Биография григория сковороды. Биография сковороды григория саввича Цель человека по г с сковороде

Биография

Григорий Сковорода провел жизнь в странствиях, но сохранил любовь к родному краю. Он запомнился как талантливый поэт, мыслитель и баснописец, цитаты из произведений которого широко известны в украинской и российской литературе.

Детство и юность

Григорий Саввич Сковорода появился на свет 22 ноября (3 декабря) 1722 года в маленьком селе Чернухи, которое на тот момент было частью Российской империи. Мальчик рос в семье казака и его супруги, которая происходила из рода Шан-Гиреев. Родители пытались дать детям достойное образование, старший брат философа Степан учился в Польше.

Маленький Гриша часто витал в облаках, из-за чего ему не давалась работа по хозяйству. Когда Сковороде исполнилось 8 лет, он отправился в дьяконскую школу в родной деревне. Позже он поступил в Киево-Могилянскую академию, где продемонстрировал способности к изучению языков и философии.

В этот период у юноши обнаружился талант к вокалу. Его приняли в Глуховскую певческую школу, а затем отправили в царскую хоровую капеллу в Санкт-Петербург. По этой причине Григорию пришлось прервать учебу, но он обзавелся полезными знакомствами в лице Алексея Разумовского и Игнатия Полтавцева.

Летом 1744 года молодой человек вернулся в Киев вместе со свитой императрицы Елизаветы. Он оставил пение и возобновил обучение в Киево-Могилянской академии. Но Сковороде хотелось странствий, поэтому он присоединился к «Токайской комиссии», целью которой была заготовка вин для царского двора. По данным биографов, философу удалось побывать в Италии, Австрии, Венгрии и Польше.

После возвращения в Украину Григорий устроился учителем поэтики в Переяслав, но вскоре уволился из-за конфликта с руководством. Он пробовал вновь начать учебу в академии, где изучал богословие, но принял приглашение Степана Томары и стал гувернером для его сына Василия в селе Коврай. Из-за размолвки с семьей подопечного Григорий хотел бросить работу, но все же остался с учеником.

Личная жизнь

О личной жизни баснописца известно мало. Он не был женат и не имел детей.

Творчество

Во время проживания в Коврае мужчина начал писать стихи. После того как воспитанник покинул отчий дом, Сковорода подался в Слободскую губернию, чтобы начать преподавать поэтику в Харьковском коллегиуме. Позже он начал читать курс греческого языка. В этот период философия учителя начала привлекать единомышленников в лице учеников. Однако из-за разногласий с руководством мужчина ушел из учебного заведения и забросил преподавательство.

Григорий сохранил дружбу с учеником Михаилом Коваленским, с которым обменивался письмами на протяжении последующих лет. После смерти наставника воспитанник создал его подробную биографию, где описал стиль жизни и философию мыслителя.

После увольнения учитель поселился на пасеке в Гужвинском лесу, где вел отшельнический образ жизни. Вскоре он начал писать басни, став одним из первых баснописцев в украинской истории, и философские диалоги. Мужчина продолжал собирать вокруг себя почитателей, которые разделяли его взгляды на жизнь.

В последующие годы мыслитель много путешествовал и занимался творчеством. Он побывал в окрестностях Харькова, Воронежской губернии, Таганроге, Курске и Орле. Среди друзей Сковороды были дворяне, купцы, офицеры и простой народ, которым он посвящал притчи, басни и философские диалоги. При жизни его библиография так и не пополнилась печатными произведениями.

Существует легенда, согласно которой о таланте Григория узнала русская императрица Екатерина II. Она отправила мужчине приглашение поселиться при дворе и преподавать философию, но он отказался, поскольку ценил свободу и родные края.

Смерть

Незадолго до смерти Григорий навестил Михаила Коваленского, чтобы передать ему на сохранение свои труды и философские трактаты. Мыслитель умер 29 октября (9 ноября) 1794 года в доме своего друга в селе Ивановка. Причина смерти неизвестна, но, по утверждениям современников, мужчина предчувствовал кончину и заранее к ней подготовился. По его просьбе на памятнике над могилой написали «Мир ловил меня, но не поймал».

В память о философе остались портреты, афоризмы, переводы с других языков и сборники сочинений.

Память

  • 1933 – открыт Харьковский национальный педагогический университет имени Григория Сковороды
  • 1946 – создан Институт философии имени Григория Сковороды НАН Украины
  • 2003 – открыт астероид 2431 Сковорода
  • 2006 – Национальный банк Украины выпустил банкноту номиналом 500 гривен, на которой изображен Григорий Сковорода
  • Памятники мыслителю установлены в Киеве, Харькове и Чернухах. В его честь названы улицы в Одессе, Львове, Запорожье, Харькове, Киеве.

Библиография

  • 1765-1766 – «Убуждшеся видѣша славу его»
  • 1765-1766 – «Да лобжет мя от лобзаній уст своих!»
  • 1767 – «Наркісс. Разглагол о том: узнай себе»
  • 1767 – «Симфоніа, нареченная Книга Асхань о познаніи самого себе»
  • 1769-1780 – «Начальная дверь к христианскому добронравию»
  • 1773-1774 – «Кольцо»
  • 1774 – «Басни харьковские»
  • 1775 – «Алфавит мира»
  • 1776 – «Книжечка, называемая Silenus Alcibiadis, сиречь Икона Алкивиадская»
  • 1780 – «Книжечка о чтении священного писания, нареченна Жена Лотова»
  • 1783 – «Брань архистратига Михаила со Сатаною о сем: легко быть благим»

3.12.1722, с. Чернухи Киевской губ. (ныне Полтавская обл., Украина) – 9.11.1794, с. Ивановка Харьковского наместничества (ныне с. Сковородиновка Харьковской обл., Украина)

image

Родился Г.С. Сковорода в казацкой состоятельной семье. Учился в Киево-Могилянской академии.

Человек неординарных способностей: обладал глубоким умом и хорошим голосом, писал стихи и сочинял музыку, играл на музыкальных инструментах, рисовал, владел несколькими языками, в том числе латинским, греческим и древнееврейским. Преподавал в Переяславской семинарии, Харьковском коллегиуме. Стремясь многое увидеть и познать, в 1745 – 1750 гг. совершил путешествие, побывав в Польше, Венгрии, Австрии, Италии, Германии. С 1760-х гг. вел жизнь странствующего философа, часто бывая в Белгороде.

Свои основные литературные произведения Г.С. Сковорода создал в 1750-1760-е гг. Ему принадлежат стихотворный сборник «Сад божественных песен», в котором преобладают традиции староукраинской песенной лирики, и цикл басен под названием «Басни Харьковские», ставшие прелюдией к его философскому учению, Г.С. Сковорода сделал переводы сочинений ряда античных мыслителей.

В годы странствий развивалось философское учение Г.С. Сковороды, которое он изложил в притчах, диалогах и трактатах, таких как «Разговор, называемый Алфавит, или букварь мира», «Симфония, наречённая Книга Асхань, о познании самого себя», «Разговор пяти путников об истинном счастье в жизни» и других. В них философ прославляет «человека малых желаний» и приоритет духовных ценностей над материальными, отстаивает идеи ответственности индивидуума перед Богом и обществом.

При жизни сочинения Г.С. Сковороды не издавались. Первая научная публикация значительной части наследия состоялась в 1894 г.

Для справок: 27-64-23, 27-39-61

Поделиться:

История

Неуловимый философ 2013-12-12 16:39:33 image

«Мир ловил меня, но поймать не смог» – эти слова высечены на могильном камне одного из первых русских философов – Григория Саввича Сковороды. Прошло три столетия. Эта яркая личность стала легендой.

Изречения философа превращаются в хлестские цитаты. Его записывают в свои учителя как христианские социалисты, так и антицерковные либералы. Григория Сковороду одинаково делают символом сторонники украинской независимости и апологеты общеславянского единства. Его называют первым русским неоплатоником и русским же апостолом. Эпитафия оказалась самой точной. Ибо нам до сих пор так сложно поймать этого неординарного человека.

Прошло еще несколько лет и Григорий оказывается в составе русской миссии в Токае. В течении 5 лет он путешествует по Венгрии, Австрии, Польше, а также Пруссии. Везде он продолжает свое образование. Так, в Вене он неоднократно бывал на лекциях философа Вульфа, где познакомился с современной немецкой философией и богословием. В 1759 году, по возвращении на Родину, он начинает свою педогогическую деятельность, которой так и не суждено было состояться. Дважды Сковорода вынужден покинуть преподовательский состав Харьковского коллегиума из за неодобрения начальства.

Его критика схоластической поэзии, уровня и методологии гуманитарных наук и жизни церкви делает его изгоем среди профессоров.

Надо сказать, что ничто Сковорода не критиковал так сильно, как церковь: за формализм в обрядах, излишние богатства, торговлю, политизированность и коррумпированность. Но критика эта была обоснованной. Это подтверждает тот факт, что у Сковороды было много друзей и покровителей среди церковных иерархов, в том числе архимандритов и епископов.

У духовенства вызывало уважение его воцерковленность, сочетающаяся с грамотностью. Так, настоятель Троице-Сергиевой лавры предлагал ему место главного библиотекаря, лишь бы удержать такого человека.

А монахи Киево-Печерской лавры, где так часто любил бывать Сковорода, неоднократно уговаривали его принять постриг и остаться с ними. Но Сковороду было не удержать и он продолжал свои странствия. Не принимая иночества, Сковорода проявлял все лучшие его качества: совершенная нищета и бездомность, сопряженные с нравственной чистотой, постничество (он совсем не ел мяса), совершенная любовь к людям, жажда чистоты церковной, ревность по Богу, жизнь во Христе, – вот образ этого философа.

Любовь к Богу – основа существования Сковороды и всего его философского миросозерцания. Изучая и постигая Библию, живя по ней, мы приходим таким образом к Богу.

Высокий, худой и величавый, с одной сумкой через плечо, с Библией и свирелью он странствует по деревням и поместьям. Свои трактаты он пишет, останавливаясь в лесных урочищах, на пасеках, всегда в уединении и молитве. Его беседы, изречения и «крылатые» слова записывались, переписывались, распространялись. Его стихи, сказания, басни шли в народ, распевались кобзарями. Учителем всего народа он был в полном значении этого слова, – так из среды его поклонников образовалась группа, во главе с В. Н. Каразиным, будущим основателем Харьковского университета.

Анастасия Некрасова

Читайте также: Рекомендуемые статьи Кабышейка: что случилось с первым китайцем, посетившим Россию Ассирийцы: почему один из самых древних народов мира эмигрировал в Россию Семибоярщина: было ли призвание польского принца Владислава на престол предательством России Перейти к навигации Перейти к поиску

Нормативный контроль BNF: 162480948 · BRE: 3623788 · GND: 118642456 · ICCU: SBLV133961 · ISNI: 0000 0001 2209 3250 · LCCN: n82166059 · NKC: jn20000701650 · NTA: 070336938 · NUKAT: n97018370 · SUDOC: 060311975 · VIAF: 20473914
Григорий Саввич Сковорода
Григорій Савич Сковорода (укр.)
р. 22 ноября (3 декабря) 1722(17221203), село Чернухи, Киевская губерния
ум. 29 октября (9 ноября) 1794, село Ивановка Харьковская губерния
русский и украинский философ, поэт, педагог, писавший свои работы на русском языке. Сковороду называют «первым философом Российской империи».

 Биография в Википедии:ru:w:Сковорода, Григорий Саввич  Изображения и медиаданные на Викискладе:commons:Category:Hryhoriy Skovoroda  Сборник цитат в Викицитатнике:ru:q:Григорий Саввич Сковорода Биография в МЭСБЕ • НЭСГ • РБС • ЭСБЕ

Сковорода, Григорий Саввич

Сочинения[править]

Вирши[править]

Сад Божественных песен, проросших из зерен Священного Писания[править]

Перейти к навигации Перейти к поиску

Григорий Саввич Сковорода
image Статья в Википедии
image Произведения в Викитеке
image Медиафайлы на Викискладе

Григо́рий Са́ввич Сковорода́ (укр. Григорій Савич Сковорода; 22 ноября (3 декабря) 1722, село Чернухи, Киевская губерния, Российская империя — 29 октября (9 ноября) 1794, село Ивановка, Харьковское наместничество, Российская империя) — русский и украинский странствующий философ, поэт, баснописец и педагог, внёсший значительный вклад в восточнославянскую культуру. Снискал славу первого самобытного философа Российской империи. Григорий Сковорода считается завершителем эпохи казацкого барокко и родоначальником русской религиозной философии. Произведения Григория Саввича Сковороды оказали существенное влияние на ряд крупнейших русских мыслителей.

Григорий Сковорода приходится двоюродным прадедом другому русскому философу Владимиру Сергеевичу Соловьёву.

Цитаты[править]

  •  

Всяк должен узнать свой народ и в народе себя. Русь ли ты? будь им <…>. Немец ли ты? немечествуй. <…> Всё хорошо на своём месте и в своей мере, и всё красно, что чисто, природно, т. е. не подделано, не подмешано, но по своему роду.[1][2]

  •  

Утителю надлежит быть вездесущим в народе: ибо извод образования должен быть из народа, ради народа, для народа, народный долг же учителя есть звание познать нужду, меру, пример и свойство исты образования, и сочетать себя с народом по есть: извод с истою.[1]

Песни, стихи[править]

  •  

Хочешь ли жить в сласти? Не завидь нигде. Будь сыт малой части, не убойся везде. Плюнь на гробные прахи и на детские страхи; Покой — смерть, не вред. Так живал афинейский, так живал и еврейский Епикур — Христос. —

«Басни Харьковские»[править]

  •  

…Как практика без сродности есть бездельная, так сродность трудолюбием утверждается. Что пользы знать, каким образом делается дело, если ты к тому не привык? Узнать не трудно, а трудно привыкнуть. Наука и привычка есть то же. Она не в знании живет, но в делании. Ведение без дела есть мученье, а дело — без природы. Вот чем разнится scientia et doctrina (знание и наука).

  •  

…Мудрому человеку весь мир есть отечество: везде ему и всегда добро. Он добро не собирает по местам, но внутри себя носит оное. Оно ему солнце во всех временах, а сокровище во всех сторонах. Не его место, но он посвящает место, не изгнанник, но странник и не отечество оставляет, а отечество переменяет; в которой земле пришелец, той земли и сын…

Трактаты, диалоги[править]

  •  

Всякое дело спеет собою, и наука спеет собою. Клубок сам собою покатится с горы, отними только ему препятствующий претыкания камень. Не учи его катиться, а только пособляй. <…> Своё воспитание утаивается в природе всякого народа, как огнь и свет невидимкою утаился в кремешке. Приставь же губку либо трут, не пожалей же руки и ударь кресалом, и выкресешь огонь у себя дома, и не будешь ходить по соседним хатам с трепетицею, кланяться и просить: пожичь-де мне огню![1][2]

  •  

Послушай, душа моя! Я и сам признаюсь, что точно не знаю. А если тебе понравятся мои мысли, так поговорим откровеннее. Ты ведь без сомнения знаешь, что называемое нами око, ухо, язык, руки, ноги и все наше внешнее тело само собою ничего не действует и ни в чем. Но все оно порабощенно мыслям нашим. Мысль, владычица его, находится в непрерывном волнении день и ночь. Она то рассуждает, советует, определение делает, понуждает. А крайняя наша плоть, как обузданный скот или хвост, поневоле ей последует. Так вот видишь, что мысль есть главная наша точка и средняя. А посему-то она часто и сердцем называется. Итак, не внешняя наша плоть, но наша мысль — то главный наш человек. В ней-то мы состоим. А она есть мы.

  •  

…Весьма не малое дело: узнать себя.

  •  

Весь мир состоит из двоих натур: одна видимая, другая невидимая. Видимая называется тварь, а невидимая — Бог. Сия невидимая натура, или Бог, всю тварь проницает и содержит, везде и всегда был, есть и будет.

  •  

Письма[править]

По М. И. Коваленскому[3][править]

  •  

Свет подобен театру: чтоб представить на театре игру с успехом и похвалою, то берут роли по способностям. Действующее лицо на театре не по знатности роли, но за удачность игры вообще похваляется. Я долго рассуждал о сем и по многом испытании себя увидел, что не могу представить на театре света никакого лица удачно, кроме низкого, простого, беспечного, уединенного: я сию роль выбрал, взял и доволен. —

  •  

Некто из ученых спросил его тут же, что есть философия. — Главная цель жизни человеческой, — отвечал Сковорода. — Глава дел человеческих есть дух его, мысли, сердце. Всяк имеет цель в жизни, но не всяк главную цель, то есть не всяк занимается главою жизни. Иной занимается чревом жизни, то есть все дела свои направляет, чтобы дать жизнь чреву; иной — очам, иной — волосам, иной — ногам и другим членам тела; иной же — одеждам и прочим бездушным вещам; философия, или любомудрие, устремляет весь круг дел своих на тот конец, чтоб дать жизнь духу нашему, благородство сердцу, светлость мыслям, как главе всего. Когда дух в человеке весел, мысли спокойны, сердце мирно, то все светло, счастливо, блаженно. Сие есть философия.

  •  

Благодарение всеблаженному Богу, что нужное сделал нетрудным, а трудное ненужным! —

  •  

Мир ловил меня, но не поймал. —

 

Мір ловил меня, но не поймал.

Без источника[править]

  • Когда наш век или наша страна имеет мудрых мужей гаразда менее, нежели в других веках и сторонах, тогда виною сему есть то, что шатаемся по бесчисленным и разнородным книг стадам — без меры, без разбору, без гавани.
  • Счастье наше есть мир душевный.
  • Бери вершину и будешь иметь середину.
  • Всяк должен узнать себе, сиречь свою природу, чего она ищет, куда ведет, — и ей последовать… Конь ли еси? — Носи седока. Вол ли еси? — Носи ярем. Пес ли борзый? — Лови зайцы. Дацкой ли? — Дави медведя.
  • Господь, во всеблагой милости своей, сделал все нужное несложным, а все сложное — ненужным.
  • Не все то яд, что неприятно на вкус.
  • Не может не блудить нога твоя, когда блудит сердце.
  • О, если бы мы в позорных делах были такие же стеснительные и боязливые, как часто мы бываем боязливые и порочно стеснительные в порядочных поступках!
  • О, Отче мой! Трудно вырвать сердце из клейкой стихийности мира!
  • Самая большая потеря — это потеря времени.
  • Тот ближе всех к небу, кому ничего не надо.
  • Тот враг самый опасный, который притворяется твоим другом.
  • У истины простая речь.
  • Мудрец должен из навоза отбирать золото.
  • Только тогда познается ценность времени, когда оно утрачено.
  • Как неразумно выпрашивать то, что можешь сам достигнуть!
  • Когда твёрдо идёшь путём, по которому начал идти, по моему мнению, ты счастлив.
  • На новое направление ищи новые ноги.
  • Не ум от книг, а книги от ума создались.
  • Неужели ты не слышал, что дети века мудрее детей дня?
  • Определяй вкус не по скорлупе, а по ядру.
  • Всё благосотворено от всещедрого Творца, но не всем всегда бывает полезно.
  • Промысел Его верно печется о нас и дает все потребное во благовременность.
  • Истинная дружба, правдивое счастье и прямая юность никогда не обветшают.
  • Из-за того, что дружба такая божественная, такая приятная вещь, кажется, будто она – солнце жизни.
  • Разговор есть сообщение мысли и будто взаимное сердец лобызание; соль и свет компаний — союз совершенства.
  • Учись собирать расточение мыслей твоих и обращать их внутрь тебя.
  • Чучел тот, не мудрец, что не прежде учит сам себя.
  • Живут на земли ничего не помышляющие, кроме обогатиться, наестись, напитись, одетись. Бегайте разговоров сих, хотящих обогатитись. В сердце их худое семя, плодоприносящее желчь и змиин яд, убивающий душу.
  • Правда, что праздность тяжелее гор Кавказских.
  • Так вот же сей час видна бедности нашей причина: что мы, погрузив все наше сердце в приобретение мира и в море телесных надобностей, не имеем времени вникнуть внутрь себе, очистить и поврачевать самую госпожу тела нашего, душу нашу.
  • Нет беднее и в самом аде, как болеть в самых внутренностях, а самые темные внутренности есть то бездна дум наших, вод всех шире и небес.
  • Тело на то родилось, чтоб болеть и исчезать, как луна. А душа есть чаша, наполняемая вечною радостью.
  • Мир уязвлять только нас может, исцелять не может.
  • Удивительно, что самое нужное в человеке коснее и позднее созидается, яко сердце есть существом человеческим, а без него он чучелом и пнем есть.
  • Жизнь не то значит, чтоб только есть и пить, но быть веселым и куражным, и сытость телесная не даст куража сердцу, лишенному своея пищи.
  • Из суеверий родились вздоры, споры, секты, вражды междусобныя и странныя, ручныя и словесныя войны, младенческие страхи и проч.
  • Житие значит: родиться, кормиться, расти и умаляться, а жизнь есть плодоприношение, прозябшее от зéрна истины, царствовавшия в сердце их.
  • Видно, что жизнь живет тогда, когда мысль наша, любля истину, любит выследывать тропинки ея и, встретив око ея, торжествует и веселится сим незаходимым светом.
  • Проси у Бога не плотской жизни, но светозарное сердце.
  • Нет мучительнее, как болеть мыслями, мучиться сердцем, зябнуть душой от холодного скрежета и безкуражного отчаяния.
  • А какова есть жизнь наша, такова и дружба наша. Она несть основана на оной притче: Когда есть пирожок, тогда есть и дружок.

Цитаты о Сковороде[править]

  •  

Он одевался пристойно, но просто; пищу имел, состоящую из зелий, плодов и молочных приправ, употреблял оную ввечеру, по захождении солнца; мяса и рыбы не вкушал не по суеверию, но по внутреннему своему расположению; для сна отделял он времени своего не более четырех часов в сутки; вставал до зари и, когда позволяла погода, всегда ходил пешком за город прогуливаться на чистый воздух и в сады; всегда весел, бодр, легок, подвижен, воздержан, целомудр, всем доволен, благодушествуют;, унижен пред всеми, словоохотен, где не принужден говорить, из всего выводящий нравоучение, почтителен ко всякому состоянию людей, посещал больных, утешал печальных, разделял последнее с неимущими, выбирал и любил друзей по сердцу их, имел набожество без суеверия, ученость без кичения, обхождение без лести. —

  •  
  •  

У нас он едва ли не первый (и не единственный) умел простонародным языком выражать самые высокие истины и сливать идеи философии со словами Св. Писания, так что глубокий их смысл, при его способе аллегорического объяснения, становясь доступным каждому, далеко проникал в душу. Если справедливо, что народ должен иметь свою собственную, созданную особым развитием его особенного духа философию, в которой, как в высшем простейшем выражении всех элементов народной жизни, соединены были бы основные понятия его ума, лучшие верования его сердца, оригинальное воззрение на природу…, то в Сковороде мы почти безошибочно можем видеть росток русской народной философии, росток, к сожалению, до сих пор остающийся без дальнейшего развития и проявления. Вот почему так интересно все, относящееся к этому простому, бесхитростному мыслителю, скрывавшему под одеждой простолюдина ум, просвещенный наукой, и душу, отличающуюся резким типом народного характера, глубоко-русскую, и, вместе с тем, способную отторгаться от мелочной видимости, чтобы постоянно стремиться в сферу бесконечного, и вдохновенно созерцать Творца в величии творения Ero.[4]

  •  

Сковорода принадлежит к числу тех немногих моралистов-философов, которые исповедовали свои принципы делом и жизнию и несли на алтарь своего служения не столько избытки от своих духовных дарований, сколько самую душу, кровь своего сердца. Сковорода посвятил всю свою жизнь развитию и распространению своей этической философии, посвятил жизнь в полном смысле слова: ни одной черты в его существовании не было такой, которую можно было признать его личною, не связанною с тем, что он считал своей миссией. В этом отношении это личность редчайшей ценности.[5]

  •  

Сковорода стоит у самого порога русской мысли. Он первый и творчески начинает то, что потом гениально растет, множится и цветет. Блеск и величие последующего нимало не должно заслонять его скромную, но героическую фигуру и отнимать у него хоть частицу славы и признания, которые ему подобают. Сковорода имеет специфическую прелесть примитива, чары соединения гениальности с наивной и целомудренной скованностью культурных форм, и эта прелесть, как неповторимая, навсегда останется за ним.[6]

  •  

Григорий Саввич Сковорода (1722—1794) примечателен, как первый философ на Руси в точном смысле слова. Изучение его фи­лософского творчества интересно и само по себе, но еще более интересно оно с исторической точки зрения. Сковорода был бы непо­нятен вне исторической перспективы, вне всей той философской культуры, какая слагалась на Южной Руси благодаря Киевской Академии. Появление Сковороды свидетельствует о том, что не напрасно занимались в Академии изучением западной мысли, — в оригинальной и самостоятельной системе Сковороды надо видеть первые всходы того, что развивалось в русской религиозной душе, когда умственная энергия направлялась на вопросы философии. Сковорода был глубоко верующим человеком, но в то же время он был необычайно свободным внутренне. В этой внутренней его сво­боде, в смелых, иногда дерзновенных полетах его мысли он стано­вился в оппозицию к традиционным церковным учениям, но в своем пламенном устремлении к истине он не боялся ничего… В нем живет подлинное озарение веры, он — мистик, в лучшем смысле этого слова, но и разум его в свободном вдохновении не знает никаких стеснений, и черты рационализма часто присущи ему. Хотя Сковорода в своем развитии чрезвычайно связан с цер­ковной жизнью Украины, но он далеко выходит за ее пределы и по существу созвучен общерусской духовной жизни. В этом его об­щерусское значение, его законное место в изложении русской фи­лософии. Религиозно-мистическое мировоззрение Сковороды воплоща­лось им с удивительной непосредственностью в его жизни. Его жизнь действительно чрезвычайно своеобразна, — его зовут иногда русским Сократом, желая этим подчеркнуть его сходство с гречес­ким мудрецом.[7]

  •  

Влияние платонизма на Сковороду было решающим для его собственных построений…. Но Сковорода идёт дальше: при помощи платоновского понимания идеи как причины и цели вещи он строит концепцию символического познания божественных идей. Существенность символического языка, по мнению В.Ф. Эрн, является причиной его уникальности: только на таком, платоновском по своей сути, диалогическом, языке можно выразить то, что хочет сказать Сковорода. А вот то, что хочет сказать Сковорода, уже идёт гораздо дальше не только платонизма, но и неоплатонизма и даже христианского платонизма средневековья. Сковорода строит христианскую антропологию, которая шире платонизма…[8]

Примечания[править]

  1. 1 2 3 Б. Хиждеу. Григорий Варсава Сковорода. Историко-критический очерк… // Телескоп. — 1835. — Ч. XXVI. — № 6. — С. 161-5.
  2. 1 2 Н. Надеждин. Европеизм и народность, в отношении к русской словесности // Телескоп. — 1836. — Ч. XXXI. — № 1. — С. 5, 60.
  3. М. Коваленский. Жизнь Григория Сковороды (1795 г.).
  4. Цит. по: Ванчугов В. В. Очерк истории философии «самобытно-русской». М., 1994. С. 53-54.
  5. Стеллецкий Н.С. Странствующий украинский философ Григорий Саввич Сковорода. К., 1894. С. 51-52.
  6. В. Эрн. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912. С. 342.
  7. Зеньковский В. История русской философии. М., 2001. С. 65-66.
  8. Мирошниченко Е. И. Очерки по истории раннего платонизма в России. СПб., 2013. С. 26, 28-29.

Ссылки[править]

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий