Джотто ди Бондоне – биография и картины художника в жанре Проторенессанс – Art Challenge

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Джотто ди Бондоне или Джотто (Giotto di Bondone; родился 1266 или 1267 — умер 8 января 1337) — величайший итальянский художник Проторенессанса, знаменитый живописец, фрескист и архитектор конца XIII — начала XIV веков. Многие сведения из официальной биографии Джотто ди Бондоне до сих пор оспариваются историками и вызывают жаркие дискуссии. Но у миллионов ценителей искусства нет ни малейших сомнений в том, что творчество выдающегося мастера, его картины и фрески являются уникальными шедеврами мировой культуры.

Джотто ди Бондоне первым из плеяды великих мастеров на заре эпохи Возрождения отказался от древних византийских иконописных традиций и средневековых художественных канонов. Поэтому он по праву считается основоположником современной европейской живописи и изобретателем революционной техники объемного изображения пространства.

Биография Джотто ди Бондоне

Джотто ди Бондоне появился на свет в небольшом городке Веспиньяно в 1266 или 1267 году в семье кузнечного мастера. По другим сведениям, отец будущего гения был обычным крестьянином. Существует красивая легенда о том, что великий художник той эпохи Чимабуэ (Cimabue) случайно увидел по пути во Флоренцию рисунок юного Джотто на камне и поразился таланту деревенского пастушка. Зрелый мастер взял мальчика к себе на обучение и помог освоить азы живописи.

Увы, эта увлекательная легенда никак не подтверждается реальными историческими фактами. Поэтому имя истинного учителя Джотто до сих пор остается неизвестным. Историки также не пришли к единому мнению относительно настоящего имени художника. По одной версии Джотто — это сокращенная форма от уменьшительного Амброджотто (Амброджо), по другой — такое имя мальчику действительно дали при рождении.

Зато доподлинно известно, что первый серьезный самостоятельный заказ Джотто получил в 1288 году. Молодому живописцу, которому в то время едва исполнилось 20 лет, поручили выполнение ответственной задачи по созданию цикла из 28 фресок для внутреннего убранства церкви Сан Франческо в Ассизи. Причем, учитывая огромный объем работ, Джотто не мог справиться с заказом в одиночку, а значит трудился вместе с помощниками. Художник блестяще выполнил задачу и приобрел широкую известность в центральной Италии.

Около 1290 года Джотто ди Бондоне женился на Рисевуте ди Лапо дель Пела, которая подарила ему 8 детей (4 дочери и 4 сына). Семья художника никогда не испытывала материальных трудностей. Многочисленные заказы позволяли мастеру содержать просторный дом и даже давать деньги взаймы под проценты другим людям.

В 1303 году Джотто получил заказ, которому было суждено принести грандиозную славу художнику. Энрико Скровеньи (Enrico Scrovegni) поручил талантливому мастеру фресковую роспись стен капеллы дель Арена в Падуе. Именно в этом шедевре Джотто воплотил в жизнь новую технику живописи — пространственную перспективу. Цикл из 36 отдельных фрагментов и сегодня поражает реалистичностью объемных художественных композиций. Роспись капеллы стала вершиной зрелого этапа творчества мастера и окончательно закрепила за ним славу лучшего художника Италии.

С этого момента Джотто ди Бондоне начал получать дорогие и сложные заказы из разных уголков страны. А в 1315-1318 годах он по приглашению главы католической церкви находился в резиденции понтифика в Авиньоне. Еще пять лет жизни Джотто провел в Неаполе, куда его пригласил местный правитель Роберто Анжуйский. В 1330 году неаполитанский король присвоил мастеру почетное звание придворного художника за выполнение огромного количества фресок для разных церквей города.

В 1334 году власти Флоренции назначили Джотто главным архитектором города и присвоили ему щедрое денежное содержание. Вплоть до самой своей смерти художник активно занимался строительством новых зданий, возведением защитных стен и росписью убранства храмов.

Незадолго до кончины, в 1336 году живописец отправился в Милан, чтобы возглавить работы по созданию фресок для местного правителя Аццоне Висконти (Azzone Visconti). И эту задачу заслуженный мэтр выполнил блестяще, впрочем, как и все остальные.

Жизнь Джотто внезапно оборвалась на пороге семидесятилетнего юбилея. Не сохранилось сведений о том, что послужило причиной смерти великого гения, но дата кончины не вызывает сомнений — это трагическое событие произошло 8 января 1337 года.

К большому сожалению, могила Джотто не сохранилась до наших дней. В разных исторических источниках имеются противоречивые сведения о месте захоронения тела художника. Но большая часть творческого наследия гениального флорентийца, к счастью, пережила века и до сих пор вызывает восхищение у миллионов туристов, посетителей музеев и местных жителей целого ряда городов северной и центральной Италии.

Самые известные работы Джотто ди Бондоне

Среди множества уникальных шедевров, созданных великим художником, сложно выбрать наиболее значимые. И все же, к самым известным работам Джотто ди Бондоне можно по праву отнести:

  • Росписи Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1290-1299) — шедевр, возвестивший миру о появлении гениального молодого художника и нового направления в живописи. В этой работе Джотто впервые использовал революционную технику создания объемного изображения на плоской поверхности стен.
  • Фрески Капеллы Скровеньи (1303-1305) — самый знаменитый шедевр великого мастера, в котором традиции византийской и средневековой живописи были сознательно нарушены автором. Образец безупречного создания художником иллюзии пространства в своем произведении.
  • Художественное оформление Церкви Святого Креста во Флоренции (1334) — цикл настенных фресок и полиптих Барончелли. Эти работы наглядно свидетельствуют о влиянии на творчество художника французской школы живописи после трехлетнего пребывания в Авиньоне.

Биография

Итальянский живописец и архитектор Джотто ди Бондоне был первым представителем эпохи Проторенессанса, зародившейся в позднем средневековье во Флоренции. Работы мастера заложили основы западного искусства и продемонстрировали новую технику изображения перспективы и пространства, подхваченную и развитую знаменитыми представителями Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем.

Детство и юность

Неизвестной остается дата его рождения, пришедшаяся на 1266 или 1267 годы. Летописец Джорджо Вазари, изучавший жизнь и произведения Джотто, утверждал, что отец художника был крестьянином из Веспиньяно, но, согласно большинству свидетельств, он занимался кузнечным ремеслом.

Портрет Джотто ди Бондоне / Википедия

О детских годах ди Бондоне сложены литературные легенды, согласно которым он, будучи беззаботным пастушком, нарисовал на камне овцу и привлек внимание тосканского мастера Ченни ди Пепо, прославившегося мозаиками Пизанского собора, подписанными творческим псевдонимом Чимабуэ. Потом, оказавшись в учениках у знаменитого художника, Джотто превзошел наставника, дополнив его картину насекомым, от которого хотелось по-настоящему отмахнуться.

Подобные рассказы, включенные в «Жизнеописание» Вазари, не вызывают ощущения подлинности, и ученые, рассуждающие о биографии ди Бондоне, предпочитают вовсе опускать ее первоначальный период, но не отрицают факта, что юноша обучился живописи и к 20 годам самостоятельно выполнял серьезные заказы.

Творчество

Сведения о творчестве Джотто ди Бондоне не менее противоречивы, чем истории, связанные с обучением и становлением художественного вкуса. Наряду с десятками противоречивых фактов биографы распространили легенду о том, что однажды папа Бонифаций VIII через посланника попросил молодого художника нарисовать картину, чтобы оценить талант и способности для выполнения крупных и серьезных работ.

Фреска Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды» / Капелла Скровеньи

Около 1282 года мастер с учителем Чимабуэ и многочисленными помощниками приступил к созданию изображений, иллюстрировавших сцены из жизни святых Исаака и Иакова, и поразил всех реалистичностью фигур и игрой равномерно распределенного естественного света.

Из-за того что документы францисканских монахов, относившиеся к периоду написания фресок, были уничтожены войсками Наполеона, неизвестно, какие персонажи принадлежат кисти Чимабуэ, а какие — ди Бондоне. Анализ, проведенный экспертами в 2002 году, подтверждает, что кисти Джотто принадлежат фрески, расположенные на нижнем ярусе храма.

Читайте также8 самых известных сектантов

Еще одним творением, созданным Джотто в конце 1280-х годов, стала картина «Бадия полиптих», украшавшая главный алтарь Флорентийского аббатства в Италии и сейчас хранящаяся в архивах всемирно известной галереи Уффици, после которой живописец прославился и получил работу в Падуе на росписи капеллы дель Арена. Приступив к заказу, ди Бондоне сделал акцент на Деве Марии и по старинной итальянской традиции воспроизвел сцены Благовещения и Страшного суда.

Картина Джотто ди Бондоне «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» / Web Gallery of Art

В отличие от предшественников, занимавшихся искусством настенной росписи, талантливый живописец отошел от текста и по-своему показал истории ангелов, апостолов и святых. Наделив героев настоящими человеческими чувствами, Джотто отошел от византийских канонов и произвел революцию во фресках «Рождество Богородицы», «Поклонение волхвов», «Поцелуй Иуды и арест Христа», а также «Тайная вечеря», «Крестный путь», «Оплакивание Христа» и «Сошествие Святого духа».

Главным произведением, ознаменовавшим переход от готики к Ренессансу, стало полотно «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», широко известное под названием «Мадонна Оньиссанти». Написанное для главного алтаря капеллы всех Святых во Флоренции, оно отличалось живостью и натурализмом за счет трехмерного изображения центральных и второстепенных фигур, а также использования меньшего пространства, подчеркивавшего важность человеческого тела в произведениях искусства.

Картина Джотто ди Бондоне «Мадонна Оньисанти» / Web Gallery of Art

В начале 1330-х годов индивидуальный и неповторимый стиль живописи настолько прославил итальянского художника, что он получил место при дворе короля Неаполя, а затем стал главным архитектором в самом запоминающемся городе Тосканы. На этом посту ди Бондоне увековечил собственное имя в нижнем ярусе колокольни, находившейся на территории кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, и после смерти мастера это здание стали называть кампанилой Джотто.

Последней работой Джотто, выполненной параллельно с возведением колокольни, стало украшение часовни главы администрации Флоренции, находившейся невдалеке от общественного здания Барджелло.

Личная жизнь

Единственной информацией о личной жизни Джотто является то, что приблизительно в 1290 году он сыграл свадьбу с женщиной по имени Чиута, бывшей дочерью жителя Флоренции по фамилии ди Лапо дель Пела.

Читайте такжеСамые известные художники в мире

В этом браке родились 4 дочери и 4 сына, средний из которых последовал по стопам отца и тоже стал художником, звавшимся Франческо. В начале 1300-х годов семья ди Бондоне приобрела собственный дом во Флоренции, и после путешествий, связанных с выполнением заказов, мастер коротал там время с женой и детьми.

Смерть

Кроме фактов, относящихся к художественным произведениям ди Бондоне, о последних годах жизни мужчины информации почти нет.

Статуя Джотто ди Бондоне во Флоренции / Википедия

Исследователи предполагают, что незадолго до смерти, произошедшей по неизвестным причинам в январе 1337 года, Джотто познакомился и много общался с Джованни Боккаччо, впоследствии написавшим новеллы «Декамерон».

Картины

  • «Поцелуй Иуды и арест Христа»
  • «Изгнание бездетного Иоакима из храма»
  • «Рождество Богородицы»
  • « Введение во храм»
  • «Архангел Гавриил получает поручение отправиться к деве Марии»
  • «Встреча Марии и Елизаветы»
  • «Поклонение волхвов»
  • «Тайная вечеря»
  • «Бичевание Христа»
  • «Крестный путь»
  • «Воскресение»
  • «Триптих Стефаневски»
  • «Мадонна Оньиссанти»

Джотто ди Бондоне стал первым живописцем, преодолевшим каноны византийской иконописи (строгие правила изображения сцен религиозного содержания и образов Христа, Богоматери, святых), чтобы открыть миру новую эпоху — эпоху Проторенессанса.

Джотто Ди Бондоне

Его работами вдохновлялись такие титаны мировой живописи, как Микеланджело, Рафаэль и Леонардо.

Джотто жил на рубеже 13 и 14 веков. Середина его жизни пришла ровно на слом двух столетий. Это время называют эпохой Данте и Джотто, ведь Джотто Ди Бондоне был современником Данте. Он поставил своеобразную «точку невозврата» в истории мировой живописи: именно ему впервые удалось разорвать тесные связи итальянской школы с искусством Византии, позволив появиться на свет одному из самых ярких и глубоких направлений в истории искусства – Ренессансу.

Хронологические рамки эпохи Ренессанса в Италии

Номер периода Название Года Название периода
1 период Дученто (от итальянского ducento — двести) — название произошло от сочетания двух слов Ду (то есть 2) и ченто (сто) — это итальянское название XIII века. 1200-е гг. Проторенессанс (прото – пред)
2 период Треченто (Трече́нто от итальянского trecento — триста) — принятое в итальянском языке наименование XIV в. — название произошло от сочетания двух слов тре (то есть 3) и ченто (100 — сто) 1300-е гг. Ранее Возрождение
3 период Кватроченто название произошло от сочетания двух слов Кватро (то есть 4) и ченто (сто в переводе с итальянского языка). Кватроченто — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века. 1400-е гг. Высокое Возрождение
4 период Чинквеченто — название произошло от сочетания двух слов Чинквеченто (то есть 5) и ченто (сто). Чинквеченто в переводе с итальянского буквально пятьсот, а также 1500-е годы) — итальянское название XVI в. 1500-е гг. Позднее Возрождение

Разобравшись в формировании названия того или иного периода, можно легко атрибутировать произведение, увидев дату его создания. Например, диптих «Мадонна с младенцем», датируется 1340 годом, значит речь идет о треченто или Раннем Возрождении.

Биография художника Джотто ди Бандоне

Тайна рождения Джотто ди Бондоне окутана тайной: однозначно ответить на вопрос «когда» и «где» историки искусства не могут до сих пор. Но общепринятым годом рождения художника считается 1267 год. Скончался Джотто в 1337 году. Таким образом, его творческий путь объединяет период дученто (проторенессанса) – времени, когда Италия только нащупывала ренессансную почву, пытаясь преодолеть каноны готического и византийского искусства, и треченто – раннее Возрождение, в котором закладываются основные художественные особенности итальянского Ренессанса.

В мире искусства хорошо известна легенда, согласно которой Джотто был учеником Чимабуэ – известного мастера проторенессанса. Эта версия впервые была озвучена в книги Джорджо Вазари «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов»: по его словам, Чимабуэ сразу оценил талант молодого пастуха, рисующего овцу углем на камне, которого Чимабуэ случайно встретил, возвращаясь в город. Правда ли это или же вымысел сейчас сказать сложно, однако, выдающийся талант мастера отрицать не приходится: к первому крупному заказу он приступает, будучи совсем молодым мастером 22 лет от роду.

Картины Джотто ди Бондоне

Первой крупной работой Джотто стали росписи верхней церкви Сан Франческо в Ассизи (Умбрия, Италия).

Церковь Сан-Франческо в Ассизи (план и разрез)

Это был очень важный заказ, поскольку храм был построен в честь Франциска Ассизского – одного из самых почитаемых в католической церкви святых, основателя монашеского ордена францисканцев, происходившего из этих мест.

Церковь Сан-Франческо в Ассизи

Работа была начата около 1288 года, и завершена к 1290 году. Такой колоссальный объем фресок сложно было выполнить в такие рекордно короткие сроки, работая в одиночку. Поэтому искусствоведы полагают, что Джотто помогала целая артель художников, которых он обучил манере, абсолютно идентичной своей собственной, что практически полностью исключает возможность явить свету имена этих «рук». В истории изобразительного искусства их принято называть джоттесками (репликами искусства Джотто).

Вид верхней церкви Сан-Франческо

К другим крупным работам Джотто относятся:

  • Фрески Капеллы Скровеньи в Падуе
    Фрески Капеллы Скровеньи в Падуе
  • Фрески в церкви Флорентийского аббатства (итал. Badia Fiorentina) во Флоренции
    Церковь Флорентийского аббатства во Флоренции
  • Фрески в церкви Святого Креста во Флоренции
    Церковь Святого Креста во Флоренции
    Фрески в церкви Святого Креста во Флоренции

Джотто работал не только как монументальный художник (мастер фрески), но и как станковый живописец (станковое произведение – это самостоятельное произведение, выполненное на отдельной доске или холсте). Особую страницу в его творчестве занимают расписные кресты, а также диптихи (таблички-книжки для записи, представлявшие собой две дощечки, внешние стороны которых покрываться разного рода украшениями), а также триптихи и полиптихи – алтарные образы, состоящие из трех или большего числа створок, соответственно.

К самым известным относят:

  • Полиптих Барончелли. Около 1334 г. Церковь Санта-Кроче, Флоренция.
    Полиптих Барончелли
  • Триптих Стефанески. Около 1330 г. Пинакотека, Ватикан.
    Триптих Стефанески
  • Алтарь Перуцци. 1310—1315 гг. Музей искусства Университета Северной Каролины, Рэйли.
    Алтарь Перуцци
  • Расписной крест. Около 1315 г. Лувр, Париж.
    Расписной крест

Фреска «Бегство в Египет»

Фигура Джотто ди Бондоне важна для истории мирового искусства.

Но в чем проявилось новаторство Джотто и его абсолютно новый подход к живописи? В чем же заключаются изменения, которые вывели итальянскую школу живописи на абсолютно новый уровень, ведь сами фрески – это искусство, которое существовало и в Древнем Египте, и в античном Риме.

Обратимся к одному из известнейших образов кисти Джотто ди Бондоне – фреску «Бегство в Египет» из падуанской Капеллы Скровеньи.

Бегство в Египет
  • На фреске имеется обрамление: Джотто имитирует инкрустацию цветным мрамором, чтобы создать эффект рамы. Для художника важно показать самостоятельность каждого произведения, поэтому фресковую сцену он видит отдельным произведением, своеобразной картиной, выполненной, однако, в формате монументальной живописи.
  • Джотто впервые в истории мировой живописи дополняет композицию пейзажем, чтобы работа выглядела более полной, законченной и интересной для зрителя. Художник очень часто думают о том, как же заинтересовать нас с вами и заставить задержаться перед картиной как можно дольше. Скалы с одинокими деревьями – фирменный почерк Джотто. Благодаря введению такого мотива, композиция становится более глубокой и объемной – художник уходит от византийской плоскостности и упрощенности трактовки.
  • Джотто пытается победить некую застылось и статичность готических и византийских шедевров. Для этого он вводит в композицию мотив движения, который раскрывается здесь дважды:
    • мотив мерного шествия (обратите внимание, что он специально уходит от симметричного расположения стоп, как это было принято в эпохах античности и средневековья: здесь четко прослеживается, что каждый герой идет в своем собственном ритме).
    • мотив летящего ангела, который, обогнав процессию, поторапливает ее, понимая, что в случае промедления их ждет неминуемая гибель.

Джотто находил важным вдумчиво прописывать детали, которые помогают сделать его работу еще более реалистичной и интересной: лицам он придает индивидуальные, портретные характеристики, складки и драпировки он пишет гораздо более тонко и мягко, пытается натуралистично изобразить ту или иную фактуру (например, каменные разломы скал или ткани плащей).

А еще Джотто был очень тонким колористом, который видел в каждом оттенке свои эмоциональные нюансы. На многих фресках маэстро — невероятно насыщенный синий фон, который придает композициям особую драматичность и затрагивать самые глубинные эмоциональные струны зрителей, переживающих за судьбы героев.

Содержание

Джотто ди Бондоне – основоположник итальянской школы живописи, художник и архитектор, автор принципиальных новшеств в изобразительном искусстве, вошедший в её историю как ключевая фигура. В работах Джотто черпали вдохновение его великие последователи Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль.

Происхождение

По наиболее распространённой версии год рождения Джотто – 1266 или 1267, место рождения – маленький городок Веспиньяно (современный Виккьо) в провинции Флоренция. По другим предположениям год рождения может быть любым с 1266 по 1276 год, именно на последнем варианте настаивал в своих биографических исследованиях автор «Жизнеописаний» Джорджо Вазари (1511-1574). Нет полной уверенности и относительно места рождения, возможно, это была сама Флоренция.

Отец художника по разным данным был кузнецом или крестьянином. Непоседливого и расторопного сына к трудовой жизни простых людей он привлекал с ранних лет, в том числе к присмотру за скотом на пастбище.

Легенда о первом шаге к искусству

Пасти овец было делом нехитрым. Шустрый пастушок, прихватив из остывшего костровища кусочек угля, рисовал на камне барашка, что выходило у него довольно ловко. Мимо зелёного пастбища проезжал известный флорентийский художник Чимабуэ (1240-1302), который обратил внимание на рисующего мальчишку и его явные способности. Решительный и настойчивый мастер, поговорив с пастушком, убедил его родителей в необходимости и возможности учиться у него в мастерской. Так в юном возрасте Джотто с помощью мастера Чимабуэ сделал первый шаг на своём длинном пути художника-новатора.

Флоренция

В конце XIII века Флоренция в периоде расцвета: крупные богатые семьи строят в городе роскошные дворцы, новые великолепные церкви, мосты. Независимый почти 100-тысячный город процветает, торгуя шерстью и благодаря банковскому делу. Масштабы строительства требуют большое количество работников, особое место среди которых занимают архитекторы, скульпторы и художники.

Мастерская Чимабуэ – старт

Совсем не долго Джотто растирал краски и подготавливал доски для мастера. Скоро он самостоятельно писал фоны, затем ему доверили изображение второстепенных фигур, и вот он уже полноценный художник с первой порцией известности. Профессиональное развитие шло быстрыми темпами – поначалу требовало подсказок мастера, затем на первый план вышло природное дарование. Здесь же стали проявляться незаурядные деловые качества художника.

Коммерческая жилка

Деловая хватка Джотто позволит ему впоследствии никогда не бедствовать. По воспоминаниям современников, художник в финансовых вопросах обладал не меньшим талантом, чем в профессиональных. Сохранились документальные свидетельства его жизни на широкую ногу. Со временем богатство, заработанное талантом, позволит художнику исполнить мечту – он займётся скупкой земель в родном Веспиньяно и его живописных окрестностях. Так хотелось порадовать себя и своё многочисленное семейство.

Кстати, о семье

Ещё в свои ученические годы, в конце 1280-х, Джотто обзаведётся собственной семьёй. Его женой станет Чивутте ди Лаппо дель Пьелла. Сведений не много, известно лишь, что у них будет восемь детей, один сын продолжит династию.

Дружба, вошедшая в историю

Во Флоренции судьба сведёт Джотто с Данте Алигьери (1265-1321), поэтом и мыслителем, заложившим основу для литературности итальянского языка. Возраст, талант и острый ум каждого станут залогом крепкой дружбы молодых людей на долгие годы. Данте увековечит имя художника в своей поэме «Божественная комедия», величайшем культурном памятнике Италии. Годы расцвета страны историки и искусствоведы позднее будут обозначать именно как «эпоху Данте и Джотто».

Святой Франциск в творчестве Джотто, Ассизи

Примерно за сто лет до вышеупомянутой эпохи в Италии в городке Ассизи жил некий Франциск, сначала обычный гражданин из богатой семьи, затем учитель и проповедник, выбравший путь покаяния и нищенствования. Обличение развращённой церкви, лечение больных и прокажённых, душеспасительные проповеди стали его целью. Своей жизнью, полной мук и лишений, он обозначил новую эпоху католицизма.

В память о Франциске, причисленному к лику святых, через два года после его смерти, в 1228 году, в Ассизи начали строить величественный храм. По окончании строительства в 1253 году началась отделка, которая продлилась не одно десятилетие. Глава францисканского ордена пригласил расписывать церковь именитого мастера Чимабуэ (около 1278 года), а затем и его ученика Джотто (в 1282 году), который уже зарекомендовал себя как талантливый художник. Вообще обширный фресковый цикл в церквях храма святого Франциска начал создаваться около 1260 года, последняя фреска датирована 1368 годом.

В Ассизи случится не такое уж редкое явление в истории расстановки сил в паре учитель-ученик: фрески молодого художника затмят работу его почтенного наставника. Споры искусствоведов относительно авторства привели к убеждению, что большинство фресок, повествующих о жизни Франциска (которых 28), это работы Джотто. Такой вывод базируется на анализе дальнейшего творчества живописца, в котором активно будут использоваться ассизские художественные приёмы: реалистичность деталей, в основном написанных с натуры, последовательное повествование согласно хронологии событий.

Капелла Скровеньи, Падуя, новаторство

В начале 1300-х Джотто приступает к новому заказу. Это только что построенная церковь Скровеньи (фамилия богача, построившего здание) или дель Арена в Падуе. Художник приехал с множеством помощников (у него уже была своя мастерская) и работа, сделавшая впоследствии имя Джотто широко известным по всей Италии и не только, началась.

Именно здесь живописец впервые применит собственную идею по оформлению церковного зала: не менее 38 фресок покроют все стены и плафон в несколько рядов, расположенных параллельно. Евангельская история – череда последовательных кадров-эпизодов, словно иллюстраций Библии для детей или неграмотных взрослых. Это было ново и смело. Кроме того, художник заменит золотой фон, характерный для византийских икон и привычный для его учителя Чимабуэ, на натуральный пейзаж. Впервые в европейской живописи библейские события будут написаны на фоне природы или строений архитектуры. Джотто вырос в отважного и решительного творца.

Другим революционным открытием живописца стал ракурс подачи события: в разрез предписанным правилам византийского иконописного канона, который не менялся веками, Джотто изображал события так, будто сам был их свидетелем и теперь делится со зрителями.

Капелла Скровеньи и нетрадиционные фрески

Джотто и его уникальные фрески для капеллы Скровеньи – исток великой живописи Ренессанса или Возрождения. Иконописные образы, условные фигуры и лики сменились на живых и полноценных героев из плоти и крови, переживающих человеческие драмы и испытывающих настоящие сильные эмоции.

Прорывом стала и техническая сторона живописи. Учитель Чимабуэ писал на полностью оштукатуренных и просохших стенах, ученик Джотто применил метод работы по влажной штукатурке. Причём наносить краски надо было быстро (из-за стремительного высыхания) и фрагментарно, до начала основной росписи. Кроме того, такой метод требовал использования очень насыщенных пигментов. Время показало, что приёмы, разработанные Джотто, способствуют прекрасной сохранности его произведений – сегодня они так же праздничны, как семь веков назад.

Творчество и слава

Джотто заработал прекрасную репутацию, теперь репутация работает на него. Он много путешествует по всей Италии, пишет по заказу короля Неаполя, банкиров Флоренции, знати Милана, аретинских церквей и даже для Папы римского.

Вымысел или правда, но известно, что Папа, подыскивая мастеров для работы в Вечном городе, прослышал о необыкновенном мастере Джотто и послал к нему своих гонцов. Они потребовали от уже именитого и уверенного в себе художника подтверждений – рисунков, по которым можно было бы судить о мастерстве живописца. Остроумный художник взял кисть, макнул её в красную краску, локоть приставил к боку, затем ловко, одним движением изобразил идеальную окружность. И спокойно добавил, что больше никаких подтверждений не будет. Весёлый итальянский народ тут же придумал пословицу, которой характеризовались простофили: «Ты даже круглее, чем джоттовское О».

Репутация Джотто шагнула и за пределы Италии – он побывал во Франции.

Самые значимые нововведения

Наследие непревзойдённого живописца Джотто ди Бондоне, творившего семь веков назад, трудно переоценить. Хотя надо понимать, что профессиональное оснащение художников в то время (краски с точки зрения их химического состава, кисти, прочие приспособления) было гораздо беднее современного. Тем не менее вклад Джотто в искусство огромен.

Он был пионером:

  • в создании 3-мерного пространства на картинах вместо общепринятого плоского изображения стиля иконописи,
  • в изображении пейзажей в качестве фона для библейских сюжетов,
  • в представлении действующих лиц Священного писания на своих картинах как живых и эмоциональных людей, при этом сдержанных и достойных, как подобает,
  • в использовании необычных светлых оттенков, причём с мастерским сохранением выразительности и праздничности.

Кроме того, живописцу удалось добиться более уважительного отношения к художнику вообще, поднять значение профессии над простыми ремесленниками.

Чувство красоты, цвета и линии присуще всем работам мастера, в этом итальянские художественные традиции сохраняются неизменно.

Самые известные картины

Сюжеты знаменитых фресок Джотто ди Бондоне взяты из Евангелия, библейские сюжеты в то время самая популярная тема.

Произведения художника в основном находятся в Италии, некоторые принадлежат другим странам:

  • «Поклонение волхвов», наиболее известная картина, построенная на цветовых контрастах, Падуя;
  • «Поцелуй Иуды», картина, занимающая особое место, также с использованием светотени, Падуя;
  • «Распятие», по сюжету, к которому художник обращался не раз, Падуя;
  • «Мадонна во славе», картина на дереве, Флоренция;
  • «Коронование Марии Христом со святыми и ангелами», также на деревянной основе, Флоренция;
  • «Погребение Девы Марии», Берлин;
  • «Принесение во храм», Бостон.

Время неумолимо, но работ, к счастью, сохранилось довольно много, и современное человечество тщательно их оберегает.

Последние годы, Флоренция

Путешествуя и работая по всей Италии, Джотто всегда возвращался на родину. Простой мальчишка-пастушок благодаря уникальному дару, любви и преданности своему делу получил дворянский титул, стал почётным гражданином Флоренции, в 1334 году – главным архитектором города. Теперь он, ответственный за стройки и реконструкции всех городских зданий и мостов, за архитектурный облик города, должен закончить строительство центрального кафедрального собора города (Дуомо), самого амбициозного проекта в истории Флоренции (и Европы в целом – собор рассчитан на 30 тысяч человек – самый большой европейский храм на момент постройки). Собор начал строиться в 1289 году, Джотто принял его на завершающей стадии строительства. Он разработал проект колокольни, начал её возводить, но увидеть культовое сооружение любимого города целиком и в законченном виде ему не удалось. 8 января 1337 года Джотто ди Бондоне умер. Похоронен в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, последнем, незаконченном своём детище.

Поцелуй Иуды
Расписной крест
Расписной крест
Поклонение волхвов
Введение во храм

Смотрите также:

Биография художника Константина Андреевича Сомова

Бэнкси: анонимный художник улиц

Жан Франсуа Милле – биография, особенности творчества, топ картин

Джотто первым стал писать картины на библейские темы с натуры. Что он хотел донести до современников?

Джотто. Вознесение    

Икономия Джотто

Джотто (около 1267 – 1337) был предтечей эпохи Возрождения. Он первым стал постепенно отходить от византийской традиции, находясь еще как бы на территории Византии. Недалеко от Падуи, где он расписывал знаменитую капеллу Скровеньи, были Венеция, Равенна – духовно связанные земли; культурное влияние Византии было основным в этих краях, а Венеция тогда и политически была подчинена Византии. Это византийское влияние до сих пор не совсем изжито: так, Венецианский епископ носит титул патриарха; главой Венецианской Республики был долгое время дож – то есть герцог, «дука»; дожи были независимыми, но осознавали себя все-таки наместниками Византийского императора.

В своем творчестве Джотто уходит от канонов Византии

В своем творчестве Джотто уходит от канонов Византии, совершает разворот в сторону иной эстетики – той, на основе которой потом в течение столетий будет, вплоть до наших дней, развиваться искусство. Замечательный искусствовед сестра Венди Беккет однажды сказала об этом очень образно: если всё, что было до Джотто, можно назвать радио, то Джотто изобрел телевидение.

Что же нового дал Джотто искусству? Он стал первым писать святые образы с натуры. До этого художники извлекали их из глубин своей души – вот как Андрей Рублев создавал «Троицу» и другие иконы. Собственно, это же уникальный случай: преподобного Андрея Церковь прославила как художника, иконописца, но о его житии известно мало. Мудрая же Церковь увидела, что только святой человек мог из глубины своего сердца извлечь такой образ, как «Троица», только духовными очами можно так увидеть Бога, а для этого надо быть святым.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция    

Джотто был человеком совсем не аскетичным. Уже в ХХ веке были обнаружены его останки – мастер был похоронен во Флоренции, в главном соборе, знаменитом Санта-Мария-дель-Фьоре. Исследователи изучили его кости, антропологи смогли воссоздать его портрет – и физический, и психологический. И отметили, что человек этот очень любил поесть мяса, любил орехи, которые дороги были в то время, любил вино – любил жизнь со всеми ее радостями и утехами. Такой почти исихазм, в который погружался преподобный Андрей, Джотто был недоступен и непонятен. Он не мог созерцать божественные тайны, как Рублев. Как не могли быть столь же духовными и те, кто созерцал его фрески и живопись. Ведь чтобы прочувствовать святые образы, получить максимум духовной пользы от их созерцания, войти в духовное общение с Богом, с Божией Матерью, со святыми через иконы кисти преподобного Андрея, надо тоже вести духовную жизнь, спасаться с таким же рвением.

Джотто ди Бондоне    

То, что делал Джотто, – это своего рода икономия. Ведь если люди с трудом воспринимают духовное, надо дать им его в доступной форме

То, что делал Джотто, – это своего рода икономия. Ведь если люди не способны воспринимать духовное, надо дать им хотя бы душевное. Правда, надо признать, что в творениях Джотто есть и значительный духовный пласт – но передан он средствами не просто земными, а человеческими – причем в буквальном смысле этого слова: Джотто просил позировать для святых картин мужчин и женщин. И писал обыкновенных мужчин и женщин на своих образах и фресках. Первый! Можно представить, как Церковь могла отнестись к подобным новшествам.

Фрески капеллы Скровеньи

Возможно, именно по этой причине новые принципы изображения Джотто опробовал, расписывая частную усыпальницу – знаменитую капеллу Скровеньи. Это была семейная часовня, не предназначавшаяся для того, чтобы на службы в ней приходили посторонние, да и службы-то должны были совершаться только поминальные. Предполагалось, что там упокоятся два человека: Реджинальдо Скровеньи-старший, которого, кстати, Данте в своей «Божественной комедии» помещает в ад – он, по-видимому, был большим поклонником денег и не всегда праведными путями их стяжал – и его сын Энрико Скровеньи-младший. Сын и решил почтить память отца и, чтобы отмолить грехи – своего отца и, может быть, собственные, – решил построить и расписать часовню, для чего и пригласил Джотто.

Фрески Джотто в капелле Скровеньи    

Работать тому было довольно комфортно: художник мог делать всё по своему усмотрению. К тому же и сама атмосфера в Падуе – университетском городе – была особой, располагающей к художественным экспериментам. Рядом в Равенне живет Данте, в самой Падуе он читает лекции… Демократичный культурный город.

Эксперимент оказался удачным. И сегодня фрески Джотто изумляют. Можно представить, какое ошеломляющее впечатление они производили в те времена!

Увидев, какими фресками Джотто расписал его капеллу, Энрико Скровеньи-младший решил, что их должны увидеть все: часовня, освященная 16 марта 1305 года, стала открываться для всех в свой престольный праздник – на Благовещение.

Само освящение капеллы было обставлено необыкновенно торжественно: антиминс и всё необходимое для чина освящения, а также ковры и ткани Энрике Скровеньи-младший взял из собора святого Марка в Венеции.

Мозаики собора святого Марка в Венеции    

Кстати, Джотто, расписывая капеллу Скровеньи, вдохновлялся мозаиками этого собора, всё внутреннее убранство которого было сугубо православным. Да и сам собор построен по образу церкви 12 апостолов в Константинополе, так что, глядя на него, мы можем представить, как выглядел храм, в котором служил Иоанн Златоуст (он был уничтожен в 1461 году). Вообще, когда попадаешь в Сан-Марко, чувствуешь, что это духовное творение. Там особенная атмосфера, как в храме Святой Софии. Собор построен с молитвой, с любовью, по откровению Божественному.

Но вернемся в Падую.

Джотто. Благовещение  

Одна из главных тем росписей капеллы Скровеньи – Богородичная. Перенося на фрески события из жизни Божией Матери, Джотто следовал за Протоевангелием Иакова, брата Господня, повествующим о рождении, детстве и юности Девы Марии, о рождестве Спасителя. Совершенно потрясающе, очень живо и динамично художник изобразил, как Иоаким приносит жертву, а ее не принимает первосвященник, как он расстраивается, уходит пасти овец в пустыню; как плачет Анна и как ей является ангел; как Анна и Иоаким встречаются у Золотых ворот, обнимают и целуют друг друга – столько любви в этой сцене, столько психологической правды, как мы сказали бы сегодня. Так же эмоциональны и другие сюжеты фресок. И не удивительно, что в праздник Благовещения, когда капелла открывалась для всех, здесь было не протолкнуться – так много людей приходило сюда – увидеть эти фрески, испытать душевное потрясение и для того, чтобы возгревать свою веру.

Оправдание праздников

Не будем забывать, что Падуя была университетским городом. А в университетской среде, как и сейчас, тогда тоже были распространены скептические настроения. Многие говорили: праздники, связанные с Богородицей: Ее рождество и Введение во Храм – поздние, они только в VIII веке были установлены; ранние христиане, может быть, их и не отмечали. А Джотто фресками доказывает, что это не так: вот перед вами события из жизни Богородицы, которым был свидетелем и которые описал апостол Иаков, брат Господень. А он ведь был первым епископом в Иерусалиме, и это он устанавливал христианские праздники. И первая Литургия написана тоже апостолом Иаковом. Позже Иоанн Златоуст и Василий Великий взяли ее как основу и довели до совершенства.

Джотто. Благовещение    

Можно предположить, что, когда еще жива была Матерь Божия, ученики Спасителя все вместе отмечали Ее день рождения, а Введение во Храм – как уже не личный праздник Богородицы, а именно как введение человечества во Храм Божий. И апостол Иаков об этом прекрасно знал.

Джотто ставил перед собой цель: возвеличить праздники, посвященные событиям, о которых мы напрямую в Евангелии не читаем

Джотто и ставил перед собой цель: возвеличить праздники, посвященные событиям, о которых мы напрямую в Евангелии не читаем, сделать так, чтобы люди не относились к ним скептически.

Чудеса Храма

В Италии была еврейская община. Джотто мог пообщаться с людьми, сведущими в иудейском богословии. И они ему рассказали, что в Талмуде сказано: за 40 лет до разрушения Иерусалима перестали совершаться чудеса, которые всегда совершались в Иерусалимском Храме. Значит, всё верно: 70-й год минус 40 – это 30-й год, год, когда распяли Христа. Не сказано, что произошло конкретно, но – что не стало чудес.

Джотто. Введение во Храм    

Их было несколько – этих зримых свидетельств присутствия Божественной благодати: во-первых, в Храме никогда не было неприятного запаха, хотя на пасху священники выглядели как мясники: реки крови текли, огромное количество жертвоприношений совершалось. Но не было ни мух, ни запаха тления, ничего – только благоухание! Животные никогда там не кричали, не вырывались, не пытались убежать: кротко шли на заклание, осознавая важность своей миссии. Во-вторых, дым от жертвенника всегда шел строго вверх, и жертвенник никогда не гас, ни в какую погоду: дождь ли, туман, ветер – дым прямо уходил в небо. Даже говорят, что если были облака зимой, то над дымом был круг чистого неба. Дым прямо к Богу уходил – Господь обонял воню благоухания, это был знак того, что Он принимает жертву.

В-третьих, было чудо схождения Благодатного огня: жертвенник специально гасили перед пасхой, Церковь Ветхого Завета молилась, и Господь посылал этот огонь – как посылал его на жертву Авеля, или как на жертвенник, который пророк Илия поливал водою перед язычниками и молился об огне… Жертвенник Храма возгорался. И, вероятно, каждый год, как и в наше время на Пасху в храме Гроба Господня. А храм Гроба Господня, храм Воскресения Христова – это же обновленный храм: мы празднуем обновление храма, не открытие, не строительство, а обновление, то есть храм впитал в себя всю благодать ветхозаветного Храма царя Соломона и Скинии собрания, воспринял и преумножил эту традицию Ветхого Завета. И точно так же, как сейчас разносятся по всему миру лампадки с благодатным огнем, тогда иудеи уходили после пасхи, неся с собой этот огонек. А на вершинах гор стояли костры, сложенные из поленниц, и, когда с одной горы видели, что на Сионе загорелся жертвенник, тут же поджигался факел. Этот «телеграф» за очень короткое время достигал Вавилона, там становилось известно, что в Иерусалиме пасха.

Еще одно из чудес Храма заключалось в том, что женщины, у которых ожидались тяжелые роды (или они были в возрасте, или больны), приходили в Вифезду, в дом милосердия, который был при Овчей купели. В нем были специальные помещения для рожениц, и при них повитухи, помогавшие при родах. И это помещение было территорией Храма: Овчая купель – часть Храмовой горы. В чем заключалось чудо? Всегда всё заканчивалось хорошо, и дитя, и мама оставались живы и здоровы. А расчет был очень простой: не может же Господь допустить, чтобы в таком месте случилось несчастье! Поэтому туда шли женщины в надежде на то, что Господь поможет.

Рожденные там дети считались Божиими. В 2–3 года они забирались в Храм на воспитание. Это не значит, что они потом не могли видеться со своими родителями. Могли, но воспитывали их в Храме – это была своего рода семинария.

И именно это мы видим в описании праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Это была традиция: Матерь Божию привели по традиции в Храм, поскольку место рождения Ее – Овчая купель!

Это ошибка, когда пишут, что это «дом Иоакима и Анны»: дом Иоакима и Анны находился, скорее всего, в Ципори, согласно последним научным исследованиям, или в Назарете. А где же еще могла родиться Божия Матерь, как не в Храме? Она там и воспитывалась, согласно Евангелию и преданиям. И это считалось обыкновенным, и другие девочки воспитывались, как и мальчики, при Храме до определенного возраста. Потом девушка обязательно должна была выйти замуж, и мужчина точно так же должен был создать семью. В то время традиции обетов безбрачия не было, если кто-то и давал такой обет, то это был особый, лично его случай, индивидуальный, как, например, случай с дочерью Иеффая; течение терапевтов – аскетов – только-только зарождалось; даже ессеи, достаточно строгая религиозная община, жили семьями.

Джотто. Благословение Анны    

У Анны роды были очень тяжелые: в Протоевангелии от Иакова говорится, что несколько дней Анна не могла даже кормить Матерь Божию, настолько она была обессилена родами. А когда пришла в себя, спросила только: «Кто?» Ей сказали: «Девочка». Конечно, для женщины в возрасте роды были тяжелым физическим испытанием.

Джотто, подчеркивая этот момент, фреску разделяет на две части: на одной – Рождество Богородицы, на другой – Анна через несколько дней приходит в себя и поет потрясающую песнь, которая сохранилась в гимнах Церкви.

Спустить с неба на землю

Джотто совершил отход от византийских иконописных традиций, приблизил сакральные сюжеты к обыденному их восприятию его современникам. Но при этом совершил нечто очень важное и духовное для людей ученых: они перестали скептически относиться к библейским эпизодам и думать, что всё это сказки. Ведь в те времена для людей запечатленное на картине было как закон, как откровение. Написанное художником или иконописцем воспринималось практически как документальный фильм. Храмовая роспись была действительно «Евангелием для бедных»: ведь многие латыни не знали, а в католических странах священные тексты были, вспомним, только на латыни. Потому-то и нужно было изображение, оно воспринималось как документ, доверие к нему было очень высокое.

Джотто. Положение во гроб    

А что нового внес Джотто в технику живописи, в чем выразился этот отход от византийской традиции, о котором я уже говорил? Не только в том, что он стал писать святые лики с обычных людей. Джотто стал иначе, чем на иконах, писать пространство, у него появляется прямая перспектива, в то время как на наших и на древних западных иконах перспектива обратная. Начав писать с натуры, художники должны были обратную перспективу перевернуть в прямую. Это была попытка духовный мир несколько спустить на землю, сделать его более привычным, близким людям, а следовательно, и понятным.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий