Биография Гюстава Курбе

Биография

Гюстав Курбе, французский художник XIX века, стал знаменитым благодаря излишне реалистичному изображению обнаженной натуры. Его полотна смущали зрителей откровенностью. Писатель Александр Дюма (сын), однажды увидев картину «Спящие», обозван Курбе «утробой, притворяющейся человеком и художником». По сей день работа «Происхождение мира» считается одной из самых скандальных и обсуждаемых.

Детство и юность

Жан Дезире Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 года во французском городе Орнан, неподалеку от швейцарской границы, в семье владельца виноградников Режиса Курбе. С юных лет Гюстав проявлял характер: в 1831 году мальчика отдали учиться в семинарию, и духовники, выслушивая его проповедь, отказывали в отпущении грехов. Один за другим представители церкви убегали от 12-летнего француза как от дьявола.

image
Автопортрет Гюстава Курбе в молодости

Маленький Курбе, желая поддержать репутацию злостного нарушителя морали, вел список грехов, которые можно было бы совершить — от пустячных проступков до мрачных преступлений. Обучение в семинарии не дало плодов, и в 1837 году Гюстав по настоянию отца поступил в Королевский колледж Безансона на подготовительные курсы юриспруденции.

Одновременно с этим молодой человек увлекся живописью, занимался у представителя неоклассицизма Шарля-Антуана Флажуло. Творчество привлекало француза сильнее, чем юриспруденция. Курбе писал:

«В колледже я научился презирать учение. Я узнал все, что требовалось, и решил не забивать голову ненужными вещами».

В 1839 году молодой человек направился в Париж, сообщив отцу, что едет изучать право. В столице Франции он познакомился с Франсуа Бонвеном, в будущем великим жанристом. Тот показал Курбе Лувр.

image
Гюстав Курбе

Особое впечатление на француза произвели картины малых голландцев и прославленных испанцев: Бартоломе Мурильо, Франсиско де Сурбарана, Диего Веласкеса. Позже, став художником, Гюстав использовал их манеру создавать яркие картины темными тонами.

Экскурсия по Лувру окончательно убедила молодого человека в выборе живописи как основного рода деятельности. Он поступил в мастерскую романиста Шарля де Штейбена, затем переехал в Швейцарию и продолжил обучение. Возможно, здесь начинается биография Курбе-художника.

Творчество

В швейцарских мастерских не рисовали пейзажи и натюрморты — объектом для изображения на холсте была человеческая натура, чаще всего обнаженная. Возможно, из-за неумения работать с другим материалом Курбе начал творческое восхождение с автопортретов.

Картина Гюстава Курбе «Автопортрет с черной собакой»

В 1841 году был написан «Автопортрет с черной собакой». «Декорацией» стал входа в грот Плезир-Фонтен. На коленях у 22-летнего Гюстава устроился черный вислоухий спаниель, о котором годом позже художник писал родителям:

«Я обзавелся прелестной собачкой, чистокровным английским спаниелем, ее подарил мне один из друзей; все ею восторгаются, и в доме Удо ей рады гораздо больше, чем мне».

В 1844 году «Автопортрет с черной собакой» был выставлен в Парижском салоне — престижной выставке Франции. Позже Курбе написал десятки автопортретов: «Мужчина с трубкой», «Человек с кожаным поясом», «Здравствуйте, господин Курбе!», «Отчаяние».

Картина Гюстава Курбе «Отчаяние»

В том же году Гюстав Курбе отправился в путешествие по Бельгии и Нидерландам, где познакомился с продавцом картин. Благодаря этому 7 работ художника купил Хендрик Виллем Месдах — основатель Гаагской школы живописи, ведущей школы в Нидерландах. Так Курбе стал известен за пределами родной Франции.

После успеха «Автопортрета с черной собакой» Парижский салон отказывал художнику в выставке — настал расцвет стиля академизма. «Нет» слышали и другие живописцы: Эжен Делакруа, Оноре Домье, Теодор Руссо, Антуан-Луи Бари. Вместе они планировали создать арт-пространство, которое по престижности не уступило бы Парижскому салону, но планы нарушила революция 1848 года.

Картина Гюстава Курбе «Послеобеденный отдых в Орнане»

После революции картины Курбе с завидной регулярностью появлялись в Парижском салоне. Выставленный в 1849 году «Послеобеденный отдых в Орнане» был куплен французским правительством, а сам художник удостоился Большой золотой медали салона. Награда позволила Гюставу впредь выставляться без разрешения.

В 1853 году Курбе создал и представил на суд общества картину «Купальщицы». В центре полотна изображена полная женщина со спины. В отличие от представительниц эпохи Ренессанса, эта женщина по современным меркам была неприлично толстой, обрюзгшей. Один из критиков отметил, что при виде такого тела «даже крокодил лишился бы аппетита».

Картины Гюстава Курбе «Купальщицы» и Антонио да Корреджо «Не прикасайся ко Мне»

Нашли в картине и библейские мотивы. Так, расположение героинь напоминало позы Марии Магдалины и Иисуса Христа из евангельского сюжета «Не прикасайся ко мне» (картина Антонио да Корреджо «Noli me tangere»). Зритель оказался не готов к столь реалистичному изображению, а Наполеон III, увидев картину, показательно отхлестал ее кнутом. Гюстав Курбе, ожидавший высшей похвалы общества, лишь возгордился:

«Я привел в ужас весь художественный мир».

Нелестная критика не испугала живописца, и он продолжил рисовать обнаженную натуру. Иногда ему позировали женщины со снимков французского фотографа Валлу де Вильнева, и поэтому работы Курбе стали больше похожи на реалистичные фото, а не на художественные произведения.

Картина Гюстава Курбе «Спящие»

В 1866 году Гюстав Курбе написал сразу две скандальные картины, одна из которых, «Происхождение мира», была впервые выставлена лишь в XX веке. Полотно «Спящие», ставшее достоянием общественности в 1872 году, вызвало очередную бурю негодования.

На картине изображены две обнаженные спящие девушки, вероятно, после полового акта — на это намекают разбросанные украшения, смятое постельное белье. Непристойность полотна послужила поводом для полицейского расследования в 1872 году. Больше века, до 1988 года, работа держалась в частных коллекциях, запрещенная для публикации.

«От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного», – возмущался Александр Дюма (сын) в письме к Жорж Санд, увидев «Спящих».

К счастью, Дюма-младший не застал самую скандальную картину Курбе «Происхождение мира», но зато стал ключом для разгадки великой художественной тайны — кто же натурщица. На полотне, написанном по заказу шейха Халила Шерифа Паши, изображена женщина с раскинутыми бедрами: на переднем плане покрытые волосами гениталии, далее — живот и оголенная грудь.

Картина Гюстава Курбе «Происхождение мира» (с цензурой)

Согласно распространенной версии, Курбе позировала ирландка Джоанна Хиффернан — одна из «Спящих», любовница художника Джеймса Уистлера.

В 2013 году частный коллекционер продемонстрировал найденную вторую часть «Происхождения мира». На картине изображена голова девушки, якобы героини скандального полотна. В девушке искусствовед Жан-Жак Фернье признал Хиффернан.

Натурщица Джоанна Хиффернан

Работники музея Орсе, где сейчас выставлен оригинал «Происхождения мира», эту теорию оспорили. В 2018 году историк Клод Шопп расшифровал в письмах Александра Дюма (сына) к Жорж Санд фразу:

«Нельзя описать самой изящной и точной кистью деликатное нутро мадемуазель Кенье из Оперы».

Вероятно, речь шла о прославленной балерине Констанс Кенье, которая на момент написания «Происхождения мира» являлась любовницей шейха Халила Шерифа Паши. Современные искусствоведы считают эту гипотезу наиболее правдоподобной.

Картина Гюстава Курбе «Мастерская художника»

«Происхождение мира» — самая скандальная картина в коллекции Гюстава Курбе. Написанная в 1866 году, она пережила Вторую мировую войну, считалась утерянной, но в 1955-м была найдена психоаналитиком Жаком Лаканом. Произведение хранилось втайне от посторонних глаз за сдвигающимся полотном, послужило вдохновением для написания труда «Четыре основные понятия психоанализа».

После смерти Лакана картину передали музею Орсе в счет уплаты налога за наследство. С того времени «Происхождение мира» выставляется за пуленепробиваемым стеклом, а рядом круглосуточно дежурит охранник, чтобы пресекать бурную реакцию зрителя.

Личная жизнь

О личной жизни Гюстава Курбе известно мало. Говорят, что художник постоянно крутил романы с натурщицами, в том числе с Джоанн Гифферман и Констанс Кенье. Но одна из них, Вирджиния Бине, удерживала внимание Курбе на протяжении 10 лет.

Гюстав Курбе

Пара познакомилась в Париже в начале 1840-х годов. В 1847-м у них родился сын, которому было суждено прожить 25 лет. В 1850-х влюбленные распрощались, предположительно потому, что Гюставу наскучило общество единственной девушки. Вирджиния оставила ребенка себе.

Смерть

В 1871 году Курбе поддержал Парижскую коммуну. Его назначили комиссаром по культуре, в обязанности которого входила защита произведений искусства во время осады Парижа. Пользуясь служебным положением, художник предложил снести Вандомскую колонну, которая якобы производила «впечатление кровавого ручья в мирном саду».

Вандомская колонна

В декрете о сносе памятника сказано, что

«колонна… является памятником варварству, символом грубой силы и ложной славы, утверждением милитаризма, отрицанием международного права, постоянным оскорблением побеждённых со стороны победителей, непрерывным покушением на один из трёх великих принципов Французской республики — Братство…».

18 мая 1871 года колонну снесли, а 10 дней спустя пала Коммуна. Последователей либо казнили, либо арестовывали. Первое время Курбе удавалось избегать наказания. 30 мая полиция обыскала его мастерскую, конфисковала 106 полотен. 7 июня Гюстава поймали. За низвержение Вандомской колонны его приговорили к шести месяцам лишения свободы. Также художнику предстояло возместить деньги, потраченные на восстановление памятника.

Могила Гюстава Курбе

Курбе пришлось распродать картины, но вырученных средств не хватило. Не желая обанкротиться из-за ежегодных выплат в размере 10 тысяч франков, 23 июля 1873 года художник сбежал в Швейцарию.

Подорванное здоровье, а именно развившиеся геморрой и водянка превратили последние годы жизни Курбе в ад. Смерть застала его за день до 1878 года, 31 декабря 1877-го.

Произведения

  • 1841 – «Автопортрет с черной собакой»
  • 1845 – «Отчаяние»
  • 1849 – «После обеда в Орнане»
  • 1853 – «Купальщицы»
  • 1853 – «Веяльщицы»
  • 1854 – «Здравствуйте, господин Курбе!»
  • 1855 – «Мастерская художника»
  • 1861 – «Женщина в белых чулках»
  • 1866 – «Спящие»
  • 1866 – «Происхождение мира»
  • 1870 – «Волна»

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Гюстав Курбе (Gustave Courbet; родился 10 июня 1819 г. — умер 31 декабря 1877 г.) — это французский художник XIX века, любитель подчёркнутого натурализма, возмущавший своих современников детальностью бытовых сцен. Творчество Гюстава Курбе считается завершающим этапом романтизма и переходом к реализму.

Гюстав Курбе отвергал любое проявление фантазии, требовал от своих учеников отбросить подражание и искать в изображении действительности собственный путь. Живописец оставил после себя огромное количество работ. Некоторые из них широкая публика увидела лишь спустя 120 лет после его смерти.

Биография Гюстава Курбе

Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 года, в крошечном городке Орнан на востоке Франции. Его отец занимался виноделием, но для сына видел путь юриста. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отдали в семинарию. Будущий художник не желал подчиняться строгим правилам, учился плохо, даже не выработал хорошего почерка. Это не помешало отцу отправить его в Королевский колледж города Безансон.

Изучение юриспруденции послужило поводом двадцатилетнему Гюставу Курбе уехать в Париж. Здесь он первым делом подробно ознакомился с луврской художественной коллекцией, сделал многочисленные наброски и эскизы. Большое впечатление оказали на юношу мрачные тона голландских и испанских картин.

Гюстав Курбе поступил на учёбу к художнику немецко-русского происхождения, Карлу Карловичу Штейбену (Charles de Steuben). Но господство академизма заставило юношу отказаться от формального образования. Под впечатлением работ Франса Халса (Frans Hals) и Рембрандта (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), он решил, что изображать окружающую действительность нужно откровенно и без прикрас.

В период 1840-х годов Гюстав Курбе путешествовал в Нидерланды и Бельгию. Возвращаясь в Париж, он общался лишь с художниками и литераторами реалистического направления.

На Всемирных выставках жюри часто отвергало картины Гюстава Курбе. В 1855 году, раздражённый неприятием своего творчества, он организовал «Павильон реализма», на котором представил сорок своих произведений и «Манифест реализма». Зрителям не понравилось, зато художника похвалили Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) и Шарль Бодлер (Charles Baudelaire).

Гюстав Курбе искренне ненавидел тех, кто не принимает его взглядов. Он отказывался от участия в парижских Салонах, устраивал собственные показы. В 1871 году живописец яростно поддержал очередную Парижскую коммуну, взяв на себя обязанности комиссара по культуре. Сбылась его мечта: он приказал снести Вандомскую колонну.

Парижская коммуна не продержалась и трёх месяцев. Гюстав Курбе попал в тюрьму, откуда вышел лишь 2 марта 1872 года. Колонну новые власти решили восстановить на деньги того, кто её разрушил. Неподъёмный штраф позволили выплачивать ежегодными взносами в десять тысяч франков.

Гюстав Курбе объявил себя несостоятельным и уехал в Швейцарию, где провёл последние годы жизни. Говорят, он не знал меры ни в чём: много пил, ещё больше ел, заводил связи с женщинами, держался заносчиво, чем отталкивал даже поклонников. Он заявлял, что не вернётся во Францию, пока не объявят амнистию. Но, скорее всего, его останавливал огромный денежный долг.

1 января 1878 года Гюстав Курбе был обязан отправить первый взнос, но накануне, 31 декабря 1877 года, художник умер от цирроза печени.

Самые известные картины Гюстава Курбе

Картины Гюстава Курбе отличались смелостью, подчёркнутой реалистичностью сюжетов. В нашей статье представлены самые известные работы живописца, заслужившие как положительные оценки, так и гневную критику:

  • «Похороны в Орнане» (1849-1850) — возмутила зрителей и критиков, считавших, что сельские похороны не заслуживают масштабности картины: 3 метра 15 см в высоту, 6 метров 68 см в ширину.
  • «Веяльщицы» (1853) — изображает бытовую картинку из жизни крестьянства своего родного Орнана. В качестве моделей Гюстав Курбе использовал своих сестёр и сына.
  • «Купальщицы» (1853) — вызвала бурю возмущений. Критиковали натурализм, тяжеловесное женское тело, грязные ноги. Больше всего возмутился император Наполеон III, ударив картину тростью.
  • «Порыв ветра» (1865) — хранится в музее техасского города Хьюстон. По одной из версий, натурой для написания работы послужил лес Фонтенбло. Другое название картины: «Приближение шторма».
  • «Натюрморт яблоки и гранаты» (1871) — написана во время тюремного заключения по обвинению в участии в Парижской коммуне. Живописцу позволили взять с собой мольберт, что позволило написать несколько натюрмортов похожего содержания. Никто из окружающих художника людей не захотел ему позировать.

Гюстав Курбе стал одним из основателей реализма в живописи, стремясь изображать жизнь такой, какая она есть. На сайте Very Important Lot, можно почитать про развитие реалистического направления в живописи. Для ценителей изобразительного искусства есть возможность принять участие в аукционах, недорого купить картины, рисунки, скульптуры известных мастеров, украсить свою коллекцию работами талантливых современных художников.

26 декабря 2019

 Родившись летом 1819 года в небольшом сельском городке Орнан, недалеко от французских Альп, Курбе рос в живописной местности, окруженный заботливой семьей. Всю жизнь художник будет привязан к чудесной природе этих мест. Он будет часто приезжать на родину и именно здесь, вдохновленный горными пейзажами и образами земляков, создаст большую часть своих полотен. Отец живописца, Режи Курбе, был обеспеченным землевладельцем, который оплачивал счета не только единственного сына, но и трех дочерей – Зои, Жюльетты, Зели.

В 1831 году Гюстав поступил в местную школу, где быстро приобрел репутацию шумного и проказливого ученика. Ему нравилось быть в центре внимания и развлекать одноклассников своим остроумием и обаянием.

Интерес к рисованию у него пробудил «папаша» Бод, один из его школьных учителей. Когда-то Бод был подмастерьем у Антуана Жана Гроса, одного из ведущих художников-неоклассицистов, и теперь сам побуждал своих учеников как можно больше писать с натуры. Первые наброски ученических тетрадей Курбе содержат образцы любовно-добросовестных зарисовок реки Лу и холмов в окрестностях Орнана. Ранние рисунки, несмотря на их примитивность и художественную беспомощность, все же интересны – в них видна настойчивость юноши в поисках характера изображаемого, упорная старательность, стремление полно и точно передать красоту родного края.

В 1837 году молодой человек поступил в Королевский колледж в Безансоне.  По настоянию отца он учился на юридическом факультете, но был несчастен, пока не принял решение посещать занятие еще и в местной Академии.

В 21 год Курбе переехал в Париж, но не стал заниматься юриспруденцией. Юный художник избегал учебы в студиях любой из многочисленных академических знаменитостей того периода, а также не поступил в Ecole des Beaux-Arts. Вместо этого он брал несколько уроков у менее известных преподавателей, а в основном учился сам, копируя картины Делакруа, Жерико и других в Лувре. На его творчество сильное влияние оказали малые голландцы, испанские художники (в частности, Веласкес, Сурбаран, Мурильо), у которых он позаимствовал темные тона картин.

Среди его картин начала 1840-х годов есть несколько автопортретов, романтических по замыслу, в которых художник изобразил себя в различных ролях. К ним относятся «Автопортрет с черной собакой» (Малый дворец, Париж, 1842), «Отчаяние» (частное собрание, 1843-1845), «Влюбленные в сельской местности» (Музей изящных искусств, Лион, 1844), «Раненый» (Музей Орсе, 1844-1854), «Виолончелист» (Национальный музей, Стокгольм, 1847) и «Мужчина с трубкой» ( музей Фабра, Монпелье, 1848-1849).

Малый дворец, Париж

1842

Сороковые годы – время усиленной работы Курбе над собой. Условия его жизни в этот период примитивны, почти жестки. Он встает с восходом солнца, ест хлеб и работает до темноты. Круг моделей в это время был узок. Около 1844 года в его ателье появляется Жозефина, натурщица, ставшая его подругой, тип которой повторяется во всех женских персонажах его картин этого времени.

Художник надеялся добиться признания, выставившись в Салоне, с начала 1840-х он на постоянно основе отсылает полотна в приёмную комиссию. Но лишь спустя некоторое время одно из его полотен, «Курбе с черной собакой», было принято. В период с 1841 года по 1847, Курбе экспериментировал со стилями: успел попробовать себя в портрете, пейзаже, жанровых сценках и даже в религиозной живописи. За первые семь лет его пребывания в Париже Салоном были приняты только 3 из 25 представленных им работ.

Во второй половине 1840-х годов происходит знакомство Курбе с философом-социалистом Прудоном, поэтом Бодлером, людьми, сыгравшими важную роль не только в становлении Гюстава Курбе как художника, но и в формировании его гражданской позиции. Он, несомненно, разделял идеи Бодлера в это время. 1848 год – время их наибольшей близости: Курбе порой ночевал у друга в ателье в дни безденежья. Именно в это время художник пишет тонкий и глубоко оригинальный портрет друга, которым Бодлер, впрочем, остался недоволен.

Гюстав Курбе

«Портрет Шарля Бодлера»

Холст, масло

Музей Фабра

1848

В феврале 1848 года французский король Луи-Филипп отрекся от трона, и власть перешла в руки республиканского правительства. Салон уцелел, однако его отборочную комиссию упразднили. Пользуясь возможностью, Курбе выставил в Салоне сразу 10 картин.

Его заметили, Гюстав подружился с критиком Шампфлери, и с тех пор добился общественного признания, подтвержденного в следующем году: государство купило полотно «Послеобеденный отдых в Орнане» (Музей изящных искусств, Лилль). Курбе был награжден большой золотой медалью. Эта медаль позволила выставлять полотна в Салоне, не считаясь с мнением комиссии. Исключительным правом он пользовался до 1857 года.

Холст, масло

195 х 257 см

Дворец изящных искусств, Лилль

1849

Однако некоторые другие работы Курбе были встречены с полным непониманием и вызвали возмущение. Так было в 1849 году с «Дробильщиками камня» (впоследствии уничтоженной), а затем с «Похоронами в Орнане», в Салоне 1850-1851 годов. «Дробильщики камня» – реалистичное изображение двух фигур, занятых физическим трудом в бесплодной сельской местности. Обе работы радикально расходятся с более контролируемыми, идеализированными картинами неоклассической или романтической школы; они изображают жизнь и эмоции не аристократов, а простых крестьян, и делают это с реалистической настойчивостью.

Полотно «Похороны в Орнане» было создано на родине и посвящено памяти деда, скончавшегося годом раннее. Грубая, плотная, пастозная живопись передает материальность вещей. Он изобразил социальную, повседневную действительность так, как видел сам. Поразительная простота и примитивность композиции делают эту картину исключительно сильной. Монотонно перечисляя персонажей, Курбе создает плавный, величественный ритм голов и фигур, напоминающий о античных рельефах, изображающих погребальное шествие. «Похороны в Орнане» – сочетание подлинно портретных фигур. Когда художник писал своих сограждан, у него не было от них отбоя – каждый хотел попасть в картину, радуясь этой чести. Огромная картина размером 3х6,7 метра нарушила условность: художник изобразил прозаический ритуал в масштабе, который ранее был бы зарезервирован для религиозного или королевского субъекта. В картине отсутствует сентиментальная риторика, ожидаемая в жанровом произведении: плакальщики Курбе не делают театральных жестов скорби, и их лица кажутся скорее карикатурными, чем облагороженными. Критики обвинили Курбе в преднамеренном стремлении к уродству.

Гюстав Курбе

«Похороны в Орнане»

Холст, масло

315 х 660 см

Музей Орсе, Париж

1849-1850

Поездки в Нидерланды и Бельгию в конце десятилетия укрепили веру Курбе в то, что художники должны изображать жизнь вокруг себя, как это делали Рембрандт, Хальс и другие голландские мастера.

В течение 1850-х годов Курбе писал многочисленные фигуративные произведения, используя в качестве сюжетов простых людей и друзей, таких как «Деревенские девицы» (1852), «Борцы» (1853), «Купальщицы» (1853), «Спящая прядильщица» (1853) и «Просеиватели пшеницы» (1854).  «Купальщицы» 1853 года – первое произведение художника такого размера, изображающая обнаженное женское тело. Изображенная им со спины тяжеловесная женщина вызвала в обществе небывалый скандал: Курбе утвердил красоту тех женщин, которые веками были обездолены. Его купальщица с тяжелыми бедрами и ногами, мускулистой спиной, конечно, была антиподом тем холеным дамам, которых воспевали барды эпохи Второй империи.

Гюстав Курбе

«Купальщицы»

Холст, масло

Музей Фабра, Монпелье

1853

Благодаря поддержке Адьфреда Брюйя, поклонника творчества Курбе и мецената, художник обретает поддержку. Брюй не только оплатил несколько хвалебных отзывов о картине Курбе в прессе, но и приобрел полотна, выставленные в залах Салона. С мая по сентябрь 1854 года художник проводил время у мецената в Монпелье, где написал холст «Встреча». Курбе, с дорожным мешком за спиной, в просторной рубашке, с палкой в руке, шагает по дороге в Сет. Навстречу вышли и приветствуют его Брюйя со слугой Каласом. Силуэты трех фигур профилируют на фоне неба. Вся большая и мощная фигура плебея Курбе, с каким-то вызовом откинутая назад, исполнена уверенности и силы, оттеняя на второй план фигуру вежливо приветствующего его мецената.

Гюстав Курбе

«Встреча»

Холст, масло

129 х 149 см

Музей Фабра

1854

В начале 1850-х художник пишет несколько марин. Курбе видит море в Дьеппе в 1851 году, но он впервые длительно наблюдает Средиземное море, синее, с белой пеной. После он говорит, что море ему давало те же переживания, что и любовь.

Гюстав Курбе

«Марина»

Холст, масло

Частное собрание

Высшим достижением Курбе в этот период было полотно «Мастерская художника» (1854-1855), подлинный манифест живописи, в котором Курбе декларировал свой художественный и политический выбор. Картина колеблется между двумя полюсами – реальностью и аллегорией, не давая предпочтение ни одной из них. Тридцать фигур – целая портретная галерея. Сам Курбе председательствует над всеми фигурами с простодушным тщеславием, работая над пейзажем и поворачиваясь спиной к обнаженной модели, символическому представлению академической традиции.

Гюстав Курбе

«Мастерская художника»

Холст, масло

Музей Орсе, Париж

В 1855 году его картины не были приняты на Всемирную выставку. Ответом Курбе на отказ было решение недалеко от официального французского павильона изящных искусств организовать частную выставку в «Павильоне реализма». Временная постройка вместила в себя около 40 картин, но почти ничего не было продано, да и отзывы в прессе были критическими. В каталоге к выставке, явившемся своеобразным манифестом реализма, художник писал, что он стремится «передать нравы, идеи, облик эпохи согласно собственной оценке; быть не только живописцем, но также и человеком – одним словом, создавать живое искусство».

Одновременно с Курбе и большей частью независимо от их автора путешествуют и картины художника, создавая ему славу в Бельгии, Голландии и Германии. Уже в 1852 году Курбе выставляет во Франкфурте-на-Майне «Похороны в Орнане» и «Дробильщиков камня», в 1858 году он посылает туда «Веяльщиц», «Добычу» и ряд охотничьих картин, которые принимаются там как новшества и имеют большой успех. В том же 1858 году он едет во Франкфурт-на-Майне и остается там по февраль 1859 года.

В 1860-1870 годах Курбе особенно часто пишет обнаженное женское тело. Женщины на полотнах Курбе – это женщины средних классов, которым не чужд физический труд, но которых не искалечила чрезмерная физическая работа. Здоровые, спокойные и ограниченные, как животные, цветущие, как спелые плоды, они отдыхают рядом с деревьями или ручьями, нередко под бездонным небом. Они не идеализированы, не отобраны по принципу изящных форм.

В последние годы своей жизни Курбе писал пейзажи, в том числе несколько сцен воды, таинственно выходящей из глубин земли в горах Юра на границе Франции и Швейцарии. Курбе также работал над скульптурой во время своего изгнания. Ранее, в начале 1860 – х годов, он создал несколько скульптур, одну из которых – «Рыбак из Шаво» (1862) – он подарил Орнану для общественного фонтана, но она была удалена после ареста Курбе.

4 сентября 1870 года, во время Франко-Прусской войны, Курбе написал письмо правительству национальной обороны с предложением снести колонну на Вандомской площади, воздвигнутую Наполеоном I в честь побед французской армии.

Курбе был арестован 7 июня. Он отбыл свой тюремный срок 2 марта 1872 года, но его проблемы, вызванные разрушением Вандомской колонны, все еще не были решены. В 1873 году новоизбранный президент Республики Патрис Мак-Махон объявил о планах перестроить колонну, причем расходы на это должен был оплатить Курбе. Не имея возможности заплатить, Курбе отправился в добровольное изгнание в Швейцарию, чтобы избежать банкротства.

4 мая 1877 года Курбе сообщили сметную стоимость реконструкции Вандомской колонны: 323 091 франка и 68 сантимов. Ему была предоставлена возможность выплачивать штраф ежегодно в размере 10 000 франков в течение следующих 33 лет, вплоть до его 91-го дня рождения.

Несмотря на теплый прием, оказанный ему в Швейцарии, Курбе во время своего изгнания пришел в упадок. Он начал сильно пить и лишь изредка создавал произведения, достойные его таланта. Проблемы с деньгами и судебными разбирательствами стали навязчивой идеей. 31 декабря 1877 года, за день до первого взноса, Курбе умер в возрасте 58 лет в Ла-Тур-де-Пельц (Швейцария) от болезни печени, усугубленной сильным пьянством.

Гюстав Курбе (полное имя Жан Дезире Гюстав Курбе) родился в 10 июня 1819 и умер 31 декабря 1877 года. Он стал последним значимым художником эпохи романтизма. После него живопись окончательно перешла к реализму.

Основные этапы жизни Дата
Детство 1819 -1833
Юность 1834 -1838
Жизнь в Париже 1839 -1870
Бегство в Швейцарию 1871 -1877

Происхождение

Гюстав Курбе родился 10 июня в 1819 году в небольшом французском городке Орнана, который находится недалеко от границы Швейцарии.

Про семью будущего художника известно немного. О матери практически нет сведений, отец был виноделом. Однако он не хотел продолжения такой судьбы для своего сына и ещё с детства «выбрал» ему путь юриста.

Детство и юность

О ранних годах Гюстава также известно мало. Семья у него была небогатая, и жили они в крошечном городке с населением около 3 тысяч человек. Поэтому можно утвердить, что детство мальчика проходило вполне обычно.

В 12 лет его отправили в семинарию, где Гюставу совершенно не нравилось. Он с детства не любил подчиняться правилам и учился совсем плохо. За годы обучения мальчик даже не смог сформировать красивый почерк. Однако именно там Курбе научился живописи, а точнее «рисованию». Плохие отметки не помешали ему поступить в Королевский колледж в городе Безансон, находящемся в 25 километрах от родного Орнана.

Там он продолжил своё обучение живописи. Его учителем был некий Флажуло — бывший ученик Гро и Давида.image

Автопортрет Гюстава урбе “Мужчина с трубкой”

Поездка в Париж

В 1839 году художник уговаривает отца отпустить его обучаться юриспруденции в Париж, на что тот согласился. По приезде Курбе направился в Парижский Лувр, где его очаровала коллекция. Молодой автор делал множество набросков и эскизов, но особенно его внимание привлекала голландская и испанская живопись. Гюстав Курбе отмечал именно в этих картинах особые «мрачные тона», которые впоследствии начнет использовать в своих работах.

Обучаться живописи по направлению академизм парень стал у преподавателя русско-немецкого происхождения: у Карла Штейбена Карловича.

Академизм – это жанр живописи, который принято считать классическим. В нем присутствуют четкие правила и каноны как в построении тех или иных объектов, так и в композиции в целом.

Однако, если вспомнить детство Гюстава, можно заметить, как он ненавидел правила и каноны. Поэтому учёбу по академизму он быстро забросил, вдохновившись работами Рембрандта. Сам художник говорил, что хочет создавать картины самостоятельно, а не следовать правилам.

Написание первой картины

Самой первой, принятой публикой, картиной стал «Автопортрет с собачкой». Именно ее выставили в Парижском салоне. Все остальные произведения были отвергнуты.

Данная работа стала «опорной» на ближайшие 10 лет. Художник понял, что его главная задача, как творца, показать мир таким, какой он есть. Гюстав Курбе сильно ударился в реализм в написании своих работ.

Гоняясь за детальностью, он практически полностью пренебрегал всеми приемами. До конца 1840-х художник представлял только автопортреты, которые, не имели особого успеха.

image

Автопортрет с чёрной собакой (1842) Холст, масло. 46,3 × 55,5 см

Период с 1844 по 1847 годы

С 1844 года Гюстав Курбе отправляется в Бельгию и Нидерланды, как на родину любимых ему тогда художников. По приезде оттуда, его окружение уже полностью составляли живописцы и писатели-реалисты.

В это же время художник продолжает представлять свои творения на всемирных выставках. Однако ни одна из них не принимала его работы, что сильно злило автора.

image

Картина Гюстава Курбе “Мастерская художника”

Личная жизнь

Про личную жизнь живописца известно не так много. Его первую и единственную жену звали Виржиния Бине, с которой они, прожили всего 8 лет (1847–1855 ). На тот момент художник еще не был столь известным, поэтому информации о его супруге не сохранилось. В браке рождены дети.

Последние годы жизни

1848 год ознаменовался разгаром французской революции, вызванной отречением короля и передачей власти республиканскому правительству. Однако революция не была успешной, и Гюстав Курбе покидает Париж, чтобы отвлечься и набраться сил.

У художника появляется новый прилив вдохновения, смотря на быт простого населения. В 1849 году рождается настоящий шедевр «После обеда в Орнане». С этой работой Гюстав вновь отправляется в Парижский салон, где её не принимают.

На тот момент шел перестрой общества, в том числе и в структуре искусства. Несмотря на то, что революция не коснулась салона, палата жюри была упразднена. Все это позволило Гюставу без оценки выставить еще пять своих работ.

Осенью 1849 года Гюстав пишет еще две свои знаменитые работы «Дробильщики камней» и «Погребение в Орнане». Последняя сейчас хранится в Лувре, а первая, к сожалению, была утеряна в 1945 году во время бомбардировок Дрездена в Германии. Обе эти работы положили начало такого жанра, как реализм.

В исполнении Гюстава картина смотрелась, как единое целое, так как он умело совмещал цвета и тона, композицию и стиль. Этот приём позволял сделать полотно более «лёгким» для понимания. До этого картины так не писались и после Гюстава «старый» вариант реализма уже был неактуален.

В 1855 году Гюстав Курбе был так раздражен из-за того, что часть его работ снова не принимается. У него возник конфликт с верхушкой искусствоведения Франции. Прямо у ворот «официальной» выставки художник создал свою персональную, назвав ещё «Павильон реализма».

Подобная «выходка» стала одной из первых персональных выставок (вторая была организована Гюставом в такой же манере, но уже в 1867 году), а также одним из первых арт-перфомансов.

К концу в 1850-ых годов у художника собирается огромное «портфолио», где собраны произведения разных жанров и направлений. Имелась особенная картина, написанная в 1863 года. Она была настроена против католической церкви, что и послужило отказом принять ее в салон. Однако в этом же году художник организует «Салон отверженных».

В 1870 году император Наполеон III присуждает Гюставу Курбе орден за его либеральные идеи. Но художник целенаправленно отвергает его.

На тот момент Гюстав уже был известным во всём мире реалистом. По его картинам и занятиям учились лучшие художники того времени. Уроки Курбе стали основой для молодого поколения, которое позже создаст такой стиль на основе реализма, как импрессионизм.

Отношение между государством Франции и Гюставом Курбе ухудшились. Во время франко-прусской войны художник издавал антивоенные листовки, призывая другие страны в решение конфликта.

Политическая деятельность продолжилась и после провозглашения коммуны. Она признала Гюстава, как одного из важнейших деятелей искусства, дав ему ряд полномочий для восстановления и защиты культурного наследия. Курбе добросовестно выполнял поставленную перед ним работу. После разгрома коммуны над художником нависла угроза, так как на его плечи легла ответственность за снос Вандомской колонны.

Сам Гюстав не принимал участия ни в сносе, ни в оглашении приговора, но правительство решило, что именно он должен понести наказание за это. Все его имущество было конфисковано для восстановления памятника.

Все это сильно ударило по репутации творца. Его перестали принимать на выставках, а в 1871 году под давлением французского правительства ему пришлось покинуть страну и отправиться жить в Швейцарию.

В новой стране Курби приняли с теплотой. Работать как раньше он уже не мог. С момент переезда и до самой своей смерти художник писал преимущественно пейзажи, при этом, сохранив свой неповторимый стиль. Умер Гюстав Курбе 31 декабря 1877 года.

image

Фотограф Этьенн Каржа. Курбе в 1860-е годы

Самые известные работы

Гюстав Курбе смог оставить огромный след в мире, причиной этому был нестандартный взгляд на вещи и провокативность его работ.

«Отчаяние. Автопортрет» (1845)

image

Отчаяние (1844–1845) Холст, масло. 45 см x 55 см

Крайне необычный вариант автопортрета, на котором художник изображен как полноценный персонаж со своими эмоциями.

«Погребение в Орнане» (1850)

image

Похороны в Орнане. (1849—1850) Холст, масло. 315 × 668 см

Первая успешная работа художника, задавшая тон стилю, цветовой гамме. Подобный сюжет будет еще несколько раз фигурировать в картинах автора.

Интересные факты из жизни художника Гюстава Курбе

  1. Семью Гюстава нельзя было назвать «бедной». Отец оплачивал обучение трем своим дочерям и сыну. Цены были высокими. Своему отцу, кстати, художник посвятил отдельный портрет.
  2. Отношение между художником и религией были сложные. Был эпизод в истории Гюстава, когда он подшутил над кардиналом, приехавшим в его родной город. Во время причастия Курбе решил называть грехи не по памяти, а по огромному списку, чем развеселил священника. Следующая встреча с религией не была такой радостной. За всю жизнь Курбе написал всего одну религиозную работу, из-за которой чуть не лишился карьеры.
  3. Гюстав обладал чрезмерным эго и самолюбием, которые сильно притягивали людей. Один раз он даже увел у своего приятеля Джеймса Уистлера женщину.

Гюстав Курбе стал последним художником эпохи романтизма и академизма и является основоположником реализма. Именно он задал вектор развития данного направления, сделав его понятным и доступным широкой аудитории. Правда, не все его работы понятны большой группе людей.

А как вы относитесь к творчеству художника? Напишите в комментариях!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий