Держи своих врагов ещё ближе: полный разбор фильма «Крёстный отец 2» Статьи редакции

История персонажа

Дон Вито Корлеоне – пример того, как простой итальянский эмигрант становится могущественным главарем преступного клана и устанавливает свои порядки в криминальной среде Нью-Йорка. Персонаж, сошедший со страниц романа Марио Пьюзо, прославился благодаря кинотрилогии «Крестный отец» великого Фрэнсиса Форда Копполы.

image
Дон Вито Корлеоне

В итальянского мафиози на экранах перевоплощались два актера – Марлон Брандо и Роберт Де Ниро. Примечательно, что оба за эту роль получили «Оскара». Еще одна особенность экранизации – в ряды поклонников саги влились настоящие гангстеры и даже переняли некоторые методы работы вымышленного кумира.

История персонажа

Персонаж Вито Андолини Корлеоне ввел в литературу американский прозаик итальянского происхождения Марио Пьюзо. В 1969 году законное место на полках книжных магазинов занял роман «Крестный отец», повествующий о жизни мафиозного клана США. Российские же читатели познакомились с правилами семьи из списка преступных группировок только в 1987 году – роман опубликовали в журнале «Знамя».

Произведение разительно отличалось от череды популярных гангстерских книг. Дело в том, что при написании большинства из них авторы отталкивались от материалов полицейских хроник и архивов. А «Крестный отец» стал подобием свежего глотка в океане литературы на мафиозную тематику – Марио Пьюзо решил сделать акцент не на погонях и разборках, а на семейных ценностях криминальных структур.

image
Марио Пьюзо

Читатели получили шанс побывать в «гостях» у итальянского клана, увидеть формирование иерархии семьи, ее правила и понятия, роли каждого члена клана. Тем более писателю было что сказать, ведь Пьюзо вырос в итальянском квартале. Поэтому сложно понять – вымысел это или реальность.

Вито Корлеоне – канонический лидер династии гангстеров. Автор создал образ «короля», грамотно управляющего государством в миниатюре, где существуют непреклонные правила бытия, сложившиеся за десятилетия. Граждане этой империи подчиняются самодержцу беспрекословно, а их жизнь охраняют особые люди из числа родственников.

Книга Марио Пьюзо «Крестный отец»

Конкретного прототипа главного героя произведения исследователи не нашли. В собирательном образе смешаны черты личностей из рядов преступного синдиката. Это босс мафии Америки Фрэнк Костелло и представитель клана Дженовезе Дон Вито. Книжного героя также сравнивают с королем Лиром.

Биография руководителя семейства Корлеоне перекликается с вехами жизни лидеров организованной преступности. Создание клана стартовало с мелкой группировки, в дальнейшем превратившейся в законный бизнес, который прикрывал темные дела.

Сюжет

С событиями, которые пережил этот обаятельный представитель криминального мира, знакомят как книга, так и фильмы, снятые по мотивам произведения Пьюзо.

Родился Вито Андолини на солнечном острове Сицилия, в городке Корлеоне. Название родины стало его фамилией по ошибке – когда иммигрировал в Америку, в графу «фамилия» вписали населенный пункт. Мальчик сбежал в «страну грез» от преследования криминального авторитета, убившего его отца, старшего брата и мать.

Дон Вито Корлеоне в детстве

В Америке ребенок вошел приемным сыном в семью Аббандандо, его соотечественников, и работал в их магазине, но пришлось иди на улицу зарабатывать мелкими махинациями. Виной всему – гангстер Фануччи, пожелавший пристроить в бакалейную лавку племянника. Позже Вито застрелил бандита, открыв собственный список убийств и заняв место авторитета преступной группировки.

Главный герой легко завоевал расположение подчинявшегося ему народа благодаря положительным качествам – он был справедлив и уважителен к каждому. Корлеоне заинтересовал бизнес, связанный с импортом оливкового масла.

Созданная компания быстро встала на ноги и превратилась в серьезного игрока на американском рынке, приносящего итальянцу приличные дивиденды, а заодно прикрывающего преступные дела. Разбогатевший криминальный босс отправился на родину, где отомстил кровью за убийство родственников.

К началу 1930 годов семья Корлеоне разрослась, мужчина воспитывал дочь, троих родных сыновей и одного приемного. Набрала масштабы и преступная организация – члены клана встали у руля ведущих компаний. В конце Второй мировой войны дону Корлеоне предложили приумножить капитал и влияние с помощью торговли наркотиками, однако он посчитал себя выше столь низменного занятия.

Дон Вито Корлеоне с сыновьями

Вскоре Вито пережил покушение – по мафиози открыли огонь прямо на улице. Но он сумел выжить. Пока восстанавливался, семейными делами руководил старший наследник Сантино, а младший Майкл уничтожил обидчиков отца и сбежал в Италию. Дону Корлеоне пришлось вернуться к делам после убийства Сантино, мало того, герой пошел на небывалый шаг – попытался установить между враждующими гангстерами подобие моста дружбы.

Вито Корлеоне скончался от сердечного приступа с фразой на устах: «Жизнь так прекрасна». Похоронив отца, Майкл отомстил всем противникам и взял на себя роль нового дона.

Фильмы и роли

За два месяца до старта съемок «Крестного отца» произошла череда совпадений, выпавших на один воскресный день. Режиссер и сценарист Фрэнсис Форд Коппола, читая утром свежую газету, наткнулся на рекламу романа Пьюзо. Аккуратно вырезал ее, чтобы позже поискать книгу в магазине, – интересно познакомиться с трудом соотечественника.

Режиссер Фрэнсис Форд Коппола

В гости пришел друг в компании продюсера Ала Рудди, которого режиссер видел впервые. Речь в разговоре коснулась и набиравшего популярность гангстерского романа. Тут же Копполе позвонил Марлон Брандо, чтобы обсудить очередной сценарий. Кто мог подумать, что троицу скоро сведет именно «Крестный отец»…

Бестселлер пережил три грандиозные экранизации, принеся автору $2 млн.

«Крестный отец» (1972 год)

Роль режиссера фильма досталась Фрэнсису Копполе неспроста. Мэтр киноискусства не только имел итальянские корни, он был отменным сценаристом и отличался талантом экономить при создании киношедевров. Над сценарием Коппола работал в паре с Марио Пьюзо: первоисточник упростили, выбросили зрелищные моменты и некоторые сюжетные линии, на первый план выдвинув тему семьи. Кроме того, авторы отклонились от хронологии книги, начав действие со свадьбы дочери Вито.

Марлон Брандо в роли Вито Корлеоне

Образ лидера мафиозного клана дона Вито Корлеоне блестяще воплотил красавец Марлон Брандо. Актер безупречно передал мощь и силу характера главы преступного синдиката, а после покушения на жизнь убедительно показал страдания постаревшего в одночасье мужчины.

Роли сыновей гангстера отошли Аль Пачино (Майкл Корлеоне), Джеймсу Каану (Сантино «Сонни» Корлеоне), Джону Казале (Фредерико Корлеоне) и Роберту Дювалю (Том Хаген, приемный сын). Дочь Констанцию «Конни» Корлеоне-Рицци сыграла Талия Шайр.

Картина имела ошеломительный успех, превзойдя по финансовым сборам лидера проката «Унесенные ветром»: создатели фильма потратили $6 млн., а показ в кинотеатрах принес $85 млн. Кроме того, «Крестный отец» собрал урожай «Оскаров», заполучив три статуэтки за сценарий, за мужскую роль и за постановку в целом.

«Крестный отец-2» (1974 год)

Через два года зритель получил второй фильм о жизни итальянских мафиози в Америке, который, по мнению критиков, обошел по зрелищности и глубине первую постановку. Сюжет перемещает зрителей в ранние годы главного героя, а вторая линия картины повествует о руководстве семьей Майклом Корлеоне, перенявшим бразды правления у отца еще в 50-х годах.

Вито Корлеоне в молодости показал Роберт Де Ниро, за что получил вожделенную премию «Оскар». Впрочем, ленту наградили еще пятью статуэтками, а Аль Пачино в роли Майкла сорвал награду Британской академии кино и телевизионных искусств.

Роберт Де Ниро в роли Вито Корлеоне

Режиссер приглашал на съемки также Марлона Брандо. Актеру отводилась роль в эпизоде празднования 50-летнего юбилея, однако он отказался участвовать в проекте. Зато в этой сцене засветился Джеймс Каан. Причем киношный сын Корлеоне Сонни потребовал за эпизодическую роль столько же денег, сколько получил за работу в первой экранизации «Крестного отца».

«Крестный отец-3» (1990 год)

Спустя 16 лет создатели нашумевшей гангстерской саги решили снять продолжение, преследуя тривиальную цель – заработать денег. Поэтому поклонники фильм считают худшим из трилогии и советуют смотреть лишь ради «коллекции». Работа хоть и номинировалась на семь «Оскаров», ни одной статуэтки так и не получила.

На пост руководителя съемочным процессом рассматривались Мартин Скорсезе, Майкл Манн, Сидней Люмета. В итоге вернулись к кандидатуре Копполы, который вновь сел за сценарий вместе с Пьюзо.

Сначала режиссер собирался «похоронить» Майкла Корлеоне, потому как Аль Пачино просил слишком неподъемный для авторов картины гонорар. Однако удалось сторговаться, и младший сын Вито Корлеоне остался жив. Роберту Дювалю не повезло – сумма оплаты за труд актера не устроила, а на уступки продюсеры не пошли. Приемный сын Вито Том Хаген умер задолго до начала сюжета.

Аль Пачино в роли Майкла Корлеоне

Компанию на съемочной площадке постаревшему Аль Пачино составили Талия Шайр, София Коппола (в роли дочери Майкла), Фрэнк Д’Амброзио (сын Майкла), Энди Гарсиа (Винченцо «Винни» Мансини, внебрачный сын Сонни Корлеоне).

Кроме того, авторы киноистории о клане гангстеров подарили зрителю телевизионный сериал «Крестный отец: Сага», который увидел свет в 1977 году. В ленте соблюден хронологический порядок жизни семьи Корлеоне. Режиссеры просто перемонтировали существующие фильмы, дополнив работу вырезанными из трилогии сценами.

Интересные факты

  • Имя литературного мафиози носит сорт фиалок. Цветок под названием Ле-Дон Корлеоне имеет темно-фиолетовый с вишневым отливом оттенок, а махровые звезды обрамлены широкой белой каймой.
Фиалка сорта “Дон Корлеоне”
  • Снимаясь в фильме, Брандо носил капу, благодаря которой челюсть актера напоминала нижнюю часть морды бульдога.
  • В сцене свадьбы дочери Вито Корлеоне держит на руках кошку. Животное попало на съемочную площадку случайно, и ее решили задействовать в картине вопреки сценарию.
Вито Корлеоне с кошкой
  • Результат собственной актерской работы Брандо не понравился: позднее он делился с прессой, что на премьере был шокирован количеством сделанных ошибок. Но через 20 лет признал, что фильм все-таки получился достойным.
  • Марлон Брандо обладал необычным характером и взглядами. Например, актер отказался от «Оскара», присужденного за игру в «Крестном отце». Это была акция против ущемления прав индейцев.

Цитаты

Речь итальянского мафиози пестрит мудрыми фразами. Читатели и поклонники криминальной драмы составили из цитат свод правил настоящего мужчины и гангстера:

«Первейшая обязанность человека — оставаться живым. А уже потом следует то, что люди именуют честью».

«Если мужчина не стал своим детям настоящим отцом, он не мужчина».

«Дружба — это все. Дружба превыше таланта. Сильнее любого правительства. Дружба значит лишь немногим меньше, чем семья».

«У каждого из нас найдется что рассказать о своих невзгодах. Я этого делать не собираюсь».

«Быть беспечными могут позволить себе женщины и дети, но не мужчина».

«Никогда не сердись, никогда не угрожай и заставь человека рассуждать здраво».

«Иной долг способен сломить самую крепкую силу».

«Людям, которых любишь, говорить «нет» нельзя. Во всяком случае, часто».

«Месть – это блюдо, которое вкуснее всего, когда остынет».

«Будь я всесилен, я явил бы больше милосердия, чем Господь».

Дон Вито Корлеоне (1894 (согласно книге)-28 апреля 1891 (согласно фильму)— 29 июля 1955) (итал. Vito Corleone, урожд. Андолини) по прозвищу «Крёстный отец» — главное действующее лицо романа Марио Пьюзо «Крёстный отец» и основанного на нём фильма Фрэнсиса Копполы. Он возглавлял один из самых могущественных кланов итало-американской мафии — семейство Корлеоне.

Марлон Брандо и Роберт Де Ниро, сыгравшие старшего дона Корлеоне в первом и втором фильмах кинотрилогии о семействе Корлеоне, — единственная пара актёров, удостоенных премии «Оскар» за исполнение роли одного и того же персонажа (но в разные годы его жизни).

Биография

Вито Андолини родился 7 декабря 1891 года в сицилийском городе Корлеоне. В этой местности Италии действуют безжалостные законы сицилийской мафии — от рук местного мафиозного клана погибли отец, старший брат и мать Вито. Чтобы спасти от неминуемой смерти Вито, его родственники отправили 9-летнего ребёнка одного в Нью-Йорк. Вито отставал в развитии и не разговаривал, поэтому таможенники вместо фамилии в оформленных документах по ошибке вписали название города, из которого приехал Вито.

Во втором фильме трилогии показано, как Вито тяжело и честно трудится в бакалейной лавке в манхэттенском районе трущоб «Маленькая Италия», чтобы прокормить свою семью. Однажды местный мафиози дон Фануччи приводит к хозяину лавки, в которой работает Вито, своего племянника и заставляет взять его на работу. В результате Вито оказался безработным и был вынужден искать новое занятие.

Случайно он помог спрятать оружие начинающему гангстеру Клеменца. Тот, чтобы отблагодарить Вито, грабит квартиру и «дарит» Вито дорогой персидский ковёр. Вито видит, насколько легко можно получить очень дорогую вещь. Одновременно Вито начинает задумываться, почему местные итальянцы, платя дань Фануччи, не только не получают от него ничего взамен, но часто подвергаются унижениям и побоям.

Вито решает заняться новым делом. После физического устранения Фануччи Вито занимает его место, однако ведёт дела совершенно по-другому. Вито обеспечивает справедливость, защищает лояльных к нему итальянцев. По контрасту с предыдущим «доном» Вито получает одобрение и уважение местных итальянцев.

Для легализации своих криминальных доходов Вито Корлеоне создаёт фирму по торговле оливковым маслом. Якобы по делам фирмы возвращается в Корлеоне, чтобы отомстить убийце родителей.

В начале первой части кинотрилогии 53-летний дон Вито выдаёт замуж свою дочь. Нью-йоркский гангстер Солоццо предлагает ему инвестировать своё состояние в наркобизнес, пророча, что именно за этим будущее. Дон Вито, сохраняя рудименты патриархальной морали, отказывается, аргументируя тем, что растеряет всех друзей-политиков, если начнет заниматься наркобизнесом.

Разочарованный Солоццо подсылает к Корлеоне киллеров. Тяжело раненый, дон Вито передаёт управление семейным бизнесом старшему сыну Сантино, а после его гибели — младшему Майклу. В конце фильма (1955 год) 63-летний дон Вито умирает от сердечного приступа, играя с внуком в саду. Его место во главе клана занимает Майкл Корлеоне.

Интересные факты

  • За исполнение роли молодого дона Вито премии «Оскар» за лучшую роль второго плана был удостоен 30-летний Роберт Де Ниро. Он стал к тому моменту самым молодым актёром, получившим «Оскар».
  • За исполнение роли гангстера свой второй «Оскар» получил Марлон Брандо (принять статуэтку отказался).
  • Название родного города дона Вито — Корлеоне — в переводе с итальянского означает «Сердце льва».

Слава к Марио Пьюзо пришла, когда он был уже опытным литератором. В 1969 году вышел его роман «Крестный отец», и автора узнал весь читающий мир. Подход к теме был новым. Бестселлер повествовал о насилии и доброте, о законах и корнях мафии. Яркими образами и остро построенным напряженным сюжетом он мгновенно завоевал признание.

Преступление и возмездие

Отражая в литературном произведении действительность, писатель большое место уделил насилию, которое присутствует и в самой жизни. Его главный герой Вито Корлеоне основал империю, в которую никто не смеет вторгнуться и в которой он правит железной рукой в мягкой перчатке. Он покровительствует тем, кто приходит и просит о помощи, и наказывает агрессоров, посмевших нарушить покой его семьи, друзей и подданных. Вито Корлеоне создал государство в государстве. В нем действуют законы неотвратимого возмездия за совершенные преступления.

Армия Вито Корлеоне отлажена безукоризненно: он сам передает свои указания помощнику с глазу на глаз, помощник – следующему в иерархии человеку, лишь потом приказ доходит до исполнителя. Никогда неподготовленному новичку не дадут в руки оружия, его сначала строго проверят и многократно испытают. Ведь его готовят для настоящих боевых действий – для защиты империи от агрессивных захватчиков.

В чем обаяние главного героя и его подчиненных? Убийства, которые они совершают, не является самоцелью. Они – только средство защиты своих семей и граждан. Лишь необходимая мера безопасности, ибо каждый мужчина должен уметь постоять за близких и благополучие государства в целом. Читатель знакомится с тем, как складываются отношения мафиозной структуры с государственный властью, профсоюзами.

Кто послужил прототипом главного героя?

Исследователи считают, что поскольку детство писателя прошло в итальянских кварталах Нью-Йорка, то он тему знал не понаслышке. Кроме того, М. Пьюзо изучил ранее изданные произведения на эту тему, в которых содержались сведения из полицейских архивов. Большая часть исследователей склоняется к тому, что главный образ собирательный, хотя наибольшее влияние на него оказали личности Френка Костелло и Вито Дженовезе.

Френк Кастелло родился в Италии, но позже его семья переехала в США, где уже жил отец, державший бакалейную лавку. В 13 лет он начал промышлять мелким разбоем, но, попав в тюрьму, а потом выйдя на свободу, вошел в состав сильной банды.

Там он нашел себе делового партнера и друга, больше всего уделяя внимание азартным играм. Введение «сухого закона» помогло быстрому обогащению. Помимо незаконной деятельности у него был легальный бизнес. Френк быстро установил связи во всех кругах общества и наладил контакты мафии и политиков, хорошо оплачивая их услуги.

Вито Дженовезе также был итальянцем, который эмигрировал в страну свободы. Он начинал на Манхеттене, промышляя мелким воровством. «Сухой закон» и ему помог обогатиться.

Вито активно участвовал в различных махинациях и был вынужден, чтобы не попасть в тюрьму, уехать в Италию. Он смог выжить после падения режима Муссолини, с которым был близок, и высадки американских войск. Более того, Вито вернулся в США. На его жизнь покушались, но он выжил и назначил главой своего клана родного сына. Эти две биографии войдут в жизнь литературного персонажа Вито Корлеоне. Прототип был не один, и образы их не столь благородны и романтичны, как у героя романа М. Пьюзо.

Жизнь главного героя

Вито Андолини, потерявший в разборках с сицилийской мафии отца, бежит в Америку. Он подрастает и женится. Но его увольняют с работы. У Вито, который взял фамилию Корлеоне, имеются дети, которых нечем кормить. Ему приходится вместе с друзьями зарабатывать на жизнь мелким грабежом. Но гангстер, гроза квартала, требует дань с бойкой итальянской молодежи.

Вито Корлеоне с этим не мирится и, убив его, завоевывает авторитет в своем квартале. Постепенно он строит свое государство, в котором мудро и безраздельно правит. Легальным делом – экспортом оливкового масла – прикрывает различные сферы противозаконной деятельности.

Благодаря своей политике Дон обрастает связями в профсоюзах, в полиции, среди депутатов парламента. Становится очень влиятельным человеком Вито Корлеоне. Биография его содержит много неспокойных моментов. Ему помогает приемный сын Том Хейген, ставший юристом, так как запомнил слова Дона: «Законник с портфелем в руках загребет больше, чем тысяча вооруженных налетчиков в масках».

Дон Корлеоне принимает у себя сицилийца Солоцци, который предлагает заняться наркотиками. Но делец получает вежливый отказ. На жизнь Дона успешно организуют покушение. Он временно не может заниматься делами, и управление империей переходит к сыну Сонни. Но жизнь Крестного отца под угрозой нового покушения. Младший сын убивает капитана полиции и скрывается на Сицилии. Тем временем убивают старшего сына Дона.

Корлеоне вынужден собрать всех мафиози и призвать прекратить бессмысленные убийства, разделив сферы влияния. Все свои силы Дон направляет на возвращение сына в Америку.

Окончание романа

Вернувшийся через три года Майкл перенимает у отца опыт и связи и после смерти Дона от инфаркта возглавляет семейное дело. Младший сын отомстил за покушение на жизнь отца, за покушение на свою жизнь, за убийство брата. Все дела на востоке страны Дон Майкл сворачивает и перебирается на запад, становясь главой самого мощного клана Америки. Так заканчивается роман Марио Пьюзо «Крестный отец».

Характеристика Вито Корлеоне

Он истинный сицилиец, но свой темперамент умеет держать в руках. «Месть – это блюдо, которое подают холодным». Заповеди Дона характеризуют его жизнелюбие. Главное, как считает Вито, – надо остаться живым. Следующее, что требуется и на что следует полагаться – это дружба. Но, доверяя, он всех проверяет, так, на всякий случай. Он не сердится и не угрожает, пытаясь логически договориться с оппонентом, и лишь когда тот отказывается воспринимать логические доказательства, приходит Немезида, которую воплощают все действия Дона.

Корлеоне полон искренних человеческих чувств. И это привлекает читателей. Он способен уйти со свадьбы дочери и просидеть всю ночь у постели умирающего друга, вливая в него надежду, что Бог простит прегрешения. Он готов помочь любому, кто с уважением обратится к нему с просьбой. Даже умирая, последнее, что он говорит: «Жизнь так прекрасна».

Почему героя называют «Крестный отец»?

В католической культуре отношения, освященные церковью, делают людей очень близкими. Считается, что жизнь так тяжела, что одного отца мало. На этот случай существует крестный отец, который заботится о духовном воспитании ребенка. Это одна сторона вопроса, сакральная. Другая же состоит в том, что мафия дала религиозное название высшей ступени в своей иерархии. Звание «Крестный отец» Вито Корлеоне носит с гордостью и достоинством, осеняя многих своим покровительством. Это чрезвычайно почтительное обращение к руководителю преступного синдиката.

Члены семьи Корлеоне

Семья Корлеоне невелика и велика одновременно.

Она состоит из близких и родных по крови людей, крестников и всех членов его империи, за которыми он по-отцовски присматривает.

Старший сын – Сантино или Сонни. Он не слишком умен, зато слишком горяч и не умеет обдумывать действия, как отец. Сонни прослыл самым грозным убийцей еще в юные годы, а когда на отца было произведено нападение, то он, не долго думая, ввязывается в борьбу кланов, которой стремился избежать Дон Корлеоне. В этой борьбе его предал муж родной сестры, которого зовут Карло, и Сонни гибнет.

Средний сын – Фредди. Безвольный и неудачливый, не способный к умственной деятельности. Он явно никогда не сможет заменить своего отца.

Майкл – младший сын. Самый яркий из детей Дона. Он поначалу решил стать честным американцем, не касаясь темных дел семьи. Он ветеран войны, студент университета, но привязанность к членам семьи, желание отомстить за покушение на жизнь отца переворачивают его жизнь. Вернувшись, он отомстит за смерть брата Сонни, хотя предателем оказался муж его родной сестры. Майкл не простит предательства старому другу отца Тессио и уничтожит его. Майкл станет настоящим Доном, молниеносно расправившись с главами враждебных кланов.

Но родными не ограничивается семья Корлеоне. Есть еще приемный сын, очень умный и преданный Том Хейген, есть неразумный артист, который к концу романа прозревает, Джонни Фонтейн, певец, кинозвезда и кумир Америки.

Вито Корлеоне: цитаты

  • Я сделаю предложение, от которого нельзя отказаться.
  • Никогда не сердись, не угрожай и заставь человека рассуждать здраво.
  • С теми, кто воспринимает несчастный случай как личное оскорбление, несчастные случаи не происходят.
  • Есть вещи, которые приходится делать – их делаешь, но о них никогда не говоришь. Им нет оправданий. Их делаешь, и все. И забываешь.
  • У каждого из нас найдется что рассказать о своих невзгодах. Я этого делать не собираюсь.

Романтизация мафии в романе

Дон Корлеоне так благороден в своих побуждениях в этой криминальной истории, что забываются жуткие подробности преступлений. Голос крови и семейные привязанности сплетают нить судьбы человека. Они не позволяют выйти за пределы созданного круга. Это очень явно прослеживается в жизненном пути Майкла, младшего сына, который не желал, но продолжил дело отца. Он, как и отец, самостоятельно вершит правосудие и помогает выбиваться в люди своим соотечественникам, прибегая к привычным средствам гангстеров.

Кто такой Дон Вито Корлеоне – биография персонажа

Дон Вито Андолини Корлеоне – персонаж, олицетворяющий итальянского эмигранта, ставшего главарем мафии Нью-Йорка.

Его придумал американский писатель Марио Пьюзо, имеющий итальянские корни. Он использовал персонаж в романе, посвященном жизни преступных кланов Америки и рассказывающем о мафиози, создавшем собственную преступную сеть и законы, действующие в ней. Наибольшую известность Дон Корлеоне получил благодаря выходу одноименного цикла кинокартин Фрэнсиса Форда Копполы — «Крестный отец».

Примечательно, что поклонниками киносаги стали и представители преступного мира, и даже использовали впоследствии некоторые наработки персонажа.

«Крестный отец» имел множество отличий от книг о гангстерах, ведь в основном авторы использовали при работе над книгами данные из архивов полиции. В то время, как Марио Пьюзо акцентировал внимание не на преступной деятельности мафии, а на законах и ценностях таких структур.

Он позволил узнать об иерархии мафиозного клана, его правилах. Пьюзо придумал уникальный образ главаря минигосударства-мафии, чьи граждане-гангстеры свято исполняют любые его указаниям.

Неизвестно, есть ли у Дона Корлеоне реально существовавший прототип или это собирательный персонаж. В любом случае, жизнь Вито Андолини схожа с биографиями некоторых глав преступных кланов.

Жизнь Корлеоне

Наш герой рожден на Сицилии в местечке Корлеоне, чье название впоследствии и послужило ему фамилией, ведь при переезде в США, название городка ошибочно внесли вместо фамилии. Юноша бежал из Италии от лидера преступной группировки, уничтожившего его родных.

В США он работал в магазинчике приемных родителей и вынужден был вскоре заняться мошенничеством, поскольку его место в лавке занял племянник гангстера Фануччи. По прошествии времени, именно племянник гангстера стал первой жертвой будущего главы преступной группировки.

Вито был справедлив по отношению к подчиненным, умел уважать их чувства. Он вел бизнес по поставкам оливкового масла, параллельно занимался и незаконными делами. Разбогатев, Корлеоне вернулся в Италию и отомстил за родных.

К тридцатым годам двадцатого века у Вито Корлеоне было уже четверо своих детей и один приемный, рос и его клан, члены которого стали возглавлять крупные компании. Несмотря на поступавшие предложения заняться выгодной торговлей наркотических средств, Дон Корлеоне не счел нужным унижать себя подобным бизнесом.

На жизнь Корлеоне покушались, но он выжил, передав на время бразды правления старшему сыну Сантино. Младший же сын Майкл отомстил организаторам покушения. Дон Корлеоне поступил мудро, попытавшись наладить отношения с другими кланами и предотвратив гангстерскую войну.

Умер Вито от сердечного приступа, сказав напоследок, что жизнь прекрасна. Сын Майкл, расправившись со всеми, кто противостоял клану, взял дело отца в свои руки.

Фильмы о Доне Корлеоне

Примечательно, что Фрэнсис Форд Коппола решил снять картину о Вито Корлеоне, увидев в газете рекламу романа «Крестный отец». А Марлон Брандо сам позвонил режиссеру с целью обсуждения сценария, так и родилась идея создать фильм. Было создано три экранизации.

«Крестный отец» (1972 год)

Коппола создавал сценарий фильма вместе с автором книги, они сделали его проще, опустив зрелищные сцены и сделав упор на теме внутриклановых отношений и семьи. К тому же фильм начинается с момента, когда дочь Корлеоне выходит замуж, а о более раннем периоде его жизни упоминается в воспоминаниях героя.

Фильм имел грандиозный успех и получил три «Оскара» (лучшая мужская роль, лучший сценарий, лучшая постановка).

Марлон Брандо создал прекрасный образ Дона Корлеоне, передав силу его характера и показав душевное смятение уже стареющего главы клана. Роли его сыновей получили Аль Пачино, Джон Казале, Джеймс Каан, Роберт Дюваль.

«Крестный отец-2» (1974 год)

Второй фильм получился более зрелищным и рассказывает преимущественно о Майкле Корлеоне, возглавившем семью. Эта картина получила пять «Оскаров». Но в ней Марлон Брандо играть отказался, уступив роль Роберту де Ниро.

«Крестный отец-3» (1990 год)

Спустя долгое время после выхода второй картины, исключительно с целью заработать на популярном персонаже и сюжете, был снят третий фильм цикла. Он считается самым слабым, потому его рекомендую смотреть лишь чтобы увидеть всю киносагу.

Несмотря на то, что фильм также номинировался на «Оскар», награжден он не был.

Интересные факты

Во время съемок картины Марлон Брандо для создания образа мафиози одевал специальную капу, визуально выдвигавшую нижнюю челюсть актера вперед, чтобы достичь сходства с бульдогом.

Марлону Брандо не понравилось воплощение собственного персонажа и он всегда говорил, что сделал массу ошибок, играя его. Кроме того, он отказался от присужденного ему «Оскара» в качестве протеста против угнетения индейцев.

Существует цветок, носящий имя Ле-Дон Корлеоне – фиолетовая махровая фиалка.

Толкование

Вито Корлеоне
image image Марлон Брандо в роли дона Корлеоне на обложке первого фильма кинотрилогии.

Дон Вито Корлеоне (1891—1955) (итал. Vito Corleone, урожд. Андолини) по прозвищу «крёстный отец» — главный герой романа Марио Пьюзо «Крёстный отец» и основанного на нём фильма Фрэнсиса Форда Копполы. Он возглавлял один из самых могущественных кланов итало-американской мафии — семейство Корлеоне.

Марлон Брандо и Роберт Де Ниро, сыгравшие старшего дона Корлеоне в первом и втором фильмах кинотрилогии о семействе Корлеоне, — единственная пара актёров, удостоенных премии «Оскар» за исполнение роли одного и того же персонажа.

В фильме «Крёстный отец»

В начале первой части кинотрилогии 53-летний дон Вито выдаёт замуж свою дочь. Нью-йоркский гангстер Солоццо предлагает ему инвестировать своё состояние в наркобизнес, пророча, что именно за этим будущее. Дон Вито, сохраняя рудименты патриархальной морали, отказывается аргументируя тем, что растеряет всех друзей политиков, если начнет заниматься наркобизнесом.

Разочарованный Солоццо подсылает к Корлеоне киллеров. Тяжело раненый, дон Вито передаёт управление семейным бизнесом старшему сыну Сантино, а после его гибели — младшему Майклу. В конце фильма (1955 год) 63-летний дон Вито умирает от сердечного приступа, играя с внуком в саду. Его место во главе клана занимает Майкл Корлеоне.

За исполнение роли гангстера свой второй «Оскар» получил Марлон Брандо (принять статуэтку отказался).

В фильме «Крёстный отец 2»

Вито Андолини родился 7 декабря[1] 1891 года в сицилийском городе Корлеоне. В этой местности Италии действуют безжалостные законы сицилийской мафии — от рук местного мафиозного клана погибли отец, сташий брат и мать Вито. Чтобы спасти от неминуемой смерти Вито, его родственники отправили 9-летнего ребёнка одного в Нью-Йорк. Вито отставал в развитии и не разговаривал, поэтому таможенники вместо фамилии в оформленных документах по ошибке вписали название города, из которого приехал Вито.

Во втором фильме трилогии показано, как Вито тяжело и честно трудится в бакалейной лавке в манхеттенском районе трущоб «Адская кухня», чтобы прокормить свою семью. Однажды, местный мафиози дон Фануччи приводит к хозяину лавки в которой работает Вито своего племянника и заставляет взять его на работу. В результате Вито оказался безработным и был вынужден искать новое занятие.

Случайно, он помог спрятать оружие начинающему гангстеру Клеменца. Тот, чтобы отблагодарить Вито, грабит квартиру и «дарит» Вито дорогой персидский ковёр. Вито видит, насколько легко можно получить очень дорогую вещь. Одновременно, Вито начинает задумываться, почему местные итальянцы платят дань Фануччи не только не получают от него ничего взамен, но часто подвергаются унижениям и побоям.

Вито решает заняться новым делом. После физического устранения Фануччи Вито занимает его место, однако ведёт дела совершенно по другому. Вито обеспечивает справедливость, защищает лояльных к нему итальянцев. На контрасте с предыдущим «доном» Вито получает одобрение и уважение местных итальянцев.

Для легализации своих криминальных доходов Вито Корлеоне создаёт фирму по торговле оливковым маслом. Якобы по делам фирмы возвращается в Корлеоне, чтобы отомстить убийце родителей.

За исполнение роли молодого дона Вито премии «Оскар» за лучшую роль второго плана был удостоен 30-летний Роберт Де Ниро. Он стал к тому моменту самым молодым актёром, получившим «Оскар».

Дети

Полезное

Смотреть что такое “Вито Корлеоне” в других словарях:

  • Вито — Связанные статьи: начинающиеся с «Вито» все статьи с «Вито» …   Википедия

  • Корлеоне — Коммуна Корлеоне Corleone Страна ИталияИталия …   Википедия

  • Майкл Корлеоне — Аль Пачино в образе Майкла Корлеоне на обложке второго фильма киносаги Майкл Винсент Корлеоне (1920 1997)  вымышленный герой криминальных романов Марио Пьюзо «Крёстный отец» (1969) и «Сицилиец» (1984), а также кинотрилоги …   Википедия

  • Фредерико Корлеоне — Фредерико «Фредо» Корлеоне (англ. Frederico «Fredo» Corleone)  вымышленный персонаж романа Марио Пьюзо «Крестный отец» и его адаптаций. Он  средний сын Вито Корлеоне, главы мафиозной семьи Корлеоне, младший брат Сонни и старший… …   Википедия

  • Сантино Корлеоне — Эта статья об объекте вымышленного мира описывает его только на основе самого художественного произведения. Статья, состоящая только из информации на базе самого произведения, может быть удалена. Вы можете помочь проекту …   Википедия

  • Дон Вито — Дон Вито: Дон Вито Корлеоне Вито Кашио Ферро Вито Дженовезе Винсент Марджера Список статей об однофамильцах. Если вы попали сюда из …   Википедия

  • Ферро, Вито Кашио — Вито Кашио Ферро итал. Vito Cascio Ferro Вито Кашио Ферро в 1902 году …   Википедия

  • Крёстный отец (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Крёстный отец. Крёстный отец The Godfather …   Википедия

  • Крёстный отец 2 — У этого термина существуют и другие значения, см. Крёстный отец. Крёстный отец 2 The Godfather Part II …   Википедия

  • «Крестный отец» — Крёстный отец The Godfather Жанр драма гангстерский фильм Режиссёр Френсис Форд Коппола Продюсер Аль …   Википедия

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий