Чем известен Владимир Шухов, чьим именем назван белгородский аэропорт?

Category:
  • 0″ ng-click=”catSuggester.reacceptAll()”> Cancel

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ ШУХОВ, пожалуй, первый по заслугам и изобретениям архитектор и инженер-изобретатель Российской империи и молодой Советской республики. В мировой истории инженерного дела вряд ли найдется личность более талантливая и многогранная, ученый, внесший неоспоримый вклад в развитие нефтегазовой отрасли, архитектуры и строительства. Владимир Григорьевич Шухов, которого еще при жизни его коллеги называли «первым инженером России» во многом опередил свое время — его изобретения способствовали развитию экономики страны и определили будущее нефтегазовой промышленности. Конструктор, чьи работы отличаются одновременно оригинальностью, простотой и изяществом, находят широкое применение и по сей день.

image Герб Грайворона утверждённый в 1841 г. Согласно поверьям русичей птица ворон олицетворяет мудрость. image Панорама дореволюционного Грайворона

Слобода Грайвороны была основана стрельцами близ устья реки Грайворонки, при впадении её в реку Ворсклу. На самом деле слобода получила своё название от красивого урочища Грайвороны, в котором традиционно собиралось много птиц, а прежде всего ворон.

Годом её основания считается 1678 год, когда митрополит Мисаил по челобитной получил от царя Фёдора Алексеевича земли по берегам реки Грайворонки. Основное заселение края произошло во второй половине XVII века, и связано это было с возведением сплошной укреплённой линии вдоль южной границы Московского государства для защиты от набегов степняков – Белгородской засечной черты.

На сторожевой границе Московского государства, XVI век. Художник С.В. Иванов 1907г. Собор Успения Пресвятой Богородицы во всей своей красе. Построен на месте деревянной церкви, упоминаемой в 1681 году. Снимок сделан в 1884 году сразу после окончания строительства. Собор закрыт в 1928 году, частично разрушен во время Великой Отечественной войны, окончательно снесен в 1950-е годы.

Шуховы жили в доме, расположенном на Подольской №18. По воспоминаниям старожилов, дом был двухэтажный. Верхний этаж – деревянный, нижний – кирпичный. К сожалению, грайворонский дом Шуховых не сохранился, он погиб во время Великой Отечественной войны. Сейчас на месте дома Шуховых располагается средняя школа им. В.Г.Шухова. Можно предположить, что мой прадед Захар запросто мог играть в грайворонском дворе с Володей Шуховым.

Вера Капитоновна, привыкшая к более роскошным условиям жизни, была недовольна положением мужа, и, видимо, активно стимулировала его к карьерному росту.

Григорий Петрович Шухов, 1890 г.Фото В.Г.Шухова Володя Шухов

В 1860 году Григорий Петрович вместе с детьми побывал в гостях у академика, члена-корреспондента Петербургской академии наук Карла Христофоровича Кнорре в городе Николаеве. Карл Кнорре был астрономом Николаевской морской обсерватории, и, конечно же, Володя ее посетил. Увиденное произвело на мальчика сильнейшее впечатление, и стало еще одним стимулом к увлечению естественными науками.

В 1863 году поступил в пятую классическую гимназию СПБ Студент Императорского Московского технического училища Обложка книги Менделеева с форсункой Шухова

Первым зарегистрированным изобретением Владимира Шухова стала паровая форсунка, которую впоследствии использовала при производстве паровых котлов «Контора инженера Бари». Этот механизм также украсил обложку книги Д.И. Менделеева «Основы фабрично-заводской промышленности». Это изобретение Шухов сделал в последний год обучения в училище.

С сёстрами Шухов на всемирной выставке в Филадельфии 1896 г.

Вернувшись из США, Шухов поступил на службу в Управление Варшавско-Венской железной дороги на должность начальника чертежного бюро. Первым его заданием на новом месте было проектирование паровозного депо.

В скором времени врачи диагностировали у Шухова начальную стадию туберкулеза, и посоветовали переехать из Петербурга в место с более теплым климатом.

В.Шухов и А.Бари 1880-е г.г. Резервуар для хранения нефти системы Шухова

В 1880 году в Москве открылась «Техническая контора инженера А.В. Бари» (позднее – «Строительная контора инженера А.В. Бари»), где Шухов проработал главным конструктором и главным инженером до 1915 года.

Инженерный коллектив под руководством В.Г.Шухова. работавший в фирме А.в.Бари Шухов – разработчик и руководитель строительства нефтеперерабатывающего завода с первыми российскими установками крекинга нефти. Он же и правообладатель патента на “водотрубные котлы системы В.Г.Шухова”. Велосипедисты на Девичьем Поле 1913 г., крайний слева – Шухов

Он играл в теннис, бегал на лыжах и коньках и босым ходил по колкой стерне — тренировал волю. О том, что Шухов — заядлый гонщик-велосипедист, выигравший немало состязаний, Балансируя над огромным двухметровым колесом (в то время такие велосипеды остались только в цирках), он мчался по ухабистой грунтовке к финишной ленте, не боясь упасть и переломать себе кости. Инженер Шухов был очень, очень хорош —во всех отношениях

Владимир Григорьевич всегда нравился женщинам. Он был талантлив и хорош собой. Неудивительно, что в начале 1890-х годов в него была влюблена прославленная актриса О.Л. Книппер, позднее ставшая женой А.П. Чехова. Но Шухов не принял ухаживаний Ольги Леонардовны.

Рассказывая о Шухове, то и дело приходится употреблять слово «впервые» и «первым», хотя, это вполне естественно, ведь речь идет о талантливом изобретателе. Даже если бы за всю свою жизнь Шухов изобрел только один пункт из списка своих работ – он уже был бы знаменитым – настолько значимыми являются его работы.

В 1880 году Шухов изобрел паровую форсунку для сжигания мазута

Вскоре Владимир повстречал свою будущую жену — дочь железнодорожного врача Аню Мединцеву, происходившую из старинного рода Ахматовых. Ему пришлось довольно долго добиваться расположения 18-летней зеленоглазой красавицы. В 1894 году состоялась свадьба. Анна Николаевна родила ему пятерых детей — Ксению, Сергея, Флавия, Владимира и Веру.

Владимир Григорьевич и Анна Николаевна Шухова(Мединцева), супруга

Остановимся на семье великого архитектора и изобретателя. Будущая жена Анна Николаевна прожила с Шуховым невенчанной пять лет, до тех пор пока мать Владимира не сменила гнев на милость, решив, что провинциальная бесприданница-простушка все-таки может составить пару ее дорогому сыну.

Шухов познакомился с восемнадцатилетней Анной Мединцевой дочерью железнодорожного врача в Воронеже: она выросла в небогатой дворянской семье, принадлежавшей к старинному роду Ахматовых, в которой кроме нее было еще шестеро детей.

Семейство Шуховых. Вера Капитоновна с внучкой на руках.

Владимир Григорьевич получал сто сорок пять тысяч рублей в год. У семейства Шуховых появился собственный особняк в Скатертном переулке, позже они переехали на угол Смоленского бульвара и Первого Неопалимовского переулка, в большой барский дом с тенистым садом.

Анна Николаевна вела хозяйство, принимала гостей, а ее муж строго по часам вставал, работал, ложился спать, никому не позволял прикоснуться к своим бумагам.

Дочь Вера на качелях, Смоленский бульваре 1904 г. Фото Шухова Жена Анна Николаевна на качелях. фото Шухова

Эти слова не были преувеличением. Фотографии Владимир Григорьевич отдал почти полвека – с середины 1880-х и до 1930-х годов – и оставил после себя для того времени колоссальную коллекцию, насчитывающую свыше полутора тысяч снимков, на которых он запечатлел виды Москвы, Крыма, Кавказа, происходившие на его глазах исторические события и природные катаклизмы, лица родных и друзей, стадии строительства своих инженерных творений.

Гостиная дома В.Г.Шухова в Скатертном переулке. 1901 У рояля – Анна Николаевна с дочерьми Ксенией и Верой. На переднем плане – сыновья Сергей и Фавий. фото Шухова Сыновья Сергей и Фавий осваивают езду на велосипеде

Шухов был весёлым, азартным человеком. Любил оперу, театр, шахматы, увлекался велоспортом. Очевидцы рассказывали, что однажды Бари попал в Александровский манеж, где проходили велогонки. Болельщики неистовствовали. «Наддай, рыжий, наддай!» — кричали они лидеру. Рыжий «наддал», победно вскинул руки на финише, обернулся, и Бари оторопел, узнав в победителе главного инженера своей фирмы. Виктор Григорьевич много свободного времени уделял воспитанию детей. В их образовании принимал непосредственное и деятельное участие. Для сохранения осанки Виктор Григорьевич практиковал чтение и приготовление уроков мальчиками лёжа на паркете. Мальчики выросли высокими , стройными, с прямыми как струнка спинами.

Начинал Шухов с небольших нефтеналивных судов длиной 70 м. Однако уже к концу века размеры шуховских танкеров выросли до 150-170 м, а грузоподъемность — до 1600 т. По мореходным и прочностным параметрам они превосходили аналогичные американские и немецкие суда.

Кстати, первыми, кто украл патент Шухова на нефтеперегонную установку были американцы. Ведь эта установка открывала новую эру в переработке нефти и получения из нее бензина и всех остальных составляющих. Американскими «изобретателями» такой установки называли себя некие Бартон, Даббс, Кларк, Холл, Ритман, Эбил, Грей, Гринстит, Макком, Айсом. О патентах Шухова Америка «не вспоминала». Вот так цивилизованные страны поступают с русскими изобретателями, когда им очень нужно. Но все-таки потрясли Шухова в этом смысле американцы. И не какие-то заокеанские прохиндеи, а вполне солидные богатейшие люди…

***

Источник. НАВЕРХ . 25 мая 2017

ПРЯДУНОВ Федор Савельевич (1694 — 1753)

25 мая 2017

СОБОЛЕВСКИЙ Петр Григорьевич (1781 —…

25 мая 2017

ВОСКОБОЙНИКОВ Николай Иванович (1801…

25 мая 2017

ШУХОВ Владимир Григорьевич (1853 — 1939)

25 мая 2017

ИВАНИЦКИЙ Александр Борисович (1811…

25 мая 2017

РАГОЗИН Виктор Иванович (1833–1901)

25 мая 2017

ЗГЛЕНИЦИЙ Витольд (Леонид Константинович)…

25 мая 2017

КАПЕЛЮШНИКОВ Матвей Алкунович (1886…

25 мая 2017

БУЛГАКОВ Антон Викторович (1879 — 1972)

25 мая 2017

АККЕРМАН Илларион Николаевич (1888 —…

25 мая 2017

ЗВЯГИН Павел Захарович (1903 — 1968)

25 мая 2017

ВЕЗИРОВ Сулейман Азадович (1910 — 1973)

25 мая 2017

ОРУДЖЕВ Сабит Атаевич (1912 — 1981)

25 мая 2017

ЧЕРНИКИН Вадим Иванович (1912 — 1965)

25 мая 2017

ГРИГОРЯН Александр Михайлович (1914…

25 мая 2017

ШУМИЛОВ Петр Павлович (1901 — 1942)

25 мая 2017

КУДАСЕВИЧ Мечислав Станиславович (1919…

25 мая 2017

БАЙБАКОВ Николай Константинович (1911…

25 мая 2017

ГАЛИУЛЛИН Загидулла Талипович (1929)

25 мая 2017

БОВАНЕНКО Вадим Дмитриевич (1930 — 1968)

25 мая 2017

БОРОДАВКИН Петр Петрович (1930)

Файл:Vladimir Grigorievich Shukhov great Engineer 1890.jpg
Владимир Григорьевич Шухов

Влади́мир Григо́рьевич Шу́хов (16 (28) августа 1853 — 2 февраля 1939) — выдающийся русский инженер, изобретатель, учёный; почётный член Академии наук СССР (1929).

Разработал и построил первые нефтепроводы[1] в России и создал методологию их расчёта и конструирования.

В. Г. Шухов изобретатель первой в мире промышленной установки крекинга нефти, трубчатых паровых котлов, эрлифта, форсунки для сжигания мазута, первых в мире конструкций в форме гиперболоида[2], стальных сетчатых оболочек покрытий зданий, висячих стальных сетчатых перекрытий и дугих строительных конструкций и архитектурных форм.

В 1876 году окончил с отличием Императорское Московское техническое училище (ныне МГТУ имени Н. Э. Баумана) и прошёл годичную стажировку в США.

Основные сферы деятельности В. Г. Шухова

Член ВЦИК. Ленинская премия (1929). Герой Социалистического Труда (1932).

Файл:Shukhov tower by Sergei Arsenyev.jpg
Шуховская башня на Шаболовке в Москве
  • Изобретение, создание и развитие оборудования и технологий нефтяной отрасли.
  • Теоретическая и практическая разработка основ нефтяной гидравлики и строительства магистральных трубопроводных систем.
  • Изобретение и создание стальных строительных конструкций: гиперболоидных башен, перекрытий, мостов.
  • Развитие методов проектирования стальных конструкций и строительной механики.
  • Изобретение и создание трубчатых паровых котлов.
  • Проектирование крупных систем водоснабжения городов.
  • Изобретение и создание морских мин и платформ тяжёлых артиллерийских систем, батопортов.

Развитие нефтяной отрасли и тепловых машин

Владимир Григорьевич Шухов автор проекта и главный инженер строительства первого в России нефтепровода Балаханы — Чёрный Город (Баку) длиной около 11 км (1878). Проектировал и затем руководил работами по постройке в России нефтепроводов фирм «Бр. Нобель», «Лианозов и К°» и первого в мире мазутопровода с подогревом. Работая на нефтяных промыслах в Баку, В. Г. Шухов разработал основы подъёма и перекачки нефтепродуктов, предложил метод подъема нефти с помощью сжатого воздуха — эрлифт, разработал методику расчёта и технологию строительства цилиндрических стальных нефтехранилищ, изобрёл форсунку для сжигания мазута (мазут ранее не использовался). В статье «Нефтепроводы» (1884) и в книге «Трубопроводы и их применение в нефтяной промышленности» (1894) В. Г. Шухов привёл точные математические формулы для описания процессов протекания по трубопроводам нефти, мазута, создав классическую теорию нефтепроводов. В. Г. Шухов автор и главный инженер проектов первых российских магистральных нефтепроводов: Баку — Батуми (883 км, 1907), Грозный — Туапсе (618 км, 1935).

В 1896 году Шухов изобрел новый водотрубный паровой котел в горизонтальном и вертикальном исполнении (патенты Российской империи № 15 434 и № 15 435 от 27 июня 1896 года). В 1900 году его паровые котлы были отмечены высокой наградой — на Всемирной выставке в Париже Шухов получил золотую медаль. По патентам Шухова до и после революции были произведены тысячи паровых котлов.

Шухов примерно с 1885 г. начал строить первые русские танкеры. Монтаж осуществлялся точно запланированными этапами с использованием стандартизированных секций на верфях в Царицыне (Волгоград) и Саратове.

В. Г. Шухов и его помощник С. П. Гаврилов изобрели промышленный процесс получения автомобильного бензина — первую в мире промышленную установку термического крекинга нефти (патент Российской империи № 12926[3] от 27 ноября 1891 года). Через тридцать лет в 1923 году в Москву прибыла делегация компании «Синклер Ойл»[4], чтобы получить информацию о крекинге нефти, изобретенном Шуховым. Ученый, сравнив свой патент 1891 с американскими патентами 1912—1916 годов, доказал, что все эти американские крекинг-установки повторяют его патент и не являются оригинальными. Международный патентный суд в Гааге в 1923 году признал В. Г. Шухова и С. П. Гаврилова единственными изобретателями термического крекинг-процесса. В 1934 по проекту и при техническом руководстве В. Г. Шухова был построен нефтеперерабатывающий завод «Советский крекинг» в Баку, где впервые в России был использован шуховский патет на крекинг-процесс при создании установок для получения бензина.

Создание строительных и инженерных конструкций

Файл:First Hyperboloid Tower by Vladimir Shukhov 1896.jpg
Первая в мире гиперболоидная башня Шухова, Нижний Новгород, фотография А. О. Карелина, весна 1896 года.

В 1886—1889 годах Шухов вместе со своими сотрудниками составил проект новой системы водоснабжения Москвы. По проектам В. Г. Шухова было сооружено около 500 стальных мостов.

В. Г. Шухов является изобретателем первых в мире гиперболоидных конструкций[5] и металлических сетчатых оболочек строительных конструкций (патенты Российской Империи № 1894, № 1895, № 1896; от 12 марта 1899 года, заявленные В. Г. Шуховым 27.03.1895 −11.01.1896). Для Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде В. Г. Шухов построил восемь гигантских павильонов с перекрытиями в виде висячих и сводообразных стальных сетчатых оболочек общей площадью 25070 квадратных метров и первую в мире гиперболоидную башню удивительной красоты (перенесена в Полибино Липецкой области, сохранилась до настоящего времени). Оболочка гиперболоида вращения явилась совершенно новой, никогда раньше не применявшейся в строительстве формой. После Нижегородской выставки 1896 года В. Г. Шухов разработал многочисленные конструкции разнообразных сетчатых стальных оболочек и использовал их в сотнях сооружений: перекрытиях общественных зданий и промышленных объектов, водонапорных башнях, морских маяках, мачтах военных кораблей и опорах линий электропередач. 70-метровый Аджигольский сетчатый стальной маяк под Херсоном – самая высокая односекционная гиперболоидная конструкция В. Г. Шухова. Радиобашня на Шаболовке в Москве стала самой высокой из многосекционных шуховских башен (160 метров).

Файл:Oval pavilion by Vladimir Shukhov 1896.jpg
Стоительство овального павильона с сетчатым стальным висячим покрытием для Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде

«Конструкции Шухова завершают усилия инженеров XIX столетия в создании оригинальной металлической конструкции и одновременно указывают путь далеко в XX век. Они знаменуют собой значительный прогресс: опирающаяся на основные и вспомогательные элементы стержневая решетка традиционных для того времени пространственных ферм была заменена сетью равноценных конструктивных элементов» (Schadlich Ch., Das Eisen in der Architektur des 19.Jhdt., Habilitationsschrift, Weimar, 1967, S.104).

Шухов изобрёл также арочные конструкции покрытий с тросовыми затяжками. До нашего времени сохранились арочные: стеклянные своды[6] покрытий В. Г. Шухова над крупнейшими московскими магазинами: Верхними торговыми рядами[7] (ГУМ) и Фирсановским (Петровским) пассажем.

В 1897 году Шухов построил для металлургического завода в Выксе цех с уникальными пространственно изогнутыми сетчатыми парусообразными стальными оболочками перекрытий двоякой кривизны. Этот цех сохранился на Выксунском металлургическом заводе до наших дней. Его перекрытия напоминают современные сетчатые оболочки Норманна Фостера, Фрая Отто[8] и Френка Гери[9].

Файл:Pushinsmuseum1912.jpg
Пушкинский музей, 1912

В. Г. Шухов изобрел новые конструкции пространственных плоских ферм и использовал их при проектировании покрытий Музея изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина), Московского главного почтамта, Бахметьевского гаража и других многочисленных построек. В 1912—1917 г.г. В. Г. Шуховым спроектировал перекрытия залов и дебаркадер[10] Киевского вокзала (бывшего Брянского)[11] в Москве и руководил его возведением (ширина пролета — 48 м, высота — 30 м, длина — 230 м).

Работая над созданием несущих конструкций, Шухов вносил существенный вклад в окончательный проект зданий и невольно выступал в роли архитектора. В архитектурном облике павильонов Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года, ГУМа и Киевского вокзала авторство Шухова определило наиболее впечатляющие черты сооружений.

Во время первой мировой войны В. Г. Шухов изобрёл несколько конструкций морских мин и платформ тяжёлых артиллерийских систем, проектировал батопорты морских доков.

Файл:Oka Towers photo by Igor Kazus.jpg
Гиперболоидные сетки шуховских башен на Оке, вид снизу, 1989 год

Сооружение в 1919—1922 г.г. башни для радиостанции на Шаболовке в Москве явилось самой известной работой В. Г. Шухова. Башня представляет собой телескопическую конструкцию высотой 160 метров, состоящую из шести сетчатых гиперболоидных стальных секций. Эта конструкция признана международными экспертами одним из высших достижений строительного искусства и отнесена к объектам мирового культурного наследия.

В 1927—1929 гг. В. Г. Шухов, принимая участие в реализации плана ГОЭЛРО, превзошел эту башенную конструкцию, построив три пары сетчатых многоярусных гиперболоидных опор перехода через реку Оку ЛЭП НиГРЭС Нижним Новгородом.

Последним крупным достижением В. Г. Шухова в области строительной техники стало выпрямление, накренившегося во время землетрясения, минарета древнего медресе Улугбека в Самарканде.

Названы в честь Шухова и носят его имя

Файл:Double curvature steel lattice Shell by Shukhov in Vyksa 1897 shell.jpg
Строительство первой в мире оболочки-перекрытия конструкции В. Г. Шухова на Выксунском металлургическом заводе, Выкса, 1897
  • Улица в Москве
  • Улица в Петрапавловске, Казахстан
  • Парк в городе Грайворон
  • Школа в городе Грайворон
  • Белгородский государственный технологический университет
  • Золотая медаль, присуждаемая за высшие инженерные достижения.
  • Гиперболоидные сетчатые башни, построенные по проектам или патенту В. Г. Шухова в России и за рубежом.

Публикации

Файл:Shukhov Tower near Nizhniy Novgorod photo by Tankist.jpg
Шуховская башня на Оке — бывшая опора ЛЭП НиГРЭС в пригороде Нижнего Новгорода, 2006
  • Шухов В. Г., Механические сооружения нефтяной промышленности, «Инженер», том 3, кн. 13, № 1, стр. 500—507, кн. 14, № 1, стр. 525—533, Москва, 1883.
  • Шухов В. Г., Нефтепроводы, «Вестник промышленности», № 7, стр. 69 — 86, Москва, 1884.
  • Шухов В. Г., Насосы прямого действия и их компенсация, , 32 стр., «Бюл. Политехнического общества», № 8, приложение, Москва, 1893—1894.
  • Шухов В. Г., Трубопроводы и их применение к нефтяной промышленности, , 37 стр., Изд. Политехнического общества, Москва, 1895.
  • Шухов В. Г., Насосы прямого действия. Теоретические и практические данные для их расчета. 2-е изд. с дополнениями, , 51 стр., Изд. Политехнического общества, Москва, 1897.
  • Шухов В. Г., Стропила. Изыскание рациональных типов прямолинейных стропильных ферм и теория арочных ферм, 120 стр., Изд. Политехнического общества, Москва, 1897.
  • Шухов В. Г., Боевая мощь русского и японского флота во время войны 1904—1905 гг., в кн.: Худяков П. К. «Путь к Цусиме», стр. 30 — 39, Москва, 1907.
  • Шухов В. Г., Заметка о патентах по перегонке и разложению нефти при повышенном давлении, «Нефтяное и сланцевое хозяйство», № 10, стр. 481—482, Москва, 1923.
  • Шухов В. Г., Заметка о нефтепроводах, «Нефтяное и сланцевое хозяйство», том 6, № 2, стр. 308—313, Москва, 1924.
  • Шухов В. Г., Избранные труды, том 1, «Строительная механика», 192 стр., под ред. А. Ю. Ишлинского, Академия наук СССР, Москва, 1977.
  • Шухов В. Г., Избранные труды, том 2, «Гидротехника», 222 стр., под ред. А. Е. Шейндлина, Академия наук СССР, Москва, 1981.
  • Шухов В. Г., Избранные труды, том 3, «Нефтепереработка. Теплотехника», 102 стр., под ред. А. Е. Шейндлина, Академия наук СССР, Москва, 1982.

Литература

  • «The Nijni-Novgorod exhibition: Water tower, room under construction, springing of 91 feet span», «The Engineer», № 19.3.1897, P.292-294, London, 1897.
  • Страница 1

    – энциклопедическая статья

  • Разное – на страницах

    : 2 , 3 , 4 , 5

  • Прошу вносить вашу информацию в «Владимир Шухов 1», чтобы сохранить ее

13:33 02.12.2008 (обновлено: 13:36 02.12.2008) © all-photo.ru Читать ria.ru в

Памятник Владимиру Шухову – выдающемуся российскому ученому и изобретателю, автору старейшей в Москве телебашни – откроют на Тургеневской площади в центре российской столицы во вторник, сообщила РИА Новости сотрудница пресс-службы префектуры Центрального административного округа столицы.

Владимир Григорьевич Шухов родился 16 (по новому стилю – 28) августа 1853 года в небольшом провинциальном городе Грайвороне, тогда Белгородского уезда Курской губернии.

В 1864 году Шухов поступил в Петербургскую гимназию. В 1871 году с отличием окончил гимназию и по совету отца поступил в Московское императорское техническое училище (МИТУ), ныне МВТУ имени Н.Э.Баумана.

В 1876 году он с отличием и золотой медалью окончил училище. В знак признания его выдающихся способностей Шухов был освобожден от защиты дипломного проекта.

В порядке поощрения Шухова в составе научной делегации командировали от училища для ознакомления с достижениями промышленности в Америку, на Всемирную выставку, проводимую в честь празднования столетия независимости Соединенных Штатов. Вернувшись из Америки в 1877 году, Шухов поступил на работу в чертежное бюро Управления Варшавско‑Венской железной дороги в Петербурге и поступил вольнослушателем в Военно‑медицинскую академию.

С 1878 года был главным инженером технической строительной конторы в Москве.

В 1880 году Шухов работал в Москве главным конструктором и главным инженером в «Строительной конторе» и на котлостроительном заводе, основанном Александром Бари, с которым Шухов познакомился во время своей поездки в Америку.

В 1880 году Шухов впервые в мире осуществил промышленное факельное сжигание жидкого топлива с помощью изобретенной им форсунки, позволявшей сжигать и мазут, считавшийся ранее отходом нефтепереработки. Он произвел расчеты и руководил строительством первого в России нефтепровода от Балаханских нефтепромыслов до Баку.

В 1891 году Шуховым была разработана и запатентована промышленная установка для перегонки нефти с разложением на фракции под воздействием высоких температур и давлений.

За 15 лет работы в «Строительной конторе» – с 1880 по 1895 годы – Шухов получил девять патентов, имеющих значение по сегодняшний день. Среди них: горизонтальный и вертикальный паровые котлы, нефтеналивная баржа, стальной цилиндрический резервуар, висячее сетчатое покрытие для зданий, арочное покрытие, нефтепровод, промышленная крекинг‑установка, ажурная гиперболоидная башня, получившая большой резонанс в мире после Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде.

После Октябрьской революции Шухов работал в строительной конторе завода «Парострой» в Москве, затем на самом заводе.

Научная и инженерная деятельность Владимира Шухова относится к самым различным областям техники. Под руководством Шухова спроектировано и построено первое в России металлическое нефтеналивное судно. Он создал водотрубные паровые котлы, получившие мировую известность. Разработал конструкции легких, экономичных перекрытий: висячие сетчатые, перекрывающие площадь в несколько тысяч квадратных метров, металлические арочные своды (перекрытие платформ Киевского вокзала в Москве) и своды двоякой кривизны с пролетами до 40 метров. По проектам Шухова сооружено около 200 башен оригинальной конструкции в нашей стране и за рубежом (в том числе Шаболовская радиобашня в Москве). Под руководством Шухова спроектировано и построено около 500 мостов (через Оку, Волгу, Енисей), большое число сооружений и конструкций: зерновые элеваторы, доменные печи, плавучие ворота сухого дока, вращающаяся сцена МХАТ. По проекту Шухова и под его руководством осуществлен подъем наклонившегося минарета медресе Улугбека в Самарканде.

В 1928 году Владимир Шухов был избран членом‑корреспондентом АН СССР, а в 1929 году – ее почетным членом.

Последние годы жизни Шухов провел в уединении. Его жена умерла, он ушел со службы и впал в депрссию. Он принимал дома только близких друзей и старых коллег, читал, размышлял. Умер Владимир Шухов 2 февраля 1939 года. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище.

3 октября 2001 года на территории Белгородской государственного технологического университета состоялось торжественное открытие памятника Владимиру Шухову. Авторами памятника являются скульптор А. А. Шишков и архитектор В. В. Перцев.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

28 августа 1853 года родился инженер и архитектор Владимир Шухов.

Личное дело

Владимир Григорьевич Шухов (1853–1939) родился в городе Грайворон Курской губернии, в семье небогатого чиновника. Из-за служебных перемещений отца семья часто переезжала. Много времени в детстве Владимир Шухов провел в Пожидаевке – курском имении своей матери. В 1863 году он поступил в Пятую петербургскую классическую гимназию. После окончания гимназии стал студентом Императорского Московского технического училища (ныне МВТУ имени Н. Э. Баумана). По окончании училища инженер-механик Шухов был направлен на Всемирную выставку в США для ознакомления с последними достижениями техники. После этого Шухов некоторое время работал в управлении Варшавско-Венской железной дороги.

С 1880 года Шухов становится главным конструктором и инженером в фирме «Техническая контора инженера А. В. Бари», с владельцем которой, инженером и предпринимателем Александром Бари, он познакомился еще в США.

Шухов занимался широким спектром проблем, связанных с добычей, транспортировкой и переработкой нефти. Им был спроектирован первый в России нефтепровод Балаханы – Черный Город (Баку) длиной около 11 километров. Затем им были созданы другие нефтепроводы по заказу фирм братьев Нобель, «Лианозов и К°», а также первый в мире мазутопровод с подогревом. Практическая деятельность Шухова сочеталось с теоретической работой, результаты которой он изложил в книге «Трубопроводы и их применение в нефтяной промышленности», где приводились формулы для описания протекания нефти по трубопроводам. Шухов придумал эрлифт – метод подъема нефти из скважин при помощи сжатого воздуха, ряд конструкций нефтяных насосов, разработал технологию строительства нефтяных и газовых хранилищ и первых отечественных судов-танкеров. В 1886 году Шухов создал аппараты для крекинга – непрерывной термической переработки нефти.

В конце XIX – начале XX века Владимир Шухов много занимался конструированием паровой техники и проектированием металлических стропил для зданий различного назначения. В обеих этих областях он добился значительных успехов. На Всемирной выставке в Париже 1900 года паровой котел конструкции Шухова был отмечен Большой золотой медалью. Перекрытия, созданные Шуховым, были использованы во многих зданиях в Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге, Выксе, Майкопе, в Севастопольском и Кронштадском портах. Также он проектировал железнодорожные мосты, доменные, мартеновские и прокатные цехи металлургических заводов, ворота для сухих доков, конструкции платформ под тяжелые артиллерийские орудия.

После 1917 года Александр Бари эмигрировал в США, фирма и завод были национализированы. Однако рабочие завода «Парострой», бывшего завода Бари, избрали Шухова главным инженером, и он проработал на заводе еще 13 лет.

В 1919 – 1922 году Шухов создает знаменитую башню на Шаболовке для радиостанции имени Коминтерна.

Также он участвовал в проектировании мартеновского цеха Кузнецкого металлургического комбината, цехов Челябинского тракторного и Харьковского паровозостроительного заводов, мартеновских цехов Ижевского завода, «Азовстали», Таганрогского, Верхисетского, Пермского металлургических заводов. В 1928 году Владимиру Шухову было присвоено звание Героя Труда.

Умер Владимир Шухов в Москве 2 февраля 1939 года.

Чем знаменит

Самым известным творением Владимира Шухова стала Шаболовская радиобашня, которую называют также Шуховской башней. В 1919 году он подготовил первый проект, согласно которому высота башни должна была составить 350 метров. Однако из-за дефицита металла пришлось сократить высоту до 148,3 метра.

Строительство было начато 14 марта 1920 года, а 19 марта 1922 года с Шуховской башни началась трансляция радиопрограмм. Башня состоит из шести секций в форме гиперболоида вращения, сделанных из прямых стальных балок, упирающихся концами в кольцевые основания. Высота каждой секции 25 метров. Элементы башни скреплены заклепками. Строительство велось без лесов и подъемных кранов. Верхние секции по очереди собирались внутри нижней и при помощи блоков и лебедок поднимались друг на друга. Башня считается памятником технической мысли мирового значения.

О чем надо знать

image Владимир Шухов

Башня на Шаболовке – далеко не единственный пример использования Владимиром Шуховым разработанных им сетчатых конструкций. Они были применены им в четырех павильонах Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Позднее они использовались Шуховым неоднократно. Наиболее известные его работы: висячая сетчатая крыша бензиновых резервуаров в Майкопе, корпус завода «Динамо», дебаркадер Брянского (ныне Киевского) вокзала, несущие элементы сводов Верхних торговых рядов (ГУМ), магазина «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ), Петровского пассажа, конно-железного парка (Миусский трамвайный парк), ресторана «Метрополь», Московского почтамта.

Теоретические работы Шухова в области строительной механики изложены в книге «Стропила: изыскание рациональных типов прямолинейных строительных ферм и теория арочных ферм» (1897).

Прямая речь

«Упрекали: мало написал трудов, статей, мало сделал докладов. Не было времени и сил. До революции работал в условиях жестокой конкуренции технического рынка. После революции все силы отдавал нуждам народного хозяйства. <…> На моем надгробии напишут все, что положено, кроме того, что я немного прославил свою Родину инженерным трудом», – из записных книжек Шухова.

«В годы своей юности Владимир Григорьевич увлекался теоретической механикой и хотел свои выдающиеся способности посвятить изучению небесной механики. Жизнь сложилась так, что ему пришлось работать над механикой земной, но и в эту область рядом с опытными наблюдениями и решением вопросов практики он всегда вносил глубину мысли и тщательность математической обработки», – из объявления Политехнического общества об избрании Шухова почетным членом (1903).

«В 1895 году Шухов подал заявку на получение патента по сетчатым покрытиям в виде оболочек. При этом имелись в виду сетки из полосовой и уголковой стали с ромбовидными ячейками. Из них изготавливались большепролетные легкие висячие покрытия и сетчатые своды. Разработка этих сетчатых покрытий ознаменовала собой создание совершенно нового типа несущей конструкции. Шухов впервые придал висячему покрытию законченную форму пространственной конструкции, которая была вновь использована лишь спустя десятилетия. Даже по сравнению с высокоразвитой к тому времени конструкцией металлических сводов его сетчатые своды, образованные только из одного типа стержневого элемента, представляли собой значительный шаг вперед», – Райнер Грефе, директор Института строительной истории и охраны памятников архитектуры при Университете Инсбрука.

13 фактов о Владимире Шухове

  • Еще будучи гимназистом Владимир Шухов придумал оригинальное доказательство теоремы Пифагора.
  • В Императорском техническом училище Владимир Шухов изобрел новую конструкцию паровой форсунки для сжигания жидкого топлива и изготовил ее опытную модель в мастерских училища. Изобретение было высоко оценено Менделеевым, который даже поместил изображение форсунки Шухова на обложку книги «Основы фабрично-заводской промышленности» (1897).
  • В 1877 году Шухов, не прерывая основной работы, два года посещал в качестве вольнослушателя лекции по анатомии, физиологии и медицине в Военно-медицинской академии.
  • По проектам Шухова были построены водопроводы в Тамбове (1883), частично в Москве (1911), Воронеже, Киеве, Николаеве (1907), Харькове, других городах и на многих железнодорожных станциях.
  • Однажды Шухов победил на чемпионате Москвы по велоспорту.
  • Башню в форме гиперболоида Шухов впервые представил на выставке 1896 года в Нижнем Новгороде Ее купил Юрий Нечаев-Мальцов и установил в своем поместье Полибино под Липецком. Это первая в мире башня в виде сетчатой несущей оболочки.
  • Шухов разработал первую в стране вращающуюся сцену для Московского Художественного театра.
  • Главными увлечениями Владимира Шухова были шахматы и фотография. Он шутил: «Я инженер по специальности, а в душе я фотограф».
  • Исследователи творчества Алексея Толстого предполагают, что название «Гиперболоид инженера Гарина» он выбрал из-за популярности слова «гиперболоид» после строительства Шуховской башни в Москве. На самом деле форма аппарата Петра Гарина – не гиперболоид, а параболоид.
  • Владимир Шухов принимал участие в выпрямлении в Самарканде минарета медресе Улугбека XV века, накренившегося после землетрясения.
  • На единицу высоты башни Шухова было израсходовано в три раза меньше металла, чем на единицу высоты Эйфелевой башни в Париже.
  • В последние годы жизни Шухова его помощники тайком предупреждали приходивших к нему по делу посетительниц, чтобы они не задерживались: в присутствии женщин Владимир Григорьевич не считал себя вправе сидеть, а долго стоять ему было уже трудно.
  • Гиперболоидные башни были построены во многих городах мира. Рекордную высоту в 600 метров имеет телебашня в городе Гуаньчжоу, сооруженная в 2005-2009 годах.

Материалы о Владимире Шухове

Статья о Владимире Шухове в русской Википедии

Елена Шухова «Труды и дни инженера В. Г. Шухова»

Статья о Владимире Шухове в энциклопедии «Кругосвет»

Биография Шухова на сайте Фонда «Шуховская башня»

Воспоминания о Владимире Шухове

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий