Биография Бэтмена(Batman)

Бэтмен, один из самых влиятельных персонажей комиксов, который был написан, создан художником Бобом Кейном (Bob Kane) и писателем Биллом Фингером (Bill Finger). Боб Кейн была идея персонажа под названием «Batman». На имя героя Bruce Wayne повлияли имена шотландского патриота Роберта Брюса и генерала США Мэд Энтони Вейна (Mad Anthony Wayne). Для костюма персонажа, Кейн черпал вдохновение из летательного аппарата, разработанного Леонардо да Винчи.

Ранние годы Брюса Вейна

Джо Чилл убивает родителей Брюса Вейна

Когда Брюсу было четыре года, он упал в пещеру расположенную под поместьем Вэйнов. Эта пещера кишела летучими мышами, но отец Брюса успел прийти на помощь. Эти пещеры позже станут Бэт-пещерой. В возрасте восьми лет Брюс и его родители, Томас Вейн и его жена Марта, выходили из Театра. В переулке, их остановил грабитель, который потребовал ожерелье Марты. Томас Вэйн отказался отдать его, и он, и Марта были застрелены убийцей. Убийца был преступником по имени Джо Чилл.

Становление героя в маске

Очищение города от преступности — кредо Бэтмена

Брюс Вэйн поклялся избавить город от зла, унесшего жизни его родителей. Брюс начал свое путешествие по миру, тренируя свой интеллект и физические возможности. Изучая навыки борьбы, химию, криминологию, боевые искусства и др.

Брюс Вейн и Анри Дюкард

В 14 лет Брюс Уэйн начал свое путешествие, посещая курсы в Кембридже, Сорбонне, Берлинской научной школе и других европейских университетах, выбирая только те предметы, которые подходили ему и его планам. Однако он никогда не задерживался надолго и часто бросал учебу после семестра. Брюс изучал разные боевые стили. Основным навыкам борьбы Вейн научился у ​​француза по имени Анри Дюкар (Henri Ducard), скрытности и разведке у японского ниндзя Кириги (Kirigi), охоте у африканских племен, рукопашному бою у Теда Гранта, чемпиона мира по боксу, и Дэвида Кейна, одного из ведущих убийц в мире.

Традиционное лечение Бэтмен изучал под руководством непальских монахов. Брюс также тренировался с Чу Чин Ли и Цунемото. Его обучал кунг-фу Ричард Драгон. Его также обучал стрельбе из лука Оливер Куин.

В 17 лет Брюса обучил детектив Харви Харрис, чтобы улучшить свои детективные навыки. В 20 лет Брюс попытался вступить в ФБР, но, узнав о его правилах и поведении, Вэйн пришел к выводу, что он никогда не сможет полностью противостоять преступности, работая в рамках правовой системы. Последним наставником, с которым тренировался Брюс, был охотник за головами Уиллис Доггетт. После этого Брюс вернулся в Готэм после двенадцати лет тренировок в возрасте 25 лет.

Бэтмэн — Год первый

Летучая мышь — как устрашающий образ

Бэтмен: Год первый. Брюс Вэйн возвращается в Готэм после лет учебы и тренировок, в которых его тело и разум были доведены до совершенства. Но он все же чувствовал, что чего-то не хватает. Вэйн обнаружил ответ на свой вопрос, сидя в своем поместье. Он вспомнил, как в детстве боялся летучих мышей после того, как большая летучая мышь разбила одно из окон; Брюс решил сделать свой образ похожим на летучую мышь. Вэйн создал костюм, оснащенный технологиями.

План Вэйна по борьбе с преступностью в качестве Темного Рыцаря оказалась успешной. Бэтмен стал городской легендой Готэма. Первым союзником Вэйна был помощник окружного прокурора Харви Дент. Позже, Бэтмен приобрел своего самого могущественного союзника — лейтенанта полиции Джеймса Гордона.

Бэтмен — Год второй

Долгий Хэллоуин

Бэтмен, Харви Дент и Джеймс Гордон на крыше участка

Второй год Бэтмена — и сюжетная история Долгий Хэллоуин. Бэтмен, Джеймс Гордон и Харви Дент встретились на крыше полицейского участка и поклялись, что уничтожат преступность во главе с Кармином Фальконе и Марони. Рыцари Готэма согласились, что никогда не нарушат правила и не станут такими же плохими, как зло, с которым они боролись. Тем временем серийный убийца по имени Холидей начал убивать известных мафиози. Новое поколение преступников Готэма пришло на смену традиционным гангстерам. Готэм захватили костюмированные преступники. Возможно, причиной этого было присутствие Бэтмена. Среди убийств Холидея был убит сын Фальконе — Альберто. В это же время Брюс Вэйн пошел на свое первое свидание с Селиной Кайл.

В своем отчаянии римлянин изменил правила игры, задействовав суперзлодеев. Харви Дент стал главным подозреваемым из-за его мстительного отношения к преступникам. Брюса Вэйна также заподозрили в причастности к организации убийств. Суд доказал невиновность Брюса благодаря показаниям Альфреда Пенниворта. Позже Дент признал, что это была ошибка, и Марони заключил себя под стражу с намерением раскрыть свои секреты до того, как его убили.

Долгий Хэллоуин

На суд Марони пронес бутылку с кислотой и вылил ее Денту в лицо. После исчезновения, Харви Дент появился, в образе Двуликого. Бэтмен не смог остановить Двуликого. Харви Дент успел застрелить Кармина Фальконе.

Бэтмен, Гордон и Харви Дент, провели последнюю встречу на крыше полицейского управления. Дента обвинили в предательстве того, во что он верил, но он настаивал на том, что его методы были единственными, которые на самом деле избавили Готэм от преступности. Затем он был арестован, и хотя Бэтмен и Гордон видели, как один из лучших людей, которых они знали, полностью сломлен, они по-прежнему утверждали, что Готэм-сити можно спасти и избавиться от зла.

Лига Справедливости и Брюс Вейн

В истории комиксов, существует несколько версий встречи Бэтмена и Супермена. Первый сюжет рассказывает, как Супермен оказался в Готэме, считая что Бэтмен опасный преступник. Но после встречи решили бороться с преступностью, и остановить преступника — Сорока. После первой совместной мисси, оба сомневались, что когда-нибудь снова будут работать вместе. В другой версии первой встречи Бэтмена и Супермена, они познакомились как Брюс Вэйн и Кларк Кент. Им довелось жить в одной комнате на круизном лайнере.

  • Обложка комикса Batman/Superman/Wonder Woman: Trinity
  • Batman/Superman/Wonder Woman: Trinity
Первая встреча основной команды Лиги Справедливости

В комиксе «Batman/Superman/Wonder Woman: Trinity» Кларк представил Бэтмена Чудо-женщине. Однако методы борьбы Тёмного Рыцарь создавали между ново созданной командой напряженность. Позже Бэтмен спасает Диану от Бизарро. Пораженный красотой Дианы, Брюс целует Диану. После совместной победы над Ра’с аль Гулом и Бизарро, Чудо-Женщина стала рассматривать Бэтмена как верного напарника.

Позже, большинство героев объединились для борьбы с инопланетными захватчиками, включая троицу вместе с Акваменом, Флэшем, Зеленым Фонарем и Марсианским Охотником. В конце концов они решат, что смогут лучше защитить планету, если навсегда объединят свои силы … и организуют Лигу Справедливости Америки.

Брюс Вейн и первый Робин — Дик Грейсон

«Клятва» Бэтмен и Дик Грейсон

Большинству читателей комиксов известна история мальчика по имени Ричард «Дик» Грейсон. Брюс Вэйн стал свидетелем трагедии произошедшей в цирке. Родители юного акробата были убиты гангстером по имени Тони Зукко. Брюс увидел в мальчике большой потенциал и принял Грейсона в качестве своего подопечного. В конце концов Ричард узнал тайную личность Бэтмена. Вместе они поклялись, что будут бороться против преступности и коррупции, никогда не свернув с пути праведности.

Приключения Бэтмена и Робина изменили жизнь обеих. Но с тем и пришла опасность для юного героя, в лице Двуликого. Все изменилось, когда Робина избил Харви Дент. Эта история сильно взволновала Брюса. Бэтмен больше не хотел подвергать Дика дальнейшей опасности. Дику пришлось еще раз доказать, что он действительно хочет этой жизни, продемонстрировав свою решимость.

С течением времени Робин начал объединяться с другими героями! Так на свет появилась команда Юных Титанов, где Дик продолжил свою карьеру в качестве Робина. Как лидер Титанов, Дик решил отказаться от своего прозвища — Робин. Это произошло после ссоры Брюса и Дика. Дик встретился и поговорил с Суперменом, который вдохновил его историей о криптонском герое по имени Найтвинг.

Бэтмен и Барба Гордон

История взаимоотношений Бэтмена и Барбары Гордон далека от идеала. Первое появление Бэтвумен произошло на бал-маскараде. Она в одиночку смогла победить Мотылька Убийцу (Killer Moth). Позже Бэтгёрл встретила Бэтмена и Робина. Их первая встреча была весьма и весьма неприятной, Бэтмен не решался принимать Барбару в команду.

Позже Робин отправил бэт-оборудование Бэтгёрл, создавая вид, что он верил в нее, а Бэтмен — нет. На самом деле Робин отправлял их по просьбе Бэтмена. После чего, Барбара должна была пройти экзамен Бэтмена! Но она провалила его, будучи не в состоянии спасти невинных в голографической камере. После этих событий Бэтгёрл объединилась с Черной Канарейкой и, наконец, получила уважение от Бэтмена.

Бэтмен навещает Барбару в больнице

Карьера Бэтгерл подошла к концу через несколько лет, когда Джокер выстрелил в нее, пытаясь свести с ума комиссара Гордона. Хотя Бэтмен в конце концов спас Гордона и остановил Джокера, Барбара больше никогда не могла ходить. Однако она не позволила этой невзгоде остановить ее, и Барбара в конце концов возобновила свою карьеру борца с преступностью под псевдонимом Оракул.

Аутсайдеры

Бэтмен покидает Лигу Справедливости. Лига отказалась помочь ему спасти Люциуса Фокса от барона Бедлама в Марковии. Определив, что ему нужна новая команда, Брюс создал Аутсайдеров. В команду Аутсайдеров входили Черная Молния, Гео-Форс, Хало, Катана и Mетаморфо.

Бэтмен и Аутсайдеры

Международная Лига Справедливости

После того как Лига Справедливости была расформирована, многие герои решили сформировать новую Лигу. Бэтмен решил пригласить Черную Канарейку, Синего Жука, Капитана Марвела, Доктора Фэйта, Доктора Лайта, Гая Гарднера, Марсианского Охотника и Мистера Чудо. Максвелл Лорд убедил ООН предоставить им международную хартию, и они стали Международной Лигой Справедливости.

Международная Лига Справедливости — первый основной состав

Бэтмен и Джейсон Тодд — Робин II

Дик Грейсон отказался от образа Робина, в пользу Найтвинга и команды Подростков Титанов. Вскоре после этого решения Бэтмен наткнулся на мальчика по имени Джейсон Тодд. Изучая прошлое Джейсона, Бэтмен узнал, что мальчик был сиротой. После криминального прошлого мальчика Бэтмен взял его под свое крыло и позволил ему стать своим новым Робином.

Примерно в это же время Бэтмен также столкнулся с многочисленными преступниками в одиночку, с такими как Чревовещатель, КГБист, Крысолов и другие.

Источник: kinopoisk.ru

Кому-то может показаться, что после инженера Гарина, персонажей Беляева и Ефремова, рассказывать о героях коммерческой фантастики и комиксов будет чем-то кощунственным, но с нашей стороны, это было необоснованным снобизмом. Снобизм заключался бы в игнорировании целого пласта культуры, а также попыток осмысления многих сторон фантастики.

А поговорим мы о самом «реалистичном» и мрачном из персонажей развлекательной фантастики – Бэтмене.

Кто такой Бэтмен?

Этот персонаж давно перерос свой статус героя комиксов, так как появились многие кино и анимационные версии, в которых поднимаются самые различные остросоциальные темы.

Бэтмен сочетает в себе мрачность, какую-то обречённость и от этого становится этаким  воплощение рыцаря печального образа. А началось всё в далёких 30-х годах, а именно в мае 1939 года, когда в 27-м выпуске Detective Comics, наряду с привычным и популярным Суперменом, появляются мрачные детективные истории о герое, лишённом каких-либо чудесных способностей, действовавшем, в отличие от Супермена, с помощью своей хитрости, смекалки, а также приёмов японской борьбы джиу-джитсу, тогда бешено популярной в Европе и Америке.

«Рождение» Бэтмена

Не всё понятно с генезисом Бэтмена. По одним источникам его «отцом» был Боб Кейн, но после ряда тяжб и расследований, пальму первенства в этом вопросе передали Биллу Фингеру, которого считали его соавтором. По некоторым источникам, предтечей всех супергероев в цирковом трико стал персонаж «Фантом», чем-то очень схожий с Бэтменом, так как тоже не обладал никакими сверхспособностями и имел такой же мрачный типаж.

Первый выпуск Детективных комиксов с участием Бэтмена назывался «Дело о Химическом синдикате», но свою самостоятельную линию сюжета, этот персонаж получает в 40-х.

А началось всё с того, что издатели компании National Publications, ныне известная, как DC Comics решили начать работу над выпуском журналов с новым персонажем. Откликнулись на это Боб Кейн и Билл Фингер. Кейн предложил само название – «Бэтмен», а также выполнил рисунок нового героя, очень похожего на Супермена, только в красном трико, так же без перчаток, в небольшой маске, позади которого торчали крылья, как у летучей мыши.

Да уж, если бы, Бэтмен выглядел сейчас так же, вряд ли он стал таким неповторимым.

Фингеру не понравился такой облик нового персонажа. Именно благодаря ему у Бэтмена появляется полностью закрытая маска, плащ вместо крыльев и, к счастью, исчезает красное трико. Но просто придумать персонажа мало, нужно дать ему настоящее имя и биографию, сделать его по-настоящему неповторимым. Тогда Фингер берёт за основу вполне исторического персонажа, шотландского дворянина Роберта Брюса. Это был настоящий светский лев и любимец женщин. Биография будущего героя была компилирована из событий массовой культуры 30-х, а также жизни самого Кейна. Если Фингер вдохновлялся комиксами о «Фантоме» и «Тени», а также историями о Шерлоке Холмсе, то Кейн черпал вдохновение из фильмов «Знак Зорро» и «Шёпот летучей мыши».

«Семейный» спор «отцов» Бэтмена

Фингера упоминали как автора историй о Бэтмене до середины 60-х. В 1965 году, всё же, имя художника всплывает на страницах журналов, но только как создателя Загадочника. Позже, после смерти Фингера, Джерри Робинсон, работавший вместе с создателями Бэтмена, выступил с критикой единоличного присвоения Кейном прав на персонажа.

Здесь ещё сыграла политика DC, которая считала уместным указывать имена художников, но не писателей, создававших истории. Ссылались они на то, что главенствующим в данном случае должен быть тот, кто привлёк внимание читателей, а заметнее всего в этом вопросе именно художники.

«Новая жизнь» Бэтмена

Реалистичность историй о Бэтмене стала исчезать во времена Второй мировой войны, когда индустрия комиксов и без того не изобилующая смысловыми сюжетными линиями, стала отдавать предпочтения более лёгким историям, следуя общей тенденции в массовой культуре США. Читатели с удовольствием воспринимали незатейливые сюжеты, а индустрия развлечений делала всё, чтобы обогатить массовую культуры чем-то расслабляющим, отвлекающим от острых тем войны.

Бэтмен представлялся тогда, как респектабельный гражданин в обычном городе. Кроме того, ему в помощь вводятся новые персонажи, такие как Робин – мальчик акробат из цирка, затем Бэтгёрл и Бэтвумен. Появляются фантастические сюжеты с пришельцами, роботами, но это стало для Бэтмена роковым. Популярность комиксов с его участием начинает падать.

В таких случаях, многие авторы комиксов прибегали к методу Конан Дойля, они «убивали» своих персонажей. Но «смерти» Бэтмена не удалось было случиться, так как сценаристом в компании DC стал Джулиус Шварц. Он помнил времена мрачных детективных историй о Бэтмене без засилья пришельцев и фантастических персонажей. Новый художник – Кармайн Инфантино переработал костюм Бэтмена и его бэтмобиль. Бэтвумен и космические персонажи были удалены из проекта, был «убит» Альфред – бессменный дворецкий Брюса. Но, как и в случае с Шерлоком Холмсом, создателям комиксов пришлось «воскресить» Альфреда из-за давления общественности.

Популярности Бэтмену добавил и телевизионный сериал, шедший в 60-х годах на американском телевидении. Но рейтинг историй о Тёмном рыцаре снова начал падать, и тогда писатель Деннис О´Нил и художник Нил Адамс предприняли ряд попыток вернуть Бэтмену нео-нуарный облик, подобно ранним историям о нём. Это немного приостановило падение популярности Бэтмена, но она так и продолжала колебаться, вплоть до 80-х.

Настоящим перерождением Бэтмена стала мини-серия Фрэнка Миллера. Это была настоящая «бомба», вернувшая Бэтмену прежний успех. Именно эта серия и задала ту самую популярную эстетику безнадёжности и безрадостности Бэтмена. Позднее она легла в основу двухсерийной полнометражной картины «Возвращение Тёмного рыцаря» и голливудской трилогии 2000-х.

Не менее успешным и жёстким стал комикс «Убийственная шутка», позже лёгший в основу одноимённой анимационной картины. В ней Джокер ранит Барбару – дочь комиссара Гордона, лишая её возможности ходить, а затем истязает самого комиссара, стремясь сломить его психику. Неординарна и развязка истории, в которой Бэтмен пытается донести Джокеру, что не хочет его убивать, что ему нужна помощь.

Позднее, Бэтмена объединяют с другими персонажами DC, но это придаёт ему какую-то кукольность, хотя он и сохраняет в этой команде обособленность и мрачный вид. В начале 80-х создатели комиксов создают сюжетную версию, по которой Бэтмен покидает «Лигу справедливости», создавая свою команду – «Аутсайдеры». Эти истории продолжались до середины 80-х, но потом были отменены.

Отличительная черта Бэтмена

Думаю, пересказывать «достижения» Бэтмена в области физических упражнений и способностей, как это делается на сайтах поклонников комиксов, глупо. Это всё же не реальный персонаж, а наш сайт не является фан-клубом DC, однако стоит отметить его отличительные черты.

Повторимся, Бэтмен не является обладателем суперсил, это обыкновенный человек, но именно это и добавляет прелести его образу. В знаменитой кинотрилогии «Тёмный рыцарь», место Уэйна занимает другой персонаж, надевая костюм «Летучей мыши».

Другой отличительной чертой является его угрюмость и умение просчитывать всё наперёд. В частности, в одном из выпусков «Лиги справедливости», кто-то из злых персонажей выкрадывает секретные файлы Бэтмена, в которых содержится информация о слабых сторонах и возможностях победы над участниками «Лиги», включая и над Бэтменом. На вопрос, зачем он собрал такую информацию, Бэтмен ответил, что каждый из супергероев не только защита планеты, но и её угроза, а если его сотоварищи этого не понимают, то в «Лиге» ему делать нечего.

Кто такой Бэтмен?

Наименее и наиболее удачные экранизации историй о Бэтмене

Лучшие анимационные версии:

  • Конечно же, наиболее успешными явилась дилогия Миллера: «Возвращение Тёмного рыцаря», в которой были подняты остросоциальные вопросы, такие как безразличие власти к проблемам рядовых граждан, прикрытие своих имперских целей, якобы, заботой о своём народе. В ней происходит хрестоматийная схватка Супермена и Бэтмена.
  • «Бэтмен: Нападение на Аркхэм». Эта история стала предтечей «Отряда самоубийц», но с более динамичным сюжетом. Здесь отличная прорисовка и, на мой взгляд, лучший внешний вид Бэтмена. Картина изобилует чёрным юмором, в ней присутствуют эротические сцены, да и в целом мрачная прорисовка и откровенные сцены насилия делают её совершенно не детской.
  • «Бэтмен: Тайна Женщины-летучей мыши». Несмотря на детскую анимацию, сюжет картины очень динамичный, детективный и остросюжетный. В ней нет откровенных сцен насилия, фантастических персонажей, кроме одного, даже Человек-пингвин показан нормальным персонажем, без привычного поедания сырой рыбы.

Ещё один плюс — адекватный образ Робина, который всегда выглядел как-то неестественно рядом с брутальными персонажами. Он либо был откровенным ребёнком, либо проблематичным подростком, да ещё и незаконнорождённым сыном Уэйна. Здесь же это вполне привычный нам подросток-акробат, при том с хорошим чувством юмора, умеющий примечать важные моменты и сглаживать многие проблемные вещи уместной иронией. А самое главное, в этой истории загадочный персонаж Бэтвумен.

  • «Бэтмен: Начало». В целом, нельзя назвать картину очень уж удачной, в чём-то в ней много наивности, однако она интересна, в ней так же присутствует остросоциальный подтекст.
  • «Бэтмен: Рыцарь Готэма». Это анимэшная версия историй о Бэтмене и как всякое анимэ, картина затянута, изобилует жёсткими сценами боёв, но при этом выдержана в том самом нео-нуарном стиле, присущем общей эстетике повествований о Тёмном рыцаре.
  • «Бэтмен и Супермен: Враги общества». Это одна из немногих историй о «Лиге справедливости», которая не выглядит чрезмерно наивной и утомительной из-за обилия героев с невероятной полубожественной силой. По сюжету Лютер – главный враг Супермена избирается президентом США. Американское общество пребывает в состоянии кризиса, плюс к этому прибавляется астероид, приближающийся к Земле, что и играет на руку знаменитому интригану. Супермен и Бэтмен отказываются помогать Лютеру, считая, что все его гуманные высказывания, только ширма. Из-за этой позиции оба супергероя оказываются в положении «persona non grata». За их голову назначена огромная награда и теперь каждый злодей, да и герой пытаются найти двух бунтарей.
  • «Убийственная шутка». Очень жёсткий мульт, который нельзя отнести к разряду детского видео. В ней Джокер ранит Бэтгёрл, действующую вопреки советам Бэтмена. Она является дочерью комиссара Гордона и, чтобы сломить волю полицейского, Джокер устраивает фотосессию тяжело раненой и обнажённой Бэтгёрл, специально чтобы спровоцировать комиссара на необдуманные поступки. Гордон отправляется на спасение дочери, но попадает в западню, в которой Джокер решает психологически истязать комиссара с целью превратить его в безумца, оправдав тем самым собственное безумие. Бэтмен находит комиссара, пытаясь донести Джокеру, что его насилие не увенчалось успехом, а самому злодею нужна помощь. Необычен и конец истории, в которой Джокер, понимая что попался в руки Бэтмена, спрашивает его, собирается ли тот его избивать, раз наконец поймал его. Но Уэйн отвечает отказом, сказав, что ему не хочется финала, в котором кто-то из-них двоих погибает, он хочет ему помочь. И в этот момент в лице Джокера мелькает совершенно иная гримаса, тень перемены.
  • «Лига справедливости: Парадокс источника конфликта». Эта брутальная история, рассказывающая, как Флэш попадает в альтернативную реальность, в которой его мать остаётся жива, но зато всё остальное выглядит совершенно непривычно, включая самого Бэтмена, который… убивает. От этого его бояться ещё больше, но как оказывается позднее, Бэтменом является не Брюс, а его отец, так как Уэйн младший и его мать погибают от руки преступника.

Худшие анимационные версии:

  • «Бэтмен: Дурная кровь». В этой картине Бэтмена постоянно истязают, держат в плену, плюс к этому оказывается, что у него есть сын, которого воспитывают как фанатика-садиста. Всю картину Бэтмен пытается с ним совладать, когда не содержится в плену. Плюс к этому появляется Бэтвумен, которая является лесбиянкой, в конце притащив в команду Бэтмена Бэтгёрл… свою любовницу. В картине много какого-то негатива, именно негатива, а не мрачности.
  • «Лига справедливости против Юных Титанов». Не то, чтобы картина уж совсем плохая, но в ней много волшебства, ведьм, демонов, борьбы с Сатаной, что превращает её в какую-то версию игры «Варкрафт». Снова появляется Робин – сын Бэтмена, с ужасным характером, постоянно ссорящийся со своим отцом.
  • «Тёмная Вселенная». Это какая-то смесь Волшебника страны Оз и Властелина колец. Какие-то волшебники, черти, демоны, летающий волшебный дом, никакой интриги, примитивный сюжет и сама фигура Бэтмена в картине совершенно неуместна и, практически, бесполезна.

Лучшие киноверсии:

  • Конечно же, на первом месте находится трилогия о «Тёмном рыцаре», хотя из всех частей мне нравится только вторая, третья вовсе мне кажется слабоватой, она слишком затянута и жутко пафосна, с сильным налётом антикоммунистических идей.
  • «Бэтмен против Супермена». Не могу сказать, что это очень удачная картина, но в ней наиболее успешный образ Бэтмена и актёр, его играющий. Он мрачен, лишён лиричности и пафоса, его преследуют, привычная нам обречённость и бескомпромиссность. Собственно, только это и «вытаскивает» фильм.
  • Первые две картины о Бэтмене конца 80-х, начала 90-х. На самом деле, назвать их «сильными» сложно, просто на фоне остальных они ещё как-то интригуют, в них присутствует нео-нуарная эстетика «бэтменианы», так что, с натяжкой, на фоне последующих версий, как уже говорилось, можно отнести её к более-менее удачным.

Худшие киноверсии:

  • Вот с кино Бэтмену повезло меньше всего, и в разряд наихудших я бы отнёс все экранизации, после конца 80-х и до знаменитой трилогии о Тёмном рыцаре. Это какие-то кукольные версии с совершенно глупыми персонажами. И всё это напоминает тот самый кризис историй о Бэтмене, когда он превратился в яркого супергероя, сражающегося с инопланетными захватчиками.
  • Сериал 60-х. Подобное кино тех времён смешно выглядит по определению, но когда видишь драки и костюмы, смешно становится вдвойне. Сошлёмся на то, что это первые киноверсии о Бэтмене.

Ещё задаётесь вопросом: кто такой Бэтмен? Наверное, среди всех комиксных персонажей, Бэтмен остаётся наиболее успешным и прогрессивным, наделённым своеобразной эстетикой и социальным подтекстом.

Читайте также:

Росомаха – от второсортного персонажа к главному герою Марвел 5 лучших персонажей из Бэтмена Бэтмен: Готэм в газовом свете – рецензия

Рассказываем о долгом развитии стандартного комикс-персонажа в одного из самых популярных супергероев. 

Как появился Бэтмен и причем здесь Супермен 

Соединенные штаты Америки. 1938 год. Страна начинает восстанавливаться от последствий Великой депрессии, весь мир готовится к новой войне, в воздухе воцарилась напряженная атмосфера. Людям нужно что-то хорошее и светлое. Что-то способное поверить в себя, в страну и в человечество в целом. 

И так в июне на страницах серии Action Comics выходит первый комикс про Супермена. Его появление стало по-настоящему знаковым для американцев. Ведь это был не очередной супергерой, призванный спасти мир (хотя и не без этого, конечно же). В нем люди увидели надежду на светлое будущее. Они верили, что добро всегда победит зло, а добрый парень в красно-синем трико готов в любую минуту прийти на помощь и спасти их от опасности. 

image

К тому же, в простой жизни Суперменом был обычный журналист Кларк Кент, что подарило многим людям веру в себя. Мол каждый из нас может быть героем. «We can be Heroes, just for one day», — споет через несколько десятков лет легендарный Дэвид Боуи. 

Успех Супермена дал повод для создания новых персонажей. Таким образом, уже через год после появления Супермена, в 1939-м, на страницах Detective Comics (сейчас компания более известна как DC Comics, владеет правами на ряд франшиз и супергероев, среди которых — Супермен, Бэтмен, Флэш, Аквамен, Чудо-женщина и тд)  в серии The Case of the Chemical Syndicate вышла история про Бэтмена. 

Кто такой Бэтмен и что он может

Темный рыцарь известен всем. Наверное, не стоит его лишний раз представлять, но давайте пройдемся по самому главному в биографии Бэтмена. 

Его настоящее имя — Брюс Уэйн. Когда ему было восемь лет, он выходил с родителями после премьеры спектакля и они стали жертвой преступника, который убил маму и папу Брюса. Это событие стало ключевым в жизни мальчика. Тогда он поклялся, что посвятит себя борьбе с преступность 

Дальше он начал тренироваться. Он обучался боевым искусствам, тактике, дедукции, научился разбираться в технике. Брюс тщательно подошел к вопросу создания собственного костюма, жилья и легендарного бэтмобиля. У него работает все четко, ведь это единственный супергерой, который не обладает никакой суперсилой или сверхспособностями. Но у него есть много денег, доставшихся в наследство, поэтому он использует этот ресурс для того, чтобы компенсировать недостаток того, что есть у всех остальных супергероев. 

Становление Бэтмена 

Новый персонаж DC в самом начале был детективом. В его коротких историях (около семи страниц), Бэтмен получал свежее задание, с которым успешно справлялся. Ему нужно было найти и обезвредить преступников, которыми был полон Готэм — вымышленный город, где живет Брюс Уэйн (по своему описанию и виду, он очень сильно похож на Нью-Йорк). 

Таким были первые несколько лет Бэтмена. Дальше создатели комикса начали развивать историю, чтобы привлекать новую аудиторию. В частности, появился его верный друг и помощник Робин, а также легендарные сегодня атрибуты Бэтмена: сигнал, пещера, автомобиль. Во время Второй мировой войны образ супергероя использовали для пропаганды. Так, Бэтмен стал агентом американского правительства и стоял на страже государственной защиты. 

Цензура, которая превратила Бэтмена в жалкое зрелище 

После войны Бэтмен сохранил свою популярность, но его создатели продолжили экспериментировать с образом героя. Ключевым для бизнеса комиксов оказался 1954 год. Тогда вышла книга психиатра Фредерика Вертема «Совращение невинных». В ней шла речь о том, что комиксы виноват в росте подростковой преступности и из-за их влияния ломается психика детей. Всему виной — переизбыток насилия в комиксах. 

Эта книга вызвала в обществе огромный резонанс. Ее обсуждали везде, ведь популярность комиксов среди американских детей была широкая. В итоге, издательствам пришлось идти на поводу у общественного мнения. Они нашли компромисс и так появился Кодекс комиксов. 

Этот кодекс не был законом, а по сути таким себе актом самоцензуры. Издатели боялись, что от них уйдут рекламодатели из-за поднявшейся шумихи, поэтому пошли на данные ограничения. Согласно документу, накладывался ряд ограничений, которые нельзя было показывать в комиксах. Например, полицейские, судьи и чиновники должны быть в почете, показывать их таким образом, чтобы появилось неуважение — запрещено. А преступников нельзя показывать обаятельными или же такими, чтобы хотелось брать с них пример. Они должны быть полностью негативными, без положительных сторон. Добро должно всегда побеждать зло, преступники обязан получить по заслугам. Также были запрещены секс, наркотики, любые пошлые и грязные шутки, нельзя было изображать голых людей, развод обязан показываться с негативной стороны, а все истории любви должны показывать, как важны «семейные ценности и святость брака».   

В таких условиях делать качественный продукт максимально сложно. Поэтому Бэтмен превратился в настоящее посмешище. Так, он начал борьбу против инопланетян, нашел своего двойника гремлина, становился джинном, а также находил свои изображения на фресках из Древнего Египта. Сюжеты были максимально детскими и банальными. Естественно, популярность Бэтмена падала вниз со стремительной скоростью. 

Так продолжалось десять лет. В DC даже думали о том, чтобы убить Бэтмена и забыть об этом герое. Но все же дали ему последний шанс. 

В 1964 году Бэтмен получил новое дыхание. Тогда Бэтмен надел более привычный для нас сейчас костюм — с большим желтым знаком на груди. К тому же, он вернулся к тому, что у него получается лучше всего — вновь начал бороться с преступностью в Готэме. Но Кодекс продолжал действовать, поэтому чувствовалась недосказанность и осторожность во всех историях.

Как Бэтмен стал легендой

Первые экранизации Бэтмена появились еще в 1940-х годах. Но они не были популярными, зрители не особо их любили, но следующая попытка перенести Темного рыцаря на экраны оказалась намного успешнее.  

В 1966 году американцы начали смотреть новый сериал о Бэтмене. Главную роль в нем исполнил Адам Уэст. Вот он и сделал героя мегапопулярным, американцы сходили с ума от Бэтмена, а слава о нем распространилась и на другие страны. 

image
Фото: Адам Уэст в роли Бэтмена

Через несколько лет издатели комиксов начали бороться против Кодекса и необоснованных запретов в их историях (официально Кодекс перестанет действовать только в «нулевых»). К слову, едва ли не главную роль в этом сыграл глава Marvel Стэн Ли. Самоцензура, шаг за шагом уменьшалась. Начали появляться известные ранее злодеи. Среди них — Джокер и Женщина-кошка. 

Самым популярным оказался первый сезон сериала про Бэтмена, с каждым новым его смотрело все меньше людей. В итоге, шоу закрыли после третьего сезона. В конце он уже не был таким легким, непринужденным и веселым. Это ударило и по продажам комиксов. Хорошо продавались лишь те издания, где различные герои объединялись для совместных историй. 

В 1973 году произошло знаковое событие в истории комиксов. Умерла любимая женщина Человека-паука. Это был настоящий взрыв, который поверг фанатов в шок. Ведь до этого главные герои в комиксах никогда не погибали. Так закончилась эпоха невинности. Теперь ждать можно было чего-угодно. 

В комиксах начали появляться антигерои, атмосфера нуар, психологические и закрученные сюжеты. Авторы Бэтмена хотели вернуть старый образ персонажа, но ему еще мешал тот, который появился благодаря сериалу — веселого и смешного. Поэтому продолжили эксплуатировать существующий образ, который брали в мультсериалы и различные постановки.  

В 1985 году DC Comics решили, что время перемен настало. Они перезапустили вселенную Бэтмена. Так, появился комикс «Возвращение Темного рыцаря», считающийся одной из главных работ про героя. В то же время, вышел комикс «Хранители». Эти две работы стали знаковыми для своего времени. Они задали новые тренды для отрасли. 

image
Фото: «Хранители» Алана Мура

Комиксы окончательно перестали быть чем-то детским и простым. Теперь это настоящий литературный жанр. Даже появилось понятие графический роман. А сами истории стали более темными, мрачными и психологическими. Создатель «Возвращения Темного рыцаря» Фрэнк Миллер сделал Бэтмена таким, каким мы его знаем сегодня. История стала удачным симбиозом детектива и психологического триллера.  

Окончательное восхождение Бэтмена на Олимп популярности принесли ему конец 1980-х-начало 1990-х годов. Благодаря успехам нового комикса, все ждали когда выйдет новая экранизация Бэтмена. За нее взялся Тим Бертон, а главную роль исполнил Майкл Китон.

image
Фото: Майкл Китон в роли Бэтмена

Многие зрители ждали такой же атмосферы, как была в сериала с Уэстом, однако Бертон сделал фильм мрачным. Что не помешало Бэтмену стать феноменом популярной культуры. А в 1992 году вышел мультсериала про Бэтмена, который до сих пор считается одной из лучших адаптаций комикса в истории. Бэтмен стал настоящей легендой и иконой поп-культуры. 

Очередное падение Бэтмена 

Чем громче успех, тем сильнее падение. Это ждало и Бэтмена. Режиссер Джоэл Шумахер взялся за очередную экранизацию комикса. В 1995 году вышла первая часть, которая вызвала спорную реакцию аудитории, а понравился практически только детям. Через два года вышло его продолжение — «Бэтмен и Робин». Фильм настолько разочаровал всех, что даже журнал Empire назвал его худшим в истории человечества. Он состоял полностью из клише, глупых и непонятных вещей, и толстых шуток.   

Этим фильмом был нанесен серьезный урон репутации Бэтмена. О нем начали забывать, а аудитории появлялись другие герои. Поэтому о Брюсе Уэйне уже почти никто не думал, поэтому Кристофер Нолан смог спокойно взяться за новую экранизацию истории. 

Нолановская трилогия 

В версии Нолана также преобладал нуар. Сам же Бэтмен и его история были довольно реалистичны. Без фантастики и прочих атрибутов. Сначала он показал становление Бэтмена в первой части трилогии, а потом выдал один из лучших фильмов в истории. 

image
Фото: Кристиан Бэйл в роли Брюса Уэйна

«Темный рыцарь» — культовое кино. Оно показало Бэтмена таким, о котором мечтали и доказало, что фильмы о комиксах это не только детская история. Он стал четвертым фильмом в истории, которому удалось набрать больше одного миллиарда долларов в прокате. Третья часть истории была уже не такой культовой, но это, скорее из-за того, что финалы часто разочаровывают зрителей. 

Нолановская трилогия подняла планку экранизации Бэтмена настолько высоко, что дотянуться до нее крайне сложно. А любая неудачная попытка получает огромный шквал критики в свой адрес. Стоит только вспомнить, как уничтожают «Лигу справедливости» и Бэтмена в исполнении Бена Аффлека. 

Единственное светлое пятно в последних попытках экранизации Бэтмена — «Лего.Фильм:Бэтмен». Он острый, смешной, атмосферный и высмеивает все клише и неудачные моменты в истории персонажа.   

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий