Апостол анархизма: Как русский революционер «навёл шорох» на Европу и виртуозно переиграл «коронованного тюремщика»

Главная / Статьи /Вы здесь Сухарников Евгений • 5/30/2018

image

30 мая (н. ст.) 1814 года родился Михаил Александрович Бакунин, всемирно известный теоретик анархизма, революционер, народник.

Свободный сын консерватора

Михаил Александрович был отпрыском достаточно богатого помещика, владевшего имением Прямухино в Тверской губернии. Александр Бакунин являлся одним из образованнейших людей своего времени, был предводителем тверского дворянства, выписывал европейские журналы, газеты, книги. В доме Бакуниных говорили на четырех иностранных языках. Глава семейства был, с одной стороны, консервативен, с другой – детей воспитывал в свободе. Михаил Бакунин, старший из сыновей и третий ребенок в семье, до 14 лет обучался дома, после чего был отправлен в артиллерийское училище, где вскоре начались конфликты с руководством. Из-за одного из них Бакунину не дали окончить училище и отправили в войска. Годы учебы и службы Бакунин посвятил изучению наук и философии, тогда же выучил польский язык, а тяга к знаниям не остывала в нем всю жизнь. В молодые годы Бакунин был сторонником и большим знатоком философии Гегеля, входил в кружок Станкевича. О Бакунине говорили, что он мгновенно сходился с людьми. Кстати, Иван Тургенев также входил в кружок Станкевича, а его произведение «Уездный лекарь», по сути, описывает завершение отношений Станкевича с сестрой Бакунина – Любовью.

image

Автопортрет М. А. Бакунина

Человек действия

Всяким развлечениям Бакунин предпочитал споры о философии. В 1840 году он переехал в Берлин, продолжил заниматься философией. В 1843 году, уже в Цюрихе, Бакунин проникается коммунистическими идеями. Из-за опубликованных им статей на эту тему возникает дипломатический конфликт. Бакунина вызывают в Петербург, он не возвращается, следует лишение его российского подданства с угрозой ареста по возвращении на родину. В середине 1840-х годов Бакунин в Париже знакомится со многими теоретиками коммунизма (в самом широком смысле), в том числе с Прудоном и Марксом. Последний станет для Бакунина другом и соратником, затем противником и даже врагом по I Интернационалу, да таким, что обе стороны доходили до совершенно гнусных пасквилей в адрес друг друга. Затем Бакунин заведет дружбу с немецким композитором Вагнером, а также лидером итальянского национально-освободительного движения Гарибальди и другими. Бакунин был человеком действия, что отличало его от большинства теоретиков-революционеров того времени. В 1848 году он принимал участие в революционных событиях в Париже. В 1849 году на стороне восставших участвовал в Дрезденском восстании, был арестован, приговорен к смертной казни, замененной на пожизненное заключение. Затем были австрийские тюрьмы, снова смертный приговор, замененный высылкой в Россию, заключение в Петропавловской крепости, Шлиссельбурге. После восьми лет тюрем Бакунин, сильно подорвавший здоровье, благодаря хлопотам родственников был отправлен на вечную каторгу в Сибирь. Там Михаил женился и затем, в 1861 году, бежал. До последних лет Бакунин продолжал заниматься революционной деятельностью, скончавшись 1 июля 1876 года в Швейцарии.

Выступление М.А. Бакунина перед членами I Интернационала

Идеи

Бакунин возводил в культ понятие внутренней жизни, которая, по его мнению, является ключом к подлинному бытию человека. В центре внутренней жизни, то есть работы человека над собой, располагается, по Бакунину, понятие любви в смысле первоначала бытия. Одной из центральных мыслей Бакунина как теоретика анархизма была идея необходимости созидания, которое невозможно без разрушения, поскольку нужно сначала расчистить место для строительства. В 1847 году Бакунин пришел к идее панславизма – необходимости национального политического объединения всех славянских народов (абсолютное большинство которых тогда не имело суверенных государственных образований), которое станет «бомбой» для самодержавия и европейского миропорядка. Тогда же он сформулировал еще одну центральную анархистскую мысль: объединение человеческого общества и обществ «снизу» на основах федерализма, отрицание любых привилегий, уничтожение социального и экономического неравенства, а также всего несовместимого с принципами индивидуальной свободы. Особенностью Бакунина было то, что он кругом видел революционную ситуацию, воспринимая желаемое за действительное. Можно сказать, что жизненным кредо Бакунина было «бунт прямо здесь!». Впрочем, в конце жизни он признал, что Европа и Россия не готовы к осуществлению идеала анархии.

М.А. Бакунин в 1872 году

История крестьянства История рабочего движения Сфрагистика

Рекомендуем

Книги

Все

Самые обсуждаемые

Спецпроекты

Все

Спецпроект: 100 великих полководцев

Любители и знатоки военной истории вместе с учеными историками, начиная с 9 Мая 2013 г., выдвигали в список 100 великих тех военачальников, которые ст…

Спецпроект: Женщины-герои

Проект посвящен женщинам, чьи поступки могут служить примером всем нам.

Михаил Александрович Бакунин является одним из самых известных философов 19-го века. Он оказал существенное влияние на становление современного анархизма. Его труды были переведены на множество языков и актуальны до сих пор. Философ также был известным панславистом. Современные сторонники этой идеи часто ссылаются на труды Михаила Александровича.

Его идеи привлекали многих участников Октябрьской революции, которая изменила мир навсегда. Это однозначно одна из самых видных фигур в среде русских мыслителей.

Детство и юность

Михаил Александрович Бакунин родился 30 мая 1814 года в Тверской губернии. Его семья жила достаточно богато. Отец и мать являлись крупными помещиками с дворянским титулом. Помимо самого Михаила в семье было ещё 9 детей. Их содержание требовало огромных средств, что уже говорит о достатке Бакуниных. С детства Михаил обучался на дому. В возрасте 15 лет его отправили на армейскую службу. В Петербурге он проходил артиллерийскую подготовку. В 19-летнем возрасте поступает в офицерское училище. Однако в том же году его выгоняют оттуда, поскольку он грубо общался со старшими по званию. Ещё два года молодой Бакунин проводит в войсках.

В 1835 году покидает службу и перебирается в Москву. Там знакомится со знаменитым литератором Станкевичем. Примерно в это время его захватывает германская философия. Начинает активно изучать историю и социологию. Он довольно быстро становится вхожим во все литературные салоны. Его речи приходятся по душе многим представителям известной интеллигенции. Из Москвы Михаил часто ездит в родительское имение и в Санкт-Петербург. В среде философов также приобретает значительную популярность. В 1939 году происходит знакомство с Герценом.

Эмиграция

Изучению философии Михаил Александрович Бакунин посвящает практически всё своё время. При этом он не имеет собственного дохода и фактически живёт за родительские деньги.

Семья не поддерживает такой образ жизни и хочет, чтобы Михаил вернулся в имение и занимался там поместьем. Но тем не менее отец регулярно высылает сыну деньги. Часто Михаил живёт за счёт своих друзей, подолгу останавливается в чужих домах. В совершенстве владеет немецким языком. В оригинале читает классиков немецкой философии. К 1840 году значительное внимание уделяет творениям Гегеля. Делится своими мыслями с друзьями. Пишет в различные журналы.

Увлечение немецкой философией приводит к тому, что Михаил решает переехать в Берлин, чтобы ближе познакомиться с данным пластом науки. Примерно в это время тайная полиция узнает, что есть такой философов – Михаил Александрович Бакунин. Биография простого дворянина портится связью с различными “неблагонадёжными элементами”. Однако никаким преследованиям Михаил пока не подвергается.

Для поездки в Берлин ему необходимы деньги, и немалые. Поскольку собственного дохода писатель не имеет, он обращается к единственному спонсору – своему отцу. Для этого пишет длинное письмо, где чётко излагает свои намерения. Отец даёт разрешение на поездку, но отказывается выделять на неё средства. Бакунину приходится просить в долг у своего приятеля Герцена. Тот выделяет огромную сумму – 2 тысячи рублей. Теперь перспектива путешествия в Германию становится более реальной.

Незадолго до своего отъезда у Михаила происходит ссора с писателем Катковым, которая выливается в драку. В пылу Бакунин вызывает оппонента на дуэль, но на следующий день одумывается.

В Европе

В 1840 году Михаил Александрович Бакунин прибывает в Берлин. Там он заводит множество новых знакомств. Вливается в круги реформаторов. Больше всего его интересовала философия Гегеля. Русского философа горячо принимают в “гегелианский” клуб. Михаил пишет в различные немецкие газеты. Примерно в это время уклон его взглядов становится всё более “левым”. Он пишет несколько революционных брошюр, которые были широко оценены в кругу различных социалистов. Помимо немецких философов в круг общения Бакунина входили также польские и русские эмигранты. Среди них был Иван Тургенев. После нескольких лет пребывания в Берлине Михаил знакомится с Марксом и даже несколько раз общается с ним.

Революционная деятельность

Через некоторое время философ переезжает в Париж, где теснее сближается с польской интеллигенцией. На одном из банкетов произносит речь с поддержкой права польского народа на самоопределение.

После этого становится понятно, что в Россию он вернуться не сможет. В Париже взгляды Бакунина всё больше радикализируются. Тут он примыкает к радикальным левым. По настоянию из Санкт-Петербурга Михаила высылают из Франции. Однако вскоре вспыхивает февральская революция, и Бакунин возвращается.

Михаил Александрович занимается организацией рабочих. Но из-за его радикальных взглядов новое правительство решает изгнать русского деятеля в Германию.

После этого он много путешествует по Европе. Во время пребывания в Праге издаёт несколько своих панславистских работ. Решает навсегда остаться в Европе, но в 1851 году его передают царской полиции и депортируют в Россию. Там он проводит время в заключении и ссылках. Четыре года Михаил Александрович Бакунин проживал в Томске. Затем совершил оттуда побег в Англию. Умер 19 июня 1876 года в Швейцарии, где и был похоронен.

Бакунин Михаил Александрович: основные идеи

Основные идеи русского философа базировались на материализме. Михаила Александровича можно охарактеризовать как “левого” идеолога. Он считал, что государственная власть должна быть полностью уничтожена. На её месте возникнет некое объединение различных общин. По утверждению Бакунина, каждая община может действовать абсолютно автономно. Власть коллективная. Как логический итог такого устройства – сильное развитие механизмов социального управления и взаимодействия. Общины должны были взаимодействовать между собой по принципу федерации.

За теорию такого устройства в обществе его неоднократно критиковали умеренные социалисты. По их мнению, центральная власть должна существовать, что полностью отрицал Бакунин Михаил Александрович. Идеи социального равенства и общинности по принципу коммун получили название “анархоколлективизм”. При этом единственно возможным методом создания такого строя, по мнению философа, являлась революция. В качестве движущей силы рассматривались наибеднейшие слои населения, так как они отличались высокой численностью и способностью к мобилизации. Революционные органы управления должны были исходить из низов.

Оценка коммунизма

Бакунин критиковал Маркса и его сторонников в контексте государства.

Он считал, что диктатура пролетариата неизбежно приведёт к узурпированию власти. Вырождение революционеров в новый класс угнетателей было естественным следствием предложенного Марксом строя. Однако при этом сам Михаил Александрович высоко ценил труды немецкого философа и лично писал несколько положительных рецензий. В геополитической сфере он рассматривал Австрию и Турцию как основных врагов рабочего класса. Он считал, что эти империи должны быть уничтожены для достижения прогресса. Турция и Австрия угнетали множество народов, что было основной проблемой Европы, по утверждению Бакунина.

Панславизм

Во время эмиграции Бакунин огромное внимание уделял проблемам славян. Его панславистские труды стали известны по всей Европе. Он считал, что все славяне должны объединиться. Бакунин не рассматривал какую-то отдельную страну в качестве центра объединения. Наоборот, считал, что необходимо построить некую федерацию, где все славянские народы будут равны. За противоречие этому принципу он неоднократно критиковал правительства Австрии и Турции. Также уделял внимание польскому шовинизму. Частично затрагивал те же явления на территории Российской империи.

Последователи идей

Бакунин Михаил Александрович имеет множество последователей по сей день. В основном это радикальные анархисты. Они нашли некий симбиоз между трудами Бакунина и другого русского теоретика – Кропоткина. Чаще всего субкультурные маргиналы искажают представления философа о построении справедливого общества, доводя их до абсурда.

Помимо анархистов Бакунин уважаем и в кругах других “левых”. Например, марксисты и необольшевики регулярно ссылаются на его труды. О том, что большевики разделяли часть взглядов анархиста, свидетельствует как минимум множество улиц, названных в честь философа. У входа в Кремль по приказу самого Ленина была выбита надпись “Бакунин Михаил Александрович”. Краткая биография русского революционера входит в обязательную программу всех политологических институтов.

30 мая 1814

18 (30) мая 1814 г. в селе Прямухино Новоторжского уезда Тверской губернии в дворянской семье родился Михаил Александрович Бакунин, русский революционер, публицист, один из основоположников анархизма, идеолог народничества.

С 1829 г. Бакунин обучался в Петербургском артиллерийском училище, служил в армии, но вскоре подал в отставку и переехал в Москву. В 1835 г. он вступил в кружок писателя Н. В. Станкевича, под влиянием которого заинтересовался трудами немецких философов И. Канта, И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегеля. В 1836 г. Бакунин выступил в печати с переводом «Лекции о назначении учёных» Фихте. Его первая оригинальная статья — «Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика», появившаяся в «Московском наблюдателе» в 1838 г., выражала взгляды членов кружка Станкевича и явилась программой обновлённого журнала.

В 1840 г. Бакунин отправился в Германию для изучения философии. В Берлинском университете он слушал лекции немецких философов К. Вердера (логика) и Ф. Шеллинга («философия откровения»). В статье «Реакция в Германии», опубликованной в 1842 г. в журнале «Немецкие летописи науки и искусства» («Немецкий ежегодник по вопросам науки и искусства») под псевдонимом Жюль Элизар Бакунин предсказывал близкое крушение старых порядков и призывал к революции, утверждая, что «страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть».

В Швейцарии Бакунин познакомился с немецким философом В. Вейтлингом и заинтересовался утопическим социализмом и его теорией уравнительного коммунизма. За отказ вернуться в Россию по требованию правительства он был лишён дворянства, всех прав состояния и заочно приговорён в случае явки к каторжным работам в Сибири. Бакунин переехал в Париж, где познакомился с немецкими философами К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также с французским философом П. Ж. Прудоном.

С середины 1840-х гг. Бакунин отстаивал идею создания федерации славянских народов и участвовал в деятельности освободительных славянских организаций. В Париже на собрании поляков-эмигрантов, участников Польского восстания 1830-1831 гг., Бакунин выступил с речью, в которой оптимистически оценил перспективы революционного движения в России и от имени передовой России призвал поляков к союзу во имя освобождения всех славян. По настоянию русского правительства он был выслан из Франции.

В 1848 г. Бакунин составил манифест «Воззвание русского патриота к славянским народам», в котором призвал к свержению империи Габсбургов и к созданию в Центральной Европе свободной федерации славянских народов. Он принял участие в Славянском съезде и Пражском восстании 1848 г., являлся одним из руководителей Дрезденского восстания 1849 г. За революционную деятельность Бакунин дважды был приговорён к смертной казни (в Саксонии, а затем в Австрии), заменённой в обоих случаях пожизненным заключением.

В 1851 г. Бакунин был выдан правительству России и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. По требованию императора Николая I Михаил Александрович написал «Исповедь», в которой рассказал о революционных событиях в Европе и своём участии в них. Шесть лет революционер провёл в Шлиссельбургской крепости, а после воцарения императора Александра II был отправлен в ссылку в Восточную Сибирь, где жил в Томске и Иркутске. В 1861 г. он получил разрешение на поездку по торговым делам вниз по Амуру и, воспользовавшись этим, совершил побег, добравшись через Японию и Америку до Великобритании. В Лондоне в 1862-1863 гг. Бакунин сотрудничал с Герценом и Огарёвым, был связан с революционной организацией «Земля и воля». В брошюре «Народное дело. Романов, Пугачёв или Пестель?» (Лондон, 1862 г.) он заявил, что главную роль в революционном движении будет играть народ, и выдвигал требования народного самоуправления. При содействии К. Маркса в 1864 г. он вступил в Международное товарищество рабочих (Первый Интернационал); занимался переводом на русский язык «Манифеста Коммунистической партии».

В середине 60-х гг. XIX в. в Италии Бакунин основал анархистский союз «Братство», а затем в Швейцарии — «Международный альянс социалистической демократии». Добившись приёма «Альянса» в Интернационал на правах одной из женевских секций, он сохранил его как тайную международную организацию. В 1872 г. Гаагский конгресс исключил Бакунина и его сторонников из Интернационала. Однако вскоре русский революционер стал создавать сеть тайных революционных обществ по всей Европе.

В своих работах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867), «Кнуто-Германская империя и социальная революция» (1871), «Государственность и анархия» (1873) Бакунин отвергал необходимость политической власти, централизации и подчинения авторитету, протестовал против любой формы использования государственной власти революционерами. Отрицая теорию Маркса о диктатуре пролетариата и организующей роли пролетарской партии, русский революционер противопоставил ей идею стихийного бунта.

Концепция Бакунина во многом соприкасалась с учением немецкого философа М. Штирнера об анархизме. Усматривая в государстве основной источник угнетения масс, всех социальных зол, русский мыслитель высказался против всякой государственности. Отстаивая лозунг «свободной федерации» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, Бакунин и его последователи отвергали участие в политической борьбе в рамках существующих государств, использование избирательной агитации, парламентов, и возлагали главные надежды на крестьянство, на ремесленные полупролетарские слои города, на люмпен-пролетариат. Он внушал молодёжи веру в глубокую и неистощимую революционность крестьянских масс.

Бакунин был убеждён, что «наука, самая рациональная и глубокая, не может угадать формы будущей общественной жизни», а потому попытки теоретизирования считал вредными, отвлекающими силы от подготовки бунта, сметающего старый строй, после которого новое общество сложится само собой, в соответствии с идеалами, живущими в народе. Поэтому основные усилия Бакунина и его сторонников были направлены на организацию революционного переворота, а не на разработку детальной концепции будущего общества. Идеи русского мыслителя оказали сильное влияние на широкие слои общества и распространились далеко за пределами России — в Италии, Испании, Латинской Америке. Взгляды Бакунина также оказали влияние на программу и тактику революционных народнических организаций «Земля и воля» и «Народная воля».

Во время Франко-прусской войны 1870-1871 гг. Бакунин в сентябре 1870 г. принял участие в Лионском восстании. В 1874 г. он возглавил выступление анархистов в Болонье на севере Италии.

19 июня (1 июля) 1876 г. Михаил Александрович Бакунин скончался в Берне (Швейцария), где и был похоронен.

Лит.: Амфитеатров А. В. Святые отцы революции: М. А. Бакунин. Вып. 1. СПб., 1906; Бакунин М. А. Избранные сочинения. Т. 1—5. Пг. ; М., 1919-1921; Он же. Собрание сочинений и писем. Т. 1—4. М., 1934-1935; Графский В. Г. Бакунин. М., 1985; Должиков В. А. Михаил Александрович Бакунин и Сибирь. Новосибирск, 1993; Зильберман И. Б. Политическая теория анархизма М. А. Бакунина. Критический очерк. Л., 1969; Корнилов А. А. Молодые годы Михаила Бакунина. Из истории русского романтизма. М., 1915; Он же. Годы странствий. М. Бакунина. М. ; Л., 1925; Материалы для биографии М. А. Бакунина. Т. 1—3. М. ; Л., 1923-1933.; Пирумова Н. М. Бакунин. М., 1970; Она же. Социальная доктрина М. А. Бакунина. М., 1990; Полонский В. П. Михаил Александрович Бакунин. Жизнь, деятельность, мышление. Т. 1, 2. М. ; Л., 1925.

См. также в Президентской библиотеке:

Русские революционеры: книга для юных читателей. Ч. 1: Рылеев. Пестель. Муравьев-Апостол. Каховский. Петрашевский. Бакунин. Герцен. Чернышевский. Л.; М., 1927;

Стеклов Ю. М. Михаил Александрович Бакунин: его жизнь и деятельность. Т. 1: 1814-1861. М., 1926;

Стеклов Ю. М. Михаил Александрович Бакунин: его жизнь и деятельность. Т. 2: Переходный период: 1861-1868. М., 1927;

Стеклов Ю. М. Михаил Александрович Бакунин: его жизнь и деятельность. Т. 3: Бакунин в Интернационале. М., 1927;

Стеклов Ю. М. Михаил Александрович Бакунин: его жизнь и деятельность. Т. 4: Раскол в Интернационале: [1870 -1876]. М., 1927.

30 (18) мая 1814 года родился Михаил Бакунин, философ-анархист, революционер и общественный деятель.

Личное дело

Михаил Александрович Бакунин  (1814-1876) родился в дворянской семье, стал юнкером Петербургского артиллерийского училища, но уже получив звание прапорщика, Бакунин был отчислен за нерадивость. В 1835 г. подал в отставку и поселился в Москве. Вошел в западнический кружок Станкевича, сблизился с Белинским, Герценым и Огаревым. Увлекшись немецкой философией, уехал в Европу, где стал принимать активное участие в социалистическом движении, участвовал в нескольких восстаниях, был дважды приговорен к смерти, но в конце концов выдан России.

Семь лет он просидел в тюрьме, а затем, получив наказание в виде ссылки в Сибирь, проживал в Томске, в конце концов бежал на американском корабле через Японию в Америку, а оттуда – в Англию. Осев в Швейцарии, продолжил революционно-публицистическую деятельность. Участвовал в работе I Интернационала, в результате чего в организации произошел раскол. Переводил на русский Маркса. Умер 1 июля 1876 г. в Берне, в Швейцарии, где и похоронен.

Чем знаменит

Бакунин стал главным теоретиком анархического движения в Европе и России. Сделал первый перевод на русский язык «Манифеста коммунистической партии». В 1874 г. опубликовал свой главный труд «Государственность и анархия. Борьба двух партий в интернациональном обществе рабочих». В этой книге Бакунин утверждал, что в современном мире есть два главных, борющихся между собою течения: государственное и социал-революционное. Выдвинул идею перерождения социализма в диктатуру. Произвел раскол в I Интернационале.

О чем надо знать

Социалистическое движение в лице Бакунина получило серьезного оппонента, который поставил под вопрос многие положения Маркса и марксизма. Революционная деятельность и участие в восстаниях были продолжением его теоретических взглядов на тираническую суть государства. Идеи о перманентной революции и позднейший троцкизм во многом обязаны своим появлением идеям Бакунина. Бакунин призывал к уничтожению «поганой Всероссийской империи», которая трактуется им как «петербургский кабинет» или как «немецко-татарская империя».

Прямая речь

Михаил Бакунин

«Если взять самого пламенного революционера и дать ему абсолютную власть, то через год он будет хуже, чем сам Царь».

«Неправда, что свобода одного гражданина огра­ничивается свободой всех остальных. Человек действи­тельно свободен лишь в той мере, в какой его свободно признанная свободной совестью всех остальных и как в зеркале в нем отражающаяся и излучающаяся из него свобода находит в свободе других подтверждение и рас­ширение в бесконечность. Человек действительно сво­боден только среди равным образом свободных людей, и так как он свободен лишь в своем качестве человека, то рабство хотя бы одного-единственного человека на земле является как нарушение самого принципа чело­вечности, отрицанием свободы всех».

«XIX век может быть назван веком общего пробуждения для славянского племени. О Польше и говорить нечего. Она никогда не засыпала, потому что со времени разбойнического похищения ее свободы, правда, не народной, а шляхетской и государственной, со времени ее разделения между тремя хищническими державами она не переставала бороться, и, что ни делай Муравьевы и Бисмарк, она будет бунтовать, пока не добунтуется до свободы. … Но в нашем веке пробудились также и западные, и южные славяне. Наперекор всем немецким политическим, полицейским и цивилизаторским усилиям, Богемия после трехвекового сна воспрянула вновь как страна чисто славянская и стала естественным средоточием для всего западно-славянского движения. Тем же самым стала турецкая Сербия для движения южно- славянского».

6 фактов о Михаиле Бакунине

  • По матери Бакунин был родственником знаменитого М.Н. Муравьева-Амурского.
  • Бакунин перевел на русский язык «Манифест коммунистической партии» Маркса.
  • Ударив по лицу литератора Каткова, Бакунин получил вызов на дуэль, но уклонился и уехал за границу.
  • Из Сибири Бакунин бежал в Америку и Европу при помощи своих родственников и друзей-губернаторов.
  • Бакунин признавал «гениальность Маркса» и частично принимал взгляды последнего относительно классовой борьбы и природы капитализма.
  • В память о Бакунине в 1918 году Покровская улица в Москве была переименована в Бакунинскую улицу.

Статья о Михаиле Бакунине в Википедии

Сочинения Бакунина в «Библиотеке Машкова»

Катков М. Н.Кто наши революционеры? (Характеристика Бакунина)

Блок А.Михаил Александрович Бакунин

Плеханов Г. В.Бакунин

Могила Михаила Бакунина на сайте «Могилы знаменитостей» 

  • Указатели энциклопедии

    Ресурсы Иркипедии

    Библиотека

    Медиатека

    Хронологический справочник

    Библиографический справочник

    Источники Иркипедии

    Памятники, достопримечательности, охраняемые территории

    Топонимика и ономастика

    Списки, цифры, каталоги

    Энциклопедия Иркутской области

    Статьи готовящейся к изданию Энциклопедии публикуются в целях общественного рецензирования.

    Алфавитный указатель

    Все статьи Энциклопедии в алфавитном порядке в блоках по главным терминам. Глубина – две первые буквы.

    Географический указатель

    Все статьи энциклопедии, отсортированные по признаку соотнесения с районами и города области.

    Тематический указатель

    Все статьи энциклопедии, отсортированные по темам в соответствии с отраслями знания и жизни.

    Именной указатель

    Все биографические статьи о людях, отсортированные по рубрикам – даты, профессии, титулы и т.п.

    Указатель организаций

    Все статьи об организациях, отсортированные по отраслям деятельности и юридическому статусу..

    Stay

  • Новости и репортажи

    Ежедневно в лентах информационных служб отражаются многочисленные события в регионе. Наша задача связать новости с материалами энциклопедии. Следите за новостями по темам и регионам:

    Байкал

    Физическая география

    Геология

    Месторождения

    Природа. Экология

    Население и демография

    Народы вокруг Байкала. Этнография

    Адм.-территориальное деление

    Власть. Политика. Общество

    Экономика. Экономическая география

    Сельское хозяйство. Рыболовство

    Наука. Техника. Технологии.

    Образование

    Здравоохранение и медицина

    Религия и духовная жизнь

    Архитектура и градостроительство

    Культура

    Искусство

    История

    Масс-медиа

    Физкультура, спорт, туризм

    Повседневная жизнь и быт

    ЧП и преступность

    Города: Алзамай | Ангарск | Байкальск | Бирюсинск | Бодайбо | Братск | Вихоревка | Железногорск-Илимский | Зима | Иркутск | Киренск | Нижнеудинск | Саянск | Свирск | Слюдянка | Тайшет | Тулун | Усолье-Сибирское | Усть-Илимск | Усть-Кут | Черемхово | Шелехов

    Районы: Аларский | Ангарский | Балаганский | Баяндаевский | Бодайбинский | Боханский | Братский | Жигаловский | Заларинский | Зиминский | Иркутский | Казачинско-Ленский | Катангский | Качугский | Киренский | Куйтунский | Мамско-Чуйский | Нижнеилимский | Нижнеудинский | Нукутский | Ольхонский | Осинский | Слюдянский | Тайшетский | Тулунский | Усольский | Усть-Илимский | Усть-Кутский | Усть-Удинский | Черемховский | Чунский | Шелеховский | Эхирит-Булагатский

    Крупные и соседние регионы: Иркутская область | Байкал | Усть-Ордынский бурятский округ | Бурятия | Якутия | Монголия |

    Stay

  • Спецпроекты Энциклопедии районов Новые статьи энциклопедии Изменения и дополнения Карта-справочник Иркутска Научная энциклопедия Словник Irkipedia english Карта-справочник Ангарска Атласы и карты Библиотека Медиатека Карта-справочник Шелехова Топонимика и ономастика Национальный мир Как искать? Карта-справочник Братска Stay
  • Карты
    Атлас азиатской России

    Уникальное дореволюционное издание 1914 года. Широкая панорама Сибири и Туркестана, разных сфер их самобытной жизни

    Атлас Байкала

    Итог многолетней работы российских учёных – атлас Байкала, изданный в 1993 году и до сих пор не потерявший актуальности.

    Байкальский регион

    Атлас иркутского академического Института географии: “Природные ресурсы, хозяйство и население Байкальского региона”.

    Все карты

    Около 600 карт области: физических, общественно-политических, геологических, исторических, климатических и многих других.

    Stay

  • О проекте

    Ресурсы Иркипедии

    Библиотека

    Медиатека

    Хронологический справочник

    Библиографический справочник

    Источники Иркипедии

    Памятники, достопримечательности, охраняемые территории

    Топонимика и ономастика

    Списки, цифры, каталоги

    Stay

  • Машина времени

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий