Эдуард Мане биография кратко

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Updated: 25.08.2020

Эдуард Мане (Edouard Manet; родился 23 января 1832 — умер 30 апреля 1883 гг.) — один из наиболее выдающихся французских художников XIX века. Его творчество стало переходным звеном между реализмом и импрессионизмом. За это Эдуарда Мане называют последним из великих художников-классиков и первым представителем современного искусства.

image

Эдуард Мане родился в аристократической семье и мог заняться политикой или наслаждаться светской жизнью. Вместо этого он посвятил себя живописи и создал уникальный стиль, в той или иной мере повлиявший на творчество Клода Моне (Oscar-Claude Monet), Огюста Ренуара (Pierre-Auguste Renoir), Поля Сезанна (Paul Cezanne), Анри Матисса (Henri Matisse), Пабло Пикассо (Pablo Picasso) и других художников.

image

Биография Эдуард Мане

Эдуард Мане появился на свет 23 января 1832 года в фамильном особняке в Париже. Его отец был судьей, а мать — дочерью дипломата и крестницей шведского короля. Предполагалось, что сын пойдет по стопам отца и сделает карьеру в области права. Но дядя Мане по материнской линии Эдмон Фурнье (Edmond Fournier) рано разглядел художественный талант племянника. Вместе они посещали Лувр и другие музеи. Помимо колледжа, в котором успехи мальчика были посредственными, он посещал курсы рисования.

В 16 лет Эдуард Мане столкнулся с решительным протестом отца против дальнейшего художественного образования. Компромиссным решением стала морская школа. Юноша отправился в путешествие на учебном судне, но и на нем учился писать морские пейзажи и портреты членов команды. Экзамены в результате были провалены, но качество рисунков убедило отца в творческом призвании сына.

С 1850 года Эдуард Мане посещал мастерскую академиста Томаса Кутюра, копировал старых мастеров и совершил несколько поездок по Европе. Спустя 6 лет он открывает собственную мастерскую. Уже тогда картины молодого художника сильно отступают от традиций академизма и реалистично отражают действительность в стиле Гюстава Курбе (Gustave Courbet). Критики и члены жюри Салона, где молодой художник мечтает выставляться, плохо воспринимали эти работы. Похвалы удостоился лишь «Испанский певец».

Хотя Мане никогда не ставил себе цель эпатировать общество, две его работы спровоцировали настоящий скандал. Это выставлявшиеся в Салоне отверженных «Завтрак на траве» и «Олимпия». Последняя вызвала беспрецедентный шквал возмущения со стороны почтенной публики, которая привыкла видеть на картинах прекрасных Венер, но не дам полусвета.

Постепенно художник сближается с импрессионистами и постимпрессионистами. Его друзьями становятся Клод Моне, Эдгар Дега (Edgar Degas), Поль Сезанн, Камиль Писсарро (Camille Pissarro) и Берта Моризо (Berthe Morisot). Но выставляться с импрессионистами Эдуард Мане не хотел. Он снова и снова пытался добиться признания в официальном Салоне, понимая, что это вопрос времени.

Умер Мане 30 апреля 1883 года. Уже тяжело больной, он успел завершить лучшую свою работу: «Бар в Фоли-Бержер». Также в последние годы были написаны изящные натюрморты. Хотя художник был женат на натурщице Сюзанне Линхофф (Suzanne Leenhoff), рожденного за год до свадьбы сына он официально не признал и детей-наследников после него не осталось. Сюзанна и ее сын изображены на картине «Чтение».

Самые известные картины Эдуарда Мане

Вершиной творчества этого мастера считается поздняя картина «Бар в Фоли-Бержер». Она в полной мере демонстрирует метод Мане: техническое совершенство, отточенное копированием классиков и годами работы, сочетается с современным автору сюжетом. В центре внимания произведения — красивая и несколько грустная девушка, погруженная в свои мысли. За ней, будто мираж, отражается в зеркале зал, полный шумной публики. На переднем плане — искусно исполненные натюрморты с цветами, фруктами и шампанским. В верхней части видны электрические светильники, как дань техническому прогрессу.

Эту работу часто приписывают к импрессионизму, поскольку на ней изображено мимолетное мгновение. В отражении видно, что к девушке подошел посетитель. Через секунду он окликнет ее, и эта хрупкая задумчивость уступит место рабочей суете.

Вот несколько других знаменитых картин Эдуарда Мане:

  • «Любитель Абсента», 1859 год;
  • «Музыка в саду Тюильри», 1862 год;
  • «Балкон», 1868 год;
  • «Железная дорога», 1873 год;
  • «Весна», 1881 год;
  • «Дом в Рюэй», 1882 год;

Если вы цените классическую или современную живопись, обратите внимание на аукционы картин, которые регулярно проводятся на сайте Very Important Lot! Это удобный способ пополнить коллекцию уникальными произведениями. Также мы напрямую сотрудничаем с современными авторами — их недорогие работы представлены в каталоге.

Биография

На протяжении всей жизни картины основоположника импрессионизма Эдуарда Мане, освободившего живопись от оков академических стандартов, подвергались критике. Современники гравера, увязшие в косности и консерватизме общепринятых норм, восхищались работами, написанными в соответствии с художественными канонами, порицая тех, кто пытался привнести в искусство что-то новое.

Портрет Эдуарда Мане

Из-за того что публика на протяжении долгого времени не понимала и не принимала произведений, отражавших личное мировосприятие художника, первая официальная выставка сообщества, в которое, помимо Мане, входили небезызвестные Камиль Писсарро, Пьер Ренуар, Поль Сезанн, Фредерик Базиль и Эдгар Дега, ознаменовалась провалом.

Детство и юность

23 января 1832 года в Париже у главы министерства юстиции Огюста Мане и его жены Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата, родился сын, которого назвали Эдуардом. Родители импрессиониста надеялись, что горячо любимое чадо получит престижное юридическое образование и сделает блестящую карьеру государственного чиновника.

Родители Эдуарда Мане

В 1839 году они отдали отпрыска в пансион аббата Пуалу. По причине абсолютного равнодушия к учебе Огюст перевел наследника в колледж Роллена, в котором тот обучался в период с 1844 по 1848 годы. Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, отец был против того, чтобы сын, нарушив семейную традицию, стабильной работе предпочел творческую самореализацию.

Неизвестно, как бы сложилась судьба импрессиониста, если бы брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, увидевший в Эдуарде тягу к искусству, не оплатил племяннику посещение курса лекций по живописи, на которые мальчишка ходил после занятий в школе.

Эдуард Мане в молодости

Из-за академических стандартов, которые лишенные образности мысли преподаватели считали основой художественной самобытности живописца, уроки рисования не вызвали у Мане ожидаемого интереса. Копированию гипсовых изваяний он предпочитал рисование портретов своих товарищей.

Понимая, что сын даже под страхом смерти не свяжет жизнь с рутиной государственной службы, Огюст выбрал меньшее из двух зол, позволив отпрыску заняться мореплаванием. В декабре 1848 года Эдуард в качестве юнги поднялся на борт корабля. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио-де-Жанейро перевернуло его мир с ног на голову.

Родившийся под дымчатым небом Парижа и воспитывавшийся в буржуазной среде парень открыл для себя красоту солнечных просторов и сияние красок окружающей его действительности. Мане понял, что хочет в совершенстве овладеть навыком переноса увиденного в реальной жизни на холст. Когда 13 июня 1849 года амбициозный юноша сходил по трапу на французский берег, его дорожный чемодан был набит карандашными зарисовками.

После круиза он с 1850 по 1856 годы обучался живописи в мастерской популярного в то время художника Тома Кутюра. Однако в этих занятиях сразу проявился сильный антагонизм: трудно найти что-то более несочетаемое, чем стремление Мане к живому искусству и поклонение Кутюра жанровым и стилистическим канонам рисования.

Художник Эдуард Мане

Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Помимо регулярного посещения Лувра он часто путешествовал по музеям Италии, Германии, Австрии, Голландии, Испании, после посещения которых, как любой начинающий художник, копировал работы великих мастеров – Тициана, Веласкеса и Рембрандта.

Живопись

В самом начале творческого пути каждый художник, желающий обрести популярность, должен был выставляться на официальной экспозиции парижской Академии изящных искусств. Мане много раз подавал свои картины на рассмотрение жюри, но то было слишком консервативным, чтобы выставлять его работы.

В 1859 году вместе с друзьями он пытался выставить свои полотна в проходящем раз в два года Салоне. Тогда его творение «Любитель абсента» было отвергнуто. Однако в 1861 году критики благосклонно приняли два других произведения Эдуарда – «Портрет родителей» и «Гитареро».

В начале 60-х в работах Мане преобладали морские и испанские мотивы («Лола из Валенсии», «Кирсаджа», «Испанский балет», «Алабамы»), пленэрные сцены («Бега в Лонг-шане»), темы современной истории («Расстрел императора Максимилиана»), а также религиозные сюжеты («Мертвый Христос»).

В 1863 году император Луи Наполеон повелел выставить отвергнутые произведения официального Салона в расположенном рядом Дворце промышленности. Эта параллельная выставка получила название «Салон отверженных». Подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда «Завтрак на траве».

Картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве»

За ней последовала «Олимпия», на которой натурщица Викторина Меран была изображена обнаженной на кровати.

В последующее десятилетие Мане явил своим соратникам блистательный пример творческой энергии. Он писал портреты, цветочные натюрморты и сцены на скачках. Если где-то происходило важное событие, он отправлялся туда и изображал его.

Картина Эдуарда Мане «Олимпия»

В 70-х годах живописец создал самые светлые свои работы: «Железная дорога», «В лодке» и «Аржантей». Отражением его тяжелых мыслей, навеянных болезнью, является написанная в 1881 году картина «Самоубийство».

Личная жизнь

В 1849 году в жизни художника появилась Сюзанна. Женщина, в которую живописец влюбился с первого взгляда, работала учительницей и преподавала фортепианную грамоту младшим братьям автора картины «Нана» – Эжену (1833–1892 годы) и Гюставу (1835–1884 годы).

В январе 1852 года Сюзанна родила сына, которого назвали Леоном. Примечательно, что отцовство было приписано не Мане, а некому Коэллу. Эдуард же стал крестным папой новорожденного. Биографы, изучающие жизнь и творчество именитого импрессиониста, по сей день не могут дать точный ответ по поводу родства Леона и Эдуарда.

Жена Эдуарда Мане Сюзанна на картине “Мадам Мане на голубом диване”

На этот счет существует две официальные теории: первая гласит, что настоящим отцом мальчика был Огюст Мане, который положил глаз на двадцатилетнюю учительницу еще в момент появления ее в их доме. Сторонники второй версии предполагают, что Леон – сын Эдуарда, которого боявшийся осуждения и порицания живописец не захотел признавать.

Примечательно, что отношения с Сюзанной портретист не придавал огласке вплоть до свадьбы. За время тайного романа гравер пополнил свою амурную копилку парой-тройкой имен.

Эдуард Мане

Известно, что у художника была интрижка с натурщицей Викториной Меран. Девушка пленила живописца своей естественной красотой и тем, что благодаря своей природной артистичности, легко меняла образы. Их любовная история закончилась, когда Викторина пристрастилась к алкоголю, и от ее былого шарма не осталось и следа.

Спустя 11 лет с момента рождения Леона, 28 октября 1863 года, импрессионист женился на Сюзанне. После состоявшейся церемонии бракосочетания барышня стала жить вместе с мужем, его матерью и сыном под одной крышей.

Сын Эдуарда Мане на картине “Портрет Леона Леенхоффа”

В 1868 году в Лувре создатель шедевров «Олимпия» и «Завтрак на траве» познакомился с художницей Бертой Моризо. Впечатленный самобытной красотой женщины, он при первой же встрече уговорил ее позировать.

Берта Моризо на картине Эдуарда Мане “Балкон”

В общей сложности Эдуард написал не менее 10 портретов Берты («Балкон», «Отдых. Портрет Берты Моризо», «Портрет Берты Моризо с букетом фиалок», «Берта Моризо с веером»). Несмотря на взаимное притяжение, между ними не могло быть ничего, кроме дружбы. В момент их встречи Мане был уже связан узами брака. Берте оставалось отпускать язвительные замечания в сторону супруги художника и довольствоваться их общей с Эдуардом страстью к живописи.

Смерть

Картина Эдуарда Мане «Бар в «Фоли-Бержер»
Могила Эдуарда Мане

На траурной церемонии прощания, помимо родственников, присутствовали друзья импрессиониста – Клод Моне, Эдгар Дега и Пьер Ренуар.

Произведения

  • 1859 – «Мальчик с вишнями»
  • 1864 – «Скачки в Лоншане»
  • 1864 – «Срезанные белые пионы и секатор»
  • 1867 – «Олимпия»
  • 1868 – «Расстрел императора Максимилиана»
  • 1869 – «Балкон»
  • 1874 – «Аржантей»
  • 1874 – «Берег Сены близ Аржантея»
  • 1877 – «Самоубийца»
  • 1878 – «Кабаре Райхсхоффена»
  • 1880 – «В кафе-шантан»
  • 1882 – «Бар в Фоли-Бержер»
  • 1881 – «Весна»
  • 1882 – «Портрет мадам Мишель-Леви»
  • 1883 – «Букет сирени»

Эдуард Мане вел богемную жизнь и был способен шокировать публику французских салонов своим неприятием академических условностей и поразительно современным образом жизни. Долгое время он был связан с импрессионистами. Мане, безусловно, оказал на них большое влияние и многому у них научился.

Однако критики признали, что он также извлек уроки из реализма и натурализма своих французских современников и даже испанской живописи XVII в. Этот интерес к импрессионизму, натурализму и современному реализму дал художнику фундаментальную основу для его новаторского подхода.

Происхождение

Эдуард Мане (23 января 1832 — 30 апреля 1883) — живописец и гравер. Он родился в Париже. Его семья имела высокий социальный статус: отец, Огюст, служил в Министерстве юстиции, мать, Эжени-Дезире, дочь дипломата.

Родители заботились о том, чтобы дать своему сыну Эдуарду лучшее образование, но он был посредственным учеником, которого больше интересовало рисование, чем учебные занятия.

Ключевой фигурой в художественной жизни мальчика был дядюшка, брат матери, который научил племянника основам рисования. Когда родителей не было рядом, он водил Эдуарда на уроки рисования в музей Лувр.

Эдуард Мане в юности

Юные годы и начало творчества

Из-за плохой успеваемости будущий художник постоянно спорил с отцом, которому не нравилось увлечение Эдуарда искусством. В юности Мане-старший заставил сына поступить в военно-морское училище, но Эдуард не выдержал необходимых испытаний. Тогда Огюст призвал его изучать право, но юноша не согласился.

Таким образом, у семьи не осталось другого выбора, кроме как финансировать художественные исследования молодого человека, начавшиеся в 1850 году в мастерской классического художника Томаса Кутюра. Мане на время покинул мастерскую, чтобы записаться на торговое судно, но вскоре он вернулся к своей рутинной деятельности. Со временем он начинает понимать, что учение Томаса Кутюра устарело, и уезжает.

Эдуард Мане в молодости

Становление живописца

Собрав немного денег с помощью своего дяди, Мане предпринял путешествие по странам Европы. Он побывал в Италии, Голландии, Германии и Австрии, где посетил большое количество музеев, библиотек, выставок, церквей и встретился с некоторыми великими мастерами того времени. Художник был очарован Испанией, ее обычаями, фольклором и миром корриды. Живописец попал под влияние великих испанских художников Франса Хальса, Диего Веласкеса и Франсиско де Гойи.

Молодого Мане, как художника, интересовали темы, связанные с нищими, мошенниками, персонажами общественных собраний и испанскими сценами корриды.

Путешествие в Бразилию

Для подготовки к экзаменам в мореходной школе ему разрешили совершить учебный рейс на борту шхуны «Гавр и Гваделупа». Парусник посетил Бразилию. Экзотика и сочные краски тропиков усилили желание Мане изучать искусство живописи. Эдуард привез с собой из поездки большое количество рисунков, набросков и исследований.

Он часто использовал членов своей команды в качестве натурщиков. Из этой поездки Мане отправлял родственникам множество писем, в которых описывал свои впечатления от карнавала в Рио, восхищался экзотической красотой бразильских женщин.

Становление

Современность Мане проявилась, прежде всего, в его стремлении обновить старые жанры живописи. Он добавлял новое содержание или изменял традиционные элементы, делая это с острой чувствительностью к исторической традиции и современной действительности. Это стало причиной многих скандалов.

Мане приписывают популяризацию живописной техники «алла прима». Этот подход стал широко использоваться импрессионистами, так как он идеально подходил для захвата эффектов света и атмосферы, пленэрной живописи.

Парижский салон

Благодаря холсту «Испанский певец» Мане получил свой первый приз на Парижском салоне. Жюри отметило превосходную обработку темных тонов, вероятно, навеянных испанским барокко. Еще одной его работой, связанной с Испанией, стал портрет страстной танцовщицы из балетной труппы Кампруби.

Изначально отвергнутая Осенним салоном и подвергшаяся критике со стороны многих живописцев картина «Завтрак на траве» (1863 г.) в последующем стала очень известной. На ней изображена обнаженная женщина в окружении двух разодетых юношей. Прообразом героини стала любимая модель художника Викторин Мёран. В работе использован революционный прием в трактовке перспективы и изображении природного окружения.

Искусство порой бывает парадоксально, и Работы Мане, которые обычно не одобрялись салоном, были великолепны. Особенно стоит упомянуть холст «Олимпия» (1863). На этой картине обнаженная куртизанка предстает в компании чернокожей женщины с букетом цветов. Работа вызвала бурные споры, потому что модель была известной парижской проституткой. Для общества это была картина на нереспектабельную тему.

Батиньольская группа

Мане часто посещал кафе «Гербуа» на бульваре Батиньоль, и вскоре поползли слухи, что там можно встретить создателя «Олимпии». В кафе стали собираться друзья Эдуарда. Для Мане эта поддержка имела большое значение, и Café Guerbois стало местом встречи единомышленников, среди которых были художники Базиль, Фантен, Дега, Ренуар, Моне, Сислей, Сезанн, Берта Моризо, Писсарро, фотограф Надар.

Мане был самым старшим участником группы (в 1869 году ему было 37 лет). Публика дала им название «Ecole des Batignolles» или «банда Мане». Но на самом деле у Мане не было желания быть бунтарем. Люди в группе были совершенно разные, но их объединяли общие помыслы, и все они не любили официальное салонное искусство.

Сближение с импрессионистами

В кафе «Гербуа» Эдуард познакомился с импрессионистами Дега, Моне и Писсарро. Мане попал под их влияние, но на самом деле никогда не был импрессионистом в строгом смысле этого слова. Он использовал только некоторые приемы, характерные для этого движения. Несмотря на это некоторые его работы, отражавшие город и современную жизнь, подвергались резкой критике.

Уверенный в своих знаниях и накопленном опыте, Эдуард Мане решил основать собственную студию. Художники и писатели, такие как Анри Фантен-Латур, Эдгар Дега и Шарль Бодлер, оказали большую поддержку при создании мастерской. В нее стекалось большое количество учеников, что привело к быстрому росту популярности как художника, как и его работ.

Многие из картин были одобрены искусствоведом и писателем Теофилем Готье. В мастерской родилась важная работа «Музыка в Тюильри» (1862 г.), студийная картина, в которую Мане включил портреты своих друзей.

Франко-прусская война

К концу 1860-х у Мане была неоднозначная репутация. Многие считали его испорченным и эпатажным, но мастер был безупречным и вежливым человеком. Картины Эдуарда, выставленные в Салоне, продолжали подвергаться нападкам со стороны критиков, а его персональная выставка в рамках Всемирной выставки 1867 года в Париже была просто освистана. Однако начавшаяся в 1870 году франко-прусская война заставила Мане на время забыть о своих картинах. Он защищал Париж как истинный республиканец. Мане поступил в артиллерию в звании лейтенанта.

Личная жизнь

В 1849 году Эдуард влюбился в свою учительницу игры на фортепиано Сюзанну Линхофф. От этих отношений родился ребенок Леон (1852 г.), которого скрывали от семьи Сюзанны, чтобы избежать скандала, и представили обществу как брата Сюзанны и крестника Мане. В следующем году Эдуард отправился в Италию, чтобы развлечься и заняться живописью. В 1863 художник женится на Сюзанне.

Могила Эдуарда Мане

Самые известные работы

Мане рисовал на открытом воздухе вместе с другими импрессионистами, делая наброски на месте и возвращаясь в студию, чтобы закончить свои картины. Его мазки свободны, широки и быстры. Эдуард рисовал alla prima, что означает «сразу», а не традиционным способом рисования (нанося новые слои на сухую краску).

Его портреты не идеализированы, как портреты классиков эпохи Возрождения. Он рисовал реальных людей такими, какими они были на самом деле, ничего не приукрашивая и не добавляя.

В отличие от художников-реалистов, таких, как Гюстав Курбе (1819-1877), который сосредоточился на картинах сельских сцен, Эдуард рисовал парижскую городскую жизнь и современные городские сюжеты. У Мане картины очень прямолинейны, он тщательно выбирал предмет перед рисованием.

Эдуард исследовал тонкие области цвета и градации значений, которые указывают на форму и моделирование. Диапазон средних значений уменьшился в пользу большей контрастности светлого и темного. Это показывает влияние японских гравюр того времени.

Мане любил использовать черный цвет. Очевидно, это произошло под влиянием картин испанских художников Веласкеса (1599–1660) и Франсиско де Гойя (1746–1828).

Подобно импрессионистам, таким как Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919), мастер использовал синий и фиолетовый оттенки для выписывания тени.

Живописец наносил более тяжелые мазки на основном объекте и более тонкие слои — на заднем плане. Этот прием помогает направить взгляд зрителя на самые важные части картины. Мане хотел, чтобы в его работах чувствовалась неотложность.

Олимпия, 1863

Олимпия (1863 год). 130.5×190 см. Холст/масло

Завтрак на траве, 1863

Завтрак на траве (1863 год). 208 × 264,5 см. Холст/масло

Бар в «Фоли-Бержер», 1882

Железная дорога (1872—1873). 93,3 × 111,5 см. Холст/масло

Балкон, 1868-1869

В лодке (1874 год). 97,2 × 130,2 см. Холст/масло

В оранжерее, 1879

Испанский гитарист (1860 год). 147,3 × 114,3 см. Холст/масло

Интересные факты из жизни художника

  1. Хотя его считали противоречивым и мятежным художником, Эдуард добивался только признания, но не славы. Он не был уверен в своем художественном направлении и был глубоко задет критикой своих работ.
  2. Мане, как и многие художники, копировал работы великих творцов того времени. Это художественное движение, известное как апроприационизм, основано на использовании произведений других людей для создания собственных работ.
  3. Он считал себя «отцом» импрессионизма, но не разделял идеологию импрессионистов.
  4. В 1873 году он создает холст «На берегу». Это одна из немногих работ, написанных художником вживую. На ней Сюзанна и Эжен Мане. На картине сохранились песчинки, которые налипли в момент написания полотна.

Жена и друзья Эдуарда работали над сохранением его памяти и наследия за счет продаж картин мастера и публикации биографии. Многие считают его отцом современного искусства: влияние Мане на эту сферу неизмеримо. Несмотря на относительно короткую карьеру, насчитывающую немногим более двух десятилетий, работы художника сегодня выставлены в большинстве крупных международных галерей и музеев.

Считаете ли вы Мане импрессионистом или реалистом? Напишите в комментариях. Содержание

Эдуар или Эдуард Мане – французский художник XIX века, один из первых, заложивших основу для формирования импрессионизма, нового направления в искусстве, родиной которого является Франция.

Происхождение

Родился 23 января 1832 года в Париже в известной и уважаемой в столичном обществе семье. Отец Огюст Мане возглавлял департамент Министерства юстиции, мать Эжени-Дезире Фурнье из дипломатической семьи, вращающейся в высших кругах – крестил её самолично король Карл XIII. Эдуард был старшим сыном и с самого детства на него возлагались определённые надежды. В 1839 году он был определён в пансион, куда ходил на занятия очень неохотно. Отец, видя безразличие сына к наукам, приходил в отчаянье. В попытках достучаться до подростка и внушить важность образования, отправляет его в коллеж «на полный пансион» на период 1844-1848 годы, где Эдуард учился также еле-еле, оставшись даже один раз на второй год.

Влечение к живописи

Да, науки Эдуарду были скучны и неинтересны, взрослым могло показаться, что он ленив и не очень умён. Но с некоторых пор кое-что было способно преображать его до неузнаваемости. Это была живопись. Открытие произошло в один счастливый день, когда дядя мальчика, Эдмон Фурнье, повёл его в Лувр. С тех пор Эдуард потерял покой, он полюбил эти походы по музеям и ждал их. Удивительно, но уроки рисования никак не интересовали Мане – академичное преподавание с юных лет претило ему, без конца копировать бюсты и статуи было нестерпимо нудно. Эдуарда куда больше увлекали фигуры и портреты одноклассников, живые и эмоциональные.

Дядя поддержал племянника в стремлении к живописи, записал его на курс лекций, оплатил их, ведь отец по-прежнему и слышать не хотел и представить не мог, что сын свяжет свою жизнь не с юриспруденцией или другим серьёзным делом. Эдуард должен был уверить родных, прежде всего отца, что его увлечение не пустой звук. Только продемонстрировав очевидные доказательства таланта, можно будет надеяться на благосклонность и спокойное продолжение учёбы на выбранном пути. Как же это сделать?

Мане мореход

Закончив учёбу в 1848 году, Эдуард решил уступить отцу, который был категорически против планов сына стать художником, и подал документы в мореходную школу. Но вступительных экзаменов не выдержал в силу слабой общеобразовательной подготовки. Перед второй попыткой в числе таких же соискателей Мане идёт в учебное плаванье на паруснике.

Среди прочих стран судно останавливалось в Бразилии. Здесь Мане окончательно утвердился в своём стремлении обучаться живописи – так его очаровали богатые краски и экзотические виды тропиков. Из плавания Мане привёз множество рисунков и этюдов, в том числе с морскими пейзажами и набросками, в которых героями были члены команды и интересные типажи из числа жителей посещаемых стран.

Летом 1849 года Мане снова провалил экзамены. Но на этот раз есть что предъявить отцу.

Убедил

Рисунки, сделанные сыном в долгом путешествии, стали хорошим аргументом. Отец теперь поверил в явную одарённость Эдуарда и сдался, дав совет поступать только в лучшее учебное заведение, столичную Школу изящных искусств. Но та была оплотом академичности, которая в молодом Мане вызывала отторжение, и он в 1850 году, поддавшись веянию моды, местом учёбы выбирает мастерскую Тома Кутюра (1815-1879), популярного и авторитетного тогда художника.

Трения с системой и педагогомimage

Но Кутюр был представителем академической живописи и приверженцем классико-романтической её направленности, господство её во Франции в тот период было незыблемо. Салон выставлял только работы на античные и библейские темы, лишь рыцари и нимфы в парадных позах имели право стать героями картин. Быть натурщиком означало принять исключительно эффектную позу, как никогда не выглядят в повседневной жизни. Мане не понимал этого позёрства, он стремился к естеству и был горячо убеждён, что красота именно в нём.

Когда учителя не было в мастерской, дерзкий ученик просил натурщика посидеть одетым в обычной позе, просто расслабившись. Ни натурщикам, ни наставнику это «неуважение» не нравилось – идеализация натуры и её приукрашивание за долгие годы закостенели в живописи. В результате неоднократных конфликтов с учителем молодой художник решил, что такие занятия ему не нужны. Но отец всё-таки имел некоторое влияние на сына, он убедил его извиниться перед Кутюром и продолжить занятия.

Путешествия

По традиции, сложившейся среди начинающих художников, Мане путешествовал по Европе с целью ознакомления и изучения работ старых мастеров. Несколько раз был в музеях Голландии и, конечно, Италии, где попал под обаяние мастерства художников эпохи Возрождения. Венеция и Флоренция открыли перед молодым Мане свои сокровищницы, особенно поразил его Веласкес (1599-1660), испанский живописец, также бывавший в Италии и творивший здесь. Возможно, именно его полотна с жанровыми сценами на кухнях и в трактирах запали в душу ищущему Мане и стали фундаментом в формировании импрессионизма как нового угла отражения действительности в художественном искусстве.

Задержавшись в Италии дольше всего, Мане объездил знаменитые европейские музеи, много копировал, делал наброски, анализировал свои стремления и убедился окончательно, что должен иметь свой путь.

Первая известность

Кропотливый труд молодого художника и отличная от большинства точка зрения привели к тому, что о Мане заговорили как о возможном феномене. Всё новое всегда привлекает – к нему стали приглядываться корифеи, приглашать на частные вечеринки светского парижского общества. Здесь он обрастает новыми знакомствами, завязывает приятельские и дружеские отношения с другими художниками, литераторами, музыкантами, влиятельными аристократами. На пару с одним из них, графом де Баллеруа, арендует просторную мастерскую. Каждый день Мане в Лувре, он копирует произведения признанных мастеров и неизменно ищет похвальных отзывов Кутюра – с детства он нуждается в признании и одобрении, даже от учителя, с которым довольно шероховатые отношения. Но всё же он наставник и уважаемый в обществе живописец. Мане убедил себя, что перед тем, как он позволит себе работать только по велению собственного разума, желания и таланта, он должен пройти эту школу и «отдать дань старым мастерам».

Первый успех окрыляет

В 1859 году художник заключил, что учиться хватит, пора выставляться. Но официальный салон не принял к показу выбранного молодым живописцем «Любителя абсента», чем охладил его пыл и решительность. Для Мане поиск действительно интересного сюжета пока составлял трудность. В 1861 году художник предъявил на суд жюри «Портрет родителей» и «Гитарреро», обе работы были допущены на выставку и заработали положительные отзывы. Первая слава и заработки воодушевили Мане, но ещё более он был доволен, видя, как счастлив и горд его отец.

Индивидуальность наказуема

После закрытия Салона сразу начиналась подготовка к следующему – творческая жизнь художников всегда была направлена на соискание славы и признания через показ на официальной авторитетной выставке. Только так можно было добиться желаемого, вместе с популярностью получая выгодные контракты. Но молодым художникам было очень трудно пробиться к зрителю – Салон в 1862 году прошёл без Мане, хотя материала он уже написал достаточно. В 1863 году та же участь. Не допущенных к выставке и возмущённых этим фактом художников было много. Информация об этом дошла до императора Наполеона III, который распорядился поддержать молодые дарования альтернативным показом их работ. Так появился Салон отверженных, который стал регулярной выставкой картин, не сумевших покорить жюри официального Салона.

В 1863 году Мане с надеждой на успех показывает «Завтрак на траве», где добропорядочные буржуа свободно общаются на природе с обнажёнными девицами. Публика высмеяла полотно, критика злобствовала, но тем не менее именно возле него собиралась самая большая толпа. Да, не такой славы хотел художник. Но как найти взаимопонимание со зрителем и не потерять себя? Как убедить обывателей, что обнажённое женское тело прекрасно и допустимо не только в картинах с героинями богинями?

В 1865 году Мане, выждав некоторое время, нерешительно, но всё-таки выставил в Салоне «Олимпию», в итоге заклеймённую не готовой ещё к подобному публикой. Чиновники и критики загнобили художника так, что он запер своё произведение на долгие годы в мастерской, а сам уехал от злых языков в Испанию. Он очень страдал от непонимания публикой и в работах признанных мастеров искал и находил опору для своего таланта и оправдание собственных эстетических пристрастий. Индивидуальность, смелость и действительная свобода художника – предпосылки шедевров.

Возвращение на родину

Справившись со своим подавленным состоянием и утвердившись в собственной правоте, Мане возвращается в Париж и с новыми силами берётся за работу. В 1867 году в отдельном павильоне, организованном самолично в рамках Всемирной выставки, предъявляет публике пять десятков своих картин – художник теперь более решителен. Официальный салон также не противится и берёт некоторые к показу. Эдуард Мане ведёт активный образ жизни, много общается, становится завсегдатаем на вечеринках в кафе, где собираются как знаменитости, так и начинающие художники, литераторы. Бывают здесь и молодые живописцы, будущие импрессионисты, с которыми Мане особо сближается. Появляется у него и целая плеяда поклонников и ярых защитников.

В эти годы во Франции обостряется политическая ситуация. Разворачиваются военные действия, империя терпит крах, и Эдуард Мане, вступив в армию, защищает Париж. В это тревожное время он около года не подходит к мольберту. По окончании политических перипетий Мане возвращается к работе, но приём публикой и критикой его творчества подобен волнам – то взлёт, то порицания. К 1874 году Эдуард Мане стилистически стал близок к импрессионизму, первые ростки которого уже пробивались.

Зрелость и последние годы

С 1877 года возрастает интерес художника к портретам, появляются натюрморты. Шаг за шагом растёт его авторитет, критики всё чаще отзываются благосклонно и даже восторженно, работы выставляются в салонах, появляются награды. Но при жизни художнику не довелось стать безоговорочно общепризнанным мастером, в славе и деньгах от своего творчества он никогда не купался – лишь с 1890-х картины мастера стали приобретать коллекционеры для частных собраний и активисты для музеев.

Проблемы со здоровьем начались в конце 1879 года. Болезнь влияла на координацию движений и мешала писать, а затем и двигаться, с каждым годом становилось хуже. 30 апреля 1883 года Эдуарда Мане не стало.

Личная жизнь

Эдуард Мане был женат единожды, но как творческий человек, к тому же красивый, интересный, обаятельный, иногда позволял себе романы и увлечения, бывало даже со страданиями и страстями – в горящее сердце вдохновение попадает метко. Но о своих похождениях никогда не распространялся – истинный мужчина и аристократ. Его женой в 1863 году стала Сюзанна Леенхофф, учительница музыки, дававшая уроки на дому в семье родителей Мане. Больше 10 лет до свадьбы Эдуард скрывал эти отношения, которые запачканы подозрениями на связь Сюзанны и с его отцом. А её сына Леона, 1851 года рождения, Мане долгое время не признавал своим ребёнком. Но так или иначе, жену и сына он любил, они стали моделями для многих картин живописца.

Самые известные картины Мане

Сегодня полотна Эдуарда Мане завидные экспонаты музеев и частных коллекций.

Трудно выделить краткий список наиболее знаменитых полотен, слишком многие достойны и носят признаки зарождающегося импрессионизма:

  • «Музыка в саду Тюильри» (1862);
  • «Завтрак на траве» (1863);
  • «Олимпия» (1863);
  • «Железная дорога» (1872-73);
  • «Аржантей» (1874);
  • «Кабачок» (1878-79);
  • «Сад в Бельвю» (1880);
  • «Букет цветов» (1882);
  • «Гвоздика и клематис в хрустальной вазе» (1882).

Только вот пожил мало и не успел насладиться славой и положением триумфатора, лишь за год до смерти получив право выставляться вне конкурса.

image
Бар в Фоли-Бержер 1882
image
Эдуард Мане 1870 г.
image
Мадам Мане (Сюзанна Леенхоф)
image
Завтрак на траве 1863
image
Олимпия 1863
Аржантей 1874 г.
Железная дорога 1872-73 г.

Смотрите также:

«Олимпия» – смелый шаг Мане

Картина-загадка «Бар в Фоли-Бержер» Эдуарда Мане

«Завтрак на траве» Эдуарда Мане – яркий, но тихий бунт

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий