Дружба с Лилей Брик, психиатрическая лечебница и суд с Dior: 8 редких фактов об Иве Сен-Лоране

Биография

Кутюрье Ива Анри Дона Матье Сен-Лорана, известного нам как Ив Сен-Лоран, называют революционером фэшн-индустрии, маленьким принцем высокой моды и вечным классиком. Николя Саркози отметил, что Сен-Лоран первым среди коллег поднял моду до уровня искусства.

image
Портрет Ив Сен-Лорана

Друг и коллега кутюрье – Пьер Берже – подвел черту под творческой биографией Ива Сен-Лорана, заметив, что на моду первой половины ХХ столетия повлияла Коко Шанель, а второй половины – Сен-Лоран. Он подарил человечеству стиль унисекс, одел женщин в смокинги, высокие сапоги, прозрачные блузки и платья-трапеции. А еще первым пригласил на подиум манекенщиц с темной кожей.

Детство и юность

Будущий «архитектор» модной одежды родился в алжирском Оране летом 1936 года. Отец звезды трудился страховым агентом, а мама стала для Ива первой музой, вдохновившей на создание эскизов платьев. Ее вечернего выхода в свет сын и две дочери ждали, как театрального представления. Рисовать эскизы одежды Ив Сен-Лоран начал в 8-летнем возрасте, а в 11 увлекся театральными подмостками. Да так, что вскоре построил декорации дома, наряжая кукол в склеенные из раскрашенных лоскутов наряды.

В доме не было страха перед старшими, «спектакли» Ива с удовольствием смотрели мама, сестры и кузины. Неизгладимое впечатление на юного кутюрье произвел спектакль великого Луи Жуве «Школа жен», декорации и костюмы для которого создал французский художник Кристиан Берар.

image
Ив Сен-Лоран в молодости

Позже Сен-Лоран признался, что, увидев одежду театральных актеров от Берара, понял, что главное в костюме – душа, а в платье – женщина. В Алжире Ив Сен-Лоран окончил колледж и лицей, делая акцент на любимых предметах – французском и латинском языках. Писателями, повлиявшими на мировоззрение, называл Андре Жида и Марселя Пруста, из художников обожал Матисса.

Дизайн и мода

В 17 лет юноша прибыл в «столицу моды» и записался на курсы рисования «от кутюр». Первый успех пришел в том же году: черное коктейльное платье, эскиз которого создал Ив Сен-Лоран, заняло первое место на конкурсе. Спустя 2 года, в 1955-м, 19-летнего юношу взяли ассистентом в штат дома Кристиана Диора. В 1957-м глава модного дома умер. За два года совместной работы Диор разглядел в молодом ассистенте талант, поэтому владельцы марки сделали ставку на Ива Сен-Лорана, доверив 21-летнему кутюрье должность арт-директора.

Вначале 1958 года дизайнер представил на суд поклонников дома моды дебютную коллекцию, на которую Ива Сен-Лорана вдохновили русские сарафаны. Такого фурора не ожидал никто: от Ива ждали продолжения линии Диора – пышных приталенных силуэтов. А новичок презентовал совершенно новый лук – А-силуэт. Короткие трапециевидные платья, сшитые из струящихся тканей и шелка, «освобождали» женское тело и не делали привычного акцента на талии. На следующий день после презентации таблоиды Парижа написали, что Ив Сен-Лоран своими сарафанами «спас Францию».

Ив Сен-Лоран разрабатывает эскизы

Летом 1959 года дизайнер отправился в Москву в компании двенадцати манекенщиц, став первопроходцем французской фэшн-индустрии в Советском Союзе. В следующем году молодого мэтра призвали на армейскую службу и отправили в Африку. Испытание военной муштрой Ив Сен-Лоран не выдержал: через 20 дней его демобилизовали после нервного срыва и госпитализировали. Молодого человека лечили электрошоком и «жесткими» медицинскими препаратами, после чего он похудел до 35 килограммов.

Ив Сен-Лоран и модели в одежде из коллекции «Битник»

Вернувшись в дом моды, Ив Сен-Лоран придумал новую весенне-летнюю коллекцию «Битник», которую представил в 1960-м. Укороченные мотоциклетные куртки из крокодиловой кожи и норковые пальто с трикотажными рукавами напугали консервативных инвесторов дома: коллекция показалась слишком авангардной и роскошной. Сен-Лорана уволили, заменив экстремала-кутюрье предсказуемым Марком Боаном. Поддержал уволенного дизайнера друг Пьер Берже. Он помог справиться с ударом и выйти победителем: Ив Сен-Лоран выиграл в суде денежную компенсацию за незаконный разрыв контракта.

Модный дом YSL

Найдя нового инвестора – американского предпринимателя Марка Робинсона – Ив Сен-Лоран и Пьер Берже учредили собственный дом моды с логотипом YSL. Перед презентацией коллекции в конце января 1962 года парижане перешептывались о грядущем провале, полагая, что у модельера нет денег для воплощения задуманного. Но недоброжелатели были посрамлены: новой линии одежды с отвечавшими духу времени силуэтами рукоплескали Франсуаза Саган и баронесса де Ротшильд.

Логотип “Ив Сен-Лоран”

В 1965-м Ив Сен-Лоран подарил миру революционную коллекцию «Мондриан», объявив, что ему надоело обшивать жен миллионеров. А-силуэты нарядов с геометрическими рисунками нидерландского художника Пита Мондриана удивили мир моды. В коллекции дизайнер использовал работы модернистов Каземира Малевича и Сержа Полякова. Рисунок коллекционных платьев – не принт, а сшитые цветные куски ткани. Концепцию подхватили коллеги Сен-Лорана, сделав собственные интерпретации, но у истоков идеи стоял Ив Сен-Лоран.

Коллекция Ива Сен-Лорана “Мондриан”

В 1966 году YSL праздновал открытие первого магазина-бутика с одеждой прет-а-порте, в названии которого фигурировало Rive Gauche (левобережье Сены, где селились вольнодумцы, студенты и революционеры). Название диктовали революционные изменения, которые Ив Сен-Лоран ввел в фэшн-индустрию: женщин кутюрье одел в мужские костюмы, которые выглядели сексуально и элегантно.

Через год состоялся показ коллекции «Смокинг», которой Ив Сен-Лоран «добил» остатки патриархальной моды. В женском гардеробе появились «мужские» вещи – смокинги, брючные костюмы, жакеты в стиле «Сафари», комбинезоны и куртки-бушлаты. Но эти модели, заимствовав «мужественные» силуэты, не лишали женщин сексуальности.

Марлен Дитрих демонстрирует коллекцию Ива Сен-Лорана “Смокинг”

Коллекция «Либерасьон» 1971 года стала самой провокационной, накликав на голову автора шквал критики. На линию костюмов мэтра вдохновила Палома Пикассо. Обладавшая тонким вкусом и не боявшаяся экспериментов женщина купила на блошином рынке костюм 40-х годов, поразивший Ива Сен-Лорана. На дефиле вышли женщины в одежде, напоминавшей о Второй Мировой войне.

Палома Пикассо и Ив Сен-Лоран

Еще одной музой, вдохновившей Сен-Лорана на коллекцию «Либерасьон», была известная провокаторша и попирательница устоев Марлен Дитрих. Модницы постарше возмутились: они вспомнили годы нацистской оккупации. Черные колготки, туфли на платформе и яркий макияж навеяли модным критикам аналогии с женщинами легкого поведения из Булонского леса. Но на смену шквалу критики неожиданно пришел бум на женские «мужские» костюмы от YSL: Ив Сен-Лоран опять предугадал веяния, оказавшись на два шага впереди.

Марлен Дитрих и Ив Сен-Лоран

Редактор фэшн-издания Диана Вриланд заявила, что у кутюрье «есть специальная волшебная дудочка для женщин», и что бы ни сделал маэстро, модницы всех возрастов пойдут за ним. В 1976-м Ив Сен-Лоран подарил жаждущим новинок модницам коллекцию «Русские балеты и оперы», на которую его вхохновил русский театр, балет Сергея Дягилева и национальные мотивы. На подиуме дефилировали красавицы в пестрых «крестьянских» платьях с вышивкой и золотым шитьем.

Платья “Ив Сен-Лоран”

1990 год ознаменовался коллекцией-трибьют, которую мэтр, предвидя скорый уход, посвятил любимым людям – актерам, танцорам, художникам. Попрощался Ив Сен-Лоран с поклонниками и миром моды в январе 2002 года. Показ последней коллекции прошел в Центре Жоржа Помпиду. Прощание с маэстро, 40 лет радовавшим и диктовавшим моду, стало национальным событием.

Реклама парфюма «Опиум» от Ив Сен-Лорана

Косметика и парфюм – еще одна глава яркого творчества Сен-Лорана. В 1971-м звезда мировой фэшн-индустрии подарила мужской аромат «Опиум». Реклама оказалась столь же провокационной, как и сам аромат: для презентации духов Ив Сен-Лоран обнажился. В дальнейшем туалетную и парфюмированную воду «Опиум» рекламировали Линда Евангелиста, Руперт Эверетт и последовавшая примеру кутюрье голая Софи Даль.

Личная жизнь

Пьер Берже был другом, соратником и любовником Ива Сен-Лорана. В середине 1970-х роман закончился, но дружба и бизнес-партнерство остались. Незадолго до кончины мэтра пара заключила гражданский брак.

Ив Сен-Лоран и Пьер Берже

Ив Сен-Лоран был влюблен в партнера Карла Лагерфельда Жака де Башера. Молодой человек происходил из образованной семьи, отличался привлекательной внешностью и любовью к светским вечеринкам. Жак около 12 лет состоял в отношениях с Лагерфельдом, но затем ушел к Сен-Лорану. Спустя 6 лет Жак де Башер умирает из-за СПИДа.

Нетрадиционная ориентация Ива Сен-Лорана не стала препятствием для любви к женщинам: заимствование мужских костюмов и сюртуков, стиль унисекс не были желанием превратить женщину в мужчину. Брюки и кожаные куртки от Сен-Лорана «дышат» сексуальностью, пиджаки и костюмы «сафари» удивительно женственны и подчеркивают формы.

Женщинами Ива Сен-Лорана называют Катрин Денев, Палому Пикассо, манекенщиц Верушку (Вера фон Лендорф) и Лулу де ла Фалез.

Смерть

Последние шесть лет жизни маэстро провел в ультрамариновом особняке в Марракеше. Ив Сен-Лоран отошел от дел в конце 1980-х из-за проблем со здоровьем: кутюрье злоупотреблял алкоголем и наркотиками, неоднократно лечился. В 1992 году Берже заявил об уходе Ива Сен-Лорана и «конце высокой моды», но окончательный отход от дел случился спустя 10 лет. На дом YSL посыпались финансовые проблемы. Кутюрье умер воскресным вечером в начале лета 2008 года в Париже, видевшем его взлеты и падения. Причиной смерти Ива Сен-Лорана оказалась опухоль мозга.

Прощание с законодателем всемирной моды состоялось в парижской церкви Сен-Рош. Прах Ива Сен-Лорана развеяли над его любимым садом на вилле «Мажорель» в Марракеше, где он любил сидеть вечерами в компании бульдога по кличке Мужик III (такие же клички получили два предыдущих пса). О творчестве «вечного классика моды» сняты два фильма: «Ив Сен-Лоран» Джалиля Леспера и «Сен-Лоран. Стиль – это я» Бертрана Бонелло. Обе картины вышли в 2014 году.

Состояние дома на сегодня

В 1999 году дом Ив Сен-Лоран приобрел итальянский модный дом Gucci, доверивший разрабатывать коллекции Тому Форду. Кутюрье трудился над созданием новой линии до 2004 года, после его ухода эстафета перешла к Стефано Пилати. С 2011 по 2013 годы исполнительным директором модного дома Yves Saint Laurent Paris стал бельгиец Пол Денев. В период его руководства зимой 2012-го креативным директором назначен Эди Слиман. Летом того же года Слиман переименовал линию в Saint Laurent Paris.

Духи “Ив Сен-Лоран”

В 2012-м парфюмеры YSL создали парфюм для смелой и раскрепощенной женщины «Манифест» (Manifesto). Ценители назвали духи «манифестом женственности»: они «открываются» нотами зелени, в их «сердце» таится цветочная симфония, которая завершается древесными «аккордами».

Сумки “Ив Сен-Лоран”

В 2016-м Слимана сменил дизайнер Энтони Ваккарелло. В 2017 году Ваккарелло слил воедино показы женской и мужской коллекций осенне-зимнего сезона. В новой коллекции дизайнер представил провокационные короткие юбки, брюки из винила, корсеты и когда-то позаимствованные Ивом Сен-Лораном сапоги с высоким голенищем. У Ваккарелло голенище превратилось в «гармошку». Новинки дома моды можно приобрести на официальном сайте. Цены на модели одежды, сумок и туфель колеблются от «заоблачных» до демократичных.

Цитаты

  • «С годами я понял, что самое главное в платье — это женщина, которая его надевает».
  • «В этой жизни я жалею лишь об одном — что джинсы придумал не я».
  • «Одежда должна быть подчинена личности женщины, а не наоборот».
  • «Любовь — лучшая косметика. Но косметику купить легче».
  • «Мои платья рассчитаны на женщин, которые могут позволить себе путешествовать с сорока чемоданами».
  • «В один «прекрасный» день по радио объявили, что я умер. Ко мне бросились толпы журналистов. Пришлось говорить, что это все ложь: вот он я, жив и почти здоров. Но они почему-то совершенно не хотели мне верить, хотя видели меня собственными глазами».
  • «Самая лучшая одежда для женщины — это объятия любящего ее мужчины. Но для тех, кто лишен такого счастья, есть я».
  • «Мода проходит, стиль вечен».
Мода Биография дизайнера 13 января 2021 г. John Downing

Великий кутюрье родился в 1936 году в обеспеченной аристократической семье в Оране, Алжир. Ив не был обделен любовью. Мать всячески поощряла в сыне склонность к рисованию и дизайну. Ив учился в строгой католической школе, где ему приходилось непросто. Он был скромным, застенчивым мальчишкой, постоянно летающим в облаках.

Читайте также

Юность

«Начиная со средней школы, я начал вести двойную жизнь. С одной стороны дома была радость и мир, о котором я мечтал в своих рисунках, декорациях, костюмах и театре; с другой стороны была католическая школа. Мои одноклассники смеялись надо мной, терроризировали и избивали». Но Ив много рисует и продолжает фантазировать. Позже он оканчивает школу, и его семья переезжает в Париж. В 16 лет Ив впервые принимает участие в конкурсе International Wool Secretariat и занимает третье место. А вот уже через год, в этом же конкурсе, он получает приз за лучшее вечернее платье, деля первенство с 21-летним Карлом Лагерфельдом, который также занимает первое место — за лучший дизайн пальто. На Ива обращает внимание Мишель де Брюнофф, главный редактор французского Vogue. Он был поражен работами: «Я никогда в жизни не встречал никого более одаренного». В результате журнал публикует несколько эскизов, что становится лучшей рекомендацией для начинающего модельера.

Читайте также

Рисунок, Ив Сен-Лоран
Эскиз, Ив Сен-Лоран
Ив Сен-Лоран на примерке

Карьера 

Мишель же познакомил Сен-Лорана с великим кутюрье Кристианом Диором. В 1955 году Сен-Лоран становится его ассистентом. В первое время Ив занимался украшением студии или созданием аксессуаров. Но в конце концов ему все-таки разрешили представить несколько эскизов для кутюрной коллекции. Диор был ими доволен, и с каждым сезоном принималось все больше работ Ива. Кристиан Диор позже признался: «Ив Сен-Лоран молод, но у него безмерный талант. В моей последней коллекции я считаю его создателем 34 из 180 дизайнов. Думаю, пора раскрыть это прессе. Моя репутация от этого не пострадает». Через два года Диор скоропостижно скончался. Инвесторы принимают смелое решение, предложив Сен-Лорану стать преемником прославленного мастера. Тогда у Ива оставалось всего несколько месяцев на подготовку новой коллекции весна-лето 1958. Он улетел домой в Оран и за 15 дней сделал около 600 рисунков.

Читайте также

В 1958-ом первая коллекция Сен-Лорана «Трапеции» принимается с восторгом. В преддверии показа все полагали, что новый глава унаследует манеру своего предшественника, создавшего женственные коллекции с пышными приталенными силуэтами New Look. Но короткие трапециевидные платья, которые представил публике Ив Сен-Лоран, оказались совершенно иным направлением в моде. До сих пор коллекции Dior отличались плавными, округлыми очертаниями и адресовались женщинам с уже сформировавшейся, зрелой красотой. Дефиле же Сен-Лорана, напротив, предназначалось для более молодых девушек.

Ив Сен-Лоран за работой, 1958
Платья из коллекции «Трапеции», 1958 Chicago History Museum

В 1960 году Сен-Лоран создает новую коллекцию Beatnik. На подиуме — укороченные мотоциклетные куртки и костюмы в сочетании с водолазками. Идеи молодого кутюрье кажутся инвесторам Дома чересчур авангардными и, воспользовавшись призывом Сен-Лорана в армию, они проводят реорганизацию и приглашают на пост руководителя другого талантливого дизайнера — Марка Боана. Справиться с нервным срывом, усугубленным армейской службой, и поправить свои дела Сен-Лорану помогает его друг и деловой партнер Пьер Берже. Против инвесторов подан судебный иск за преждевременное расторжение контракта. 

В 1962 году на деньги, полученные в качестве компенсации, Сен-Лоран и Берже открывают собственный модный Дом Yves Saint Laurent, логотипом которого стали три золоченые буквы YSL. Первая же коллекция, показанная в том году, создает Сен-Лорану репутацию анархиста от моды. Дизайнер выводит на подиум модель в двубортном костюме, который до тех пор считался привилегией мужского образа. Он же первым представляет женщину в укороченном пальто-тренче и в прозрачных блузках. 1966 год — Сен-Лоран изобретает женский смокинг, показ которого производит фурор в мире моды и при жизни делает маэстро легендой.

Логотип YSL
Катрин Денев в Yves Saint Laurent, 1966

В разгар вьетнамской войны (1968) Сен-Лоран создает коллекцию в камуфляжной стилистике. Эксперты назвали ее сенсацией. Практически каждое дефиле кутюрье отличал эпатаж, отмеченный его нестандартным видением моды. Сен-Лоран черпал вдохновение в работах Пикассо, Ван Гога, Уорхолла. В 1971 году Ив становится моделью для рекламы мужского парфюма Yves Saint Laurent pour Homme, в которой позирует полностью обнаженным. В 1993 году Сен-Лоран продает свой Дом фармацевтическому гиганту Sanofi, оставаясь у руля. В результате биржевого кризиса Ив Сен-Лоран теряет многих инвесторов и решает прекратить выпуск коллекций ready-to-wear, занимаясь лишь высокой модой. Коллекции haute couture он создавал вплоть до 2002 года. В 1999-ом модный Дом Yves Saint Laurent продан Pinault-Printemps-Redoute (ныне Kering). Сен-Лоран разрабатывал кутюрную коллекцию, а за косметику и линию ready-to-wear поручили Тому Форду и Доменико де Соле.

Ив Сен-Лоран на показе, 1998 William STEVENS

В 2002-ом Ив Сен-Лоран объявляет о завершении карьеры. Его прощальным показом стало ретроспективное дефиле в Центре Помпиду. Заключительным аккордом показа было выступление давней музы кутюрье — Катрин Денев, во время которого многие не сдерживают слез. В 2004 году креативным директором YSL становится Стефано Пилати. В отличие от покинувшего высокий пост Тома Форда, между ним и кутюрье быстро складываются хорошие отношения. Пилати не пытается копировать то, что делал маэстро, но сохраняет приверженность культуре Yves Saint Laurent, провозгласившей роскошь неотъемлемой частью жизни. В его коллекциях в первую очередь делается акцент на элегантность и чувственность, без какого-либо намека на кричащую сексуальность, которой восхищался Форд.

Катрин Денев на показе YSL, 2002 Pool SIMON/STEVENS

Свои последние дни Ив Сен-Лоран доживал в уединении на вилле Мажорель в Марракеше. Его здоровье, подорванное в прежние годы ухудшалось, и в 2008 году мастер был вынужден вернуться в Париж, чтобы пройти лечение в одной из клиник. 1 июня он скончался, не дожив до 72 лет. Его прах, согласно завещанию, был развеян над садом виллы Мажорель, который он очень любил.

Ив Сен-Лоран на площади Джамаа-эль-Фна в Марракеше

В 2012 пост креативного директора YSL занял Эди Слиман. После его назначения было много споров. Он решил переименовать бренд в Saint Laurent. Но логотип YSL был сохранен для аксессуаров и косметики. Еще одно потрясение для бренда — переезд дизайн-студии в Калифорнию. Кроме того, отныне на подиуме главенствовали гранж и рок-н-ролл, а девушка в стиле Saint Laurent стала настоящей мечтой байкера: энергичной, дерзкой и в то же время романтичной рок-звездой. В 2015 году Слиман вызвался возродить кутюрную коллекцию бренда. Но, увы, через год он покинул модный Дом. 

Слимана заменил Энтони Ваккарелло — поклонник мини, асимметрии и сексуальности. Ради сотрудничества с легендарным Домом он приостанавливает работу над собственным брендом и полностью сосредотачивается на наследии Saint Laurent. Ваккарелло воскрешает знаковые модели марки в свойственной ему провокационной манере, поет оды 1980-м и рисует образ самодостаточной, уверенной в себе соблазнительницы. «Я знал — что бы я ни выпустил, кто-то будет это обожать, а кто-то — возненавидит. То же самое происходило и с Эди, и со Стефано. К этому я готов, мне даже нравится», — рассказывает дизайнер.

Знаковые вещи Ива Сен-Лорана

Женский смокинг Hulton Deutsch
Платье сафари
Кейп
Прозрачная блуза
Высокие сапоги

Книги

Фильмы

Опубликовано пользователем сайта

Модаimage

Худшие из повторяющихся кошмаров происходят наяву. «Меня не хотели выпускать и постоянно держали на транквилизаторах. Я был в комнате один, а люди приходили и уходили. Сумасшедшие люди. Настоящие сумасшедшие… Все, что вызывает ужас, там было. Я так боялся, что за два с половиной месяца лишь один раз вышел в уборную. Под конец я весил килограммов тридцать пять, голова была как в тумане. Доктор, который меня лечил, говорил, что мне давали самые большие дозы транквилизаторов, разрешенные в терапии…» — вспоминал знаменитый модельер свое пребывание в психиатрическом отделении парижского военного госпиталя Валь-де-Грас. 

image

24-летнего Ива Сен-Лорана, самого молодого главу модного дома того времени, привезли в клинику из Алжира, где он служил в армии. Хрупкая нервная система столичного кутюрье не выдержала казарменного быта и притеснений от сослуживцев. Добила модельера новость, что в дом Christian Dior вместо него назначили другого художественного руководителя. Впрочем, предсказуемо: ходили слухи, что вызов кутюрье на военную службу подстроил его наниматель Марсель Буссак (на фото ниже), текстильный магнат и могущественный владелец модного дома, ранее обеспечивавший гениальному подчиненному отсрочки от армии. Недовольный последней коллекцией Сен-Лорана, Буссак решил от него избавиться. Ива отправили в Алжир, где в это время шла война за независимость от Франции.

image

Вместо положенных 27 месяцев Сен-Лоран прослужил 20 дней и слег с сильнейшим нервным срывом. Врачи диагностировали у него маниакальную депрессию. Сен-Лорана лечили электрошоком. Посетителей к нему не пускали. За несколько недель Ив потерял свободу распоряжаться собой и карьеру в престижном доме моды.

image

Ив Сен-Лоран родился 1 августа 1936 года в городе Оран в Алжире в семье страхового агента. Детство и юность Сен-Лорана прошли в кругу семьи, в атмосфере «дружбы и счастья». В Оране будущий модельер учился сначала в колледже, затем в лицее. Рисовать начал в 8 лет, в 11 лет увлекся театром, в 14 лет начал делать домашние кукольные постановки: рисовал и строил декорации, делал маленьких кукол, одевал их в костюмы из старых тряпок, которые сам раскрашивал. Шить в то время Сен-Лоран ещё не умел, и его костюмы для кукол были клееными. Поставил спектакли «Школа жён» Мольера, «Двуглавый орел» Кокто, «Для Лукреции» Жироду, «Жанна д`Арк» («Святая Иоанна») Шоу, которые показывал сестрам и кузинам. В художественном становлении Ива Сен-Лорана заметную роль сыграли костюмы и декорации Кристиана Берара (на фото ниже), живопись Анри Матисса, Диего Веласкеса, Эдуарда Мане. 

image

 Несмотря на то, что все предки Ива были связаны с юриспруденцией, мать будущего дизайнера сумела распознать художественный талант сына. Именно благодаря ей в возрасте 17 лет Ив Сен-Лоран получил возможность переехать в Париж.

В 1953 году, еще не окончив школу, Ив отправил три эскиза на конкурс молодых модельеров, организованный Международным секретариатом производителей шерсти, и занял первое место. Приехав на церемонию награждения в Париж, познакомился с Мишелем де Брюноффом, главным редактором французского издания Vogue. Сдав выпускные экзамены в лицее в Оране, 17-летний Сен-Лоран перебрался в столицу Франции и записался в школу модельеров при Палате высокой моды. Тогда же была одержана и первая творческая победа, определившая судьбу 17-летнего Ива Сен-Лорана — его маленькое чёрное платье для коктейля получило первую премию на конкурсе, организованном Международным секретариатом по шерсти. Успех он разделил еще с одним начинающим дизайнером – Карлом Лагерфельдом.

Окончив Палату высокой моды, юноша подготовил эскизы для журнала Vogue. Ив принес их де Брюноффу, и редактору бросилось в глаза сходство с рисунками, которые в то же утро показывал ему Кристиан Диор. А ведь в Париже говорили, что от этого кутюрье зависит, какой длины будут носить юбки во всем мире.  На молодое дарование обратил внимание главный редактор Vogue Paris Мишель де Брюноффа, человек, имевший колоссальное влияние в индустрии моды. Именно благодаря его протекции Сен-Лоран сумел попасть на работу к самому Кристиану Диору. Де Брюнофф представил Сен-Лорана и его работы господину Диору, и мэтр сразу же нанял юношу.

«Сначала я даже не мог разговаривать в его присутствии. Он научил меня основам этого искусства. И что бы в дальнейшем ни происходило в моей жизни, я всегда помнил о годах, проведенных рядом с Диором».

Диор назначил Сен-Лорана своим старшим ассистентом. Должность создали специально для Ива, и он был первым и единственным на этом посту. Сначала юноше поручали декор помещений, разработку аксессуаров, но постепенно маэстро начал включать его модели в свои коллекции. Принятых эскизов становилось все больше.

Люсьенна Сен-Лоран, мать Ива, рассказывала, как в августе 1957 года Кристиан Диор пригласил ее на встречу и сообщил, что сделает юношу своим преемником. Женщину смутило это заявление, ведь Диору было всего 52. Однако в октябре того же года модельер скончался от сердечного приступа. 

Владелец Dior Марсель Буссак хотел закрыть свой модный дом. Однако его переубедили партнеры: в составе предприятия было 24 ателье, где работало больше тысячи сотрудников; половина французского экспорта модной одежды приходилась на Dior. В 21 год Ив Сен-Лоран был назначен художественным руководителем дома. Новый мэтр в сжатые сроки, за две недели, подготовил более 600 эскизов для своей первой коллекции. Ее Ив представил 30 января 1958 года. Силуэт «трапеция», который обыграл формы традиционного русского сарафана, включение черного цвета, соединение в одном показе коротких и длинных платьев понравились и зрителям, и покупателям, и прессе.

Первая коллекция Сен Лорана «Трапеции» приносит Дому Dior оглушительный успех. В преддверии показа все полагали, что новый глава унаследует манеру своего предшественника, создававшего женственные коллекции с приталено пышными силуэтами. Но короткие трапециевидные платья, которые представил публике Ив Сен Лоран, оказались совершенно иным направлением в моде. До сих пор коллекции Dior отличались плавными, округлыми очертаниями и адресовались женщинам с уже сформировавшейся, зрелой красотой. В дефиле же Сен Лорана, напротив,  явственно ощущался дух молодости, его изделия были исполнены резких линий, непривычных пропорций.

«Высокий полет на „Трапеции“ наследника Dior», — писал в марте журнал Life. Фото кутюрье появилось на обложке Paris Match с подписью: «Dior без Диора».

«Крайне редко чудо происходит тогда, когда о нем просят. Чудо произошло», — сообщала читателям газета New York Times. На этом показе присутствовал Пьер Берже. Менеджер, помогавший художникам добиться успеха, Берже, по его словам, тогда о моде ничего не знал. В том же году у Сен-Лорана и Берже начался роман.

В июне 1959 года вместе с двенадцатью манекенщицами прилетел в Москву c коллекцией верхней женской одежды, став первым, кто представил французскую моду в СССР.

Молодой модельер живо интересовался всем, что происходило в современной культуре. Осенне-зимнюю коллекцию 1960 года он создал по мотивам стиля битников – «Битник» (Beatnik). Это было неслыханно. Давним клиенткам дома, среди которых были герцогиня Виндзорская и супруга иранского шаха, предлагалось одеться как полунищие любители философии, заседающие в ночных клубах Монмартра. Черные водолазки — прекрасного качества, кожаная куртка — из кожи аллигатора, но даже великолепно выполненный трикотажный мотоциклетный шлем было невозможно продать дамам из высших кругов.

Буссак набросился на Ива с упреками: тот слишком далеко отошел от привычного стиля. Коллекцию ждал провал в продажах. Тогда-то Иву и вручили повестку в армию, после чего он потерял все.

Так ему казалось. Но у Ива оставались два сокровища — талант и близкие люди. Берже преодолел запреты врачей и навестил друга в клинике. Это придало Сен-Лорану сил. Он начал строить планы и вскоре принял решение открыть собственный дом моды. Берже добился, чтобы Ива выписали и комиссовали. Модельер обрел свободу, но средств на новое предприятие не хватало.

Берже продал квартиру на острове Сен-Луи. Он же нашел инвестора, который поверил в Сен-Лорана: миллионера Джесси Мака Робинсона. Впервые американец инвестировал во французский дом высокой моды, и его имя держали в тайне два года. Сен-Лоран отсудил у Дома моды Dior за нарушение условий трудового договора компенсацию в 680 тысяч франков. В 1961 году была зарегистрирована торговая марка Yves Saint Laurent. 4 декабря дом моды открылся.

29 января 1962 года прошло первое дефиле. Увидеть возвращение «маленького принца моды» пришел весь свет: баронесса Ротшильд, писательница Франсуаза Саган, аристократы и коллеги по профессии. Открывала дефиле модель в белых брюках и коротком широком пальто, в котором угадывался… бушлат военных моряков. Так Ив Сен-Лоран заявил, что заставит мужскую одежду служить женщинам, подчеркивать их элегантность и обеспечивать им комфорт.

В показе впервые в истории парижской высокой моды участвовала чернокожая манекенщица.

В 1965 создал коллекцию платьев по мотивам творчества художника-абстракциониста Пита Мондриана. За коллекцию Mondrian журнал Women’s Wear Daily назвал Сен-Лорана королем Парижа.

В 1960 году Сен-Лоран вывел на подиум высокой моды субкультуру — поступок, намного опередивший свое время, а потому не понятый и не принятый тогда. Вернув славу и влияние, Ив продолжал двигаться на шаг впереди коллег. Он выбирал предметы одежды, связанные с мужским трудом и статусом в обществе: деловой и охотничий костюмы, униформу, — и делал их женскими.

Начав с бушлата, в 1966 году Сен-Лоран представил вещь, ставшую легендарной, — женский смокинг. 

В 1966 году запустил линию прет-а-порте Rive Gauche, первым из кутюрье открыв специальный бутик готовой одежды.

В 1967-м он предложил стиль, который мы сегодня называем сафари, и брючные костюмы. Представил публике женский брючный костюм и куртку по образцу формы французских колониальных войск — начало стиля сафари.

В 1967 году в фильме “Дневная красавица” Катрин Денев была одета в наряды от Сен-Лорана. Очень люблю ее луки в этом фильме. За эту работу дизайнер удостоился премии «Оскар», а сама Денев стала музой Сен-Лорана на всю жизнь.

В 1968 включив в коллекцию прозрачные на груди платья, ввел в моду прозрачные элементы в женской одежде.

Создал женский комбинезон по мотивам комбинезонов летчиков.

В этом же 1968 году разгар вьетнамской войны Сен Лоран создает коллекцию, выполненную в камуфляжной стилистике и названную экспертами «сенсационной».

Практически каждое дефиле кутюрье отличал эпатаж, отмеченный его нестандартным видением  моды. Маэстро черпает вдохновение в работах Пикассо, Ван Гога, Уорхолла и сам способен слздавать вокруг себя атмосферу провокации и эпатажа. 

В 1971 создал коллекцию Libération «40s», основанную на парижской моде периода немецкой оккупации. Она привела всех критиков моды в изумление. Складывалось ощущение, что дизайнер приобрел все вещи на блошином рынке. Так в мире моды впервые появился стиль ретро, который быстро набрал популярность, хотя в момент появления коллекции многие были настроены враждебно по отношению к ней. Пресса разгромила показ, тем не менее мода 1970-х годов и далее многое заимствовала из 1940-х.

 В 1971 году Ив выпустил духи «Рив-гош», по названию богемной части Парижа.

В 1972 году вышел первый мужской аромат марки Yves Saint Laurent, получивший название «Pour Hommes». Реклама парфюмерной новинки вызывала бурю негодования и возмущения: на плакатах был запечатлен сам Ив Сен-Лоран в обнаженном виде. Многими годами позже этот снимок получил статус «легендарного» и вошел в историю не только моды, но и фотографии.

Свадьба Мика и Бьянки Джаггер. 1971 год. За солиста The Rolling Stones девушка выходила замуж в смокинге от Сен-Лорана, надетом на голое тело, и сделала эту вещь фантастически популярной

В 1977 Дом Yves Saint Laurent выпустил парфюм Opium — легендарный аромат, до сих пор один из самых продаваемых во Франции.

Сотрудничал с балетмейстером Роланом Пети, создал костюмы для его балета «Собор Парижской богоматери» (1965)

 и дуэта «Гибель розы» (1973, поставлен для Майи Плисецкой)

Также неоднократно создавал костюмы для супруги Пети, балерины Зизи Жанмер и её различных ревю.

В 1976 году Ив Сен-Лоран создал коллекцию, посвященную русскому балету и опере. В честь ее выхода впервые в истории моды был устроен театрализованный показ, который прошел в золотых залах отеля InterContinental.

«Это революционная коллекция, которая полностью меняет направление в мировой моде!»

New York Times

Вот на что должны смотреть наши дизайнеры, пытаясь выйти на мировой рынок. Француз Сен-Лоран больше уловил наш дух, чем все эти Ульяны, Славы и Валентины вместе взятые.

В 1981 году получил Международную премию Американского совета модельеров. В 1983 году стал первым модельером, которому при жизни была посвящена прижизненная ретроспективная выставка в нью-йоркском музее Метрополитен — «Ив Сен-Лоран. 25 лет творчества».

Примерно с конца 1980-х годов начал всё больше болеть, лечился от алкогольной и наркотической зависимости. В 1992 году его компаньон, Пьер Берже, заявил о «конце высокой моды», на протяжении всех 1990-х годов их модный дом преследовали финансовые трудности. В 1998 году выпуск женских коллекций Берже поручил молодому модельеру Альберу Эльбазу.

Тогда же, в 1998—1999 годах, Американский совет модельеров отметил его деятельность Премией Джофри Бина за пожизненные заслуги. В январе 2002 года Ив Сен-Лоран окончательно отошёл от дел.

Переводя мужские формы в женственный крой, черпая вдохновение в произведениях искусства, он за несколько лет утвердился в статусе великого дизайнера-революционера, определившего не длину юбок, а весь гардероб женщин XX и XXI веков. «Жалею только о том, что не я придумал джинсы», — говорил Сен-Лоран.

Оставьте свой голос:876 + –>

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий