Биография Балакирева композитора кратко для детей – творчество, интересные факты и самое важно о Милии Алексеевиче

image 2 Января 1837 – 29 Мая 1910 гг. (73 года) 4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 134.

Балакирев Милий Алексеевич (1836–1910 гг.) — русский пианист и дирижёр. Плодотворный композитор, на чьём счету немало фортепианных, вокальных и оркестровых произведений. Милий Балакирев, биография которого стала олицетворением преданного служению музыке, был известен как глава творческого объединения «Могучая кучка», задача которого состояла в воплощении русской национальной идеи в музыке. В нашей статье вы сможете узнать интересные факты жизни музыканта, которые будут полезны для детей школьного возраста.

Ранние годы

Милий Алексеевич Балакирев появился на свет 21 декабря 1836 года (2 января 1837 года по новому стилю) в Нижнем Новгороде, в старинном дворянском семействе с богатой историей.

Поначалу музыкальным образованием Милия занималась его мать, которая преподавала сыну основы игры на фортепиано. Когда же мальчику исполнилось 10 лет, он на все летние каникулы переехал в Москву, чтобы брать уроки у известного пианиста и композитора Александра Дюбюка.

Вернувшись в Нижний Новгород, Милий продолжил занятия с местным пианистом Карлом Эйзерихом. В краткой биографии Балакирева стоит отметить, что он так и не получил систематического музыкального образования.

Большое участие в судьбе юного музыканта принял меценат, большой знаток музыки А. Д. Улыбышев, который смог сразу разглядеть в Балакиреве талант. В доме Улыбышева Балакирев выступал в качестве пианиста, дирижировал любительским оркестром на музыкальных вечерах.

В 1853 году Милий Балакирев под влиянием семьи поступил на математический факультет Казанского университета, но уже через год бросил его, чтобы всего себя посвятить музыке.

Первое признание

В 1855 году Улыбышев, видя усердие Балакирева, решил взять его с собой в Санкт-Петербург, чтобы познакомить с выдающимся композитором М. И. Глинкой. Милий смог продемонстрировать свои вокальные сочинения мэтру, и тот высоко оценил творчество начинающего композитора. Глинка также посоветовал ему посвятить себя сочинению музыки в национальном духе.

Спустя год состоялось дебютное выступление Балакирева перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. Не только зрители, но и искушённые музыкальные критики с восторгом приняли творчество Милия.

Популярность Балакирева быстро росла. Он стал получать приглашения выступать в знатных домах столицы, в короткие сроки его концертная деятельность стала очень насыщенной.

Несмотря на большой успех, Балакирев не зазнался. Молодой человек понимал, что самое важное для него — написание музыки. Сократив количество концертов до минимума, он с упоением принялся сочинять композиции.

«Могучая кучка»

1850-е годы оказались самыми важными в творческой биографии Балакирева. Именно тогда она познакомился и завёл дружбу с музыкантами В. В. Стасовым и А. С. Даргомыжским, с которыми образовал кружок «Могучая кучка». Вскоре к ним присоединились такие выдающиеся композиторы как М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи.

Музыкантов объединяли поиски национальных корней и тяга к родной культуре. Они записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Полученные результаты музыканты в обработанном виде воплощали в музыкальных сочинениях, чаще всего в операх.

Педагогическая деятельность

В 1862 году Балакирев стал одним из основателей «Бесплатной музыкальной школы», которая находилась под императорским покровительством. Воспитанники школы часто устраивали концерты, в которых Балакирев дирижировал оркестром.

В 1870-х годах Балакирев был отстранён от руководства и очень тяжело переживал своё увольнение. Он даже хотел уйти в монастырь, но благодаря священнику Ивану Верховскому смог вновь вернуться к музыке.

В 1883 году композитор получил назначение на должность заведующего придворной певческой капеллой. На новом месте Балакирев смог проявить себя талантливым администратором и заботливым руководителем. Его усилиями была разработана программа научных классов, он много времени уделял развитию оркестровых классов при капелле.

Милий Алексеевич так и не завёл семью. Все свои силы он отдавал музыке и заботе о младших сёстрах. Стойко переносить тяжелые жизненные периоды ему помогала религия. Скончался композитор Балакирев 29 мая 1910 года.

Тест по биографии

  1. /10 Вопрос 1 из 10

    Кем был Милий Алексеевич Балакирев?

    Начать тест

Милий Алексеевич Балакирев

image

Имя Милия Алексеевича Балакирева знакомо многим, оно немедленно вызывает в памяти ассоциации с «Могучей кучкой». Однако вряд ли найдется далекий от музыковедения человек, способный навскидку назвать даже одно-два его сочинения. Так сложилось, что Балакирева знают как общественного деятеля, педагога, но не как композитора. Почему же его творческая судьба осталась в тени великих современников и каково истинное значение его личности в российской культуре?

Краткую биографию Милия Балакирева и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

 

Краткая биография Балакирева

Милий Балакирев появился на свет 21 декабря 1836 года наследником старинной дворянской фамилии, первые упоминания о которой восходят к 14 столетию. Балакиревы несколько веков состояли на военной службе, но отец будущего композитора, Алексей Константинович, был штатским государственным служащим. Дом, где родился Милий Алексеевич – семейный особняк в Нижнем Новгороде на Телячьей улице. Столь необычное имя мальчик получил от мамы, Елизаветы Ивановны, в роду которой оно было достаточно распространено.

В биографии Балакирева, как и у многих других русских композиторов можно встретить упоминания о том, что первое знакомство с музыкой вообще и фортепиано в частности происходило благодаря матери. Балакирев не исключение – Елизавета Ивановна прекрасно играла сама и научила сына основам владения инструментом, а в 10 лет отвезла его в Москву к известному педагогу А. Дюбюку. Вскоре по возвращению домой она скончалась, но Милий стал обучаться у дирижера К. Эйзериха.

В 16 лет юноша выпускается из стен Нижегородского дворянского института и поступает вольнослушателем на математический факультет Казанского университета. Зарабатывать на жизнь ему приходилось преподаванием музыки. Не проучившись в Казани и двух лет, он возвращается домой, где начинает дирижировать оркестром К. Эйзериха, выступая на ярмарке, в театре и Дворянском собрании.

А.Д. Улыбышев, первый русский музыковед, также нижегородец, в доме которого часто проводились симфонические вечера с участием Балакирева, высоко оценил талант молодого человека. Он был вхож в музыкальные круги столицы и в 1855 году привез в Петербург 19-летнего Милия. Балакирев сразу стал выступать как пианист и познакомился с М.И. Глинкой. Это знакомство, а также сближение с критиком В. Стасовым стало судьбоносным в его жизни. Благодаря Глинке, он активно взялся за сочинение музыки, а вместе со Стасовым они стали идеологами «Могучей кучки», к которой впоследствии присоединились Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и А.П. Бородин.

Главной задачей всей своей жизни Балакирев считал становление русской музыки и музыкальной школы. Он активно участвовал в работе не только «кучкистов», но и других композиторов, Чайковского, например, подсказывая им новые темы и сюжеты для творчества. Тем самым собственное сочинительство отошло на второй план. В 1862 году Балакирев основал «Бесплатную музыкальную школу», а несколькими годами позже отказался от приглашения стать профессором Московской консерватории, считая себя недостаточно образованным для преподавания в академических стенах. С 1867 года он – дирижер концертов Императорского русского музыкального общества. Его отстранение от этой должности в 1869 году – результат и придворных интриг, и его собственного непримиримого радикализма во взглядах на музыку.

К началу 1870-х годов дороги композиторов-кучкистов разошлись, Балакирев тяжело переживал потерю влияния на своих бывших единомышленников. Он отказался от музыкальных занятий, поступил на рутинную службу на Варшавской железной дороге, ударился в религию и в минуты душевного опустошения раздумывал даже об уходе в монастырь. Только в следующем десятилетии композитор вернулся к полноценной музыкальной деятельности, вновь возглавив свою школу и приняв в 1883 году предложение стать руководителем придворной певческой капеллы. За 11 лет на этой должности он продемонстрировал свои лучшие организаторские качества – начиная с перестройки здания капеллы и заканчивая заботой о судьбе певцов, потерявших голос. Именно с этого момента в учреждении появляется свой полноценный оркестр, существующий и сегодня.

После увольнения из капеллы Милий Алексеевич получает возможность и время заняться собственным творчеством. Он пишет новые произведения, перерабатывает те, что были написаны в юности. Становясь все более деспотичным и нетерпимым, он поддерживает славянофильские взгляды и осуждает революцию 1905 года, чем отталкивает от себя многих людей из ближайшего окружения. 10 мая 1910 года композитора не стало. Несмотря на то, что он давно уже не участвовал в публичной музыкальной жизни, его хоронили как великого деятеля русской культуры.

Интересные факты о Балакиреве

  • Симфоническую поэму «Тамара» не обошли вниманием «Русские сезоны» С.П. Дягилева, который был лично знаком с композитором. В 1912 году М. Фокин поставил одноименный балет с Тамарой Карсавиной в заглавной партии.
  • Именно Балакиревым заинтересовалась юная пианистка Н.А. Пургольд. Не встретив взаимности, девушка переключила свое внимание на Римского-Корсакова, за которого впоследствии вышла замуж. А Милий Алексеевич так никогда и не женился.
  • Балакирев был ярым противников консерваторий, считая, что талант взращивается только в домашних условиях.
  • Летние месяцы композитор проводил в Гатчине – отдаленном пригороде Санкт-Петербурга.
  • После кончины императора Александра III в 1894 году Балакирев подал в отставку с поста руководителя Придворной капеллы, в том числе и потому, что не жаловал престолонаследника, Николая II, и это было взаимно. Однако у него остался неравнодушный покровитель при дворе – вдовствующая императрица Мария Федоровна. Она принимала участие в судьбе композитора, отвечала на его просьбы. Так, она выделила денег для отправки на лечение в Европу больных туберкулезом племянниц Балакирева.
  • Биография Балакирева гласит, что композитор много изучал народное творчество, собирая неизвестные песни в поездках по поволжским деревням и селениям кавказских народностей – грузин, армян, чеченцев.
  • Балакирев всю жизнь был весьма небогатым человеком. Поправить свое материальное положение он смог только в годы службы в капелле. Тем не менее окружающие отмечали его щедрость и отзывчивость, он всегда приходил на помощь тем, кто к нему обращался.
  • Стараниями Балакирева в Берлине, на доме, где скончался Глинка, в 1895 году была установлена мемориальная доска. Это историческое здание снесли, на его месте построили новое, но память о русском композиторе увековечена по сей день. Новая памятная доска включает в себя изображение первоначальной, балакиревской, с надписью на русском языке.

Творчество Милия Балакирева

Первые свои произведения Балакирев написал еще будучи студентом Казанского университета. Среди них и Фантазия на темы оперы «Иван Сусанин», которую он сыграл при первом знакомстве с Глинкой, произведя на последнего огромное впечатление. Даргомыжскому также понравился молодой музыкант, и Милий с большим воодушевлением уехал на лето в Казань поработать частным преподавателем, надеясь творить и сочинять. В его планах была и симфония, и фортепианный концерт… Но, оставаясь один на один с листом нотной бумаги, он испытывал волнение, перераставшее в депрессию. Он не был уверен в себе, он хотел быть лучшим, стать на одну ступень с Глинкой или Бетховеном, но боялся разочарования и провала. Гораздо лучше ему удавалась роль музыкального консультанта и редактора, вдохновителя своих соратников по «Могучей кучке», лишь бы не писать самому. Идеи «для себя» его быстро разочаровывали и, как следствие – отвергались. Возможно потому, что самые выигрышные сюжеты он отдавал своим ученикам-кучкистам.

Согласно биографии Балакирева в 1857 году он приступает к работе над подаренной ему Глинкой темой Увертюры на тему испанского марша. Написанная в тот же год, Увертюра через 30 лет была полностью переработана. Символично, но первым произведением, которое в 1859 году познакомило петербургскую публику с молодым композитором, стала Увертюра на темы трех русских песен. В 1861 году в Александринском театре ставился шекспировский «Король Лир», музыку к спектаклю заказали Балакиреву. В итоге у композитора получилось самостоятельное симфоническое произведение, сюжет которого в некоторых сценах не соответствовал сюжету трагедии. Но музыка эта в Александринке так и не прозвучала – Балакирев не успел ее закончить ко дню премьеры.

В 1862 году из-под пера композитора выходит симфоническая поэма «1000 лет», которая впоследствии была переименована в «Русь». Поводом к ее написанию стало открытие в Великом Новгороде памятника тысячелетию Руси. Эта музыка стала отображением взглядов формировавшейся «Могучей кучки», ее идеи прослеживаются в более поздних произведениях Мусоргского и Римского-Корсакова.

В 1862-63 годах композитор побывал на Кавказе и под впечатлением от поездок принялся писать симфоническую поэму «Тамара» по мотивам стихотворения М.Ю. Лермонтова, своего любимого поэта. Работа затянулась без малого на 20 лет. Премьера произведения состоялась только в 1882 году. На восточную тему в 1869, после третьего посещения Кавказа, было написано самое технически сложное фортепианное произведение композитора «Исламей».

В 1867 году после поездки в Прагу для дирижирования концертами из произведений Глинки, Балакирев написал увертюру «В Чехии», в которой дал свою трактовку народных моравских песен. Создание Первой симфонии заняло много времени: первые наброски датируются 1860-ми, а завершение – 1887 годом. Симфония эта, безусловно, родом из времен «Могучей кучки», поскольку построение главных ее тем находит свое отражение и у Бородина, и у Римского-Корсакова. В основе произведения – мелодика народной русской и восточной музыки. Вторая симфония родилась на склоне жизни композитора, в 1908 году. В своих симфонических произведениях Балакирев ориентируется, прежде всего, на Берлиоза и Листа, однако, недостаток академического образования не позволяет ему до конца использовать все достижения стиля этих композиторов.

В 1906 году в Петербурге торжественно открывается памятник М.И. Глинке. Для этой церемонии Балакирев пишет Кантату для хора и оркестра – одну из четырех своих хоровых работ. Другое произведение, написанное к открытию памятника, на сей раз Шопена, в 1910 году – Сюита для оркестра, составленная из 4 сочинений польского композитора. Концерт Es-dur для фортепиано с оркестром – последнее крупное произведение Балакирева, которое заканчивал уже его соратник С.М. Ляпунов. Оно, как и многие сочинения для фортепиано, отличается исполнительской сложностью. Балакирев, будучи превосходным пианистом, старался в своих произведениях подчеркнуть мастерство музыканта, иногда и в ущерб мелодической ценности пьесы. Самым обширным по количеству осталось наследие Балакирева в жанре романса и песни – всего более 40 произведений на стихи ведущих поэтов эпохи: Пушкина, Лермонтова, Фета, Кольцова. Романсы композитор создавал в течение всей своей жизни, начиная с 1850-х годов.

Музыка Балакирева в кино

Как это ни печально, но за пределы узкого филармонического круга любителей русской классической музыки произведения Балакирева почти не выходят. Даже специалисты мирового кинематографа обратились к творчеству композитора всего лишь раз – в швейцарском фильме 2006 года «Витус» о юном пианисте-виртуозе, где прозвучала восточная фантазия «Исламей».

Отечественный кинематограф использовал образ Балакирева в картине 1950 года «Мусоргский», его роль сыграл Владимир Балашов.

С членами «Могучей кучки» Балакирева разделило не только время, но и то, к чему он стремился – их самобытное композиторское развитие на базе, которую он им дал. В конечном итоге, он не был только гениальным композитором или выдающимся исполнителем. Он был кем-то большим – великим русским музыкантом. Человеком, который как никто чувствовал музыку. Человеком, которого мироздание наделило даром открывать таланты. Он не написал оперу, но разве без него успешный химик Бородин создал бы своего единственного, но беспредельно гениального «Князя Игоря»? Он не смог основать собственную композиторскую школу, но разве не под его влиянием морской офицер Римский-Корсаков нашел в себе силы бросить службу и стать не только композитором, но и величайшим педагогом? Милий Алексеевич Балакирев – один из главных пассионариев русской музыки. И как большое лучше видится на расстоянии, так и сегодня его заслуги перед отечественной культурой становятся все более и более ценными.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

фильм о Балакиреве

03:09 02.01.2017 © РИА Новости Перейти в фотобанк Читать ria.ru в

Русский композитор, пианист и дирижер Милий Алексеевич Балакирев родился 2 января 1837 года (21 декабря 1836 года по старому стилю) в Нижнем Новгороде. Он был потомственным дворянином, род Балакиревых известен с середины XIV века. Первые уроки игры на фортепиано получил у матери Елизаветы Яшеровой, летом 1846 года в Москве учился у пианиста и композитора Александра Дюбюка – ученика ирландского композитора Джона Филда.

В 1848-1853 годах Балакирев обучался в нижегородском Александровском дворянском институте, параллельно брал уроки у дирижера и пианиста Карла Эйзриха – воспитанника Венской консерватории.

Решающее значение для Балакирева-музыканта имело знакомство с Александром Улыбышевым, дипломатом, а также знатоком музыки, автором трехтомной биографии Вольфганга Моцарта. В доме Улыбышева Балакирев дирижировал любительским оркестром на музыкальных вечерах, выступал в качестве пианиста, изучал партитуры в библиотеке.

В 1853 году поступив на математический факультет Казанского университета, Балакирев через год оставил учебу, чтобы посвятить себя исключительно музыке.

К этому времени относятся его первые творческие опыты – фортепианные сочинения, романсы.

В 1855 году Балакирев переехал в Петербург, где в 1856 году познакомился с композитором Михаилом Глинкой, высоко оценившим его дарование.

В конце 1850-х годов Балакирев объединил и возглавил кружок молодых русских композиторов – Цезаря Кюи, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова и Александра Бородина. Все четверо, как и сам Балакирев, не имели профессионального музыкального образования. Кюи был военным инженером, Мусоргский – офицером в отставке, Римский-Корсаков – моряком, Бородин – химиком. Это объединение вошло в историю музыки под названием “Могучей кучки”, данным ему критиком Bладимиром Стасовым. Все сочиненное начинающими композиторами исполнялось на собраниях кружка, где Балакирев поправлял и делал указания по партитуре.

К этому времени Милий Балакирев написал 20 романсов, среди которых “Приди ко мне”, “Песня Селима” (1858 – оба), “Песня золотой рыбки” (1860).

Стремясь к распространению музыкального образования среди широких кругов населения, Балакирев организовал в 1862 году совместно с хоровым дирижером Гавриилом Ломакиным “Бесплатную музыкальную школу”, которой руководил в 1868-1873 и в 1881-1908 годах. Он также дирижировал концертами школы, а в 1867-1869 годах – концертами Русского музыкального общества.

Он редактировал ранние сочинения Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова, совместно с последним готовил к изданию партитуры опер Глинки “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила”, сочинения Фредерика Шопена.

Во второй половине 1860-х годов Балакирев поставил в Праге оперы Глинки “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила”.

В 1894 году по его инициативе был установлен памятник Шопену в Желязовой Воле (месте рождения Шопена), там же и в Варшаве исполнял публично произведения этого композитора.

С начала 1880-х годов он был цензором духовно-музыкальных произведений. Духовно-музыкальное наследие Балакирева составило 11 законченных работ, главным образом предназначенных к исполнению за богослужением.

Балакирев создал две симфонии (1897, 1908); три увертюры, в том числе Увертюра на темы трех русских песен (1858); симфонические поэмы “Русь” (“1000 лет”, 1862), “В Чехии” (1867), “Тамара” (1882). Он написал музыку к трагедии Шекспира “Король Лир” (1861); два концерта для фортепиано с оркестром; фантазию “Исламей” (1869); Кантату на открытие в Петербурге памятника Глинке (1904); пьесы для фортепиано.

Балакирев – автор 40 романсов. Композитор положил на музыку стихи “Утес” и “Когда волнуется желтеющая нива” Михаила Лермонтова, “Я пришел к тебе с приветом” и “Шепот, робкое дыханье” Афанасия Фета.

29 мая (16 мая по старому стилю) 1910 года Милий Балакирев скончался в Петербурге. Похоронен в Некрополе мастеров искусств.

Во Владимире, Екатеринбурге, Липецке и Нижнем Новгороде есть улицы и переулки, названные в честь композитора. Также имя Милия Балакирева носят музыкальные школы и школы искусств в Москве, Нижнем Новгороде и Гусь-Хрустальном.

В 2017 году площадь композитора Балакирева появится в Москве на пересечении Самаркандского бульвара и Ферганской улицы в районе Выхино-Жулебино Юго-Восточного административного округа.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Биография

Знаменитый российский композитор 19-го столетия Милий Балакирев посвятил всю свою жизнь музыке, так и не найдя простого человеческого счастья. Он стал идейным вдохновителем и создателем отдельного течения в искусстве, а его талантливое наследие актуально и по сей день.

Детство и юность

Балакирев Милий Алексеевич появился на свет 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде, Российская империя. Мать мальчика занималась воспитанием детей и домашним хозяйством, а отец Алексей Константинович являлся представителем дворянства и титулярным советником.

Милий Алексеевич Балакирев / Piano Society

Члены семьи Балакиревых были последователями традиционной христианской религии и сына растили в соответствующей атмосфере. Маленький Милий являлся настолько религиозным, что родные в шутку пророчили ему будущее архиерея. Вера в Бога впоследствии так и осталась важной темой для композитора на всю жизнь.

С ранних лет Балакирев-младший демонстрировал интерес и способности к музыке, что не скрылось от глаз его матери. В возрасте 6 лет Милий начал обучаться игре на фортепиано и демонстрировать весомые успехи. Для того чтобы талант мальчика раскрылся в большей степени, родители повезли его в Москву.

В столице ребенок прошел ускоренный курс фортепианной техники у популярного педагога и композитора Дюбюка Александра, а в родном городе продолжил освоение инструмента под предводительством местного дирижера и пианиста Карла Эйзериха. Именно он познакомил ученика с А. Д. Улыбашевым – музыкантом-любителем, меценатом и просветителем, который значительно повлиял на становление личности Милия.

Портрет Милия Балакирева. Гравюра Л.А. Серякова / Журнал “Всемирная иллюстрация”, Википедия

В доме Александра Дмитриевича часто устраивались торжественные вечера с обсуждениями проблем искусства и концерты, на которых присутствовали все сливки творческого общества – местные мыслители, литераторы и музыканты. Именно на подобных мероприятиях сформировались основы эстетического мировоззрения будущего композитора.

Неожиданная смерть матери Милия положила конец его постоянным урокам музыки. Когда Балакирев-старший женился во второй раз, его зарплаты хватало лишь на то, чтобы прокормить большую семью. О том, чтобы оплатить учебу сына, не могло идти и речи. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отдали в Нижегородский дворянский институт. Там Милию удалось получить среднее образование благодаря помощи местного дворянства.

В 16 лет он поступил на математический факультет Казанского университета вольнослушателем, но его учеба продлилась совсем недолго – спустя год парню перестало хватать средств на оплату образования. Чтобы прокормить себя, Балакирев давал частные уроки музыки. В этот период он сочинил свои первые произведения – пьесы для фортепиано и романсы.

Музыка

Александр Улыбашев, наблюдая за тем, как одарен Милий, принимает решение взять его с собой в Санкт-Петербург в 1855 году и знакомит там с композитором Михаилом Глинкой. Балакирев, для которого музыка являлась главнейшей частью жизни, продемонстрировал свои вокальные сочинения мэтру. Мужчина высоко оценил творчество талантливого юноши и посоветовал ему посвятить всего себя написанию музыкальных композиций.

Композитор Милий Балакирев / NNDB

В 1856 году начинающий творец представил слушателям свои дебютные сочинения, а также продемонстрировал талант дирижера и пианиста во время исполнения концертного аллегро с оркестром для фортепиано. Музыкальные критики и зрители с восторгом приняли творчество Милия, после чего ему стали предлагать выступить в знатных домах. Это обстоятельство улучшило финансовое положение парня, но повлияло на загруженность – у него совсем не оставалось свободного времени.

Балакирев, чьи работы были сочинены в национальном русском стиле, постепенно начал набирать популярность в высшем обществе и вести активную концертную деятельность. Однако уже тогда Милий понимал, что его главное предназначение – это создание музыки и передача передовых идей, поэтому юноша сократил количество концертов до минимума, несмотря на то, что это ударило по его кошельку, и взялся за написание музыки и просветительство.

На заре 1850-х годов в биографии парня фигурирует большое количество новых знакомств с музыкантами – В. Стасовым, А. Даргомыжским, совместно с которыми он образовал кружок «Могучая кучка», а также с А. Серовым. Участники этого объединения разговаривали о произведениях и судьбе отечественной музыки. С каждым днем единомышленников становилось все больше – со временем к «кучке» присоединились такие внушительные композиторы Российской империи, как А. Бородин, Ц. Кюи, Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский.

Милий восхищался каждым из молодых дарований и считал себя обязанным помочь найти им неповторимый музыкальный стиль и развить талант. Постепенно сформировывалась богатая команда артистов, в которой у каждого была выработана персональная манера исполнения. Но это не мешало молодым людям взаимно помогать друг другу обозначить общий национальный колорит. «Могучая кучка» активно пропагандировали идею народности в современном искусстве, которая являлась авангардной внутри русской культуры.

Сольная творческая деятельность Балакирева началась с сочинения фортепианных пьес и любительских романсов. В начале пути на парня оказывало сильное влияние знакомство с композитором Михаилом Ивановичем Глинкой. В 1866-м он пригласил Милия на должность руководителя постановки опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», которые должны были пройти в пражском театре. На этой работе музыкант проявил себя как талантливый дирижер и трудолюбивый работник.

Милий Балакирев – Симфоническая поэма «Тамара»

В конце 1860-х начался непростой этап в биографии Балакирева – композитора начали подвергать клевете и гонениям, что немало повлияло на его общее психологическое состояние. Впоследствии мужчина на несколько лет потерял вдохновение и практически прекратил свою музыкальную активность. Спустя более 10 лет (в 1881-м) он возобновил свою деятельность – начал заниматься руководством капеллы и написанием новых зрелых произведений. В этот период в свет вышла симфоническая поэма под названием «Тамара».

Под конец 1890-х годов наступил финальный творческий и крайне активный период жизни музыканта. Он сочинил множество композиций для фортепиано, работал над такими симфоническими поэмами, как «В Чехии» и «Русь».

Личная жизнь

Из-за того, что Милий Алексеевич был заложником трудных жизненных обстоятельств (всю жизнь он еле-еле сводил концы с концами, о нем постоянно злословили недоброжелатели) и творческой, увлекающейся натурой, ему не удалось стать счастливым в личной жизни, найти жену и создать собственную ячейку общества. Композитор так и остался навсегда холостяком, помешанным на музыке.

Портрет Милия Балакирева / Österreichische Nationalbibliothek

Интересным фактом является то, что, несмотря на огромный вклад не только в российскую культуру, но и европейскую, ни в одном городе ему так и не воздвигли памятник или постамент с портретом. Всю жизнь мужчина был крайне набожным и одно время всерьез задумывался о том, чтобы уйти в монастырь.

Смерть

Балакирев Милий Алексеевич скончался 29 мая 1910 года в возрасте 73 лет. Он прожил долгую и крайне насыщенную жизнь. Тело композитора покоится на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге. Точная причина смерти неизвестна.

Музыкальные произведения

  • 1955 – «Испанская песня»
  • 1858-1861 – «Король Лир»
  • 1864 – «Жаворонок»
  • 1869 – «Исламей»
  • 1884 – «В саду»
  • 1900 – «Думка»
  • 1903 – «Сон»
  • 1904 – «Спи»
  • 1909 – «Заря»
  • 1909 – «Утес»

Прекрасный пианист, видный композитор, авторитетный руководитель одного из самых известных творческих союзов – красноречивая характеристика российского музыкального деятеля XIX века Балакирева Милия Алексеевича.

Краткая биография

Родился Балакирев 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде. Повсюду в городе мальчик слышал скорбную бурлацкую песнь, лирические протяжные и ярмарочные плясовые песни. Детская любовь к русской народной музыке, умноженная на упорные занятия с городским капельмейстером Эйзрихом, дала восхитительные результаты: уже к восемнадцати годам Милий стал самостоятельным и талантливым музыкантом.

Безусловно, значительное влияние на судьбу мальчика оказало знакомство с местным меценатом Улыбышевым. Именно он дал возможность юному музыканту ознакомиться с передовой литературой того времени, получить первые навыки дирижирования в руководстве домашним оркестром.

Тот же Улыбышев составил прекрасную протекцию, и будущий композитор перебирается в Петербург. Первое публичное выступление Балакирева в феврале 1856 года вызвало бурю позитивных откликов среди столичной «богемы», музыканту предсказывали блестящее будущее.

Для выступлений открылись двери самых популярных аристократических домов и салонов, но, как убежденный демократ, Милий выбирает путь бескорыстного служения русской культуре. Отказавшись от материально выгодной карьеры музыканта-виртуоза, талантливый юноша продолжает совершенствоваться и создает в короткие сроки несколько произведений, среди которых увертюра по мотивам испанского марша и «Испанская серенада» для фортепиано.

«Могучая кучка»

В том же 1856 году на одном из музыкальных вечеров Балакирев знакомится с уже известным на тот момент композитором Даргомыжским и музыкальным критиком Стасовым. Вскоре к ним присоединяются другие композиторы. В беседах, спорах и музицировании родилось прекрасное творческое содружество – так называемая «пятерка», или «Могучая кучка», в состав которой вошли:

  • Модест Петрович Мусоргский;
  • Александр Порфирьевич Бородин;
  • Николай Андреевич Римский-Корсаков;
  • Цезарь Антонович Кюи;
  • Милий Алексеевич Балакирев – руководитель объединения.

На встречах подробно разбирались написанные произведения, исправлялись ошибки, композиторы делились задумками будущих произведений. Современные критики признают, что многие русские композиторы следующих десятилетий стали продолжателями традиций «Могучей кучки».

Дирижерская деятельность

Выступая руководителем концертов воспитанников Бесплатной музыкальной школы, Балакирев активно пропагандирует лучшие произведения русских композиторов, которые не особо воспринимались аристократической верхушкой в Санкт-Петербурге. Очень лестно отзывался о его дирижерском мастерстве немецкий композитор Вагнер, называя его своим русским соперником.

Своими выступлениями руководитель «Могучей кучки» добился, что русские произведения стали широко известны европейской публике. Именно под его руководством получили огромный успех в Праге оперы Глинки «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила».

Творчество

Среди творческого наследия Балакирева можно выделить более двадцати романсов и песен. Среди них «Золотая рыбка», «Шепот, робкое дыхание», «Наступление», «Еврейская мелодия», «Грузинская песня».

Особое место в его творчестве занимают придуманная на Кавказе фантазия для фортепиано «Исламей», музыкальная поэма «Тамара», несколько увертюр на русские темы.

К сожалению, внезапная смерть отца, необходимость заботы о сестрах вынудили композитора на длительный срок отстраниться от музыки, устроиться чиновником на железную дорогу и не позволили завершить несколько задуманных произведений.

Последним, также незавершенным, симфоническим произведением Балакирева стала Сюита для оркестра, которую дописал русский композитор Ляпунов. Скончался Балакирев в Санкт-Петербурге 29 мая 1910 года.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий