Байтурсынов Ахмет: биография, интересные факты из жизни известного человека, кто еще из известных людей родился, умер 5 сентября

Опубликовано: 11 мая 2022, 10:28

image
Ахмет Байтурсынов: YouTube/ҚР Білім және ғылым министрлігі

Выдающийся просветитель казахского народа Ахмет Байтурсынов прошел тяжелые испытания, отстаивая национальные интересы казахов и мечты о лучшей жизни, повышая их образованность. За это он отдал самое ценное — свою жизнь, но в сердцах людей зажег огонь веры в лучшее будущее.

Факты биографии Байтурсынова

Кто такой Ахмет Байтурсынов? В Казахстане Ахмет Байтурсынов почитается как Учитель нации — «Ұлт ұстазы». Он казахский просветитель, лингвист, литературовед, поэт, публицист, переводчик, общественный деятель.

Где родился Ахмет Байтурсынов? Родился Байтурсынов в Тургайском уезде Тосынской волости Российской империи 5 сентября 1872 года.

Грамоте мальчик обучился у мулл родного аула. В 1886 году его отдали в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Продолжил он образование в четырехклассной учительской школе просветителя Ибрая Алтынсарина в Оренбурге. Как ни трудно было выживать юноше в городе, но школу он все-таки закончил и в 1895 году начал работать учителем. Преподавал в Кустанайском уезде, в Актюбинске, в Каркаралинском уезде.

Во время работы в волостном училище Кустанайского уезда Ахмет жил в доме лесника Ивана Журавлева, где и встретил свою судьбу. Ею стала дочь лесника Александра. Брак между молодыми людьми был заключен по мусульманскому обряду в Кустанае.

Александра Ивановна Журавлева стала Бадрисафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Молодожены год жили в Кустанае, где Ахмет работал учителем в русско-казахской школе. Через год они переехали в Омск, а затем в Каркаралинск, где жили до 1909 года. Своих детей у них не было, но они воспитали трех приемных.

С 1905 года Байтурсынов занимается политической деятельностью. Он стал одним из авторов Каркаралинской петиции, в которой осуждалась произвол властей по отношению к казахскому народу. За критику Байтурсынов в 1907 году впервые попал в тюрьму. В 1909 году без суда он повторно был заточен в семипалатинскую тюрьму на восемь месяцев. После освобождения и до 1917 года жил в Оренбурге под присмотром полиции.

image
Ахмет Байтурсынов с единомышленниками: YouTube/ҚР Білім және ғылым министрлігі

В 1917 году стал одним из создателей партии «Алаш» и членом казахского правительства Алаш-Орда. В 1919 году вышла амнистия, и Байтурсынов переходит на сторону советской власти, даже вступает в ряды ВКП (б), но это его не спасает. В 1929 году просветителя арестовывает уже советское правительство и заключает в кызылордынскую тюрьму. Затем высылают в Архангельскую область, а жену с приемной дочерью отправляют в Томск.

В 1934 году благодаря хлопотанию жены Максима Горького Екатерины Пешковой, которая в то время была в комиссии Красного Креста, Байтурсынова освобождают из заключения. С женой и уже тремя приемными детьми они возвращаются в Алма-Ату и живут там три года до новой волны репрессий. В октябре 1937 года главу семейства снова арестовывают. Через два месяца, 8 декабря, его расстреляли как врага народа. Реабилитировали Байтурсынова только через 50 лет, в 1988 году.

Фото выписки из протокола 1937 года о приговоре Ахмету Байтурсынову: Wikipedia

Творческое наследие Ахмета Байтурсынова

Байтурсынулы был литератором, выдающимся ученым-лингвистом. Он стал профессором филологии первого казахского государственного университета, возглавил Академический центр республики, созданный в 1921 году при Наркомате народного просвещения КазАССР.

Задачей Центра было организовать и координировать научно-исследовательскую работу, ликвидировать безграмотность, разработать образовательные программы всех уровней. Байтурсынов выполнял эти задачи, сам создавал учебники и методические пособия по изучению казахского языка.

Какие достижения можно отметить у Ахмета Байтурсынова? Байтурсынулы реформировал казахскую письменность, разработал основы казахского языка и ввел научную терминологию для казахской грамматики. Кроме этого, создал иллюстрированный букварь, несколько пособий для детей по изучению казахского языка, методическое пособие «Баяншы», написал первый научный труд по истории казахской литературы «Литературоведение», вышедшее в 1926 году. Также собирал, записывал и издавал устное народное творчество казахского народа.

Новый алфавит «Жаңа Емле», предложенный Байтурсыновым, до сих пор используют казахи, живущие в Иране, Афганистане, Китае. Тюркским языкам было неудобно арабское письмо из-за его не обозначения гласных. В 1912 году ученый изъял из казахского языка неиспользуемые арабские буквы и заменил их родными. Он предложил перед каждым словом ставить знаки для правильной передачи гласных с учетом казахского произношения.

Известный лингвист Е. Д. Поливанов назвал такое решение гениальным. Однако в СССР, как отмечал советский востоковед В. М. Алпатов, выбор мог быть сделан только между кириллицей и латиницей. В то время главную роль имели политические и идеологические факторы, а не психологический аспект, упоминает А. Ш. Биккулова в статье «Е. Д. Поливанов — один из первых теоретиков советской языковой политики».

На Всесоюзном тюркологическом съезде в Баку в 1926 году, посвященном проблеме перехода на латинскую графику, Байтурсынулы назвал русский язык хаотическим и анархическим, а казахский — самым совершенным, обосновав свою мысль с точки зрения произношения и правописания. Об этом пишет портал QAZAQ UNI. Позиция Байтурсынова стала одной из причин, почему его вскоре назвали врагом народа.

Свой вклад в развитие казахской литературы Байтурсынов внес как поэт и переводчик. Какие литературные произведения написал Ахмет Байтурсынов? Известны его сборники басен «Сорок басен» (1909) и «Маса» (1911). Это адаптированные басни Крылова, Эзопа, Абая. Также он писал стихи просветительского направления:

  • «Казахская традиция»;
  • «Казахская натура»;
  • «Письмо другу»;
  • «Счастье» и другие.

Какие актуальные вопросы поднимал Ахмет Байтурсынов? В баснях автор высмеивает как отдельные человеческие пороки (лень, невежество, тщеславие), так и выступает в целом против угнетения властью казахского народа.

Цитата Ахмета Байтурсынова: NUR.KZ

Общественная деятельность казахского просветителя

С серьезной несправедливостью в обществе Ахмет столкнулся, когда ему было 13 лет. Полицейские под руководством полковника Яковлева устроили погром в его ауле. Отец Ахмета Шошак и трое его братьев не смогли терпеть издевательства и избили полковника. За это их выслали в Сибирь на каторгу на 15 лет.

Активная политическая деятельность Байтурсынова началась в 1905 году. Он стал одним из авторов Каркаралинской петиции к председателю Совета Министров России. В петиции выдвигался ряд требований:

  • создать народные земства;
  • остановить экспроприацию земли у казахов;
  • свести на нет переселение;
  • предоставить свободу вероисповедания;
  • отменить цензуру на выпуск периодических изданий;
  • дать разрешение на открытие типографии.

Вместе с Алиханом Букейхановым и Миржакипом Дулатовым с 1913 по 1918 годы при поддержке казахской интеллигенции издавал первую национальную газету «Казах». Газета стала рупором национальных интересов казахов.

После революции 1917 года Байтурсынова избрали членом Военно-революционного комитета Казахского края. В 1920 году он вступает в ряды РКП (б) в надежде, что советская власть даст казахстанцам право на самостоятельное национальное развитие в составе СССР. Он с воодушевлением работает наркомом просвещения края (1920–1921), отдавая все силы на борьбу с безграмотностью населения, затем — руководителем Академического центра.

Цитата Ахмета Байтурсынова: NUR.KZ

Надежды Байтурсынова не оправдались. В 1929 году его обвинили в попытке организации заговора и сослали в Архангельскую область. Он отстаивал национальные интересы казахов, а это противоречило большевистской идеологии. Его объявили врагом народа и уничтожили физически, но наследие его живет. В 2004 году были изданы три тома собрания произведений А. Байтурсынова, которые хранятся в фондах Библиотеки Первого Президента Казахстана.

Справедливость восторжествовала: имя Ахмета Байтурсынова внесено в летопись национальной истории Казахстана. Байтурсынов выступал за создание общества с высоким уровнем культуры и образования, призывал к личной ответственности человека за свою судьбу. Его любовь к народу, языку и культуре, а также смелость и воля предопределили тяжелый путь борца и трагическую судьбу.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1677941-ahmet-bajtursynov-biografia-i-deatelnost-prosvetitela/

Ахмет Байтурсынов – известный казахский ученый, переводчик, крупный государственный и общественный деятель. Известен также как писатель и лингвист. Именно он реформировал казахскую письменность в начале XX века, после чего ею смогли пользоваться миллионы человек. В 1912 году он провел целую революцию, убрав все арабские буквы, которые не использовались в казахском языке, и добавив вместо них уникальные символы. Новый алфавит и сегодня используется казахами по всему миру.

Биография ученого-лингвиста

Ахмет Байтурсынов родился в урочище Сартыбек в 1872 году. Оно расположено в Тургайской области.

Теперь вы знаете из этой статьи, в каком году родился Ахмет Байтурсынов.

Когда ему было всего 13 лет, полицейские устроили погром в семейном ауле. Отец Ахмета и его старшие братья не стерпели издевательств и избили полковника Яковлева, который руководил карательной операцией. За это они были сосланы в Сибирь на 15 лет.

Грамоту герой нашей статьи освоил у местных мулл, а начальное образование получал в русско-казахском училище, после чего поступил в учительскую школу в Оренбурге. Пока был студентом, испытывал серьезные финансовые трудности, но все же сумел получить образование.

Преподавательская деятельность

До 1909 года преподавал в волостных училищах. Когда работал в Кустанайском уезде, жил у лесника, полюбил его дочь Александру. Вскоре они поженились по мусульманскому обычаю. Жена Ахмета Байтурсынова сменила не только фамилию, но и имя.

Молодые супруги переехали в Кустанай, где Ахмет Байтурсынов преподавал в русско-казахской школе. Затем перебрались в Омск, после в Каркаралинск. Детей у них не было.

С 1905 года герой нашей статьи начинает активно увлекаться политическими процессами в стране. Например, принимает участие в составлении “Каркаралинской петиции”, в которой выдвигались требования остановить экспроприацию земли у казахов, организовать народные земства.

Впервые попал в тюрьму в 1907 году. Ахмет Байтурсынов был обвинен в критике царской администрации. Через два года оказался в тюрьме Семипалатинска, провел там 8 месяцев, хоть и был заключен без суда.

Выступления за самостоятельность Казахстана

В его политической риторике все явственнее прослеживаются идеи независимого Казахстана. С 1913 года вместе с соратниками выпускает в Оренбурге газету “Казах”. Именно в ней формулирует свои основные идеи. В работе над изданием ему помогают Алихан Букейханов, бывший депутат Первой Государственной думы, а также популярный писатель и поэт по имени Миржакип Дулатов.

Байтурсынов считает, что для сохранения Казахстаном самостоятельности необходимо, в первую очередь, стремиться к просвещению и культуре. Необходимо развивать литературу на казахском языке. Наличие собственного языка и литературы считал неотъемлемыми факторами, без которых не существует народа.

Газета “Казах” выпускалась героем нашей статьи до 1918 года. Все это время она была ключевым общественно-политическим казахским изданием. Целых пять лет казахское сообщество имело возможность излагать свои идеи и рассуждать по насущным вопросам.

Во время Октябрьской революции

В 1917 году Ахмет Байтурсынов, фото которого есть в этой статье, принял участие в создании казахской партии “Алаш”. Она была учреждена в Оренбурге. Был выбрал представителем в Учредительное собрание от Тургайского округа.

В 1919 году его амнистировали. После этого он окончательно перешел на сторону советской власти. Стал членом коммунистической партии.

В 1929 году советская власть припомнила Байтурсынову его националистическую деятельность. Он был арестован. Отсидел в тюрьме НКВД, затем был выслан в Архангельскую область. Его супругу и приемную дочь по имени Шолпан отправили в Томск. Семья на несколько лет была насильно разделена. Супруги не виделись между собой, Ахмет ничего не знал о судьбе приемного ребенка, которого они с женой взяли на воспитание, так как своих детей они завести не могли.

Освобождение

В 1934 году важную роль в биографии Ахмета Байтурсынова сыграла Екатерина Пешкова (супруга Максима Горького). В то время она работала в комиссии Красного Креста. Благодаря ее ходатайству, Байтурсынова освободили.

Он воссоединился с семьей. Вместе с уже тремя приемными детьми приехал в Алма-Ату. До конца смерти жил в доме, который позже получил статус дома-музея.

В 1937 году Байтурсынов был снова арестован. Герой нашей статьи попал под машину Большого террора, свирепствовавшую в те годы в Советском Союзе. Как представитель национальных интересов казахского народа он оказался в поле зрение спецслужб.

Через два месяца его расстреляли по приговору тройки НКВД как врага народа. Официально казахский писатель был амнистирован только в 1988 году.

Реформа языка

Байтурсынов сыграл важную роль в формировании современной казахской словесности. Был профессором филологии, руководил республиканским Академическим центром.

Работал в первом в истории казахском народном государственном университете. Ему принадлежат многочисленные педагогические пособия по родной речи, учебники, с помощью которых проводилась работа по ликвидации безграмотности, также Байтурсынов издавал иллюстрированный букварь. Только в 1920-е годы он пережил несколько изданий.

Основная причина реформ заключалась в том, что арабское письмо без гласных представляло серьезное неудобство для тюркских языков.

Проект алфавита

Байтурсынов предложил собственный проект реформы казахского алфавита. Вся суть была в том, чтобы в каждом слове отмечать признак переднего или заднего ряда. Это было очень похоже на нотную запись басовых или скрипичных ключей и значительным образом экономило количество знаков для обозначения гласных, а также примиряло казахский язык с арабской графикой.

Многие современники, например, лингвист Евгений Поливанов, назвали этот проект гениальным. Ученый, отмечая заслуги Байтурсынова, писал, что, если бы проблема казахского языка могла решиться без оглядки на соседние народности, то казахская школа могла бы вполне удовлетвориться орфографией 1924 года, предложенной героем нашей статьи. Однако реализовать этот проект так и не удалось. В 1928 году началась массовая латинизация, а в 1940 году кириллизация тюркских языков народов, входивших в состав Советского Союза.

Литературная деятельность

Большой вклад Байтурсынов внес и в развитие казахской литературы, подтверждая свою идею, что только народ, имеющий собственную письменность и литературу, может претендовать на самостоятельность.

Чрезвычайно популярными были сборники “Сорок басен” и “Маса”, в которые вошли его самые известные басни. Сборники выходили в 1909 и 1911 годах соответственно.

Также он проводил большую работу по коллекционированию и изданию образцов казахского устного народного творчества.

В 1926 выпустил сразу две книги – “Литературоведение” и “23 причитания”. “Литературоведение” – особенное произведение Ахмета Байтурсынова. Это первое научное исследование, посвященное изучению истории казахской литературы.

В том же 1926 году Байтурсынов написал литературоведческий труд под названием “О терминологии в тюркских языках”. Также под его авторством выходило множество пособий и учебников для обучения казахских детей родному языку. Это “Учебное пособие”, изданное в 1912 году, “Азбука”, увидевшая свет в 1924 году, “Новая азбука” (несколько изданий выходили с 1926 по 1928 годы), а также методическое пособие “Баяншы”, опубликованное в 1926 году.

В 2017 году Казахстан празднует 145-летие казахского общественного и государственного деятеля, просветителя, учёного, поэта, переводчика, педагога, публициста, тюрколога Ахмета Байтурсынова.

Более полувека имя великого патриота было предано забвению.

А. Байтурсынов родился в Тосынской волости Тургайского уезда, в семье крестьянина. Получил первоначальное образование в родном ауле, затем учился в Тургайском русско-казахском училище (1886–1891), в Оренбургской учительской семинарии, основанной просветителем Ибраем Алтынсариным (1891–1895).

Педагогическую деятельность начал в 1895 году учителем. Преподавал в аульных и волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов. В 1905 году активно включился в политическую деятельность и стал одним из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году он был впервые заключён в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году Байтурсынов был вторично заключён на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму.

К этому периоду относятся его научные поиски в области казахского языкознания и методики преподавания родного языка. В последующие годы он приступает к разработке принципов реформы казахской письменности, разрабатывает научную терминологию для определения категорий казахской грамматики.

А. Байтурсынов – автор первого казахского букваря. Автором написаны также «Пособие по родному языку», «Изложение курса казахского языка», «Руководство к изучению грамматики», «Развитие речи», различные хрестоматии. Эти методические труды до сих пор пользуются авторитетом у ученых в области казахского языкознания и методики преподавания казахского языка.

Творческую деятельность А. Байтурсынов начал как баснописец. В своих стихотворениях он выражал нужды и чаяния казахского народа, его мечту о светлом будущем, обличал лицемерие чиновничьего аппарата, призывал к свету знаний, культуре. В произведениях «Сорок басен» (1909), «Маса» (1911), «Комар» (1911) высмеиваются такие людские пороки и недостатки, как праздность, лень, тщеславие, невежество.

В 1913 году А. Байтурсынов вместе с бывшим депутатом Первой Государственной думы А.Букейхановым, поэтом и писателем М.Дулатовым открывает в Оренбурге газету «Казах» и становится первым ее редактором. Главным в программе газеты было освещение проблем развития казахского языка, культуры, школьного образования.

Отрывок из газеты «Казах»: «Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…».

Газета просуществовала 5 лет — до осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием.

После революции 1917 года, будучи членом партии «Алаш», А.Байтурсынов избирается членом Военно-революционного комитете Киргизского (Казахского) края, работает наркомом просвещения края (1920–1921), председателем Академического центра (1921–1922), является членом научно-методического совета Наркомпроса.

В 1921–1928 годах работает в Казахском институте народного образования, где читает лекции по казахскому языку и литературе, истории и культуре. В 1928–1929 годах А. Байтурсынов – профессор Казахского государственного университета. Созданная им и названная его именем графическая система позволила быстрее ликвидировать неграмотность, повысить письменную культуру казахов. А.Байтурсынов реформировал казахское письмо на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. Новый алфавит, получивший название «Жаңа Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.

В 1929 году во время творческой поездки в Кзыл-Орду А. Байтурсынов был арестован. Ему вменялось в вину, что в 1926 году на съезде тюркологов в Баку он встречался с зарубежными учеными, пытался наладить связь с Мустафой Шокаем.

В 1931 году – ссылка в Архангельскую область, откуда он вернулся в Алма-Ату лишь через три года. И в 1937 году, когда поднялась новая волна репрессий, его вновь арестовали. 8 декабря 1938 года Ахмет Байтурсынов был расстрелян как «враг народа».

В 1988 году Ахмет Байтурсынулы был реабилитирован.

В фондах Библиотеки Елбасы хранится три тома собрания произведений А.Байтурсынова, изданного в 2004 году. Первый том содержит стихотворения, басни и материалы литературно-научных исследований. Второй том собрания – это учебное пособие, предназначенное как для учащихся школ, студентов, учителей и преподавателей вузов, так и для широкой аудитории. Третий том представляет собой полное собрание материалов учебников и методических пособий.

В Библиотеке Елбасы также представлены книги, написанные на основе биографии Ахмета Байтурсынова. Это издание Райхан Имаханбетовой «Ғасыр саңлағы: Ахмет Байтұрсынұлының шығармашылық ғұмырбаяны» и книга Амантая Ахетова «Властелин духа», повествующие о важных вехах жизненного пути выдающегося просветителя казахского народа.

Кроме того, в Библиотеке Елбасы читатель может найти сборник материалов республиканской научно-теоретической конференции «Государственный язык: современность и будущее», проводившейся к 125-летию А.Байтурсынова.

Толкование

Байтурсынов, Ахмет
Ахмет Байтурсынов
каз. Ахмет Байтұрсынұлы
Род деятельности:

казахский общественный и государственный деятель

Дата рождения:

5 сентября 1872(1872-09-05)

Место рождения:

Урочище Сартыбек, Тургайский уезд, Тургайская область, Российская империя

Гражданство:

 Российская империя  СССР

Дата смерти:

8 декабря 1937(1937-12-08) (65 лет)

Место смерти:

Алматы

Отец:

Байтурсын

Мать:

Кунши

Супруга:

Бадрисафа

Дети:

Аумат, Казихан, Шолпан

Награды и премии:

Духовный вождь

Ахмет Байтурсынов (каз. Ахмет Байтұрсынұлы; 5 сентября 1872 года, Урочище Сартыбек, Тургайский уезд, Тургайская область, Российская империя — 8 декабря 1937 года) — казахский общественный и государственный деятель, член Коммунистической партии большевиков (ВКП б), просветитель, ученый-лингвист, литературовед, тюрколог, переводчик.

Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. В 1912 году Ахмет Байтурсынов исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жаңа Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.

Ахмет Байтурсынулы разработал основы казахского языкознания, научную терминологию для определения казахской грамматики.

В Большой советской энциклопедии упоминается, как религиозно-националистический идеолог. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря расстрелян как «враг народа» в застенках НКВД.

Биография

Родился 5 сентября 1872 года.

Когда Ахмету было тринадцать лет, к ним в аул приехали полицейские во главе с полковником Яковлевым и устроили погром, отец Ахмета Байтурсын Шошак-улы и три брата Ахмета не стерпели издевательств и избили полковника. За это были высланы на 15 лет в Сибирь.

Ахмет Байтурсынов обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его А. Байтурсынов отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в четырёхлетнюю учительскую школу, основанную просветителем Ибраем Алтынсариным. В Оренбурге он испытывал большие финансовые трудности, но всё же окончил школу в 1895 году.

В 1895—1909 годах преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов.

Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил его дочь Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае, и она изменила свое имя и фамилию, стала именоваться Бадриссафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1909 года. Но детей у них не было.

В 1905 году активно включается в политическую деятельность. Один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году он был впервые заключен в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году Байтурсынов был вторично заключён на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму.

В 1913 году Байтурсынов вместе с бывшим депутатом Первой Государственной думы Алиханом Букейхановым и поэтом и писателем Миржакипом Дулатовым открывает в Оренбурге газету «Казах».

Отрывок из газеты «Казах»:

«Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…».

Бюст Ахмета Байтурсынова в Алма-Ате у его дома-музея на одноименной улице

Газета просуществовала 5 лет — до осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием.

В 1917 году на двух Общекиргизских съездах в Оренбурге участвовал в создании казахской партии «Алаш» и был одним из организаторов и руководителей правительства Алаш-Орда. Согласно постановлению ВЦИК от 4 апреля 1919 года был амнистирован. После этого перешёл на сторону советской власти. Более того, Ахмет Байтурсынов вступил в члены Коммунистической партии большевиков (ВКП б). С 1919 года — член Кирревкома, нарком просвещения, член ВЦИК, КазЦИК.

В июне 1929 года ему припомнили политическую деятельность, он был арестован органами НКВД, сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, как и в царское время опять с Миржакипом Дулатовым, и был выслан в Архангельскую область, а жена Бадрисафа Мухамедсадыковна (до принятия мусульманства — Александра Ивановна) и приёмная дочь Шолпан отправлены в Томск. В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой (жена Максима Горького), работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был освобожден. Тогда же он вместе с семьёй (уже трое приёмных детей) вернулся в Алма-Ату и жил в доме, позже ставшем его Домом-музеем. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря расстрелян как «враг народа».

В 1988 году Ахмет Байтурсынулы был реабилитирован.

Литературно-научная деятельность

Дом-музей Ахмета Байтурсынова в Алма-Ате на улице его имени

Ахмет Байтурсынов возглавлял Академический центр республики, был профессором филологии первого в истории казахского народа государственного университета. Байтурсынов создаёт учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 1920-е годы несколько изданий.

Известно, что арабское письмо при использовании его без обозначения гласных реально представляет определенные неудобства для тюркских языков. Ахмет Байтурсынов предложил оригинальный проект реформирования арабского алфавита. Его идея сводилась к тому, чтобы при каждом слове отмечать признак переднего или заднего ряда добавлением знака, аналогичного знаку скрипичного или басового ключа в нотной записи, что существенно экономило число вновь вводимых знаков для гласных и примиряло с арабской графикой. В своей статье «Основные формы графической революции в турецких письменностях СССР» знаменитый лингвист, профессор САГИ Е. Д. Поливанов назвал этот проект «гениальным». «Нет сомнения, — писал Поливанов, — что если бы вопрос о казахском письме… мог бы решаться „вне времени и пространства“ — без необходимости считаться с графикой соседних народностей…, то казахская школа вполне могла бы удовлетвориться „орфографией“ 1924 года». Но проекту Байтурсынова не суждено было долго жить, началась чехарда с латинизацией (1928) и кириллизацией (1940) тюркских языков в СССР.

Ахмет Байтурсынулы внес большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Сорок басен» и «Маса», вышедшие, соответственно, в 1909 и 1911 годах. Байтурсынулы провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923 году, выпустил книги «23 причитания» (1926) и «Литературоведение» (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы. Байтурсынулы принадлежат тезисы «О терминологии в тюркских языках», опубликованные в 1926 году Ахмет Байтурсынулы написал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. Среди них: «Учебное пособие» (1912), «Пособие по языку» (1914), «Азбука» (1924), «Новая азбука» (1926—1928), и методическое пособие «Баяншы» (1926).

Память

Почтовая марка Казахстана, посвящённая Ахмету Байтурсынову, 2005, 30 тенге (Михель 512)

  • В Алма-Ате на углу улиц Байтурсынова и Джамбула в доме, где он жил в 30-тые годы, открыт Дом-музей Ахмета Байтурсынова и около него установлен памятник-бюст просветителю.
  • Ему установлены памятники в Костанае (2000) и Шымкенте (2004).
  • Его именем названы улицы во многих городах Казахстана.
  • Именем Байтурсынова назван Костанайский государственный университет.
  • В 2005 году была выпущена почтовая марка Казахстана, посвященная Байтурсынову.

Исследования

  • Омаров И. Ученая деятельность А. Б. Байтурсынова. Труды общества изучения Киргизского края. Вып. 3. — Оренбург, 1923.

Ссылки

Смотреть что такое “Байтурсынов, Ахмет” в других словарях:

  • Байтурсынов Ахмет — …   Википедия

  • Байтурсынов — Байтурсынов, Ахмет Ахмет Байтурсынов Ахмет Байтұрсынұлы Почтовая марка Казахстана, посвящённая Ахмету Байтурсынову, 2005, 30 …   Википедия

  • Ахмет Байтурсынов — …   Википедия

  • БАЙТУРСУНОВ (Байтурсынов), Ахмед (Ахмет) Байтурсунович — (1873 1937)   Казах. языковед и историк культуры, тюрколог; поэт, журналист, педагог; полит. деятель. Род. в урочище Сартюбек Тургайского у. Тургайской обл., в семье скотовода. Ок. Оренбургскую кирг. учит. школу (1891 95), занимался преп.… …   Биобиблиографический словарь востоковедов – жертв политического террора в советский период

  • Оренбург — У этого термина существуют и другие значения, см. Оренбург (значения). Город Оренбург Флаг Герб …   Википедия

  • Список казахов —   Это служебный список статей, созданный для координации …   Википедия

  • Ахмад — Ахмад, Ахмед (ар أحمد) арабское имя Род: муж. Этимологическое значение: более достойный одобрения Связанные статьи: начинающиеся с «Ахмад, Ахмед» …   Википедия

  • Кайсак — Казахи …   Википедия

  • Киргиз-кайсаки — Казахи …   Википедия

  • 1873 год — Годы 1869 · 1870 · 1871 · 1872 1873 1874 · 1875 · 1876 · 1877 Десятилетия 1850 е · 1860 е 1870 е 1880 е · 1890 е …   Википедия

Ахмет Байтурсынулы
каз. Ахмет Байтұрсынұлы
image
Дата рождения 5 сентября 1872(1872-09-05)
Место рождения
Гражданство image Российская империя image Алашская автономия image РСФСР image СССР
Род деятельности поэт, журналист, политик
Язык произведений казахский
image Медиафайлы на Викискладе
image Цитаты в Викицитатнике

[[Категория:]]

Ахме́т Байтурсы́нов (каз. Ахмет Байтұрсынұлы; родился 5 сентября 1872 года, Тургайская область — , Алматы) — казахский просветитель, учёный-лингвист, литературовед, тюрколог, поэт и переводчик, общественный деятель и политический публицист. Член партии Алаш (репрессирован в 1937 году).

Байтурсынулы был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущим за границей. В 1912 году Ахмет Байтурсынулы исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жаңа Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.

Разработал основы казахского и научную терминологию для определения казахской грамматики.

Расстрелян в период Большого террора, реабилитирован посмертно.

Биография

Родился 5 сентября 1872 года. Происходит из рода шакшак[2] племени аргын[3].

Когда Ахмету было тринадцать лет, к ним в аул приехали полицейские во главе с полковником Яковлевым и устроили погром, отец Ахмета Байтурсын Шошак-улы и три брата Ахмета не стерпели издевательств и избили полковника . За это они были высланы в Сибирь на 15 лет.

Ахмет Байтурсынулы обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его Ахмет Байтурсынулы отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в четырёхлетнюю учительскую школу, основанную просветителем Ибраем Алтынсариным. В Оренбурге он испытывал большие финансовые трудности, но всё же окончил школу в 1895 году.

В 1895—1909 годах преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов.

Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынулы жил в доме у лесника Ивана Журавлёва, где полюбил его дочь Александру . Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае, и Александра Ивановна Журавлёва изменила своё имя и фамилию, стала именоваться Бадрисафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1909 года. Но детей у них не было.

В 1905 году активно включается в политическую деятельность. Один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году он был впервые заключён в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году Байтурсынулы был вторично заключён на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму. В 1910 году был освобожден из заключения с запретом в течение двух лет проживать в Степном Крае, Семиреченской и Тургайской областях. С этого времени до 1917 года жил в Оренбурге под надзором полиции.

В 1913 году Байтурсынулы вместе с бывшим депутатом Первой Государственной думы Алиханом Букейхановым и поэтом и писателем Миржакипом Дулатовым открывает в Оренбурге газету «Казах». В 1914 году за критику местных властей в одном из номеров был оштрафован на большую сумму, Байтурсынулы согласился на трехмесячный арест как замену штрафа для спасения газеты. После сбора средств среди подписчиков газеты был освобожден[4].

«Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…».

Газета просуществовала 5 лет — до осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием.

image Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов и Миржакип Дулатов в Оренбурге

В 1917 году на двух Общекиргизских съездах в Оренбурге участвовал в создании казахской партии «Алаш» и был одним из организаторов и руководителей правительства Алаш-Орда. В конце 1917 был выбран в Учредительное собрание от Тургайского избирательного округа по списку № 1 (Алаш)[5]. Согласно постановлению ВЦИК от 4 апреля 1919 года был амнистирован. После этого перешёл на сторону советской власти. Более того, Ахмет Байтурсынулы вступил в члены Коммунистической партии большевиков (ВКП б). С 1919 года — член Кирревкома, нарком просвещения, член ВЦИК, КазЦИК.

Бюст Ахмета Байтурсынулы в Алма-Ате у его дома-музея на одноименной улице Выписка из протокола 1937 года о расстреле Ахмета Байтурсынулы Тюремное фото Ахмета Байтурсынулы (одна из последних фотографий)

В июне 1929 года ему припомнили политическую деятельность, он был арестован органами НКВД, сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, как и в царское время опять с Миржакипом Дулатовым, и был выслан в Архангельскую область, а жена Бадрисафа Мухамедсадыковна (до принятия мусульманства — Александра Ивановна) и приёмная дочь Шолпан отправлены в Томск. В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой (жена Максима Горького), работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынулы был освобожден. Тогда же он вместе с семьёй (уже трое приёмных детей) вернулся в Алма-Ату и жил в доме, позже ставшем его Домом-музеем. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынулы был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря, расстрелян как «враг народа» по приговору тройки НКВД[6].

В 1988 году Ахмет Байтурсынулы был реабилитирован.

Литературно-научная деятельность

Дом-музей Ахмета Байтурсынулы в Алма-Ате на улице его имени

Ахмет Байтурсынулы возглавлял Академический центр республики, был профессором филологии первого в истории казахского народа государственного университета. Байтурсынулы создаёт учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 1920-е годы несколько изданий.

Арабское письмо при использовании его без обозначения гласных представляло определенные неудобства для тюркских языков. Ахмет Байтурсынулы предложил проект реформирования арабского алфавита. Его идея сводилась к тому, чтобы при каждом слове отмечать признак переднего или заднего ряда добавлением знака, аналогичного знаку скрипичного или басового ключа в нотной записи, что существенно экономило число вновь вводимых знаков для гласных и примиряло с арабской графикой. В своей статье «Основные формы графической революции в турецких письменностях СССР» знаменитый лингвист, профессор САГИ Е. Д. Поливанов назвал этот проект «гениальным». «Нет сомнения, — писал Поливанов, — что если бы вопрос о казахском письме… мог бы решаться „вне времени и пространства“ — без необходимости считаться с графикой соседних народностей (а тем более вне задач интернационализации графических приемов), то казахская… школа вполне могла бы удовлетвориться „орфографией 1924 года“»[7]. Но проекту Байтурсынулы не суждено было сбыться, началась латинизация (1928) и кириллизация (1940) тюркских языков в СССР.

Ахмет Байтурсынулы внес большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Сорок басен» и «Маса», вышедшие, соответственно, в 1909 и 1911 годах. Байтурсынулы провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923 году, выпустил книги «23 причитания» (1926) и «Литературоведение» (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы. Байтурсынулы принадлежат тезисы «О терминологии в тюркских языках», опубликованные в 1926 году Ахмет Байтурсынулы написал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. Среди них: «Учебное пособие» (1912), «Пособие по языку» (1914), «Азбука» (1924), «Новая азбука» (1926—1928), и методическое пособие «Баяншы» (1926).

Память

Почтовая марка Казахстана, посвящённая Ахмету Байтурсынулы, 2005, 30 тенге (Михель 512)

  • В Алматы на углу улиц Байтурсынулы и Жамбыла в доме, где он жил в 30-е годы, открыт дом-музей Ахмета Байтурсынулы и в сквере около него установлен памятник-бюст просветителю. Сам сквер с 12 июня 1998 года также носит его имя[8].
  • Ему установлены памятники в Костанае (2000) и Шымкенте (2004).
  • Его именем названы улицы во многих городах Казахстана.
  • Именем Байтурсынулы назван Костанайский государственный университет.
  • В 2005 году была выпущена почтовая марка Казахстана, посвященная Байтурсынулы.

Исследования

  • Омаров И. Ученая деятельность А. Б. Байтурсынулы. Труды общества изучения Киргизского края. Вып. 3. — Оренбург, 1923.

Примечания

  1. 1 2 20 Фактов об Ахмете Байтурсынулы (неопр.). Портал «История Казахстана». Дата обращения: 23 сентября 2020.
  2. ҒҰЛАМА ҒҰМЫРНАМАСЫ-Қазақстан жаңалықтары (неопр.). Дата обращения: 22 ноября 2018. Архивировано 23 ноября 2018 года.
  3. Ахмет Байтұрсынұлы өмірбаяны | iKaz.info (неопр.). Дата обращения: 22 ноября 2018. Архивировано 23 ноября 2018 года.
  4. Дина Аманжолова. Алаш в этнополитической истории Казахстана.. — Алматы: Таймас, 2009. — С. 95.
  5. Л. Г. Протасов. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М., РОСПЭН, 2008.
  6. Списки жертв (неопр.). Дата обращения: 1 мая 2013. Архивировано 31 января 2011 года.
  7. Поливанов Е. Д. За марксисткое языкознание. — М., 1931. — С. 106-107.
  8. Имаханбет Р. С. Ахмет Байтұрсынұлы музей-үйі. — Алматы: Өнер, 2017. — С. 37. — 288 с. — ISBN 978-9965-23-416-3.

Литература

Депутаты Всероссийского учредительного собрания от Тургайского избирательного округа
Список № 1 «Алаш»
  • Байтурсынов
  • Беремжанов
  • Досжанов
  • Темиров
Список № 2 Эсеры и съезды КРСД
  • Пахомов

Эта страница в последний раз была отредактирована 17 августа 2022 в 05:05.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий