Биография Клаудио Монтеверди (Claudio Monteverdi)

Клаудио Монтеверди

image

Санта Мария Глориоза деи Фрари – одна из величайших венецианских базилик. Как и во многих храмах Светлейшей здесь упокоены аристократы и деятели искусства: дожи Джованни Пезаро и Франческо Дандоло, художник Тициан и скульптор Антонио Канова. Слева от алтаря, украшенного «Вознесением Девы Марии» Тициана, расположена капелла миланцев, в полу которой неожиданно скромная небольшая плита с нанесенным именем: Клаудио Монтеверди. Со стен капеллы взирают на мир глаза святых работы Тинторетто и Вазари, а серый камень венчает земной путь композитора, которого по праву зовут отцом мировой оперы.

Краткую биографию Клаудио Монтеверди и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

 

Краткая биография Монтеверди

9 мая 1567 года в североитальянском городе Кремона в семье врача родился первенец, которого крестили именем Клаудио. Мальчик оказался музыкально одарен и поступил в ученики к капельмейстеру Кремонского кафедрального собора Маркантонио Индженьери. В пятнадцать лет Клаудио посвятил учителю первое издание своих мотетов.

image

Очень быстро Монтеверди стал известен не только в родном городе, но и во всех соседних – Брешии, Вероне, Милане, Венеции. В 1590 он переехал в Мантую, став музыкантом герцога Гонзага. Капельмейстером двора был фламандский композитор де Верт, его сменил Палавичино, после смерти которого в 1601 году должность занял Монтеверди. Винченцо Гонзага высоко ценил маэстро, который сопровождал его в военных походах и официальных визитах. Благодаря этому, Клаудио познакомился с музыкальной культурой европейских стран – венгерской, французской, австрийской, голландской.

В 1599 году Клаудио женился на певице Клаудии де Каттанес, у пары родилось трое детей: два сына и дочь, скончавшаяся вскоре после рождения. К сожалению, семейное счастье было прервано в 1607, когда супруга внезапно умерла. В это же время двор Гонзаги начал испытывать финансовые сложности. Монтеверди поехал в родную Кремону, но герцог пытался его вернуть, предлагая щедрое жалование. Хотя композитор и понимал, что необходимо искать другой путь развития, альтернативы пока не было, и он продолжил работу в Мантуе вплоть до смерти герцога в 1612 году. Последующие события были также безрадостны – новый герцог уволил Монтеверди, в Кремону пришлось вернуться без гроша в кармане.

В 1613 Монтеверди едет в Венецию и после прослушивания, на котором он исполнил написанную по случаю музыку для мессы, получает пост маэстро главного храма Светлейшей – базилики Сан-Марко. Это был первый по значимости музыкальный пост в католическом мире за пределами Ватикана. Поначалу на композитора обрушились административные заботы – поиск и обучение музыкантов и хористов, поддержание дисциплины – в храме служили 30 певцов и 6 инструменталистов. Но вместе с тем он должен был писать музыку для всех главных церковных праздников. А вскоре у него начали заказывать и другие венецианские церкви, и аристократы, и светская власть города-государства. Более того, Монтеверди все еще писал и для двора Мантуи – формально он оставался ее подданным, хотя и пенял на то, что герцогство задолжало его пенсию.

Старший сын композитора, Франческо, учился в Падуе и Болонье на юридическом факультете, однако, страсть к музыке оказалась сильнее, и в 1623 году он приехал к отцу на службу в хор собора Сан-Марко. Младший сын, Массимилиано, продолжал другую семейную профессию и учился на медика, но был схвачен инквизицией за чтение запрещенных книг. Отцу потребовалось немало усилий и денег, чтобы юноша избежал пыток и гонений.

В начале 1630-х в Венецию пришла чума, уничтожившая треть населения города, в адском костре страшной болезни Монтеверди потерял младшего брата, Джулио Чезаре. В этот же период композитор становится священником, принимая сан. Скончался маэстро 29 ноября 1643 года.

Интересные факты

  • Италия перенасыщена мировым культурным наследием, где каждый город является колыбелью искусств. Несмотря на это, небольшая Кремона может претендовать на звание самого музыкального города страны, поскольку является родиной не только Монтеверди, но и великих скрипичных мастеров и виртуозов – Амати, Страдивари, Гварнери. Скрипичные мастерские составляют славу города и в наши дни.
  • В обеих рукописях «Коронации Поппеи» (венецианской и неаполитанской) нет даже обозначений инструментов – только партитура для голосов солистов и континуо (басовый голос для построения аккомпанемента). Создание оркестрового сопровождения было работой интерпретаторов музыки, а не композитора.
  • В отличие от более поздних композиторов, Монтеверди не разделял партии по типу голосов. Все главные партии «Коронации Поппеи», за исключением Сенеки, были написаны для сопрано. Мужские роли часто исполняли кастраты, поющие в той же тесситуре. Эти традиции в современных постановках не находят продолжения, для большей достоверности мужские партии исполняют тенора.
 

Творчество Монтеверди

Первые произведения юного Монтеверди – мотеты и мадригалы – показывают своего автора как вполне зрелого для своего времени творца. Он продолжал публиковать мадригалы и во время службы при мантуанском дворе. Однако в эти же годы рождается его первая опера, как сказали бы мы, или «музыкальная сказка», как это называлось тогда. В 1607 году во время карнавала состоялась премьера «Орфея» – первого образца превосходного соединения драмы и музыки. Монтеверди, скорее всего, был в составе делегации герцога Гонзага на показе оперы «Эвридика» Я. Пери, состоявшейся в 1600 году. Эта работа не могла не вдохновить такого поклонника искусств как герцог, он желал видеть аналогичные произведения и при своем дворе.

Но Монтеверди, потакая патрону, несомненно, пошел куда дальше Пери. Его «Орфей» – это уже не просто серия речитативов, в нем сплетены арии, дуэты, танцы и распевные части. И главное – все они имеют естественное развитие, гармонично переходя из одного элемента в другой. Идея музыкальной драмы настолько захватила композитора, что уже год спустя появилась несохранившаяся до наших дней «Арианна». Однако он не забывал и о своих обязанностях сочинять для церкви. В 1610 он пишет две выдающихся работы: мессу «Во время оно» и Вечерню Блаженной Девы, в которых использует новые приемы композиции. До того как мир узнал Баха, Вечерня Монтеверди была, бесспорно, самым выдающимся произведением духовной музыки.

В своем стремлении развивать музыкальное искусство и искать новые формы композитор шел наперекор традициям и правилам, что делало его объектом для критики. Для того чтобы объяснить свою эстетику и приемы, он сформулировал их основные положения в кратком эссе «Вторая практика».

Большую часть своей карьеры Монтеверди был связан с церковью как музыкант, поэтому духовных сочинений в его наследии сравнительно немного. Во время службы в Венеции он продолжает публиковать сборники мадригалов, всего 9 книг, включая вышедшие посмертно. Множество сочинений мастера бесследно утрачено – большинство произведений, созданных для Мантуи в период 1613 – 1627 годов, были уничтожены во время войны за мантуанское наследство после кончины последнего прямого потомка рода Гонзаго.

В 1637 году в Венеции открылся Сан-Кассиано – первый общедоступный театр в Европе. В городе началась настоящая «оперная лихорадка»: один за другим открывались театры, развивалось постановочное мастерство и сценография и, разумеется, особенный подъем испытывало композиторское искусство. Творческая волна не оставила в стороне и 70-летнего маэстро Монтеверди: именно в этот период после значительного перерыва рождаются три его оперы – «Возвращение Улисса на родину», «Свадьба Энея и Лавинии» и «Коронация Поппеи».

«Возвращение Улисса на родину» создано на основе мифа об Одиссее. Венецианские композиторы часто использовали этот сюжет – повенчанному с морем городу он был близок и понятен как никакой другой. Главные оперные премьеры в Венеции проходили в дни карнавала. Новинка от маэстро Монтеверди прозвучала со сцены Театра Санти Джованни э Паоло в карнавальный сезон 1639/40 годов. О «Свадьбе Энея и Лавинии», поставленной годом позже, до наших дней дошли лишь отрывки либретто. А вот «Коронация Поппеи» и сегодня является одной из самых популярных работ маэстро. Она стала первой в мире оперой, основанной на историческом сюжете и последним произведением семидесятипятилетнего композитора. Либретто Джованни Бузенелло основано на свидетельствах римского историка Тацита. Премьера прошла во время карнавала 1642/43 годов.

Кто вы, автор?…

Творчество Клаудио Монтеверди отделено от нас несколькими столетиями, большую часть которых его работы были в забвении. Отсутствие полноценных авторизованных рукописей породило множество сомнений в подлинности произведений, которые было принято считать монтевердиевскими. Основные баталии развернулись вокруг двух последних из дошедших до нас работ композитора – «Возвращения Улисса на родину» и «Коронации Поппеи». Их судьба была очень схожей – после нескольких исполнений в 17 веке оперы считались утраченными, пока столетия спустя не были найдены рукописи. В случае с «Улиссом» подлинность находки сразу поставили под сомнение – партитура была неполной и во многих случаях не соответствовала сохранившемуся либретто, а также стилистически отличалась от «Коронации Поппеи», написанной всего тремя годами позже. В середине 20 века благодаря косвенным историческим свидетельствам рукописи были утверждены, как принадлежащие перу Монтеверди, и опера стала появляться на сценах лучших театров мира.

Точных сведений о премьере «Коронации Поппеи», составе исполнителей, воспоминаний очевидцев или критических статей не сохранилось. В 1651 году опера была поставлена в Неаполе, явив собой новую версию произведения. В конце 19 века в одной из частных коллекций был найден манускрипт оперы «Нерон» (ее второе название) с именем Монтеверди на обложке. Оказалось, что венецианская и неаполитанская редакции отличаются не только друг от друга, но и от оригинального либретто. Как впоследствии установили, не все части обнаруженной партитуры были написаны одной рукой, второй акт специалисты датировали 18 веком! В середине 20 века В. Остхоф заявил, что первый и третий акты венецианской рукописи оперы написаны тем же человеком, который записывал партитуры опер Франческо Кавалли в 1650-е, то есть уже после смерти Монтеверди. Кроме того, по мнению музыковеда, многочисленные правки и комментарии к рукописи принадлежат руке самого Кавалли. Исследования, проводившиеся учеными в разных странах мира, привели к тому, что к 1970-м уже никто не мог заявить однозначно, что автором «Коронации Поппеи» является Монтеверди. Более того, в известных прижизненных описаниях последних лет композитора нет ни одного упоминания о том, что он создал такую оперу!

В течение десятилетий версии сыпались как из рога изобилия. Договорились даже до того, что «Коронация Поппеи» – продукт коллективного труда нескольких композиторов, включая Монтеверди. Но вот, наконец, нашелся исторический артефакт – письмо неназванного лица к французскому кардиналу, в котором упоминается успех примадонны Анны Ренци в опере «Коронация Поппеи», целиком написанной Монтеверди. Помимо этого, появились труды музыковедов, доказывающих, что в данном произведении очевиден неповторимый стиль композитора, который вырастил страстное и полное эмоций искусство оперы из скромных романтических мадригалов.

Музыка Монтеверди в кино

Музыкой эпохи барокко кинематограф интересуется нечасто. Однако мелодии Монтеверди вошли в саундтреки известных фильмов:

  • «Звезда родилась», 2018
  • «Страшные сказки», 2015
  • «Рождественская сказка», 2008
  • «Дитя Макона», 1993
  • «Мольер», 1978
  • «Война и мир», 1966

Среди видеоверсий опер маэстро можно отметить:

  • «Коронация Поппеи» театра Реал, 2012, постановка П.Л. Пицци, в главных партиях – Даниэль Де Низ и Филипп Жарусски;
  • «Возвращение Улисса на родину» Цюрихской оперы, 2002, постановка К-М Грюбер, в главных партиях – Весселина Казарова и Дитрих Хеншель
  • «Орфей» Оперы Брюсселя, 1998, постановка Р. Аешлиманна, в главных партиях – Рене Якобс и Саймон Кинлисайд.

Имя Клаудио Монтеверди окружено множеством загадок, тем притягательнее его творчество, тем четче слышно сквозь века живой голос гения, подарившего человечеству новый вид искусства. Именно поэтому на скромном камне в капелле миланцев всегда лежат живые цветы в знак благодарности от всех нас.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

«Коронация Поппеи» Клаудио Монтеверди

–>

Кла́удио Монтеве́рди (1567—1643) — итальянский композитор, музыкант, певец.

Родился в Кремоне. После окончания школы в своем родном городе он был приглашен в качестве певца и скрипача к княжескому двору в Мантуе. Здесь в 1602 году он становится придворным капельмейстером герцогов Гонзага. В 1613 году композитор переезжает в Венецию, где остается до конца жизни, занимая должность дирижера в соборе св. Марка.

Монтеверди известен, главным образом, как создатель опер: “Орфей”, “Ариадна”, “Похищение Прозерпины”, “Коронация Поппеи” и др. Им были написаны также балет, 11 томов мадригалов и канцон, многочисленные молитвы, псалмы и мотеты.

Его деятельность как оперного композитора трудно переоценить. Он стал одним из первых создателей жанра оперы и внес в нее истинный драматизм, рельефность действия и реальность персонажей. Заслугой Монтеверди как композитора являются и его открытия в области гармонии. В период, когда в музыке безраздельно господствовала церковная ладотональность, Монтеверди применил на практике используемую до настоящего времени тональную систему, теоретически разработанную французским композитором Ж. Рамо лишь через 80 лет после смерти Монтеверди.

Произведения Монтеверди

оперы: «Орфей» (1607) «Ариадна» (1608) «Похищение Прозерпины» (1630) «Адонис» (1639) «Коронация Поппеи» (1642) 8 сборников мадригалов (1587-1638)

На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы по каким-то причинам не можете ознакомиться с краткой биографией Клаудио Монтеверди, просьба сообщить об этом администрации сайта.

–>

Claudio Monteverdi

Дата рождения 15.05.1567 Дата смерти 29.11.1643 Профессия композитор Страна Италия

Монтеверди. Cantate Domino

Монтеверди отстаивает права чувств и свободы в музыке. Невзирая на протесты защитников правил, он разрывает путы, которыми музыка сама себя опутала, и хочет, чтобы впредь она следовала лишь велениям сердца. Р. Роллан

Творчество итальянского оперного композитора К. Монтеверди — одно из уникальных явлений в музыкальной культуре XVII в. В своем интересе к человеку, к его страстям и страданиям, Монтеверди — истинный художник Ренессанса. Никому из композиторов того времени не удалось так выразить в музыке трагическое, ощущение жизни, приблизиться к постижению ее правды, так раскрыть первозданную природу человеческих характеров.

Монтеверди родился в семье врача. Его музыкальными занятиями руководил М. Индженьери — опытный музыкант, капельмейстер Кремонского собора. Он развил полифоническую технику будущего композитора, познакомил с лучшими хоровыми произведениями Дж. Палестрины и О. Лассо. Моитеверди сочинять начал рано. Уже в начале 1580-х гг. вышли в свет первые сборники вокальных многоголосных произведений (мадригалов, мотетов, кантат), а к концу этого десятилетия он становится известным в Италии композитором, членом академии Сайта Чечилия в Риме. С 1590 г. Монтеверди — на службе в придворной капелле герцога Мантуанского (сначала в качестве оркестранта и певца, а затем и капельмейстера). Пышный, богатый двор Винченцо Гонзага привлекал лучшие художественные силы того времени. По всей вероятности, Монтеверди мог встречаться с великим итальянским поэтом Т. Тассо, фламандским художником П. Рубенсом, членами прославленной флорентийской камераты, авторами первых опер — Я. Пери, О. Ринуччини. Сопровождая герцога в частых путешествиях, военных походах, композитор побывал в Праге, Вене, Инсбруке, Антверпене. В феврале 1607 г. в Мантуе с огромным успехом была поставлена первая опера Монтеверди — «Орфей» (либретто А. Стриджо). Пасторальную пьесу, предназначенную для дворцовых празднеств, Монтеверди превратил в настоящую драму о страданиях и трагической судьбе Орфея, о бессмертной красоте его искусства. (Монтеверди и Стриджо сохранили трагический вариант развязки мифа — Орфей, покидая царство мертвых, нарушает запрет, оглядывается на Эвридику и теряет ее навсегда.) «Орфей» отличается удивительным для раннего произведения богатством средств. Экспрессивная декламация и широкая кантилена, хоры и ансамбли, балет, развитая оркестровая партия служат воплощению глубоко лирического замысла. До нашего времени сохранилась всего одна сцена из второй оперы Монтеверди — «Ариадна» (1608). Это знаменитый «Плач Ариадны» («Дайте мне умереть…»), послуживший прообразом множества арий lamento (арий жалобы) в итальянской опере. (Плач Ариадны известен в двух вариантах — для голоса solo и в виде пятиголосного мадригала.)

В 1613 г. Монтеверди переехал в Венецию и до конца жизни оставался на службе капельмейстером в соборе Св. Марка. Богатая музыкальная жизнь Венеции открыла перед композитором новые возможности. Монтеверди пишет оперы, балеты, интермедии, мадригалы, музыку к церковным и придворным празднествам. Одно из оригинальнейших произведений этих лет — драматическая сцена «Поединок Танкреда и Клоринды» на текст из поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим», соединившая чтение (партия Рассказчика), актерскую игру (речитативные партии Танкреда и Клоринды) и оркестр, который живописует ход поединка, раскрывает эмоциональный характер сцены. В связи с «Поединком» Монтеверди писал о новом стиле concitato (возбужденном, взволнованном), противопоставляя его господствовавшему в то время «мягкому, умеренному» стилю.

Остроэкспрессивным, драматическим характером отличаются и многие мадригалы Монтеверди (в Венеции был создан последний, восьмой сборник мадригалов, 1638). В этом жанре многоголосной вокальной музыки сформировался стиль композитора, произошел отбор выразительных средств. Особенно оригинален гармонический язык мадригалов (смелые тональные сопоставления, хроматические, диссонирующие аккорды и т. п.). В конце 1630-х — начале 40-х гг. наивысшего расцвета достигает оперное творчество Монтеверди («Возвращение Улисса на родину» — 1640, «Адонис» — 1639, «Свадьба Энея и Лавинии» — 1641; 2 последние оперы не сохранились).

В 1642 г. в Венеции была поставлена «Коронация Поппеи» Монтеверди (либретто Ф. Бузинелло по «Анналам» Тацита). Последняя опера 75-летнего композитора стала подлинной вершиной, итогом творческого пути. В ней действуют конкретные, реально существовавшие исторические лица — римский император Нерон, известный своим коварством и жестокостью, его учитель — философ Сенека. Многое в «Коронации» наводит на аналогии с трагедиями гениального современника композитора — В. Шекспира. Открытость и накал страстей, резкие, подлинно «шекспировские» контрасты сцен возвышенных и жанрово-бытовых, комедийных. Так, прощание Сенеки с учениками — трагическая кульминация оаеры — сменяется веселой интермедией пажа и служанки, а затем начинается настоящая оргия — Нерон с друзьями глумится над учителем, празднует его смерть.

«Единственный его закон — сама жизнь», — писал о Монтеверди Р. Роллан. Смелостью открытий творчество Монтеверди надолго опередило свое время. Композитор провидел очень отдаленное будущее музыкального театра: реализм оперной драматургии В. А. Моцарта, Дж. Верди, М. Мусоргского. Может быть, поэтому столь удивительной оказалась судьба его произведений. Долгие годы они оставались в забвении и вновь вернулись к жизни только в наше время.

И. Охалова

Сын врача и старший из пяти братьев. Учился музыке у М. А. Индженьери. В пятнадцать лет публикует Духовные напевы, в 1587 году — первую книгу мадригалов. В 1590 году при дворе Мантуанского герцога Винченцо Гонзага становится альтистом и певцом, затем руководителем капеллы. Сопровождает герцога в Венгрию (во время турецкой кампании) и Фландрию. В 1595 году женится на певице Клаудии Каттанео, которая подарит ему троих сыновей; она умрет в 1607 году вскоре после триумфа «Орфея». С 1613 года — пожизненная должность руководителя капеллы в Венецианской республике; сочинение духовной музыки, последних книг мадригалов, драматических произведений, большей частью утерянных. Около 1632 года принимает священнический сан.

Оперное творчество Монтеверди имеет очень солидные основы будучи плодом предшествующего опыта сочинения мадригалов и духовной музыки, жанров, в которых кремонский мастер достиг несравненных результатов. Основными этапами его театральной деятельности — во всяком случае, исходя из того, что до нас дошло,— представляются два четко выделяющихся периода: мантуанский начала века и венецианский, который приходится на его середину.

Несомненно «Орфей» является самым ярким утверждением в Италии вокального и драматического стиля начала XVII века. Его значение определяется театральностью, большой насыщенностью эффектами, в том числе оркестровыми, чувствительными обращениями и заклинаниями, в которых напевная декламация флорентийцев (весьма обогащенная эмоциональными взлетами) словно борется с многочисленными мадригальными вставками, так что пение Орфея являет почти классический пример их состязания.

В последних операх венецианского периода, написанных более тридцати лет спустя, ощутимы различные стилистические изменения, происшедшие в итальянской мелодраме (особенно после расцвета римской школы), и соответствующие изменения в выразительных средствах, причем все представлено и объединено с большой свободой в очень широком, даже расточительном драматическом полотне. Хоровые эпизоды убраны или значительно уменьшены, ариозные и речитативные сочетаются гибко и функционально в зависимости от нужд драмы, тогда как другие, более развитые и симметричные формы, с более четкими ритмическими ходами, внедряются в театральную архитектонику, предвосхищая последующую технику автономизации оперного языка, введение, так сказать, формальных моделей и схем, более независимых от постоянно изменяющихся требований поэтического диалога.

Однако Монтеверди, конечно, не грозил риск удалиться от поэтического текста, так как он всегда был верен своим идеям относительно природы и назначения музыки как слуги поэзии, помогающей последней в ее исключительной способности выражать человеческие чувства.

Нельзя забывать и о том, что в Венеции композитор нашел благоприятную атмосферу для либретто с историческими сюжетами, продвинувшихся по пути поисков «правды», или, во всяком случае, с сюжетами, располагающими к психологическим исследованиям.

Достопамятна небольшая камерная опера Монтеверди «Поединок Танкреда и Клоринды» на текст Торквато Тассо — по сути, мадригал в изобразительном стиле; поставленный в доме граф Джироламо Мочениго во время карнавала 1624 года, он взволнова публику, «почти исторгнув у нее слезы». Это смесь оратории и балета (события изображаются пантомимой), в которой великий композитор осуществляет тесную, настойчивую и точную связь поэзии и музыки в стиле чистейшей напевной декламации. Крупнейший образчик положенной на музыку поэзии, почти разговорной музыки, «Поединок» включает устрашающие и возвышенные, мистические и чувственные моменты, в которых звук становится почти образным жестом. В финале короткая серия аккордов переходит в сияющий «мажор», в котором модуляция идет к завершению без необходимого вводного тона, тогда как голос исполняет каденцию на ноте, не входящей в аккорд, поскольку в этот момент открывается картина иного, нового мира. Бледность умирающей Клоринды знаменует блаженство.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

реклама

вам может быть интересно

Елизавета Андреевна Лавровская Певцы Сергей Полтавский Инструменталисты

Произведения

Возвращение Улисса на родину (Монтеверди) (classic-music.ru) 01.05.2011 в 14:48 Коронация Поппеи (Монтеверди) 12.01.2011 в 12:19 Орфей (Монтеверди) 12.01.2011 в 15:58

Публикации

Послевкусие от двух декабрьских концертов «Интрады» 26.05.2020 в 15:10 Джон Элиот Гардинер в Зарядье (operanews.ru) 27.10.2019 в 16:56 Осеннее барокко в «Зарядье» 16.10.2019 в 12:30 Услышать Орфея — увидеть музыку! 09.11.2018 в 12:43 О новой постановке «Коронации Поппеи» Монтеверди на Зальцбургском фестивале 19.08.2018 в 19:48 «Возвращение Улисса» Монтеверди как вечное возвращение Вилли Декера 20.11.2017 в 21:47 К 450-летию Монтеверди: игра стиля и стиль игры 14.11.2017 в 19:49 Античность в опере (operanews.ru) 16.02.2015 в 23:12 «Орфей» Монтеверди, хиппи и «Черный квадрат» (operanews.ru) 18.08.2014 в 15:43 «Вечерня Пресвятой Девы Марии» впервые прозвучала в России 05.06.2014 в 01:24 Монтеверди и Глюк в мадридском Театре Реал 24.07.2008 в 15:27

Главы из книг

Беседа первая. Зарождение и развитие оперы (classic-music.ru) История итальянской оперы (classic-music.ru) Клаудио Монтеверди (classic-music.ru) Ученики и последователи Монтеверди (classic-music.ru)итальянский композитор, автор мадригалов, опер, церковных произведений 9 мая 1567 455 лет назад  —  29 ноября 1643 379 лет назад

Клаудио Монтеверди

Творчество знаменитого итальянского композитора Монтеверди, во многом новаторское, знаменует переход от эпохи Возрождения к эпохе барокко в музыке.

Клаудио Монтеверди (итал. Claudio Monteverdi) родился 9 мая 1567 года в Кремоне, Северная Италия, в семье Бальтазара Монтеверди — доктора, аптекаря и хирурга. С детских лет обучался у Марк’Антонио Индженьери, постигая искусство музыки, принимал участие в исполнении литургических песнопений. Позже учился в Университете Кремоны. Первые произведения Монтеверди были опубликованы в 1582 и 1583 годах.

В 1613 году Монтеверди переехал в Венецию. Здесь он – дирижер (руководитель капеллы) собора Сан-Марко. Капелла находилась в упадке из-за нерационального расхода средств предшественником, но Монтеверди быстро приводит в порядок как хор, так и инструменталистов.

До 40 лет Монтеверди работал преимущественно в жанре мадригала. Работа над первой книгой, состоящей из 21 пятиголосного мадригала, заняла около четырех лет.

Около 1632 года Монтеверди становится священником. В течение последних лет своей жизни, в которые он часто болел, из-под его пера вышли два последних шедевра — «Возвращение Улисса» и «Коронация Поппеи». «Коронация Поппеи» считается кульминацией всего творчества Монтеверди.

Монтеверди умер в Венеции 29 ноября 1643 года.

ВконтактеОдноклассникиМой мир

Клаудио Монтеверди (полное имя Клаудио Джованни Антонио Монтеверди, итал.В Claudio Giovanni Antonio Monteverdi; 9 мая 1567, Кремона (крещён 15 мая 1567 года) — 29 ноября 1643, Венеция)В — итальянский композитор, один из крупнейших в эпоху перехода от позднего Ренессанса к раннему барокко (работал и в ренессансной и в барочной стилистике). Наиболее известные сочинения Монтеверди — поздние мадригалы, Плач Ариадны, опера «Орфей» и Вечерня (девы Марии).

Биография

Клаудио Монтеверди родился в 1567 году в Кремоне, городе Северной Италии, в семье Бальтазара МонтевердиВ — доктора, аптекаря и хирурга. Он был старшим из пяти детей. С детских лет обучался у М. А.В Индженьери, капельмейстера кафедрального собора в Кремоне. Монтеверди постигал искусство музыки, принимая участие в исполнении литургических песнопений. Также он учился в Университете Кремоны. Его первые опубликованные сборники включали (латинские) мотеты и духовные (итальянские) мадригалы (Cantiunculae Sacrae, 1582; Madrigali Spirituali, 1583). За ними последовали сборники трёхголосных канцонетт (1584), позже две «книги» (сборника) пятиголосных мадригалов (1587; 1590). С 1590 (или 1591) до 1612 Монтеверди работал при дворе герцога Винченцо I Гонзага (1562—1612) в Мантуе сначала как певчий и гамбист, а с 1602 как капельмейстер, организатор всей музыкальной жизни при герцогском дворе.

В 1599 году Монтеверди женился на придворной певице Клаудии Каттанео, с которой прожил 8 лет (Клаудия умерла в 1607). У них родились два мальчика и девочка, умершие вскоре после рождения.

В 1613 году Монтеверди переехал в Венецию, где занял пост капельмейстера собора Сан-Марко. В этой должности он быстро восстановил профессиональный уровень музыкантов хора и инструменталистов (капелла находилась в упадке из-за нерационального расходования средств предшественником, Джулио Чезаре Мартиненго). Управляющие базиликой были рады заполучить такого исключительного музыканта как Монтеверди, потому что музыкальная часть богослужений находилась в упадке с момента смерти Джованни Кроче в 1609 году.

Около 1632 года Монтеверди был рукоположен в священники. В последние годы жизни из-под его пера вышли два последних шедевра: Возвращение Улисса (Il ritorno d’Ulisse in patria, 1641), и историческая опера Коронация Поппеи (L’incoronazione di Poppea, 1642), в сюжетную основу которой легли события из жизни Римского императора Нерона. Коронация Поппеи считается кульминацией всего творчества Монтеверди. Она сочетает трагические, романтические и комические сцены (новый шаг в драматургии оперного жанра), более реалистичные портретные характеристики персонажей и мелодии, отличающиеся необычайной теплотой и чувственностью. Для исполнения оперы требовался небольшой оркестр, и также отводилась небольшая роль хору. На протяжении долгого времени, оперы Монтеверди рассматривались только как исторический и музыкальный факт. Начиная с 1960-х, Коронация Поппеи была возобновлена в репертуаре крупнейших оперных сцен мира. Монтеверди похоронен в Венеции в базилике Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Творчество и стиль

Творчество Монтеверди представлено тремя группами произведений: мадригалы, оперы и духовная музыка. Главная особенность композиционной техники МонтевердиВ — сочетание (нередко в одном произведении) имитационной полифонии, характерной для композиторов позднего Возрождения, и гомофонии, достижения новой эпохи барокко. Новаторство Монтеверди вызвало резкую критику со стороны видного теоретика музыки Джованни Артузи, в полемике с которым Монтеверди (и его брат Джулио Чезаре) обозначили свою приверженность так называемой «второй практике» музыки. Согласно декларации братьев Монтеверди, в музыке второй практики безраздельно господствует поэтический текст, которому подчиняются все элементы музыкальной речи, прежде всего, мелодия, гармония и ритм. Именно текст оправдывает любые нерегулярности последних.

До 40 лет Монтеверди работал преимущественно в жанре мадригала (всего 8 сборников [“книг”]; девятый, неавторский, сборник издан посмертно). Работа над первой книгой, состоящей из пятиголосных мадригалов (всего 21), заняла около 4 лет. Первые восемь книг мадригалов представляют громадный скачок от полифонии Ренессанса к гомофонии, характерной для музыки барокко.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий