ни бояре с боярин, ни служанина со служанином — но всех хотяше имети, яко един душю».

После захвата Иерусалима мусульманами, в 1187 году гроб с мощами преподобной был перенесен и захоронен в Феодосиевой пещере Киево-Печерской Лавры. В 1910 году по личному указу императора Николая II нетленные ее останки вернулись на родину и были положены в Спасо-Евфросиньевском монастыре в специально изготовленной кипарисовой раке, обложенной серебром. Верующие пожертвовали на раку сумму в 12 тысяч рублей.

Перенос мощей преподобной Ефросинии Полоцкой. Фотография 1910 года

Рака Евфросинии Полоцкой исчезла в 20-е годы XX века. Во время эвакуации в Первой мировой войне в 1915 году св. мощи были перенесены в Ростовский Авраамиев монастырь.

В феврале 1919 года Народный комиссариат юстиции СССР принял постановление, согласно которому проводилось организованное вскрытие святых мощей по всей стране. Там, в Ростове, в 1920 году гробница была вскрыта, а 13 мая 1922 года уже в Полоцке она была вскрыта повторно, мощи были отосланы на атеистическую выставку в Москву, а оттуда — в экспозицию Витебского краеведческого музея. Все церковные ценности, в том числе 40-пудовая серебряная рака, были изъяты. Ныне нетленные мощи прп. Евфросинии почивают в Крестовоздвиженском храме Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.

Гробница с мощами преподобной Евфросинии в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры

Иконография Евфросинии получила развитие преимущественно в Новое время в России, на Украине и в Белоруссии. В текстах иконописных подлинников XVIII в. под 23 мая внешний облик святой уподобляется прпмц. Евдокии. Древнейшим изображением Евфросинии долгое время считалась фреска на северо-западном столпе Преображенской (Спасской) церкви Полоцкого Евфросиниева монастыря, раскрытая в 1950 г. Д. Е. Брягиным. К наиболее ранним сохранившимся изображениям святой в иконописи принадлежит также небольшая (86×33 см) деисусная ростовая икона, находящаяся в верхнем ряду иконостаса в приделе во имя мц. Софии Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Икона написана в 1685 г. под руководством Ф. Е. Зубова (ГИМ). Святая представлена в молении, в мантии и в куколе, вполоборота вправо («одесную» Исуса Христа), рядом с прмц. Евдокией. В том же ряду помещены изображения других преподобных жен.

Преподобная Евфросиния Полоцкая. Государственный Исторический музей, Москва. 1685 г.

В 1-й трети XIX в. было создано большое полотно с фигурой Евфросинии (находится в теплой церкви во имя Евфросинии Спасского монастыря в Полоцке), стоящей в келье вполоборота вправо возле стола с крестом, книгами и четками, в левой руке — крест работы ювелира Лазаря Богши (1161), правая — ладонью указывает на княжеские регалии (горностаевую мантию, скипетр и венец; этот жест встречается преимущественно на изображениях вел. кн. блгв. Александра Невского). Взор святой, обращенный вверх, — характерная особенность произведений академической живописи, восходящая к искусству XVIII в. Евфросиния облачена в монашеское одеяние с наперсным крестом; фон темный с небольшим высветлением возле головы. В Киево-Печерской лавре, где до 1910 г. пребывали мощи Евфросинии, имеется несколько ее изображений. Образ Евфросинии неизменно вводился в композицию «Собор Киево-Печерских святых», которая со 2-й пол. XVIII в. получила большое распространение в иконописи, графике, декоративно-прикладном искусстве.

Преподобная Евфросиния Полоцкая. Современная икона
Преподобная Евфросиния Полоцкая. Современная икона

Женский православный Спасо-Евфросиниевский монастырь можно назвать главной достопримечательностью Полоцка, а также центром белорусского православия и духовности, ежегодно привлекающего к себе тысячи паломников. Как и сам Полоцк, древняя святая обитель за годы своего существования пережила много бед и лихолетий. В ХVI-ХVIII вв. в зависимости от политической обстановки монастырь несколько раз переходил от православных к католикам, но в XIX веке окончательно вернулся к православным. В 20-х годах XX-го века монастырь был закрыт, а ценности реквизированы. С 1990-го года монастырь снова возрождается как действующая православная женская обитель.

Женский православный Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке (РПЦ)

Дораскольных храмов в честь Евфросинии Полоцкой не сохранилось, также и в старообрядчестве нет храмов во имя преподобной Евфросинии.

Образ Евфросинии воплотила Ольга Ипатова в повести «Предислава», также она является в романах Александра Осипенко «Святые и грешники» и Валентины Ковтун «Призванные».

В городе Пружаны (Беларусь) в честь Евфросинии Полоцкой названа улица.

Свои стихи посвятили белорусской просветительнице многие белорусские поэты: Владимир Орлов («Евфросиния»), Олег Бембель («Область Евфросинией»), Григорий Бородулин («В полоцкой Спасо-Евфросиниевской церкви»), Данута Бичель-Загнетова («Евфросиния Полоцкая»), Наум Гальперович («Ресницы замружу, и выплывет вечер»), Лариса Гениюш («Евфросиния Полоцкая», «В горы я под твоими ранами»), Сергей Законников («Свет Евфросинии»), Александр Звонак («Тень Евфросинии»), Василий Зуенок («Последняя молитва Евфросинии Полоцкой», «Ищу Богше»), Олег Лойко («Евфросиния Полоцкая»), Валентин Лукша («Фрески святой Евфросинии»), Александр Рязанов («Предупреждение»), Людмила Рублевская(«Евфросиния»), Виктор Шнип («Христова невеста»), Сергей Понизник («Исповедь»), Леонид Дранько-Майсюк («Евфросиния»).

Виктор Васнецов. Преподобная Евфросиния Полоцкая

Знаменитая полочанка отражена на полотнах Нелли Счастной, Алексея Марочкина, Алексея Кузьмича, на графических листах Арлена Кашкуревича, на гобелене Симона Свистунови.

Жизнь княжны Полоцкой Евфросинии была посвящена церковному служению. В юном возрасте она ушла в монастырь, обладала молитвенной настроенностью и искренне верила в силу Всевышнего.

Краткая биография

Имя княжны Евфросинии не упоминается в летописи. Ее биография и история происхождения восстановлены только по Житию, составленному еще до монгольского завоевания. Житие сохранилось с более чем сотни списков, которые начали формироваться еще в 15-м веке.

Происхождение

Евфросиния Полоцкая до монашеской жизни носила имя Предслава, являлась дочкой Георгия Всеславича — представителя княжеской династии и праправнучкой святого князя Владимира. С ранних лет она изучала основы правописания, читала Псалтырь, Священное писание и разные религиозные книги. Девочка не только любила читать, но и часто совершала молитвы, чему удивлялись все ее родственники. Со временем слава о Евфросинии распространилась за границы Полоцких земель, и многие князья стали просить ее руки. Юная девочка отвергла все предложения и заявила о желании уйти в монастырь, невзирая на запрет отца.

Служение Богу

В возрасте 12 лет родители будущей княгини хотели принудительно сосватать ее с княжеской особой. Тогда девочка тайком покинула родной дом, пришла в женский монастырь и заявила о желании совершить постриг своей тете — игуменье Романе. Из-за юного возраста и необычайных внешних данных, игуменья посчитала, что монашество не подойдет девочке, но ее глубокий ум и целенаправленность заставили передумать. Невзирая на запрет родителей девочки, настоятельница дала благословение на постриг.

Именно при постриге Предслава приобрела имя Евфросиния. Сначала она находилась на службе в монастыре, но размеренная жизнь со множеством ограничений не соответствовала ее порывам к совершению священного подвига. Получив разрешение епископа Илии, Евфросиния ушла в затвор и стала обитать в келье, расположенной при Софийском соборе, где она совершала молитвы, читала и переписывала религиозные книги, получая новые знания. Позднее автор жития преподобной писал, что таким образом монахиня смога наполнить свое сердце Божьей премудростью.

image

Благодеяния

Церковные подвиги и труды Евфросинии, направленные на духовное развитие, всегда сочетались с деятельной любовью к окружающим. Переписанные духовные книги девушка дарила всем, кто нуждался в религиозном просвещении.

После укрепления духовных сил княгини к ней явился ангел и указал на то, что станет основательницей новой обители. С таким же наставлением ангел пришел к епископу и показал ему место под Полоцком, где должен расположиться монастырь. Евфросиния последовала указанию и позднее открыла женский монастырь, где впервые стала настоятельницей. В этом монастыре были пострижены в монахини ее родная и двоюродная сестры. Кузина Звенислава передала обители все свои драгоценности и наряды, которые изначально готовились к ее свадьбе.

В свободное от проведения церковных обрядов время Полоцкая княгиня занималась переписью рукописей, поэтому ее считали первой русской женщиной-библиотекарем.

Прежде такое дело считалось исключительно мужским и вынуждало прикладывать серьезную физическую силу. Для переписи книги пергамент клали на левую ладошку, а согнутой рукой облокачивались на ногу. Писать нужно было большими и ровными буквами, без малейшего наклона. Чтобы переписывать книги, требовалось иметь идеальные грамматические знания и творческий талант, поскольку первые буквы текстов и заголовки традиционно оформлялись орнаментом. Усердно работая весь день, удавалось переписать не больше четырех страничек.

image

Долю переписанных текстов продавали зажиточным монастырям, а все полученные средства распределяли среди малоимущих. Для бедных церквей и монастырей Евфросиния трудилась бесплатно. При многих обителях были открыты отдельные рабочие кабинеты по переписи священных книг, в которых появлялись новые мастера, делающие цветные орнаменты, рисунки, твердые обложки. Также начали функционировать школы, где все желающие могли обучиться грамоте.

Окончание жизненного пути

В заключительные годы своей жизни княгиня Полоцкая совершила паломничество по наставлению епископа Дионисия. Взяв с собой родного брата и кузину, она сначала посетила Константинополь, а затем пошла в сторону Иерусалима. В 1173 году княгиня дошла до святой земли и смогла сделать поклон перед Гробом Господним. После этого она получила известие от ангела, что ей предназначен вечный покой. В результате тяжелой болезни, которая длилась 24 дня, Евфросиния умерла, и ее тело упокоили в обители святого Феодосия, неподалеку от Иерусалима. Там же ранее были погребены несколько святых жен, включая матерей преподобных Саввы и Феодосия.

Почитание и значение святой в православии

Почитать Преподобную Евфросинию на Полоцких владениях начали еще в конце 12-м века. На тот момент действовала служба преподобной и составленное в одном из открытых Евфросинией обителей агиографическое Житие. Из более чем сотни перечней жития самым известным стало Житие Полоцкой Евфросинии. В 16-м веке были созданы две новые редакции.

image

Традиционно образ Евфросинии считают священным не только в православии, но и среди католиков и в униатской церквях. Все верующие люди часто вспоминают следующие заслуги княгини:

  1. Воздвижение Спасо-Преображенского собора, который до сих пор сохранился в изначальном виде. Собор считают древним памятником, и он является единственным храмом в Беларуси, где остались росписи древних времен.
  2. Существенное влияние на социальную жизнь в Полоцке в середине 12-го века. Евфросиния отстаивала права полочан и помогала им стать независимыми.
  3. Политические деяния и многократные попытки наладить взаимоотношения между враждующими князьями. Княгиня часто примеряла на себя роль миротворца.

Официальным днем памяти Преподобной Евфросинии считается 5 июня. В этот день верующие совершают молитвы и вспоминают княгиню.

Где можно найти мощи

В 1187 году мусульмане захватили территорию Иерусалима, и священные мощи были отправлены для захоронения в Феодосиеву пещеру. По настоятельному указанию императора Николая II в начале 20-го века мощи были перевезены на родину Евфросинии и возложены в Спасо-Евфросиниевском монастыре. Для хранения нетленных останков подготовили особенную кипарисовую раку с серебряной отделкой. На создание раки многие религиозные люди делали пожертвования.

image

Рака с останками в очередной раз была перевезена в 1915 году, когда происходила эвакуация из-за военных действий. Тогда святые мощи разместили в Ростовском Авраамиевом монастыре. В современности останки находятся в Крестовоздвиженском храме.

Иконография

Иконография Преподобной Евфросинии активно развивалась в Новое время на территории России, Беларуси и Украины. Облик святой также упоминается во многих текстах из священных книг тех времен. Старейшим образом продолжительный период считалась фреска, размещенная на колонне в Спасской церкви Полоцкой девичьей обители.

На многих иконах Евфросиния изображена рядом со столом, на котором возложены крест, четки и книги. Левой рукой святая держит еще один крест, а правой — показывает на княжеские принадлежности. Характерной особенностью изображения является обращенный вверх взгляд монахини. Также распространена икона, где Преподобная Евфросиния одета в монашескую одежду с наперсным крестом на темном фоне и незначительным сиянием возле головы.

О чем просят перед образом

Совершая молитвы перед образом игуменьи, верующие просят о спасении, избавлении от пагубных пристрастий, защите близких, мирном существовании. Текст церковной молитвы содержит обращение и восхваление святой княгини Евфросинии. Перед образом читают не только молитву, но и кондак, и тропарь.

image

Интересные факты

В описании жизни игуменьи Евфросинии есть ряд интересных фактов. К ним относятся следующие:

  1. Образование в юном возрасте княгиня Евфросиния получала непосредственно при княжеском дворе. В качестве учителей для девочки нанимали исключительно духовных особ. Вместо стандартных учебников использовали Святое Писание и житийную литературу.
  2. В доме Евфросинии располагалась большая библиотека, где девочка изучала не только религиозную литературу, но и романы, сборники с изречениями и афоризмами известных людей. Позднее она заинтересовалась прочтением сочинений, описывающих сущность природы.
  3. После пострижения в монахини Преподобная Евфросиния не только занималась переписью священных книг, но и писала собственные. В них она включала молитвы, поучения и ряд переводов с греческого и латыни. Также княгиня вела переписку с единомышленниками для обмена знаниями.
  4. Крест Полоцкой Евфросинии считается редчайшим и необычным произведением искусства, который стремятся заполучить самые известные коллекционеры. Местонахождение креста остается неизвестным, и он рассматривается как бесценная вещь и одна из святынь Беларуси.
  5. При монастырях, открытых Евфросинией, были мастерские, где трудилось множество ее учеников. В современности остались сохранены множество изделий, изготовленных учениками, включая медальоны, украшения и полотна.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий