Добролюбов биография кратко – жизнь критика Николая Александровича, творчество и интересные факты

image 5 Февраля 1836 – 29 Ноября 1861 гг. (25 лет) 4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 261.

Николай Добролюбов (1836–1861) — известный российский критик, журналист, поэт. Наиболее известен как талантливый публицист и литературный эстет, который проповедовал свои социально-политические идеи даже в рецензиях на чужие произведения. Прославился как человек, отстаивающий принцип народности и литературы как гражданского инструмента. Продвигал новые принципы педагогики, критикуя жёсткое подчинение ребёнка взрослым.

Ранние годы

Николай Добролюбов родился 24 января (5 февраля) 1836 года в Нижнем Новгороде в духовно развитой семье священнослужителя. Вначале поступил в семинарию, а затем в Педагогический институт в Санкт-Петербурге. В жизни и творчестве Николая Александровича всегда было место критике современного ему общественного строя: он закончил обучение с блестящими результатами, но за вольнодумство его лишили золотой медали.

Интересным фактом является то, что еще в студенческие годы молодой человек умел собирать вокруг себя соратников. Таким образом было собрано нелегальное сообщество, а также газета под названием «Слухи».

«Современник»

Благодаря знакомству с Чернышевским и Некрасовым в 1857 году Добролюбов начал работать в журнале «Современник», где публиковал статьи различного публицистического характера, а также фельетоны и стихи. В его рецензиях всегда присутствовали острые общественно-политические высказывания, в том числе практически открытые призывы к революции, а некоторые статьи, направленные против Николая I, не были напечатаны при жизни.

«Журнал для воспитания»

Примерно в это же время Добролюбов начал сотрудничать и с другим изданием, которое называлось «Журнал для воспитания». Там он проработал пару лет вплоть до 1859 года.

Самым главным в карьере Добролюбов считал просветительскую деятельность, которой успешно занимался, печатая различные статьи философской, литературно-эстетической и исторической направленностей. Такими являются публикации: «Первые годы царствования Петра Великого», «О степени участия народности в развитии русской литературы» и другие.

Кроме того, имел много образовательных идей, которые включали в себя отказ от воспитания полной покорности, угодничества и подавления личности в ребёнке.

Добролюбов как литературный критик

Краткая биография Добролюбова будет неполной, если не упомянуть его деятельность как литературного критика. С 1859 по 1860 года в журналах он печатал свои литературно-критические публикации на различные произведения классиков. Таким образом появились статьи «Что такое обломовщина?» (на произведение «Обломов»), «Когда же придёт настоящий день?» (на произведение «Накануне) и многие другие.

Его особенность как критика состояла в том, что Добролюбов умел соединять личный анализ литературных героев и произведения со своим опытом, полученным из реальной жизни. Он был поклонником принципов реализма и народности, и полагал, что литература должна служить общественности и гражданам. В этом он видел её основное предназначение.

Выражал свою критику Добролюбов различными художественными приёмами: ироническим восхвалением, пародией в стихах или прозе (достаточно язвительной, чтобы был понятен важный посыл).

Смерть

Добролюбов был болен туберкулёзом. Он выезжал за границу для лечения своего недуга, где написал много работ, но так и не смог поправить здоровье. Вернувшись в Санкт-Петербург, он знал, что умирает, и воспринимал это как жестокую шутку судьбы.

Незадолго до своей смерти Добролюбов попросил друзей снять ему квартиру, дабы не омрачать смертью жильё знакомых ему людей. Рядом с его постелью в самые последние минуты находился Чернышевский, с которым он был знаком уже многие годы.

Николай Добролюбов скончался 29 ноября 1861 года в возрасте 25 лет.

Тест по биографии

  1. /10 Вопрос 1 из 10

    Кем был Николай Добролюбов?

    Начать тест

5 февраля 1836 года родился Николай Добролюбов, литературный критик и публицист.

Личное дело

Николай Александрович Добролюбов (1836–1861) родился в Нижнем Новгороде в семье священника, хорошо образованного и уважаемого в городе человека. Получил начальное домашнее образование, чему способствовала огромная библиотека отца. В 1847 году поступил в последний класс Нижегородского духовного училища, в 1848-м – в Нижегородскую духовную семинарию, где был первым учеником.

Вместе со своим соучеником Лебедевым выпускал рукописный журнал «Ахинея», писал статьи для газеты «Нижегородские губернские ведомости», собирал местный фольклор (более тысячи пословиц, поговорок, песен, преданий и т.п.), составил словарь местных слов и библиографию по Нижегородской губернии.

В 1853 году оставил семинарию и получил разрешение Синода учиться в Петербургской духовной академии. Однако вместо этого по приезде в Петербург сдал экзамены в Главный педагогический институт на историко-филологический факультет, за что был уволен из духовного звания. В 1854 году Добролюбов и сам пережил глубокое разочарование в религии, чему способствовала почти одновременная смерть родителей.

В институте начинается общественная жизнь Добролюбова: он борется со злоупотреблениями институтского начальства, вокруг него образовывается кружок оппозиционно настроенных студентов, обсуждаюших политические вопросы и читаюших нелегальную литературу.

За сатирическое стихотворение, в котором он назвал царя «державным барином», Добролюбов был посажен в карцер. Но это уже не могло его остановить: в 1855 году он начал выпускать нелегальную газету «Слухи», в которой помещал свои стихи и заметки революционного содержания – «Тайные общества в России 1817–1825», «Разврат Николая Павловича и его приближенных любимцев» и другие. В том же году познакомился с Николаем Чернышевским, который привлек его к сотрудничеству в журнале «Современник».

В 1857-м по предложению Чернышевского и Некрасова Добролюбов возглавил отдел критики журнала.

В том же году блестяще окончил институт, но за вольнодумство был лишен золотой медали. Некоторое время работал репетитором и продолжал активно писать в  «Современник»: только в 1858 году им было опубликовано около 75 статей и рецензий, рассказ «Делец» и несколько стихотворений.

К концу 1858 года Добролюбов уже играл центральную роль в объединенном отделе критики, библиографии и современных заметок «Современника», оказывал влияние на выбор художественных произведений для публикации. В ряде материалов он прямо призывал к освобождению родины от «внутреннего врага», каковым считал самодержавие; в целом пафос его статей скорее носит общественно-политический, чем литературоведческий характер. Как отметил литературовед Дмитрий Святополк-Мирский: «Хотя все, что он писал, посвящено художественной литературе, считать это литературной критикой было бы крайне несправедливо. Правда, у Добролюбова были зачатки понимания литературы, и выбор вещей, которые он соглашался использовать в качестве текстов для своих проповедей, был, в общем, удачен, но он никогда и не пытался обсуждать их литературную сторону: он пользовался ими только как картами или фотографиями современной русской жизни, как предлогом для социальной проповеди».

Добролюбов писал и для «Свистка» – сатирического приложения к «Современнику». Работал в жанрах стихотворной пародии, сатирического обозрения, фельетона, скрываясь за образами «барда» Конрада Лилиеншвагера, «австрийского поэта-шовиниста» Якова Хама, «юного дарования» Антона Капелькина и других вымышленных персонажей.

Из-за интенсивной работы у Добролюбова обострился туберкулез. В 1860 году он отправился на лечение в Европу (Германия, Швейцария, Италия, Франция). В 1861-м вернулся в Петербург. В сентябре в «Современнике» была опубликована его последняя статья «Забитые люди», посвященная творчеству Достоевского.

Лечение не дало результатов. Незадолго до смерти критик попросил нанять себе новую квартиру, чтобы не оставлять после собственной кончины, о приближении которой знал,  неприятный осадок в домах своих знакомых. До самой последней минуты Добролюбов был в сознании.

25-летнего критика не стало 29 ноября 1861 года. Николай Добролюбов был похоронен на Волковском кладбище рядом с Виссарионом Белинским; именно с появления его могилы начали складываться знаменитые Литераторские мостки.

image

Чем знаменит

Один из главных русских критиков революционно-демократической направленности XIX века, автор термина «реализм» (употреблен в статье «О степени участия народности в развитии русской литературы»). Заголовки его статей «Когда же придет настоящий день?» и «Луч света в темном царстве» стали крылатыми выражениями.

За свою короткую, но яркую жизнь Добролюбов стал героем разночинной интеллигенции, а впоследствии одной из икон революционного движения 1860-х годов и последующих десятилетий. Его талант как публициста признавали и его противники – Герцен, видевший в нем революционного фанатика, Достоевский, обвинявший Добролюбова в пренебрежении общечеловеческим значением искусства в пользу социального, и Писарев, считавший, наоборот, что он чересчур увлечен эстетикой.

О чем надо знать

После разрыва с религией оформились философские взгляды Добролюбова. В центре его системы – человек, являющийся последней ступенью эволюции материального мира и гармонически связанный с природой. Под влиянием руссоизма «естественным состоянием» человеческой природы критик считал равенство людей; угнетение же является следствием ненормального устройства, которое должно быть уничтожено. Добролюбов утверждал отсутствие априорных истин и материальное происхождение всех идей, рождающихся в сознании человека, из внешнего опыта (материализм, эмпиризм), выступал за постижение материальных начал мира и распространение научных знаний. Как и Чернышевский, выступал за разумный эгоизм.

Добролюбов успел уделить внимание и педагогике, выступая с критикой существующей системы воспитания, убивающей в детях «внутреннего человека». При этом подлинную реформу образовательной системы он закономерно полагал невозможной без коренной перестройки всей общественной жизни в России. Он также критиковал как существующие учебники, которые либо лгут, либо сообщают множество мелких ненужных фактов, так и детские книги для чтения с их приторным морализированием и бедным языком.

Прямая речь

О любви: «Любовь – физиологическое влечение полов друг к другу».

О патриотизме: «В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, – сколько возможно больше и сколько возможно лучше… В недавнее время патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть в отечестве, ныне уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом. Ныне к восхвалению всего хорошего прибавилось неумолимое порицание и преследование всего дурного, что есть еще у нас… Настоящий патриотизм, как частное проявление любви к человечеству, не уживается с неприязнью к отдельным народностям».

О воспитании народа: «Неведение народа о самых простых вещах гибельно делается для тех самых, которые его воспитывали… невежество ненадежно, на него нельзя положиться ни в чем, потому что оно постоянно может служить орудием в руках первого обманщика…»

О чистом искусстве: «Искусство говорить слова для слов всегда возбуждало великое восхищение в людях, которым нечего делать».

О беспринципности: «Если ты отвергаешь в людях возможность искреннего, глубокого, бескорыстного убеждения, то я вполне основательно могу вывести, что тебе самому незнакомы никакие убеждения».

Николай Некрасов о Добролюбове:

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.

<…>

Но слишком рано твой ударил час

И вещее перо из рук упало.

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

5 фактов о Николае Добролюбове

  • Отец Добролюбова тайно обвенчал писателя Павла Мельникова-Печерского
  • Добролюбов писал свои многочисленные материалы по заранее заготовленному логическому конспекту в виде длинной ленты, намотанной на палец левой руки
  • Критик не подписывался полным настоящим именем; самые известные его псевдонимы «-бов» и «Н. Лайбов»
  • В семинарии Добролюбов вел реестр прочитанных книг, куда записывал и свои впечатления от прочитанного; за 1849–1853 годы он насчитывает несколько тысяч названий
  • Памятники Добролюбову установлены в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде; в последнем находится и единственный музей критика

Материалы о Николае Добролюбове

Статья о Николае Добролюбове в Википедии

Семен Венгеров. Николай Александрович Добролюбов

Николай Добролюбов в энциклопедии «Кругосвет»

Цитаты Николая Добролюбова

Литературный критик, поэт, публицист, революционный демократ — за свою недолгую жизнь (судьба отвела ему всего 25 лет) Николай Добролюбов успел написать сотни статей и рецензий. Он критиковал современный ему общественный строй и, даже рецензируя чужие произведения, старался проповедовать свои социально-политические идеи. «Учительский тон» его текстов отмечали и современники, и исследователи. Учителем он был и в жизни. Выпускник петербургского Педагогического института, Добролюбов был готов к блестящей деятельности на ниве народного образования и просвещения, много говорил о принципах педагогики, превратив узкую специальную проблему в общезначимую. Портал «Культура.РФ» публикует любопытные тезисы просветителя о воспитании и образовании в России.

Детство и учеба в Нижнем Новгороде

Николай Александрович Добролюбов родился 24 января (5 февраля по новому стилю) 1836 г. в Нижнем Новгороде. Его отец, Александр Иванович Добролюбов (1812-1854), был священником. Это был очень образованный человек, пользовавшийся уважением в городе. Мать – Зинаида Васильевна Покровская (Добролюбова, 1816-1854) – занималась воспитанием детей, которых в семье было 8. Николай Добролюбов был старшим из них.

Начальное образование получил дома, его учителем был студент семинарии. В доме Добролюбовых была большая библиотека, которая способствовала ранней тяге мальчика к чтению и самообразованию. В результате его приняли сразу в последний класс духовного училища в Нижнем Новгороде, а на следующий год – в Нижегородскую духовную семинарию, где он стал первым учеником.

С ранних лет Добролюбов был собранным, дисциплинированным и ответственным: вёл читательский дневник, записывая свои впечатления о прочитанном. вёл также ежедневные записи и заметки о всех происходивших в его жизни событиях. писал прозу и стихи, пробовал себя в драматургии, а в возрасте 13 лет даже переводил древнеримского поэта Горация. Свои произведения он отсылал в различные газеты и журналы Нижнего Новгорода, некоторые из них публиковались. Кроме этого, юноша заинтересовался фольклором и собрал множество преданий, песен, пословиц, поговорок своего края.

Читайте также:  Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри: суть спора о добре и зле

Н. И. Добролюбов с отцом (1954)

Философия

В ряде статей проявились и философские взгляды Добролюбова. В центре его системы — человек, являющийся последней ступенью эволюции материального мира и гармонически связанный с природой. Он считал равенство людей «естественным состоянием» человеческой природы (влияние руссоизма), а угнетение — следствием ненормального устройства, которое должно быть уничтожено. Утверждал отсутствие априорных истин и материальное происхождение всех идей, рождающихся в сознании человека, из внешнего опыта (материализм, эмпиризм), выступал за постижение материальных начал мира и распространение научных знаний. Как и Чернышевский, выступал за разумный эгоизм.

Краткая биография

  • В 1853 г. Н. Добролюбов отправился в Петербург для продолжения духовного образования – поступления в Петербургскую духовную академию, но неожиданно для всех решил сдавать вступительные экзамены в Педагогический институт. Был принят на историко-филологический факультет.
  • 1854 год стал очень тяжёлым для него: с разницей в несколько месяцев ушли из жизни его родители – сначала мать, а затем и отец. Начался период жизни, который сам Добролюбов назвал «подвигом переделывания».
  • Именно в этот год Добролюбов охладел к вере и стал радикальным атеистом, начал разделять антикрепостнические и антимонархические настроения. Он писал сатирические стихи, обличавшие царский режим и личность царя, что окончилось для него карцером.
  • К личным потерям прибавились и внешние обстоятельства жизни: умер император Николай I, началась Крымская война 1853-1856 гг., в студенческой среде стали образовываться оппозиционные к правительству кружки, один из них возглавил Николай Добролюбов.
  • В 1855 г. Добролюбов организовал нелегальную, с революционным уклоном газету «Слухи», и в ней также обличал царский режим. Писал смелые революционные стихи. начал вести активную революционно-пропагандистскую работу в студенческом кружке.
  • В 1855 г. (в некоторых источниках указывается 1856 г.) произошло знакомство Добролюбова с Чернышевским, которое переросло в дружбу и тесное сотрудничество двух уникальных высокообразованных личностей. Знакомство с Н. Некрасовым.
  • Чернышевский в 1856 г. способствовал началу работы Николая Добролюбова в петербургских газетах и журналах, где тот печатался под различными псевдонимами в основном с материалами против самодержавия.
  • В 1857 г. Добролюбов начал работать в журнале «Современник», возглавив отдел литературной критики.
  • В 1857 г. Н. Добролюбов окончил институт с блестящим результатом, достойным золотой медали. Но этой награды он был лишён за свои политические убеждения и вольнолюбивые взгляды. Поступил домашним учителем к детям князя Куракина.
  • 1858 год – время активной работы в журнале «Современник». В этот год он опубликовал более 70 критических статей, рецензий, а также прозаических произведений и стихов. В его литературно-критических статьях отражалось состояние русской литературы с точки зрения социального положения общества. Занимался репетиторством.
  • К началу 1859 г. Добролюбов стал центральной фигурой в области литературной критики в русле революционно-демократической идеологии и кумиром разночинной интеллигенции.
  • В 1859 г. в журнале «Современник» Добролюбов основал сатирический отдел «Свисток» (он же редактор). Проявляется его новый талант сатирика, публициста и фельетониста.
  • Напряжённая работа сказалась на его здоровье – в 1860 г. начался туберкулез.
  • В 1860 г. по инициативе редакции журнала «Современник» Добролюбов уехал на лечение за границу. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, но болезнь не отступала.

Н. И. Добролюбов в Неаполе (1961)

  • В 1861 г. вернулся в Россию в безнадёжном состоянии. Посетив родных в Нижнем Новгороде, возвратился в Петербург. Последняя опубликованная им статья «Забитые люди» была посвящена творчеству Ф. Достоевского.
  • В 1861 г. в России началась политическая реакция, которая угнетала Добролюбова и ухудшала его здоровье.
  • Его друзья (Чернышевский, Некрасов и др.) не оставляли его, дежурили у его постели до последнего момента. Добролюбов умер 17 (29 по новому стилю) ноября 1861 г. в Петербурге.
  • Похоронен на Волковом кладбище Петербурга рядом с В. Белинским.
  • Его похороны переросли в общественную демонстрацию.

Смерть

Могила Добролюбова на Литераторских мостках на Волковском кладбище. Умер от туберкулёза в 25 лет, за год до смерти лечился за границей и много ездил по Европе. Незадолго до смерти попросил снять себе новую квартиру, чтобы не оставлять после собственной кончины неприятный осадок в домах своих знакомых. До самой последней минуты был в сознании. В соседней комнате безвыходно сидел Н. Г. Чернышевский.

По воспоминаниям А. Я. Панаевой, за несколько дней до смерти Н. А. Добролюбов произнёс: «Умирать с сознанием, что не успел ничего сделать… ничего! Как зло насмеялась надо мной судьба! Пусть бы раньше послала мне смерть!.. Хоть бы ещё года два продлилась моя жизнь, я успел бы сделать хоть что-нибудь полезное… теперь ничего, ничего!»

Н. А. Добролюбов похоронен на Волковском кладбище рядом с могилой Виссариона Белинского. Позднее часть кладбища вокруг их захоронений стала популярным местом упокоения других русских писателей и литературных критиков, получив название «Литераторские мостки» и в настоящее время став одним из самых престижных в Санкт-Петербурге мест захоронения выдающихся деятелей науки и культуры.

Творчество

Жизнь Добролюбова была короткой, но очень насыщенной умственной деятельностью. Он много писал. В основном это были литературно-критические работы, но в них он умел выразить свои общественно-политические взгляды, созвучные времени. По словам литературоведа Д. Святополка-Мирского, Добролюбов в своих литературно-критических статьях не столько анализировал литературную сторону произведений, сколько пользовался ими как «предлогом для социальной проповеди».

Литературная критика и публицистика

Самые известные критические статьи Н. Добролюбова, не потерявшие актуальности:

  • «Когда же придёт настоящий день?» (о романе И. Тургенева «Накануне»). эта статья привела к окончательному разрыву с Тургеневым.
  • «Что такое обломовщина?» (о романе И. Гончарова «Обломов»).
  • «Луч света в тёмном царстве» (о драме А. Островского «Гроза»).
  • «Темное царство» (о пьесах А. Островского).
  • «Забитые люди» (о романе Ф. Достоевского «Униженные и оскорблённые»).
  • «О русском историческом романе».
  • «Сочинения Пушкина».
  • «Стихотворения Н.М. Языкова».
  • «Стихотворения А.Н. Плещеева».
  • «Стихотворения Ивана Никитина» и многие другие.

Философия

Философские взгляды Добролюбова выражались во многих его статьях на различные темы. В основе его философской системы был человек в неразрывной связи с природой. Он утверждал равенство людей, ратовал за уничтожение такого устройства общества, когда одни люди угнетают других. Научные знания, считал Добролюбов, должны быть основой любого общества.

Поэзия

Стихи Добролюбова отличались тематическим разнообразием: стихи-размышления («Милый друг, я умираю…»), сатирические стихи, стихотворные пародии, переводы Г. Гейне.

Педагогика

Педагогические идеи Добролюбов разделял с идеями Чернышевского:

  • Существующую систему воспитания они считали неприемлемой, так как она подавляет в детях личность, учит покорности и угодничеству.
  • Образовательную систему в России следует перестроить, но прежде всего – воспитать нового учителя, который будет уважать в ученике человеческое достоинство и сам будет всесторонне развитым человеком.
  • Изгнать из школы религию, позволить женщине получать равное с мужчинами образование.
  • Создать более совершенные школьные учебники, чтобы не загружать учеников ненужной информацией, излагать материал языком, доступным детям.
  • В детских книгах должно быть до минимума сведено морализирование, устранена бедность языка, книга должна развивать в ребенке воображение, будить его любознательность и побуждать к мышлению.
  • Осуждение физических наказаний в школе.
  • Важное значение придавал нравственному облику учителя.

Спор о грамотности

Сложно представить, но в XIX веке спор о пользе повсеместной грамотности вполне имел место. Среди тех, кто сомневался в необходимости учить грамоте низшие слои населения, были многие известные современники критика. Для Добролюбова же вопрос был решен однозначно: умение читать, по его мнению, было необходимо не только городским жителям, но и крестьянам.

«…Г. Аппельрот не решится, конечно, отвергать преимущество общего образования для всякого звания, пола и возраста. По словам самого г. Аппельрота, это образование должно «дать направление всей жизни простолюдина, изъяснить ему назначение и призвание его, призвание человеческое, христианское и гражданское». Спрашивается, можно ли достигнуть этого без пособия грамотности? Очевидно, что если и есть средства, то далеко не так удобные и совершенные, как грамотность».

Из статьи «Современное обозрение»

Воскресные школы в Петербурге. Литография В.Ф. Тимма. 1890 год

Поэзия

Добролюбов был также поэтом-сатириком, остроумным пародистом, душой выходившего при «Современнике» литературного приложения «Свисток». В нём Добролюбов-поэт выступал под тремя пародийными масками — «обличителя» Конрада Лилиеншвагера, австрийского «патриота» Якова Хама и «восторженного лирика» Аполлона Капелькина (маски метили прежде всего в Розенгейма, Хомякова и Майкова соответственно, но носили и более общий характер). Добролюбов писал и серьёзные стихи (наиболее известно «Милый друг, я умираю…»), переводил Гейне.

Примечания[ | ]

  1. 123Соловьев Г. А. Добролюбов Н. // Краткая литературная энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 2.
  2. 123Жданов В. В. Добролюбов Николай Александрович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 8 : Дебитор — Евкалипт. — С. 375—376.
  3. 12Венгеров С. Добролюбов, Николай Александрович // Энциклопедический словарь — СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1893. — Т. Xа. — С. 822—827.
  4. Пыпин А. Добролюбов, Николай Александрович // Русский биографический словарь — СПб.: 1905. — Т. 6. — С. 471—477.
  5. https://www.ras.ru/FStorage/download.aspx?Id=23c2b83f-4b3f-4e4b-8938-518f76b1c85b
  6. Катанский А. Л. Воспоминания старого профессора. — Нижний Новгород, 2010. — С. 88—89. — 432 с.
  7. Панаева А. Я. . Воспоминания.— М., 1986. — С. 311.
  8. Могила Н. А. Добролюбова на Волковском кладбище СПб (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 октября 2011. Архивировано 17 мая 2014 года.
  9. ФЭБ: Мирский. Вожди радикалов. — 1992 (текст)
  10. жаспирова Г. М . История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003. — С. 121.
  11. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова. — М., 2001.
  12. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф . История педагогики. — М., 1982.
  13. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред Б. М. Бим-Бада. — М., 2003. — С. 355.
  14. Музей Добролюбова, официальный сайт

Никола́й Алекса́ндрович Добролю́бов (24 января (5 февраля) 1836, Нижний Новгород — 17 ноября (29 ноября) 1861, Санкт-Петербург) — русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист, революционный демократ. Самые известные псевдонимы -бов и Н. Лайбов, полным настоящим именем не подписывался. Родился в Нижнем Новгороде в семье известного в городе священника (его отец тайно обвенчал Мельникова-Печерского). Дом № 5 по улице Пожарского, где родился Николай, снесён в начале XXI века. С детства много читал, писал стихи. С 17 лет в Петербурге, учился в Главном Педагогическом институте, занимался фольклором, с 1854 (после смерти родителей) начал разделять радикальные антимонархические, антирелигиозные и антикрепостнические воззрения, что нашло отражение в его многочисленных «крамольных» сочинениях того времени в стихах и прозе, в том числе в рукописных студенческих журналах.

Короткая жизнь Добролюбова (он умер от туберкулёза в 25 лет, за год до смерти лечился за границей и много ездил по Европе) сопровождалась большой литературной активностью. Он много и легко писал (по воспоминаниям современников, по заранее заготовленному логическому конспекту в виде длинной ленты, намотанной на палец левой руки), печатался в журнале Н. А. Некрасова «Современник» с рядом исторических и особенно литературно-критических работ; ближайшим его сотрудником и единомышленником был Н. Г. Чернышевский. За один 1858 год он напечатал 75 статей и рецензий. Некоторые произведения Добролюбова (как принципиально нелегальные, особенно направленные против Николая I, так и предназначенные для печати, но не пропущенные цензурой вообще или в авторской редакции) остались не напечатанными при жизни.

Сочинения Добролюбова, печатавшиеся под видом чисто литературных «критик», рецензий на естественнонаучные сочинения или политических обозрений из иностранной жизни (эзопов язык), содержали в себе острые общественно-политические высказывания. Хотя всё, что он писал, посвящено художественной литературе, считать это литературной критикой было бы крайне несправедливо. Правда, у Добролюбова были зачатки понимания литературы, и выбор вещей, которые он соглашался использовать в качестве текстов для своих проповедей, был, в общем, удачен, но он никогда и не пытался обсуждать их литературную сторону: он пользовался ими только как картами или фотографиями современной русской жизни, как предлогом для социальной проповеди.

Например, рецензия на роман Тургенева «Накануне» под названием «Когда же придёт настоящий день?» содержала минимально прикрытые призывы к социальной революции. Его статьи «Что такое обломовщина?» о романе Гончарова «Обломов» и «Луч света в тёмном царстве» о пьесе Островского «Гроза» стали образцом демократически-реалистического толкования литературы (сам термин реализм как обозначение художественного стиля первым употребил Добролюбов — статья «О степени участия народности в развитии русской литературы»), а в СССР и России были включены в школьную программу. Трактуя произведения прежде всего с социальной стороны и не раз декларируя отрицание «искусства для искусства» и подвергая чистых лириков уничтожающей критике, Добролюбов нередко всё же высоко ценил с эстетической точки зрения стихи авторов, не близких ему политически (Юлии Жадовской, Якова Полонского). Предсмертная поездка в Европу несколько смягчила политический радикализм Добролюбова, привела к отказу от идеи немедленной революции и необходимости поиска новых путей.

Добролюбов был также поэтом-сатириком, остроумным пародистом, душой выходившего при «Современнике» литературного приложения «Свисток». В нём Добролюбов-поэт выступал под тремя пародийными масками — «обличителя» Конрада Лилиеншвагера, австрийского «патриота» Якова Хама и «восторженного лирика» Аполлона Капелькина (маски метили прежде всего в Розенгейма, Хомякова и Майкова соответственно, но носили и более общий характер). Добролюбов писал и серьёзные стихи (наиболее известно «Милый друг, я умираю…»), переводил Гейне.

55. Часодеи. Часовая битва 56. Отверженные 57. Белый Бим Чёрное ухо 58. Повесть о настоящем человеке Весь рейтинг

Файл:Dobrolyubov.jpg
Николай Добролюбов

Никола́й Алекса́ндрович Добролю́бов (Шаблон:СС, Нижний Новгород — Шаблон:СС, Петербург) — русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист, революционный демократ. Самые известные псевдонимы -бов и Н. Лайбов, полным настоящим именем не подписывался.

Начало биографии

Файл:Усадьба Добролюбовых, Нижний Новгород, Лыкова Дамба, 2, 2а.JPG
Доходный дом и флигель усадьбы Добролюбовых, где Николай Александрович провёл детство. Арх. Кизеветтер

Родился в Нижнем Новгороде в семье известного в городе священника (его отец тайно обвенчал Мельникова-Печерского. Дом № 5 по улице Пожарского, где родился Николай, снесён в начале XXI века). С детства много читал, писал стихи. С 17 лет в Петербурге, учился в Педагогическом институте, занимался фольклором, с 1854 (после смерти родителей) начал разделять радикальные антимонархические, антирелигиозные и антикрепостнические воззрения, что нашло отражение в его многочисленных «крамольных» сочинениях того времени в стихах и прозе, в том числе в рукописных студенческих журналах.

Публицистика

Короткая жизнь Добролюбова (он умер от туберкулёза в 25 лет, за год до смерти лечился за границей и много ездил по Европе) сопровождалась большой литературной активностью. Он много и легко писал (по воспоминаниям современников, по заранее заготовленному логическому конспекту в виде длинной ленты, намотанной на палец левой руки), печатался в журнале Н. А. Некрасова «Современник» с рядом исторических и особенно литературно-критических работ; ближайшим его сотрудником и единомышленником был Н. Г. Чернышевский. За один 1858 год он напечатал 75 статей и рецензий. Некоторые произведения Добролюбова (как принципиально нелегальные, особенно направленные против Николая I, так и предназначенные для печати, но не пропущенные цензурой вообще или в авторской редакции) остались не напечатанными при жизни.

Файл:Nikolay Dobrolubov with his Father.jpg
Студент Николай Добролюбов с отцом Александром Ивановичем, священником Никольской Верхнепосадской церкви. 1854 год. Фото И. Ф. Александровского.

Сочинения Добролюбова, печатавшиеся под видом чисто литературных «критик», рецензий на естественнонаучные сочинения или политических обозрений из иностранной жизни (эзопов язык), содержали в себе острые общественно-политические высказывания. По оценке Д. П. Святополка-Мирского,

«хотя всё, что он писал, посвящено художественной литературе, считать это литературной критикой было бы крайне несправедливо. Правда, у Добролюбова были зачатки понимания литературы, и выбор вещей, которые он соглашался использовать в качестве текстов для своих проповедей, был, в общем, удачен, но он никогда и не пытался обсуждать их литературную сторону: он пользовался ими только как картами или фотографиями современной русской жизни, как предлогом для социальной проповеди».[1]

Например, рецензия на роман Тургенева «Накануне» под названием «Когда же придёт настоящий день?» содержала минимально прикрытые призывы к социальной революции. Его статьи «Что такое обломовщина?» о романе Гончарова «Обломов» и «Луч света в тёмном царстве» о пьесе Островского «Гроза» стали образцом демократически-реалистического толкования литературы (сам термин реализм как обозначение художественного стиля первым употребил Добролюбов — статья «О степени участия народности в развитии русской литературы»), а в СССР и России были включены в школьную программу. Трактуя произведения прежде всего с социальной стороны и не раз декларируя отрицание «искусства для искусства» и подвергая чистых лириков уничтожающей критике, Добролюбов нередко всё же высоко ценил с эстетической точки зрения стихи авторов, не близких ему политически (Юлии Жадовской, Якова Полонского). Предсмертная поездка в Европу несколько смягчила политический радикализм Добролюбова, привела к отказу от идеи немедленной революции и необходимости поиска новых путей.

Философия

В ряде статей проявились и философские взгляды Добролюбова. В центре его системы — человек, являющийся последней ступенью эволюции материального мира и гармонически связанный с природой. Он считал равенство людей «естественным состоянием» человеческой природы (влияние руссоизма), а угнетение — следствием ненормального устройства, которое должно быть уничтожено. Утверждал отсутствие априорных истин и материальное происхождение всех идей, рождающихся в сознании человека, из внешнего опыта (материализм, эмпиризм), выступал за постижение материальных начал мира и распространение научных знаний. Как и Чернышевский, выступал за разумный эгоизм.

Поэзия

Добролюбов был также поэтом-сатириком, остроумным пародистом, душой выходившего при «Современнике» литературного приложения «Свисток». В нём Добролюбов-поэт выступал под тремя пародийными масками — «обличителя» Конрада Лилиеншвагера, австрийского «патриота» Якова Хама и «восторженного лирика» Аполлона Капелькина (маски метили прежде всего в Розенгейма, Хомякова и Майкова соответственно, но носили и более общий характер). Добролюбов писал и серьёзные стихи (наиболее известно «Милый друг, я умираю…»), переводил Гейне.

Файл:Nikolay Dobrolubov Commemorative plaque Nizhny Novgorod.jpg
Скульптор Н. М. Чубурин

Мифологизация и критика Добролюбова

Добролюбов был похоронен на Волковском кладбище рядом с Виссарионом Белинским; именно с появления его могилы начали складываться Литераторские мостки. Личность Добролюбова (наряду с Белинским и другим рано умершим критиком-шестидесятником, Писаревым) стала знаменем революционного движения 1860-х и последующих годов (начиная с первой биографии Добролюбова, написанной Чернышевским), а позже была окружена официальным почитанием в СССР.

С другой стороны, многие именитые современники подвергали его критике. Так, А. И. Герцен видел в нём ригориста и революционного фанатика, вредящего делу преобразования. Ф. М. Достоевский обвинял Добролюбова в пренебрежении общечеловеческим значением искусства в пользу социального, о том же писал и Аполлон Григорьев. Напротив, Писарев с крайне левых позиций критиковал Добролюбова за излишнее увлечение эстетикой. Впрочем, все они признавали его талант как публициста.

«Светлой памяти Николая Добролюбова» Некрасов посвятил следующие строчки (в них очевидна мифологизация образа героя, например, вводится характерная идея аскезы и отвержения мирской любви во имя любви к родине, в то время как реальный Добролюбов отнюдь не «хранил чистоту» и три года, в 1856—1859 гг., жил с «падшей женщиной» Терезой Карловной Грюнвальд, которой посвящал стихи):

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,
Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись –
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Музеи, памятники, названия в честь Добролюбова

Файл:071021-012.jpg
Памятник Н. А. Добролюбову (Нижний Новгород)

В Нижнем Новгороде расположен единственный в России музей известного критика (сайт); включает историко-литературную экспозицию в бывшем доходном доме семьи Добролюбовых, а также дом-музей во флигеле усадьбы Добролюбовых, где прошли детские и юношеские годы критика.

Памятники писателю установлены в следующих городах:

  • В Санкт-Петербурге:
На пересечении Большого проспекта ПС и Рыбацкой улицы
  • В Нижнем Новгороде
на Большой Покровской.

В честь писателя названы:

  • Архангельская областная научная библиотека
  • проспект в Санкт-Петербурге
  • улица в Махачкале в 5-м поселке
  • улица в Вологде

Библиография

  • Григорьев А., Сочинения, т. I. (ст. «После „Грозы“ Островского»);
  • Шелгунов Н., Глухая пора, «Дело», 1870, IV;
  • Зайцев В., Белинский и Добролюбов, «Русское слово», 1864, кн. 1;
  • Морозов П., Н. А. Добролюбов, «Образование», 1896, кн. XII;
  • Протопопов М., Добролюбов, «Русская мысль», 1896, кн. XII;
  • Котляревский Н., Канун освобождения, П., 1916;
  • Богучарский В., Из прошлого русского общества, СПб., 1914;
  • Скабичевский А., Сорок лет русской критики, Собр. сочин., т. I (неск. изд.);
  • Волынский А., Русские критики, СПб., 1896;
  • Иванов И., История русской критики, т. II, ч. 4;
  • Иванов-Разумник Р. В., История русской общественной мысли, т. II (неск. изд.);
  • Овсянико-Куликовский Д. Н., Н. А. Добролюбов, «История русской литературы XIX века», т. III.
  • Засулич В. И., Писарев и Добролюбов, сб. статей, т. II, СПб., 1907;
  • Кранихфельд В. П., Н. А. Добролюбов, «Современный мир», 1911, кн. XI;
  • Неведомский М., О Добролюбове, «Наша заря», 1911, кн. XI;
  • Стеклов Ю. М., Социально-политические взгляды Н. А. Добролюбова, «Современник», 1911, кн. XI;
  • Плеханов Г., Добролюбов и Островский, Сочин., т. XXIV;
  • Троцкий Л., Добролюбов и «Свисток», Сочин., т. XX;
  • Воровский В., Литературные очерки, М., 1923;
  • Полянский В., Н. А. Добролюбов, М., 1926;
  • Ладоха Г., Исторические и социалистические воззрения П. Л. Лаврова, о Добролюбове, гл. I, II, в кн. «Русская историческая литература в классовом освещении», М., 1927;
  • Панкевич П., Историко-социологические взгляды Н. А. Добролюбова, «Под знаменем марксизма», 1928, кн. 12.
  • Карцев В., Библиографический указатель книг и статей о Добролюбове и его сочинениях в «Собр. сочин.» Добролюбова, СПб., 1908.
  • Мезьер А., Русская словесность с XI по XIX столетие включительно, ч. 2, СПб., 1902;
  • Владиславлев И. В., Русские писатели, Л., 1925.

Ссылки

Шаблон:Викитека-автор

  • Добролюбов, Николай Александрович в библиотеке Максима Мошкова

Шаблон:Русская философия

Эта страница использует содержимое раздела Википедии на русском языке. Оригинальная статья находится по адресу: Добролюбов, Николай Александрович. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в истории правок. Эта статья так же, как и статья, размещённая в Википедии, доступна на условиях CC-BY-SA .

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий