Дени дидро биография краткое содержание. Дидро Дени: биография, философия

Биография

Французский философ и писатель Дени Дидро запомнился миру благодаря трактатам о религии и искусстве, проникновенным романам о жестокой доле монахинь, острым семейным пьесам и крупнейшему справочнику эпохи Просвещения – «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Его переписка с Софи Волан – эталон романтического письма, раскрывающий глубины сурового, но справедливого представителя Франции XVIII века.

Детство и юность

Биография Дени Дидро берет начало 5 октября 1713 года во французском городе Лангр. Из 7 детей Дидье Дидро и Анжелики Вигнерон лишь четверо дожили до совершеннолетия. Дени, будучи старшим ребенком, помогал воспитывать сестер Денизу (1715-1797) и Анжелику (1720-1749), брата Пьера-Дидье (1722-1787). Согласно сведениям историков, теплее всего Дени относился к Денизе, восхищался ею, называл «Сократом в женском обличии».

image
Портрет Дени Дидро

В детстве будущий писатель зарекомендовал себя как блестящего ученика. Родители решили, что мальчик будет прислуживать церкви. В 1726 году Дени поступил в католический лицей Луи Великого, где воспитывались священники, затем – в Jansenist Collège d’Harcourt. Изучая вселенную и место человека в ней, в 1732 году Дидро окончил колледж и получил степень магистра философии.

Идеи современной ему эпохи, взгляды на историю государственности и права побудили Дидро оставить профессию священника и поступить на юридический факультет Парижского университета. Позже, в 1749 году, француз окончательно разочаровался в религии: горячо любимая сестра Анжелика, будучи монахиней, умерла от переутомления во время несения церковной службы.

Книги и театр

Желание стать писателем настигло Дени Дидро в 1743 году, и он начал с переводов английских произведений на французский язык. Среди ранних работ – «История Греции» Тэмпла Станьяна (1743), «Медицинский словарь» Роберта Джеймса (1746-1748). В 1745 году опубликовал «Опыт о достоинстве и добродетели» английского философа Энтони Шефтсбери, но с собственными размышлениями.

Писатель Дени Дидро

В 1746 году Дидро выпустил первую авторскую работу – «Философские мысли». В этом труде француз размышлял о примирении разума с чувством и пришел к выводу, что без дисциплины чувство будет разрушительным, а разум необходим для контроля. В момент написания Дидро следовал идеям деизма, поэтому в труде содержатся аргументы против атеизма и критика христианства.

Религиозная идея подробно рассматривается в «Прогулке скептика» (1747). Эта работа – диалог между деистом, атеистом и пантеистом о природе божественности. Деист опирается на телеологический аргумент, атеист объясняет происхождение вселенной физикой, химией и законами динамики, пантеист говорит, что бог – это космическое единство разума и материи.

Книги Дени Дидро

«Прогулка скептика» была опубликована лишь в 1830 году: местная полиция пригрозила Дидро сожжением рукописи и арестом в случае распространения этой «ереси». Угроза была реализована в 1749 году – за труд «Письмо о слепых для тех, кто может видеть» философа заточили в тюрьме Венсен. В одиночной камере Дидро имел только «Потерянный рай» Джона Мильтона, на полях которой зубочисткой и самодельной тушью оставлял заметки. Заключение длилось с июля по ноябрь.

В 1750 году Дидро стал главным редактором крупнейшего французского справочника эпохи Просвещения – «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел». За 16 лет работы над книгой Дени написал несколько сотен статей об экономике, механике, философии, политике и религии. Бок о бок с Дидро работали Жан-Жак Руссо, Вольтер, Шарль Луи де Монтескьё и другие великие французы.

«Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел»

Редакцию Дидро прошли 28 из 35 томов «Энциклопедии». Сотрудничество с издателем Андре ле Бретоном прекратилось, потому что тот без ведома мыслителя вычеркивал «опасные» мысли из статей. Посчитав этот поступок предательством, философ распрощался с монументальным трудом.

В 1750-е годы француз обращается к театру и сочиняет ряд пьес, посвященных семейной тематике. Драма «Внебрачный сын» (1757) обращается к теме незаконнорожденных детей, а «Отец семейства» (1758) – автобиографичное произведение о выборе жены по велению сердца, а не по желанию отца.

Дени Дидро на обеде философов

Во времена Дидро театр разделялся на высокий (то есть трагедию) и низший (то есть комедию). Философ не принимал такой системы и в «Парадоксе об актере» писал, что у аристократов в жизни бывают веселые моменты, у бедняка – грустные. В труде он придумывает «серьезный жанр», который размывает границу между трагедией и комедией.

Помимо философских трактатов, трудов об искусстве («Салоны»), пьес, Дидро писал художественные произведения. Ключевыми являются роман «Жак-фаталист и его хозяин» (1765-1780), диалог «Племянник Рамо» (1760-е), повесть «Монахиня» (1780). А еще перу Дидро принадлежат множество афоризмов, в том числе высказывание «лестничный ум», которое подразумевает нахождение подходящего ответа в момент, когда время для него уже упущено.

Екатерина II

Биография Дени Дидро тесно связана с Россией, а именно с Екатериной II Великой. Узнав о финансовых трудностях талантливого французского философа, императрица предложила купить его библиотеку и назначить его наблюдателем с зарплатой 1000 ливров в год. Она выплатила Дидро аванс за 25 лет службы вперед.

В октябре 1773 года француз приехал в Санкт-Петербург и пробыл в России 5 месяцев. За этот период Дидро и Екатерина II встречались почти ежедневно. Желая привлечь внимание императрицы к своим мыслям, философ хлопал ее по ногам.

Дени Дидро и Екатерина II

В письме к Марии Жофрен, владелице французского литературного салона, Екатерина писала, что после бесед с Дидро у нее на бедрах остаются черные синяки.

Одна из основных тем для обсуждения – превращение России в идеальное государство, создание утопии. Екатерина Великая, видимо, считала мысли Дидро неразумными. В переписке с дипломатом Луи-Филиппом Сегюром императрица писала, что если последовать его идеям, то Россию постигнет хаос.

Личная жизнь

В начале 1743 года философ познакомился с Анной-Антуанеттой Чампион (1710-1796) – необразованной девушкой из низшего класса, которая вместе с матерью жила в одном доме с Дидро. Молодой человек, желая жениться на ней, спросил разрешение у отца. Дидье не просто воспротивился идее сына, а добился «письма с печатью», то есть внесудебного ареста Дени. Писателя заточили в монастыре Кармелитов.

Портрет Дени Дидро

Спустя несколько недель Дидро бежал и сразу отправил возлюбленной письмо, заключающее главный вопрос – согласна ли Антуанетта выйти замуж. Девушка ответила отказом: не хотела связываться с семьей, в которой ей не рады. Однако позже француженка изменила мнение. В ночь на 6 ноября 1743 года Дидро и Чампион тайно обвенчались в одной из церквей Парижа, разрешающей брак без согласия родителей. Интересный факт: отец Дени узнал о браке сына 6 лет спустя.

В браке родились четверо детей. Первенец, Анжелика, появилась на свет 14 августа 1744 года, а спустя полтора месяца, 29 сентября, умерла. Сыновья Франсуа Жак и Дени-Лоран также погибли в младенчестве. Единственным выжившим ребенком стала Мария-Анжелика (1753-1824), названная в честь погибших матери и сестры француза. Она прославилась как музыкант-инструменталист.

Личная жизнь Дидро бурно протекала и вне супружества. Среди его любовниц – писательница Мадлен де Пюизье, дочь французского актера Жанни-Катрин де Мо и, безусловно, Софи Волан. Настоящее имя мадемуазель Волан – Луиза-Генриетта, а прозвище Софи дал Дидро, восхищаясь мудростью ее мыслей. Изначально ничего не значащая переписка завязалась в 1755 году, со временем превратившись в роман в письмах, и завершилась в 1784-м, со смертью Софи.

Документальный фильм о Дени Дидро

Благодаря нумерации самого философа доподлинно известно, что он отправил Софи 553 письма, 187 дошли до наших времен. В них встречаются цитаты, кричащие об искренности чувств:

«Я люблю вас так, как можно любить лишь однажды, и кроме вас не полюблю никого».

Обратных писем, от Софи к Дидро, не сохранилось, как выглядела девушка, история также умалчивает. Говорят, что друг философа нарисовал портрет мадмуазель Волан на форзаце книги Горация. После смерти Дидро всю его библиотеку выкупила Екатерина II, а таинственное изображение так и не найдено.

Смерть

На 71-м году жизни, пережив Софи Волан на 5 месяцев, Дени Дидро скончался 31 июля 1784 года от эмфиземы легких.

Памятник Дени Дидро в Париже

Тело захоронили в церкви Святого Роха, но в период Французской революции 1789 года все могилы в храме были разорены. Сейчас точное местонахождение останков философа неизвестно.

Цитаты

Дать обет бедности — значит поклясться быть лентяем и вором. Дать обет целомудрия — значит обещать Богу постоянно нарушать самый мудрый и самый важный из его законов. Дать обет послушания — значит отречься от неотъемлемого права человека — от свободы. Если человек соблюдает свой обет — он преступник, если он нарушает его — он клятвопреступник. Жизнь в монастыре — это жизнь фанатика или лицемера.

Женщины пьют льстивую ложь одним глотком, а горькую правду каплями.

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Произведения

  • 1746 – «Философские мысли»
  • 1747 – «Прогулка скептика»
  • 1749 – «Пись о слепых для тех, кто может видеть»
  • 1750-1766 – «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел»
  • 1751 – «Письмо о глухом и немом»
  • 1757 – «Внебрачный сын»
  • 1758 – «Отец семейства»
  • 1759-1781 – «Салоны»
  • 1763 – «Племянник Рамо»
  • 1771-1778 – «Жак-фаталист и его хозяин»
  • 1780 – «Монахиня»

10:41 05.10.2013 (обновлено: 10:49 05.10.2013) © РИА Новости Перейти в фотобанк Читать ria.ru в 5 октября исполняется 300 лет со дня рождения французского писателя и философа Дидро.

Французский писатель и философ, энциклопедист Дени Дидро (Denis Diderot) родился 5 октября 1713 года в Лангре, Шампань, Франция. Его мать, урожденная Анжелика Виньерон, была дочерью кожевника, а отец, Дидье Дидро, — ножовщиком. По желанию семьи, юный Дени готовил себя к духовной карьере. В 1723 1728 годах он учился в лангрском иезуитском коллеже, в 1726 году стал аббатом.

С 1728 (или 1729) года в Париже Дидро учился, по некоторым свидетельствам, в янсенистском коллеже д’Аркур, по другим — в иезуитском коллеже Людовика Великого. Предполагают также, что Дидро посещал оба этих учебных заведения и взаимные нападки иезуитов и янсенистов отвратили его от избранной стези.

В 1732 году он получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета.

В 1743 году Дидро женился на Анне Антуанетте Шампьон, содержавшей вместе с матерью полотняную лавку. Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал переводами. В 1743 1748 годах он перевел с английского “Историю Греции” Стениана, “Опыт о достоинстве и добродетели” Шефтсбери, “Медицинский словарь” Джеймса.

В 1747 году вместе со своим другом философом и математиком Жаном Лероном Д’Аламбером он получил приглашение стать во главе издания “Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел”. Поначалу словарь рассматривался как перевод “Энциклопедии” Эфраима Чемберса (1728), но усилиями Дидро и Д’Аламбера превратился во всеобъемлющее обозрение современного состояния знаний во Франции. Дидро занимался историей философии и ремесел.

В 1772 году первое издание “Энциклопедии” было завершено. Работа заняла 25 лет. “Энциклопедия” составила 28 томов — 17 томов статей и 11 томов иллюстраций. Помимо Дидро, который написал около шести тысяч статей, к ее созданию были привлечены философы Жан Жак Руссо, Франсуа Мари Аруэ Вольтер, Шарль Луи Монтескье, Поль Анри Гольбах. Статьи по разделам писали скульптор Этьенн Морис Фальконе, архитектор Жак Франсуа Блондель, естествоиспытатели Луи Жан Мари Добантон и Николя Демаре, экономист Франсуа Кенэ и др. В своих первых философских работах “Философские мысли” (1746) и “Аллеи, или прогулка скептика” (1747) Дидро придерживался деизма. В сочинении “Письмо о слепых в назидание зрячим” (1749) перешел на позиции атеизма и материализма. Телеологическому доказательству бытия Бога он противопоставляет эволюционистские воззрения на природу. В июле-октябре 1749 года за вольнодумные сочинения Дидро был арестован и заключен в Венсеннский замок. Атеистический материализм получил дальнейшую разработку в его сочинениях “Мысли об истолковании природы” (1754), “Разговор Д’Аламбера и Дидро” (1769), “Философские принципы относительно материи и движения” (1770) и др.

Дидро — автор нескольких пьес и романов. В 1750 е годы им были опубликованы две пьесы — “Побочный сын или Испытания добродетели” (1757) и “Отец семейства” (1758). Отказавшись от поэтики классицизма, Дидро драматург стремился реализовать принципы новой (“мещанской”) драмы, изображающей конфликты между людьми третьего сословия в обыденной житейской обстановке.

Главные художественные произведения Дидро повесть “Монахиня” (1760), роман диалог “Племянник Рамо” (1762 1779), роман “Жак фаталист и его хозяин” (1773) — остались неизвестными его современникам и впервые были опубликованы после смерти автора. В них нашли выражение неприятие Дидро религии и церкви, а также приверженность гуманистическим идеалам.

В 1759 1781 годах как критик искусства Дидро писал ежегодные обзоры художественных выставок — “Салоны”. Они были размещены в рукописной газете “Литературная корреспонденция” его друга литератора Фридриха Мельхиора Гримма, рассылавшейся по подписке просвещенным европейским монархам и владетельным князьям.

В 1765 году российская императрица Екатерина II приобрела библиотеку Дидро. Заплатив за библиотеку, Екатерина оставила книги в его пожизненное пользование и назначила философу ежегодное жалованье в качестве библиотекаря, выплатив деньги за 50 лет вперед.

С 1773 по 1774 год Дидро, по приглашению Екатерины II, совершил путешествие в Россию и жил в Петербурге. Он был избран иностранным почетным членом Петербургской академии наук (1773). По возвращении написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской цивилизации. Рукопись была доставлена в Петербург уже после смерти философа, и его скептические высказывания на “Наказ” Екатерины II вызвали ярость императрицы.

В последние годы Дидро продолжал заниматься литературными проектами. Он приготовил материал для своего друга историка Гийома Тома Франсуа Рейналя с резкой критикой колониальной политики Франции; опубликовал “Эссе о Сенеке”, где пытался оправдать философа и государственного деятеля, в котором привычно видели воплощенное лицемерие.

31 июля 1784 года Дени Дидро скончался. Он был похоронен в церкви Святого Роха (Saint Roch), но во времена Французской революции 1789 года все захоронения в церкви были разорены, а тела перенесены в общую могилу.

У Дени Дидро и его жены Анны Антуанетты было трое детей, двое из которых умерли в раннем возрасте, осталась младшая дочь Мария Анжелика (1753 1824).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

5 Октября 1713 – 31 Июля 1784 гг. (70 лет) 4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 56.

Дени Дидро (1713–1784) — французский писатель, драматург, философ-просветитель. Приобрел широкую популярность благодаря своему фундаментальному труду «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Дени Дидро, биография которого стала примером беззаветного служения идеям Просвещения, был яростным противником церкви и религиозного мировоззрения в целом.

Детство и юность

Дени Дидро появился на свет 5 октября 1713 года во французском городе Лангр в семье ножовщика. Мальчик с ранних лет был очень смышленым, и родители решили, что сын станет священником. Так Дени поступил в иезуитский колледж, в котором изучал взаимосвязь вселенной и человека. После окончания колледжа в 1732 году Дидро получил степень магистра философии.

Во время обучения Дени Дидро был глубоко религиозным человеком: постоянно соблюдал пост, много молился и даже носил власяницу. Но в 1735 году отношение к религии у Дидро изменилось: отказавшись от идеи войти в духовенство, он поступил на юридический факультет Парижского университета.

Литературный труд

Желание связать свою жизнь с юриспруденцией оказалось скоротечным. В 1740-х годах неожиданно для всех Дидро решил стать писателем и переводчиком. Отец не смог вынести этого удара и отрекся от беспутного сына. Последующие 10 лет Дидро стал вести богемный образ жизни. Он окончательно отрекся от религии в 1749 году, когда узнал о трагической смерти любимой сестры: будучи монахиней, она умерла от переутомления во время несения церковной службы.

В 1743–1748 гг. были опубликованы первые философские работы Дидро «Философские мысли», «Аллеи, или Прогулка скептика», «Нескромные сокровища», «Письма о слепых в назидание зрячим». Последнее произведение стало причиной ареста Дидро, которого обвинили в «распространении опасных мыслей».

В 1750-х годах Дидро были написаны пьесы «Побочный сын, или Испытания добродетели» и «Отец семейства». Помимо философских трактатов и пьес, Дидро писал художественные произведения: роман «Жак-фаталист и его хозяин», диалог «Племянник Рамо», повесть «Монахиня».

Работа над «Энциклопедией»

Дени Дидро прославился благодаря своей упорной многолетней работе над «Энциклопедией, или Толковым словарем наук, искусств и ремесел», которая стала своеобразным манифестом эпохи Просвещения.

В ходе работы над «Энциклопедией» Дидро плотно сотрудничал с Монтескье, Руссо, Вольтером, Гольбахом, со специалистами в различных областях искусства и науки. На протяжении почти 30 лет он подготовил 28 томов «Энциклопедии», лично написав около 6 тысячи статей.

При изучении краткой биографии Дени Дидро стоит упомянуть встречу с императрицей Екатериной II Великой, пригласившей известного философа в Россию. Дидро предложил императрице проект системы народного образования, который базировался на принципах бессословности и бесплатном начальном обучении.

Философские воззрения

Во всем творчестве Дидро четко прослеживались его философские взгляды. К основным идеям французского писателя и философа следует отнести отрицание дуалистического учения, основанного на разделении духовного и материального начала. Он полагал, что в мире существует лишь одна материя, а все сложные и разнообразные явления в жизни являются результатом движения ее частиц.

Дени Дидро не сомневался, что священная история и все теологические системы являются фальсификацией. Он считал ложным представление о божественном происхождении власти и рьяно выступал за конституционную монархию, во главе которой стоит просвещенный государь. Отстаивая идеи атеизма, Дидро призывал короля упразднить церковь, которая, по его мнению, пагубно влияет на государство.

В области физиологии и биологии Дидро высказал предположение о том, что все живые существа на земле, в том числе и человек, на пути своего развития проходят различные стадии. Таким образом, философ стоял у истоков развития теории эволюции.

Скончался Дени Дидро 31 июля 1784 года на 71 году жизни. Причиной смерти стала эмфизема легких.

Тест по биографии

  1. /10 Вопрос 1 из 10

    Кем был Дени Дидро?

    Начать тест

Дени Дидро – интеллектуал своего времени, французский писатель и философ. Наибольшую известность ему принесла составленная им “Энциклопедия”, работу над которой он завершил в 1751 году. Наряду с Монтескье, Вольтером и Руссо, считался одним из идеологов третьего сословия во Франции, популяризатором идей Просвещения, которые, как считается, подготовили почву для Великой французской революции 1789 года.

Детство и юность

Дени Дидро родился в 1713 году. Он появился на свет в небольшом французском городке Лангре. Его мать была дочерью кожевника, а отец изготавливал ножи.

Родители решили, что Дени Дидро станет священником. Для этого они отдали его в иезуитский коллеж, который он окончил в 1728 году. Двумя годами ранее мальчик официально стал аббатом. Биографы отмечают, что в этот период герой нашей статьи был крайне религиозным человеком, постоянно соблюдал пост и даже носил власяницу.

Прибыв в Париж для завершения своего образования, он поступил в иезуитский коллеж Людовика Великого, чуть позже, по всей вероятности, в янсенитское учебное заведение – д’Аркур. Здесь он получил профессию адвоката, поскольку отец побуждал его к юридической карьере. Предположительно, как раз возникшие конфликты между янсенитами и иезуитами и отвратили его от выбранной дороги.

В 1732 году Дени Дидро получает степень магистра на факультете искусств Парижского университета. Вместо карьеры священника, он всерьез подумывает о том, чтобы стать адвокатом, но в результате предпочитает образ жизни свободного художника.

Отказ от карьеры священника

В краткой биографии Дени Дидро нужно уделить внимание его личной жизни. В 1743 году он женится на Анне Туаннете Шампьон, которой принадлежит полотняная лавка.

При этом достоверно известно, что брак не мешал ему заводить интрижки с другими женщинами. Считается, что у него были романтические отношение в середине 1750-х годов с Софи Воллан, привязанность к которой он сохранил практически до самой своей смерти.

После свадьбы Дени Дидро, биография которого довольно интересна и насыщена всевозможными идеями, поначалу зарабатывал с помощью переводов. В 40-е годы он работал с самыми известными произведениями Стениана, Шефтсбери, Джеймса. К этому же периоду относятся и его первые самостоятельные литературные труды. Они свидетельствуют о смелости и зрелом уме достаточно молодого автора. В 1746 году выходят его “Философские мысли”, а позже – “Аллеи, или Прогулка скептика”, “Письмо о слепых в назидании зрячим”, “Нескромные сокровища”. По всей видимости, уже к этому времени Дидро превратился в деиста, а в скором времени – в убежденного материалиста и атеиста. По тем временам эти книги Дени Дидро были отнесены к разряду вольнодумных, за что его и арестовали в 1749 году. Заключение он отбывал в Венсеннском замке.

Работа над “Энциклопедией”

С работой над “Энциклопедией” Дидро впервые столкнулся в 1747 году. Задумка у столичного издателя Бретона перевести на французский язык так называемый “Всеобщий словарь ремесел и наук” появилась еще несколько лет назад. Но ни один редактор не мог справиться с этой задачей.

Над проектом Дидро работал вместе с Д’Аламбером. Одному из них в результате пришла идея полностью отказаться от перевода английского словаря, а подготовить самостоятельное издание, которое будет уникальным. В любом случае именно благодаря Дидро работа над “Энциклопедией” приобрела тот размах, который и превратил ее в настоящий манифест эпохи Просвещения.

На протяжении последующей четверти века герой нашей статьи продолжает курировать работу над книгой познаний, которая к тому времени разрастается до 17 томов одних статей, которые сопровождают еще одиннадцать томов иллюстраций. Даже рассматривая биографию Дени Дидро кратко, нужно остановиться на большом количестве препятствий, которые ему удалось преодолеть на своем пути. Помимо уже упомянутого тюремного заключения, это еще и приостановка работы по независящим от редактора причинам, кризис, из-за которого из проекта ушел Д’ Аламбер, запрет издания и его тщательная и скрупулезная цензура.

Только в 1772 году первое издание “Энциклопедии” было, наконец, завершено. В ее создании приняли участие практически все великие умы эпохи Просвещения, которые в то время были во Франции – Вольтер, Гольбах, Руссо, Монтескье.

Манифест эпохи Просвещения

Результатом их совместной работы стал универсальный свод современных знаний. Отдельно нужно отметить, что в статьях, посвященных политическим темам, ни одной из форм правления умышленно не отдавалось никакого предпочтения. А похвалы, которые авторы обращали в адрес Женевской республики, они сопровождали ремарками, что подобное государственное устройство возможно только для сравнительно небольших территорий, к которым сама Франция не относится. На страницах “Энциклопедии” господствовал плюрализм в его чистом виде, потому что писатели в одних статьях выступали за ограниченную монархию, а в других придерживались варианта абсолютной, видя только в ней основу общественного благосостояния.

При этом отдельно отмечалось, что подданные имеют право оказывать сопротивление деспотам, а королям следует в обязательном порядке подчиняться закону, помогать бедным и обездоленным, отстаивать веру своего народа.

В “Энциклопедии” откровенной критике подвергался образ жизни вельмож. При этом авторы статей отмечали, что признают и поддерживают необходимость существования в обществе социальной иерархии. Представителей буржуа они нещадно критиковали за тягу к должностям и карьерному росту, а также жадность, финансистов признавали паразитической частью на теле третьего сословия.

Авторы “Энциклопедии” выступали за облегчение участи простого народа. Однако для достижения этой цели они не призывали к установлению в стране демократии, а обращались к правительству, обращая внимание чиновников и министров на необходимость проведения реформ в образовании, экономике (справедливом налогообложении, борьбе с нищетой).

Философские взгляды

Основные идеи Дени Дидро в области философии были им сформулированы еще в 1751 году в трактате “Письмо о глухих и немых в назидание тем, кто слышит”. В нем он рассматривает проблему познания в контексте символики слов и жестов.

В 1753 году он публикует “Мысли об объяснении природы”, которые создает по образу и подобию произведений Бэкона, полемизируя с рационалистической философией Лейбница и Декарта. К примеру, он опровергал теорию врожденных идей.

Когда сформировалась философия Дени Дидро, он категорически отрицал дуалистическое учение, посвященное раздвоению духовного и материального начала. Он утверждал, что в мире существует только материя, которая может обладать чувствительностью, а все разнообразные и сложные явления, которые происходят в реале, – результат движения ее частиц. Подтверждение этому можно найти и в цитатах Дени Дидро:

Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть.

Отнимите у христианина страх перед адом, и вы отнимете у него веру.

Бог христиан — это отец, который чрезвычайно дорожит своими яблоками, и очень мало — своими детьми.

В его философских взглядах прослеживались также мысли о влиянии на индивидуума различных внешних факторов. Среди идей Дени Дидро можно встретить утверждение о том, что человек представляет собой исключительно то, что из него способно сделать его окружение и воспитание. При этом каждое действие, которое он совершает, – необходимый акт в общем мировоззрении.

Отношение к политике

Рассматривая мировоззрение Дени Дидро, основные мысли и идеи философа и писателя, нужно отметить, что по политическим убеждениям он был сторонником просвещенного абсолютизма, соглашаясь в этом с Вольтером. Дидро также отказывался доверять народным массам, которые считал неспособными решать государственные и нравственные вопросы.

По его мнению, идеальный политический строй – это монархия, которой управляет государь, наделенный философскими и научными знаниями. Дидро был убежден, что союз философов и правителей не только возможен, но и необходим.

При этом его собственное материалистическое учение было направлено против духовенства. Конечной целью было передать государственную власть в руки философов.

В этом Дидро ошибался. Как можно судить по истории, монархи уважали философов, но не позволяли им реально влиять на практическую политику. Например, когда Дидро в 1773 году приехал в Россию, откликнувшись на приглашение Екатерины II, они часами вели возвышенные беседы, но при этом русская императрица скептически отнеслась к его проектам по уничтожению роскоши при дворе, направлении освободившихся средств на нужды народа, а также об организации всеобщего бесплатного образования.

За свою библиотеку Дидро получил от Екатерины крупную сумму денег, при этом ему было назначено жалование за ее содержание.

Творчество

Активно заниматься творчеством Дидро начинает в 50-е годы. Он публикует две пьесы – “Отец семейства” и “Побочный сын, или Испытания добродетели”. В них он категорически отказывается от правил господствовавшего тогда классицизма, стремясь создать мещанскую, буржуазно-сентиментальную драму, что ему в результате и удается. На первый план в большинстве его произведений выходят конфликты, которые возникают между представителями третьего сословия, описывается их быт, поведение в самой обыденной обстановке.

К его классическим трудам можно отнести повесть “Монахиня”, о которой мы еще расскажем подробнее, романы “Племянник Рамо”, “Жак-фаталист и его хозяин”. Для большинства современников эти книги остаются неизвестными, так как напечатать их при своей жизни автору практически не удается.

Стоит отметить, что все эти произведения объединяет реализм, удивительная рассудительность и прозрачный предельно ясный стиль повествования. Читать произведения Дидро всегда было просто, потому что в них практически полностью отсутствуют словесные украшения.

В большинстве его произведений можно встретить неприятие церкви и религии, приверженность гуманистическим целям, идеализированным представлениям о человеческом долге.

Эстетические и философские принципы, которые провозглашает Дидро, можно проследить и в его отношении к изобразительному искусству. С 1759 по 1781 годы он регулярно публикует обзоры парижских салонов в рукописной газете своего приятеля Гримма, которая называется “Литературная корреспонденция”. По подписке ее рассылают влиятельным князьям и монархам.

“Монахиня”

Это одно из самых известных произведений Дидро. В нем изображаются развращенные нравы, царящие в женском монастыре. В книге “Монахиня” Дени Дидро повествование ведется от лица юной послушницы, которая не осознает, какие чувства переживает.

Критики отмечают в этом произведении удивительное сочетание психологической правды с чрезвычайно смелым для того времени натурализмом. Все это делает повесть Дени Дидро “Монахиня” одной из лучших прозаических произведений XVIII века, по крайней мере, во Франции. К тому же это отличный образец антирелигиозной пропаганды.

Толчком к написанию этой книги послужила реальная история, о которой узнал автор. В 50-х годах XVIII века были разоблачены тайны женского монастыря. В предреволюционной Франции церковный быт был одной из самых волнующих и насущных тем.

Сама повесть начинается с эпизода, в котором главную героиню Сюзанну, которая является незаконнорожденным ребенком, насильно отправляют в женский монастырь. По сути, ее предает родная мать, но девушка все равно любит ее, не раскрывает тайны своего происхождения, хотя это могло бы помочь ей освободиться. Вместо этого она предпринимает несколько попыток сбежать из обители, чтобы обрести свободу, одна из которых заканчивается удачно.

“Племянник Рамо”

Еще одно знаменитое произведение Дидро – роман “Племянник Рамо”. Многие литературоведы считают его вершиной творчества героя нашей статьи.

Сам роман написан в форме диалога между автором и племянником композитора Рамо, который был весьма популярен в то время во Франции. Родственник начинает с восхищением говорить о воровстве и паразитической жизни за чужой счет. Младший Рамо предстает в произведении олицетворением эгоизма, существующего в современном обществе.

Путешествие в Россию

Екатерина II, которая переписывалась и состояла в дружеских отношениях с Вольтером, с интересом отнеслась к работе Дидро над знаменитой “Энциклопедией”. Едва заняв престол, она сразу предложила перенести издание в Россию. За этим скрывалось не только ее желание упрочить свою репутацию, но и попытка удовлетворить интерес образованной и просвещенной части российского общества к этому труду.

Дидро отказался от этого предложения, но согласился продать императрице свою уникальную библиотеку за 50 000 ливров. Причем сами книги остались в его полном распоряжении до конца жизни. Он стал хранителем произведений в своем доме в статусе личного библиотекаря императрицы.

По приглашению Екатерины он пробыл в Петербурге с октября 1773-го по март 1774 года. За это время его избрали почетным членом академии наук в Петербурге.

Когда он вернулся во Францию, то написал несколько сочинений, посвященных возможному приобщению России к европейской цивилизации. Его скептические высказывания о политике Екатерины вызвали ее гнев, но о них узнали в России уже после смерти философа.

В 1784 году он умер в Париже в возрасте 70 лет.

Рубрика: Краткие биографии

Дени Дидро (1713-1784) – французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Иностранный почетный член Петербургской академии наук.

В биографии Дидро есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Дени Дидро.

image

Биография Дидро

Дени Дидро появился на свет 5 октября 1713 года во французском городе Лангр. Он рос и воспитывался в семье метрдотеля Дидье Дидро и его супруги Анжелики Вигнерон. Кроме Дени у его родителей родилось еще 5 детей, двое из которых умерли несовершеннолетними.

Детство и юность

Уже в детстве у Дидро начали проявляться прекрасные способности к изучению разных наук. Родители хотели, чтобы их сын связал свою жизнь с церковью.

Когда Дени было около 13 лет он начал обучаться в католическом лицее, где готовили будущих священнослужителей. Позже он стал студентом иезуитского колледжа в Лангресе, где удостоился степени магистра гуманитарных наук по философии.

После этого Дени Дидро продолжил учебу в коллеже д `Аркур в Парижском университете. В возрасте 22 лет он отказался войти в духовенство, решив получить юридическое образование. Тем не менее, вскоре он потерял интерес к изучения правоведения.

В данный период биографии Дидро захотел стать писателем и переводчиком. Интересен факт, что по причине отказа заняться одной из ученых профессий отец отрекся от него. В 1749 г. Дени окончательно разочаровался в религии.

Возможно это было связано с тем, что его любимая сестра Анжелика, которая стала монахиней, скончалась от переутомления прямо в ходе богослужения в храме.

Книги и театр

В начале 40-х годов Дени Дидро занимался переводами английских произведений на французский язык. В 1746 г. он опубликовал свою первую книгу «Философские мысли». В ней автор рассуждал о примирении разума с чувством.

Дени заключил, что без дисциплины чувство окажется разрушительным, тогда как разум нужен для контроля. Стоит заметить, что он был сторонником деизма – религиозно-философского направления, признающего существование Бога и сотворение им мира, но отрицающего большинство сверхъестественных и мистических явлений, Божественное откровение и религиозный догматизм.

Вследствие этого, в данном труде Дидро приводил множество идей, критикующих атеизм и традиционное христианство. Его религиозные взгляды наилучшим образом прослеживаются в книге «Прогулка скептика» (1747).

image

Данный трактат представляет собой что-то вроде разговора между деистом, атеистом и пантеистом о природе божественности. Каждый из участников диалога приводит свои «за и против», опираясь на те или иные факты. Однако «Прогулка скептика» вышла в печать только в 1830 г.

Власти предупредили Дени Дидро, что если он начнет распространять эту «еретическую» книгу, то они отправят его за решетку, а все рукописи сожгут на костре. В 1749 г. философа все же посадили в тюрьму, однако не за «Прогулку», а за работу «Письмо о слепых для тех, кто может видеть».

Дидро пробыл в одиночной камере около 5 месяцев. В это время биографии он исследовал «Потерянный рай» Джона Мильтона, делая на полях заметки. После выхода на свободу, он вновь занялся писательской деятельностью.

Любопытно, что по своим политическим воззрениям Дени придерживался теории просвещенного абсолютизма. Как и Вольтер, он скептически относился к народной массе, которая по его мнению была не способна решать крупные политические и нравственные проблемы. Наилучшей формой правления он называл монархию. При этом король обязан был обладать всеми научными и философскими знаниями.

В 1750 г. Дидро доверили должность редактора авторитетного французского справочника эпохи Просвещения – «Энциклопедии, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». За 16 лет работы над энциклопедией, он стал автором нескольких сотен экономических, философских, политических и религиозных статей.

Интересен факт, что вместе с Дени над написанием этого труда работали такие известные просветители, как Вольтер, Жан Лерон д’Аламбер, Поль Анри Гольбах, Анн Роберт Жак Тюрго, Жан-Жак Руссо и другие. Под редакцией Дидро были созданы 28 из 35 томов «Энциклопедии».

Сотрудничество с издателем Андре ле Бретоном прекратилось по причине того, что тот без разрешения Дени избавлялся от «опасных» мыслей в статьях. Философ пришел в ярость от действий Бретона, решив оставить этот монументальный труд.

image
Дидро на обеде философов

В последующие годы биографии Дидро начал уделять большое внимание театру. Он стал писать пьесы, в которых часто затрагивал семейные отношения.

К примеру, в пьесе «Внебрачный сын» (1757) автор размышлял над проблемой появления незаконнорожденных детей, а в «Отце семейства» (1758) рассуждал о выборе супруги по велению сердца, а не по настоянию отца.

В ту эпоху театр разделялся на высокий (трагедию) и низший (комедию). Это привело к тому, что он установил новый вид драматического искусства, назвав его – «серьезным жанром». Под таким жанром подразумевалось нечто среднее между трагедией и комедией, что позже начали называть – драмой.

Кроме написания философских сочинений, пьес и книг по искусству, Дени Дидро издал немало художественных произведений. Наибольшую популярность обрели роман «Жак-фаталист и его хозяин», диалог «Племянник Рамо» и повесть «Монахиня».

image
Дени Дидро и Екатерина-II

За годы творческой биографии Дидро стал автором многих афоризмов, среди которых:

  • «Человек перестает мыслить, когда перестает читать».
  • «Не пускайтесь в объяснения, если хотите быть понятыми».
  • «Любовь часто лишает разума того, кто его имеет, и дает тем, у кого его нет».
  • «Где бы ты ни очутился, люди всегда окажутся не глупее тебя».
  • «Жизнь злых людей полна тревог» и т.д.

Биография Дидро тесно связана с Россией, а точнее с Екатериной II. Когда императрица узнала о материальных трудностях француза, она предложила купить его библиотеку и назначить его наблюдателем с годовым окладом в 1000 ливров. Любопытно, что Екатерина выплатила философу аванс за 25 лет службы вперед.

Осенью 1773 г. Дени Дидро прибыл в Россию, где прожил около 5 месяцев. В данный период императрица почти каждый день общалась с французским просветителем.

Они часто обсуждали политические проблемы. Одна из ключевых тем – превращение России в идеальное государство. При этом, женщина относилась к идеям Дидро скептически. В переписке с дипломатом Луи-Филиппом Сегюром она писала, что если Россия будет развиваться по сценарию философа, ее ожидает хаос.

Личная жизнь

В 1743 г. Дени начал ухаживать за девушкой из низшего класса Анной-Антуанеттой Чампион. Желая взять ее в жены, парень попросил благословения у своего отца.

Однако, когда Дидро-старший узнал об этом, он не просто не дал своего согласия на брак, но добился «письма с печатью» – внесудебного ареста сына. Это привело к тому, что молодого человека арестовали и заточили в монастыре.

Через несколько недель Дени удалось бежать из монастыря. В ноябре того же года, влюбленные тайно обвенчались в одном из парижских храмов. Интересен факт, что об этом браке Дидро-старший узнал только через 6 лет.

image

В этом союзе у супругов родилось четверо детей, трое из которых умерли еще в младенчестве. Выжить удалось только Марии-Анжелике, которая позже стала профессиональным музыкантом. Дени Дидро было трудно назвать образцовым семьянином.

Мужчина неоднократно изменял жене с разными женщинами, среди которых писательница Мадлен де Пюизье, дочь французского артиста Жанни-Катрин де Мо и, конечно же, Софи Волан. Подлинное имя Волан – Луиза-Генриетта, тогда как прозвище «Софи» дал ей Дени, который восхищался ее умом и сообразительностью.

Любовники переписывались между собой на протяжении около 30 лет, вплоть до кончины Волан. Благодаря нумерации писем становится ясным, что философ отправил Софи 553 послания, из которых до наших дней сохранились 187. Позже данные письма были выкуплены Екатериной 2, вместе с библиотекой французского философа.

Смерть

Дени Дидро умер 31 июля 1784 года в возрасте 70 лет. Причиной его смерти стала эмфизема – заболевание дыхательных путей. Тело мыслителя было похоронено в храме Святого Роха.

К сожалению, в разгар знаменитой Французской революции 1789 г. все могилы в церкви были разорены. В результате, специалисты до сих пор не знают точного местонахождения останков просветителя.

Фото Дидро

image image image

Если вам понравилась краткая биография Дени Дидро – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку: Top

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий