Доклад по музыке 6 класс по теме : “Биография композитора М.С.Березовского”.

Maxim Berezovsky

Дата рождения 27.10.1745 Дата смерти 02.04.1777 Профессия композитор Страна Россия

image

Творчество выдающегося русского композитора второй половины XVIII в. М. Березовского наряду с творчеством его знаменитого современника Д. Бортнянского ознаменовало наступление нового, классицистского этапа в музыкальном искусстве России.

Композитор родился на Черниговщине. Первоначальное музыкальное образование предположительно получил в глуховской музыкальной школе, славившейся певческими традициями, и затем продолжил его в Киевской духовной академии. По приезде в Петербург (1758) юноша благодаря своему прекрасному голосу был определен в штат музыкантов наследника престола Петра Федоровича, где стал получать уроки по композиции у Ф. Цопписа и по вокалу у итальянского педагога Нунциани. На рубеже 1750-60-х гг. Березовский уже исполнял ответственные партии в операх Ф. Арайи и В. Манфредини, шедших на придворной сцене, соперничая в мастерстве и виртуозности с лучшими итальянскими певцами. После дворцового переворота 1762 г. Березовский, как и другие артисты из штата Петра III, был переведен Екатериной II в итальянскую труппу. В октябре 1763 г. композитор женился на танцовщице труппы Франциске Ибершер. Выступая с сольными партиями в оперных спектаклях, Березовский пел также и в Придворном хоре, что обусловило интерес композитора к хоровым жанрам. По свидетельству биографа П. Воротникова, его первые духовные концерты (“Приидите и видите”, “Вси языцы”, “Тебе бога хвалим”, “Господь воцарися”, “Хвалите господа с небес”) показали его исключительное дарование и хорошее знание законов контрапункта и гармонии. В мае 1769 г. Березовский был направлен для совершенствования профессионального мастерства в Италию. В знаменитой Болонской академии, по преданию, он занимался под руководством выдающегося теоретика и педагога падре Мартини.

15 мая 1771 г., немногим позже В. А. Моцарта, выдержав вместе с чешским композитором И. Мысливечеком экзамен, Березовский был принят в число членов Академии. В 1773 г. по заказу для Ливорно он создал свою первую и, вероятно, единственную оперу “Демофонт”, успех которой был отмечен в ливорнской газете: “Среди спектаклей, показанных во время последнего карнавала, надо отметить оперу, сочиненную регентом русской капеллы, состоящим на службе у Ее величества императрицы всея России, синьором Максимом Березовским, который соединяет живость и хороший вкус с музыкальным знанием”. Опера “Демофонт” подвела итог “итальянскому” периоду жизни Березовского – 19 октября 1773 г. он покинул Италию.

Вернувшись в Россию в расцвете творческих сил, Березовский не встретил должного отношения к своему таланту при дворе. Судя по архивным документам, композитор так и не был определен на службу, соответствующую званию члена Болонской академии. Сблизившись с Г. Потемкиным, Березовский некоторое время рассчитывал на должность в предполагаемой Музыкальной академии на юге страны (кроме Березовского князь собирался также привлечь Дж. Сарти и И. Хандошкина). Но проект Потемкина так и не был осуществлен, и Березовский продолжал работать в капелле в качестве рядового служащего. Безысходность положения, личное одиночество композитора в последние годы привели к тому, что, заболев горячкою в марте 1777 г., Березовский в одном из приступов болезни покончил жизнь самоубийством.

Драматична судьба творческого наследия композитора: большинство произведений, звучавших на протяжении всего XIX в., оставались в рукописях долгое время и хранились в Придворной капелле. В начале нашего столетия они были безвозвратно утрачены. Из инструментальных произведений Березовского известна одна Соната для скрипки и чембало до мажор. Утеряна партитура оперы “Демофонт”, поставленной в Италии: до наших дней дошли только 4 арии. Среди многочисленных духовных сочинений сохранились лишь Литургия и несколько духовных концертов. Среди них – “Господь воцарися”, являющийся наиболее ранним образцом классицистского хорового цикла в России, и “Не отвержи мене во время старости”, ставший кульминацией творчества композитора. Этот концерт по сравнению с другими произведениями последних лет имеет более счастливую судьбу. Благодаря своей популярности он получил широкое распространение и был дважды напечатан в первой половине XIX в. (1818, 1841).

Влияние мелодики, полифонической техники, гармонии и образного строя концерта прослеживается в творчестве младших современников Березовского – Бортнянского, С. Дегтярева, А. Веделя. Будучи истинным шедевром музыкального искусства, концерт “Не отвержи” знаменует собой наступление классического этапа в развитии отечественного хорового творчества.

Даже единичные образцы творчества Березовского позволяют говорить о широте жанровых интересов композитора, об органичном соединении в его музыке национальной мелодики с общеевропейскими приемами и формами развития.

А. Лебедева

реклама

вам может быть интересно

Александр Торадзе Пианисты Гийом Дюфаи Композиторы

Максим Созонтович Березовский
Композитор
Дата рождения: 27 октября 1745
Дата смерти: 2 апреля 1777
Образование: Киевская Духовная Академия
Титулы и регалии: Академик Болонской филармонической академии

Макси́м Созо́нтович Березо́вский — композитор XVIII века, один из основоположников русской хоровой классики. Особую известность имеет его хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».

Биография[]

Максим Березовский родился в Глухове — тогдашнем музыкальном центре Украины. Высшее образование получил в Киевской Духовной Академии, где начал писать собственные произведения. В 1758 году, за исключительные вокальные данные послан в Петербург, солистом Придворной певческой капелле князя Петра Фёдоровича. Выступал как певец (итальянская опера, Ораниенбаум).

В 1765-1774 жил в Италии, куда был направлен для совершенствования. В Италии, в Болонье, Березовский занимался под руководством знаменитого тогда теоретика, падре Мартини, выдержал экзамен Болонской филармонической академии на звание академика-композитора (в тот же день экзаменовали юного Моцарта, который тоже стал академиком, Березовский получил высший бал, чем Вольфганг Амадей). По возвращении в Россию в 1771 году Максим Березовский был зачислен на скромную должность.

Постоянная нужда, невозможность найти применение своим творческим силам привели Березовского к душевному кризису. Оскорбленный, униженный, терпя бедность, нужду и всяческие неудачи, Березовский 22 марта (2 апреля по новому стилю) 1777 года покончил жизнь самоубийством. По другим данным — заболел горячкой и умер.

Романтическая легенда[]

В Италии Березовский увлекся княжной Таракановой, в салоне которой он играл, и посвятил ей гениальную музыку. Граф Орлов по приказу Екатерины должен был увезти самозванку в Россию. Для этого он разыграл влюбленность в княжну, и сказал ей, что это его чувство вдохновило музыканта. Тараканова чувствовала неладное и не хотела садиться на корабль. Тогда Орлов приказал Березовскому: “Играй!” — и она пошла — это была такая музыка, что не устоять. Дальше была шутовская свадьба, после которой княжну Тараканову посадили в каюте под арест. Потом она попала на каторгу, а царица Екатерина заплатила Березовскому, но сказала: “Музыку эту уничтожь. Я не смогу ее слушать, потому что она посвящена моей сопернице”. Березовский запил и покончил с собой.

«Не отвержи мене во время старости»[]

Концерт «Не отвержи мене во время старости» (ок.1760) на стихи 9, 10, 11, 12 и 13 из псалма 70 написан в итальянском стиле, но в понимании русского православного композитора, и больше похож на лирическую исповедь, чем на итальянский концерт в привычном понимании. Хоровой строй концерта отличается удивительной чистотой и прозрачностью. Проникновенностью мелодии концерт напоминает украинские народные песни, столь близкие композитору, а серьезностью и строгостью мысли эта музыка была бы достойна пера знаменитого современника Березовского, венского классика Глюка. Концерт написан раньше, чем “Реквием” Моцарта, и во многом предвосхитил его.

Одной из выдающихся интерпретаций концерта является исполнение Республиканской академической русской хоровой капеллы под руководством А. Юрлова, сделанное впервые при советской власти (1969).

Отзывы[]

Произведения Березовского носят на себе меньше следов зависимости от итальянской музыки и во многих отношениях самостоятельны и самобытны, являя собою заметный поворот в развитии первоначального духовно-музыкального творчества в духе и направлении более национальном. Свобода и самостоятельность голосоведения в стиле контрапунктическом, художественность целого предпочтительно пред внешним блеском мелодического движения отдельных голосов, осмысленность в расположении текста с музыкою, сила художественного творчества в целом и замечательная техника в разработке деталей — таковы отличительные особенности духовно-музыкальных произведений Березовского В. Металлов

Ссылки[]

БЕРЕЗОВСКИЙ

Березовский, Михаил Созонтович, – замечательный композитор. Родился 16 октября 1745 г. в городе Глухове, Черниговской губернии. Учился в киевской духовной академии, по приезде в Петербург определен в придворную певческую капеллу, где изучал музыку у Цопциса. При дворе императрицы Елизаветы давались представления итальянской оперы, в которых принимал участие и Березовский, уже в ту пору обративший на себя внимание способностями к композиции и виртуозным талантом (он отлично играл на скрипке). В 1765 г. Березовский был послан в Италию, в болонскую академию, где занимался под руководством Мартини Старшего. Господствовавшая в этой академии хорошая музыкальная традиция отразились на сочинениях Березовского, отличающихся строгим и красивым стилем. Многие музыкальные академии в Италии избрали Березовского своим почетным членом; болонская академия возвела его в почетные академики. К этому периоду времени относится его опера “Демофон”, написанная на текст Метастазио для театра в городе Ливорно; она имела огромный успех. В Италии Березовский написал свои лучшие произведения: “Литургию”, концерт “Отрыгну сердце мое”, “Слава в вышних Богу”, “Милость и суд воспою тебе, Господи”, “Причастный” и др. Они отличаются простотою, доступностью, изяществом и в художественном отношении превосходны. Исполнение их в России сделало имя Березовского известным и на родине. Когда он, в 1774 г., вернулся в Россию, Потемкин предложил ему место директора будущей музыкальной академии, которую предполагал основать в Кременчуге. В ожидании этого назначения Березовский определился в капеллу без всякой должности, так как все высшие и лучшие места были в руках иностранцев. Между тем Потемкин забыл не только о Березовском, но и о самой академии. Отчаявшись получить соответствующее его таланту и знаниям место или хотя бы повышение в должности, Березовский впал в мрачную тоску. В марте 1777 г. он заболел белой горячкой и в одном из припадков этой болезни покончил жизнь самоубийством (22 марта). Как композитор духовной музыки, Березовский, вместе с Веделем , является представителем нового направления в партесном пении. В его произведениях меньше следов влияния итальянской музыки; заметно стремление к самобытности, к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то время и не думали многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для православной церкви. Отличительные черты произведений: большая свобода голосоведения в контрапунктическом стиле, художественность целого в ущерб внешнему блеску, замечательная отделка деталей, соединение простоты и изящества. Из многочисленных сочинений Березовского, оставшихся в рукописях и хранящихся у многих любителей, только два, и то спустя 50 лет со дня его смерти, были изданы придворной капеллой: “Верую” и классический концерт “Не отвержи мене во время старости”. Кроме них, напечатаны: “Причастны творяй ангела”, “В память вечную”, “Чашу спасения”, “Во всю землю изыде вещание их”. “Из рукописных его сочинений известны: литургия, концерт “Отрыгну сердце”, “Милость и суд воспою”, “Слава в вышних Богу”, причастны: “Хвалите Господа с небес”, “Блажени яже избрал”, “Не имамы иныя помощи” и др. Ему приписываются, но без доказательств, и другие рукописные композиции, обращающиеся среди любителей церковного пения. – См.: “Очерк истории музыки в России” (приложение к “Руководству к изучению истории музыки” фон Доммера, М., 1884); Разумовский , “Церковное пение в России” (М., 1867); Н.А. Лебедев, “Березовский и Бортнянский, как композиторы церковного пения” (СПб., 1882); Л. Саккетти, “Очерк всеобщей истории музыки” (СПб., 1883; 3-е изд., 1903); В. Металлов , “Очерк истории православного церковного пения в России” (3-е изд., М., 1900, стр. 122 – 124); Стаффорд, “История музыки” в перев. Е. Воронова (СПб., 1838); Fetis, “Biographie universelle des musiciens” (П., 1860).

Краткая биографическая энциклопедия . 2012

Т. 4, С. 650-652 опубликовано: 12 мая 2009г.

Максим Созонтович (16.10.1745 (?), Глухов, Малороссия – 22.03.1777, С.-Петербург), рус. композитор. Творчество (особенно духовная музыка) Б., ставшего первым композитором среди мастеров екатерининской эпохи – В. А. Пашкевича, И. Е. Хандошкина, Д. С. Бортнянского, Е. И. Фомина,- сыграло важную роль для утверждения стиля классицизма на рус. почве.

Б. род. в дворянской семье. В. И. Аскоченский писал о домашнем образовании Б., сменившемся обучением в Киевской академии (С. 276-277). Большое влияние на развитие личности буд. композитора оказала существовавшая с 1738 г. в Глухове певч. школа, славившаяся своими традициями, имевшая великолепный хор и поставлявшая малолетних певчих в петербургскую Придворную певческую капеллу.

В 1758 г. Б. переехал в С.-Петербург (возможно, благодаря протекции фаворита имп. Елизаветы Петровны гр. К. Г. Разумовского) и попал в штат музыкантов наследника престола – буд. имп. Петра III Феодоровича. Благодаря прекрасному голосу Б. поручили исполнение ответственных партий в операх Ф. Арайи и В. Манфредини. Педагогами Б. считаются Ф. Цоппис (композиция) и Нунциани (вокал). После восшествия Петра Феодоровича на имп. престол (1761) Б., числясь в итал. труппе, принимает участие в выступлениях Придворной певч. капеллы (духовные концерты во время постов, службы в имп. домовой церкви, пение во время званых обедов, прогулок, балов и карнавалов и т. п.). В те годы появились первые духовные сочинения Б.: концерты «Бог ста в сонме Богов», «Вси языцы, восплещите руками», «Господь, воцарися», «Приидите и видите дела Божия», «Слава в вышних Богу», «Тебе, Бога, хвалим», «Хвалите Господа с небес» (по свидетельству современника Б., историка искусства Я. фон Штелина).

«Литургия» М. С. Березовского. Партия баса (ГЦ ММК). Фрагмент «Литургия» М. С. Березовского. Партия баса (ГЦ ММК). Фрагмент

Для совершенствования композиторского мастерства Б. был направлен в качестве «пенсионера» в Италию (по последним изысканиям, в мае 1769 (М. Рыцарева), ранее считалось, что в авг. 1764 или осенью 1766). В Болонской академии он занимался под рук. выдающегося теоретика и педагога католич. свящ. Дж. Б. Мартини. 15 мая 1771 г., немногим позже В. А. Моцарта, выдержав вместе с чеш. композитором Й. Мысливечеком экзамен на звание «accademico compositore», Б. был принят в число членов Болонской академии. В 1773 г. по заказу для Ливорно Б. написал свою первую и, вероятно, единственную оперу «Демофонт» (либретто П. Метастазио), премьера к-рой прошла с успехом в присутствии рус. посланника гр. А. А. Орлова. Знакомство Б. с графом дало повод биографам композитора связать постановку «Демофонта» и возвращение Б. в Россию с пленением Орловым кнж. Таракановой, что опровергается документальными источниками. В Италии композитором была сочинена Соната для скрипки и чембало, а также «Литургия св. Иоанна Златоуста» (отослана в качестве муз. отчета в С.-Петербург).

19 окт. 1773 г. Б. покинул Италию и возвратился на родину (Рыцарева. С. 101), где не получил должности, соответствующей званию академика. Ему предложили место рядового служащего в Придворной певч. капелле. Сблизившись с кн. Г. А. Потёмкиным, Б. рассчитывал занять место в штате предполагаемой Музыкальной академии в Екатеринославе (наряду с Дж. Сарти и Хандошкиным), однако потемкинские муз. проекты так и остались нереализованными. 3 последних года жизни Б. много сочинял, именно в этот период, судя по всему, был создан духовный концерт «Не отвержи мене во время старости». Ощущение одиночества, безысходности положения при дворе привели Б. к «употреблению горячительных напитков, следствием чего была сначала ипохондрия, а потом белая горячка» (так описывают исследователи последние дни Б.). В одном из приступов болезни, в марте 1777 г., композитор покончил жизнь самоубийством.

Большинство духовных сочинений Б. хранилось в виде рукописей в архиве Придворной певч. капеллы и было сожжено в 20-х гг. XX в., в период идеологических «чисток». Из церковных произведений сохранились лишь «Литургия», концерты на тексты псалмов («Господь, воцарися» и «Не отвержи…»), концерт на нем. текст молитвы Господней «Unser Vater» (Отче наш), причастны («Блажени яже избрал», «Знаменася на нас», «Радуйтеся, праведнии, о Господе», «Хвалите имя Господне» № 1-3). К числу последних находок принадлежит концерт «Бог ста в сонме богов», считающийся ныне первым по времени создания из сохранившихся концертов Б. (М. Юрченко).

«Литургия» Б. имеет важное историческое значение как первый музыкально-литургический цикл эпохи рус. классицизма. Его «Верую» имело огромную популярность в кон. XVIII-XIX в. По музыке оно почти полностью совпадает с аналогичными песнопениями В. Виноградского и Б. Галуппи – вероятно, Б., как и его предшественники, отразил устную певч. традицию исполнения «Верую» прихожанами.

Особое место среди сохранившихся сочинений Б. занимает духовный концерт «Не отвержи мене во время старости», имеющий более счастливую судьбу по сравнению с др. его сочинениями,- он был напечатан Капеллой в 1818 и 1842 гг., впосл. много раз переиздавался. И. А. Гарднер считал, что «по причине своей длины (258 тактов) концерт этот в целом виде в России почти что не исполнялся – да и не может быть исполнен за обычным богослужением». Звучал ли данный концерт при жизни Б., неизвестно, но о популярности его в XIX в. свидетельствует факт многократного издания по разрешению духовной цензуры, в т. ч. в церковнопевч. сборниках. Влияние мелодики этого концерта, его полифонической техники, гармонии и образного строя прослеживается в творчестве младших современников композитора – Бортнянского, С. А. Дегтярёва, А. Л. Веделя.

В разных источниках упоминаются следующие несохранившиеся произведения Б.: концерты на 4 голоса – «Вси языцы, восплещите руками», «Милость и суд воспою Тебе», «Не имамы иныя помощи», «Отрыгну сердце мое», «Приидите и видите дела Божия», «Слава в вышних Богу», «Суди, Господи, обидящие мя», «Тебе, Бога, хвалим»; концерты на 8 голосов – «Внемлите, людие мои», «Вскую мя отринул еси», «Не отвержи мене во время старости», «Услышите сия вси языцы»; хоры на 4 голоса – «Ныне силы небесные», «Херувимская»; хоры на 8 голосов – «Вкусите и видите», «Херувимская». Причастны «В память вечную», «Во всю землю», «Творяй ангелы», «Чашу спасения прииму» считаются утерянными, а одноименные сочинения, изданные П. И. Юргенсоном под именем Б. (Духовно-муз. соч. разных авт. Сер. 4. М., [1887]), на самом деле принадлежат перу его однофамильца – М. А. Березовского, композитора кон. XIX в. (Е. М. Левашев).

По муз. стилю духовные сочинения Б., равно как и произведения для правосл. службы его современника Галуппи, относятся к первому этапу муз. классицизма екатерининской эпохи. Даже по скудным сохранившимся материалам видны изменения, происшедшие в стилистике и форме сочинений: если в барочных композициях ведущая роль в формообразовании отводилась риторическим закономерностям, а композиторское решение в большинстве случаев следовало строфическому разделению текста, то концерты Б. утверждают четырехчастный классицистский цикл, опирающийся на муз. логику развития. Большое значение приобретает система полифонических приемов – от канонических имитаций до развернутых фуг. Мелодика сочинений Б. впитала в себя интонации как укр., так и рус. народной песенности: по наблюдению Левашева, начальная интонация концерта «Не отвержи…» совпадает с мелодией рус. протяжной песни «Не шуми, мати, зеленая дубровушка» и укр. думы «Гей, як на славнiï Украïнi».

Муз. соч.: «Не отвержи мене во время старости» (d-moll): Концерт на 4 голоса. СПб., 1818; «Unser vater» (g-moll). Лпц., 1813; «Господь воцарися» (B-dur): Концерт на 4 голоса // Историческая хрестоматия церковного пения / Под ред. прот. М. Лисицына. СПб., 1903; Литургия св. Иоанна Златоуста (4 голоса) // Сборник духовно-музыкальных песнопений / Под ред. Е. С. Азеева [перелож. для муж. хора]. Пг., 1914. Вып. 8; То же // Березовьский М. Хоровi духовнi твори / Под. ред. М. Юрченко. К., 1995. С. 6-28; «Блажени яже избрал», «Знаменася на нас», «Радуйтеся праведнии о Господе», «Хвалите Господа с небес» № 1-3: Причастны на 4 голоса // Там же. С. 30-72; «Бог ста в сонме Богов»: Концерт (4 голоса) // Там же. С. 74.Лит.: Бантыш-Каменский Д. Словарь достопамятных людей русской земли. М., 1836. Ч. 1; Воротников П. Березовский и Галуппи // Б-ка для чтения. СПб., 1851. Янв.-февр. Т. 105; Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем Академиею. К., 1856. Ч. 2; Лебедев Н. Березовский и Бортнянский как композиторы церковного пения. СПб., 1882; Штелин Я. фон. Известия о музыке в России // Музыкальное наследство. М., 1935. Вып. 1. С. 94-198; Рыцарева М. Г. Композитор М. С. Березовский. Л., 1983; Левашев Е. М., Полехин А. В. М. С. Березовский // История рус. музыки. М., 1985. Т. 3. С. 132-160; Юрченко М. Невiдомий концерт Максима Березовського // Музика. К., 1995. Вип. 5.

Научная Библиотека Православной Музыки

image Maksimberezovsky2 БЕРЕЗОВСКИЙ, Максим Созонтович (р. 16[27] октября 1745, Глухов, Украина; ум. 22 марта [2 апреля] 1777, Петербург) — воспитывлся в Киевской духовной академии, откуда был взят в Придворную певческую капеллу, где занимался композицией у Франческо Цопписа. В 1765 году был послан в Италию для продолжения музыкального образования; в Болонье Березовский занимался под руководством знаменитого учителя падре Мартини, получив в 1771 звание маэстро музыки. В 1774 Березовский вернулся в Петербург, где был принят в Придворную певческую капеллу, но не в ранге академика, а на место рядового служащего; не найдя признания, в состоянии депрессии покончил с собой (по другим сведениям, причина смерти была «белая горячка»). Среди духовных сочинений Березовский в различных источниках упоминается до 12 духовных концертов, полный цикл богослужебных песнопений и др. Из них в конце XIX в. были изданы 6 концертов и Литургия Св. Иоанна Златоуста, для мужского хора (п. Юргенсоном и др.). Сравнительно недавно, в 1989 г. украинский музыковед М. С. Юрченко обнаружил и опубликовал версию Литургии для смешанного хора и ранее неизвестные хоровые концерты (М. Березовский, Хоровые произведения (Киïв, Музична Украïна, 1989). В некоторых из них проявляется высокое мастерство хорового письма; другие же по художественному замыслу несложны.

Внешняя ссылка

http://www.pravenc.ru/text/78130.html https://cyberleninka.ru/article/n/zagadki-rukopisi-iz-berliner-sing-akademie-k-voprosu-o-duhovnom-tvorchestve-m-s-berezovskogo

Найдено 13 результатов

Сортировка: Be003

В память вечную

без опуса

Причастный стих во вторник

Пс. 111[112]:6

САТБ

ПЮ #16927 1887

Первое печатное издание

Дефект оригинала

3

Be003

Be001

Верую во единаго Бога

без опуса

Символ веры

САТБ

ПЮ #5916 1884

Первое печатное издание

5

Be001

Be005

Во всю землю

без опуса

Причастен в четверг и св. Апостолам

Пс. 18[19]:5

САТБ

ПЮ #16931 1887

Первое печатное издание

Дефект оригинала

3

Be005

Be006

Господь воцарися

без опуса

Духовный концерт

САТБ

#П.1221 С. б.г.

Первое печатное издание

Дефект оригинала

7

Be006

Достойно есть

без опуса

САТБ

Не найдено

Be012

Милость мира

без опуса

САТБ

Не найдено

Be011

Не отвержи мене во время старости

без опуса

Духовный концерт

Пс. 70[71]:9-13

САТБ и ССААТТББ соло

ПЮ #15913 188-

Не найдено

16

Be007

Отче наш

без опуса

Молитва Господня

Отче наш

САТБ

Не найдено

Be013

Приидите, поклонимся

без опуса

На малом входе

Пс. 92[93]

САТБ

Не найдено

1

Be009

Слава… Единородный Сыне

без опуса

Тропарь по втором антифоне на Литургии

САТБ

Не найдено

Be008

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий