Борис Якоби – создатель электродвигателя, гальванопластики и телеграфного аппарата, печатающего буквы

  • Главная
  • Известные личности
  • Знаменитые физики
  • Борис Семёнович Якоби

Борис Семёнович Якоби (Мориц Герман Якоби, 1801-1874) – известный немецкий и российский физик иэлектротехник, благодаря которому был создан электрический двигатель, телеграфный аппарат, а также изобретена гальванопластика. Ученый впервые применил возможности электродвигателя на практике, приведя в движение лодку с пассажирами. Семён Борисович внес огромный вклад в развитие электротехники, сконструировав несколько вариантов гальванометра, регулятор сопротивления, вольтметр и другие приборы.

Молодые годы

Мориц Герман Якоби появился на свет 21 сентября 1801 года в Потсдаме в состоятельной еврейской семье — отец будущего изобретателя Симон Якоби работал личным банкиром прусского императора Фридриха Вильгельма III. Благодаря высокому достатку мальчик получил хорошее образование и смог поступить в Берлинский университет. Однако проучился он там недолго и вскоре перевелся в Геттингенский университет, в котором получил профессию архитектора.

Первое время Якоби работает архитектором в строительном департаменте, но его настоящей страстью оставалась физика. В 1834 году он переезжает в Кенигсберг, где в местном университете преподавал родной брат, известный математик Карл Якоби. Здесь он с увлечением предался изучению явлений электромагнетизма и приступил к работе над созданием электродвигателя. Результаты своих экспериментов ученый активно публиковал, чем привлек внимание российских научных светил Павла Львовича Шиллинга, Василия Яковлевича Струве и других. В 1835 году Борис Семёнович получил приглашение занять профессорскую должность в университете Дерпта и с радостью принял его. В его родной раздробленной Германии не было условий для реализации научных мечтаний о вечном двигателе и других изобретениях.

Опыты с электричеством

Царское правительство Николая I, которого по праву называли царем-инженером возлагало большие надежды на использование электричества для военного дела. В 1837 году Бориса Семеновича вызвали в столицу для организации серии опытов по оснащению морских судов электродвигателемя. Это стало поводом к окончательному переезду в Россию и получению русского подданства. В 1838 году один из экспериментальных кораблей – небольшой ботик, оснащенный электрическим двигателем, успешно проплыл по Неве, а мины Якоби с электрическими запалами применялись во время Крымской войны. Среди них были самовоспламеняющиеся (гальваноударные) мины, а также оружие с запалом от индукционного устройства. Якоби принадлежит идея создания специальных гальванических подразделений в саперных частях.

Работа над электродвигателем

Свой первый электродвигатель, оснащенный неподвижной и вращающейся частями, Борис Семенович создал в 1834 году. Тогда ему удалось описать принцип беспрерывного вращательного движения. Мотор был выполнен из коммутатора и двух дисков, на которых располагались 16 железных стержней. За один оборот дисков коммутатор изменял полярность до восьми раз. Благодаря силе инерции вал основного двигателя совершал вращения. Питание магнитов установки обеспечивала гальваническая батарея. В течение секунды двигатель поднимал груз до 6 кг на высоту около 30 см, что соответствовало 15 Вт.

Однако в практическом плане устройство было не применимо по причине невысокой мощности и Якоби стал целенаправленно разрабатывать двигатель для использования на транспорте и в производстве. В результате ему удалось создать конструкцию, в устройстве которой сочетались сразу 40 моторов, что позволило существенно увеличить производительность двигателя.

Испытания магнитоэлектрического двигателя прошли осенью 1838 года в Санкт-Петербурге. Мотор был установлен на пассажирской лодке с 12 людьми на борту. Транспортное средство двигалось в противоположных направлениях – как по течению реки, так и против. Его скорость была невелика – всего 2 км/ч. И хотя за семь часов испытаний лодка сумела преодолеть всего около 7 км, но по меркам того времени результат можно назвать выдающимся.

Практически сразу изобретатель приступил к созданию более совершенного устройства и через год прошли новые испытания. На этот раз лодка перевозила 14 человек, но на ней был установлен более мощный двигатель, способный обеспечить движение со скоростью 4 км/ч. Известие об успешном эксперименте моментально облетело весь свет – такого мощного, а главное надежного электродвигателя мир еще не знал. Однако в крупнотоннажном флоте найти ему применение так и не удалось по причине отсутствия полноценного источника питания.

Якоби делал попытки установить свое детище на тележку и таким образом хотел создать электровоз, но довести до конца свою идею не смог. Несмотря на это ученый внес значительный вклад в мировую электротехнику, реализовав три главные идеи получившие свое развитие в будущем:

  • коммутатор с трущимися частями;
  • вращательное движение якоря в электромоторе;
  • магниты в статичной и динамичной частях электродвигателя.

Создание телеграфа

В 30-е годы XIX века ученый мир активно занимался созданием электромагнитного телеграфа. Одним из первых преуспел в этом деле П. Шеллинг, заинтересовавшийся явлением магнитного поля вокруг проводника, по которому движется электрический ток. Впервые его описал датский физик Ганс Христиан Эрстед, но именно Шеллинг сумел перевести это открытие в прикладную плоскость. В 1833 году он сконструировал проводной телеграф, возможности которого демонстрировались в его пятикомнатной квартире на Мойке. Впоследствии ученому поручили провести телеграфную линию между Петергофом и Кронштадтом, для чего Шеллинг впервые в мире создал изолированный кабель на каучуковой основе. Но из-за скорой смерти завершить начатый проект ему не удалось и продолжателем дела ученого стал Якоби.

В 1839 году он проложил подземный телеграф, в конструкции которого были использованы созданные автором приемное и отправочное электромагнитные устройства. Сам аппарат функционировал от манипулятора. Часовой механизм и карандаш, соединенный с якорем электромагнита, перемещали фарфоровую доску и создавали особые зигзагообразные символы. Эта линия соединяла личный кабинет Николая I в Александровском дворце и главное управление путей сообщения.

Позднее телеграф Якоби свяжет Зимний дворец с Главным штабом, а в 1842 году ГУПС (Главное управление путей сообщения) и Публичные здания. В этот период изобретатель выдвинул идею стрелочного телеграфа, который связывал несколько кабинетов императора в Зимнем дворце и дом Юсуповых на Фонтанке. Особенность этой конструкции заключалась в приемной станции, вращающиеся стрелки которой обозначали букву на циферблате, которая транслировалась со стороны передающего устройства.

Электромагнитный телеграф

Новым этапом развития телеграфного дела стала разработка магистрального железнодорожного телеграфа. К работам по его созданию Бориса Семёновича подключил глава северной дирекции строительства Николаевской ж/д П. Мельников. В 1845 году Якоби начал укладку кабеля на опытном участке строящейся магистрали, но сильные морозы внесли коррективы в ход работ. Это побудило ученого предложить новый проект, который был реализован между пассажирским зданием столицы и Обводным каналом. В 1847 году он проложил еще одну линию между Александровским заводом и Московским вокзалом, но из-за возникших разногласий с главой МПС Петром Алексеевичем Клейнмихелем дальнейшие работы были свернуты.

Причиной недопонимания между ученым и чиновником стали эксперименты по разработке более надежной изоляции, в которых Якоби задействовал как традиционные материалы — глину, смолу, шелковые нитки, так и совершенно новые для тех времен, например, гуттаперчу. Однако отсутствие необходимого оборудования вынудило Бориса Семёновича остановить работы и заняться вопросом прокладки воздушных линий. Эта технология выглядела более перспективной и в Старом Свете стали постепенно отказываться от подземных коммуникаций. Клейнмихель отклонил предложение ученого по причине ненадежности подобных конструкций, что привело к разрыву сотрудничества с железнодорожным ведомством.

Тем не менее в 1850 году Якоби удалось изобрести первый на планете буквопечатающий телеграф. Идея российского ученого легла в основу последующих электромагнитных телеграфных аппаратов. В 1854 году он создал свое последнее телеграфное устройство для связи на больших кораблях между капитаном и матросами машинного отделения.

Изобретение гальванопластики

Гальванопластика считается одним из направлений прикладной электрохимии. Её суть заключается в получении металлических копий предметов электролитическим способом. Если подобным путем наносить металлические покрытия на различные поверхности, то это называется гальваностегия.

Истоки гальванотехники, ранее активно использовавшейся в полиграфии, заложил Борис Якоби, проводя серию экспериментов с гальваническими элементами ещё во время пребывания в Дерпте. В дальнейшем опыты были продолжены в Санкт-Петербурге. В 1837 году во время одного из экспериментов ему удалось изготовить гальванопластическим способом монету номиналом в 2 копейки, от которой ученый вскоре избавился из-за боязни быть обвиненным в фальшивомонетничестве.

Позже Якоби открыл способ наращивания металлического слоя на диэлектрические слепки различных предметов с сохранением аутентичных гравюр и политипажей, ранее попросту уничтожавшихся. Это привело к появлению нового направления гальваностегии.

В 1840 году Якоби подает прошение в Мануфактурный совет, занимавшийся вопросами защиты изобретений, о выдаче ему привилегии на гальванопластику сроком на 10 лет. Совет утвердил его просьбу, а Министр Финансов Канкрин распорядился выдать ученому 25 тысяч рублей серебром для широкой публикации собственной технологии. Борис Семёнович выполнил указание и напечатал практическое руководство с подробным изложением метода гальванопластики.

Открытие Якоби практически сразу нашло применение в жизни. Приоритет здесь был, конечно, за полиграфией. Одним из первых продуктов гальванопластики стал комплект типографского шрифта, а также копия даггеротипа «Берега Невы».

Благодаря высочайшей оценке сделанных открытий карьера Якоби стала стремительно развиваться. В 1839 году он получает звание адъютанта Имперской академии наук. В 1842 году он утверждается сначала экстраординарным, а спустя пять лет ординарным советником. Его заслуги как ученого высоко ценили и за рубежом – Бориса Семёновича избрали корреспондентом роттердамского общества наук, а также иностранным членом Королевской Бельгийской Академии наук, Королевской Туринской академии и многих других. В 1867 году ученый удостоился большой золотой медали Парижской выставки, а император Александр II вскоре пожаловал ему потомственное дворянство.

Другие интересы

После кончины Николая I интересы правительства изменились и Якоби сокращает свои работы в сфере электротехники. В этот период ученый занимается вопросами обработки платины, а в 1864 году Семёна Борисовича привлекли к выработке методов определения содержания спирта в алкогольных напитках. Якоби уделяет большое внимание метрологии, сделав ряд интересных предположений. Вместе с Эмилием Христиановичем Ленцем он предложил баллистический способ электроизмерений. Занимаясь разработкой эталонных мер и отбором единиц измерения, ученый оказал огромное влияние на становление метрической системы в Российской империи.

Якоби изобрел несколько вариантов реостатов – прототипов пишущих машинок для набора текста. В 1840 году он представил Петербургской академии наук одну из своих моделей – агометр Якоби, на который ориентировались будущие создатели реостатов Чарльз Уитстон и Иоганн Поггендорф.

Личная жизнь

Якоби был многодетным отцом. Его супруга Анна родила ему семерых детей, пятеро из которых скончались в раннем детстве. Только двое сыновей Владимир и Николай пережили совершеннолетие, первый из них пошел по стопам отца и также стал изобретателем.

Борис Семёнович умер от сердечного приступа 27 февраля 1874 года. Ученый похоронен на протестантском Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Толкование

Якоби, Борис Семёнович
Борис Семёнович Якоби
Moritz Hermann von Jacobi
image 1856 год, Санкт-Петербург
Дата рождения:

21 сентября 1801(1801-09-21)

Место рождения:

Потсдам, Королевство Пруссия

Дата смерти:

27 февраля (11 марта) 1874(1874-03-11) (72 года)

Место смерти:

Санкт-Петербург, Российская империя

Страна:

image Пруссия (до 1837 г.),  Российская империя

Научная сфера:

физика, электротехника

Место работы:

Императорская Академия наук, Санкт-Петербург

Учёное звание:

Полезное

Смотреть что такое “Якоби, Борис Семёнович” в других словарях:

  • Якоби Борис Семёнович —       (Jacoby) (Мориц Герман) (1801 1874), физик и электротехник, академик Петербургской АН (1842). Родился в Германии. Учился в Берлинском и Гёттингенском университетах. В 1829 получил диплом архитектора. В 1834 переехал в Кенигсберг, где начал… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Якоби Борис Семёнович — Борис Семёнович Якоби, 1870 Борис Семёнович (Мориц Герман фон) Якоби (нем. Moritz Hermann von Jacobi; 21 сентября 1801, Потсдам 11 марта 1874, Санкт Петербург) русский физик, академик Петербургской Академии Наук (1847). Является родным братом… …   Википедия

  • Якоби, Борис Семёнович — ЯКО/БИ Борис Семёнович, Мориц Герман (1801 1874) российский физик и изобретатель в области электротехники, академик Петербургской АН (1842). Родился в Германии. Окончил Гётингенский университет (1823). С 1835 г. в России, работал профессором в… …   Морской биографический словарь

  • Якоби, Борис Семёнович — Якоби, Борис Семенович ЯКОБИ Борис Семенович (Мориц Герман) (1801 74), российский физик и электротехник. Родился в Германии, с 1835 в России. Изобрел электродвигатель (1834) и опробовал его для привода судна (1838); создал гальванотехнику (1838) …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Борис Семёнович Якоби — см. Якоби, Борис Семёнович …   Морской биографический словарь

  • ЯКОБИ Борис Семёнович — (Мориц Герман, 1801 74), рос. ученый физик и изобретатель в области электротехники, акад. Петерб. АН (1847). Род. в Германии. Окончил Геттингенский ун т (1829). С 1835 в России, проф. Дерптского (Тартуского) ун та, затем с 1837 работал в… …   Энциклопедия РВСН

  • ЯКОБИ Борис Семёнович — (Мориц Герман, 1801 74), рос. ученый физик и изобретатель в области электротехники, акад. Петерб. АН (1847). Род. в Германии. Окончил Геттингенский ун т (1829). С 1835 в России, проф. Дерптского (Тартуского) ун та, затем с 1837 работал в… …   Военный энциклопедический словарь

  • Борис Семёнович Якоби — Борис Семёнович Якоби, 1870 Борис Семёнович (Мориц Герман фон) Якоби (нем. Moritz Hermann von Jacobi; 21 сентября 1801, Потсдам 11 марта 1874, Санкт Петербург) русский физик, академик Петербургской Академии Наук (1847). Является родным братом… …   Википедия

  • Якоби, Борис — Борис Семёнович Якоби, 1870 Борис Семёнович (Мориц Герман фон) Якоби (нем. Moritz Hermann von Jacobi; 21 сентября 1801, Потсдам 11 марта 1874, Санкт Петербург) русский физик, академик Петербургской Академии Наук (1847). Является родным братом… …   Википедия

  • Якоби, Борис Семенович — Борис Семёнович Якоби, 1870 Борис Семёнович (Мориц Герман фон) Якоби (нем. Moritz Hermann von Jacobi; 21 сентября 1801, Потсдам 11 марта 1874, Санкт Петербург) русский физик, академик Петербургской Академии Наук (1847). Является родным братом… …   Википедия

Якоби Борис Семенович Яко́би Борис Семенович (настоящие имя и фамилия — Мориц Герман фон Якоби, von Jacobi; 21 сентября 1801, Потсдам — 11 марта 1874, Санкт-Петербург) — российский и немецкий физик и изобретатель в области электротехники. Родился в Германии, с 1835 года жил и работал в России. Академик Петербургской АН (1847; член-корр. 1838). Старший брат Карла Якоби (математика). Автор большого количества трудов по практическому применению электричества. Изобрел первый электродвигатель (1834) и опробовал его для привода судна (1838). Создал гальванотехнику (1838), несколько типов телеграфных аппаратов (1840-1950). Исследовал электромагниты (совместно с Э. Х. Ленцем). Автор работ по военной электротехнике, электрическим измерениям, метрологии. Редактировать

Происхождение, образование

Мориц Герман Якоби родился 21 сентября 1801 года в Германии, в Потсдаме в состоятельной еврейской семье. Его отец — Симон Якоби, был личным банкиром короля Пруссии Фридриха Вильгельма III. Мать — Рахель Леман домохозяйка. Учился в Берлинском и Геттингенском университетах. Окончив в 1823 году Геттингенский университет «по физико-математическому разряду», он вынужден был до 1833 года работать архитектором в строительном департаменте Пруссии. В 1834 году решился переехать в Кенигсберг, где в университете преподавал его младший брат Карл. Редактировать

Первое изобретение

В Кенигсберге Якоби с головой ушел в проблемы физики, в первую очередь электромагнетизма. В свободное от работы время он уже в 1834 году сконструировал (и описал) свой первый электродвигатель. В электродвигателе Якоби, первом в мире с непосредственным вращением рабочего вала, были электромагниты на подвижной и неподвижной частях двигателя и вращающийся коммутатор принципиально новой конструкции. Якоби первым обосновал преимущества вращательного и непригодность возвратно-поступательного движения для электродвигателя. Источником питания электродвигателя (15 Вт) служила батарея гальванических элементов. Редактировать

Эмиграция в Россию

Научные труды Якоби привлекли внимание В. Я. Струве, П. Л. Шиллинга, Ю. М. Бэра, и по их рекомендации он был в 1835 году приглашен на должность профессора в Дерптский университет. «Первенствующая роль иноземцев», по словам В. И. Вернадского, в российской науке была простейшим способом укоренения науки на русской почве в период петровских и екатерининских реформ. Якоби же, эмигрировавшего из лоскутной тогда Германии, влекли мечты о «физическом» вечном двигателе, которые на родине, в канцелярско-чиновнической атмосфере, были совсем неуместны. Редактировать

Вызов в Петербург

Благодаря ориентации русского правительства на использование электромагнетизма в военных целях Якоби получил в России достаточно широкие возможности для проведения исследований, связанных с применением электричества. В 1837 году он был вызван в Петербург для постановки опытов по приведению в движение судов с помощью изобретенного им двигателя. С этого времени он почти безвыездно жил в России. Принял русское подданство и считал Россию «вторым отечеством, будучи связан с ней не только долгом подданства и тесными узами семьи, но и личными чувствами гражданина». Редактировать

Плодотворная деятельность в России

В период с 1837 по 1855 годы Якоби выполнил свои важнейшие работы по электрическим машинам, электрической телеграфии, минной электротехнике, электрохимии и электрическим измерениям. Якоби считается одним из основоположников гальванотехники (он впервые доложил об этом на заседании Петербургской АН в 1838 году, опубликовал полное описание процессов в 1840 году). Он много занимался работами в области телеграфии. Ему принадлежат конструкции более 10 типов телеграфных аппаратов, в том числе первый буквопечатающий (1850). Он руководил прокладкой первой в России телеграфной кабельной линии между Петербургом и Царским Селом (1841-1843). Для русской армии он разрабатывал самовоспламеняющиеся мины (гальваноударные), мины с запалом от индукционного аппарата. В 1850 году он опубликовал статью «О теории электромагнитных машин» — это первая попытка научного анализа работы электродвигателя. Совместно с Э. Ленцем предложил методику расчета электромагнитов (1838-1844). Его открытия и изобретения принесли ему материальное благополучие и славу. Имя его стало известно всей Европе. Он совершил зарубежную поездку, побывал в Глазго на съезде Британской ассоциации, где выступил с докладом. В особой папке у Якоби до конца жизни хранились ответы на его письма знаменитых ученых — А. Гумбольдта, Х. Эрстеда, М. Фарадея. Редактировать

Катер-электроход

Работая с 1837 году в «Комиссии для приложения электромагнетизма к движению судов по способу профессора Якоби», он создал еще несколько конструкций электродвигателя. Один такой электродвигатель был установлен на ботике-электроходе, совершившем в 1838 году первое плавание по Неве. Редактировать

Успех в теоретическом плане

Эти опыты, для которых он и был приглашен в Петербург, дали результаты, положительные в смысле фундаментальной науки, но показали экономическую нецелесообразность использования на транспорте электродвигателей с несовершенными электрохимическими генераторами тока, существовавшими в то время. Редактировать

Практическая неудача

Якоби высказывал твердое убеждение, что без уяснения принципов, на которых основано действие электрических машин, опыты не дадут должного результата. «Главное же внимание комиссии было направлено на практическую сторону открытия». Комиссия постановила «прекратить временно действия». Редактировать

Главная мечта

Якоби со студенческих лет без уважения смотрел на тех, кто мечтает о невозможном — о «механическом» вечном двигателе из рычагов, колес, пружин и т. д. Его надежда была на гальванизм; «физический» вечный двигатель «нуждался бы лишь в движущей силе, которая могла бы подобно магнетизму Фарадея возбуждаться простым движением, поэтому не нуждался бы в питании». Только Э. Ленцу впавший в «меланхолию» Якоби признался в том, что в тупик в работе с электроходом его завели юношеские надежды на «физический» вечный двигатель, уверенность в том, что расходы по эксплуатации электромагнитных машин могут быть ничтожно малы. Редактировать

Другие важные работы

В 1860-х годах в связи с новой тематикой даваемых ему правительственных поручений Якоби был вынужден сократить свои работы в области электротехники. В 1859 его привлекли к изучению способов обработки платины. В 1864 году он участвовал в комиссии министерства финансов по разработке способов определения крепости алкогольных напитков. В последние 10-15 лет жизни много занимался вопросами метрологии. Он предложил ряд оригинальных конструкций реостатов, совеместно с Ленцем разработал баллистический метод электроизмерений. Благодаря во многом заслугам и энергии Якоби произошло в России становление метрической системы, были разработаны эталоны и др. В 1872 году, будучи тяжело больным, вынужден был почти полностью прекратить научную деятельность. Умер в Петербурге, похоронен на Волковом кладбище. Редактировать

Сознание своей полезности

Не каждому изобретателю на Руси выпадает судьба совершить полезное для своего отечества. Якоби же незадолго до смерти писал: «Нижеподписавшийся гордится этой деятельностью потому, что она, оказавшись плодотворной в общем интересе всего человечества, вместе с тем принесла непосредственную и существенную пользу России…». Автор: Редактировать

Дополнительная литература

  • Борис Семенович Якоби. Библиографический указатель / Сост. М. Г. Новлянская / Под ред. К. И. Шафрановского. М.-Л.: Академия наук СССР, Комиссия по истории физ.-мат. наук, 1953.
  • Радовский М. И. Борис Семенович Якоби, Л.-М., 1953.
  • Яроцкий А. В. Борис Семенович Якоби, 1801 — 1874. – М.: Наука, 1988.

Смотри также

В.Я. Струве П. Л. Шиллинг Ю. М. Бэр Э. Ленц А. Гумбольдт Х. Эрстед М. Фарадей Гальванотехника Статья находится в рубриках

В 1823 г. из стен знаменитого Геттингенского университета (Германия) вышел молодой архитектор, которому суждено было прославиться совсем в иной профессиональной области и совсем в другой стране. Фамилия его была Якоби, а с 1835 г,, будучи приглашенным на должность профессора архитектуры в Дерптский (нынешний Тартуский) университет, и именоваться он стал на русский манер — Борисом Семеновичем.

Борис Якоби (Мориц Герман Якоби) родился 21 сентября 1801 года в Потсдаме. Его младший брат Карл Густав Якоби стал известным математиком.

Могло статься, так и трудился бы Якоби на ниве зодчества, если бы не фантастическая тяга к физическим исследованиям. Сначала он увлекся усовершенствованием водяных двигателей, а затем, словно магнит, его стало притягивать электричество. И в 1834 г. Европа услышала о новой «магнитной машине».

Принцип ее работы — а это был электродвигатель — основывался на притягивании разноименных и отталкивании одноименных магнитных полюсов. Электродвигатель вращался без остановки, а его основные компоненты — вращающийся электромагнит и коллектор (специальное приспособление для переключения тока в обмотке) — до наших дней являются составными частями всех электрических машин постоянного тока.

В ноябре 1834 года Якоби отправил отчет о своем двигателе в Академию наук в Париже, а летом 1835 года он публикует подробный научный меморандум. Позже за эту работу он получил звание почетного доктора философского факультета Кенигсбергского университета.

Изобретение Якоби вызвало большой интерес в петербургских научных кругах, и вскоре Борис Семенович собственной персоной предстал перед светилами столичной Академии наук. Более того, содействие ему предложил известный русский физик и электротехник, также выходец из немецких земель, Эмилий Христианович Ленд.

«Спонсором», говоря нынешним языком, стал первый русский путешественник-кругосветник П. Ф. Крузенштерн. С его подачи Якоби вкупе с Ленцем сделали две по тем временам отнюдь не слабые машины — два электродвигателя.

Один из них мощностью 220 Вт должен был вращать гребные колеса на лодке с экипажем в 14 человек и, более того, двигать ее вопреки невскому течению в продолжение нескольких часов. Скорость движения лодки была 2,5 км/ч. 

Так 13 сентября 1838 года на Неве появилось первое в мире электрическое судно.

В 1839 году он смог увеличить мощность своего двигателя до 1 кВт, а затем на лодке достиг скорости до 4 км/ч.

Электродвигатель Якоби 1834 года. Единственное изображение двигателя — это гравюра на стали 1835 года. Оригинального двигателя больше нет, но его копия находится в Московском политехническом музее.

Далее Якоби рука об руку с Ленцем пошли по пути создания нынешнего муниципального транспорта. Правда, тогда это была лишь своеобразная тележка с электродвигателем, оснащенная аккумуляторной батареей.

Пассажиру там приходилось чувствовать себя не слишком комфортно: места было немного. К тому же, батареи нередко выходили из строя: цинковый электрод был в дюжину раз дороже общеизвестной паровой машины.

Однажды вновь испеченный гражданин Российской Империи Борис Якоби усмотрел, что осевший на электроде слой меди легко отделяется. И более того, все штрихи, мельчайшие царапинки полностью идентичны.

Ученый, рискуя прослыть фальшивомонетчиком, вместо электрода решил подвесить медный пятак и увидел, что все мельчайшие подробности были воспроизведены один к одному. Так на свет появилась гальванопластика.

В те годы Россия, как и ныне, не чуралась выпуска бумажных банкнот, но при всем искусстве граверов деньги разнились… Гальванопластика Якоби положила сему конец.

Но на этом ученый не стал ставить точку. Оглянемся вокруг: подземный кабель в свинцовой оболочке, столь привычный нашему глазу, — заслуга Якоби. Известное нам «заземление» электрических приборов и устройств — тоже его детище.

К телеграфному аппарату, созданному Сэмюэлем Морзе, Борис Якоби приделал «самописец» — прообраз телетайпа. Вложил Борис Семенович и свою лепту в дело обороны, создав мины с электрическим взрывателем (мины с гальваническими или индуктивными детонаторами) и положил начало формированию гальванических команд в саперных войсках Российской Императорской армииС 1850 года он также проводил эксперименты с дуговыми лампами. Был он и «отцом» эталонов мер и весов. 

Умер Борис Якоби 10 марта 1874 года в Санкт-Петербурге. Как нередко бывает, особых богатств ученому заиметь не удалось. Хотя разве нельзя считать таковым бюст на его могиле, выполненный с помощью гальванопластики?

Борис Семёнович Якоби (Мориц Герман) (нем. Moritz Hermann von Jacobi; 21 сентября 1801, Потсдаме — 11 марта 1874, Санкт-Петербург) — русский физик, академик Петербургской Академии Наук (1847). Является родным братом математика Карла Якоби.

По окончании курса в Гёттингене переехал в Кенигсберг, где занимался архитекторской практикой. В 1835 году был приглашён в Дерптский университет на кафедру гражданской архитектуры.

В 1837 году был откомандирован в Санкт-Петербург для работы в комиссии для исследования применений электромагнитов к движению машин. Совместно с академиком Э. Х. Ленцем Якоби исследовал электромагнитные притяжения и законы намагничивания железа. Для этой цели он построил особый реостат, названный им вольт-агометром. В 1839 году Якоби построил лодку с электромагнитным двигателем, который от 69 элементов Грове развивал одну лошадиную силу и двигал лодку с 14 пассажирами по Неве против течения. Это было первое применение электромагнетизма к передвижению в больших размерах.

В 1838 году Якоби сделал своё самое замечательное открытие, а именно гальванопластику.

В 1840 году был утверждён в звании адъюнкта Императорской Академии Наук, в 1842 году экстраординарным, а в 1847 году — ординарным академиком. Оценка работ Якоби была дана академиком Г. И. Вильдом в речи, произнесённой 29 декабря 1874 году в годичном заседании Академии Наук (фр. «Bulletin de l’Academie», дек. 29, 1876). Якоби продолжительное время нёс ещё обязанности члена мануфактурного совета при министерстве финансов.

В 1867 году, во время всемирной выставки в Париже, Якоби был делегатом от России в международной комиссии для выработки общих единиц мер, весов и монет; здесь Якоби явился горячим поборником метрической системы.

В 1842—1845 году Якоби построил телеграф с подземными проводами между Санкт-Петербургом и Царским Селом.

Якоби построил также по этой линии несколько телеграфных аппаратов новой и весьма остроумной конструкции, которые хранятся в физическом кабинете Академии Наук.

В статье использованы материалы из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

См. также

  • Гальванопластика
  • Закон Якоби
  • Страница 1

    – энциклопедическая статья

  • Разное – на страницах

    : 2 , 3 , 4 , 5

  • Прошу вносить вашу информацию в «Борис Якоби 1», чтобы сохранить ее

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий