ЧЕСНОКОВ ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ – Композиторы – Каталог статей – Сайт музыкальных педагогов

Павел Григорьевич Чесноков
Композитор
Дата рождения: 1877
Дата смерти: 1944
Образование: 1895 Синодальное училище; 1917 Московская консерватория по классам композиции и дирижирования
Титулы и регалии: Профессор Московской консерватории

Чесноко́в Па́вел Григо́рьевич (24 (12) октября 1877 — 14 марта 1944) — русский хоровой дирижёр, композитор, церковный регент, профессор Московской консерватории (с 1921 года), автор одного из первых и важнейших трудов по хороведению «Хор и управление им» (1940).

Биография[]

Родился близ г. Воскресенска (ныне г.Истра) Звенигородского уезда Московской губернии в семье сельского регента. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое – Михаил, Павел и Александр).

Чесноков в семилетнем возрасте поступил в Московское Синодальное училище , которое окончил в 1895 г. (17 лет) с золотой медалью. Впоследствии брал уроки композиции у С.И.Танеева, Г.Э.Конюса (1862–1933) и М.М.Ипполитова-Иванова; гораздо позже (в 1917) получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах; в 1895–1904 преподавал в Синодальном училище, в 1901–1904 был помощником регента Синодального хора, в 1916–1917 дирижировал капеллой Русского хорового общества.

С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 – хором церкви Василия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. Всего Чесноковым создано около пятисот хоровых пьес – духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы Ко Пресвятой Богородице, Во дни брани, Ко Господу Богу), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков – один из наиболее видных представителей т.н. «нового направления» в русской духовной музыке. Чесноков сочинял также и экфонетику для чтеца (паремия на утрени Великой субботы — на Иезекииля), для священника (“Милость мира”, ор. 10, № 3) и для диакона: литийная молитва “Спаси, Боже, люди Твоя” для диакона баса соло и смешанного хора (1920), ектении для диакона баса соло и смешанного хора (ор.41).

В лучших сочинениях Чеснокова внутренняя граница, разделяющая светские и церковные жанры, не нарушается, но в любом случае очевидно, что если ориентир Кастальского в “светском поле” — крестьянская песня, эпическая или протяжная, народная подголосочная манера, Гречанинов — народно-песенное творчество в осмыслении русских классиков и современные композиторские искания, то Чеснокова, при всем его несомненном и глубоком знании церковной традиции, — скорее, городской романс, может быть, поздний духовный стих. Для Чеснокова типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях роспевов), а с другой — тяготение к большой эмоциональной открытости, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для духовных сочинений для голоса соло с хором: “Ангел вопияше”, “Блажен муж”, “Да исправится” ).

После революции Чесноков руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра; с 1920 до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. После 1928 вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки. Имя Павла Чеснокова называют рядом с такими знаменитыми именами, как Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Сергей Танеев, Михаил Ипполитов-Иванов.

Согласно распространеной легенде, во время войны Чесноков отказался уехать в эвакуацию, оставшись регентировать в своей церкви. В связи с потерей академической работы лишился продуктовых карточек. Умер на ступенях булочной напротив консерватории от голода. Однако в Собрании духовно-музыкальных сочинений (издание фонда “Молодежь за Россию”). Тетрадь 7-я. М., 1999, с. 3-4. опубликовано свидетельство о смерти Чеснокова и приведены слова его внука, в которых опровергается эта легенда. Как указано в комментариях к сборнику “Николай Семёнович Голованов” (издательство “Живоносный источник”: М., 2004) “13 марта 1944 года Голованов записал в перекидном календаре: “Склифосовского, 5 палата. Чесноков” (страница 252). Так что Павел Григорьевич скончался в больничной палате, а не на улице. Регентование и сочинение духовных произведений Чесноков прекратил в 1928 году по требованию руководства консерватории. Такие же требования были предъявлены Данилину, Никольскому и ещё ряду духовных композиторов и регентов. Так что в 1941 году остаться регентовать в своей церкви он никак не мог.

«Хор и управление им»[]

Большая работа П. Г. Чеснокова «Хор и управление им», впервые опубликованная в 1940 году, может быть отнесена к числу замечательных трудов, приносящих большую пользу большому числу хоровых дирижеров, ищущих новые пути в развитии отечественного хорового искусства. Книга Чеснокова представляет собою своеобразную энциклопедию хоровой работы и бесспорно является одним из важнейших трудов в этой области.

Об интересе к книге говорит и тот факт, что при выходе ее из печати тираж разошелся в несколько часов. Второе издание книги сейчас также является библиографической редкостью, известна и переведена за рубежом.

Предшественницей этой книги была брошюра «Записки регента», опубликованная в 1912 г.

Цитаты[]

Хор — это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы.
Дурное или хорошее отношение регента к певцам и певцов к регенту имеет соответствующее влияние на исполнение. Ведь что такое исполнение? Это — теснейшее духовное общение, полное слияние душ певцов с душой регента. Регент в момент исполнения — солнце, певцы — цветы. Как цветы раскрываются и тянутся к солнцу, впитывая его животворящие лучи, так и певцы в момент исполнения открывают свои души, принимая в них излучение вдохновения регента и вдохновляясь

Приписывается Чеснокову:

Далеко не всякое собрание поющих можно назвать хором

Отзывы[]

Г. Чесноков в большей части своих произведений едва ли удобен для клироса, как по трудности письма, так и по основному характеру этих сочинений. Если же принять во внимание то мастерство, с каким они написаны, то обилие художественных красот, какое они содержат в себе, а также и то, насколько “благодарны” они для хорошего хора и дирижера, то лучшего материала для программ духовных концертов и требовать нельзя А.В. Никольский

См. также[]

В 2019 году исполняется ровно 142 года со дня рождения великого русского композитора, дирижера, теоретика академической литургической музыки – Павла Григорьевича Чеснокова. На протяжении многих лет в храмах, церквях и часовнях по всей России хоры и клиросы исполняют песнопения в его аранжировках. Бесценной является и теоретическое письменное наследие Павла Григорьевича, а именно, – масштабный труд под названием «Хор и управление им», включающий в себя все нюансы, которые нужно знать начинающему дирижеру при работе с академическим церковным хором.

Биография Павла Чеснокова представляет собой причудливое сочетание взлетов и падений, удач и черных полос в жизни, а сам композитор является примером мужества, отваги и беззаветной преданности своей Родине и ее многовековой культуре. Всю свою сознательную творческую жизнь дирижер посвятил изучению русских православных церковных песнопений, сохранению найденного материала, восстановлению различных видов и версий того или иного произведения, а также созданию собственных хоровых и сольных аранжировок, в настоящее время уже ставших классикой в репертуаре любого академического хора, имеющего отношение к исполнению духовных песнопений.

Биография

Павел Чесноков родился 12 октября 1877 года в Звенигородском уезде Московской губернии, в семье потомственного сельского регента. С детства Пашу привлекала профессия отца – Григорий Чесноков дирижировал церковным хором, составлял песенные книги, работал с музыкальными духовными произведениями. Маленький Паша рос в атмосфере церковной музыки и молитв, иногда сам пробуя сочинять распевы или исполнять партии в некоторых духовных песнопениях во время церковной службы.

До семи лет мальчик уже практически знал весь ход богослужения наизусть и имел за плечами большой опыт в пении, что позволило ему поступить в Московское Синодальное училище Церковного пения.

Педагогами, у которых занимался Павел Чесноков, были знаменитые дирижеры В. С. Орлов и С. В. Смоленский, которые сразу заметили уникальный музыкальный слух мальчика, а также врожденный талант к изучению, исполнению и созданию академической церковной музыки.

Обучение

В период своей учебы в Синодальном училище Павел проявил себя как прилежный и старательный ученик. Все свои силы юноша отдавал учебному и творческому процессу, не только изучая теоретические основы церковного пения, но и занимаясь также основами композиции, вокалом, дирижерским искусством и регентским делом. Педагоги отмечали поразительное упорство, с которым юный студент изучал все аспекты выбранной профессии.

Ранние годы

Биография Павла Григорьевича Чеснокова сохранила довольно мало сведений о периоде его жизни после завершения обучения.

В 1895 году юный регент с отличием оканчивает Синодальное училище и получает почетный диплом и золотую медаль первого класса, дающую ему право осуществлять преподавательскую деятельность, а также работать в храмах по всей России.

С невероятным рвением Павел приступает к работе, стараясь совместить деятельность регента, дирижера и преподавателя.

Сразу же после выпуска он устраивается регентом в несколько крупных соборов Москвы, берет часы учителя хорового пения в гимназиях и женских институтах, руководит несколькими хоровыми коллективами, а также находит свободное время для музицирования.

Юному мастеру интересна сама структура духовного песнопения и принципы его построения, поэтому он проводит много времени с профессором Московской консерватории С. И. Танеевым, разбираясь в тонкостях полифонии и экспериментируя с различными приемами извлечения звука в сольных произведениях и работах для хорового исполнения.

Карьера преподавателя

После нескольких лет жизни в таком бешеном темпе Павел Чесноков понимает, что морально готов к большой ответственности, и начинает вести активную преподавательскую деятельность. Первым местом его работы стало родное Московское Синодальное училище, где Чесноков в течение десяти лет преподавал теорию академической музыки, а также основы управления хором. Одновременно с этой серьезной работой Павел Григорьевич берет на себя руководство Синодальным хором, спустя несколько лет соглашаясь занять пост дирижера в Капелле русского хорового общества.

Несмотря на чудовищную загруженность и нехватку времени, на всех своих постах Павел Чесноков выполняет свою работу ответственно. Под его чутким руководством вокальные коллективы становились сильнее, выходили на принципиально другой уровень исполнения. Один из старейших регентов Москвы, Николай Данилов, отмечал, что коллективы, которым посчастливилось работать под началом Павла Григорьевича, были настолько популярны, что многие певчие были готовы еженедельно платить за право работать в их составе.

Вскоре краткая биография Павла Чеснокова была напечатана в журнале «Хоровое и регентское дело», в которой, помимо описания жизни мастера, была дана и прекрасная характеристика композитора как человека и музыканта, глубоко преданного своей вере, Родине и собственному делу.

Творческая деятельность

Период популярности композитора Чеснокова приходится на начало прошлого века. Павла Григорьевича называют «маэстро хорового пения», «признанным автором духовной музыки», однако сам Чесноков видит в этом лишь дополнительный стимул к еще более серьезному графику работы.

Мастер принимает решение предпринять несколько гастрольных поездок по России, чтобы в каждом городе по пути следования не только давать концерты академической музыки и дирижировать церковными хорами, но и стараться дать хотя бы несколько уроков или помочь советом маленьким провинциальным академическим и духовным коллективам.

Попутно дирижер активно участвует и в работе различных регентских симпозиумов и съездов композиторов духовной и классической музыки.

В 1917 году заслуженный дирижер Российской империи, гениальный музыкант и регент поступает в Московскую консерваторию. По заверениям самого композитора, его знания о деле, которому он предан всем сердцем, были несовершенными и нуждались в серьезных дополнениях.

Восполнив пробелы, Чесноков заканчивает консерваторию с почетным дипломом и серебряной медалью, которую ему вручил лично сам М. М. Ипполитов-Иванов, ставший близким другом композитора и поддерживавший его долгие годы.

Трудные годы

1918 год начнет заполнять печальные страницы в биографии Павла Григорьевича Чеснокова. Социалистическая революция сбросила «гнет царизма» и отказалась практически от всех традиций, присущих царской России, с запретом религиозных убеждений, закрытием храмов и роспуском церковных коллективов начала подходить к закату и карьера Чеснокова как композитора.

Сам мастер неразрывно связывал свою жизнь и творческую концепцию с православной верой, и сейчас, лишенный возможности творить и работать в привычном русле, был вынужден изменить свою жизнь, не предав при этом свои принципы.

Первое время дирижер продолжает работать, на свой страх и риск организуя концерты академической музыки и принимая участие в богослужениях, кое-как собирая хоры из оставшихся в Москве певчих, однако со временем все больше и больше близких Павлу Григорьевичу людей переезжали в другие страны, оставляя его один на один со своей нелегкой ношей. В 1919 году брат композитора, Александр Чесноков, эмигрирует в Париж, однако сам дирижер отказывается вместе с ним покидать Родину, оставаясь верным своим религиозным убеждениям и преданным патриотом страны.

Написание книги

В 1920 году давний друг и наставник композитора – М. М. Ипполитов-Иванов – приглашает мастера на должность профессора кафедры хоровой музыки, тем самым спасая Чеснокова от голодной смерти. Павел Григорьевич находит утешение в работе над своей первой и, к сожалению, единственной книгой «Хор и управление им», содержащей огромное количество фундаментальной информации, которая целиком и полностью основана на практическом опыте самого Чеснокова.

Книга вышла с задержкой почти в четыре года – советская власть все еще считала композитора «врагом народа» и «религиозным элементом», поэтому намеренно отсрочивала издание книги.

Помимо преподавания в консерватории, Павел Григорьевич активно работал с группами Большого театра СССР.

Убеждения

Вплоть до самой своей смерти во время Второй мировой войны Павел Чесноков оставался преданным патриотом своей родины и настоящим православным христианином. Главным в этой жизни он считал человеческое достоинство, умение правильно и честно прожить отмеренный судьбой срок, сделав как можно больше добрых дел. В памяти людей, полагал композитор, нужно оставаться добродетельным, или не оставаться вообще.

Смерть

Биография Павла Чеснокова оборвалась весной 1944 года. Композитор скончался в нищете и голоде, в городе, где было введено военное положение. Несмотря на всю тяжесть ситуации, над ним провели чин отпевания, и дирижера похоронили по православному обычаю. Могила Чеснокова находится на Ваганьковском кладбище.

Академические работы

Произведения Павла Григорьевича Чеснокова многие авторитетные критики и ценители академической церковной музыки называют гениальными и ставят в один ряд с работами таких признанных мэтров духовной музыки, как Петр Ильич Чайковский или Сергей Васильевич Рахманинов. За свою творческую жизнь Павел Григорьевич создал около пятисот произведений в жанрах академической и духовной музыки. Несмотря на то что композитор посвятил себя духовной музыке, есть у него и немало работ светского характера. Чесноков был большим любителем и ценителем старинной русской культуры. Поэтому бережно хранил и восстанавливал классические народные романсы, писал собственные аранжировки для народных песен и баллад.

Толкование

Чесноков, Павел Григорьевич
Павел Григорьевич Чесноков
Основная информация
Дата рождения

24 октября 1877(1877-10-24)

Место рождения

Звенигородский уезд, Московской губернии

Дата смерти

14 марта 1944(1944-03-14) (66 лет)

Место смерти

Москва

Страна

 Российская империя  РСФСР  СССР

Профессии

композитор, хоровой дирижер

Па́вел Григо́рьевич Чесноко́в (12 (24) октября 1877 года, Звенигородский уезд, Московской губернии — 14 марта 1944 года) — русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций.

Биография

Родился близ города Воскресенска (ныне Истра) в семье сельского регента. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое — Михаил, Павел и Александр).

В 1895 году Чесноков с отличием окончил Синодальное училище. Впоследствии брал уроки композиции у С. И. Танеева, Г. Э. Конюса и М. М. Ипполитова-Иванова. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах: в 1895—1904 годах преподавал в Синодальном училище, а в 1901—1904 годах был помощником регента Синодального хора. В 1916—1917 годах дирижировал капеллой Русского хорового общества (на Кузнецком Мосту в доме Торлецкого — Захарьина).

В 1917 году Чесноков получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования.

С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 год — хором церкви Василия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.

После революции Павел Григорьевич руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра. С 1920 года до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. После 1928 года вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки. В 1940 году опубликовал монументальный труд по хороведению «Хор и управление им».

Умер Чесноков в Москве 14 марта 1944 года, похоронен на Ваганьковском кладбище (координаты захоронения: 55°45′58.28″ с. ш., 37°33′2.23″ в. д.).

Музыкальные произведения

Всего композитором создано около пятисот хоровых пьес: духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятей Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков — один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой — тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором).

Литература

Полезное

Смотреть что такое “Чесноков, Павел Григорьевич” в других словарях:

  • ЧЕСНОКОВ Павел Григорьевич — (1877 1944) российский хоровой дирижер. В 1895 1916 преподаватель Синодального училища (Народная хоровая академия), в 1917 22 главный дирижер Московского государственного хора, в 1922 28 руководитель Московской капеллы. Автор первого русского… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Чесноков Павел Григорьевич — [12(24).10.1877, близ Воскресенска, ныне Московская область, ‒ 14.3.1944, Москва], советский хоровой дирижёр, педагог и композитор. Окончил в 1895 Синодальное училище как хоровой дирижёр, в 1917‒ Московскую консерваторию по классу композиции у С …   Большая советская энциклопедия

  • Чесноков, Павел Григорьевич — ЧЕСНОКОВ Павел Григорьевич (1877 1944), хоровой дирижер, композитор и педагог. Руководитель многих хоров (церковных и светских). Один из крупнейших представителей русской хоровой культуры. Около 500 сочинений для хора; первый в России капитальный …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Чесноков Павел Григорьевич — (1877 1944), хоровой дирижёр, регент, композитор. В 1895 1916 преподаватель Синодального училища (Народная хоровая академия), в 1917 22 главный дирижёр Московского государственного хора, в 1922 28 руководитель Московской капеллы. Автор первого… …   Энциклопедический словарь

  • Чесноков Павел Григорьевич — (1877, близ г. Воскресенска Московской губернии, ныне г. Истра,  1944, Москва), композитор, хоровой дирижёр, регент. Из семьи священнослужителя. В 1895 окончил Синодальное училище церковного пения; в 1895 99 брал уроки композиции у С.И. Танеева,… …   Москва (энциклопедия)

  • Чесноков, Павел Григорьевич — Род. 1877, ум. 1944. Хоровой дирижер. Был главным дирижером Московского государственного хора (1917 22), руководил Московской капеллой (1922 28). Автор музыкальных произведений для хора. С 1921 г. профессор Московской консерватории …   Большая биографическая энциклопедия

  • Чесноков Павел Григорьевич — (24 (12) октября 1877 14 марта 1944) русский хоровой дирижер, композитор, церковный регент, профессор Московской консерватории (с 1921 года). Родился 24 (12 по старому стилю) октября 1877 года близ города Вознесенска Звенигородского уезда… …   Википедия

  • Чесноков, Павел — Григорьевич русский хоровой дирижер, композитор, церковный регент, профессор Московской консерватории Чесноков, Павел Васильевич художник, геральдист …   Википедия

  • Павел Чесноков — Чесноков, Павел Григорьевич русский хоровой дирижер, композитор, церковный регент, профессор Московской консерватории Чесноков, Павел Васильевич художник, геральдист …   Википедия

  • ЧЕСНОКОВ — Павел Григорьевич (1877 1944), хоровой дирижер, композитор и педагог. Руководитель многих хоров (церковных и светских). Один из крупнейших представителей русской хоровой культуры. Около 500 сочинений для хора; первый в России капитальный труд по… …   Современная энциклопедия

рис. Анастасии Аршавской, 1 курс

Доклад студентки 3 курса колледжа “Добрая школа на Сольбе” Александры Баскаковой

Он родился 24 октября 1877 года близ г. Воскресенска (ныне г. Истра) Звенигородского уезда Московской губернии в семье сельского регента. Господь наградил мальчика звонким голосом и музыкальным слухом, благодаря чему его певческое «послушание» под руководством отца началось с самого раннего возраста. В 7 лет Павел поступил в Московское Синодальное училище церковного пения, где его учили великие хоровые дирижеры В.С. Орлов и С.В. Смоленский. Он закончил его с золотой медалью. Около десяти лет преподавал там хоровое дирижирование и одновременно был помощником регента Синодального хора. B 1903 году стал регентом при церкви Святой Троицы на Покровке («на Грязях»), хор под его руководством стал одним из лучших в Москве, несмотря на свой любительский статус.

С начала 1900-х годов он становится признанным автором духовной музыки. Вскоре получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Павел Григорьевич часто ездил с гастрольными поездками по стране, выступал на концертах как дирижер, принимал участие в работе различных регентских курсов и съездов. Один из них – летний регентский курс Смоленского в Петербурге у П.А. Петрова (Бояринова). Каждый год, в конце курсов хор регентов, под управлением Чеснокова, пел в церкви Спаса на Крови литургию, где звучали произведения как самого Павла Григорьевича (херувимские «Старосимоновская», «На радуйся»), так и других авторов: Чайковского, Гречанинова, Кастальского, Шведова.

Чесноков-регент активно проявлял себя на общественном поприще, участвуя в работе всех (кроме 2-го) регентских съездов, которые играли значительную роль в повышении социального статуса и улучшении материального положения российских регентов. Он усердно следил, чтобы каждый съезд действительно приносил конкретные результаты в решении регентских проблем.

В 1913 году, возрасте 36 лет, являяcь известнейшим регентом и автором духовных сочинений, П.Г. Чесноков поступает в Московскую консерваторию, куда его пригласил композитор М.М. Ипполитов-Иванов. Там он занимается композицией и дирижированием с С.И. Василенко. Параллельно Павел Григорьевич возглавляет несколько любительских и профессиональных коллективов, работает главным хормейстером Большого театра СССР, руководит хоровой капеллой Московской филармонии. В эти годы маэстро трудится над книгой «Хор и управление им» – важнейшим теоретическим сочинением своей жизни. Книгу долго не издавали, лишь в 1940 году его труд увидел свет. Сборник сразу стал библиографической редкостью: при выходе из печати весь тираж разошелся в считанные часы.

Скончался Чесноков в Москве 14 марта 1944 года от инфаркта миокарда, на улице Герценa (недалеко от консерватории). По распространенной версии он упал, стоя в очереди за хлебом, а причиной инфаркта стало общее истощение организма. Похоронен на Ваганьковском кладбище. С начала 2000-х годов делались попытки получить официальное разрешение на установку памятника на могиле композитора, но ни одна из них успехом не увенчалась.

Творчество великого композитора оставило большой след в церковной и светской музыке. Основным направлением П.Г. Чеснокова была духовная музыка, он написал свыше 400 духовных хоров разных жанров («Литургия», «Всенощная», концерты с соло сопрано, альта, тенора, баса, баса-октавы; переложения древнерусских распевов, переложения для мужского хора и др.). Эти сочинения были очень популярны.  Многие духовные сочинения Чеснокова стали очень популярны. Его хоры отличаются широтой диапазона, использованием низких басов (октавистов), применением единого ритма, которые доступны, как правило, только высококвалифицированным коллективам. К сожалению, его произведения стали исполняться лишь в постсоветское время. Композитор передает в них созерцательное восприятие природы, именно таковы «Теплится зорька», «Август», «Ночь», «Зимой», «Альпы». Даже в «Дубинушке». Музыка Чеснокова смягчает социально заостренный текст Л. Н. Трефолева, сделав ряд сложных концертных обработок русских народных песен («Эй, ухнем», «Во поле березонька стояла», «Ах ты, береза»), нередко вводя в них солистов («Ах вы, сени», «Канава», «Ходила младешенька», «Лучинушка и дубинушка»). Некоторые его авторские хоры написаны в народном духе, таковы «Лес» на слова А. В. Кольцова, «За рекою за быстрой» и «Не цветочек в поле вянет» на слова А. Н. Островского; в «Дубинушке» используется в виде фона подлинная народная песня. В общей сложности Чесноков написал свыше 60 светских смешанных хоров a cappella, а также (в связи с педагогической работой в женских пансионах) – более 20 женских хоров с развернутым сопровождением фортепиано («Зеленый шум», «Листья», «Несжатая полоса», «Крестьянская пирушка»). Несколько мужских хоров Чеснокова – переложение тех же произведений для смешанного состава.

Александра Баскакова, 3 курс колледжа «Добрая школа на Сольбе»

послушать послушать послушать imageРодился 24 октября 1877 г. в семье регента близ Воскресенска, ныне московской области. Советский хоровой дирижер, педагог и композитор. Окончил в 1895 г. Синодальное училище как хоровой дирижер, в 1917 г. – Московскую консерваторию по классу композиции у С.Н.Василенко (ранее брал уроки у С.И.Танеева и М.М.Ипполитова-Иванова. Преподавал в Синодальном училище (Хоровая академия), в 1920 -44 гг. в Московской консерватории (с 1921 г. – профессор), где вел класс хорового дирижирования, разработал курсы хороведения и методики работы с хором. Был главным дирижером Московского государственного хора(1917 – 22), возглавлял Московскую академическую капеллу (1922 – 28), был хормейстером Большого театра. Чесноков – один из крупнейших мастеров русской хоровой культуры, способствовавший своей разносторонней музыкальной деятельностью поднятию ее на высокий уровень, его книга “Хор и управление им” (1940; 3-е изд. – 1961 г.) – первый в советской и мировой литературе по хороведению обстоятельный и глубокий труд, где разработаны теоретические проблемы хорового искусства. автор многих музыкальных произведений – песен, романсов, хоров и проч. Чесноков написал свыше 500 хоровых сочинений, в том числе очень много церковных. До 1917 г. напечатал свыше 50 опусов церковных произведений. В хоровом письме отразил весь богатый опыт Синодального хора, воспитавшего его. Умер Чесноков в 1944 г.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий