Доклад “Жизнь и деятельность Ф.И. Буслаева” презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

image

Портрет Федора Ивановича

Научная сфера: филолог и искусствовед Место работы: Московский университет Учёная степень: доктор словесности (1861) доктор теории и истории искусств (1889) Учёное звание: заслуженный профессор (1873).

Надобно отличать ученую методу от учебной. Ученый, излагая науку, увлекается только ею одною, не обращая никакого внимания на личность читателя или слушателя: он предлагает свою науку единственно тому, кто поймет его. Напротив того, педагог должен развивать, образовывать и упражнять способности учащихся: наука его тогда имеет свою цену, когда прилична тем лицам, коим преподается.

Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка.

Биография

  • Родился 13 (25) апреля 1818 в г.Керенске Пензенской губ. в семье судебного чиновника.
  • В 1833 окончил пензенскую гимназию и поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета (окончил в 1838).
  • По окончании университета Буслаев преподавал русский язык в гимназиях Москвы и давал частные уроки.
  • В 1847 преподаватель, с 1859  профессор Московского университета. Впоследствии был избран действительным членом Российской Академии наук.
  • «Опыт исторической грамматики русского языка», 1858.
  • В 1861 издал труд Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков.
  • В 1860–1870-е годы Буслаев совершил несколько заграничных путешествий – выезжал в Чехию, Германию, Италию, Францию, Швейцарию где изучал историю искусства.
  • Мировую славу принесла Буслаеву книга «Русский лицевой апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI в. по XIX», 1884.
  • В 1886 издал книгу Мои досуги, в которую вошли статьи о современной ему литературе – о произведениях Н. Карамзина, И. Крылова, М. Погодина и др. писателей, а также работа «О значении современного романа и его задачах».
  • Умер Буслаев в пос. Люблино под Москвой 31 июля (12 августа) 1897.

Научная деятельность Ф. И. Буслаева.

Ф. И. Буслаев вошёл в русскую культуру в то время, когда в России началась активная деятельность по созданию отечественной науки. Будучи заинтересованным в изучении русского языка, литературы, искусства, Буслаев привнес в отечественную филологию следующие работы.

«О преподавании отечественного языка» (1844 г.) – основной труд Ф. И. Буслаева в истории русской методики преподавания родного языка в общеобразовательной русской школе, положивший начало теории и практике новой педагогической науки, которой не было аналогов ни в России, ни в Европе.

Ф. И. Буслаева всегда отличала потребность в изучении фундаментальных трудов своих предшественников в решении исследуемых вопросов, поэтому  он,  проанализировав античную и европейскую литературу по обучению и воспитанию учащихся, сумел создать и обосновать национально-ориентированную методику обучения отечественному языку, учитывая особенности русского языка как предмета обучения, воспитания и развития школьников.

В центре его научных интересов находились проблемы изучения диалектов, связи истории языка с историей страны. Публиковал в печати многочисленные статьи на эти темы – «Об эпических выражениях украинской поэзии» (1850), «О народности в древне-русской литературе и искусстве» (1857), «Песни древней Эдды о Зигурде и муромская легенда» (1858) и др.

В 1861 издал труд «Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков». В Хрестоматию вошли 135 произведений, некоторые были подготовлены к печати по рукописям и опубликованы впервые. В том же году была опубликована книга Буслаева «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» – яркое свидетельство мифологической школы в русской науке.

Слово есть главное и самое естественное орудие предания. К нему, как к средоточию, сходятся все тончайшие нити родной старины, всё великое и святое, всё, чем крепится нравственная жизнь народа.

Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности.

Результатом изучения древнерусской иконописи, орнамента и миниатюр лицевых рукописей стал изданный в 1884 г. «Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI-го века по XIX-й», принёсший Буслаеву мировую известность. В книге автор проследил связь между памятниками искусства, литературы и фольклора.

Буслаев относил себя к русской школе, приверженцами которой были также А. Н. Афанасьев, А. А. Котляревский и др. филологи. По его мнению, народное мировоззрение, народная мораль проявляются в первую очередь в языке и в мифологии. Народная поэзия, в понимании ученого, является нравственным идеалом. Называя «славянофильскую самостоятельность» одной из ложных и вредных для науки крайностей, Буслаев тем не менее считал ее «гораздо достойнее подначального западничанья».

В труде «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (т. 1-2, 1861), рассматривая фольклор «осколки древних мифов», выступил последовательным представителем мифологической школы в российской науке. Позднее разделял взгляды сторонников миграционной теории, объяснявшей сходство фольклорных сюжетов и эпизодов у разных народов заимствованием. Ученый оставил потомкам интересные наблюдения, основанные на сопоставлении русского средневекового искусства с византийским и западноевропейским. В работе «Перехожие повести» (1874, опубликована в сборнике «Мои досуги», 1886) развивал идеи немецкого учёного Т. Бенфея о заимствованиях сюжетов и мотивов европейского фольклора с Востока. Занимался изданием древних рукописей и изучением икон («Русский лицевой апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI века по XIX»; т. 1-2, 1884). Ф. И. Буслаев одним из первых поставил вопрос о необходимости изучать произведения древнерусской литературы в тесной связи с изобразительным искусством, обращал внимание не только на содержание памятника, но и на его эстетическую ценность, подчеркивая неразрывное единство языка, поэзии и мифологии. Результаты исследований Буслаева обобщены в “Исторических очерках русской народной словесности и искусства” (СПб., 1861).

Буслаев полагал, что язык является средством «приобретение» мысли, в нем отражается вся жизнь народа. Он провозглашал необходимость сравнительно-исторического изучения родного языка после того, как усвоены его основные правила. Написанная Буслаевым в 1858 г. «Историческая грамматика русского языка» еще при жизни автора выдержала пять изданий, а со временем так стал называться университетский курс истории русского языка. Буслаеву принадлежит «Историческая грамматика по церковнославянскому и древнерусскому языку» (1861), в которую включены важнейшие письменные памятники средневековой Руси и их историко-литературный и лингвистический комментарий.

Список наиболее известных трудов:

  1. Преподавание отечественного языка: учебное пособие / Ф. И. Буслаев; [сост.: И. Ф. Протченко, Л. А. Ходякова]. — М.: Просвещение, 1992. — 511 с
  2. Общий план и программы обучения языкам и литературе в женских средне-учебных заведениях. — Санкт-Петербург : журн. «Пантеон литературы», 1890. — 64 с.
  3. Русский лицевой апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI века по XIX. — 1884.
  4. Русская хрестоматия: Памятники древнерусской литературы и народной словесности, с историческими, литературными и грамматическими объяснениями, со словарём и указателем. — М., 1870.
  5. О преподавании отечественного языка / Соч. Федора Буслаева. — Москва : бр. Салаевы, 1867.
  6. О влиянии христианства на славянский язык: Опыт истории языка по Остромирову Евангелию. — М., 1848.
  7. Исторические очерки русской народной словесности и искусства / сочинение Ф. Буслаева. — Санкт-Петербург : издание Д. Е. Кожанчикова, 1861.

Источники:

Над проектом работали: Нугаева Софья Григорян Марианна Казьмина Елизавета Группа фл-рлб-31

25 апреля 1818

Ф. И. Буслаев

13 (25) апреля 1818 г. в городе Керенск Пензенской губернии (ныне село Вадинск Пензенской области) в семье секретаря уездного суда родился филолог, фольклорист, литературовед, историк искусства, академик Петербургской Академии наук Фёдор Иванович Буслаев.

После смерти отца Фёдор с матерью переехал в Пензу, где в 1828 г. поступил в Пензенскую гимназию. Окончив гимназию в 1833 г., Буслаев еще год занимался изучением древних языков, а в 1834 г. поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета. Среди университетских профессоров наибольшее влияние на Фёдора Ивановича оказали историк и этнограф М. П. Погодин, литературовед С. П. Шевырёв и лингвист И. И. Давыдов. Следуя их советам, Буслаев познакомился с историей изучения русской грамматики и с трудами выдающихся европейских учёных — В. Гумбольта, братьев Я. и В. Гримм. За перевод «Общей грамматики» французского учёного С. Дю-Саси Буслаев удостоился степени кандидата словесных наук.

С 1838 г. Фёдор Иванович преподавал русский язык в гимназиях Москвы и давал частные уроки. Вскоре он отправился за границу в качестве домашнего учителя детей графа С. Г. Строганова. В ходе поездки Буслаев посетил Германию и Италию, где изучал археологию и историю европейского искусства.

Вернувшись в Россию в 1841 г., Буслаев стал вновь преподавать в гимназии, а с 1842 г. был прикомандирован в помощники к профессорам Московского университета И. И. Давыдову и С. П. Шевырёву. Занимаясь главным образом методикой преподавания русского языка, в 1844 г. Фёдор Иванович издал книгу «О преподавании отечественного языка». Книга вызвала большой резонанс в академических кругах, представив научно обоснованную методическую систему, ориентированную на сознательное усвоение знаний и учёт возрастных особенностей учащихся.

В это же время Буслаев сблизился с кружком московских славянофилов: А. С. Хомяковым, К. С. Аксаковым, И. В. Киреевским и др. Став постоянным сотрудником по отделу библиографии и критики журнала «Москвитянин», он разместил в нём ряд рецензий и две статьи о «Слове о полку Игореве» в издании Дубенского и об «Общей грамматике» И. И. Давыдова.

С 1847 г. Фёдор Иванович в качестве преподавателя читал лекции в Московском университете. После защиты магистерской диссертации «О влиянии христианства на славянский язык. Опыт истории языка по Остромирову Евангелию» он стал адъюнктом по кафедре русского языка и словесности и приступил к чтению лекций по сравнительной грамматике и истории церковнославянского и русского языков. С этих пор вся последующая научная деятельность Буслаева была связана с Московским университетом.

В 1850 г. Буслаев получил звание экстраординарного профессора, в 1859 — ординарного. В 1852 г. Фёдор Иванович стал членом-корреспондентом Императорской академии наук, с 1860 г. — академиком.

В 1858 г. по заказу Главного управления военно-учебных заведений Буслаев написал работу «Опыт исторической грамматики русского языка». Ещё при жизни автора работа выдержала пять изданий, а со временем так стал называться университетский курс истории русского языка. В книге автор описал сравнительно-исторический метод, рассмотрел звуковую систему русского языка в его развитии, морфологические и синтаксические изменения с древности и до новейшего времени. В 1861 г. Фёдор Иванович составил «Историческую хрестоматию церковнославянского и древнерусского языков» — собрание памятников древнерусской письменности XI-XVII вв., в которую вошли 135 произведений, некоторые из которых были подготовлены к печати по рукописям и опубликованы впервые. Тексты в «Хрестоматии» были снабжены подробными историко-литературными и лингвистическими комментариями.

Фёдор Иванович Буслаев считается основателем русской мифологической школы, первой из многочисленных школ в русской фольклористике и литературоведении. Статьи Буслаева 1850-х гг. вошли в книгу «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (1861), за которую учёному без защиты диссертации была присуждена степень доктора русской словесности. В течение 20 лет (1861-1881) Фёдор Иванович занимал кафедру истории русского языка и русской литературы, посвящая свои труды преимущественно исследованиям в области древнерусского и византийского искусства.

Результатом изучения древнерусской иконописи, орнамента и миниатюр лицевых рукописей стал изданный в 1884 г. «Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI-го века по XIX-й», принёсший Буслаеву мировую известность. В книге автор проследил связь между памятниками искусства, литературы и фольклора.

В 1886 г. Фёдор Иванович издал сборник своих статей, написанных в 1851-1881 гг., под заглавием «Мои досуги». В следующем году вышел сборник «Народная поэзия. Исторические очерки».

В 1888 г. Московский университет присвоил Буслаеву степень доктора теории и истории искусств; многие учебные заведения и научные общества избрали его своим почётным членом.

В последние годы жизни Фёдор Иванович потерял зрение и, не имея возможности заниматься научной работой, стал диктовать свою биографию и мемуары, которые публиковались в журнале «Вестник Европы», а в 1897 г. вышли отдельной книгой под названием «Мои воспоминания».

31 июля (12 августа) 1897 г. Фёдор Иванович Буслаев скончался в посёлке Люблино под Москвой. Похоронили учёного на кладбище Новодевичьего монастыря в Москве.

Лит.: Азадовский М. К. История русской фольклористики. М., 1958; Азбелев С. Н. Ф. И. Буслаев и его ученики об историко-бытовых основах народного эпоса // Русская литература. Л., 1991. № 4; Баландин А. И. Мифологическая школа в русской фольклористике: Ф. И. Буслаев. М., 1988; Буслаев Ф. И. Сочинения. Т. 1-3. СПб.; Л., 1908-1930; Зайцев В. И. Ф. И. Буслаев и «Слово о полку Игореве» // Проблемы художественного метода в русской литературе. М., 1973; Иловайский Д. И. Несколько слов по поводу вопроса о древнейшей русской поэзии // Русское слово. 1859. № 12. Отд. 1; Полевой П. Н. Ф. И. Буслаев (По поводу 50-летия его учёной деятельности)// Исторический вестник. 1888. Т. 34. № 10. С. 202-214; Пыпин А. Н. История русской этнографии. Т. 2. СПб., 1891; Смирнов С. В. Фёдор Иванович Буслаев (1818—1897). М., 1978; Стасов В. В. Критика моих критиков // Вестник Европы. 1870. Т. 1. Кн. 2.

См. также в Президентской библиотеке:

Буслаев Ф. И. Историческая грамматика русского языка, составленная Ф. Буслаевым. Ч. 1 : Этимология. М., 1868;

Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языков : составлено на основании наставления для образования воспитанников военно-учебных заведений, высочайше утверждённого 24-го декабря 1848 г., Ф. Буслаевым. М., 1861;

Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 1 : [Русская народная поэзия]. СПб., 1861;

Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 2 : [Древне-русская народная литература и искусство]. СПб., 1861;

Буслаев Ф. И. История русского языка и словесности. [М., 1867/8 акад. год];

Буслаев Ф. И. О влиянии христианства на славянский язык : опыт истории языка по Остромирову Евангелию, написанный на степень магистра кандидатом Ф. Буслаевым. М., 1848;

Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. Ч. 1. М., 1844;

Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. Ч. 2. М., 1844;

Буслаев Ф. И. Русская хрестоматия : памятники древней русской литературы и народной словесности, с историческими, литературными и грамматическими объяснениями, с словарём и указателем. М., 1894;

Буслаев Ф. И. Русский богатырский эпос IV-VII // Русский вестник. Т. 41, сентябрь. М., 1862;

Буслаев Ф. И. Русский богатырский эпос VIII-XII // Русский вестник. Т. 41, октябрь. М., 1862;

Буслаев Ф. И. Учебник русской грамматики, сближенной с церковно-славянскою, с приложением образцов грамматического разбора. М., 1874;

Буслаев Ф. И. Учебник русской грамматики, сближенной с церковно-славянскою, с приложением образцов грамматического разбора. М., 1913;

Воспоминания о студенческой жизни : [Сборник]. М., 1899;

Лавровский П. А. Записка о втором издании первой части Исторической грамматики Ф. И. Буслаева. СПб., 1865;

Сборник на 1866 год, изданный Обществом древне-русского искусства при Московском публичном музее/ [Ф. И. Буслаев [и др.]]. М., 1866.

Опубликовано 05.01.2014 – 21:02 –

В докладе представлены основные вехи жизни и деятельности знаменитого лингвиста, краткое содержание его трудов. доклад сопровождается презентацией.

Скачать:

Вложение Размер
imageТаблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.Кодификатор 1а. Как должен  вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество….
Мастер – класс “Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности”

“Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности”, это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта “Вода – чудо природы”, были по…

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.

Статья из опыта работы…

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов “Грани педагогического исследования”         …

программа внеурочной деятельности”Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе”

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир…

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» …

Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»

       В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем…

  • Мне нравится

 

25 апреля 1818 года родился Федор Буслаев, языковед и искусствовед

Личное дело

Федор Иванович Буслаев (1818-1897) родился в  Керенске (ныне – село Вадинск) Пензенской губернии. Его отец был секретарем земского суда. Когда Федору еще не исполнилось пяти лет, отец его умер, и мать с сыном переехала в Пензу. В возрасте десяти лет Федор Буслаев поступил в пензенскую гимназию, а, окончив ее, отправился в Москву, где поступил на историко-филологический (в то время называвшийся словесным) факультет университета.

Окончив курс в 1838 году, Буслаев поступил на службу преподавателем русского языка и литературы во Вторую московскую гимназию, а также давал частные уроке. На следующий год он работал в качестве домашнего учителя в семье графа Сергея Строганова. Жил во Франции, Италии и Германии, за время этой поездки изучал памятники европейского искусства, археологию, а также познакомился с лингвистическими трудами Вильгельма Гумбольдта и основателей сравнительно-исторического языкознания, прежде всего, Якоба Гримма.

Проведя за рубежом два года, Буслаев возвращается в Россию и становится преподавателем в Третьей московской гимназии. Он начинает публиковать свои статьи в различных изданиях. С 1842 года молодого педагога «прикомандировали» в помощь университетским профессорам Ивану Давыдову и Степану Шевыреву «для исправления и разбора письменных упражнений студентов». С января 1847 года он становится преподавателем университета, читает лекции и ведет практические занятия по русскому языку со студентами первого курса физико-математического факультета, а для студентов второго и третьего курсов историко-филологического факультета читает курс сравнительно-исторического изучения русского языка. Одновременно  готовится к магистерскому экзамену и пишет диссертацию «О влиянии христианства на славянский язык».

22 июля 1848 года после защиты диссертации Федор Буслаев был утвержден в ученой степени магистра русской словесности, а 5 августа того же года стал адъюнктом по кафедре русской словесности. В 1850 году он стал экстраординарным, а в 1859 – ординарным профессором Московского университета. В 1852 году был избран членом-корреспондентом Академии наук, а в 1860 году стал академиком.

В конце 1880-х годов Федор Буслаев стал замечать, что зрение его ухудшается. Вызванный врач обнаружил признаки глаукомы. Болезнь прогрессировала, и к началу 1889 года он уже не мог читать. По совету друзей, Федор Буслаев начал диктовать свои мемуары. Он занимался этим в течение трех лет, и в результате появилась книга «Мои воспоминания». Когда работа над воспоминаниями была окончена, Буслаев решил составить каталог своего собрания старинных рукописей, указав для каждой их датировку, литературное и историческое значение, лингвистическую характеристику и описание иллюстраций. Врачи разрешили ему работать только по воскресеньям и праздничным дням не более четырех часов. Тем не менее, вскоре он тяжело заболел, а зрение почти утратил. Болезнь продлилась всю зиму 1892 – 1893 годов.

Когда Федор Буслаев почувствовал себя лучше, он возобновил диктовку воспоминаний, рассказывая о случаях, которые не вошли в книгу «Мои воспоминания». Занимался этим с августа 1893 по март 1896 года, составив «Дополнения к «Моим воспоминаниям».

Умер Федор Буслаев 31 июля 1897 года на своей даче в Люблино.

Чем знаменит

Федор Буслаев стал одним из первых ученых, применивших методы сравнительно-исторической лингвистики к изучению русского языка. Такой принцип был положен в основу его знаменитой работы «Опыт исторической грамматики русского языка» (1858). При жизни автора она выдержала пять изданий под названием «Историческая грамматика русского языка». Им была подготовлена первая «Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков» (1861). Работы Буслаева и читавшиеся им лекционные курсы заложили основы историческому преподаванию русского языка в учебных заведениях России.

Федор Буслаев впервые в русистике разграничил морфологические и синтаксические критерии выделения частей речи. Также ему принадлежат классификация придаточных предложений и типов синтаксической связи.

О чем надо знать

Помимо лингвистических работ Федор Буслаев оставил немало трудов по истории древнерусской литературы, устному народному творчеству, иконографии, древней книжной иллюстрации и другим видам древнерусского искусства. В 1861 году был издан сборник его работ «Исторические очерки русской народной словесности и искусства», где сопоставлялось русское средневековое искусство с западноевропейским и византийским. В 1884 году одной из последних крупных работ ученого стало издание «Толкового Апокалипсиса» по рукописям VI – XVII веков, содержащее 400 иллюстраций.

Прямая речь

«О “Сикстинской Мадонне” Рафаэля я уже знал, когда еще учился в пензенской гимназии, и потом наслышался много о ее несказанной красоте и величии. Думаю, только набожные паломники с таким восторженным благоговением жаждут поклониться гробу Господню, с каким, по приезде в Дрезден, я стремился увидеть своими собственными глазами великое чудо итальянской живописи. На другой же день я направился из своей гостиницы в картинную галерею. Она находилась тогда не в Цвингере, как теперь, направо от See-Strasse, если идти от моста на Эльбе, а налево от этой улицы, на площади в старинном здании с крыльцом и наружною лестницею в два поворота, без навеса. Ступени и площадки были из больших каменных плит, которые от времени растрескались и порасползлись, из расщелин пробивалась густая трава и кое-где мохрами висела со ступенек. Протоптанные и обитые камни свидетельствовали, что когда-то давно много было хожено по этим ступеням и площадкам, а непомятая зеленая бахрома, теперь украшающая их, давала знать, что ветхое здание галереи стоит в запустении и редко посещается. В напряженном состоянии моего духа такие пустые подробности, конечно, промелькнули бы мимо меня незамеченными, если бы один внезапный случай не заставил меня очнуться и все свое внимание сосредоточить именно на этих самых мелочах. Он глубоко врезался в моей памяти со своею обстановкою. Со всего разбега пустившись впрыть по ступеням лестницы, я споткнулся и упал. Не помню, больно ли я ушибся, да, вероятно, и тогда я не мог этого почувствовать, потому что мгновенно охватил меня страх и ужас при мысли, поразившей меня как громом: что же бы это со мной было, если бы я сломал себе руку или ногу, прошиб бы себе череп о край ступеньки и не увидел бы никогда “Сикстинской Мадонны”! Она показалась мне в эту минуту дороже самой жизни. Осторожно приподнявшись, я ощупал себе коленки и локти, постучал нога об ногу, потянулся, взмахнул обеими руками: вижу, что все обстоит благополучно, и усердно перекрестился. Затем тихохонько поплелся вверх по лестнице, бережно поднимая ногу на каждую ступеньку, чтобы не зацепиться об нее носком или каблуком сапога, и по плитам площадок ступал с приостановкой, чтобы не поскользнуться на ровной поверхности и не запнуться в трещине; даже когда приблизился к входной двери и позвонил, я намеренно отступил назад, чтобы привратник, размахнув ее, не зашиб меня ею и не лишил бы меня возможности вступить в святилище Мадонны».

Федор Буслаев «Мои воспоминания»

«Стоило один раз в жизни видеть Буслаева, чтобы потом его образ запечатлелся в душе навсегда. Высокого роста, сановитого сложения, представительной наружности, он казался моложе своих лет. Ему в то время шел 58-й год, но живость и энергия, присущие его характеру, не допускали и мысли о преклонном возрасте профессора. Необыкновенно благородно было выражение его лица, обширный ум выражали его глубоко лежавшие глаза, открытое высокое чело вполне гармонировало с правильным овалом лица, шла к нему и небольшая бородка темных с проседью волос. Мне известно несколько портретов Буслаева, но ни один из них не передает, как следует, оригинала: вся подвижность, вся эффектность, если позволительно так выразиться, физиономии Ф. И-ча на портретах утрачивается. Буслаев обладал прекрасными изящными манерами, безукоризненною, на английский лад, деликатностью в обращении, “расшаркивался”, как шутливо говорили иногда о нем студенты перед университетскими служителями, одевался щеголевато и производил вообще самое симпатичное впечатление. Но что обаятельнее всего было в нем, чего не передает никакая фотография, никакой портрет: когда он был оживлен, то все лицо светилось особою духовною красотой. Заняв свое место на кафедре, Ф.И. начал лекцию, и я был очарован ею, превратился весь в слух, ловил каждое слово лектора. Что меня более всего поразило, так это то обстоятельство, что способ чтения Буслаева не походил на чтение других красноречивых профессоров. Там было искусство, здесь естественность, там декламация, здесь как бы простой рассказ, там отделка фразы, здесь как бы шероховатости, недомолвки, отсутствие работы над конструкцией речи. И в то же время уменье задеть за живое слушателей, приковать их внимание к предмету лекции, не дать им возможности скучать и утомляться. О великих артистах часто употребляется выражение: они живут на сцене. Вполне справедливо о Ф.И. можно сказать: он жил на кафедре. Я не знаю, изложил ли он когда-либо десяток другой фраз спокойным, бесстрастным, докторальным тоном? Едва ли. Пока он говорил, он был одушевлен, и это одушевление выражал движениями лица, глаз, головы, разнообразными характерными жестами. Я уверен, что ученики Буслаева, слушавшие его много лет тому назад, не забыли жестов и движений глубокоуважаемого наставника своего; так они были оригинальны, внезапны и выразительны».

Анатолий Танков «Воспоминания о Ф. Буслаеве»

5 фактов о Федоре Буслаеве

  • Одним из учителей Федора Буслаева в Пензенской гимназии был Виссарион Белинский.
  • Первой опубликованной статьей Федора Буслаева стал вышедший в 1842 году в журнале «Москвитянин» очерк «Храм Святого Петра в Риме». В том же номере был напечатан прозаический отрывок Гоголя «Рим».
  • Именно благодаря Буслаеву университетские курсы, посвященные истории русского языка, традиционно называются исторической грамматикой.
  • Личная библиотека Федора Буслаева содержала около 1430 книг по истории искусства, старопечатные книги XVI – XVII веков, рукописи. После его смерти библиотека была подарена вдовой ученого Московскому университету, где хранится в отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ.
  • Похоронен Федор Буслаев в Новодевичьем монастыре в Москве, его могила сохранилась до наших дней.

Материалы о Федоре Буслаеве

Статья о Федоре Буслаеве в русской Википедии

Сочинения Федора Буслаева в Библиотеке Мошкова

Федор Буслаев в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона

Полевой П.Н. Ф.И. Буслаев. (По поводу 50-тилетия его ученой деятельности) // Исторический вестник, 1888. – Т. 34. – № 10. – С. 202-214

Фёдор Иванович Буслаев
image
Дата рождения 13 (25) апреля 1818
Место рождения
Научная сфера филолог и искусствовед
Место работы Московский университет
Альма-матер Московский университет (1838)
Учёная степень доктор словесности (1861) доктор теории и истории искусств (1889)
Учёное звание заслуженный профессор (1873), академик СПбАН
Научный руководитель И. И. Давыдов, С. П. Шевырёв
Ученики А. Н. Веселовский, А. А. Котляревский, А. И. Кирпичников, В. Ф. Миллер, А. И. Соболевский, Ф. Ф. Фортунатов, В. О. Ключевский[1]
Награды и премии

image Произведения в Викитекеimage Медиафайлы на Викискладе

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий