Биография Любови Орловой

Биография

Любовь Орлову называли русской Марлен Дитрих. Благодаря ей советский кинематограф не только поднялся на новый уровень, но и стал уверенно конкурировать с театральным искусством. Огромное количество наград и заслуг, яркая фильмография — Любовь Петровну по праву считают одной из самых талантливых актрис Советского Союза.

Детство и юность

Будущая икона советского кино Любовь Петровна Орлова появилась на свет в 1902 году в семье дворян. Её отец, служивший в военном ведомстве, имел несколько наград от государя. Евгения Сухотина, мать Орловой, происходила из старинного рода дворянина, члена Государственного совета и кавалерийского генерала Николая Сухотина, служившего начальником Николаевской военной академии и состоявшего в родственной связи с писателем и графом Львом Толстым. У Любови Орловой хранилось произведение Толстого «Кавказский пленник». Книга была подписана и подарена маленькой Орловой самим писателем.

Частым гостем в доме Орловых в подмосковном Звенигороде был и Фёдор Шаляпин. Как-то он, увидев домашний спектакль с участием младшей Орловой, напророчил девочке настоящую актёрскую славу, посоветовав родным развивать талант юной актрисы в театральной студии. Но родители больше хотели видеть дочь не артисткой, а музыкантом. Поэтому, когда девочке исполнилось 7 лет, отвели её в музыкальную школу, где она обучалась игре на фортепиано.

С 1919-го года Любовь Орлова совершенствовала свою игру в Московской консерватории. Но через 3 года ей пришлось покинуть это учебное заведение, чтобы заработать на жизнь. С 1922 года Орлова преподавала музыку и работала тапером в столичных кинотеатрах. Тем не менее, в этот период она успевала учиться в ГИТИСе (тогда театральный техникум имени А. В. Луначарского). С 1926-го Орлова работала хористкой, а затем актрисой музыкальной студии МХАТа.

Фильмы

В студии Любовь Орлова поначалу пела в хоре и появлялась в небольших ролях некоторых спектаклей. Но уже тогда её талант и неповторимая внешность были заметны и выделяли артистку из множества коллег. Поэтому в 1932 году режиссёр вывел артистку из хора, сделав солисткой оперы Оффенбаха «Перикола». Любовь Петровна получила главную роль. На оперу с первых же дней её представления толпами ходили театралы.

В 1933 году Орлову в роли Периколы впервые увидел начинающий кинорежиссёр Григорий Александров, которому посмотреть на талантливую 31-летнюю артистку посоветовал друг-художник. Александров был сражён талантливой игрой и красотой Орловой. После этой судьбоносной встречи Любовь Петровна была приглашена режиссёром играть в его фильмах. На момент встречи Григорий Александров как раз подыскивал кандидатуру на роль Анюты в своей картине «Весёлые ребята».

image
Любовь Орлова в фильме «Цирк»

Кинематографическая биография Любови Орловой началась именно из этой ленты. Отлично справившись с образом Анюты, артистка стремительно поднялась по карьерной лестнице советского кинематографа. Во многом благодаря ей отечественный кинематограф становится популярным видом искусства, который ощутимо потеснил театр как по кассовым сборам, так и по количеству зрителей.

В 1936-ом на экраны страны вышла вторая лента Александрова, где в главной роли снова появилась Любовь Орлова. Это был мюзикл «Цирк», ставший одним из самых кассовых советских фильмов. Он получил Гран-при международной выставки в Париже, а в 1941-ом был награждён Сталинской премией.

Через два года поклонники таланта Орловой с удовольствием смотрели очередной мюзикл-комедию «Волга-Волга», также снятый Григорием Александровым. В 1939-ом году Любовь Петровна сыграла главную героиню приключенческого детектива «Ошибка инженера Кочина». Режиссёром картины был Александр Мачерета. В 1940-ом вышел последний довоенный фильм – мюзикл Александрова под названием «Светлый путь».

Любовь Орлова стала советской Марлен Дитрих, которую из-за железного занавеса и запрета на западное искусство пока не знали зрители СССР. Но небольшой круг посвящённых, в который входил режиссёр Александров, регулярно просматривает зарубежные фильмы на закрытых показах. У Орловой появляется много схожих черт с голливудской звездой. В первой же картине «Весёлые ребята» у Анюты был точно такой же цилиндр, как у Дитрих в ленте «Голубой ангел». В следующем фильме «Цирк» у героини Орловой цвет волос чёрный пополам с платиновым, как у Марлен.

У Любови Петровны Орловой было великолепное сопрано. Она отлично танцевала и играла на рояле и фортепиано. Эти её таланты многократно использовались во всех следующих картинах. Ленты «Волга-Волга», «Светлый путь» и многие другие были переполнены музыкой и песнями. Фильмы с Орловой чрезвычайно любимы советскими зрителями. Вначале 1940-ых актриса была настолько популярной, что нередко напутствовала и провожала солдат на фронт. Она выступила с концертами на всех фронтах – от Минска до Курска и Орла.

После войны Орлова опять много снималась. В 1947-ом вышел мюзикл «Весна», а через 2 года картина о войне «Встреча на Эльбе». В начале 1950-ых Любовь Орлова появилась в двух биографических картинах – драме «Мусоргский» и ленте «Композитор Глинка», где она сыграла Людмилу Ивановну Глинку.

Карьерный спад наметился у Любови Орловой в начале 1960-ых. Она всё реже появляется на экране и на театральной сцене. В 1970-ом зрители увидели комедию «Русский сувенир». А последняя лента с участием Орловой «Скворец и Лира» вышла в 1972 году.

Орловой дважды присуждалась самая престижная в стране Сталинская премия. Первый раз за роль Марион Диксон в картине «Цирк», второй – за ленту «Встреча на Эльбе», где Любовь Петровна сыграла американскую журналистку Джаннетт Шервуд. Также артистка получила Орден Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени. Вскоре она становится Заслуженной, а потом и Народной артисткой РСФСР и СССР.

Личная жизнь

Любовь Орлова, при жизни признанная примадонной советского кинематографа, чрезвычайно тщательно заботилась о своей внешности. Она была первой из отечественных актрис, регулярно пользовавшихся передовыми новинками косметологии для ухода за телом и лицом. Поговаривают, что она первой испытала на себе пластическую хирургию. Во всяком случае, аристократическая внешность и чрезвычайная ухоженность долгое время позволяли ей скрывать свой возраст.

Личная жизнь Любови Орловой – это три брака. Первый раз она вышла замуж за видного чиновника Наркомата земледелия Андрея Гаспаровича Берзина. Вместе они прожили 4 года. В 1930 году Берзина арестовали и сослали в Казахстан.

В 1932 году Орлова познакомилась с австрийским импресарио Францем (фамилия его утерялась), с которым год прожила в гражданском браке. А в 1933-м актриса познакомилась и в том же году вышла замуж за Григория Александрова. Вместе супруги прожили до самых последних дней артистки. Детей у пары не было.

В марте 2015 года зрители увидели 16-серийный фильм, снятый на реальных событиях жизни актрисы и режиссёра, под названием «Орлова и Александров». Лента охватывает большой период жизни артистки, начиная от её знакомства с Григорием Александровым до самой смерти. Орлову сыграла Олеся Судзиловская, её мужа – Анатолий Белый.

Смерть

Не стало Любови Петровны Орловой 26 января 1975 года. Причина смерти артистки — рак поджелудочной железы. Похоронили ее на Новодевичьем кладбище. Григорий Александров пережил супругу на 8 лет.

В 2014 году дачу Орловой и Александрова в подмосковном Внуково приобрел известный адвокат Александр Добровинский. Он же стал собственником личного архива великой артистки — сохранившихся фото и дневников. Давая интервью, Добровинский развеял миф, что Любовь Петровна была влюблена в Иосифа Сталина. По его мнению, актриса начала ненавидеть генсека после того, как ее первого мужа Берзина отослали в Казахстан.

Александр прочитал в дневнике артистки, что Сталин однажды пригласили ее на ужин. Именно там она поинтересовалась судьбой своего первого супруга, что очень не понравилось Иосифу Виссарионовичу. После этого эпизода он более никогда не предпринимал никаких попыток личного общения со звездой.

В 2022 году отмечалась юбилейная дата — 120 лет со дня рождения Любови Петровны. Ряд мероприятий, посвященных великой исполнительнице, стартовал с лекции Андрея Апостолова в музее кино. Там же состоялся показ ленты «Светлый путь». А в завершении выступила Христина Блохина, которая исполнила главные советские хиты.

Фильмография

  • 1934 – «Весёлые ребята»
  • 1936 – «Цирк»
  • 1938 – «Волга-Волга»
  • 1939 – «Ошибка инженера Кочина»
  • 1940 – «Светлый путь»
  • 1941 – «Дело Артамоновых»
  • 1947 – «Весна»
  • 1949 – «Встреча на Эльбе»
  • 1950 – «Мусоргский»
  • 1960 – «Русский сувенир»
  • 1974 – «Скворец и Лира»
image Эпоха в фильме «Цирк» Что можно узнать о 1930-х годах из картины Григория Александрова? Знаменитые модники и модницы Советского Союза Их образы копировали, им подражали, на них равнялись Наши любимые фильмы про стерв Мы расскажем о советских фильмах, которые стали популярными во многом благодаря ярким женским образам Кинодвойняшки: русские против иностранок Сравнили портреты отечественных и зарубежных кинозвезд. Удивились. Главные красавицы отечественного кино Самые чувственные и манящие женские роли.

Фильмы

Боевой киносборник №4 Киносборник 1941 59 мин Госфильмофонд России Одна семья Кинорассказ 1943 85 мин Госфильмофонд России Светлый путь Комедия 1940 98 мин Госфильмофонд России Ошибка инженера Кочина Экранизация 1939 103 мин Госфильмофонд России Светлый путь Мюзикл 1940 93 мин Весна Комедия 1947 102 мин Встреча на Эльбе Драма 1949 104 мин Цирк Комедия 1936 88 мин Волга-Волга Комедия 1938 100 мин Веселые ребята Комедия 1934 90 мин

Легенда советского кино Любовь Орлова | Фото: kino-teatr.ru, goodhouse.ru 45 лет назад, 26 января 1975 г., ушла из жизни одна из самых знаменитых советских актрис, известных не только в СССР, но и за рубежом, – Любовь Орлова. Ее имя стало синонимом вечной молодости и безупречной красоты, она была не просто актрисой – настоящей звездой №1, кинодивой, о которой ходили легенды. Уже в наши дни о ней появилось множество мифов: говорили, что своей славой она обязана Сталину, что ее брак с режиссером Григорием Александровым был фиктивным, что она первая из советских звезд начала делать пластические операции, но не все это было правдой. Какие же тайны на самом деле скрывала Орлова? Любовь Орлова в юности | Фото: shkolazhizni.ruПервая тайна была связана с ее рождением и происхождением. В паспорте актрисы была указана дата ее появления на свет: 29 января (11 февраля по новому стилю) 1902 г. Однако некоторые ее знакомые утверждали, что на самом деле она родилась раньше. Фаина Раневская утверждала: «Никто не скажет, сколько ей лет. Она вообще гениальна: когда выдавали паспорта в начале тех же тридцатых, никаких документов не требовали – можно было назвать любую дату рождения и любое имя тоже… Так Любочка не растерялась и сразу скостила себе десяток лет! Это я, идиотка, все колебалась: стоит ли? Потом подсчитала, что два года я все же провела на курортах, а курорты, как говорят, не в счет, так и появилась в моем паспорте новая дата рождения: вместо 1895-го 1897-й. И только! До сих пор не могу себе простить такого легкомыслия!». Любовь Орлова в фильме *Петербургская ночь*, 1934 | Фото: kino-teatr.ruПо словам Раневской, однажды Григорий Александров предложил ей сыграть бабушку Любови Орловой, чем актриса была очень возмущена – ведь они были почти ровесницами! Зная острый язык Раневской, биографы Орловой считали, что 10 лет – это явное преувеличение, но при этом они допускали, что Любовь Петровна лукавила в отношении своего возраста. Народная артистка СССР Любовь Орлова | Фото: kino-teatr.ruВо многих биографиях Любови Орловой утверждается, что ее род происходил от графа Григория Орлова – фаворита императрицы Екатерины II, но эта версия многим исследователям кажется надуманной и необоснованной. Достоверно известно только то, что дед актрисы Федор Орлов состоял в чине действительного статского советника и был женат на дворянке Анастасии Вашкевич. У них было 3 дочери и 1 сын – Петр Федорович, отец Любови Орловой. Он принадлежал к дворянству Полтавской губернии. Мать Орловой, Евгения Сухотина, происходила из старинного дворянского рода и состояла в родстве с Львом Толстым (ее дядя был женат на его старшей дочери). Любовь Орлова в фильме *Веселые ребята*, 1934 | Фото: kino-teatr.ruОднако точных сведений о дальних предках Орловой не существует. По одним предположениям, ее род происходил от младшего брата Григория Орлова Федора, по другим – появился позже и не имел с ними ничего общего, так как прадед актрисы был военным врачом, рожденным в семье священника. В любом случае, о своем дворянском детстве Любовь Орлова предпочитала в советские времена не упоминать. В анкете в графе «происхождение» она писала: «Из служащих». Любовь Орлова в фильме *Веселые ребята*, 1934 | Фото: kino-teatr.ru Кадр из фильма *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ruВ наше время нередко появляются публикации, в которых утверждается, что своим стремительным взлетом в карьере Любовь Орлова была обязана Сталину, благоволившему актрисе, и своему мужу, режиссеру Григорию Александрову. Завистники и недоброжелатели были уверены в том, что актриса была любовницей Сталина. Однако согласно официальной версии, Орлова виделась с ним всего один раз – во время торжественного приема по случаю награждения деятелей искусства. И эту возможность актриса использовала для того, чтобы узнать о судьбе своего первого мужа – Андрея Берзина, бывшего заместителя Наркома земледелия. С тех пор как его арестовали, она ничего о нем не слышала. Тогда Орлова узнала, что он жив и находится в ссылке. Легенда советского кино Любовь Орлова | Фото: kino-teatr.ru Григорий Александров и Любовь Орлова | Фото: belcanto.ruВ некоторых публикациях говорится, что режиссер и актриса на самом деле никогда не были мужем и женой, и что их брак был своего рода взаимовыгодным партнерством, где оба были заинтересованы друг в друге исключительно из карьерных соображений. Однако в таком случае их брак вряд ли бы продержался 42 года! При этом оба не уставали благодарить друг друга за годы, проведенные вместе, и постоянно писали записки с признаниями в любви. Любовь Орлова в фильме *Волга-Волга*, 1938 | Фото: kino-teatr.ruКазалось бы, безусловным фактом является то, что Любовь Орлова была одной из первых красавиц советского кино, но и это утверждение неоднократно оспаривается в наши дни. Говорят, образ вечно молодой богини экрана – дело рук самой Орловой и ее мужа, один из главных мифов, созданных супругами. Кадры из фильма *Встреча на Эдьбе*, 1949 | Фото: kino-teatr.ruНаверное, самый распространенный миф об Орловой – то, что она одной из первых прибегла к помощи пластических хирургов и сделала за границей чуть ли не десяток операций. Биограф актрисы Михаил Куницын пишет: «В фильме «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), «Встреча на Эльбе» (1949) мы еще видим лицо Орловой до пластических операций. В 60-е годы она обратилась к услугам эстетической медицины. Да, она действительно делала пластику. Но не так много, как про нее рассказывают, и не за счет Чаплина (это еще один миф). И вообще, не за границей, а на родине. У нее, видимо, была одна круговая подтяжка и одна пластика век. Это то, что удалось доподлинно установить. Мало того, Орлова пользовалась простыми кремами фабрики «Свобода», она их очень любила, сама их с чем-то смешивала… Для нее было очень важно следить за собой. В своем спектакле «Милый лжец» Орлова со сцены произносила слова: «И мне никогда не будет больше 39 лет, ни на один день!» Такой вот была и сама Любовь Петровна». Народная артистка СССР Любовь Орлова | Фото: kino-teatr.ru Народная артистка СССР Любовь Орлова | Фото: shkolazhizni.ruВ свою очередь муж актрисы заботился о том, чтобы в кадре она всегда выглядела эффектно. Черно-белая съемка в мягком свете была максимально выгодна для внешности, Орлову снимали под определенными углами и с подсветкой снизу – так сглаживались морщины, и теней на лице было минимум. Любительских фотоснимков звезда всегда старалась избегать, особенно в зрелом возрасте. Александров «лепил» из нее кинодиву по образу Марлен Дитрих, с которой виделся во время своих поездок за границу, и превратил брюнетку Орлову в ослепительную блондинку. Кадр из фильма *Русский сувенир*, 1960 | Фото: kino-teatr.ruОдной из самых сильных фобий актрисы был страх старости. Когда в 1972 г. ей исполнилось 70 лет, она лично обратилась к партийному руководству с просьбой не упоминать в прессе ее возраст. И эта просьба была выполнена! А спустя 2 года Орлова после долгой паузы снялась в фильме «Скворец и Лира», где играла 25-летнюю героиню. Однако на этот раз, несмотря на все усилия съемочной группы, ее возраст на экранах скрыть не удалось. И острословы тут же переименовали этот фильм в «Склероз и климакс». Любовь Орлова в фильме *Скворец и Лира*, 1974 | Фото: 7days.ruВо время озвучивания фильма актрисе стало плохо, ее увезли в больницу. По просьбе мужа врачи скрыли от нее диагноз – рак поджелудочной железы. Домой оттуда она уже не вернулась – 26 января 1975 г. ее не стало. Свои тайны она хранила до конца – на кладбище крышку гроба не открывали, и никто не видел, как смерть изменила ее черты. Легенда советского кино Любовь Орлова | Фото: belcanto.ru Любовь Орлова и Григорий Александров в Вене, 1962 | Фото: dubikvit.livejournal.comСегодня о ней говорят, что лучшая сыгранная ею роль – это роль самой себя. Наверное, это действительно было так, и она всю жизнь существовала между мифом и реальностью, но ведь без этого бы и не родилась легенда… Одна из последних фотографий актрисы | Фото: shkolazhizni.ruБесспорным фактом было и то, о чем в публикациях об актрисе часто забывают упомянуть – своим успехом она была обязана не только заботам мужа, но и своему таланту, трудоспособности и жертвенности в профессии: Почему Любовь Орлову увозили со съемок фильма «Цирк» на «скорой».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Опубликовано пользователем сайта

Про звезд

В канун юбилея мне удалось встретиться с двумя интереснейшими людьми. Наталья Гришина несколько лет была супругой Григория Александрова-младшего, внука знаменитого режиссера Александрова. А Иван Лукашов до сих пор с ним приятельствует. Да и самого мужа Любови Орловой, Александрова-старшего, он знал довольно хорошо. Они поведали поразительные и шокирующие факты из биографии звездных супругов. Поскольку Наталья с Иваном постоянно дополняли друг друга, у меня получилось одно интервью на двоих… Выбросила семью из собственного дома – Как известно, общих детей у Орловой с Александровым не было, – напомнили мне собеседники. – Первый раз Александров женился сразу после фильма «Броненосец «Потемкин», где он работал с Эйзенштейном. Супруга Ольга к искусству отношения не имела. Она-то и родила ему сына, которого он назвал Дугласом. – Это еще зачем?  – Дед (так звали Григория Васильевича в семье) в то время дружил с голливудским актером Дугласом Фербенксом. Когда Александров сказал американцу, что скоро станет отцом, тот начал смеяться: «Что же ты его в духе времени Трактором назовешь?» – «Как хочу, так и назову, хоть в честь тебя!» – ответил Александров. Когда Ольга умерла, Дугласа отдали в приют… – Говорят, Александров и Эйзенштейн были любовниками?  – В те времена Александров пытался все это тщательно скрывать. И Орлова ему в этом помогала. Но ведь есть мужчины, которые любят сразу и женщин, и мужчин?.. _— Кстати, у него был роман и с Гретой Гарбо! Когда Александров стажировался в Голливуде и жил под одной крышей с Эйзенштейном и оператором Тиссе, то двое последних деликатно уходили из дома, когда туда являлась Грета. Во Внуково, на даче у Александрова,стояла фотография: Грета Гарбо в профиль. А на ней губной помадой было написано: «То my love Grigoriy. Hollywood. 1930.»  – Про эту дачу ходит масса легенд… – После «Веселых ребят» Александрову и Орловой дали гектар земли. Дачу им строили по проекту шведского архитектора. Внизу был смотровой зал, где крутили кино, стоял прекрасный рояль, в углу комнаты был красивый камин. Второй этаж был разделен как бы на две половины – женскую и мужскую. Женская – комната-будуар с камином, ванной и туалетом. Мужская – с умывальником и камином. На втором этаже была предусмотрена танцевальная терраса, но она по назначению никогда не использовалась. Весь дом был спроектирован только для двоих. Внизу располагались кухня и комната для прислуги. В доме была своя котельная и телефон. Орлова не любила людей, гостей и друзей. Она никого не любила. И хотя в доме хватало места, переночевать гостям было негде. Иногда доходило до маразма. Приезжали люди по делам – сценарий обсудить, музыку к кинофильму, сидели, разговаривали. Вдруг где-то через час Орлова, посмотрев на часы, говорила: «Через пять минут Григорию Васильевичу пора обедать». Все вставали и молча уходили. Она им даже чаю никогда не предлагала. Ее боялись все.

Гриша Орлову терпеть не мог. Вот эта квартира, где мы с вами сидим, принадлежала Дугласу. И когда сюда приехали Александров с Орловой, Любочка даже не соизволила подняться, она ждала Александрова в машине. Хотя писала ему трогательные открытки, но на самом деле она ненавидела детей, ненавидела себя беременной. – Как беременной? Детей-то не было… И потом, говорят, у них были разные спальни. – Любочка беременела, это доподлинно известно. И делала аборты, потому что ненавидела себя в положении и никогда не хотела иметь детей. – Я думала, она только пластические операции делала. – Пластические операции ей оплачивал Чарли Чаплин. Она их делала во Франции. – Говорят, Орлову очень любил Сталин. – Думаю, да. Между ними возникли какие-то странные дружеские отношения. Они могли разговаривать целый час по телефону, причем в это время Сталина ждали дела. Как-то, вернувшись с одного из кремлевских приемов во Внуково, Любочка обнаружила, что потеряла в Георгиевском зале брошь. Позвонила в Кремль. Сталин распорядился включить в зале свет и найти брошь. Одна жена на двух Александровых – Говорят, Сталин подшучивал над Александровым: мол, если вы будете мучить Любовь Петровну, мы вас расстреляем. – Однажды Берия арестовал Александрова. И тогда Орлова позвонила Самому, и машина с Григорнем Васильевичем вернулась во Внуково ровно через час. Еще был случай. Дед рассказывал. Во время войны за ним приехали. А у него наготове на всякий случай стоял чемоданчик. Дело случилось ночью, шторы в машине были опущены, и он так и не понял, куда его доставили. Заводят его в комнату, а там за столом сидят Сталин, Молотов, Берия и еще какие-то незнакомые ему люди. Сталин сказал: «Мы арестовали вас за то, что вы ведете переписку с иностранцем в военное время, а за это у нас полагается расстрел». У Деда похолодело в груди. Он вспомнил, как однажды Сталин пошутил во время приема с маршалом Куликом, мол, что-то ваши пушки плохо стреляют. A потом маршала арестовали и вскоре расстреляли. Через какое-то время Сталин улыбнулся и сказал: «Не бойтесь. Вам ваш друг Чарли Чаплин письмо с оказией прислал. Вот оно, читайте». Оказалось, госсекретарь США Идеи приехал в Союз и привез письмо от Чарли Чаплина, адресованное Александрову. – Как вы думаете, почему во время «железного занавеса» Орлова с Александровым постоянно выезжали за границу и даже каждый год справляли чаплинский день рождения? 

Тарелка Пикассо за бутылку водки – Говорят, Орлова избаловала Александрова. – Избалован он был страшно. Все по часам – завтрак, обед, ужин… За ним приезжала мосфильмовская «Волга». Дедушка брал портфель, выходил из дома, а вся семья должна была стоять на ступеньках и махать ему ручкой. Что мы и делали. Как же, Дедушка идет на работу! Он был одним из тех людей, кто не впускает в себя отрицательные эмоции, потому что они вредят здоровью. Он не хотел знать ни о чем плохом. В том числе о том, что Орлова тяжело больна. Он не сразу узнал, что умер его сын, не поехал на похороны. – А почему Александрова не к Орловой похоронили, а в могилу напротив?  – Потому что Галочка оставила место для себя, наивно полагая, что ее тоже похоронят на Новодевичьем. Не тут-то было. Ее похоронили на Ваганьково к Дугласу-Василию. – Так в итоге Галочке удалось сохранить наследство или она, что называется, зря старалась?  – Квартира и дача во Внуково достались Грише. В квартире хотели сделать музей Орловой и Александрова – там же были уникальные вещи. Рисунки Эйзенштейна, тарелка, сделанная Пикассо, рисунки Леже, автографы знаменитостей, поздравительное письмо Чарли Чаплина, которое он прислал незадолго до своей смерти, Любочкин портрет, написанный одним из Кукрыниксов, – чего там только не было. – И где это все, насколько я знаю, музея-то нет… – Его и не могло быть. Потому что все эти уникальные материалы бесследно исчезли. Многое из этого Гриша отдавал за бутылку коньяка или водки. Он нигде не работал, никогда. А зарабатывал деньги своеобразным способом. Когда на доме открыли мемориальную доску, к зданию привозили туристов. Что делал Гриша? Он с каждого собирал по трояку и приводил их в квартиру. Десять туристов – 30 рублей. И в ресторан – отмечать. А еще он очень любил нацепить дедовскую звезду Героя Социалистического Труда, взять удостоверение – оно же без фотографии – и пойти, например, в парикмахерскую без очереди. Или в ресторан, когда не было свободных столиков. Сейчас Гриша неплохо устроился благодаря имени своего деда. Живет в Париже, недалеко от Булонского леса. В Москве остался его старший сын – Василий. В Париже – еще два, один из которых тоже Василий. При этом он до сих пор не торопится поставить на могилу матери и отца памятник…

(с) Лада АКИМОВА 

Орловы – один из двенадцати старейших русских дворянских родов. Среди славных сынов этой семьи был тот самый Григорий Орлов, который участвовал в дворцовом перевороте, возведшем на престол Екатерину II и принимал участие в убийстве двух императоров, Петра III и Павла II. Императрица к тому же страстно любила его, и он был усыпан коронованной любовницей несметным количеством титулов, должностей и чинов. В роду Любови Петровны был герой 1812 года декабрист Михаил Орлов, женатый на старшей дочери генерала Раевского Екатерине, в которую был безнадежно влюблен Пушкин. Более двадцати портретов Екатерины Николаевны оставил Пушкин на полях рукописи “Бориса Годунова”! Она стоит в ряду обворожительных, женских персонажей, который столетие спустя логически завершился образом Любови Орловой…  Отец, Любови Петровны, Петр Федорович Орлов, был женат на Евгении Николаевне Сухотиной, племяннице мужа дочери Толстого Татьяны Толстой-Сухотиной. В приданое Евгении Николаевне досталось имение Сватово в Воскресенском уезде (ныне Истринский район). Имение это было скромнее легендарных Кочетов, где частенько собирались семьи Толстых и Сухотиных, но в страшные годы революции, чудом оставшись жить в Сватове, где они держали корову, родители Любочки и ее сестры Нонны не умерли с голоду. 

Что касается творческих устремлений Орловой в те годы, то, видимо, полного удовлетворения от работы она не испытывала. В стенах театра ей становилось тесно, и она искала иных выходов своей артистической натуры. Ей вдруг захотелось сняться в кино. Однако, когда она попыталась это осуществить, ее ждало разочарование. Вот что рассказывала об этом сама Орлова: “В киностудии попала в длинную очередь: был объявлен набор молодых исполнителей для очередной картины. С трудом скрывая свою робость, я очутилась перед режиссером – человеком со взглядом решительным и всезнающим. Когда он обратил на меня свой испытующий и пронзительный взор, я почувствовала себя как бы сплюснутой между предметными стеклами микроскопа. – Что это у вас? – строго спросил режиссер, указывая на мой нос. Быстро взглянула я в зеркало и увидела маленькую родинку, о которой совершенно забыла, – она никогда не причиняла мне никаких огорчений. – Ро… родинка, – пролепетала я. – Не годится! – решительно сказал режиссер. – Но ведь… – попыталась я возразить. Однако он перебил меня:  – Знаю, знаю! Вы играете в театре, и родинка вам не мешает. Кино – это вам не театр. В кино мешает все. Это надо понимать!  Я поняла лишь одно: в кино мне не сниматься, а поэтому надо поскорее убраться из студии и больше никогда здесь не показываться. И я дала себе клятву именно так поступить”.

Однако даже расположение Сталина не спасло Орлову от того, чтобы однажды не оказаться “распятой” на страницах газеты “Советское искусство”. Случилось это в июне 1938 года. Причем предшествовали тому не менее драматичные события. Став завсегдатаем богемных пиршеств, славившихся разнообразием снеди и выпивки, Орлова вскоре утратила чувство меры. Она настолько пристрастилась к алкоголю, что к возвращению Александрова с работы бывала уже пьяна, в одиночку осушив несколько рюмок вина. Именно тогда их брак дал первую трещину. Каким образом Александрову удалось спасти жену от пагубного пристрастия, остается загадкой. Скорее всего он просто пригрозил ей загубленной карьерой, которая для Орловой всегда была превыше всего. Короче, с возлияниями она покончила. Однако вскоре случилась новая беда.

Оставьте свой голос:668 + –> 03:05 11.02.2017 (обновлено: 02:50 03.03.2020) © РИА Новости Перейти в фотобанк Читать ria.ru в

Актриса театра и кино, народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова родилась 11 февраля (29 января по старому стилю) 1902 года в подмосковном Звенигороде. Отец будущей советской кинозвезды Петр Орлов служил в военном ведомстве. Мать, Евгения Сухотина, происходила из старинного дворянского рода.

Родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой.

В 1919 году Любовь Орлова поступила в Московскую консерваторию. Она училась по классу рояля у Карла Киппа, но из-за трудного материального положения учеба в консерватории не была окончена.

В 1922-1925 годах Орлова обучалась на хореографическом отделении Московского театрального техникума.

В это же время работала иллюстратором (тапером) немых фильмов в московских кинотеатрах.

В 1926-1933 годах Любовь Орлова работала в Музыкальном театре, которым в то время руководил Владимир Немирович-Данченко. Сначала она пела в составе хора, танцевала в кордебалете, затем ей стали доверять партии Герсильи в “Дочери мадам Анго”, Периколы в одноименной оперетте Жака Оффенбаха, Серполетты в оперетте “Корневильские колокола” Робера Планкетта.

Дебютом в кинематографе для актрисы стали роли в немом кино. Она сыграла Грушеньку в картине “Петербургская ночь” (1934) режиссера Григория Рошаля и Эллен Гетвуд в фильме Бориса Юрцева “Любовь Алены” (1934).

Поворотным моментом в творчестве артистки стала встреча с молодым режиссером Григорием Александровым, который снял ее в главной роли в комедии “Веселые ребята” (1934).

Благодаря внешним данным, актёрскому мастерству, незаурядной музыкальности и драматическому таланту Орлова стала одной из ведущих киноактрис 1930-1940-х годов. Приобрела громадную популярность, снимаясь в фильмах Александрова: “Цирк” (1936), “Волга-Волга” (1938), “Светлый путь” (1940), “Весна” (1947), “Встреча на Эльбе” (1947).

Орлова также снималась в драматических фильмах — советском детективе “Ошибка инженера Кочина” (1939), картине Рошаля “Дело Артамоновых” (1941), а также в биографических кинолентах “Мусоргский” (1950) и “Композитор Глинка” (1952).

Последние роли в кино Любови Орловой были неудачными. Фильм Александрова “Русский сувенир” (1960) был раскритикован советской прессой.

В 1974 году Орлова сыграла в фильме Александрова “Скворец и лира”. Двухсерийная картина о советских разведчиках, созданная в сотрудничестве с кинематографистами Чехословакии и ГДР, так и не вышла в прокат.

В 1947 года актриса выступила в спектакле театра имени Моссовета “Русский вопрос” в роли Джесси. В 1955 году она была приглашена в труппу. Орлова была занята в спектаклях “Сомов и другие” (Лидия), “Лиззи Мак-кей” (Нора, Лиззи), “Милый лжец” (Патрик Кэмпбэлл).

Последней ее работой в театре стала роль миссис Сэвидж в “Странной миссис Сэвидж”.

Любовь Орлова была награждена многими почетными званиями и наградами. В 1950 году ей было присвоено звание народной артистки СССР. Актриса дважды была удостоена Государственной премии СССР (1941, 1950). Награждена орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного знамени.

В 1972 году ее именем была названа Малая планета.

26 января 1975 года Любовь Орлова умерла от рака поджелудочной железы.

Актриса была замужем два раза. Ее первый муж, Андрей Берзин, заведующий отделом, а затем заместитель наркома земледелия, был репрессирован в 1929 году.

Вторым мужем Любови Орловой стал режиссер Григорий Александров, в творческом и семейном союзе с которым актриса прожила до своей кончины. Он пережил супругу на восемь лет, выпустив в память о жене в 1983 году, в год своей смерти, документальный фильм “Любовь Орлова”.

В 2007 году на малой родине актрисы — в Звенигороде состоялось открытие Культурного центра имени Любови Орловой. В сентябре 2016 года рядом с культурным центром был установлен памятник Любови Орловой.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Заслуженная и народная: блистательная Любовь Орлова image 1 из 19 © РИА Новости Перейти в фотобанк image 2 из 19 © РИА Новости Перейти в фотобанк image 3 из 19 © РИА Новости / Соломон Кулишов Перейти в фотобанк image 4 из 19 © РИА Новости / Анатолий Гаранин Перейти в фотобанк image 5 из 19 © РИА Новости / Пресс-служба “Первого канала” Перейти в фотобанк image 6 из 19 © РИА Новости / Анатолий Гаранин Перейти в фотобанк image 7 из 19 © РИА Новости / Василий Малышев Перейти в фотобанк 8 из 19 © РИА Новости / Александр Гладштейн Перейти в фотобанк 9 из 19 Следующими фильмами Орловой был “Цирк” (1936), за основу которого был взят мюзикл “Под куполом цирка” Катаева, Ильфа и Петрова, и комедия “Волга-Волга” (1938). После выхода на экраны этих картин актрису стали узнавать на улице, песни в ее исполнении запела вся страна. © РИА Новости Перейти в фотобанк 10 из 19 © РИА Новости Перейти в фотобанк 11 из 19 © РИА Новости Перейти в фотобанк 12 из 19 © РИА Новости Перейти в фотобанк 13 из 19 © РИА Новости Перейти в фотобанк 14 из 19 © РИА Новости Перейти в фотобанк 15 из 19 © РИА Новости Перейти в фотобанк 16 из 19 Согласно воспоминаниям внучатой племянницы актрисы, в 1952 году на Орлову было совершено покушение. На западе Украины любимую актрису Сталина пытались отравить. Орлову удалось спасти, но виновные так и не были найдены. © РИА Новости / Михаил Гершман 17 из 19 © РИА Новости Перейти в фотобанк 18 из 19 © РИА Новости Перейти в фотобанк 19 из 19 Любовь Орлова умерла от рака поджелудочной железы в январе 1975 года. Александров пережил супругу на восемь лет, выпустив в память о жене в год своей смерти документальный фильм “Любовь Орлова”. © РИА Новости Перейти в фотобанк 1 из 19 © РИА Новости Перейти в фотобанк 2 из 19 © РИА Новости Перейти в фотобанк 3 из 19 © РИА Новости / Соломон Кулишов Перейти в фотобанк 4 из 19 © РИА Новости / Анатолий Гаранин Перейти в фотобанк 5 из 19 © РИА Новости / Пресс-служба “Первого канала” Перейти в фотобанк 6 из 19 © РИА Новости / Анатолий Гаранин Перейти в фотобанк 7 из 19 © РИА Новости / Василий Малышев Перейти в фотобанк 8 из 19 © РИА Новости / Александр Гладштейн Перейти в фотобанк 9 из 19 Следующими фильмами Орловой был “Цирк” (1936), за основу которого был взят мюзикл “Под куполом цирка” Катаева, Ильфа и Петрова, и комедия “Волга-Волга” (1938). После выхода на экраны этих картин актрису стали узнавать на улице, песни в ее исполнении запела вся страна. © РИА Новости Перейти в фотобанк 10 из 19 © РИА Новости Перейти в фотобанк 11 из 19 © РИА Новости Перейти в фотобанк 12 из 19 © РИА Новости Перейти в фотобанк 13 из 19 © РИА Новости Перейти в фотобанк 14 из 19 © РИА Новости Перейти в фотобанк 15 из 19 © РИА Новости Перейти в фотобанк 16 из 19 Согласно воспоминаниям внучатой племянницы актрисы, в 1952 году на Орлову было совершено покушение. На западе Украины любимую актрису Сталина пытались отравить. Орлову удалось спасти, но виновные так и не были найдены. © РИА Новости / Михаил Гершман 17 из 19 © РИА Новости Перейти в фотобанк 18 из 19 © РИА Новости Перейти в фотобанк 19 из 19 Любовь Орлова умерла от рака поджелудочной железы в январе 1975 года. Александров пережил супругу на восемь лет, выпустив в память о жене в год своей смерти документальный фильм “Любовь Орлова”. © РИА Новости Перейти в фотобанк

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий