Биография Островского кратко о главном

Автор: · Опубликовано 08.02.2019 · Обновлено 22.09.2019

Драматургия Островского встречается на театральных афишах и современному зрителю, потому что его пьесы вечны, и их содержание отражает неизбывные черты русского менталитета. Поэтому Многомудрый Литрекон уделяет особое внимание биографии автора, чтобы читатель смог лучше понять его творчество.

Рождение и детство

Драматург Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Его отец – Николай Фёдорович — много лет работал в суде, а в 1839 он заслужил титул дворянина. Мальчик рано остался без матери, но и мачеха уделяла ему достаточно внимания. Она осознавала необходимость получения образования, потому старалась давать детям самое лучшее (Михаилу и Александру).

В их доме была огромная библиотека: Александр часто проводил в ней много времени. Он с детства осознал свою страсть к литературе. Кроме того, доход отца позволял обеспечивать сыновьям качественное образование. Александра обучали сразу нескольким языкам. Островский знал не только немецкий и французский, но и греческий. Позже он занялся освоением других языков.

Юность и образование

Отец всегда хотел, чтобы сын в будущем выбрал профессию юриста. Окончив гимназию, юноша поступил в Московский университет на юридический факультет (1840 год). Однако закончить его Островскому не удалось: после неудачной сдачи экзамена он отчислился из университета (в 1843 году). Писатель потерял тягу к юридическим наукам.

Сразу после этого отец устраивает сына в Московский совестный суд, где Александр служил на протяжении семи лет. Старик все еще не терял надежды воспитать в наследнике приемника и соратника, но молодого человека тянуло к богеме и творчеству.

Творческий путь

У Островского были самые разные клички: «Колумб Замоскворечья», «новое драматическое светило». Все они связаны с творческим путём автора: именно он показал скрытые районы Москвы, купеческий быт, изображая жизнь простого люда.

Самая первая публикация состоялась в 1847 году. На свет вышли два произведения автора: пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя». Однако настоящий успех драматург познал, лишь выпустив в свет комедийную работу «Свои люди – сочтёмся!». Она принесла ему широкую известность и признание авторитетов. Но замысел Островского полностью воплотить не удалось: пьеса только один раз была поставлена на сцене. Из-за жалобы купцов она была запрещена в театре (драматург получил одобрение лишь в 1861 году), а сам автор потерял свою должность в суде.

Более успешным оказалось другое творение Александра Островского – «Не в свои сани не садись» (1852 год). С этого года он регулярно создавал драматические произведения, которые нередко можно было увидеть во многих крупных театрах. А с 1856 г. он входил в список постоянных сотрудников «Современника». В это десятилетие написано немало пьес: «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста» и другие. Такие произведения, как «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», не обличают пороки русского человека, а отражают лучшие черты его характера. Чернышевский видел в этом искусственность позиции писателя.

После длительной экспедиции от истоков Волги до Нижнего Новгорода автор снова возвращается к своей прежней манере писательства. Он вновь обличает чиновников, показывает жизнь бедного населения. На свет выходят пьесы: «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».

Во второй половине 1860-х на страницах произведений Островского появляются рассуждения об историческом прошлом нашей страны. Он создал пьесы, затрагивающие важные события для России: «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева».

Важную роль Александр Островский сыграл в развитии русского театра. В 1866 году им был организован Артистический кружок. Благодаря нему многие русские актёры развили и улучшили свои навыки.

Личная жизнь

Александр Николаевич Островский состоял в гражданском браке с бедной девушкой Агафьей Ивановной. К сожалению, от этих отношений у драматурга не осталось ни одного ребёнка – все четверо младенцев умерли. Несмотря на то, что у женщины не было образования, она всегда первая читала и оценивала произведения Островского. Агафья отличалась тонкой и чуткой душой.

В 1867 году Агафья умирает, а спустя два года он женится на актрисе Марии Васильевне Бахметьевой. Новая возлюбленная родила драматургу шестеро детей.

Интересные факты

  1. Римский-Корсаков и П.И. Чайковский написали оперу «Снегурочка» по пьесе Островского.
  2. Именно Островский создал театр таким, каким мы его можем видеть сейчас. Автор осуществил реформацию привычной театральной постановки, актерской игры. Его деятельность впоследствии продолжили К.С. Станиславский, М.А. Булгаков.
  3. В 1874 году драматург был одним из организаторов Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Ему удалось исправить положение актеров, внести улучшения в театральную жизнь.
  4. С 1885 года автор занимал высокую должность: он был начальником театрального училища, а также нёс ответственность за репертуар московских театров.
  5. Он был знаком с передовыми людьми своей эпохи. Его часто навещали такие личности, как Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, М.Н. Ермолова.
  6. Находясь в гражданском браке с Агафьей, Островский признавался в любви актрисе Любови Косицкой. Однако девушка так и не ответила взаимностью драматургу. В 1859 году ей была поручена роль Катерины («Гроза»).
  7. Драматург все время жил в долгах. Несмотря на пенсию, которая составляла три тысячи, на высокий заработок автора, денег постоянно не хватало. Со временем изнурительная работа привела к ухудшению здоровья, а на лечение требовались значительные средства.

Смерть

Драматург скончался на шестьдесят третьем году жизни (12 июня 1886 года) предположительно из-за стенокардии. Литературного и общественного деятеля похоронили рядом с отцом на кладбище в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

А. Н. Островский сделал неоценимый вклад в развитие театрального искусства, он сформировал русский национальный театр, который отличался самобытностью и неповторимым колоритом эпохи. Ему удалось дать исчерпывающую характеристику своей эпохе, тонко подметить общественные и политические изменения, происходящие в России. Он же создал галерею живых и естественных образов, отражающих русский менталитет. Глобальные социальные конфликты, которые он видел в бытовых мелочах и мимолетных беседах, до сих пор становятся интересными сюжетами для современного зрителя: они экранизировались и появлялись на сцене уже не раз. Все это доказывает значимость этой литературной фигуры для отечественной культуры.

Автор: Анастасия Сметанова

Детство

Творческая деятельность

Произведение «Свои люди – сочтемся!» принесло известность начинающему писателю Это творение по достоинству оценили великие писатели того времени. Несмотря на цензуру, в то время было выпущено много книг и пьес под его авторством.

Сам писатель очень любил театр. Он даже создал Артистический кружок (1866), который помог развиться многим перспективным артистам. он очень любил театр и все, что с ним связано.

Островский являлся главой сообщества русских драматических и оперных писателей (1874).

Островский был руководителем театрального училища, а также управлял репертуаром театров в  Москве.

Смерть

Всю жизнь Островский прожил в нехватки финансов. Он хотел возродить актерское мастерство, но не успел.

Драматург умер в своей усадьбе 2 июня 1886 года. Был похоронен рядом с отцом.

До сих пор многие проризведения Островского актуальны.

Подробно

Александр Николаевич Островский (годы жизни 31.03.1823-02.06.1886 гг.) является величайшим русским драматургом, творчество которого представляет собой важнейшую стадию развития национального театрального искусства.

Творчество драматурга принято подразделять на несколько периодов: ранний, второй, предреформенный и послереформенный.

Ранний период творчества писателя характеризуется сильным влиянием натуралистической школы и белинских идей, которые обуславливают создание драматургом произведений, обличающих общественные пороки. К примеру, пьеса «Картина семейного счастья», в отношении которой устанавливается запрет цензуры на театральную постановку.

Следующий творческий период писателя характеризуется увлечением демократическим славянофильством, изображением сохранения в купечестве патриархата, нравственной не испорченности, простодушия. Ярким примером произведения, созданного в данный период, является пьеса «Бедность не порок», являющаяся изображением определенной модели русского патриархального общества, противостоящего современной цивилизации.  При этом автору удается передать тесное переплетение комедийного и драматического начал в пьесе.

Творческий период перед началом реформ характеризуется у писателя расширением охвата реальной действительности, поскольку автор затрагивает не только купечество, но и чиновничество, дворянство, а также тему маленького человека. Самым известным произведением данного периода творчества писателя является пьеса «Гроза», которая с точки зрения литературных критиков представляет собой народную трагедию.

В период творчества, приходящийся после окончания реформирования, писатель уходит от изображения современной действительности и обращает свое внимание на исторические события. Из-под пера мастера выходят драматические произведения, повествование в которых посвящено истории, политическим событиям, а не бытовым. При этом писатель не забывает тему современности, поскольку его интересует и начало буржуазного развития страны. Поэтому пьесы драматурга становятся более расширенными и многогранными, а их тематика затрагивает и всех представителей дворянства, и представителей новой буржуазии, и мелкого чиновничества, и интеллигенции. Отличительной особенностью произведений данной периода творчества является изображение автором внутренней борьбы собственных персонажей.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Петр Леонидович Капица

    П. Л. Капица – это известный русский ученый. Является одним из отцов физики невысоких температур и физики мощных магнитных полей.

  • Лавр Корнилов

    Лавр Корнилов – величайший командир русской армии, участвовал в Первой Мировой войне, один из первых основателей отрядов Белого движения на Кубани.

  • Цветаева Марина Ивановна

    Цветаева Марина родилась в Москве в 1892 году. Первые стихи она написала в шестилетнем возрасте. Марина получила образование в московской частной женской гимназии, кроме того она училась в зарубежных пансионах.

  • Расул Гамзатов

    Поэт Р. Гамзатов появился на свет 8 сентября 1923 года в дагестанском селении Цада. После школы учился в педагогическом училище, затем пошел работать учителем.

  • Джонатан Свифт

    Свифт – англо-ирландский писатель, философ, поэт и общественный деятель. Он появился в семье английских колонизаторов

image Бесприданница Литература, экранизации 1936 82 мин image Ледяная внучка Сказка 1980 73 мин Снегурочка Сказка 1952 65 мин

Спектакли

Не всё коту масленица Комедия 2012 117 мин Театр им. Маяковского. Сцена на Сретенке Гроза Драма 1977 162 мин Малый театр России. Основная сцена

Лекции

Александр Островский. Пьесы Дмитрий Бак 2008 26 мин Александр Островский. «Гроза» Дмитрий Бак 2008 26 мин

Книги

Александр Островский Снегурочка Пьесы Александр Островский Бедность не порок Пьесы Александр Островский Бесприданница Пьесы Александр Островский Лес Пьесы

Роль и место в литературе

Александр Николаевич Островский – самобытный русский писатель и драматург XIX столетия. Его считают отцом современного театра в России. Островский был членом Академии наук в Петербурге, получил премию Уварова.

Происхождение и первые годы жизни

Появился на свет Александр Островский в 1823 году в Российской империи (Москва). Детские годы прошли в купеческом обществе.

Отец – Николай Федорович Островский, сын священника, выпускник Костромской семинарии. Работал судебным стряпчим, обеспечивал семью. Сумел добиться высокого чина и получить дворянство.

Мать – Любовь Ивановна Островская (в девичестве Саввина), дочь пономаря. Не стало ее, когда будущему писателю было всего 8 лет.

Николай Федорович много работал и благодаря его усилиям семья жила хорошо. Он женился во второй раз на баронессе Эмили фон Тессин, которая была дочерью шведского аристократа. Мачеха оказалась заботливой и дети Николая Федоровича ее приняли.

Детство писателя в основном проходило в центре Замоскворечья.

Образование

Первое образование Островский получил дома. Отец владел огромной библиотекой, к которой имел доступ юный Александр. По велению отца, в 1835 году будущий писатель идет учиться в гимназию, а потом поступает в Московский университет, чтобы стать юристом. Но учебу он так и не заканчивает, потому что находит настоящее призвание – театр. В качестве компромисса, Островский согласился работать писарем в суде. Занимался он этим делом до 1851 года.

Творчество

Склонность к литературной деятельности Островский почувствовал рано, еще когда только осваивал библиотеку отца в детстве.

Творческий путь писатель начал с публикации короткой пьесы «Картина семейной жизни», которую восторженно приняли. По мнению профессора Шевырева, молодой Островский – светило русской драматургии. Его талант по достоинству оценили и другие деятели, такие как Гоголь и Гончаров.

Главная задача, которую ставил перед собой драматург – это правдивое изображение народа в сочинениях.

Начиная с 1856 года, Островский числится редактором популярного журнала «Современник».

В 1863 году драматург получает премию Уварова.

Важные произведения

«Свои люди – сочтемся!» – произведение, с которого началась слава писателя. Оно было создано в 1849 году.

Главными достижениями автора являются такие его работы: «Гроза», «Бесприданница» и «Снегурочка». Пьеса «Бесприданница» – это многогранная драма, в которой писатель необычно описывает характеры, точно передает чувства главных действующих лиц. «Гроза» – это реалистическая пьеса, построенная на конфликте старых порядков и новой жизни. В 1873 году вышла трогательная пьеса «Снегурочка». В ее основе лежит народная русская сказка, но талант писателя сделал пьесу самобытной.

Последние годы

В последнее время Александр Островский жил в бедности, к тому же обострились болезни. Но писатель продолжал усердно работать, что истощало его организм. Драматург мечтал, что школа театра возродится. Не стало писателя 14 июня 1886 года.

Хронологическая таблица

Год (годы) Событие
1823 Родился Александр Островский
1835 Начало учебы в Московской гимназии
1840 Поступление в Московский университет
1847 Представление автором своей пьесы «Картина семейной жизни»
1850 Публикация пьесы «свои люди – сочтемся!»
1853 Появление пьесы «Бедность не порок»
1860 Публикация пьесы «Гроза»
1873 Выход пьесы «Снегурочка»
1879 Появление пьесы «Бесприданница»
1886 Не стало Александра Островского

Интересные факты

  • Островский был полиглотом: знал много европейских языков.
  • Литературная деятельность писателя длилась около 40 лет.
  • Александр Островский – отец современного театрального искусства.
  • Писатель с любовью относился к своим работам и сильно обижался на критику.

Музей Александра Островского

Дом-музей А.Н. Островского открылся в 1984 году в Замоскворечье, в доме, где прошло детство драматурга.

Фотоматериалы по биографии Островского

Дом, в котором родился Островский в Москве

Один из залов Дома-музея Островского

Островский с актерами Малого театра

Дом-музей Островского в Щелыково Костромской области

  09:35 12.04.2013 (обновлено: 00:58 01.03.2020) image © РИА Новости / РИА Новости Перейти в фотобанк Читать ria.ru в 12 апреля исполняется 190 лет со дня рождения русского драматурга и театрального деятеля Александра Николаевича Островского.

Александр Николаевич Островский родился 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1823 года в Москве. 

В детстве Александр получил хорошее домашнее образование – изучал древнегреческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки.

В 1835-1840 годах Александр Островский учился в Первой Московской гимназии.

В 1840 году поступил в Московский университет на юридический факультет, но в 1843 году из-за столкновения с одним из профессоров оставил учебу.

В 1943-1945 годах служил в Московском совестном суде (губернский суд, рассматривавший гражданские дела в порядке примирительной процедуры и некоторые уголовные).

1845-1851 – работал в канцелярии Московского коммерческого суда, уйдя в отставку в чине губернского секретаря.

В 1847 году Островский опубликовал в газете “Московский городской листок” первый набросок будущей комедии “Свои люди – сочтемся” под названием “Несостоятельный должник”, затем комедию “Картина семейного счастья” (впоследствии “Семейная картина”) и очерк в прозе “Записки замоскворецкого жителя”.

Признание Островскому принесла комедия “Свои люди – сочтемся” (первоначальное название “Банкрот”), которая была окончена в конце 1849 года. До публикации пьеса получила одобрительные отзывы писателей Hиколая Гоголя, Ивана Гончарова, историка Тимофея Грановского. Комедия была напечатана в 1950 году в журнале “Москвитянин”. Цензура, усмотревшая в произведении оскорбление купеческого сословия, не разрешила ее постановку на сцене – впервые пьеса была поставлена в 1861 году. 

С 1847 года Островский сотрудничал как редактор и критик с журналом “Москвитянин”, публикуя в нем свои пьесы: “Утро молодого человека”, “Неожиданный случай” (1850), комедии “Бедная невеста” (1851), “Не в свои сани не садись” (1852), “Бедность не порок” (1853), “Не так живи, как хочется” (1854). 

По прекращении издания “Москвитянина”, Островский в 1856 году перешел в “Русский Вестник”, где во второй книжке за этот год была напечатана его комедия “В чужом пиру похмелье”. Но в этом журнале он работал недолго.

С 1856 года Островский – постоянный сотрудник журнала “Современник”. В 1857 году им были написаны пьесы “Доходное место” и “Праздничный сон до обеда”, в 1858 году – “Не сошлись характерами”, в 1859 году – “Воспитанница” и “Гроза”.

В 1860-е годы Александр Островский обратился к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра. Он создал цикл исторических пьес: “Козьма Захарьич Минин-Сухорук” (1861), “Воевода” (1864), “Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский” (1866), “Тушино” (1866), психологическую драму “Василиса Мелентьева”(1868). 

Завершили цикл пьесы 1873 года: “Комик XVII столетия”, и драматическая сказка в стихах “Снегурочка” – псевдоисторическая утопия русской жизни.

Драматургом написаны бытовые комедии и драмы “Тяжелые дни”(1863), “Шутники” (1864), “Пучина”, (1865). 

После закрытия журнала “Современник” в 1866 году почти все свои пьесы Островский публиковал в журнале “Отечественные записки”. Им были написаны пьесы “Бешеные деньги” (1870), “Лес” (1871), “Волки и овцы” (1875) и другие.

В произведениях 1870-1880-х годов одной из центральных тем драматурга стала участь талантливой и несправедливо обойденной судьбой русской женщины, отраженная в пьесах “Богатые невесты” (1876), “Бесприданница” (1878), “Таланты и поклонники” (1882), “Без вины виноватые” (1884). 

Всего драматург написал 47 пьес, а также свыше 20 переводных пьес Карло Гольдони, Никколо Маккиавели, Мигеля Сервантеса, Публия Теренция и других зарубежных авторов. Ряд произведений были созданы совместно с другими драматургами – Степаном Гедеоновым, Николаем Соловьевым, Петром Невежиным.

Им были созданы Артистический кружок (1865) и Общество русских драматических писателей и оперных композиторов (1874), где драматург был председателем. Работая с 1881 года при дирекции Императорских театров в комиссии по изменению законодательства по театральному делу, он добился улучшения положения артистов и совершенствования театрального образования. С 1885 года Островский заведовал репертуарной частью московских театров и был начальником театрального училища.

14 (2 по старому стилю) июня 1886 года в имении Щелыково Костромской области Александр Островский скончался за письменным столом от приступа стенокардии.

Он был награжден Уваровской премией за пьесу “Грех да беда на кого не живет” (1863). Являлся членом-корреспондентом Петербургской академии наук (1863).

Драматург был женат гражданским браком на Агафье Ивановне. Второй женой Александра Островского была актриса Малого театра Мария Бахметьева. У писателя было шестеро детей: дочери Мария и Любовь, сыновья – Александр, Михаил, Сергей и Николай.

27 мая 1929 года в Москве перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому работы скульптора Николая Андреева.

В имении драматурга Щелыкове Костромской области открыт мемориальный и природный музей-заповедник Александра Островского.

Раз в пять лет с 1973 года проводится театральный фестиваль “Дни Островского в Костроме” с показом лучших спектаклей России по произведениям драматурга.

С 1993 года ежегодно в Москве в Государственном академическом малом театре проходит театральный фестиваль “Островский в Доме Островского”.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий