Дионисий иконописец биография кратко

Персона Годы жизни: 1440 — 1508 Страна рождения: Россия Сфера деятельности: Художник

Дионисий — один из главных представителей московской школы иконописи, наследник традиций Андрея Рублева. Художник расписывал соборы и создавал образы для иконостасов. Сегодня его произведения можно увидеть в Третьяковской галерее, Русском музее и других собраниях России.

Московский иконописец

Дионисий родился около 1440 года. О его жизни известно не так много, историки восстанавливают факты из биографии художника по упоминаниям в летописях. Дионисий, в отличие от других иконописцев, не был монахом: он принадлежал к светскому сословию «детей боярских» и находился на государственной службе.

Первый крупный заказ, согласно летописям, мастер получил в 1460-е годы. Его пригласили расписывать собор Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре, неподалеку от Калуги. Живописцы в то время работали артелями, группу обычно возглавлял опытный художник. Старший мастер создавал общую концепцию росписи и выполнял самые важные участки — остальные участники трудились под его руководством. Во главе артели, куда входил Дионисий, стоял старец московского Симонова монастыря Митрофан. Именно он, вероятно, передал ученику традиции русской иконописи, сложившиеся со времен Андрея Рублева.

Фрески в Пафнутьево-Боровском монастыре увидел великий князь Московский Иван III. Вероятно, он остался доволен работой, поскольку в начале 1480-х артель уже во главе с Дионисием пригласили в Москву, чтобы расписать Успенский собор Кремля. Дионисий работал над фресками и образами для иконостаса. За работу ему заплатили 100 рублей — очень крупную по тем временам сумму: на нее можно было купить почти 200 килограммов ржи. Высокая оплата говорит о том, что Дионисий уже стал признанным мастером.

Для Успенского собора Дионисий создал две парные иконы: «Митрополит Петр с житием» и «Митрополит Алексий с житием». В центре каждого такого образа — в среднике — располагалось изображение святого. Митрополиты изображены в полный рост, одеты в торжественное парадное облачение. Фигуры на иконах почти симметричны: вероятно, образы висели в соборе напротив друг друга. На полях, в композициях-клеймах, мастер показал ключевые моменты из жизни святителей: детство и юность, важные путешествия и предсказания, исцеление больных и строительство соборов, а также посмертные чудеса.

Иконы Петра и Алексия выдержаны в одной гамме красок — светлой и праздничной. Преобладают белоснежные цвета, определяющие весь красочный строй. Так широко белый цвет никогда не применялся в палитре русского иконописца. Уже одно это является большим колористическим новшеством.

Образы святых для русских церквей

В православии особенно почитали образ Богоматери Одигитрии. Она считалась заступницей и покровительницей в военных походах и путешествиях. В 1482 году Дионисию поручили написать Одигитрию на греческой иконе, которая представляла собой список древней чудотворной иконы из византийского монастыря Одигон. Список привезли на Русь, святыня находилась в Вознесенском монастыре Московского Кремля. Во время пожара красочный слой и оклад образа сильно пострадали, от прежней иконы сохранилась лишь доска. На ней мастер и воссоздал образ Богородицы.

На иконе Богоматерь в пурпурном одеянии изображена на светло-золотистом фоне. Она держит на руках Младенца с белым свитком. В верхних углах доски расположились два поясных изображения архангелов. Образ прежде был двусторонним, но живопись на обратной стороне доски не сохранилась. Сейчас икона хранится в Государственной Третьяковской галерее.

В 1480-х годах в артели Дионисия работали его сыновья Владимир и Феодосий. Вместе они расписывали Успенский собор Иосифо-Волоцкого монастыря неподалеку от Москвы. Артель рисовала фрески и образы для иконостаса, всего художники выполнили около 90 икон. Для этих работ характерны удлиненные пропорции фигур, торжественность и праздничность, холодный колорит со светлыми оттенками.

В 1490-х годах Дионисий с сыновьями отправился на север, в окрестности Вологды, где строились новые каменные храмы на месте прежних деревянных. В соборе Павло-Обнорского монастыря мастер работал над иконостасом. Из него до наших дней дошли несколько икон: «Спас в силах» и «Распятие» хранятся сегодня в Третьяковской галерее, «Уверение Фомы» — в Русском музее.

Образ «Уверение Фомы» находился в праздничном чину иконостаса — так называется третий ряд, в котором показаны земная жизнь Иисуса Христа и основные события евангельской истории. На иконе изображено явление Христа ученикам после Воскресения. Один из апостолов, Фома, протянул руку, чтобы дотронуться до Иисуса и убедиться, что тот действительно жив.

Икона «Распятие» также находилась в праздничном чине. На ней изображен распятый Христос, а по сторонам от креста — Богоматерь, Иоанн Богослов и женщины, оплакивающие Спасителя.

Росписи Ферапонтова монастыря

В 1500–1502 годах Дионисий с сыновьями и подмастерьями расписывал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря на Белоозере. Исследователи предполагают, что это последний крупный заказ живописца. Стенопись собора — единственная работа артели, которая хорошо сохранилась до наших дней, фрески не пострадали от поздних записей. Они располагаются на всей внутренней поверхности строения и насчитывают около 300 композиций. На северной стене церкви находится подпись, которая подтверждает авторство художника: «А писцы Дионисий иконник со своими чады».

В монастыре можно увидеть «Акафист Богородице» — художественное воплощение хвалебного песнопения в честь Божией Матери. Живописцы изобразили 25 гимнов, композиции расположены третьим ярусом по всему собору. Здесь представлены сцены из земной жизни Марии, Благовещение, Рождество Христово и другие новозаветные события. Историк древнерусского искусства Никодим Кондаков писал о цветовой гамме этих фресок: «…наблюдается и мягкий колорит, из полутонов, палевого, голубого, бледно-лилового, нежно-розового, в соответствии с контрастирующими глубокими тонами темно-лилового, темно-шоколадного и малинового».

Датой смерти художника принято считать 1508 год, позднее в источниках имя мастера не упоминается. Ученики и сыновья мастера вошли в «круг Дионисия», они продолжали писать в той же традиции и после его смерти. Сын Дионисия Феодосий известен росписями Благовещенского собора Московского Кремля.

image

Иконописец Дионисий – знаменитый московский мастер, который создавал фрески и иконы в XV-XVI веках. В наши дни считается одним из самых талантливых последователей другого знаменитого отечественного иконописца, Андрея Рублева.

Биография

image

Предположительно иконописец Дионисий родился около 1440 года, более точной даты его рождения нет. Зато доподлинно известно, что современники называли его “хитрым и изящным” иконописцем, высоко ценя его талант и умение подмечать яркие детали в своих произведениях. Произведения героя нашей статьи ценились наравне с работами другого прославленного мастера – Андрея Рублева, а это, пожалуй, наивысшая оценка, которую может заслужить иконописец. Дионисий при этом происходил не из так называемых “простецов”, как большинство художников того времени. Он относился к боярскому достаточно знатному сословию, его родители были из семейства Квашниных.

О биографии иконописца Дионисия известно крайне мало. Первый крупный проект, в котором он участвовал, это роспись Богородице-Рождественского собора, расположенного на территории Пафнутьевого Боровского монастыря.

Сравнивая иконописца Дионисия с Рублевым, сегодня многие отмечают, что к концу XIX столетия имя первого было практически забыто, некоторые поверхностные исследователи даже путали его имя с Дионисием Глушицким, который относился к более раннему поколению иконописцев.

Общение с Пафнутием Боровским

Работая в монастыре, Дионисий еще застал в нем его основателя Пафнутия Боровского, православного святого, монашеский подвиг которого длился целых 63 года. Согласно преданию, описывающему краткую биография иконописца Дионисия, тот дважды на себе испытал чудодейственную силу его молитв.

Сначала преподобный исцелил героя нашей статьи, когда у того сильно разболелись ноги по неизвестной причине, а затем, когда он впал в недуг, нарушив заповедь, установленную самим Пафнутием. Она обязывала всех, кто находился на территории монастыря, не вносить мясную пищу в обитель. Мирянам мясо есть разрешалось, но только за пределами монастыря. Дионисий же посмел нарушить это правило.

По всей видимости, он просто позабыл о нем, потому что был сильно увлечен и поглощен своей работой. Но как только он проглотил самый первый кусок запретной на территории этого монастыря пищи, он тут же обо всем вспомнил. Описывая кратко иконописца Дионисия, нужно отметить, что он искренне переживал из-за случившегося. Его тело тут же покрылось сыпью, только Пафнутий, простив его, прочитав молитвы, смог помочь побороть этот недуг.

Работы иконописца

Самая ранняя из известных нам работ иконописца Дионисия – это как раз роспись собора в Пафнутьевом Боровском монастыре. Над ней герой нашей статьи трудился около десяти лет, примерно с 1467 по 1477 год.

В 1481 году артель, которую возглавляет Дионисий, получает право расписывать Успенскую церковь в столице. Это одна из самых известных работ мастера. Если вы не видели их вживую, то сможете оценить их красоту хотя бы по фото. Иконописец Дионисий работал вместе с помощниками, летопись того периода сообщает, что ими были “поп Тимофей, Коня и Ярец”.

После 1486 года Дионисий трудился в Иосифо-Волоколамском монастыре. Там он писал иконы для соборной церкви, посвященной Успению Богоматери. К тому времени он окончательно закрепился во главе живописной артели.

Росписи собора Рождества Богородицы

Среди последних работ, о которых можно с уверенностью говорить, что они принадлежат кисти Дионисия, можно отметить настенные росписи иконостаса в соборе Рождества Богородицы на территории Ферапонтова монастыря. Их он выполнял уже вместе со своими сыновьями, которые часто помогали отцу, когда выросли.

Творчество иконописца Дионисия насчитывает десятки известных произведений. Исследователи в числе самых известных назвыают житейные иконы митрополитов Алексея и Петра, написанные в 1462-1472 годах, “Богоматерь Одигитрию” 1482 года, “Крещение Господне” 1500 года, “Распятие” и “Спас в силах” того же периода, “Сошествие в ад”.

Точная дата смерти Дионисия не установлена. В разных источниках указывается 1503, 1508 год или даже после 1520-х годов.

Иконы иконописца Дионисия ценятся не только в России, но и во всем мире. Именно поэтому 2002 году был объявлен годом Дионисия по решению ЮНЕСКО.

Утраченные работы

У исследователей большое сожаление вызывает тот факт, что многие известные работы Дионисия не дожили до нашего времени. Например, речь идет про икону “Страшный суд”. Эта фреска была расположена на западной стене Богородице-Рождественского собора. К сожалению, фигура Иисуса Христа, которая была изображена на фреске, со временем оказалась утрачена из-за желания более поздних хозяев собора сделать дополнительное окно.

Знаковым для Дионисия стало знакомство с преподобным Иосифом Волоцким, которое произошло в Пафнутьевом монастыре. Основав свою обитель, Иосиф уговорил героя нашей статьи расписать и ее. Так, в описи монастырского имущества, которая относится к 1545 году, утверждается, что Дионисий создал для соборного храма большой деисус, то есть группу икон, в центре которых изображен Иисус Христос, а по бокам от него Иоанн Креститель и Богоматерь. Также мастер создал пророческий и праздничный ряды, украсил царские врата, изобразив на них традиционный библейский сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Всего, согласно той же описи, в обители оставалось 87 икон, написанных Дионисием или работниками его артели.

Фрески иконописца

Не сохранились и многие фрески Дионисия. Например те, которые он писал для Пафнутьева монастыря, а также иконы для самого Иосифа Волоцкого. Нельзя сейчас увидеть и иконостас Успенского собора столичного Кремля, расписанный Дионисием. Он специально создавал для него образа.

Лишь несколько работ, дошедших до наших дней, с уверенностью можно отнести к иконам, написанным Дионисием. В первую очередь, это житийные иконы святителей Алексия и Петра.

Северный период творчества

Точно описать биографию Дионисия не представляется возможным, так как документальных свидетельств до нашего времени практически не сохранилось. С уверенностью можно утверждать, что после завершения работы в Успенском соборе он переехал на какое-то время жить в Москву. Там у него было большое количество всевозможных заказов.

В Москве Дионисий уже трудился вместе со своими сыновьями, которые оказывали ему существенную помощь и поддержку. В то время герой нашей статьи близко сошелся с преподобным Иосифом Волоцким, который и составил для него знаменитое “Послание иконописцу”.

“Белозерский” период

Знакомство и общение с преподобным Иосифом, который в то время считался одним из самых авторитетных людей в богословском отношении, многое дал Дионисию. Особенно это заметно на его работах, которые исследователи относят к “белозерскому” периоду. По мнению искусствоведов, его начало можно отнести к 1490 годам, а вот самыми поздними из дошедших до нас икон считают так называемые “северные письма” Дионисия, которые датируют 1500 годом. Их иконописец писал для Павло-Обнорского монастыря, который расположен неподалеку от Вологды.

В 1502 году Дионисий создает фрески для Богородице-Рождественского собора, расположенного на территории Ферапонтова монастыря. В этом ему помогают сыновья. А вот уже следующий год официально многими считается годом его смерти, хотя есть основания полагать, что прожил он значительно дольше.

Еще один интересный момент о судьбе Дионисия. Считается, что незадолго до своей кончины он принял постриг инока, проведя остатки своих дней в монастыре, как говорили в те далекие времени в богомыслии и безмолвии.

С уверенностью сегодня можно заявлять, что Дионисий был одной из самых выдающихся личностей того временного периода.

“Распятие”

Одна из самых известных икон Дионисия называется “Распятие”. Ее относят к 1500 году. Она была написана для так называемого праздничного ряда иконостаса Троицкого собора, который располагался в Павло-Обнорском монастыре. Это знаменитый мужской православный монастырь в Вологодской области. Он был основан в 1414 году учеником Сергия Радонежского, считается одним из самых больших и древних монастырей на русском севере.

Исследователи высоко ценят эту икону, отмечая на ней изображен одновременно утешительный и скорбный образ, который практически полностью лишен натуралистичности, которую можно наблюдать в произведениях многих западных мастеров того и более поздних периодов.

Сыновья Дионисия

Серьезную помощь и поддержку своему отцу оказывали его сыновья, которых звали Феодосий и Владимир. Вся живопись рубежа XV-XVI веков характеризуется творчеством героя нашей статьи и двух его сыновей. Интересно, что в отличие от многих своих предшественников, которые сами были монахами, работая в монастырях, Дионисий оставался мирянином. Возможно, и умер в этом статусе, хотя большинство биографов считают, что он все-таки принял монашеский постриг перед смертью.

Своих сыновей Дионисий сам обучил непревзойденному искусству иконописи, вместе они работали в разных уголках Руси. Например, вместе расписывали каменную церковь Успения Богоматери в Иосифо-Волоколомском монастыре, заложенную в 1484 году, на следующий год она была освящена. Тем же летом Дионисий и расписывал ее вместе с сыновьями.

Активным продолжателем дела отца стал его младший сын Феодосий, которого в 1508 году пригласил великий князь Василий III, чтобы расписать Благовещенский собор в московском Кремле. Там можно было увидеть лики Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, византийских императриц и императоров. Все это символизировало преемственность власти московских князей.

Феодосий также прославился, как оформитель церковных книг по библейским сюжетам. Именно с его именем многие ассоциируют появление старопечатного орнамента. А вот про творчество старшего сына Дионисия Владимира ничего неизвестно. По самой распространенной версии, он приняли монашеский постриг под именем Вассиана.

Похожие статьи

Биография

Древнерусская икона как феномен искусства была открыта миру в начале 20-го века. До этого времени иконопись существовала как безымянный жанр, анонимность которого предопределена соборностью эстетического сознания и молитвенным назначением написанного образа. Однако интерес к иконе как предмету искусства раскрыл имена художников, из-под кисти которых выходили наиболее совершенные творения. Московский иконописец Дионисий занимает в этом ряду одно из первых мест.

Судьба

Про средневековых мастеров иконописи известно не так много. О них говорят в первую очередь их работы. Однако о Дионисии известно больше, чем о великих предшественниках — Феофане Греке и Андрее Рублеве. Родился будущий художник около 1444 года, предположительно, в семье боярского сословия. Однако сведения о роде и месте рождения иконописца не сохранились.

Фреска Дионисия «Святитель Николай Чудотворец» / Википедия

Неизвестно также, у кого Дионисий учился иконописному мастерству, однако предполагают, что в 1460-е годы тот трудился под началом мастера Митрофана. К 40 годам художник возглавлял собственную артель, с которой занимался росписью соборов Московской Руси. Дионисий с командой расписывал отдельные церкви и комплексы храмов, входящих в состав монастырей, и его жизнь представляла собой череду переездов с места на место.

Личная жизнь мастера сокрыта толщей столетий, однако известно, что его сыновья Феодосий и Владимир также занимались иконописью и даже входили в отцовскую артель. Из житий становятся известны некоторые факты из биографии художника. Например, что, работая в Пафнутьево-Боровском монастыре в 1460-70-е годы, он познакомился с преподобным Пафнутием, который исцелил его от болезни, ниспосланной живописцу за непослушание.

Читайте такжеСамые известные художники в мире

Другим великим монахом-подвижником, с которым судьба свела Дионисия, стал Иосиф Волоцкий, в 1479 году основавший собственную обитель. Игумен пригласил художника расписывать храмы строящегося комплекса, впоследствии прославившегося как Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь. Предполагают, что Дионисию настоятель адресовал известное “Послание иконописцу”.

О причинах смерти мастера ничего не известно. Финальным штрихом к портрету Дионисия становятся сведения, что перед уходом тот принял монашеский постриг, чтобы провести последние дни в молитве и уединении. После иконописца осталась плеяда учеников и последователей, чьи произведения, несмотря на художественные достоинства, не могут сравниться с работами мастера по красоте и выразительности образов.

Иконопись

Постигая ремесло, Дионисий сначала писал под руководством опытных мастеров. Такова была 10-летняя работа над росписью церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре, после которой живописец обрел репутацию мастера своего дела. В 1481 году художнику поручают почетную миссию — создать иконостас в Успенском соборе Московского Кремля.

Фреска Дионисия «Богоматерь Одигитрия (Смоленская)» / Википедия

Отношение заказчиков к живописцу иллюстрирует тот интересный факт, что за работу тот получил крупный задаток в 100 целковых. В помощь себе Дионисий взял трех художников, а сам занялся деисусным чином — наиболее ответственной частью работы. Уже здесь он проявил себя как “мастер преизящный”, олицетворяющий черты московского иконописного стиля — изящную удлиненность пропорций, праздничность и светлость красок, красоту ликов.

Иконы Дионисия относятся к периоду расцвета Московской Руси, недавно сбросившей угнетавшее ее столетиями татаро-монгольское иго. 1482 годом датируется икона “Богоматерь Одигитрия”, также написанная для Кремлевского собора. Другими работами, сохранившимися по сей день, стали “Сошествие во ад”, “Крещение Господне”, “Распятие”, “Спас в силах”.

Читайте также7 звезд, которые завершили карьеру и живут отшельниками

Судьба фресок Дионисия печальна: большинство из них подверглось разрушению. Настенные росписи мастера, авторство которых не вызывает сомнений — это фрески в храме Рождества Богородицы на территории Ферапонтова монастыря. В монументальной работе художнику помогали сыновья и подмастерья.

Росписи полны светлого и радостного настроения, которое сопутствует прославлению Пресвятой Богородицы — все изображения посвящены фрагментам ее жизни, включая сюжеты из акафиста. Гармония чистых, нежных красок, среди которых преобладают зеленоватые и золотистые тона, вторит эмоциональному строю образов.

Фреска Дионисия «Сошествие во ад» / Википедия

За сохранность древних фресок можно благодарить бедность удаленного северного монастыря, который не мог позволить себе “подновлять” стены, а потому росписи остались почти в первозданном виде.

Творчество Дионисия сродни откровению, через которое земной мир вступает в общение с миром невидимым. Иконы художника выражают духовные искания эпохи, представляя высокие образцы жанра религиозного искусства. Шесть работ древнерусского мастера демонстрируются в экспозиции государственной Третьяковской галереи.

Работы

  • 1467-1477 – роспись собора Рождества Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре
  • 1481 – иконостас Успенского собора Московского Кремля
  • 1482 – «Богоматерь Одигитрия (Смоленская)»
  • 1480-е – «Алексий митрополит с житием»
  • 1500 – «Спас в силах»
  • 1500 – «Уверение Фомы»
  • 1500 – «Крещение Господне»
  • 1500-е – «Сошествие во ад»
  • 1502 – фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре

Главная => Художники России

Дионисий (иконописец)

Дионисий

Дионисий (около 1440—1502) — ведущий московский иконописец и мастер фресок конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва.

Самая ранняя из известных работ — росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477).

В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписывает Успенскую церковь в Москве (вероятнее всего, Успенский собор, построенный Аристотелем Фиораванти). Его помощниками в этой работе, как сообщает летопись, были «поп Тимофей, Ярец да Коня».

Не ранее 1486 года, возможно, неоднократно работает в Иосифо-Волоколамском монастыре: там он пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя живописную артель.

Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром.

Известно довольно много художественных произведений, авторство Дионисия которых документально установлено, либо приписываемых самому Дионисию, либо его окружению.

Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500 г.), «Сошествие в ад».

Разные источники указывают разные даты смерти Дионисия: «после 1503 года», «до 1508 года», «после 1519 года», «середина 1520-х годов» и т. д.

По решению ЮНЕСКО 2002 год был объявлен годом Дионисия.

Ок. 1440 – между 1502 и 1508 В отличие от других знаменитых иконописцев Древней Руси, Феофана Грека и Андрея Рублева, биографические сведения о которых почти не сохранились, Дионисий представляет собой редкое исключение. И хотя даты рождения и смерти его весьма приблизительны, о творчестве мастера, его работах и заказах известно довольно многое.

Исключительная судьба, талант и высокие покровители – великий князь и высшие духовные особы – обеспечили самые благоприятные условия для творчества мастера. Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477 гг., когда ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. Здесь он работал еще не вполне самостоятельно, а под началом мастера Митрофана, которого называют его учителем. Однако уже тогда проявился индивидуальный почерк и яркий талант молодого иконописца, так как документы упоминают об обоих живописцах как о “пресловущих <…> паче всех в таковом деле”.

В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с тремя другими мастерами он должен был выполнить иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, для деисусного, праздничного и пророческого чина (рядов иконостаса). О том, как высоко ценили молодого иконописца, свидетельствует редкий по тем временам факт: заказчик, владыка Вассиан, еще до начала работ выплатил художникам задаток – 100 целковых. Тогда это была значительная сумма. Исследователи полагают, что кисти Дионисия принадлежал в основном деисусный чин, то есть самая ответственная часть работы.

Деисус этот был “вельми чудесен” и еще больше прославил имя Дионисия. С тех пор он заслужил репутацию “мастера преизящного” и олицетворял московскую школу иконописи. Любимец Ивана III и известного гонителя еретиков Иосифа Волоцкого, по заказу которого он написал более 80 икон, Дионисий был носителем официальной великокняжеской традиции в искусстве. Композиции его произведений отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики неизменно красивы.

Однако в них не следовало искать ни страстности Феофана Грека, ни глубины образов Андрея Рублева. Яркая праздничность и парадность его произведении, изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета.

В 1482 г. Дионисий написал для Вознесенского монастыря Московского Кремля икону “Богоматерь Одигитрия”. Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние) Богоматери, ее торжественная поза и славословящие ангелы создали общий величественный строй образа. Много работ выполнил Дионисий для Иосифо-Волоколамского и Павло-Обнорского монастырей.

В частности, для последнего он написал “Распятие”, которое помещалось в иконостасе собора. Центр иконной доски, подчеркивая ее вертикаль, занимало изображение креста, на котором распят Спаситель. Поникшая голова, словно венчик увядшего цветка, раскинутые, как стебли, руки и пластично изогнутое тело создают торжественно-печальное настроение. Безмолвно застывшие фигуры предстоящих – Марии, Иоанна и пришедших с ними женщин и воина – составляют симметрично расположенные по сторонам креста скорбные группы. Им вторят фигуры ангелов в верхнем регистре и помещенные еще выше, над перекладиной креста, изображения Солнца и Луны, символизирующие космическое значение события. Ангелы, следящие за бегом небесных светил, уводят их с небосклона.

Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи – фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1495-96). Здесь художник трудился не один, а с сыновьями и подмастерьями. Небольшой по размерам храм Рождества Богородицы расписан сценами из земной жизни Девы Марии. При входе молящихся встречает портальная фреска, которая словно выступает изнутри церкви на стены фасада. Композиция ее делится на три регистра: нижний ряд служит как бы основанием верхних и состоит из “полотенец” – своеобразного орнамента, имитирующего ткань. Выше, по сторонам входа располагаются две фигуры архангелов, Михаила и Гавриила, третий регистр занят сценами из детства Девы Марии, а завершает композицию – деисус. В интерьере собора значительное место отведено сюжетам из Акафиста Богоматери, созданного византийским поэтом VI в. Романом Сладкопевцем. 25 гимнов, сцены которых, начиная с Благовещения, развернуты на восточных, затем на западных столбах и западной стене церкви, составляют подлинную Богородичную сюиту.

Светлое, радостное настроение объединяет все фрески, прославляющие Деву Марию и ее заступничество за людей перед Господом (“Покров”, “Собор Богородицы”, “О Тебе радуется”, “Страшный Суд” и др.). Чистые и нежные краски с преобладанием зеленоватого, золотистого и, главное, белого цвета, впервые в древнерусском искусстве получившего здесь самостоятельное звучание, великолепно гармонируют с эмоциональным строем образов.

Ферапонтов монастырь, находившийся далеко на севере и редко посещавшийся паломниками, был небогат, а потому не имел средств на поновления живописи. Этому обстоятельству мы обязаны тем, что фрески Дионисия избежали поздних записей, сохранили близкий к первоначальному колорит и позволили составить верное представление о манере письма мастера. Кисти Дионисия принадлежали также житийные иконы святых Кирилла Белозерского, Димитрия Прилуцкого и др.

Тип житийных икон, когда в центре доски, в среднике, помещалась фигура избранного святого, а по сторонам ее окружали клейма: небольшие, забранные в рамки композиции на сюжеты из жизни и чудесных деяний праведника были широко распространены в древнерусской живописи. Особой известностью пользуются две парные житийные иконы Дионисия, изображающие митрополитов Петра и Алексия, выполненные для Успенского собора в Московском Кремле. Митрополиты представлены в парадных облачениях, в полный рост, положения их фигур и жесты почти симметричны (возможно, иконы висели в соборе друг против друга и потому композиционно перекликались), фигура митрополита Петра лишь слегка сдвинута влево, а митрополита Алексия – вправо. Величественная осанка, красочные одежды, с преобладающим белым цветом, усиливают торжественность и монументальность образов.

В малых же картинках-клеймах, изображавших эпизоды из жизни святителей, отразился реальный мир, столь близкий Дионисию. Работая над большими заказами с сыновьями и подмастерьями, иконописец со временем создал круг своих учеников и последователей. И хотя никому из них не удалось достичь той красоты и выразительности образов, которая свойственна произведениям мастера, все же работы “круга”, или “школы”, Дионисия отличаются высокими художественными достоинствами. К числу их относятся и произведения сына знаменитого иконописца, Феодосия, выполнившего в 1508 г. росписи стен Благовещенского собора Московского Кремля.

Год Картина Название Примечание Местоположение
1480-e Алексий митрополит с житием (икона) Паволока, левкас, яичная темпера. 197 × 152. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
1500 Распятие (икона) Паволока, левкас, яичная темпера. 85 × 52. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
1482 Богоматерь Одигитрия (икона) Паволока, левкас, яичная темпера.1482 г. 135 × 111 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
1502 Богоматерь Одигитрия (икона) Дерево, три доски, две врезные встречные шпонки, паволока, левкас, темпера. 142 × 106 × 3,5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
1500 Спас в силах Доска липовая, шпонки набивные, односторонние (более поздние). Паволока, левкас, яичная темпера. 192 × 130 Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
1500 Уверение Фомы Дерево, две доски, две встречные шпонки, паволока, темпера. 85 × 54 × 3.7 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Имя великого мастера средневековой живописи Дионисия, вместе с наилучшими мастерами Андреем Рублевым и Феофаном Греком стоит в списке родоначальников русской живописи. Период его творчества приходится на время расцвета Московского царства. Иконописец, мастер настенной росписи Дионисий оставил ценнейшие образцы своих работ, которые из религиозных предметов превратились в художественную ценность. Сохранившиеся 6 работ мастера находятся в Третьяковской галерее Москвы.

Биографические данные

Точная дата рождения художника неизвестна. Считается, что это может быть 1440 или 1444 год. Но все историки едины в своем мнении, что Дионисий выходец из боярской семьи. Одни упоминают род Квашниных, а другие род Чириковых. Документов, свидетельствующих о родовой принадлежности мастера, нет. Первые достоверные источники появляются в 1460 году. Юноша работает над настенными фресками вместе с мастером Митрофаном, из Симоновской обители. Судьба сводит юношу с монахом Пафнутием, в миру Парфением Боровским. В 1467 году, Дионисий в составе артели иконописцев работает над росписью стен Богородице-Рождественского храма Пафнутьево-Боровской обители. Настенная фреска собора “Страшный суд”самая ранняя известная работа мастера. Такие картины были нехарактерны для художников XV столетия. Десять лет длилась работа над оформлением храма. Кроме фресок, Дионисием были написаны и несколько настенных икон. Ко времени окончания работ в Боровской обители, Дионисий приобрел необходимую квалификацию и мог самостоятельно выполнять иконописные заказы. У иконописца появилась своя манера письма. Его образы приобретали определенную вытянутость, нечеткость линий и отрешенность от всего мирского. Они становятся отрешенными и невесомыми. Ни одна работа художника из Боровской обители не сохранилась. Но, их увидел князь Московский Иван III, и высоко их оценил.

Самостоятельная работа

В Боровском монастыре Дионисий знакомится с монахом Иосифом Волоцким. В 1479 году, тот организует Иосифо-Волоколамскую Успенскую обитель, а сам становится игуменом. Позднее он приглашает Дионисия вместе с артелью иконописцев для росписи строящихся храмов. Всего для Иосифо-Волоцкого собора было написано: “деисус” праздничный, ряды пророческие, царские врата, а также 87 настенных икон руки Дионисия и его мастеров. Ни одна работа не сохранилась.

В 1481 году, Дионисий со священником Тимофеем, иконописцами по имени Ярец и Коня, отправляются в Москву, для написания иконостаса для Успенского собора Кремля. Основную работу по созданию центральных икон “деисуса” выполняет Дионисий, как опытный и “изящный мастер”. Все остальные иконы написаны совместно. Из всего иконостаса сохранились только две иконы из нижнего ряда – Святых Петра и Алексия. На обратной стороне досок сохранилось житийное клеймо мастера. 

Московский период

Выполненная “изящным иконописцем” работа произвела впечатление на москвичей. К Дионисию стали обращаться с новыми предложениями. Следующий заказ был от князя Андрея Васильевича – роспись стен храмов Спасо-Каменного монастыря, расположенного на Кубенском озере. Вернувшись в Москву, Дионисий уже работает со своей артелью иконописцев. Вместе с ним работают теперь и два его сынаВладимир и Феодосий

В 1482 году, художник занимается реставрацией старинной иконы, написанной в Византии “Богоматерь Одигитрия”, пострадавшей в пожаре Вознесенской обители Кремля. Из произведений этого периода дошли другие работы – “Сошествие во ад”, “Крещение Господне”, “Распятие”. Неоднократно Дионисий со своими мастерами работают над росписью храмов и созданием иконостасов в Иосифо-Волоколамской обители. Считают, что первыми создавались образа иконостаса, а уже в 1486 году начались работы над настенными фресками.

В период с 1480 по 1490 годы Дионисия приглашают для создания иконостаса Троицкого храма Павло-Обнорской обители в Вологде. Из всех икон сохранились только несколько: “Распятие”, “Спас в Силах”, “Успение Богоматери”, “Уверение Фомы”. “Распятие” центральная икона в праздничном ряду. Изображения фигур на доске мало похожи на реальные. Одновременно появляется надгробное изображение “Преподобного Кирилла Белозерского”. 

Наиболее яркими и известными работами мастера стали росписи церкви Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря, датированные 1501-1502 годом. В картинах использованы сюжеты из жизни Девы Марии. Выполнены они в праздничных золотистых тонах и отличаются гармоничным сочетанием желтого, небесного и зеленого цветов. 

Даты смерти Дионисия также точно неизвестно. Считается что это 1502 или 1504 год. 

 

  

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий