Биография Антонио Гауди

Биография

Антонио Гауди — знаменитый испанский архитектор, которому удалось перевернуть представление современников об архитектуре ХХ века. Обтекаемые, причудливые формы проектируемых им домов навсегда изменили облик Барселоны и провозгласили о рождении каталонского модерна, напоминающего человечеству о неразрывной связи с природой.

Детство и юность

Родился будущий строитель архитектуры модерна летом 1852 года в каталонской провинции, городке Риудомс, где у медника Франсеска и его супруги Антонии был загородный дом. Но место появления Гауди на свет — белое пятно биографии. По другой версии, он родился в городе Реус.

Полное имя новорожденного испанца, удивившего мир фантастической формы строениями, — Антони Пласид Гильем Гауди-и-Корнет.

Новорожденный стал пятым и младшим отпрыском семьи Гауди. И, как оказалось, единственным, дожившим до преклонных лет. Двое братьев умерли детьми, третий скончался подростком. Сестра покинула этот мир вскоре после рождения дочери.

В 1868-м Гауди переехали в Барселону, где Антонио окончил подготовительные курсы и стал студентом архитектурной школы. Во время учебы он подрабатывал чертежником у известных городских мастеров.

Личная жизнь

В конце 1870-х Антонио с отцом и племянницей переехал в Барселону. Семь лет спустя умер Гауди-старший, а через 6 лет не стало и девочки. В 60 Гауди остался один. С детства страдавший от ревматических болей, он находил отраду в двух вещах — работе и пеших прогулках.

На немногочисленных уцелевших фото видно, что в молодости Антонио был франтом и богачом. Но личная жизнь не сложилась. Известно имя единственной женщины, которой он оказывал знаки внимания — учительница Жозефа Моро. Однако она так и не стала его женой. Детей, которым бы Гауди смог передать знания и состояние, у него не было.

В преклонном возрасте архитектор замкнулся в себе, полюбил одиночество, стал верующим. Многие считали его грубым и высокомерным, но друзья уверяли, что Антонио иной. Если в молодости он любил дорогие костюмы, был завсегдатаем театра и гурманом, то в старости стал аскетом, которого на улице принимали за нищего.

Архитектура

Дебютной работой молодого архитектора стали газовые фонари, которые выпускнику школы доверил спроектировать городской совет. Они и сегодня украшают Барселону.

В 1870-е Антонио Гауди трудился над незначительными проектами — разрабатывал элементы храмов и планировал магазинные павильоны. Будучи клиентом модной перчаточной лавки «Комелья», спроектировал витрину. Работа пришлась по душе владельцу, и он поручил молодому дарованию придумать стенд для своих товаров, которые отправлял на Всемирную выставку во французской столице.

Стенд попался на глаза текстильному промышленнику Эусеби Гуэлю, который пожелал познакомиться с талантливым автором.

В те годы в Европе наблюдался бум неоготического стиля, которым восхищался и молодой Гауди. Но полет его фантазии не ограничился рамками классической готики и повлек к модерну. А реализовать творческие замыслы помог Гуэль, впоследствии ставший другом Гауди. Его деньги и талант мастера создали первые шедевры — дом Висенс, винные погреба, сад и дворец промышленника на улице Рамбле. Эусеби вывел Антонио в свет, познакомив с другими потенциальными заказчиками.

Кривые поверхности, причудливые формы и невероятные цветовые решения становятся почерком мэтра, по которому его дома-шедевры узнают с первого взгляда. К Гауди приходит слава, а вместе с ней и масштабные проекты. Теперь заказы гениальному архитектору делают не только богачи, но и городские власти.

В первое десятилетие 1900-х Гауди создал символы Барселоны: дома Кальвет и Мила, дом Бальо. Эти здания и сегодня остаются главной гордостью города. Но центральным проектом всей жизни мастера называют храм Святого Семейства, возведение которого началось в 1884-м.

Антонио взялся за работу, когда храм был в полуготовности: коллега Франсиско дель Вильяр бросил его из-за ссоры с заказчиком. Гауди перепроектировал здание и успел воплотить в жизнь многое из задуманного, но храм так и не был достроен.

Гениальность мужчины подтолкнула современников к идее канонизировать Гауди, сделав святым, покровительствующим всем архитекторам.

Смерть

Слишком скромное одеяние и нищенский вид стали косвенной причиной смерти великого архитектора. Рассеянного мэтра на улице сбил трамвай. Но извозчика, изъявившего желание везти в больницу раненого и потерявшего сознание бедняка, не нашлось.

Спустя несколько часов Гауди все же доставили в лечебницу для нищих. На второй день умирающего 73-летнего архитектора узнал капеллан храма Саграда-Фамилия, но было поздно.

Антонио Гауди похоронили в крипте недостроенного храма Святого Семейства.

Строения

  • 1882 — Искупительный храм Святого Семейства
  • 1883-1888 — Дом Висенс
  • 1884-1885 — Эль Каприччо
  • 1886-1889 — Дворец Гуэля
  • 1895-1898 — Винные погреба Гуэля
  • 1898-1900 — Дом Кальвет
  • 1900-1902 — Дом Фигерас
  • 1906 — Дом Бальо
  • 1909-1910 — Приходская школа при храме Искупления Святого Семейства
  • 1910 — Дом Мила

Интересные факты

  • Существует легенда, что такси в Барселоне имеют преимущественно чёрную (цвет траура) окраску (с добавлением жёлтого — цвета стыда) в память о Гауди, которого отказались везти в больницу извозчики.
  • 10 июня 2013 года, день смерти Гауди и Эдена Лехнера, было выбрано как ежегодный Всемирный день модерна.
  • 25 июня 2013 года интернет-поисковик Google отметил 161-ю годовщину со дня рождения Антони Гауди Doodle-логотипом на заглавной странице. Буквы в названии компании были стилизованы под узнаваемые образы из работ мастера.

Антонио Гауди (25 июня 1852, Реус – 10 июня 1926, Барселона, полное имя: Antonio Gaudi y Cornet), – выдающийся испанский архитектор, яркий и оригинальный представитель органической архитектуры в европейском модерне. Антонио Гауди  выработал новые представления об архитектуре, черпающей вдохновение в формах живой природы, разработал оригинальные средства пространственной геометрии.

Антонио Гауди  родился 25 июня 1852 г. в городе Реусе, недалеко от Барселоны, в семье, принадлежащей к роду потомственных каменщиков. С 1868 г. жил в Барселоне, где в 1873–1878 гг. занимался в Высшей технической школе архитектуры. Гауди  изучал различные ремесла (столярное дело, ковку металлов и др.) в мастерской Э. Пунти.

 Истоки творчества Гауди

В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Антонио Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики — французского архитектора и писателя Виолле-ле-Дюка (крупнейшего в XIX в. реставратора готических соборов, восстанавливавшего Собор Парижской Богоматери) и английского критика и искусствоведа Джона Рёскина. Провозглашённая ими декларация «Декоративность — начало архитектуры» полностью соответствовала собственным мыслям , представлениям Гауди и, можно сказать, на долгие годы стало творческим кредо архитектора.

Но в еще большей степени Гауди испытал воздействие реальной местной готики с ее живописным сочетанием европейских и восточных, мавританских мотивов.

Начало карьеры

В 1870-1882 гг. выполнял прикладные заказы (эскизы оград, фонарей и т.д.) в мастерской архитекторов Э.Салы и Ф Вильяра. Первая самостоятельная работа Гауди (фонтан на площади Каталонии, 1877 г.) выявила яркую причудливость декоративной фантазии автора.

Каса Висенс

В 1880-83 гг. было построено здание по его проекту – Каса Висенс, где Гауди использовал полихромные эффекты керамической облицовки, столь характерные для его зрелых вещей. Дом, построенный для владельца керамической фабрики М. Висенса – Каса Висенс (1878—80), был похож на сказочный дворец. В соответствии с желанием владельца увидеть в своей загородной резиденции «царство керамики», Гауди покрыл стены дома многоцветными переливчатыми майоликовыми плитками, украсил потолки свисающими лепными «сталактитами», наполнил двор причудливыми беседками и фонарями. Садовые постройки и жилой дом составляли великолепный ансамбль, в формах которого архитектор впервые опробовал свои излюбленные приёмы: изобилие керамической отделки; пластичность, текучесть форм; смелые комбинации разностильных элементов; контрастные сочетания светлого и тёмного, горизонталей и вертикалей и т. д.

Каса Висенс

Дом Висенс – это  диалог с арабской архитектурой. Асимметричное решение фасадов, ломаная линия крыши, геометрический орнамент, кованые решетки на окнах и балконах, яркий колорит за счет керамики – вот  отличительные черты Каса Висенс.

В 1887-1900 гг. Антонио Гауди осуществил ряд проектов и за пределами Барселоны (епископский дворец в Асторге, 1887-1893 гг. ; Каса Ботинес в Леоне, 1891-1894 гг.; и др.), придавая своим неоготическим стилизациям все более свободный характер. Антонио Гауди выступал и как реставратор.

Эль Каприччо

В 1883—1885 годах по проекту Гауди создается Эль Каприччо (кат. Capricho de Gaudí) — летний особняк на Кантабрийском побережье в местечке Комильяс близ города Сантандера. В конструктивном плане в проекте использовано горизонтальное распределение пространства, жилые помещения выведены окнами в долину, нисходящую к морю. В цокольном этаже размещены кухня и хозяйственные службы, на первом этаже располагаются просторные залы, курильная, жилые помещения и несколько гостевых спален с отдельными ванными комнатами. Через галерею из любой спальни можно попасть в сердце здания — салон-гостиную с двухуровневым потолком.

ЭЛЬ КАПРИЧЧО

Снаружи здание облицовано рядами кирпича и керамической плитки. Главный фасад подчеркнуто выделен в цоколе окрашенной в охряные и серые цвета рустикой с грубым рельефом. Первый этаж облицован широкими рядами разноцветных кирпичей чередующимися с узкими полосами майоликовых плиток с рельефными слепками соцветий подсолнуха.

Проекты для Эусебио Гуэля

В 1883 г. Гауди познакомился с текстильным магнатом Эусебио Гуэлем, который стал для него не только основным заказчиком и покровителем, но и лучшим другом. В течение 35 лет, до самой смерти мецената, архитектор проектировал для его семьи всё необходимое для жизни: от предметов домашней утвари до особняков и парков. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.

Парк Гуэль

Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля (Барселона).

В 1884—87 гг. создал ансамбль усадьбы Гуэля под Барселоной. Облицовка стен мозаикой из колотой керамической плитки стала отличительной чертой построек Гауди. Наиболее знаменитые сооружения парка Гуэль на усадебных землях (1900—14) – т. н. «Греческий храм» (помещение для крытого рынка), в котором архитектор возвёл целый лес из 86 колонн, и «Бесконечная скамья» длиной несколько сотен метров, извивающаяся, словно змея.

 В этом парке Гауди попытался воплотить идеи, которые есть в природе, но никогда не реализовывались в архитектуре. Постройки кажутся выросшими из земли, все вместе они составляют единое целое, очень органичное, несмотря на многообразие форм и размеров.

 Печатью гениальности зодчего отмечена знаменитая криволинейная скамья Зала ста колонн и дом-музей самого архитектора, женский монастырь св. Тересы (Convento Teresiano) и дом Кальвет (La Casa Calvet).

Храм  Саграда Фамилиа (Sagrada Familia)

В 1891 архитектор получает заказ на строительство нового собора Барселоны – Саграда Фамилиа  (храм “Святого Семейства”).  Храм  Саграда Фамилиа  стал высшим плодом фантазии мастера. Придавая особое значение этой постройке как монументальному символу национального и социального возрождения Каталонии, Антогио Гауди с1910 г. целиком на ней сосредоточился, разместив здесь свою мастерскую.

САГРАДА ФАМИЛИА  (ХРАМ “СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА”)

 Стиль, в котором выполнен собор, отдаленно напоминает готику, но вместе с тем, это что-то совсем новое, современное. Здание собора Саграда Фамилиа рассчитано на хор из 1500 певцов, детский хор из 700 человек и 5 органов. Храм должен был превратиться в центр католической религии. С самого начала строительство храма поддерживал Папа Леон XIII.

 Работы над созданием храма Саграда Фамилиа начались еще в 1882 г. под руководством архитекторов Мартореля (Juan Martorell) и Де Вильара (Francisco de P. Del Villar). В 1891 г. строительство возглавил Антонио Гауди. Зодчий сохранил план своего предшественника — латинский крест с пятью продольными и тремя поперечными нефами, но внес свои изменения. В частности, им была изменена форма капителей колонн крипты, высота арок увеличена до 10 м, лестницы перенесены им в крылья вместо предполагавшегося фронтального их размещения. Он постоянно дорабатывал замысел в ходе строительства.

 По замыслу Гауди, храм Святого семейства (Саграда Фамилиа) должен был стать зданием-символом, грандиозной аллегорией Рождества Христова, представленного тремя фасадами. Восточный посвящен Рождеству; западный — Страстям Христовым, южный, самый внушительный, должен стать фасадом Воскресения.

 Порталы и башни храма Саграда Фамилиа (Sagrada Familia) оснащены изобильной скульптурой, воспроизводящей как бы весь живой мир, головокружительная сложность профилей и деталировки превосходит все, что было когда-либо известно готике. Это своего рода готический модерн, в основу которого, однако, положен план сугубо средневекового собора.

 Несмотря на то, что Гауди строил храм Саграда Фамилиа на протяжении тридцати пяти лет, ему удалось возвести и оформить только Рождественский фасад, конструктивно являющийся восточной частью трансепта, и четыре башни над ним. Западная часть апсиды, составляющая большую часть этого величественного здания, до сих пор не достроена.

 Спустя более чем через семьдесят лет после смерти Гауди, строительство собора Саграда Фамилиа продолжается и сегодня. Постепенно возводятся шпили (при жизни архитектора был окончен только один), оформляются фасады с фигурами апостолов и евангелистов, сценами подвижнической жизни и искупительной смерти Спасителя. Строительство храма Святого семейства, предположительно закончится к 2030 г.

Каса Батло (Бальо)

Одно из самых популярных сооружений Гауди – дом Батло (1904-06) – плод причудливой фантазии, имеющей чисто литературное происхождение. В нем разработан сюжет – Св. Георгий убивает дракона. Первые два этажа напоминают кости и скелет дракона, фактура стены – его кожу, а кровля сложного рисунка – его хребет. На кровле установлены башенка и несколько групп дымовых труб разнообразных сложных форм, облицованные керамикой.

КАСА БАТЛО (БАЛЬО)

Каса Батло – лирическое творение, где виртуозно используются гармония цвета и пластическая фактура материала. Архитектурно-скульптурный декор кажется состоящим из живых, застывших только на мгновение форм. Символика живого завершается в оформлении крыши в виде спины дракона.

Каса Мила

К числу шедевров современной архитектуры причисляют дом Мила (1906-10), одна из известных построек модерна, получившая название “Ла Педрера” (каменоломня), обусловленное странностью этого сооружения. Это – расположенный на угловом участке шестиэтажный доходный дом с двумя внутренними дворами и шестью световыми колодцами.

КАСА МИЛА

Здание, как и квартиры, имеет сложный криволинейный план. Первоначально Гауди намеревался придать криволинейные очертания всем внутренним перегородкам, но впоследствии отказался от этого, придав им ломаные очертания, контрастирующие с волнистой поверхностью фасада. В доме Мила применены новые конструктивные решения: отсутствуют внутренние несущие стены, все междуэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль.

Это одна из первых попыток создать новое планировочное решение, известное впоследствии как “свободный план”. Кровля опирается на аркады. На крыше дома установлена терраса, скорее, обходной путь сложной композиции, который позволяет любоваться каменным “зверинцем” на кровле дома, состоящем из вентиляционных труб, шахт, лестниц, имеющих сложное пластическое решение биоморфного характера. В целом декоративном решении дома отражена тема природных мотивов (пещер, моря, подводного мира), характерная для архитектуры стиля модерн.

В знаменитом Каса Мила (доме семейства Мила) в Барселоне (1906—10) Гауди намного опередил своё время, создав сооружение, где воплотились идеи гибкой планировки (всю нагрузку несёт каркас, а внутренние перегородки могут распределяться свободно). Для каркаса были изготовлены специальные криволинейные балки, создающие ощущение упруго пружинящих опор массивных стен. Волнистые формы фасада были дополнены причудливыми балконными оградами; на крыше архитектор поместил целый «сад скульптур»: дымовые трубы и вентиляционные шахты были замаскированы каменными изваяниями, напоминающими сказочных великанов. Жители Барселоны назвали дом «Ла Педрера» («Каменоломня»).

 Гибель архитектора

Антонио Гауди погиб в Барселоне 7 июня 1926, сбитый трамваем неподалеку от собора Sagrada Familia. В бессознательном состоянии, в ветхой одежде, его доставили в больницу Святого Креста — специальный приют для бедных, из которого ему уже не суждено было выйти, чтобы продолжать украшать мир гением своего мастерства. Останки его покоятся в склепе собора Саграда Фамилиа.

Антонио Гауди, по словам многих искусствоведов, стал «Леонардо да Винчи 20 века», воплотив в себе качества не только гениального архитектора, художника, но и блистательного изобретателя.

Каса Висенс

Эль Каприччо

Парк Гуэль

Саграда Фамилиа  (храм “Святого Семейства”)

Фотогалерея работ Антонио Гауди

Каса Батло

Каса Мила

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Антонио Гауди (Antoni Gaudí; родился 25 июня 1852 — умер 10 июня 1926 гг.) оставил глубочайший отпечаток в мировой архитектуре. Побывать в Барселоне и не увидеть здания, построенные этим гениальным архитектором — практически преступление. Дома, спроектированные Гауди — гимн модерну и визитная карточка каталонской столицы. Сколь бы большим поклонником футбола, корриды и темпераментных испанских вин вы не были, знакомство с Барселоной стоит начинать все же с архитектуры.

Антонио Гауди — один из немногих зодчих, внесших бесценный вклад в архитектурное наследие человечества. Трудно даже вспомнить мастеров, чья лепта была бы сопоставима с произведениями великого испанца. Ведь назвать просто постройками здания, спроектированные мастером вопреки всем канонам классической архитектуры, язык не поворачивается.

Биография Антонио Гауди

Стиль модерн Антонио Гауди сложился под влиянием Рёскина (John Ruskin), провозгласившего идею, что основа архитектуры — декоративность. Еще один вдохновитель великого гения — идеолог неоготики Виолле-де-Дюк (Eugène Emmanuel Viollet-le-Duc). Когда Антонио лишь начал свой творческий путь, в моде была неоготика. Именно от нее Гауди двигался к своим архитектурным фантасмагориям, именно неоготика послужила для них базой.

Творения Гауди составляют единое целое с пейзажем — настолько, что кажутся произведениями природы, а не человеческих рук. Здания и парки напоминают потоки водопадов и перекаты горных рек, экзотические лианы и дюны пустынь. Любимый прием архитектора — параболические арки, которые ассоциируются со Святой Троицей.

Великий испанский архитектор родился в 1852 году, 25 июня. Местом рождения стал каталонский город Реус. Он был слабым, болезненным ребенком. В раннем детстве перенес тяжелую болезнь, итогом которой стала практически инвалидность. Не будучи способным играть с ровесниками, он старательно открывал для себя мир природы, чьими формами и вдохновлялся всю жизнь. При этом будущей знаменитости из-за больных суставов было трудно даже удерживать карандаш в руках!

Профессия отца (тот был медником) тоже наложила свой отпечаток на формирование вкусов гения. Часами мальчик мог наблюдать за работой медных котлов и перегонных кубов в отцовской мастерской.

Интерес к рисованию и архитектуре проявился рано — уже будучи школяром в Колледже де лос Падрес Эсколапиос будущий великий зодчий разрисовал театральный занавес школьной студии, а в 1867-м несколько работ гения опубликовали в школьном журнале.

Гений или сумасшедший Гауди

После окончания учебы Антонио Гауди отправился в каталонскую Барселону продолжать образование. Следующим этапом его становления как зодчего была Провинциальная школа архитектуры. Отцовских денег не хватало на обучение, поэтому мастер подрабатывал чертежником. Попутно он продолжал изучать архитектуру и даже создавать свои первые творения — фонари, ограды, мебель. Далее последовали проекты фонтанов, центральной барселонской больницы, морской причал, актовый зал и кладбищенские ворота.

С воротами связана интересная история, которая исчерпывающе характеризует зодчего. Рассказывают, что, когда архитектор получил заказ, он первым делом принялся во всех деталях рисовать похоронную процессию. Преподаватель юного дарования был возмущен, но Гауди обозвал его дураком, который ни черта не понимает в красоте, и, громко хлопнув напоследок дверью, покинул студенческую аудиторию. Именно этот эпизод и стал причиной появления ярлыка «гений или сумасшедший», который сопровождает имя архитектора по сей день.

В 1876 году Антонио лишился матери и брата, что стало для него тяжёлым ударом. Но двумя годами позднее горечь потери разбавил первый профессиональный успех, получивший общественное признание. Город поручил мастеру спроектировать уличный фонарь для одной из барселонских площадей. А уже в 1878-м Гауди стал дипломированным архитектором и получил место у Эудальдо Пунти (Eudaldo Punta)

Друг и лучший меценат Гауди

Увы, окончание учебы не принесло сколько-нибудь серьезных финансовых выгод. Антонио Гауди хватался за любую работу, чтобы содержать себя. Один из его первых заказов — оформление магазина перчаток (его витрины) — стал причиной встречи, изменившей жизнь зодчего. Оформитель собирал из перчаток целые композиции со сценками городской жизни. А за его работой внимательно наблюдал граф Эусеби Гуэль-и-Басигалупи (Eusebi Güell i Bacigalupi), каталонский промышленник, а кроме того, человек, не чуждый искусства (граф был талантливым живописцем), впоследствии ставший для Гауди главным меценатом. Именно Гуэль поручал архитектору делать эскизы зданий, которые и были в дальнейшем признаны шедеврами мирового зодчества.

Ранний модерн Гауди

Гауди тем временем не оставлял своих изысканий. Он внимательно изучал архитектуру города, знакомился с выдающимися зодчими. Одно такое знакомство со знаменитым Жуаном Марторелем (Joan Martorell i Montells) зажгло его звезду на небосклоне величайших художников человечества. По протекции Мартореля в начале ноября 1883-го Антонио утвердили в должности главного архитектора барселонской жемчужины Саграда Фамилия (Temple Expiatori de la Sagrada Família). Тогда же начались работы над Каса Висенс (Casa Vicens), а параллельно гений занимался строительством причудливого и великолепного Эль-Каприччо (Capricho de Gaudí), заказанного Диасом де Кихано, славящимся своей эксцентричностью.

Эти первые проекты Гауди отличаются роскошным декором. Теперь их принято относить к наиболее раннему модерну. Далее последовали строительство конного двора и въездных ворот. Убедившись в гениальности Антонио, Гуэль сделал тому предложение, от которого архитектор не смог отказаться. Проект барселонского жилого дома-дворца Гуэль (Palau Güell) принес ему настоящую славу и признание.

Всю жизнь архитектор был преданным церкви католиком. На его счету множество проектов церквей и соборов, в числе коих и Саграда Фамилия, и церковь Колонии Гуэль (Colónia Güell), крипта для монастыря Монсератт (Monestir Santa Maria de Montserrat), и другие. Параллельно мастер работал и над светскими зданиями. Последним из них стало Каса Мила (Casa Milà). Увы, в 1926 году зодчий погиб, сбитый трамваем.

Взгляд за кулисы

Всегда интересно заглянуть за кулисы. Как складывалась личная жизнь зодчего? Увы, никак. Поговаривают, что из-за неудач на любовном фронте к концу своих лет Гауди даже стал женоненавистником. Помните эпизод с кладбищенскими воротами, когда Антонио нагрубил преподавателю? Он очень характерен для мастера. Современники считали гения человеком черствым и высокомерным, неприятным и замкнутым, противоречивым до абсурда. При этом среди самых близких людей Антонио слыл верным другом и приятным собеседником. Вот такой контраст.

Гениальность Гауди как она есть

Отличительной чертой Антонио Гауди была способность не пользоваться чертежами. Он использовал модели, созданные прямо в процессе работы, или же довольствовался эскизами. Ни одно из недостроенных мастером зданий не сумел завершить никто! А макет Саграда Фамилия, который был сконструирован из мешочков с песком, подвешенных за веревочки, смогли «прочесть» и создать на его основе понятную человеку модель храма только нынешние компьютеры!

Более того, архитектор изобрел уникальную систему безопорных перекрытий, дающую возможность не «делить» обширные помещения на фрагменты. Только через столетие компьютерная программа агентства NASA, которая рассчитывает траектории полетов космических кораблей, смогла воспроизвести эту систему.

На нашем сайте можно найти произведения, чьи авторы не менее известны, чем знаменитый испанец. Не упустите шанс пополнить свою коллекцию мировыми шедеврами.

Антонио Гауди. Величие Гения и трагедия человека. Часть первая. Родом из детства.

Я думаю, что об архитекторе Антонио Гауди из Барселоны слышали абсолютно все. Конечно, больше всего мы знаем о шедеврах архитектуры, а не о человеке, Антонио Гауди, который был из плоти и крови, который жил, любил, страдал, мечтал, и еще знал, что-то такое, что давало ему право говорить: «Мой заказчик никуда не торопится!» и строить не делая точных проектов на бумаге. Он терпеть не мог черчение, мало кто знает, что Гауди провалил этот экзамен на подготовительных курсах при поступлении в Высшую Архитектурную Школу.

Цель моей публикации, рассказать о Гауди, как человеке, и о том что повлияло на его жизнь.

Думается, что это прежде всего это местность, где он родился – Каталония. Я уверена, что многие из вас бывали в Испании, в этом удивительном городе – Барселоне – столице Каталонии. Кто был, тот не даст мне соврать, что каталонцы довольно необычные люди. Их национальная гордость иногда граничит с абсурдом. Каталония держится особняком от остальной Испании.

Здесь не любят корриду. На сколько я знаю, здесь коррида, вообще, запрещена. И больше всего раздражаются, когда Каталонию называют Испанией.

Здесь говорят на своем, каталанском, языке. Здесь не танцуют фламенко, предпочитая сардану — групповой танец, похожий на греческий сиртаки.

image

Стремление к независимости и превосходству у каталонцев в крови. А корни подобного к себе отношения уходят в глубь веков — во времена Великой Римской империи.

То есть, к моменту появления на белый свет Антонио Гауди, в 1852 году, в пригороде Барселоны, в городе Реусе, все это имело место быть и Антонио впитал чувство Национальной Гордости вместе с молоком матери.

Он был настолько упрямым националистом, что вполне мог поплатиться за это. Был такой случай. Когда Гауди уже был именитым архитектором и работал над своим самым крупным проектом Саграда Фамилиа, Барселону посетил Король Испании. Гауди отказался разговаривать с королем на испанском. Король прекрасно понимал каталанский, и они так и разговаривали, король по испански, а Гауди с ним по каталански. Беседа затянулась на несколько часов. Мне кажется, Король Испании был очень мудрым и спокойным человеком. Представляете, что сделал бы Петр I, если бы при знании языка с ним пожелали бы разговаривать, скажем, на армянском.

Город Реус в наши дни. Центр старого города.

Итак, Антонио Гауди появился на свет! У его матери, Антонии были тяжелые, травматические, затяжные роды… Ребенок родился настолько слабым, что его крестили на следующий день, так боялись, что не выживет. Он был не первым ребенком в семье, у него был брат на год старше, и сестра младше его, но до этого все дети в этой семье умирали, едва родившись. Родители его очень любили, отец часто брал с собой на работу, в кузницу, где мальчик мог наблюдать, как раскаленная медь или железо становятся пластичными и превращаются в удивительные предметы, например дверные ручки или решетку ограды.

image

В детстве у Гауди было слабое здоровье, ревматические боли в ногах не давали свободно двигаться. И как это бывает у таких детей, Гауди брал умом там, где другие побеждали проворством. Антонио любил рисовать с малых лет. Однажды, в школе детям задали нарисовать город Вифлием в момент Рождения Христа. Дети стали смеяться над странными домиками Антонио, но учителю рисунок понравился своей лаконичностью и точностью.

Мать Гауди, Антония, прививала мальчику любовь к религии. Она внушила ему, что раз уж господь оставил ему жизнь, то он, Антонио, обязательно должен выяснить для чего. Единственное развлечение в маленьком провинциальном городе Реусе, где жила семья Гауди, был воскресный поход в церковь. Христианская доктрина, христианская мораль и история религии составляли существенную часть среднего образования в то время. Большую часть учебного времени дети распевали псалмы. Думается,что это тоже наложило свой сильный отпечаток на восприятие мира будущим архитектором.

Все это он изучал наряду с греческим языком, латынью, геометрией, исто­рией, риторикой и поэзией. Меня почему-то не удивляет, что любимым предметом у Гауди была геометрия.

Однажды он подслушал разговор родителей и доктора, который сказал, с таким букетом болезней Антонио проживет пять-семь лет. Сам Гауди вспоминал, что в этот момент он почувствовал непреодолимое желание жить. Он всегда был склонен к фатализму с самого рождения он воспринимал происходящие с ним события, как судьбу или рок. Тогда, подслушав разговор родителей, он решил жить. Жить, во что бы это ни стало! И позднее, он был твердо уверен, что его жизнь – это знак Божий.

Не обращая внимание на боли и приступы он много ходил по окрестностям вместе с друзьями. Когда же он не мог передвигаться, он фантазировал и наблюдал за природой. Врачи предлагали ему костыли, но он был упрям и отказывался от них. Больше всего Гауди любил наблюдать за облаками, лежа на траве. Может быть там он и подсмотрел идеи для своих будущих архитектурных шедевров?

image

Малень­кий Гауди смотрел на горы, и ему говорили, что когда-нибудь он сможет отправиться туда и увидит своими глазами святыню, парящую в вышине громаду горы Монсеррат.

Нужно отдать должное родителям Антонио Гауди, они совершили настоящий подвиг, сумели дать детям высшее образование! Старший брат Гауди получил высшее медицинское. В то время иметь начальное образование было более,чем достаточно, особенно для потомственного кузнеца, сына простого ремесленника. Закончить школу – означало быть уважаемым образованным гражданином, ну, а высшее, слов нет, открывало дорогу в жизнь! Для Франсиска, отца Антонио, образование детей обошлось очень дорого, ему пришлось продать кузницу и земли в Реусе. Но отец был твердо уверен в том, что его дети должны добиться большего, чем быть просто ремесленниками.

Гауди всегда гордился своей родословной: «Своим хорошим пространственным вообра­жением я обязан тому, что я сын, внук и правнук котельщика. Мой отец был кузнецом, и мой дед был кузнецом. Со стороны матери в семье тоже были кузнецы; один ее дед бондарь (мастер выделывающий бочки, иногда мастер по изготовлению корабельных мачт), а другой – моряк — а это тоже люди пространства и распо­ложения. Все эти поколения дали мне необходи­мую подготовку».

На фото: Антонио Гауди курит на заднем плане, отец в центре, племянница и старший брат Франсиск.

image

Приехав в Барселону Гауди окунулся в водоворот событий. В это время в Европе набирала обороты промышленная революция. Барселона стала значительным индустриальным центром, где процветало производство вина, железа, пробкового дерева и хлопка. Также росла и культурная значимость города. Появлялись богатые буржуа, которым требовались красивые дома. Стремление разбогатевших горожан выделиться, пустить пыль в глаза, открывало широкие возможности для архитектора. Множество прекраснейших зданий, подстегивало фантазию Антонио.

Собор Святого Креста и Святой Евлалии (дворец епископа)

image

Старая Барселона, очень узкие улицы, прохладно и интересно. Ему хотелось просто заблудиться в бесконечных лабиринтах улиц. Гауди покорила готика, по-каталонски, массивная, нарочито тяжеловесная, с квадратными формами и явным устремлением вперед.

image

Высшая Архитектурная Школа в Барселоне славилась своими талантливыми выпускниками, и поступить туда было не так то просто. У Гауди ушло пять(!) лет на подготовку к поступлению. Он брался за любую работу, за все возможные заказы, чтобы как – то свести концы с концами. Он был полон амбиций и жажды жизни, не смотря на свое скромное материальное положение, одевался, очень изысканно. Антонио был настоящим красавцем! Его темно-каштановые волосы с медным отливом и ярко-голубые глаза могли сразить наповал. Он покупал себе исключительного качества лайковые перчатки на улице Рамбла (самый центр Барселоны) и там же, в самом дорогом шляпном ателье, для него держали индивидуальную болванку, как для постоянного клиента.

На фото Антонио Гауди, 26 лет.

image

Первые официальные заказы…

Первая любовь…

Трагические потери…

“Добрая Фея”, которая сама нашла нашего “Золушку” Гауди… Обо всем этом вы узнаете в следующей части рассказа о великом таланте и таком ранимом человеке – Антонио Гауди.

————————————————————————-

Я надеюсь, что вам была интересна эта публикация и у вас найдется несколько минут, чтобы написать мне маленький комментарий и оценить публикацию, нажав на сердечко в правом верхнем углу.

продолжение

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий