Биография Александра Введенского

Биография

Александр Введенский прожил недолгую жизнь, но оставил после себя богатое литературное наследие. Он стал знаменитым как детский писатель, а уже после смерти обрел славу поэта, который талантливо творил и для взрослых.

Детство и юность

Александр Введенский появился на свет 6 декабря (23 ноября) 1904 года. Он был старшим ребенком в семье, рос вместе с братом Владимиром, а также сестрами Евлалией и Евгенией. Отец являлся статским советником, а после прихода советской власти — экономистом, мать работала гинекологом, вела частную практику и пользовалась уважением у населения.

В 10 лет Саша вместе с младшим братом поступил на учебу в кадетский корпус, но затем родители перевели их в гимназию имени Лидии Лентовской, позже преобразованную в трудовую школу. Там Введенский встретил своих будущих друзей Якова Друскина и Леонида Липавского, которые приложили руку к сохранению памяти о поэте.

Уже тогда Александр увлекался поэзией, писал первые стихи, но после окончания гимназии был вынужден пойти работать. Сначала стал конторщиком, затем трудился при электростанции «Уткина Заводь». Высшее образование поэт так и не получил: будучи студентом Петроградского университета, быстро оставил учебу.

Новым местом работы писателя стал Фонологический отдел ГИНХУКа. Он числился в списке сотрудников год, после чего окончательно решил связать жизнь с творчеством. Александр присоединился Ленинградскому союзу поэтов и определил свой жанр как футуризм.

Личная жизнь

Личная жизнь поэта была бурной, современники описывали его как ловеласа. Первой большой любовью автора стала Тамара Мейер, с которой он познакомился в гимназии. После расставания встретил Анну Ивантер, на которой женился в 1930 году. Брак просуществовал 6 лет.

Только на закате жизни Введенскому удалось обрести семейное счастье. Будучи в Харькове, он познакомился с Галиной Викторовой, которая стала его второй женой. Избранница родила Александру Ивановичу единственного сына, названного Петром. Кроме того, он воспитывал пасынка Бориса.

Книги

Переломным моментом в биографии писателя стало знакомство с Даниилом Хармсом, с которым его объединили взгляды на литературное творчество. Вместе с Друскиным и Липавским они стояли у истоков сообщества «Чинари», которое позже преобразовалось в Объединение реального искусства (ОБЭРИУ). Название придумал Александр.

Господствующими мотивами поэзии обэриутов были абсурдизм и бессмыслица. Лидером сообщества стал Хармс, в то время как Введенский предпочитал оставаться в стороне от организационных вопросов, но часто выступал на творческих вечерах.

В те годы его произведения для взрослых не пользовались популярностью. Он был гораздо более востребованным как детский писатель и поэт. Создавать стихи для малышей Введенский начал с подачи Самуила Маршака, который пригласил обэриутов писать для журналов «ЕЖ» и «ЧИЖ».

Среди знаменитых детских творений автора — «Кто?», «Когда я вырасту большой» и «Сны». Часть его произведений уже после смерти была опубликована в книге «Необычные стихи», куда также вошли рифмы Саши Черного, Ивана Макарова и Юрия Владимирова.

image
Александр Введенский и Даниил Хармс / «Писатели и философы»

ОБЭРИУ просуществовала всего 3 года, творчество участников сообщества критиковалось за аполитичность, а они сами в итоге были арестованы по обвинению в контрреволюционной деятельности. Введенского отправили в ссылку в Курск, после чего он некоторое время пребывал в Борисоглебске и Вологде, а затем получил разрешение вернуться в Ленинград. Считается, что в те годы мужчина написал «Серую тетрадь».

После ссылки Александр Иванович вступил в Союз писателей и продолжил творить. В 1936 году он перебрался в Харьков к жене, где была написана знаменитая «Элегия». Она стала одним из самых заметных «взрослых» произведений Введенского, большинство из которых были изданы уже после смерти. Самым крупным является сборник «Всё», пополнивший библиографию в 2010 году и содержащий 700 страниц.

Смерть

В 1941 году поэт подвергся второму аресту по обвинению в контрреволюционной деятельности, что на этот раз закончилось для него трагично. 19 декабря Введенский умер, официальной причиной смерти был назван плеврит. Точное расположение могилы автора неизвестно, но памятью о нем служат созданные произведения и черно-белые фото.

Библиография

  • 1928 — «Много зверей»
  • 1928 — «Летняя книжка»
  • 1930 — «Кто?»
  • 1930 — «Коля Кочин»
  • 1931 — «Конная Буденного»
  • 1931 — «Зима кругом»
  • 1931 — «Кругом возможно Бог»
  • 1934 — «Мне жалко что я не зверь»
  • 1934 — «Гость на коне»
  • 1937 — «Щенок и котенок»
  • 1937 — «О девочке Маше, о собаке Петушке и кошке Ниточке»
  • 1940 — ««Элегия»
  • 1941 — ««А ты?»

Интересные факты

  • Поэту посвящен документальный фильм «Кругом, возможно, Бог».
  • По воспоминаниям современников, Александр Иванович был азартным человеком, участвовал в спорах и спускал много денег на игру в карты.
  • Леонид Федоров неоднократно обращался к творчеству автора при создании песен и записал на его стихи целый альбом, который называется «Весна».
  • Поэта неоднократно сравнивали с Велимиром Хлебниковым, с которым его объединяют упрощенная рифмовка и сбивающийся ритм. Но сам Введенский отрицал сходство.
  • Украинская группа Dakh Daughters выпустила песню «Зверь-сорока», в основу которой легло стихотворение Введенского «Мне жалко, что я не зверь…»

Введенский Александр Иванович – русский драматург и поэт Серебряного века. Являлся одним из основателей и членов литературного объединения ОБЭРИУ. При жизни был наиболее известен своими произведениями для детей, хотя писал их исключительно для заработка. А вот серьезные вещи писателя оказались в печати через много лет после его смерти. О нелегкой, но интересной судьбе поэта поговорим в этой статье.

Александр Введенский: биография. Семья

Родился будущий поэт в Петербурге 23 ноября 1904 года. Его отец, Иван Викторович, происходил из семьи священника, но смог получить юридическое образование в Киевском университете. Это позволило ему поступить в юнкерское пехотное училище, а затем на гражданскую службу, где он получил звание статского советника. С приходом советской власти занял должность экономиста. Мать писателя, Евгения Ивановна, была дочерью генерал-лейтенанта, смогла получить хорошее медицинское образование еще в царское время, а при Советах стала известным врачом.

Всего в семье было четверо детей. Удивительно, но Введенские смогли избежать репрессий из-за своего «социально чуждого происхождения». Возможно, благодаря востребованности освоенных профессий.

Гимназические годы

В 1914 году Введенский Александр был зачислен в петербургский кадетский корпус вместе со своим младшим братом. Однако в 1917 году мать решила перевести сыновей в гимназию, которая позднее стала 10-й Трудовой школой им. Л. Лентовского. Учебное заведение будущий поэт окончил в 1921 году.

Эта гимназия отличалась от других подобных учреждений талантливыми и опытными учителями, рассказы о которых ходили по всему городу. Здесь Введенский завел первых друзей – Я. С. Друскина и Л. С. Липавского. А также познакомился со своей будущей женой Т. А. Мейер, с которой писатель зарегистрировал отношения сразу после окончания гимназии, но в 1930 году развелся. В эти же годы молодой Александр начинает пробовать сочинять стихи.

Окончив трудовую школу, в которую уже успели переименовать гимназию, Введенский пошел работать конторщиком, а затем его сделали счетоводом на стройке электростанции «Уткина Заводь». В 1922 году ему удалось поступить в Педагогический университет на факультет общественных наук по специальности «Право».

Одновременно с учебой продолжал работать. Так, с 1923 по 1924 год служил в Фонологическом отделе. В эти же годы стал членом Ленинградского союза поэтов, когда его спросили о направлении, то отнес свое творчество к футуристическому.

ОБЭРИУ

1925 год стал для писателя знаменательным: Введенский Александр Иванович свел знакомство с Даниилом Хармсом. Это событие стало судьбоносным для обоих поэтов. С этого момента началась их совместная писательская деятельность. В том же 1925 они опубликовали свои стихи в сборнике имажинистов «Необычайные свидания друзей».

Вскоре Хармс и Введенский вступили в ряды авангардной театрально-литературной группы. Именно она в 1927 году получила название ОБЭРИУ, что расшифровывается как «Объединение реального искусства». Приверженцы этого объединения проповедовали примитивизм и абсурдизм в искусстве, полагая, что самыми интересными являются лишь одни бессмысленные явления.

Введенский и Хармс были самыми известными из обэриутов, однако руководящую и организаторскую роль взял на себя последний. Александр Иванович этому и не противился.

Особенности творчества

Введенский Александр был очень далек от футуристских представлений о прекрасном будущем, что сближало его с Велимиром Хлебниковым. В их произведениях было много общих моментов: упрощенные метрика и рифмовка; частые тематические и формальные отсылки к классическим текстам; специальное искажение ритма и прозаизирование стихотворных строк. Однако было и существенное отличие в тематике: Введенский никогда не пускался в романтизацию прошлого или будущего. Единственное, во что верил и о чем писал поэт – бог, смерть и время.

Александр Введенский (стихи это доказывают) верил в то, что время может проявиться лишь в смерти, Хлебников же был уверен в непреложности временных законов. В одном из стихотворений Александра Ивановича встречается восклицание: «Ах! Пушкин…» Это наиболее четко передает его представление о мире, как о разрушившейся цивилизации не только в историческом плане, но и в метафизическом.

Просуществовали обэриуты недолго. Рабочие и крестьяне не понимали их стихов и видели в них только аполитичность и ненадежность. В советских газетах и журналах поэты кружка подвергались серьезным нападкам критиков. Все это привело к уничтожению литературного сообщества.

Арест и ссылка

В 1931 году был арестован Александр Введенский. Стихи его считались неблагонадежными, однако этого было недостаточно для заключения, поэтому причиной послужило обвинение в том, что он произнес тост за Николая II. Существует также версия, что поводом стало исполнение царского гимна на одной из встреч. Кроме него, были взяты под стражу и другие обэриуты.

После года в тюрьме он был отправлен в ссылку в Курск, где жил в одной квартире с Хармсом, затем переехал сначала в Вологду, затем в Борисоглебск. Несмотря на опальное положение, все это время продолжал писать Введенский Александр, и в 1934 году был принят в члены Союза писателей.

Этот факт помог ему в 1936-м вернуться в Ленинград. Но вскоре писатель покинул большой город и поселился в Харькове у своей второй жены, а через год у них родился сын Петр. Здесь поэт жил в полной изоляции от литературного мира.

В 1941 году Введенский снова был арестован. На этот раз его обвинили в контрреволюционной агитации. Достоверных сведений о смерти поэта не сохранилось. Существует лишь предположение о том, что он умер 19 декабря 1941 года по дороге в Казань. Место захоронения неизвестно.

Произведения для малышей

Введенский Александр для детей писал, как и Хармс, по инициативе С. Маршака. Заработать на своей серьезной поэзии обэриуты в то время не могли, поэтому с радостью приняли предложение. И с 1928 года Введенский принимается за сочинение детских стихов, сказок и рассказов. Его произведения активно публикуются в журналах.

За свою творческую карьеру Введенский Александр написала около тридцати книг для детей. Наиболее известным является его стихотворение «Кто?», которое было его первым произведением для малышей.

Похожие статьи

Введенский Александр на протяжении долгого времени был известен широкому кругу читателей исключительно как детский писатель и поэт. Только избранный круг знал о том, что у него имеются более серьезные и глубокие работы, предназначенные для совершенно иной аудитории, чем маленькие дети.

imageМало кто знает и о том, что получивший широкую популярность поэт и драматург Введенский Александр после окончания гимназии не смог сдать простой экзамен по русской литературе. Этот факт, случившийся в юности выдающегося поэта, еще раз подтвердил, что далеко не все дети, которые не справляются с формальными школьными заданиями, являются глупыми и безнадежными. Ведь именно в школьные годы у будущего поэта проявился писательский талант и сформировалась выраженная тяга к литературе.

Семья поэта

Введенский Александр, год рождения которого припадает на 1904, появился на свет в Санкт-Петербурге. Можно сказать, что его родители принадлежали к интеллектуальной элите Ленинграда того времени. Его мать, Поволоцкая Евгения Ивановна, была успешным и весьма известным в городе акушером-гинекологом. Отец Введенского, Иван Викторович, имел высшее юридическое образование и занимал в городе неплохое положение. Он долгие годы преданно служил на гражданской службе и за свои достижения был удостоен чина статского советника. После прихода власти Советов он стал работать экономистом, и его семья чудом избежала советских репрессий, которые ей грозили в связи с явным интеллигентным происхождением и отсутствием прямых связей с рабочим классом.

Александр Введенский: биография

Сначала родители приняли решение отдать сына на воспитание в Ленинградский кадетский корпус, где будущий писатель и поэт проучился недолгое время вместе со своим братом. Но позднее, по настоянию матери, оба ее сына перешли на обучение в гимназию им. Лентовской. Александр Иванович Введенский, фото которого можно увидеть в нашей статье, окончил эту гимназию в 1921 году. Затем он решил продолжить обучение в Петроградском университете, выбрав юридический факультет.

Проучился он там недолго и, осознав, что юриспруденция его на самом деле не очень интересует, Александр Введенский, стихи для детей которого станут известны со временем многим, решил перевестись на Восточный факультет, а точнее, на его Китайское отделение. Но и эту учебу он не продолжил долго и вскоре навсегда оставил университет. Недолгое время Александр Введенский был письмоводителем. Затем два года он проработал на «Красном Октябре» − местной электростанции.

Первое становление писательских взглядов, футуристика

Введенский Александр Иванович – поэт, стихи которого стали достаточно популярными, начал писать свои первые произведения еще будучи гимназистом. И именно в этот ученический период у юноши возникла симпатия к футуристам, а также его привлекали работы символистов. Особенно Введенский Александр в юности увлекся легендарным Блоком. Стоит затметить, что огромное влияние на становление его как личности оказали стихи Крученых. Известна история о том, как, будучи гимназистом, он состоял в литературном объединении. Вместе с ним туда входили Алексеев и Липавский.

Однажды трое гимназистов решили получить оценку своих ранних произведений от самого Блока. Они собрали свои стихи и отправили их Александру Александровичу, но, судя по сохраненным записям из архивов великого поэта, стихи юных гимназистов ему не очень понравились, отдельно он выделил только Алексеева. При этом, скорее всего, инициатором идеи получить рецензию от Блока стал именно Введенский Александр, ведь его адрес был указан в качестве обратного на конверте. Несмотря на такое разочарование, любовь и тяга к литературе у него не пропали.

Знакомство с Хармсом

Роковым и во многом определяющим его дальнейшую судьбу для поэта стало знакомство с Хармсом. Введенский Александр активно общался в поэтических кругах и старался максимально расширить свои литературные связи. Он был в достаточно дружеских отношениях с Кузьминым и Клюевым, часто с ними виделся. И во время одной из таких встреч познакомился с Даниилом Хармсом, который впоследствии стал его практически самым лучшим другом.

Однажды Введенского пригласили послушать работы молодых поэтов, и среди выступающих Александр выделил одного, по его мнению, самого талантливого − им и оказался Хармс.

С этого поэтического вечера они ушли вместе, и, пообщавшись немного, нашли много схожего в своих взглядах.

Совместная деятельность двух товарищей

Введенский и Хармс стали действительно искренними и преданными товарищами. Они разделяли взгляды левых сил и вели активную литературную деятельность. Периодически друзья читали свои стихи, выступая на литературных вечерах, проводимых собранием «Необычайные свидания друзей». Также они вступили в ряды союза поэтов Ленинграда. Желая объединить писателей со схожими взглядами, товарищи решили создать собственную организацию.

История создания ОБЭРИУ

В 1927 году Введенский вместе с Хармсом выступили в качестве идеологов и создателей своеобразного объединения «реального искусства», которое вошло в историю и учебники литературы под легендарным названием ОБЭРИУ. Эта организация входила в состав Дома печати на правах одной из его секций. Основной интерес в литературе они проявляли к бессмысленным явлениям. А также активно проповедовали направление абсурдизма. Введенский по большей части являлся активным деятелем ОБЭРИУ, а Даниил Хармс выступал в качестве организатора. Кроме них, там состояли несколько молодых поэтов, среди которых были Н. Олейников и Н. Заболоцкий.

Основные занятия литературного объединения

ОБЭРИУ занималось достаточно эпатажной на то время деятельностью. Они организовывали театрализованные концерты и представления, во время которых читались стихи поэтов, входящих в ОБЭРИУ, и очень часто такие выступления сопровождались весьма эксцентричными выходками. Концерты могли проходить под разными слоганами и иллюстрироваться надписями, к примеру, «Мы – не пироги». Для Петербурга 30-х годов, погрязшего в трудном послереволюционном периоде, такие надписи были слишком трудны для восприятия, и очень скоро на деятельность ОБЭРИУ обрушился шквал критики. Их называли скандальными, совершенно непонятными и чуждыми комсомольской аудитории.

«Подработка» в качестве детского писателя

Активная деятельность в качестве основного идеолога и активиста ОБЭРИУ, скорее всего, приносила Введенскому моральное удовлетворение, но не могла обеспечить его финансово. Поэтому, когда от Сергея Маршака поэту поступило предложение писать стихи для детских журналов, он не стал отказываться.

Начиная с 1928 года он активно пишет детские стихи, рассказы и практически все время публикуется в таких журналах, как «Чиж» и «Еж». Подобная работа помогала ему сводить концы с концами, и именно благодаря ей Введенский Александр Иванович – поэт с выраженными футуристическими взглядами, приверженец символизма и абсурда – стал известен и вошел в официальную историю как детский писатель.

Подозрение и арест

Деятельность ОБЭРИУ долгое время находилась под тщательным контролем местных властей, которые не могли себе позволить проявления в Петербурге подобного вольнодумства. В 30-х годах почти все «обэриуты» попали под репрессии. Их обвинили в том, что своей деятельностью они отвлекают комсомольцев от основной задачи – строительства социализма. Введенский не стал исключением и также был арестован, в 1931 году.

Согласно официальной версии, на Александра Ивановича поступил донос, что во время одного из застолий он произнес тост в честь Николая II. Введенскому была инкриминирована пятьдесят восьмая статья, обвиняющая в контрреволюционной деятельности. Но при этом делом поэта занимался особый отдел ГПУ по «литературным вопросам». После расследования Введенский был отправлен в ссылку.

Ссылка

Изначально отбывать свое наказание он был направлен в город Курск. В ссылку Александр отправился со своей первой супругой, Т. Мейер, с которой он познакомился еще будучи гимназистом, поскольку они учились в одном заведении. Пребывая в ссылке, он долгое время проживал вместе с Хармсом, а затем был отправлен в Вологду. Освобожден от ссылки был в 1932 году, но существовало постановление, которое запрещало Введенскому проживать на территории 16 пунктов СССР. По этой причине еще три года он провел в Борисоглебске.

Возвращение на свободу

Полностью освободившись, Александр Введенский в 1934 году возвращается в Ленинград. Там его сразу же принимают в Союз писателей. В этот и последующий год он пишет свои самые лучшие стихи, среди которых «Четыре описания» и «Приглашение меня подумать».

Чтобы вновь не попасть под прицел властей, Александр Иванович пишет много просоветской литературы, а также детские произведения и пьесы, в том числе получившую популярность «Елку у Ивановых». За несколько лет до начала войны Введенский создает пьесу для легендарного кукольного театра Образцова. При этом со своими стихами он выступает на публике очень редко.

Александр Иванович женился во второй раз, и его избранницей стала Галина Викторова. Они стали супругами в 1936 году, и вскоре поэт переехал к своей новой жене в Харьков, где она проживала. Через год после женитьбы, в 1936, у них родился общий сын – Петр.

Смерть поэта

К сожалению, точная дата смерти этого талантливейшего человека до сих пор неизвестна. Существует несколько версий его гибели, одна из них гласит, что в 1941 году, при подходе немцев к Харькову, Александр Введенский вместе с семьей, как и все жители города, готовился к эвакуации. Поезд, на котором семья поэта должна была покинуть Харьков, оказался переполненным, а следующий не пришел. По прошествии двух дней Введенского вновь обвинили в контрреволюции и предъявили ему 54 статью. Вместе с другими «ненадежными товарищами» и «врагами народа» его этапировали в Казань.

Согласно официальной версии, вагоны эшелона были совершенно не предназначены для транспортировки людей. В поезде было очень холодно, и Введенский, заболев плевритом легких, скончался в пути.

Его труп оставили в одном из Казанских моргов, который принадлежал психиатрической клинике МВД. По некоторым данным сама смерть наступила ночью 19 декабря, при этом в реабилитационном документе, который был выписан намного позднее, датой смерти указывалось 20 декабря.

Увы, точное место захоронения его неизвестно и на сегодняшний день. Поэт и драматург Введенский Александр умер в весьма молодом возрасте. Ему было 37 лет.

Как много мы еще не знаем о судьбах талантливых соотечественников! И как одни таланты спасали творческое наследие других…

Дружба навсегда

Если бы не Яков Семенович Друскин — философ, теолог, музыковед и математик — канули бы в лету, не доставшись потомкам, замечательные стихи Александра Введенского. Судьба самого

Я. С. Друскина

(1902 — 1980) удивительна. Окончив в 1923 году философское отделение факультета общественных наук Петроградского университета после частной гимназии Л. Лентовской, он работал учителем, а затем экстерном окончил в 1929 году… консерваторию по классу фортепиано и в 1938-м — математический факультет университета. Вот такой «букет» способностей.

Дружба гимназистов не угасла с окончанием школьной поры, а в 1925 году оба, и Введенский, и Друскин вступили в литературно-философское эзотерическое содружество «Чинари». Его участников, именовавших себя «чинарями» (от «чин» в значении духовного сана) волновали вопросы времени, пространства, движения, а также теологические проблемы.

О взглядах А. Введенского можно сказать его же словами: «…Я понял, чем отличаюсь от прошлых писателей, да и вообще людей. Те говорили: жизнь — мгновение в сравнении с вечностью. Я говорю: она вообще мгновение, даже в сравнении с мгновением». А у Друскина: «Время — между двумя мгновениями. Это пустота и отсутствие: затерявшийся конец первого мгновения и ожидание второго».

Творческий спутник по имени Хармс

Между прочим, в «Чинари» входил и Д. Хармс, именовавший себя «чинарем-взиральщиком». А еще раньше они с А. Введенским декларировали поэтическую платформу «двоих». Судьбы поэтов после состоявшегося знакомства вообще шли «по одной неровной линии», хотя и внешне, и по характеру эти два человека были противоположностью друг другу.

В отличие от собрата по перу, Александр Введенский предпочитал скромно одеваться, но при этом был азартен в игре (чего терпеть не мог Д. Хармс) и заключении всевозможных пари. Общим в их манерах поведения было разве что-то, что у обоих в карманах не задерживались деньги. Зато по части литературных вкусов и мнений они были всегда заодно.

Портрет в ОБЭРИУ

Важным событием в жизни Введенского и Хармса стало создание в 1927 году знаменитого литературного кружка ОБЭРИУ (Объединение реального искусства), действовавшего в Ленинграде до 1930 года и входившего на правах секции в Дом печати. Группа молодых поэтов, включавшая, кроме них, также Н. Заболоцкого, Н. Олейникова и др., пыталась приблизить поэтический язык к действительности, «освободившись от догм эпигонов реализма». В «Манифесте» обэриутов Введенский характеризовался следующим образом:

«…разбрасывает предметы на части, но от этого предмет не теряет своей конкретности… разбрасывает действие на куски, но действие не теряет своей творческой закономерности. Если расшифровать до конца, то получается в результате — видимость бессмыслицы. Почему — видимость? Потому что очевидной бессмыслицей будет заумное слово, а его в творчестве Введенского нет, нужно быть побольше любопытным и не полениться рассмотреть столкновение словесных смыслов. Поэзия не манная каша, которую глотают, не жуя и о которой тотчас забывают».

Кстати, исследование Я. Друскина, посвященное поэту, называлось «Звезда бессмысленности».

Когда начались публичные выступления группы, посыпался град критики с обвинениями, в частности, А. Введенского, в «белиберде», «откровенном до цинизма сумбуре»

и т. п.

Но по воспоминаниям участников этих встреч, при чтении стихов А. Введенским «увлекало не то, чтобы значительностью содержания, а скорее невероятным сплавом лирического и заумного. Прекрасные женщины летали по воздуху, свистели зеленые бобы, а певчие птицы преображались в чоботы…».

Роковое 37-летие …

Неусыпное око властей зорко следило за вольнодумством, и в 1930-х почти все обэриуты подверглись репрессиям (Я.С. Друскину, правда, удалось уцелеть). Александр Введенский был арестован в конце 1931-го: в канун нового года поэт был снят с поезда, следовавшего из Ленинграда в Москву, и обвинен по страшной пятьдесят восьмой статье (58−10), то есть за контрреволюционную деятельность.

Тем не менее, рассмотрением его дела занимались сотрудники ГПУ, специализировавшиеся на «литературных вопросах», которые в качестве вины А. Введенского выдвигали «отвлечение читателей своими заумными стихами от задач строительства социализма».

Ему повезло: летом 1932 года был отпущен на свободу, правда, с высылкой в Курск. Оттуда переехал в Вологду. Пытаясь остаться «на плаву», публиковал в Ленинграде стихи вполне просоветского толка: «Октябрята-ленинцы»

и т. п.

Наконец, удалось вернуться в город на Неве. Но там было неспокойно, и в 1936-м Введенский перебрался в Харьков, где и застали его сначала любовь и женитьба, затем война, а через несколько месяцев — смерть.

Евгений Евтушенко писал, что в сентябре 1941 года поэт вновь был арестован «за попытку дождаться прихода немцев» и то ли умер в тюремном поезде от дизентерии, то ли был застрелен конвоиром. Другие источники выражаются более обтекаемо: «умер при эвакуации»… В реабилитационных документах проставлена дата смерти — 20 декабря 1941 года, то есть через 2 недели после 37-летия.

Творческое наследие

Но мы бы не знали ни «Кто?» («Дядя Боря говорит…»), ни «Когда я вырасту большой», ни «О девочке Маше» и других произведений, если бы в блокадном Ленинграде Яков Друскин не сберег творческий архив поэта. И оказалось, что стихотворная «заумь» — это тонкая и, я бы сказала, звонкая игра, за которую никому не приходило в голову осуждать ни Льюиса Кэрролла с Бармаглотом, ни Туве Янсон с Муми-Троллями, но которой были лишены многие поколения советских детишек… пока не был реабилитирован человек, эту игру придумавший — поэт Александр Введенский.

Статья опубликована в выпуске 25.08.2011 Обновлено 21.07.2020 6 декабря 1904 г. Санкт-Петербург 19 декабря 1941 г. драма , литература 20 века , поэзия

Введенский Александр Иванович – поэт.

К 1931 почти все ОБЭРИУты были арестованы. Введенский был снят с поезда 10 декабря. Им инкриминировалось, что они отвлекают людей от задач строительства социализма своими “заумными стихами”. Введенского обвиняли во “вредительстве в области детской литературы”. 21 марта 1932 был освобожден, но лишен прав проживания в 16 пунктах СССР сроком на 3 года. Жил в Курске, затем переехал в Вологду, а завершил ссылку в Борисоглебске в 1933.

По возвращении в Ленинград вступает в Союз писателей. В 1933 – 34 написаны лучшие стихи Введенского – “Мне жалко, что я не зверь”, “Приглашение меня подумать”, “Четыре описания” и др. В 1936, будучи в Харькове, женится и уезжает с женой на Кавказ, потом возвращается в Харьков, где живет, иногда наезжая в обе столицы. Работает в детской литературе, зарабатывает сочинением клоунских реприз, куплетов, миниатюр. В 1939 пишет пьесу “Елка у Ивановых”. Незадолго до войны писал пьесу для кукольного театра С.Образцова. В эти годы мало выступал со своими стихами. Последние произведения – пьесы “Потец”, “Где. Когда”.

8. Зелёная миля 9. А зори здесь тихие… 10. Приключения Шерлока Холмса (авторский сборник) 11. Возвращение короля Весь рейтинг

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий