Джузеппе гварнери скрипичный мастер биография. Говорят, он до сих пор жив: в чем секрет скрипичного мастера Гварнери

Содержание

image

Андреа Гварнери один из известнейших скрипичных мастеров, чье имя стоит наравне с именем Антонио Страдивари. Андреа является основоположником целой династии мастеров. В 1626 году в семье резчика по дереву Бартоломео родился сын. Семья проживала в Кремоне, относящемуся тогда к Миланскому герцогству. Неподалеку от дома семьи Гварнели проживал известный скрипичных дел мастер Николо Амати.

Многие исследователи предполагают, что Амати и Гварнели связывали родственные отношения. В 1641 году Андреа становится учеником Николо Амати. В 1652 году, в возрасте 26 лет, будущий мастер женится и переезжает в дом к тестю. Супругой его становится Анна Мария Орчелли. Примерно в это же время он выходит из под покровительства Николо и начинает собственную деятельность. Однако, на некоторых скрипках, выпущенных уже после переезда, стоит знак «Allumnis Nicolai Amati», обозначающий в переводе «Ученик Николо Амати». Это свидетельствует, что мастер иногда изготавливал инструменты для своего учителя.

image

Антонио Страдивари и Андреа Гварнели учились у одного мастера

Оба самых известных изготовителя музыкальных инструментов обучались у мастера Амати, проживающего в Кремоне, правда Гварнели закончил обучение ранее, чем Страдивари приступил к работе подмастерьем.

В семье мастера было 4 детей

Вскоре после свадьбы, у мастера появился первенец – дочь Анжела Тереза, следом за ней в семье родилось трое сыновей – Пьетро Джованни, Эусебио Амати и Джузеппе Джованни Батиста. Относительно имени Эусебио Амати, исследователи жизни Гварнели предполагают, что Никола Амати стал крестным отцом ребенка.

Один из сыновей Гварнели стал самостоятельным мастером

Старший сын Гварнели, Пьетро Джованни, рано стал помогать отцу в мастерской. Исходя из анализа мастерства изготовления скрипок дома Гварнери, предполагают, что уже в 1670-1675 юноша делал детали инструментов, однако вскоре появляются инструменты, полностью выполненные им. В возрасте 24 лет старший сын принимает решение о переезде в город Мантуя. Там молодой человек основывает собственную мастерскую и становится известным мастером под именем Пьетра Мантуанского.

Младший сын Джузеппе Джованни Батиста продолжил дело отца

Младший сын Гварнели, Джузеппе Джовани в юном возрасте стал работать в семейной мастерской и уже в 1860 г. выделяют инструменты, выполненные Джузеппе. Считается что уже через 5 лет уровень мастерства его был настолько велик, что он превзошел своего отца Андреа Гварнели.

Джузеппе Джованни Батиста

Андреа Гварнели старался различать работу членов семьи от работ других сотрудников мастерской

В семейной мастерской Андреа работали не только мастер с сыновьями, были другие подмастерья и помощники. Их имена остались неизвестны, хотя в работах имеются особенности. Основатель дома Гварнели стремился делать отличия между работой, выполненной членами семьи, и работой остальных. На инструментах, выполненных подмастерьями и помощниками ставилась метка «Sotto la disciplina». Это обозначало, что инструмент выполнен под руководством кого-то из членов семьи Гварнели. Этот прием позже переняла и мастерская Страдивари.

Многие подмастерья дома Гварнели стали известными скрипичными мастерами

Уровень подготовки учеников и подмастерьев в мастерской Гварнели был настолько велик, что многие из них начали собственную карьеру, снискав славу скрипичных мастеров. К таким мастерам относится Джакомо Дженнаро.

До наших дней дошло около 250 инструментов работы семьи Гварнели

Музыкальные инструменты, изготовленные в Кремоне всегда высоко ценились. Мастерские скрипичных мастеров процветали, изготавливая и не очень дорогие инструменты и инструменты высочайшего уровня. До нашего времени сохранилось примерно 250 музыкальных инструментов, изготовленных в мастерской Гварнели. В большинстве своем это скрипки, но есть альты и виолончели.

В завещании Андреа уменьшил наследство старшему сыну

Что произошло в отношениях Гварнели со старшим сыном, не известно. В завещании мастер сокрушается о выборе старшего сына, связанном с переездом в Мантую. Желая наказать наследника, Андреа выделяет ему значительно меньшую часть, упрекая в неблагодарности. Также мастер требует от сына ответ за некоторые вещи и предметы, увезенные во время переезда из мастерской.

Известный скрипач Никколо Паганини предпочитал играть на скрипке Гварнери

В начале XIX в. триумфальные гастроли Никколо Паганини вызвали всплеск неподдельного интереса к скрипке. Этот инструмент стал пользоваться огромной популярностью. У известного испольнителя было 9 инструментов, изготовленных разными мастерами, в том числе и Антонио Страдивари. После одного из концертов, великому скрипачу предложили купить скрипку дома Гварнели. Великий скрипач влюбился в инструмент и после смерти завещал городу, в котором он родился. Это была лучшая реклама династии скрипичных мастеров. Сейчас скрипка, принадлежащая Паганини, хранится в музее Генуи, за ней бережно ухаживают. Скрипка до сих пор принимает участие в концертах.

Инструменты дома Гварнели имеют индивидуальные особенности

В процессе творчества и поиска собственного стиля мастер придал своим инструментам индивидуальные особенности, некоторые из которых различают только специалисты. Говоря о размерах инструментов, нужно отметить, что и размеры их отличаются от общепринятых: виолончели достаточно велики, ассиметричны, скрипки обычных размеров. Лак красноватого оттенка положен достаточно плотным слоем. Звук, издаваемый инструментами очень нежный, но не сильный.

Инструменты каждого представителя семьи Гварнели имели отличия

Узкие специалисты могут отличить инструмент каждого представителя семьи итальянских скрипичных мастеров по внешнему виду, положению эфов, цвету, тембру.

В российской Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов храниться альт работы Андреа Гварнели

Альт, принадлежащий Георгию Метленбург-Стрелецкому, в 1919 г. был передан в Государственную коллекцию уникальных музыкальных инструментов. Инструмент выполнен во второй половине XIXвека основателем династии скрипичных мастеров. Инструмент крупный, по внешнему виду напоминает работы Николо Амати, но уже обладает индивидуальными чертами инструментов Гварнели.

Другие факты об Андреа Гварнели

  • Смерть основателя дома скрипичных мастеров наступила 7 декабря 1698 г.
  • Фамилию скрипичных мастеров Гварнери представляют 10 человек.
  • Самым знаменитым представителем династии считают младшего сына — Джузеппе Гварнери Дель Джезу.
  • Дель Джезу на своих инструментах ставил монограмму IHS. Значение этих символов до сих пор не разгадано. Часть исследователей предполагает, что эта аббревиатура обозначает “Иисус Христос Спаситель”. Другие уверены, что надпись гласит «Под этим знаменем победишь».
  • У исследователей есть предположение, что младший сын Андреа жил и работал в монастыре, принадлежа к определенному религиозному ордеру.
  • Считается, что самые знаменитые и именитые исполнители предпочитают скрипки работы дома Гварнели.
  • На сегодняшний день скрипки дома Гварнели стоят вдвое дороже, чем скрипки Страдивари.
  • В династии скрипичных мастеров Гварнели известно 3 поколения семьи.

Бартоломео Джузеппе Антонио Гварнери — представитель знаменитой семьи итальянских мастеров смычковых инструментов XVII – XVIII веков.

Джузеппе Гварнери (1608 — 1744) — внук Андреа Гварнери и младший сын Джузеппе Джованни Баттиста Гварнери — самый прославленный из династии Гварненри. По мнению некоторых музыкантов и экспертов, его инструменты даже превзошли скрипки Страдивари. Прозванный «дель Джезу» («от Иисуса») за свой талант, либо за то, что бо́льшую часть своей жизни делал скрипки для церкви и на её деньги, он подписывал скрипки монограммой «I.H.S» (священный знак Христа — «Иисус Христос Спаситель»). На его инструментах играли многие выдающиеся скрипачи — на скрипке «Il Cannone Guarnerius» играл Никколо Паганини.

Скрипки Амати и Страдивари ценились еще при жизни этих великих мастеров, а Джузеппе Гварнери дель Джезу прославился уже после смерти в основном благодаря своему не менее знаменитому земляку Никколо Паганини.

 В начале XIX века скрипка стала необычайно популярной в Европе. Такой интерес был вызван триумфальными гастролями Никколо Паганини. У скрипача было семь или девять инструментов работы Страдивари, скрипки тирольских мастеров, возможно, также инструменты работы Вильома. Но однажды некий торговец сахаром после концерта предложил Паганини купить скрипку мало известного в то время мастера, Джузеппе Гварнери, на нижней деке которой был знак «I.H.S». Великий музыкант влюбился в скрипку Гварнери, назвал ее «Пушка» («Cannone») за убийственную мощь звука и завещал родному городу Генуя. После такой рекламы инструменты Гварнери дель Джезу стали цениться не меньше, чем творения Страдивари. В наши дни скрипка по имени «Пушка» по-прежнему хранится в музее Палаццо Дориа-Турси в Генуе и застрахована на 3 миллиона евро. После смерти Маэстро скрипка получила еще одно имя – «Вдова Паганини». В завещании Великого музыканта Паганини было указано, чтобы коллекция скрипок, и особенно «Cannone» была передана в подарок его родному городу – Генуе, и никогда не покидала его пределов.

Скрипка хранится в зале музея, но и сегодня она продолжает звучать. Это право даровано далеко не каждому – играть на скрипке Маэстро может лишь тот музыкант, который будет объявлен победителем музыкального конкурса имени Паганини. И этот музыкант играет на знаменитой скрипке перед переполненным залом…

Леонид Коган предпочитал инструмент, изготовленный кремонским мастером Гварнери дель Джезу. На такой скрипке, купленной в 1958 году, он исполнил за кадром «роль» великого итальянца в фильме Леонида Менакера «Никколо Паганини». Всю жизнь он стремился разгадать феномен «скрипача-дьявола». Как и Паганини, он предпочитал скрипкам Страдивари инструмент, изготовленный Гварнери дель Джезу, считая, что «ее и сложность, и преимущество в том, чтобы делать звук самому, на них индивидуальный звук скрипача со временем доходит до слушателя гораздо полнее и легче, чем у Страдивари».

320 лет назад родился король скрипок Джузеппе Гварнери. Он давал своим инструментам самые громкие голоса и не гнался за идеальной формой.

Что читают сегодня с этим материалом?

  • Паганини — великий игрок и шоумен
  • Шанель — монастырь, кабаре, слава и любовники-помощники
  • Монсеррат Кабалье: «Выходку газеты „Сегодня“ помню до сих пор!»

В начале XIX века скрипка оказалась очень популярным инструментом в Европе. Промоушеном стали триумфальные гастроли Никколо Паганини. У скрипача было семь или девять инструментов Страдивари, Вильома. Но однажды торговец сахаром предложил ему скрипку малоизвестного тогда Джузеппе Гварнери. Великий музыкант влюбился в нее сразу, назвав «Пушкой» за «дальнобойность» звука и завещал родной Генуе.

Гварнери прожил всего 46 лет, но сумел составить конкуренцию Страдивари. А его скрипка «Пушка» покорила Паганини

Чудо с «Пушкой» в Киеве

В мае 1999-го «Пушку» привезли в Киев. Знаменитый украинский скрипач Богодар Которович играл на ней в Опере: «…когда я взял ее в руки, первое, что почувствовал, — разочарование. Но на концерте „Пушка“ преобразилась! Это было необъяснимо. Когда я играл, ощутил — за мной кто-то разыгрывается. Чувствовал только звуки, мне показалось, за мной стоит двойник. Когда Паганини изображали со скрипкой, то за ним рисовали играющего дьявола…».

Скрипки Гварнери — неидеальные идеалы

Джузеппе Гварнери прожил всего 46 лет, вероятно, в монастыре. Свои скрипки он подписывал монограммой IHS — Иисус Христос Спаситель. Поэтому его называли Гварнери дель Джезу — Гварнери Иисуса.

Его инструменты внешне далеки от идеала. Аскет, видимо, считал, что скрипке важнее голос. И он давал им божественные голоса, мощные, круглые и теплые.

Жизнь Гварнери сложилась нелегко, и скрипкам его пришлось тяжеловато. Их пытались улучшить и переделать. В итоге они теряли свое звучание. Сейчас из сохранившихся 130 скрипок Гварнери только две, в том числе и скрипка Паганини, остались нетронутыми.

Гварнери был родом из Кремоны, как Амати и Страдивари. Феномен успешности кремонских мастеров так и не разгадан. Плотность местной древесины, спрессованной «малым ледниковым периодом»? Рецепт лака?

Родина Джузеппе Гварнери — Кремона, откуда родом также Страдивари и Амати. Фото shutterstock.com

На виолончели Страдивари «Дюпор» играл Мстислав Ростропович и называл ее любовницей. Скрипки Гварнери предпочитали самые великие скрипачи мира, ведь на них можно даже прорычать или гавкнуть. Они требуют более высокого мастерства, но и дают больше возможностей раскрыться таланту.

Скрипач Вадим Репин говорил: «Скрипки Страдивари всегда звучат красиво, но как будто пытаются навязать свои качества тому, кто на них играет… Если обратиться к истории скрипичного исполнительства, то самые великие скрипачи (Крейслер, Хейфец, Стерн, Коган, Мильштейн и другие), предпочитали играть на скрипках Гварнери, за исключением нескольких (например, Ойстрах, который предпочитал Страдивари). Стоит также упомянуть о том, что скрипка Гварнери в два раза дороже».

Что читают сегодня с этим материалом?

  • Издатель Гарри Поттера: «Я прочел рукопись Роулинг за одну ночь!»
  • Король оперы Борис Гмыря — «Реве та стогне», две любимые жены и варенье
  • Гулак-Артемовский — первую украинскую оперу слизал у Моцарта и лечил гипнозом

Толкование

Гварнери

Семья итальянских скрипичных мастеров. Наиболее известны:

Андреа Гварнери (итал. Andrea Guarneri, 1622 или 1626—1698) — знаменитый изготовитель смычковых инструментов. Андреа был учеником известного мастера Николо Амати, жил в XVII веке в Кремоне.

Джузеппе Гварнери (итал. Bartolomeo Giuseppe Antonio Guarneri, 1698—1744) по прозвищу Дель Джезу (итал. del Gesù), внук Андреа, приобрёл наибольшую славу. Знатоками инструменты Джузеппе ценятся даже выше инструментов Страдивари. На скрипке Гварнери «Il Cannone Guarnerius» играл Никколо Паганини.

http://www.newsru.com/cinema/07sep2011/guarneri.html

Категории:

  • Скрипичные мастера
  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в Италии
  • Гварнери

Нужно решить контрольную?Синонимы:

Смотреть что такое “Гварнери” в других словарях:

  • ГВАРНЕРИ — (Guarneri), семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Ее глава, Андреа (1626 98), ученик Н. Амати, разработал собственную модель скрипки. Наиболее высоко ценятся скрипки и альты его внука Джузеппе, прозванного Гварнери дель Джезу (1698… …   Современная энциклопедия

  • Гварнери — (Guarneri), семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Ее глава, Андреа (1626 98), ученик Н. Амати, разработал собственную модель скрипки. Наиболее высоко ценятся скрипки и альты его внука Джузеппе, прозванного Гварнери дель Джезу (1698… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • гварнери — сущ., кол во синонимов: 1 • скрипка (17) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Гварнери — (Guarneri) фамилия знаменитых изготовителей смычковыхинструментов. Старейший из них, Андрей, был учеником известного мастераАмати, жил в XVII в. в Кремоне. Наибольшую славу приобрел Иосиф Г.,племянник Андрея. Инструменты Иосифа Г. ценятся весьма… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ГВАРНЕРИ — (Guarnieri, Guarneri или Guarnerius), знаменитая семья итальянских мастеров смычковых инструментов 17 18 вв. Старейшим из мастеров был Андреа Гварнери (р. ок. 1626 ум. 7 декабря 1698), который, как и А.Страдивари, учился своему ремеслу в… …   Энциклопедия Кольера

  • Гварнери — (Guarneri), семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник  Андреа (1626 1698). Его сыновья: Пьетро (1655 1720) и Джузеппе (1666 1739). Сыновья последнего: Пьетро 2 й (1695 1762) и Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери… …   Энциклопедический словарь

  • гварнери — нескл. ср. Название скрипки, отличающейся совершенством формы и красотой звука (по имени Джузеппе Гварнери знаменитого итальянского мастера конца XVII начала XVIII в., на скрипках которого играли Н. Паганини и Ф. Крейслер). Толковый словарь… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • гварнери — муз. вид виолина наречена по прочуените градители на тие инструменти, италјанското семејство Гварнери од Кремона …   Macedonian dictionary

  • ГВАРНЕРИ (Guarneri) — семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник Андреа (1626 98). Его сыновья: Пьетро (1655 1720) и Джузеппе (1666 1739). Сыновья последнего: Пьетро 2 й (1695 1762) и Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери дель Джезу (1698 1744),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гварнери — (Guarneri)         семья итальянских скрипичных мастеров. Андреа Г. (1622 или 1626, Кремона, 7.12.1698, там же), старейший представитель этой семьи.Учился у Н. Амати. Первые инструменты выполнены в стиле Амати, в дальнейшем Г. изменил модель (эфы …   Большая советская энциклопедия

Скрипичные мастера Италии создавали настолько прекрасные музыкальные инструменты, что они по сей день считаются самыми лучшими, несмотря на то, что в наш век появилось много новых технологий их изготовления. Многие из них сохранились до сих пор в отличном состоянии, и сегодня на них играют самые знаменитые и лучшие в мире исполнители.

А. Страдивари

image

Самый знаменитый и великий скрипичных дел мастер – это Антонио Страдивари, родившийся и всю жизнь проживший в Кремоне. На сегодняшний день в мире сохранилось приблизительно семьсот инструментов, сделанных его руками. Учителем Антонио был не менее знаменитый мастер Николо Амати.

Точная дата рождения А. Страдивари неизвестна. Обучившись у Н. Амати, он открыл свою мастерскую и превзошёл своего учителя. Антонио улучшал скрипки, созданные Николо. Он добивался более певучего и гибкого голоса инструментов, делал более изогнутую форму, украшал их. А. Страдивари, кроме скрипок, создавал альты, гитары, виолончели и арфы (по крайней мере, одну). Учениками великого мастера были его сыновья, но они не сумели повторить успех своего отца. Считается, что секрет великолепного звучания своих скрипок он не передал даже своим сыновьям, поэтому он не разгадан до сих пор.

Семья Амати

image

Семья Амати – это скрипичные мастера из древнего итальянского рода. Жили они в древнем городе Кремоне. Основал династию Андреа. Он был первым скрипичным мастером в семье. Точная дата рождения его неизвестна. В 1530 году он и его брат Антонио открыли мастерскую по изготовлению скрипок, альтов и виолончелей. Они разработали собственные технологии и создали инструменты современного типа. Андреа добился, чтобы его инструменты звучали серебристо, нежно, ясно и чисто. В возрасте 26 лет А. Амати стал знаменитым. Мастер обучал своему делу сыновей.

Самым знаменитым в семье изготовителем струнных стал внук Андреа Амати – Николо. Он усовершенствовал звучание и форму инструментов, которые создавал его дед. Николо увеличил размер, уменьшил выпуклости на деках, сделал более крупными бока и более тонкой талию. Он также изменил состав лака, что сделало его прозрачным и придало ему оттенки бронзы и золота.

Николо Амати был основателем школы для скрипичных мастеров. Многие знаменитые изготовители струнных инструментов были его учениками.

Семья Гварнери

image

Скрипичные мастера из этой династии также проживали в Кремоне. Самым первым в роду изготовителем скрипок был Андреа Гварнери. Как и А. Страдивари, он был учеником Николо Амати. С 1641 года Андреа жил в его доме, работал подмастерьем и за это бесплатно получал необходимые знания. Из дома Николо он ушёл в 1654 году, после того как женился. Вскоре А. Гварнери открыл свою мастерскую. У мастера было четверо детей – дочь и трое сыновей – Пьетро, Джузеппе и Эусебио Амати. Двое первых пошли по стопам отца. Эусебио Амати был назван в честь великого учителя отца и был его крестником. Но, несмотря на такое имя, он единственный из детей А. Гварнери не стал скрипичным мастером. Самым знаменитым в семье является Джузеппе. Он превзошёл своего отца. Скрипки династии Гварнери были не столь популярными, как инструменты А. Страдивари и семьи Амати. Спрос на них был за счёт не очень дорогой стоимости и кремонского происхождения – что было престижным.

Сейчас в мире насчитывается приблизительно 250 инструментов, изготовленных в мастерской Гварнери.

Менее известные мастера скрипичных дел Италии

Были в Италии и другие скрипичные мастера. Но они менее известны. И их инструменты ценятся меньше, чем те, что созданы великими мастерами.

Гаспаро да Сало (Бертолотти) – главный соперник Андреа Амати, который оспаривал у основателя знаменитой династии право считаться изобретателем скрипок современного вида. Он создавал также контрабасы, альты, виолончели и так далее. До наших дней дошло очень мало созданных им инструментов, не более десятка.

Джованни Маджини – ученик Г. да Сало. Сначала он копировал инструменты наставника, затем усовершенствовал свои работы, опираясь на достижения кремонских мастеров. Его скрипки отличаются очень мягким звучанием.

Франческо Руджери – ученик Н. Амати. Его скрипки ценятся не меньше, чем инструменты его наставника. Франческо изобрёл скрипки маленького размера.

Я. Штайнер

image

Выдающийся скрипичных дел мастер Германии – Якоб Штайнер. Он опередил своё время. При жизни он считался лучшим. Созданные им скрипки имели большую ценность, чем те, что делал А. Страдивари. Учителем Якоба, предположительно, был итальянский скрипичный мастер А. Амати, так как в его работах прослеживается стиль, в котором работали представители этой великой династии. Личность Я. Штайнера остаётся загадочной до сих пор. В его биографии много тайн. Ничего не известно о том, когда и где он родился, кто были его мать и отец, из какой семьи он происходил. Но образование у него было прекрасное, он владел несколькими языками – латинским и итальянским.

Предполагается, что у Н. Амати Якоб обучался в течение семи лет. После этого он вернулся на родину и открыл свою мастерскую. Вскоре эрцгерцог назначил его придворным мастером и дал хорошее жалованье.

Скрипки Якоба Штайнера отличались от других. Свод дек у неё был более крутым, что позволяло увеличить объём внутри инструмента. Шейку, вместо привычных завитков, венчали львиные головы. Звук его изделий отличался от итальянских образцов, он был уникальным, более чистым и высоким. Резонаторное отверстие имело форму звезды. Лак и грунт он использовал итальянские.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий