Биография Клода Моне

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Updated: 24.08.2020

Клод Моне (Oscar-Claude Monet; родился 14 ноября 1840 — умер 5 декабря 1926 гг.) был художником, совершившим революцию в живописи XIX века. Он вписал свое имя в историю как основатель французского импрессионизма и самый последовательный представитель этого течения. Картины Клода Моне восхищали современников чистотой красок, а его пейзажи и сейчас кажутся живыми и мерцающими. Как сложилась жизнь мастера и что помогло ему открыть новую эпоху в изобразительном искусстве?

image

image

Биография Клода Моне

Оскар-Клод Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже. Его отец занимался продажей и поставками продовольственных товаров и видел в младшем сыне будущего помощника. Увлечение маленького Оскара рисованием поддерживала лишь мать, которая была певицей. В 11 лет будущий художник поступил в Гаврскую среднюю школу искусств, а спустя пять лет состоялось важное знакомство с Эженом Буденом (Eugène Boudin). Этот нормандский живописец оказал сильное влияние на Моне и приучил его работать на пленэре, что было не принято в академической живописи.

В 16 лет Клод Моне потерял мать и переехал к тетке, которая дает ему возможность учиться живописи в Париже. Первая поездка продлилась недолго: весной 1861 года молодого художника призвали в армию. Состоятельный отец мог освободить сына от призыва, но взамен требовал оставить живопись и заняться «серьезным делом». Моне отказался не раздумывая и вместе с полком оказался в Алжире. Впоследствии он писал, что яркие краски Африки заложили основы его будущих творческих поисков.

Вместо долгих семи лет служба продлилась лишь год. Когда Моне переболел брюшным тифом, тетушка позаботилась о его выходе из армии и возвращении в Париж. Здесь художник знакомится с коллегами и единомышленниками:

  • Камилем Писсарро (Camille Pissarro);
  • Огюстом Ренуаром (Pierre-Auguste Renoir);
  • Эдуардом Мане (Édouard Manet).

Также он встречает свою музу и будущую жену Камиллу Донсье (Camille Doncieux), которую изображал на многих картинах до конца 1870-х.

Слава пришла к Клоду Моне далеко не сразу. Много лет он провел в крайней бедности и лишениях. Парижский Салон не принимал новаторские работы молодых авторов, и продаж почти не было. Родственники не одобряли связь Моне с Камиллой Донсье и не помогали молодой семье.

Все меняется в 1874 году, когда отвергнутые Салоном художники открывают собственную выставку на бульваре Капуцинок у известного фотографа Надара (Nadar). Именно там впервые была выставлена работа Моне «Впечатление. Восход солнца», вызвавшая насмешки критиков и давшая название импрессионизму (от французского слова impression — «впечатление»).

Хотя первую выставку публика встретила прохладно, живопись в новой манере нашла своих поклонников. С этого момента Клод Моне постепенно становится все более знаменитым и успешным. Но едва наступило финансовое благополучие, пришло несчастье в личной жизни. Камилла после рождения второго сына тяжело заболела и умерла в 1879 году. После ее смерти художник практически перестал рисовать людей, переключившись на чистые пейзажи, хотя женился повторно на вдове с шестью детьми.

В конце 1880-х Моне поселился в живописном местечке Живерни в Нормандии и через несколько лет смог выкупить здесь домик с садом, а затем приобрести дополнительную землю под пруд. Наняв пятерых садовников, он с увлечением занялся выращиванием цветов и водяных лилий из Южной Америки и Египта. Эти лилии художник рисовал 30 лет, до самой смерти 5 декабря 1926 года. Его последние работы настолько сосредоточены на цвете, что форма практически теряется. От этих картин оставался один шаг до абстрактного искусства.

Самые известные картины Клода Моне

Художник, плодотворно работавший до глубокой старости, оставил больше тысячи произведений. Одних только лилий известно около 250! Выбрать из такого количества работ несколько лучших вряд ли возможно, но есть одна картина, ставшая знаковой для истории искусства. Это упомянутый ранее морской пейзаж «Впечатление. Восход солнца», с которого официально начинается течение импрессионизма. Картина была написана в Гавре из окна гостиницы.

Хрестоматийное название художник придумал в последний момент перед выставкой, изначально произведение называлось просто «Море». Возможно, новым названием автор хотел подчеркнуть завершенность картины, хотя некоторые критики все равно называли ее неоконченной.

Другие известнейшие картины Клода Моне — это серии:

  • со стогами сена (в том числе самая дорогая работа);
  • Руанским собором;
  • японским мостиком.

Поклонникам импрессионизма и пейзажной живописи стоит обратить внимание на аукционы картин, которые регулярно проводятся на сайте Very Important Lot. Здесь можно приобрести произведения искусства российских и западных мастеров. Также мы напрямую сотрудничаем с перспективными молодыми художниками — их работы представлены в каталоге.

Биография

Оскар Клод Моне – великий импрессионист, всю свою жизнь рисовавший картины. Художник является основателем и теоретиком французского импрессионизма, которому следовал на протяжении всего творческого пути. Живописная манера Моне в импрессионизме считается классической. Для нее характерны раздельные мазки чистого цвета, создающие богатство света при передаче воздушной среды. В своих картинах художник стремился передать сиюминутное впечатление от происходящего.   

Детство и юность

Клод Моне родился в Париже 14 февраля 1840 г. Когда ему исполнилось 5 лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе мальчик ничем особым не отличался, кроме способностей к рисованию. У его родителей была бакалейная лавка, которую они надеялись передать сыну. Вопреки надеждам отца, Клод с раннего возраста тянулся к живописи, рисовал карикатуры и не помышлял о том, чтобы стать бакалейщиком.

Портрет Клода Моне. Художник Огюст Ренуар

В местном салоне пользующиеся успехом карикатуры, нарисованные Клодом, продавались по 20 франков. Увлечению способствовало и знакомство юноши с пейзажистом Эженом Буденом – любителем пленэра. Художник показал начинающему живописцу основные приемы живописи с натуры. Отстоять право выбора профессии помогла и его тетя, взявшая на себя заботу о юноше после смерти матери.   

Занятия с Буденом открыли перед будущим художником его истинное призвание – писать природу с натуры. В 1859 году Клод отправляется на родину в Париж. Здесь он работает в студии для бедных художников, посещает выставки и галереи. Развитию таланта помешала армия. В 1861 году Монепризывают на военную службу в кавалерийские войска и отправляют в Алжир.

Клод Моне в молодости

Начало творчества

Желание учиться приводит его в студию, организованную Шарлем Глейром. Здесь он знакомится с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. В Академии состоялось его знакомство с Писсарро и Сезанном. Молодые художники были одного возраста, имели схожие взгляды на искусство. В скором времени они стали костяком, объединившим импрессионистов.

Клод Моне за работой

Портрет Камиллы Донсье, созданный художником в 1866 году и выставленный в салоне, сделал его известным. Первым серьезным произведением стала картина «Завтрак на траве» (1865-1866), написанная им вслед за одноименной работой Эдуарда Мане. Вариант Клода был в четыре раза больше по размеру. Композиция картины достаточно проста – на полянке возле леса разместилась группа нарядных женщин и мужчин.

Картина Клода Моне «Завтрак на траве»

Ценность картины – в ощущении движения воздуха, усиленного фактурными мазками. На выставку она не попала, так как художник не успел дописать большое полотно. Стесненному материально Клоду пришлось продать картину, чтобы забыть о голоде и не одалживать у друзей. Вместо нее художник выставил «Даму в зеленом» (портрет К.Донсье).

Картина Клода Моне «Женщина в саду»

Следующее двухметровое полотно «Женщина в саду» полностью написано на пленэре. Чтобы словить нужное освещение, художник вырыл траншею, позволяющую перемещать холст вверх и вниз. Приходилось подолгу ждать нужного освещения, и только после этого браться за кисть. Несмотря на его стремление добиться совершенства, жюри салона работу отклонило.

Импрессионизм

Новое направление в живописи, получившее название «импрессионизм», стало переворотом в живописи. Чувствовать сиюминутность происходящего и передавать его на полотне – задача, которую ставили перед собой импрессионисты. Клод Моне был ярким представителем и основоположником этого направления. Он был художником пленэра, передающим естественную, сиюминутную красоту окружающего пространства.

Картина Клода Моне «Вокзал Сен-Лазар»

Летом 1869 г. в компании с Ренуаром он отправляется на пленэр в Бужевиль. В новых картинах, написанных крупными пастозными мазками, он отказывается от смешанных оттенков. Пишет чистым цветом и делает для себя множество открытий, касающихся техники живописи, особенностей светотени, влияния на цвет окружающих оттенков и т.д. Так появился и получил развитие импрессионизм – новаторское направление в изобразительном искусстве.

Картина Клода Моне «Здание парламента. Солнечный свет в тумане»

С началом франко-прусской войны Клод Моне, пытаясь уклониться от армии, едет в Англию. Он не поддерживал Наполеона III и был его убежденным противником. В Англии знакомится с Полем Дюран-Рюэлем – продавцом картин. Они станут хорошими друзьями и партнерами. Поль купит у художника большую часть картин этого периода его творчества.

Картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»

Деньги от продажи позволили приобрести домик на родине, в Аржантее, в нем он прожил несколько счастливых лет до 1878 года. В этот период художник плодотворно работает, создавая свои картины, в  том числе и знаменитое произведение Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Название этого шедевра выражает суть импрессионизма и было использовано критиками для определения нового направления в живописи. «Восход солнца» был выставлен в 1974 году в Париже.

Картина Клода Моне «Поле маков у Аржантея»

Много времени Моне уделяет серийным композициям: изображает виды Лондона, Руанский собор, Стога, Маки и др. пейзажи. В импрессионистической манере передает неодинаковую освещенность в зависимости от погоды, времени суток и года, используя для каждого состояния свою тональность палитры. Для описания картин великого импрессиониста трудно подобрать слова, их нужно чувствовать и понимать.

Жизнь в Живерни 

Поднакопив денег, Моне поручает финансовые дела Э. Гошеде. Банкротство бизнесмена вынуждает семьи объединить капиталы и переехать в деревушку Ветей. Здесь в его биографии происходят трагические события, связанные со смертью жены, а затем и сына. В 1883 году семья Моне переезжает в деревню Живерни, расположившуюся на живописном берегу Сены. В это время его картины хорошо продаются, он скопил неплохое состояние, часть которого тратит на расширение своего сада.

Художник Клод Моне

Известно, что знаменитый художник был еще и садовником, создававшим свой сад на протяжении 43-х лет. Он находил удовлетворение не только в выращивании растений и созерцании результата своих трудов. В последние годы жизни Моне выходил с мольбертом в свой роскошный сад и много рисовал. Великий труженик и «раб своего дела», как он себя называл, пытался достичь совершенства в передаче красоты окружающей природы на холст.

Клод Моне создал собственный сад

В этот период художник осваивает новую технику. Пишет по несколько картин одновременно. Таким образом он старается запечатлеть переменчивое освещение. Сеанс живописи над одной картиной мог составлять полчаса, затем он переходил к другой, чтобы словить и передать другое сиюминутное впечатление. К примеру, серия его картин с изображением мыса Антиб, представлена в утреннем, полуденном, осеннем, летнем и весеннем освещении.

Личная жизнь

Первой женой художника была Камилла Донсье, позировавшая ему для «Дамы в зеленом» и других картин. Она родила двух сыновей с разницей в 11 лет. После смерти любимой жены, которая была и его постоянной натурщицей, у художника завязываются отношения с Алисой Гошеде. Официально они станут мужем и женой после смерти ее мужа Эрнеста. Алисы не стало в 1911 году, через три года ушел из жизни его старший сын Жан.

Клод Моне и Алиса Гошеде на площади Сан Марко в Венеции

Творчество Клода Моне входит в ТОП-3 самых дорогих живописцев. Средняя цена картин  — $7,799 млн. самая дорогая из них («Водяные лилии», (1905) оценивается в $43 млн. Работы хранятся в музеях всего мира. Крупными владельцами наследия художника считаются Россия, Великобритания и США.

Смерть

Художник прожил долгую жизнь, перенес две операции по удалению катаракты, после которых изменилось его цветовосприятие. Ультрафиолет он стал видеть в лиловом или голубом цвете. Это видно по его картинам, написанным после операции. Примером такой работы являются «Водные лилии». В этот период большую часть времени он проводит в саду, создавая на своих полотнах таинственный мир воды и растений. Знаменитая серия его последних панно представлена разнообразными прудами с кувшинками и другими водными растениями. 

Картина Клода Моне «Пруд с водяными лилиями»

Умер художник в Живерни 5 декабря 1926 г. от рака легких в 86-летнем возрасте, пережив многих дорогих ему людей. По его настоянию, церемония прощания была простой и немноголюдной. Попрощаться с художником пришло 50 человек. Похоронили Моне на церковном кладбище.

Самые известные картины

  • «Женщины в саду» (1866)
  • «Терраса в Сент-Адресс» (1867)
  • «Темза ниже Вестминстера (Вестминстерский мост)» (1871)
  • «Впечатление: Восходящее солнце» (1872)
  • «Поле маков у Аржантея» (1873)
  • «Бульвар Капуцинок» (1873)
  • «Прогулка к утесу в Пурвиле» (1882)
  • «Дама с зонтиком» (1886)
  • «Руанский собор: главный вход на солнце» (1894)
  • «Водяные лилии» («Нимфеи») (1916)

Самые дорогие картины

  • «Водяные лилии», (1905) – $43 млн.
  • «Железнодорожный мост в Аржентее» (1873) — $41 млн.
  • «Водяные лилии» (1904) — $36 млн.
  • «Мост Ватерлоо. Облачно» (1904) — $35 млн.
  • «Тропинка к пруду» (1900) — $32 млн.
  • «Пруд с водяными лилиями» (1917) — $24 млн.
  • «Тополя» (1891) — $22 млн.
  • «Здание парламента. Солнечный свет в тумане» (1904) — $20 млн.
  • «Парламент, закат» (1904) — $14 млн.
Рубрика: Краткие биографии

Оскар Клод Моне (1840-1926) – французский живописец, один из основоположников импрессионизма.

В биографии Клода Моне есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Оскара Клода Моне.

Биография Клода Моне

Клод Моне появился на свет 14 ноября 1840 года в Париже. Он рос в семье бакалейщика Клода Адольфа Моне и его жены Луизы Жюстины. Отец хотел, чтобы он также стал бакалейщиком. В 1845 г. семья обосновалась в Гавре.

Школа в глазах Клода, не любящего придерживаться дисциплины, представляла собой некую тюрьму. В результате, он часто прогуливал занятия, проводя время на природе. Тогда же у него начали проявляться выдающиеся способности к рисованию.

В данный период биографии Моне часто рисовал карикатуры на преподавателей, делая это прямо на обложках школьных тетрадей. В скором времени он достиг настолько больших высот в этой области искусства, что к 15 годам имел репутацию самого известного в городе карикатуриста.

Это привело к тому, что Клод Моне начал получать массу заказов на карикатурные портреты. Любопытно, что за каждый такой портрет он брал по 20 франков, что позволило ему накопить приличную сумму денег, в размере около 2000 франков.

Начало карьеры

Посмотреть серьезно на живопись Клоду Моне помог пейзажист Эжен Буден. Интересен факт, что юноша крайне негативно относился к картинам Будена, считая их «омерзительными». Тем не менее, именно у него юный художник овладел азами живописи с натуры.

Моне твердо решил связать свою биографию с художественным искусством, о чем сообщил родителям. Нельзя сказать, что отец сильно противился желанию сына, однако он понимал, что не сможет обеспечить его учебу в материальном плане.

В результате, Клоду помогла его тетя – мадам Лекадр, жившая в Париже. Женщина сама немного рисовала, вследствие чего разрешала племяннику трудиться в ее мастерской. Отец надеялся, что сын поступит в Школу изящных искусств, для получения соответствующего образования.

Однако, когда он узнал, что Клод не собирается обучаться в Школе, он решительно отказался высылать ему какие-либо суммы денег. В итоге, ему пришлось жить на средства, которые пересылала тетя. В Париже он трудился в студии для бедных художников, интересовался современными веяниями в искусстве и посещал выставки.

В 1860 г. Моне призвали на службу, вследствие чего он был отправлен в Алжир. Там он подхватил брюшной тиф, после чего тетя откупила его от продолжения воинской повинности. Возвратившись домой парень поступил на факультет искусств местного университета, но вскоре разочаровался в системе обучения живописи.

Бросив университет, Клод Моне поступил в студию живописи, где сблизился с такими молодыми художниками, как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Все они примерно одинаково смотрели на искусство и в скором времени стали костяком группы импрессионистов.

В 1866 г. Моне написал портрет Камиллы Донсье, который был выставлен в Салоне. Это произведение принесло ему первую известность и признание. Тогда же он стал автором одного из самых выдающихся своих полотен – «Завтрак на траве», написанным вслед за одноименной работой Эдуарда Мане.

Поскольку Клод постоянно нуждался в деньгах, а также имел немало долгов, ему пришлось продать эту картину. Позднее он создал крупное полотно «Женщина в саду», всецело написанное на пленэре. Желая получить нужное ему освещение, мастер вырыл траншею, которая позволяла ему передвигать холст вверх и вниз.

Моне приходилось тратить много времени на то, чтобы добиться соответствующего освещения и только потом приступать к работе. Не смотря на все его стремления достичь совершенства, комиссия Салона не приняла картину.

Импрессионизм

В 1872 г. Клод Моне создал знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце». Именно данная работа предопределила как название группы импрессионистов, так и отдельное художественное направление. Полотно было представлено на первой импрессионистской выставке в 1874 г.

Авторитетный критик Луи Леруа отозвался о выставке следующем образом: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества». Импрессионизм, как таковой, сделал настоящий переворот в мировой живописи. Ощущать сиюминутность происходящего и представлять его на холсте – задача, к которой стремились последователи этого жанра.

Клод Моне создал собственный сад

Наряду с товарищами, Моне стал родоначальником импрессионизма. Важно отметить, что он являлся сторонником пленэра, то есть создавал полотна не в помещении, а на природе, которая служила основой постижения натуры в ее естественном освещении.

Как правило, Клод прибегал с размашистым пастозным мазкам, отказываясь от смешанных оттенков. В последующие годы биографии он оттачивал свою технику, экспериментировал со светотенью и исследовал воздействие на цвет окружающих оттенков.

В начале 1880-х годов Моне познакомился с Дюраном Рюэлем, который предложил ему сотрудничество. Рюэль начал регулярно покупать и продавать картины Клода, благодаря чему художник смог значительно поправить свое финансовое положение.

Отдельного внимания в творческой биографии Клода Моне заслуживают кувшинки. Его серия «Кувшинки» насчитывала порядка 250 картин, изображающих эти растения в различных ракурсах и цветовой гамме. Данная тематика увлекала его последние 30 лет жизни.

Кроме этого Моне имел слабость к лилиям. Проживая долгие годы в Живерни, он создал пруд в японском стиле. Мастер самостоятельно занимался дизайном сада, соорудив мостик и разводя на поверхности водоема кувшинки и лилии. Он очень серьезно подходил к композиции, вследствие чего заказывал семена растений с разных стран мира.

В преклонном возрасте Клод постоянно писал картины в собственном саду, стараясь приблизиться к идеалу в отношении передачи красоты окружающей природы на полотно. Параллельно он писал по несколько работ, стремясь запечатлеть переменчивое освещение.

Трудясь над одним произведением около часа Моне переходил к другому, что было связано с изменением естественного освещения. Мир водной глади с цветами становится его единственной стихией в поздних работах. Тема с водяными лилиями, всецело поглотила мастера.

Интересен факт, что один и тот же пейзаж Клод Моне писал в разных вариациях свыше 200 раз! К слову, в 2015 г. его работа «Водяные лилии» была продана за $54 млн. Созданный им сад в Живерни существует и сегодня, куда ежедневно стекаются сотни поклонников его творчества.

Личная жизнь

Первой женой Клода являлась Камилла Донсье, которая неоднократно была его натурщицей. В этом браке у пары родилось двое сыновей. После ее смерти он женился на Алисе Ошеде. С ней Моне прожил 18 лет, вплоть до ее кончины в 1911 г.

Клод Моне и Алиса Гошеде на площади Сан Марко в Венеции

Положением на сегодня, Клод Моне входит в тройку самых дорогих живописцев. Средняя стоимость его полотен составляет около $7,8 млн. Его произведения хранятся в крупнейших музеях планеты.

Смерть

В 1912 г. медики обнаружили у Клода двойную катаракту, вследствие чего его пришлось дважды оперировать. Лишившись хрусталика на левом глазу, он смог вернуть себе зрение, но с той поры начал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, поэтому его полотна обрели новые краски.

К примеру, создавая свои известные «Водяные лилии», живописец видел растения голубоватыми, в отличие от других людей, для которых они представлялись белыми. Клод Моне умер 5 декабря 1926 года в возрасте 86 лет. Причиной его смерти стал рак легких.

Фото Моне

Камилла в японском кимоно
Сад Моне в Жаверни
Завтрак на траве
Водяные лилии

Если вам понравилась краткая биография Моне – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку: Top

thumb|300px|right|Ноктюрн природыКлод Моне
Claude Oscar Monet
Дата рождения:

14 ноября 1840

Место рождения:

Париж

Дата смерти:

5 декабря 1926 (86 лет)

Место смерти:

Живерни

Гражданство:

Франция

Жанр: пейзаж
Стиль: импрессионизм
Известные работы:

Впечатление. Восходящее солнце, Женщины в саду, Пляж в Пурвиле

Оска́р Кло́д Моне́ (1840-1926) — французский живописец, один из основателей импрессионизма.

Биография

Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 г. в Париже. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. Отец хотел, чтобы Клод стал бакалейщиком и присоединился к семейному бизнесу, но сын с детства увлекался изобразительным искусством, в частности с удовольствием рисовал карикатуры. На морском побережье Нормандии Моне повстречал Эжена Будена, известного пейзажиста и одного из провозвестников импрессионизма. Буден показал юному художнику некоторые приёмы живописной работы с натуры. В 1860 г. Моне был призван в армию и попал в Алжир, но там он заболел тифом, вмешательство тётушки помогло художнику демобилизоваться, и он вернулся домой уже в 1862 году. Моне поступил в университет на факультет искусств, но быстро разочаровался в царившем там подходе к живописи. Покинув учебное заведение, он вскоре поступил в студию живописи, которую организовал Шарль Глейр. В студии он познакомился с такими художниками, как Огюст Ренуар и Фредерик Базиль. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов. Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 г. (“Камилла, или портрет дамы в зелёном платье”). Камилла затем стала женой художника, и у них родился сын Жан. После начала франко-прусской войны в 1870 г. Моне уезжает в Англию, где знакомится с работами Джона Констебла и Уильяма Тёрнера. После возвращения во Францию в конце 1872г. Моне пишет свой знаменитый пейзаж “Впечатление. Восходящее солнце” (Impression, soleil levant). Именно эта картина и дала название группе импрессионистов и целому художественному направлению. Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874 г. В 1879г. Камилла умирает от туберкулёза. В 1892 г. Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде. Ещё до этого Алиса помогает художнику вести хозяйство и воспитывать детей от первого брака. В 1883 г. Моне вместе с Алисой уезжает в местечко Живерни в Верхней Нормандии, в 80 км к северо-западу от Парижа. Алиса умерла в 1911 г. Художник пережил и своего старшего сына, Жана, умершего в 1914 г. В начале 1920-х у Моне развивается катаракта, из-за чего ему пришлось перенести две операции. Художник скончался 5 декабря 1926 г. в Живерни и был похоронен на местном церковном кладбище. В честь Моне назван кратер на Меркурии. Английская писательница Ева Файджес в своем романе “Свет” описывает один день из жизни Клода Моне— от рассвета до заката.

Париж

Картина “На берегу Сены” ( Bennecourt, 1868 ), это ранний пример пленэрного импрессионизма, в котором умелое и пробуждающее воображение использование масел, было представлено в качестве готового произведения искусства. Когда Моне приехал в Париж, чтобы посетить Лувр, он стал свидетелем того, как художники копировали старых мастеров. Моне пробыл в Париже в течение нескольких лет и за это время встретил других молодых художников, которые впоследствии станут его друзьями и товарищами-импрессионистами. Среди них был Эдуард Мане. В июне 1861 года Моне присоединился к первому полку африканской легкой кавалерии в Алжире, для семилетней обязательной службы, но два года спустя, после того как он заразился брюшным тифом, его тетя вмешалась, чтобы вытащить его из армии, с условием, что он согласится окончить курсы изобразительного искусства в художественной школе. Вполне возможно, что на это дело, тётю побудил голландский художник Йохан Бартольд Йонкинд, которого знал Моне. Разочаровавшись в традиционном искусстве, которое преподавали в художественных школах, в 1862 году Моне поступил в университет имени Чарльза Глейра в Париже, где он встретился с Пьером Огюстом Ренуаром, Фредериком Базилем и Альфредом Сислеем. Они поделились друг с другом новыми подходами к искусству, искусству изображения эффектов света в пленэрном стиле с нарушением цветовой гаммы и быстрыми мазками, тем, что позже стало известно, как импрессионизм. Картина с портретом Камиллы Моне или “Женщина в зеленом платье” (La femme а la robe verte), написанная в 1866 году, принесла ему признание и была одной из многих работ с изображением его будущей жены, Камиллы Донсьё; годом позже, она позировала для картин “Женщины в саду” и “На берегу Сены”( Bennecourt, 1868). Вскоре после этого, Камилла забеременела и родила их первого ребенка, Жана.

Франко-прусская война, импрессионизм и Аржантёй

После начала франко-прусской войны (19 июля 1870 г.), Моне нашёл убежище в Англии в сентябре 1870 года, где он изучал произведения Джона Констебла и Уильяма Тёрнера, чьи картины ландшафтов станут источником вдохновения для инноваций Моне в исследовании цвета. Весной 1871 года, работам Моне было отказано в разрешении на участие в выставке Королевской академии. В мае 1871 года, он покинул Лондон, чтобы переехать жить в Зандам, в Нидерландах, где он нарисовал двадцать пять картин (и где полиция подозревала его в революционной деятельности). Он также в первый раз съездил в соседний Амстердам. В октябре или ноябре 1871 года, он вернулся во Францию. С декабря 1871 по 1878 г. Моне жил в Аржантей, селе на правом берегу реки Сены близ Парижа, и популярном для воскресных прогулок для парижан, где он написал некоторые из наиболее известных его работ. В 1874 году он на короткое время вернулся в Голландию. В 1872 году он написал картину “Впечатление, Восход” (Impression, Soleil Levant) с изображением пейзажа в порту Гавр. Она принимала участие в первой выставке импрессионистов в 1874 году и в настоящее время выставлена в Музее Мармоттан Моне в Париже. Из-за названия картины, художественный критик Луи Леруа ввел термин “импрессионизм”, который он использовал унизительно, но который импрессионисты стали использовать для себя. Кроме того, в этой выставке участвовала картина под названием “Бульвар Капуцинов”, изображение бульвара, сделанное из квартиры № 35 фотографа Надара. Однако, существует две картины Моне с изображением этого бульвара: одна сейчас в Пушкинском музее в Москве, другая в музее искусств Нельсон-Аткинс в Канзас-Сити. Моне и Камилла Донсьё поженились незадолго до войны (28 июня 1870 г.) и, после экскурсии в Лондон и Зандам, они переехали в Аржантей, в декабре 1871 года. Именно в это время, что Моне нарисовал различные работы современной жизни. В 1876 году Камилла заболела. 17 марта 1878 года, у них родился второй сын, Мишель, (Жан родился в 1867 году). Это второй ребенок ослабил ее уже и без того расшатанное здоровье. В том же году, Моне переехал в деревню Ветей. 5 сентября 1879 г., Камилла Моне умерла от туберкулеза в возрасте тридцати двух лет. Моне изобразил ее на смертном одре.

Галерея

Клод Моне
Водяные лилии
Пруд с лилиями
Гавань
Впечатление. Восходящее солнце
Женщины в саду
Пляж в Пурвиле
Набережная Сены в Аржантейем

07:49 14.11.2015 image © AP Photo Читать ria.ru в 14 ноября 2015 года исполняется 175 лет со дня рождения французского живописца-пейзажиста, одному из основателей импрессионизма Клоду Оскару Моне.

Клод Оскар Моне (Claude Oscar Monet) родился 14 ноября 1840 года в Париже.

Когда будущему художнику исполнилось пять лет, его семья переехала в портовый город Гавр на побережье Нормандии, где и прошли детство и ранняя юность Моне. В школе Моне учился весьма посредственно, его интересовало лишь рисование.

В 15 лет он уже продавал свои карикатуры и даже приобрел некоторую известность как художник-карикатурист в местном масштабе.

В то время как его мать поддержала его художественные усилия, отец хотел, чтобы он продолжил семейный бизнес. После смерти его матери в 1857 году Моне нашел союзника в лице своей тети, Мари Жанны Лекадр, художницы-дилетантки, которая взяла на себя большую часть забот о будущем Клода.

Около 1856 года под руководством художника Луи Эжена Будена он стал писать пейзажи на открытом воздухе. В 1859 году Моне приехал в Париж, где познакомился с художником Камилем Писсарро — одним из основателей импрессионизма.

В 1860 году Клод Моне был призван на военную службу в Алжир, в 1862 году из-за болезни вернулся в Гавр и снова стал писать виды побережья вместе с Буденом. Вскоре он познакомился с датским пейзажистом Яном Бартолдом Йонгкиндом, который стал его вторым учителем.

В ноябре 1862 года Моне уехал в Париж, где занимался в ателье Шарля Глейра и встретился с художниками Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем.

В 1863-1865 годах Моне работал в стиле Курбе и реалистической школы, но его преследовала идея писать композиции на открытом воздухе. Наиболее известная из работ этого времени “Завтрак на траве” (1866) была написана в студии по наброскам, сделанным на пленэре. Два морских пейзажа Моне были выставлены и хорошо приняты на Салоне 1865 году.

Развивая достижения мастеров барбизонской школы, со второй половины 1860-х годов художник стремился передать средствами пленэрной живописи изменчивость световоздушной среды, красочное богатство мира, сохранив свежесть первого зрительного впечатления от природы.

конце 1870 года Моне переехал в Англию. В Лондоне он и Писарро познакомились с продавцом картин Полем Дюран-Рюэлем, который сделал группу импрессионистов знаменитой.

Название “импрессионисты” закрепилось за художниками в 1874 году после совместной выставки в Париже, в которой, помимо Моне, участвовали Ренуар, Писарро, Дега, Сислей. “Импрессионистами” (“впечатленцами”) в насмешку их назвал рецензент, увидев название картины Моне “Впечатление. Восход солнца” (L’impression. Soleil levant). Под этим названием живописцы выступили на третьей совместной выставке в 1877 году. Всего же было проведено восемь выставок импрессионистов, последняя из которых состоялась в 1886 году.

В 1872-1876 годах Моне с семьей жил в Аржантее на Сене близ Парижа. Художник часто работал вместе с Ренуаром, Сислеем и Мане, создавая сцены катания на лодках, эпизоды деревенской жизни. Лучшие произведения этого периода — “Регата в Аржантее” (1872), “Парусные лодки. Регата в Аржантее” (1874), “Мост в Аржантее” (1874).

В 1883 году состоялась первая персональная выставка Моне в Галерее Дюран-Рюэля. Тогда же художник поселился в усадьбе Живерни на берегу Сены в Верхней Нормандии, с которым связал всю дальнейшую жизнь. Он разбил там сады, ставшие удивительным явлением садоводства и одновременно питательной средой живописи. Устройство большого пруда с деревянным мостиком связано с восточными традициями.

Передача на холсте изменчивости света, многообразия атмосферных явлений и изменений природы в разные времена года принесли Моне к 1890 году мировую славу и благосостояние. К этому времени он начал работать на нескольких холстах одновременно, передавая на каждом освещение и состояние вида в определенный довольно краткий период времени, работая над одним полотном часто не более получаса. В следующие дни он продолжал писать в той же последовательности, пока все холсты не были закончены. Среди них — серии “Стога” (1890-1891), “Тополя” (1890-1892), “Руанский собор” (1894), “Виды Темзы” (1899-1904) и “Венеция” (начата в 1908).

С 1899 года Моне создавал огромные полотна, изображающие пруд в саду в разное время дня, в 1904-1922 годах он работал над серией панно “Кувшинки”.

С 1908 года его зрение стало ухудшаться, в 1912 году у Моне была диагностирована катаракта. В 1923 году операция вернула художнику зрение, и он смог вернутся к живописи.

В 1924 году он выставил свои “Кувшинки” в Нью-Йорке.

5 декабря 1926 года Клод Моне скончался в своем поместье Живерни.

17 мая 1927 года в музее Оранжери Тюильри в двух специально построенных овальных залах открылась выставка полотен Моне с кувшинками.

Клод Моне был дважды женат. С первой своей супругой Камиллой Донсье он сочетался браком в 1870 году. В семье родились двое сыновей — Жан в 1867 году и Мишель в 1878 году. Рождение второго ребенка ослабило хрупкое здоровье Камиллы, и в 1879 году она умерла. Моне написал ее посмертный портрет.

В 1892 году Моне женился на Алисе Ошеде, вдове бизнесмена Эрнеста Ошеде, приобретавшего ранее картины художника. С начала 1880-х годов Алиса помогала Моне вести хозяйство и воспитывала его сыновей. От Эрнеста у Алисы осталось шестеро детей.

Сын живописца Жан Моне женился на своей сводной сестре — художнице Бланш Ошеде (1865-1947), которая после смерти матери (1911) и мужа (1914) ухаживала за престарелым Клодом Моне, а впоследствии содержала усадьбу Живерни.

В 1980 году усадьба Живерни, где Клод Моне провел более 40 лет жизни, открылась для посетителей.

Картины Моне являются одними из самых дорогих на аукционах. В 2008 году его картина 1919 года, на которой изображены кувшинки, была продана за 80,4 миллиона долларов.

В мае 2015 года “Водяные лилии” Клода Моне были проданы на торгах в Нью-Йорке за 54 миллиона долларов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников 

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий