Антон Григорьевич Рубинштейн: “Не забывайте делать невозможное, чтобы достигнуть возможного”

image Персона Годы жизни: 28 ноября 1829 — 20 ноября 1894 Страна рождения: Российская империя Сфера деятельности: Композитор , Исполнитель , Общественный деятель

Антон Григорьевич Рубинштейн был личностью поистине ренессансного масштаба. Его могучий талант проявился во множестве областей, связанных с музыкой. Выдающийся пианист, он много концертировал в России, Европе и Америке; оставил сотни сочинений. Будучи руководителем созданного им же Русского музыкального общества (РМО), Рубинштейн дирижировал первыми симфоническими концертами общества, занимался просветительской и благотворительной деятельностью, преподавал и читал лекции. По его инициативе в Петербурге была основана первая русская консерватория.

Семья. Начало творческого пути

Рубинштейн родился в зажиточной еврейской семье в 1829 году. Отец, купец второй гильдии, был родом из Бердичева; мать происходила из Прусской Силезии, так что вторым языком в семье являлся немецкий. У Антона был младший брат Николай — одаренный пианист, который по следам брата основал в Москве вторую русскую консерваторию и возглавил московское отделение РМО. И две сестры: одна из них стала преподавателем музыки, другая — камерной певицей. Семья Рубинштейнов крестилась и приняла православие, когда маленькому Антону было два года.

Первые уроки музыки Рубинштейн получил у своей матери, а в восьмилетнем возрасте мальчик начал обучаться у лучшего педагога Москвы — Александра Ивановича Виллуана. В десять лет Рубинштейн впервые выступил в благотворительном концерте. В 1840 году Виллуан повез ученика в Париж, для поступления в консерваторию. Однако Антон в консерваторию так и не поступил, зато познакомился с Фридериком Шопеном и Ференцем Листом, который назвал его «своим преемником» и посоветовал отправиться в турне по Европе.

Так началась пианистическая карьера Рубинштейна. Он поехал с Виллуаном в Германию. Оттуда — в Голландию, Англию, Норвегию, Швецию, затем в Австрию, Саксонию и Пруссию, выступив практически при всех европейских дворах.

Вернулись они в Москву спустя два с половиной года; через год, в 1844-м, мать повезла его и младшего сына Николая в Берлин, где оба брали уроки у знаменитого мастера контрапункта Зигфрида Дена — того самого, у которого занимался Михаил Глинка. Затем пути матери и сына разошлись: мать вернулась в Москву с Николаем, получив известие о разорении и смерти мужа. А 17-летний Антон решил попытать счастья в Вене; жил там впроголодь, пробавляясь грошовыми уроками и пением в церкви. Лист и тут помог ему, устроив турне с флейтистом Гейнделем в Венгрию. В 1849 году Рубинштейн вернулся в Петербург.

Пианист

Известность Рубинштейна как пианиста сравнима со славой Ференца Листа. Современники отмечали:

В сезоне-1872/73 Рубинштейн совершил со скрипачом Генриком Венявским турне по Северной Америке, сыграв за восемь месяцев 215 концертов и получив за это неслыханный по тем временам гонорар — 80 тысяч рублей.

Знаменитые циклы «исторических концертов», которые Рубинштейн сыграл в 1885–1886 годах во всех европейских столицах — Санкт-Петербурге, Берлине, Вене, Париже Лондоне, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе (по семь концертов в каждом городе), — сделали его мировой знаменитостью. И каждый раз пианист повторял серию бесплатно — для учащихся и педагогов.

На излете своего директорства в консерватории Рубинштейн прочитал студентам «Курс фортепианной литературы», сопровождая лекции собственными музыкальными иллюстрациями, составленными из 800 пьес. Последний раз Рубинштейн сыграл на благотворительном концерте в пользу слепых в Санкт-Петербурге в 1893 году.

Просветитель

Несмотря на мировую славу, важнейшим своим делом Рубинштейн почитал музыкальное просвещение. Он стоял у истоков профессионального музыкального образования в России, переломив существующее мнение о том, что музыка — это удел дилетантов-аристократов.

Два величайших свершения, две важнейших институции двинули вперед дело музыкального образования: это Русское музыкальное общество (РМО), учрежденное при покровительстве великой княгини Елены Павловны в 1859 году, и первая русская консерватория, учрежденная тремя годами позже на основе музыкальных классов при РМО. В консерватории Рубинштейн вел классы фортепиано, ансамбля, инструментовки, оркестровый и хоровой. И одним из первых выпускников Петербургской консерватории был Петр Ильич Чайковский.

Сам Рубинштейн первым сдал экзамены по нескольким предметам и получил официальный диплом «свободного художника», прежде чем возглавить консерваторию, директором которой он становился дважды: с 1862 по 1867 и с 1887 по 1891 год.

На открытии консерватории Антон Рубинштейн произнес речь, основные постулаты которой актуальны и сегодня:

Композитор

Несмотря на славу пианиста и общественного деятеля, обласканного верховной властью, Рубинштейну не всё давалось легко. Он так и не был по-настоящему признан как композитор при жизни. Его стилистические разногласия с «Могучей кучкой» — композиторами, которые представляли в русской музыке «почвенное» направление — иногда приобретали характер острого противостояния.

Рубинштейн оставил огромное количество сочинений, среди которых — 14 светских и четыре духовные оперы, шесть симфоний, несколько увертюр и симфонических поэм, пять фортепианных концертов, масса камерной инструментальной музыки, песен и романсов.

Многие современники считали его композиторские работы посредственными: слишком многословными, гармонии — предсказуемыми, а мелодизм — банальным. Несмотря на отдельные несомненные удачи — оперы «Демон» (1871), «Маккавеи» (1874), «Нерон» (1877), «Суламифь» (1883), Вторую симфонию «Океан» — не так уж много музыки Рубинштейна звучит сегодня. Можно вспомнить разве что романс «Ночь», «Эпиталаму» из оперы «Нерон» да несколько арий и хоров из «Демона». Плодовитость Рубинштейна не стала залогом качества его музыки.

Композитор Антон Рубинштейн умер в Петергофе. Его похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, а позднее перезахоронили в Некрополе мастеров искусств.

Автор: Гюляра Садых-заде

Биография

Антон Рубинштейн – известный пианист, дирижер и композитор, прославился в русской культуре как основатель Санкт-Петербургской консерватории и педагог Петра Ильича Чайковского. Виртуозное исполнение серии из 7 фортепианных концертов в конце XIX века заслужило всемирное признание и познакомило слушателей с многовековой историей музыки. Талант сочинителя проявился в сотне произведений, среди которых наибольшей популярностью пользовались опера «Демон», балет «Виноградная лоза» и оратория «Суламифь».

Детство и юность

Биография Антона Григорьевича Рубинштейна началась 28 ноября 1829 года в небольшом приднестровском селе Выхватинец Балтского уезда Подольской губернии. Родители, евреи по национальности, происходили из Правобережной Украины и Прусской Силезии. В 1833 году все члены фамилии Рубинштейн во главе с отцом Григорием Романовичем и матерью Калерией Христофоровной приняли православие и получили право переехать в Москву и открыть собственное дело.

image
Портрет Антона Рубинштейна. Художник Илья Репин / Государственная Третьяковская галерея

Кроме Антона, в семье были другие дети, которые прославились в разных областях науки и культуры. Старший брат будущего пианиста Яков стал доктором, а сестры Любовь и София снискали славу учителя музыки и камерной певицы. Младший ребенок Николай Рубинштейн посвятил жизнь искусству и вслед за братом в 1866 году основал вторую российскую консерваторию в Москве и проработал там до самой смерти.

Обустроив быт в просторном доме на Ордынке, отец занялся делами на карандашно-булавочной фабрике, а на плечи матери легли заботы о воспитании и образовании потомства. Будучи хорошей пианисткой, она научила Антона играть на инструменте и подготовила к поступлению в класс прославленного педагога Александра Ивановича Виллуана.

7-летний Рубинштейн продемонстрировал выдающиеся способности, и с 1839 года учитель разрешил ему выступать публично. Еще через год отрок с наставником отправились с концертами в Европу и побывали в обществе английской королевы Виктории и великих композиторов Ференца Листа и Фредерика Шопена.

Антон Рубинштейн и его брат Николай / Википедия

В 1844 году Антон ненадолго вернулся в Россию, а потом в сопровождении матери и брата Николая уехал в Берлин, чтобы обучаться музыке у знаменитых иностранных педагогов Теодора Куллака и Зигфрида Дена и заводить знакомства в европейской культурной среде.

Во второй год пребывания в Германии семья получила известие о кончине Григория Рубинштейна. Калерия Христофоровна с Николаем отбыли в Москву для организации похорон, а Антон отправился в австрийскую столицу для совершенствования исполнительских навыков игры на фортепиано.

Впрочем, самостоятельная жизнь не пришлась по вкусу молодому человеку, а частные уроки не приносили прибыли. По этим причинам в 1849 году музыкант вернулся на родину и благодаря протекции супруги великого князя Михаила Павловича осел в Петербурге и занялся преподаванием и творческой карьерой.

Музыка

В российском культурном обществе Рубинштейна сразу заметили. Талант пианиста оценили во время регулярных выступлений перед императорской семьей и представителями знатных фамилий. Такой успех позволил повзрослевшему музыканту познакомиться с именитыми русскими коллегами, среди которых были члены кружка «Могучая кучка» Михаил Иванович Глинка и Александр Сергеевич Даргомыжский, а также прославленные исполнители Матвей Юрьевич Виельгорский и Карл Багданович Шуберт.

Дирижер Антон Рубинштейн. Художник Илья Репин / Государственный Русский музей

Под их влиянием Рубинштейн дебютировал в роли дирижера и в 1852 году представил публике «Дмитрия Донского», ставшего первым крупным произведением собственного сочинения. За ним следуют короткие оперы «Сибирские охотники», «Месть» и «Фомка-дурачок», в которых начинающий композитор использовал темы и мелодии народов России, отдавая дань модным музыкальным веяниям современности.

В середине 1850-х годов Антон Григорьевич предпринял попытки основания в столице специализированной академии, но, не имея поддержки, сдался и оставил эту идею до лучших времен.

Произведения композитора оказались невостребованными, и ни один российский театр не брался за их постановку. В итоге Рубинштейн уехал за границу и с помощью старого знакомого Ференца Листа представил публике одноактную оперу «Сибирские охотники». Кроме того, музыкант дал сольный фортепианный концерт в немецком городе Лейпциг, после успеха которого его пригласили в длительное турне по Европе.

Вадим Новиков – «Мелодия», Антон Рубинштейн

Гастроли, длившиеся 4 года, сделали Антона Григорьевича мировой знаменитостью и пробудили жажду дальнейшей работы. Находясь на подъеме, пианист уговорил великую княгиню Елену Павловну выделить средства на создание Русского музыкального общества, в рамках которого начались регулярные выступления симфонического оркестра под управлением Рубинштейна.

Следующим шагом музыканта и дирижера стала организация музыкальных учебных классов, где одаренная молодежь могла оттачивать навыки исполнительского искусства. Когда к осени 1861 года число студентов возросло, в Санкт-Петербурге открыли первую российскую консерваторию, а Антон Григорьевич начал исполнять обязанности директора, дирижера и преподавателя инструментовки и фортепиано.

Творческая элита во главе с представителями «Могучей кучки» не сразу приняла идею создания академического музыкального учреждения. Лишь в 1871 году, после того как одним из первых учеников Рубинштейна стал Чайковский, композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков согласился присоединиться к профессорскому составу.

При дворе консерватория также вызывала негативные мнения, и после конфликта с правящей фамилией директора вынудили уйти в отставку. Правда, в 1887 году Антон Григорьевич вернулся и руководил учебным заведением последующие несколько лет. Именно в этот период знаменитый русский художник Илья Репин нарисовал портрет, изображавший дирижера за любимым занятием.

Во время преподавания Рубинштейн хотел научить студентов быть истинными художниками, постоянно стремящимися к совершенству. Для того чтобы развивать собственное мастерство, пианист продолжал концертировать и сочинять песни, романсы, симфонии и другие произведения. В начале 1970-х годов композитор сочинил оперу «Демон», основанную на одноименном произведении Михаила Юрьевича Лермонтова, а затем 3 года ждал решение Мариинского театра о постановке.

Сразу после премьеры лирическая драма с проникновенными мелодиями оставила публику и критиков равнодушными, но после смерти автора, когда главную партию спел знаменитый Федор Шаляпин, опера стала знаменитой и на протяжении нескольких сезонов собирала аншлаги в разных странах.

Дмитрий Хворостовский и Асмик Григорян – Опера «Демон»

Другими удачными творениями композитора стали симфония «Океан», оратории «Христос» и «Суламифь» и исторические оперы «Нерон», «Маккавеи» и «Фераморс». Остальные произведения не смогли превзойти славу создателя, который ни на минуту не прекращал радовать публику фортепианной игрой.

В 1872-1873 годах музыкант в компании скрипача Генрика Венявского дал за 8 месяцев 215 концертов в Северной Америке, а спустя 10 лет триумфально выступил во всех европейских столицах. Цикл, состоящий из 8 выступлений в каждом городе, вошел в историю музыки и до сих пор считается непревзойденным рекордом того времени.

В последний раз публика увидела пианиста на благотворительном мероприятии в Санкт-Петербурге незадолго до смерти, в 1893 году.

Личная жизнь

О личной жизни Антона Рубинштейна известно совсем немного. Основные факты связаны с Петергофом, где пианист с молодой женой Верой Александровной Чикуановой впервые появился в 1866 году.

В дальнейшем семья, в которой появились трое детей, приобрела дом в этом живописном городке под Санкт-Петербургом и разместилась в деревянной постройке с башней, террасой и фруктовым садом.

Документальный фильм “Антон Рубинштейн. Истории из жизни российских музыкантов”

Кабинет Рубинштейна находился на 2-м этаже и был оборудован согласно его скромному вкусу. Там находились черный рояль, диван и этажерка с нотами, а на стенах висели фотографии жены и детей: Якова, Анны и Александра. Именно там композитор сочинил мелодию «Стрекот цикад» и другие произведения, наполненные звуками природы.

Гостеприимная хозяйка Вера Александровна окружала мужа уютом и не давала скучать, приглашая в гости членов культурного общества России. На даче Рубинштейнов часто бывали московский голова С. М. Третьяков, художник Э. К. Липгарт, музыкант К. Ю. Давыдов и поэт Я. Полонский.

Смерть

В 1893 году Рубинштейн потерял младшего сына Якова Антоновича, умершего в 20-летнем возрасте. Утрата, усугубленная серьезной простудой, подхваченной на гастролях в Дрездене, подкосила здоровье пианиста.

Вернувшись на дачу в мае 1894 года, Антон Григорьевич с головой окунулся в работу и окончательно «добил» измотанный организм. Врачи и близкие просили его изменить образ жизни и уделить время отдыху, но музыкант никого не слушал.

Могила Антона Рубинштейна / Алекс Бахарев, Википедия

В итоге к концу осени Рубинштейн постоянно пребывал во взбудораженном состоянии и начал страдать от бессонницы и боли в левой руке. Вечер 19 ноября пианист провел за картами в компании друзей и близких, а ночью у него возникли трудности с дыханием, едва позволившие дожить до приезда врачей.

Растирание и подача кислорода не спасли великого музыканта, и причиной его смерти 20 ноября 1894 года стал острый сердечный приступ.

В течение недели гроб с телом Рубинштейна стоял в зале петергофской дачи, а затем его перевезли в Троицкий собор столицы и после отпевания похоронили на кладбище Александро-Невской Лавры.

Произведения

  • 1849-1850 – «Дмитрий Донской»
  • 1850 – Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор
  • 1851 – Симфония №2 до мажор «Океан»
  • 1852 – «Сибирские охотники»
  • 1857 – Соната для виолончели и фортепиано № 2 соль мажор
  • 1861 – «Русалка» (кантата для соло, женского хора и оркестра)
  • 1862 – «Фераморс»
  • 1869 – Симфоническая поэма «Иван Грозный»
  • 1871 – «Демон»
  • 1875-1876 – «Нерон»
  • 1880 – «Купец Калашников»
  • 1884 – «Попугай»
  • 1888 – «Горюша»

Антон Рубинштейн

Некоторым композиторам и культурным деятелям удаётся не только внести своё имя в историю национального или мирового музыкального искусства, но и оказать колоссальное влияние на его развитие и восприятие в целом, взрастить десятки и сотни новых талантов, многие из которых способны будут вписать на скрижали истории уже свои инициалы. Одним из таких композиторов был и Антон Григорьевич Рубинштейн – фигура колоссального масштаба в русском культурном сообществе.

Краткую биографию Антона Рубинштейна и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

 

Краткая биография Рубинштейна

Будущий маэстро впервые увидел свет в 1829 году, в небольшом селе Выхватинец, что располагалось в Балтском уезде Подольской губернии. Поскольку мать Антона Григорьевича была родом из Прусской Силезии, в семье, помимо основного, звучал также язык Шиллера и Гёте. Отец Рубинштейна был простым купцом, его супруга занималась воспитанием детей, которых в семье, включая самого Антона, было пятеро. Именно мать оказала огромное влияние на будущую карьеру композитора, преподав сыну его первые уроки музыки.

К слову, талантами в семействе блистал не только Антон: его младший брат, Николай, превосходно играл на пианино, и много позже стал главой московского отдела РМО, возглавив в Москве крупную российскую консерваторию. Две сестры Антона также избрали музыку своей основной профессией: одна построила карьеру камерной певицы, а другая занялась преподаванием музыкального искусства. «Исключением» в семье выступил лишь старший сын Яков: его стезёй стала медицина.

В 1833 году семья Рубинштейнов, приняв православие, переезжает в Москву, где у отца будущего мэтра появляется возможность открыть собственное дело. Когда Антону исполнилось восемь, его отдали на обучение к Александру Ивановичу Виллуану: одному из лучших педагогов Москвы того времени. Впервые на сцену Антон попал уже в десять: он выступил в рамках благотворительного мероприятия.

Виллуан, заметив огромный потенциал ученика, в 1840 году настоял на отправлении Антона в Париж, чтобы тот мог поступить во французскую консерваторию, однако стать «альма-матер» для русского таланта консерватории было не суждено. Впрочем, поездка в Европу не прошла зря: Рубинштейн обзавёлся новыми знакомствами в лице Фредерика Шопена и Ференца Листа, который даже нарекал молодого пианиста своим преемником.

 

Совет Листа отправиться в тур по Европе Рубинштейн решил как можно скорее воплотить в жизнь. Вместе с Виллуаном они дали целый ряд концертов в европейских странах: от Германии через Голландию, Британию и Норвегию до Швеции, Австрии, Саксонии и Пруссии. Турне закончилось только через два с половиной года, когда пианист снова вернулся в Москву, однако пребывание в ней не затянулось надолго: уже через год мать увезла Антона и Николая (младшего сына семьи Рубинштейнов) в столицу Германии. Там Антон нашёл себе нового наставника, маэстро контрапункта Зигфрида Дена, у которого в своё время брал уроки сам Глинка.

Тем временем, Григорий Рубинштейн в Москве потерял свой бизнес, и вскоре умер. Супруга его, получив горестное известие, отправилась на родину, а Антон решил переехать в Вену. Самостоятельная жизнь у 17-летнего талантливого пианиста поначалу не задавалась: приходилось добывать себе пропитание, давая дешёвые уроки игры на инструменте и выступая при церкви. На помощь голодающему таланту вновь пришёл Лист: вместе с перспективным флейтистом Гейнделем он отправил Антона в тур по Венгрии.

В 1849-ом Рубинштейн переезжает в Петербург, и с того времени начинает успешно строить карьеру на родине, не забывая периодически выбираться с турне и за границу. Маэстро неоднократно выступал не только в Европе, но и в Северной Америке. Оперы Рубинштейна понемногу стали пользоваться популярностью и ставиться на большой сцене, а к 1865 году карьера его ощутимо пошла в гору. В этом же году уже состоятельный и всемирно известный композитор взял себе в жёны княжну Веру Александровну Чекуанову, которая впоследствии родила ему троих детей.

Осенью 1894 года великого композитора не стало. Своё здоровье Рубинштейн подорвал ещё годом ранее, когда кончина младшего сына нанесла тяжелейший удар по физическому и психологическому состоянию Антона Григорьевича. Мэтр также не уделил должного внимания серьёзной простуде, которую подхватил, давая один из концертов в Дрездене. Измотанный болезнями и постоянным стрессом организм не смог долго выносить тяжелые рабочие нагрузки, и 20 ноября 1894-го врачи констатировали смерть Антона Рубинштейна от сердечного приступа.

Интересные факты об Антоне Рубинштейне

  • Композитор, который знал, что такое голод и нужда, придя к международной славе, никогда не забывал о помощи другим. Так, в 1893 году в Санкт-Петербурге он принял участие в благотворительном концерте для людей с нарушениями зрения.
  • Несмотря на великую славу и успех в качестве музыканта, как композитор Рубинштейн при жизни так и не был признан. В основном, виной тому – разногласия и споры с представителями так называемой «Могучей кучки» русских музыкантов: слишком уж разнились стилистические взгляды на творчество у величайших представителей российской музыкальной культуры своего времени.
  • В период с 1872 по 1873 году Рубинштейн в рамках своего обширного турне по Северной Америке дал в общей сложности 215 концертов за 8 месяцев. Помогал артисту в этом нелёгком деле польский скрипач и талантливый композитор Генрик Венявский.
  • Выступления в Северной Америке, согласно историческим источникам, принесли композитору 80 тысяч рублей гонорара, что сейчас вполне сравнимо с теми невиданными для рядового обывателя суммами, которые получают поп-звёзды за международные гастроли.
  • Знаменитейшая сегодня опера «Демон» Рубинштейна целых три года ждала разрешения на постановку от Мариинского Театра.
  • В первой консерватории на территории России, основанной и возглавляемой самим же Рубинштейном, в своё время получал музыкальное образование непревзойдённый Пётр Ильич Чайковский.
  • Идея создания российского академического музыкального учреждения «Могучей кучке» поначалу пришлась не по душе. Только после того, как Чайковский вступил в ряды учеников Рубинштейна, Римский-Корсаков согласился с целесообразностью такого решения и вместе с несколькими другими выдающимися представителями музыкальной элиты присоединился к профсоюзу.
  • Рубинштейну во время работы в консерватории приходилось быть и её директором, и дирижёром оркестра, и преподавателем фортепиано, хорового пения.
  • Дирижирование Рубинштейна в своё время увековечил на холсте гениальный Илья Репин. Художник очень любил музыку, и состоял с Антоном Григорьевичем в тёплых, дружеских отношениях. Всего Репин написал три портрета мастера, один из которых отправился в частную коллекцию одного из самарских купеческих семейств. Много позже, в 1918 году портрет вместе с другими картинами коллекции приобрёл статус национального достояния и перекочевал в местный музей.
  • Княжна Вера Александровна, с которой мастер решил связать свою жизнь, была гостеприимной и весёлой хозяйкой: члены культурного сообщества России регулярно гостили на даче у Рубинштейна. Среди них можно было встретить статского советника, предпринимателя, коллекционера и мецената Сергея Михайловича Третьякова, художника Эрнста Карловича Липгарта, музыканта Карла Юльевича Давыдова и поэта Якова Полонского.
  • Директором консерватории Антону Григорьевичу довелось побыть дважды: с 1862 по 1867 и с 1887 по 1891 годы.
  • Посвящая студентов консерватории в авторский «Курс фортепианной литературы», маэстро не забывал разбавлять лекционный формат собственными музыкальными вставками.
  • Выступая перед императорским семейством, Рубинштейн произвёл колоссальное впечатление на его членов. Сам Николай I восхищался виртуозной игрой мастера.
  • После того, как композитор в первый раз покинул пост директора консерватории, он вновь решился на европейское турне. Как и прежде, за границей игру мастера оценили по достоинству, и ему даже пришлось тактично отказываться от весьма заманчивого предложения немецкого герцога Карла Александра остаться при его дворе в Веймаре.
  • Благодаря опере «Демон», российская оперная культура получила таких замечательных певцов, как Фёдор Шаляпин, Борис Штоколов и Иоаким Тартаков.
  • Оперу «Купец Калашников», дирижировал которой сам Рубинштейн, дважды запрещали в России. Некоторым из власть имущих не понравилось, что на театральных декорациях изображены иконы.
  • Незадолго после того, как Антон Григорьевич вновь возглавил музыкальную консерваторию, ему было присвоено звание почётного гражданина Петергофа. Именно в этом городке располагалась его дача, где и проходили многие вечера культурной элиты того времени.

Творчество Антона Рубинштейна

Первым серьёзным произведением Рубинштейна можно считать оперу «Куликовская битва» (1852), известную также, как «Дмитрий Донской». После этого мастер успешно выпускает оперы «Месть», «Сибирские охотники» и «Фомка-дурачок». Примечательно, что в последних трёх произведениях чувствуется веяния «народного» звучания. Таким образом композитор отдавал дань уважения русскому фольклору. Опера «Сибирские охотники» была представлена также и за границей, не без очередной помощи старого знакомого Рубинштейна, Ференца Листа.

Прославившая своего автора как композитора опера «Демон» увидела свет в начале 1870-х. Правда, головокружительный успех после премьеры на «Демона» обрушен не был: публика осталась фактически равнодушна к глубокой лирической драме с проникновенной музыкой. Лишь после того, как к главной партии оперы приложил свою руку (а точнее – свой голос) Фёдор Шаляпин, произведение обрело настоящую популярность и стало узнаваемым не только на территории нашей страны, но и за её пределами.

Среди прочих однозначно удавшихся произведений автора стоит выделить оперы «Фераморс», «Маккавеи» и «Нерон». Высокой популярностью пользовались оратория «Христос», симфония под названием «Океан». Оперные критики также придерживались положительного мнения об оратории «Суламифь».

Если же говорить о Рубинштейне как о музыканте, то пиковой точкой его карьеры можно назвать «Исторические концерты», сыгранные в 1885-1886 годах в России и западной Европе. Цикл выступлений включал в себя 175 различных музыкальных произведений. Впоследствии Рубинштейн повторил выступление уже бесплатно, сыграв только перед педагогами и учащимися.

Польский самородок

Влияние Рубинштейна на мировую музыкальную культуру можно представлять не только в виде совокупной ценности написанных и сыгранных мастером произведений, но и в виде множества талантливых учеников, которым мэтр обеспечил «дорогу в мир». Одним из таких был знаменитый Иосиф Гофман, с детства славившийся своим талантом игры на пианино.

С Гофманом композитор познакомился во время своего пребывания в Дрездене в 1892 году. Юному польскому дарованию удалось пробиться на прослушивание у Рубинштейна. Гофман произвёл ощутимое впечатление на Рубинштейна своей талантливой игрой, и мэтр принял его в качестве своего единственного частного ученика. Занятия было решено проводить дважды в неделю.

После успешнейшего исполнения Четвертого концерта своего учителя на большой сцене в 1894 году, Гофман услышал от Рубинштейна, что мастеру больше нечего преподать своему ученику. Сыгранное произведение прочно закрепилось в концертном репертуаре Гофмана.

Вне всякого сомнения, Антон Рубинштейн был крупнейшим культурным деятелем своего времени, одним из первых русских музыкантов, добившихся мирового признания, человеком, не щадившим себя ради музыкального просвещения общества, в котором ему довелось жить. Наследие, оставленное этим композитором, трудно переоценить, и напомнить о нём сегодня нам может не только скромный памятник мастеру, открытый в Петергофе, но и десятки знаменитых на весь мир произведений за авторством как самого Рубинштейна, так и его учеников.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм об Антоне Рубинштейне

  • Статьи
  • /
  • История
image
Русский пианист, дирижер и педагог Николай Рубинштейн (слева) и русский композитор, дирижер и педагог Антон Рубинштейн. Фотохроника РИА Новости

Жили-были два брата – пианист Антон Рубинштейн и пианист Николай Рубинштейн. Старший, Антон Григорьевич, в 1862 году основал консерваторию в русской столице, в Санкт-Петербурге. А младший, Николай Григорьевич, в 1866 году основал консерваторию во втором по значимости русском городе, в Москве.

Братья старались соблюдать субординацию.

Человек мира

Антон Рубинштейн, будущий знаменитый композитор, пианист, дирижер, педагог, благотворитель и общественный деятель родился в 1829 году в селе Выхватинец Подольской губернии, в многодетном семействе купца второй гильдии.

Отец занимался земельной арендой, зато мать Калерия Христофоровна, корнями из прусского Бреслау (ныне польский Вроцлав), столицы Силезии, была профессиональным музыкантом.

Именно мать дала Антону первые уроки фортепиано. А в возрасте семи лет мальчик уже обучался у французского композитора Александра Ивановича Виллуана. В то время семья Рубинштейнов проживала в Замоскворечье, в доме в Толмачевском переулке.

Мальчик явно талантлив. Антону было чуть больше десяти лет, когда Александр Иванович повез его в турне по Европе. Ничего удивительного, Рубинштейн был классическим вундеркиндом.

К счастью, деньги на эту поездку нашлись, отец, в дополнение к своим земельным гешефтам, открыл в Первопрестольной небольшое карандашно-булавочное производство.

Франция, Англия, Норвегия, Швеция, Германия, Австрия. Был представлен Шопену и Ференцу Листу, обласкан британской королевой Викторией. Путешествие вышло насыщенным.

С 1844 по 1846 годы Антон вместе с братом Николаем (как мы помним, будущим основателем московской консерватории) получает музыкальное образование в Берлине. Затем была Вена, где он уже сам дает уроки. Пять лет в России – и по-новой: Веймар, Лейпциг, Берлин, Вена, Мюнхен, Гамбург, Ницца, Лондон, Париж, Прага, Будапешт. Имел успех. Немцы за мощное фортиссимо прозвали его Северным Чудовищем.

Рубинштейн – классический человек мира. Или, как писал о нем Александр Амфитеатров, «Антон Григорьевич Рубинштейн был типическим человеком «окна в Европу»: петербургский житель и заграничный странник».

Но в 1858 году все неожиданно заканчивается. Блудный сын возвращается на родину, чтобы оставшиеся 36 лет жизни посвятить служению своей стране.

Забывчивый пианист

image
Будущий великий русский композитор, дирижер, пианист Антон Рубинштейн (1829 -1894 гг.) в 13-летнем возрасте. Репродукция литографии Альберта Деккера, сделанной в Вене в 1842 г. во время большого концертного тура юного пианиста по Европе.

Антон Рубинштейн поселяется в Санкт-Петербурге. Уже на следующий год после возвращения благодаря его усилиям в стране начинает действовать Русское музыкальное общество, знаменитая «музыкалка».

Ему покровительствует в этом деле великая княгиня Елена Павловна, вдова великого князя Михаила Павловича, который, в свою очередь, был дядей действующего императора Александра II. Седьмая вода на киселе, а все равно протекция работает. Особенно ее финансовая составляющая – великая княгиня жертвует на благородный проект личные средства.

Цель нового общества – распространение музыкальной культуры или «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России, и поощрение отечественных талантов», как говорится в уставе. Отделения общества открываются сначала в столицах, а затем и в других городах – Воронеже, Киеве, Казани, Харькове, Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове, Омске, Тобольске.

Себе Антон Григорьевич отводит скромную роль руководителя, координатора и, фактически, штатного дирижера Санкт-Петербургского отделения.

С «поощрением отечественных талантов» все обстоит несколько сложнее. Концертов и незначительных материальных пособий для этого явно недостаточно. Таланты нужно обучать. И в 1860 году при новом обществе открываются музыкальные классы.

Однако классы – это как-то несерьезно. Отдает любительщиной, профанацией. Нужно полноценное высшее учебное заведение с конкурсным отбором, с продуманной, рассчитанной на несколько лет программой обучения авторитетными композиторами за лекторской кафедрой, системой оценок и выдачей престижного диплома.

И Рубинштейн решает открывать консерваторию.

С одной стороны, массовая музыкальная культура еще пребывала в зародыше. Многочисленные крестьянские зазывалки и частушки со здоровым матерком даже не претендовали на серьезное к ним отношение. Смиренно дожидались Митрофана Пятницкого, который выведет всех этих балалаечников на престижные сцены и в модные салоны. Был, конечно, городской романс, но в дозах гомеопатических. Пели цыганские романсы и казачьи песни.

С другой стороны, в России уже были свои композиторы. Алябьев, Глинка, Дегтярев. Всходила яркая звезда – Петр Ильич Чайковский. Да, пока это были отдельные личности, о какой-либо особой русской музыкальной школе говорить пока еще не приходилось. Но уже было с чем работать.

Словом, момент назрел и час настал. Самое время открывать консерваторию.

Что, собственно, и произошло в 1862 году. На открытии нового образовательного учреждения Рубинштейн говорил: «Учащиеся… должны не желать выходить из этих стен иначе как истинными художниками. Только тогда они будут в состоянии приносить пользу своему отечеству и самим себе».

Сам же Антон Григорьевич принял на себя несколько новых, уже консерваторских функций. Он – директор, дирижер оркестра и хора, а также профессор по классам фортепиано и инструментовки. Свободного времени не стало совсем. Его, впрочем, и раньше не было.

Тем не менее, Антон Григорьевич продолжает концертировать, гастролировать, сочинять музыку. А пианист он был великолепный. Бельгийский композитор Анри Вьетан писал: «Его власть над роялем – это нечто невообразимое; он переносит вас в другой мир; все механическое в инструменте забыто».

При этом он был человеком увлекающимся и рассеянным. Часто – о, ужас! – во время концерта вообще забывал, что играет. Сергей Рахманинов писал: «Я помню, как однажды на одном из концертов он играл «Исламея» Балакирева. Что-то отвлекло его внимание и, очевидно, он совершенно забыл сочинение, но продолжал импровизировать в манере балакиревской пьесы.

Минуты через четыре он вспомнил остальную часть и доиграл до конца. Это очень раздосадовало его, и следующий номер программы он играл с предельной точностью, но, как ни странно, его исполнение потеряло чудесное очарование момента, в котором подвела его память.

Рубинштейн был воистину несравненен, может быть даже и потому, что был полон человеческих порывов, а его исполнение – далеким от совершенства машины».

Кстати, сказать, виртуозом он не был. Отчасти из-за своей физической особенности – широких ладоней и коротких пальцев. Многие музыкальные критики того времени называли его руки «лапами».

Зато Влас Дорошевич писал, что он касался клавишей рояля, будто прикасался к жертвеннику.

«Вылитый из чугуна монумент»

image
Фото РИА Новости

В 1872 году была написана опера «Демон» – самая известная работа Рубинштейна и одно из лучших произведений русской музыкальной классики. А вскоре после этого начинается его восьмимесячное турне по американским штатам и канадским городам. Поездка проходит с огромным триумфом.

По возвращении Рубинштейн пишет: «Заработок в Америке положил основание моему материальному обеспечению. До тex пор его не было; только после Америки я поспешил приобрести недвижимость – собственность – дачу в Петергофе».

Оказывается, все это время Антон Григорьевич заботился исключительно об интересах России, зарабатывая для себя лишь самое необходимое. Гонорар же за турне составил 60 тысяч долларов.

Но Рубинштейн не был бы Рубинштейном, если бы потратил эти капиталы на себя. Если до этого его благотворительные жертвы состояли исключительно в собственном времени и силах (на консерваторию он, впрочем, тратил свои средства), то теперь к музыкальному обществу, консерватории и многочисленным благотворительным концертам прибавились еще и деньги.

Музыкальный критик Александр Вячеславович Оссовский уверял, что «денежная щедрость Рубинштейна замечательна; по приблизительному расчету, им было пожертвовано около 300 000 рублей на разные добрые дела, не считая безвозмездного участия в концертах в пользу всяких учащихся, которым А.Г. всегда покровительствовал, и не принимая во внимание тех раздач, которых никто не видел и не считал».

Душевные качества Антона Григорьевича упоминали почти все мемуаристы, вспоминавшие о Рубинштейне. Его любимый ученик Петр Ильич Чайковский уверял, что видел в нем «не только великого пианиста и композитора, но также человека редкого благородства, откровенного, честного, великодушного, чуждого низким чувствам, с умом ясным и бесконечной добротой».

Он магическим образом притягивал к себе людей, а портреты Рубинштейна-старшего писали Перов, Репин, Врубель и Крамской.

Антона Григорьевича очень любил Лев Толстой. Уверял, что он последний крупный русский композитор, в творчестве которого удачно сочетается и старое, и новое.

Однажды, на очередной волне своего опрощения Лев Николаевич крикнул, что искусство – греховная роскошь, и торжественно выбросил билет на концерт Рубинштейна. После чего слег с нервной болезнью, на самом деле ему очень хотелось побывать на том концерте.

Тогда Рубинштейн сам приехал к Толстому и весь вечер играл для него. Лишь после этого Лев Николаевич выздоровел.

Невольно позавидуешь тем, кому посчастливилось жить в одно время с этим удивительным человеком.

Выглядел Рубинштейн колоритно. Пианист С.Майкапар вспоминал: «По своей внешности Антон Григорьевич напоминал вылитый из чугуна монумент.

Невысокого роста, коренастый, широкоплечий, с прекрасно сформированной головой, окаймленной знаменитой львиной гривой, с бритым, смуглым лицом, сильно напоминавшим портреты Бетховена, тяжелыми, опущенными на глаза веками, Рубинштейн выделялся в любой толпе, вызывая впечатление необычайной силы и мощи и какой-то глубоко ушедшей в себя сосредоточенности. На всем его облике лежала печать гениальности.

О физической силе его рук рассказывали сказочные вещи. Не знаю, насколько это верно, но лица, близко знавшие Антона Григорьевича, говорили, что медный пятак он с легкостью переламывал пополам».

При этом был невероятно скромным. Не переносил аплодисментов – прерывал их мощными аккордами. А если его собирались качать, впадал в страшную панику и буквально отбивался от своих восторженных поклонников.

Антона Григорьевича можно было понять. В его концертной практике случалось всякое.

Мария Клавдиевна Тенишева вспоминала: «Играл он, как бог. Мы замерли, едва дыша. Но после скерцо Шопена, в котором он превзошел себя, всех охватил безумный восторг.

Поднялись крики, аплодисменты, что-то вроде сумасшествия. Вдруг я с ужасом вижу, как две неистовые шведки, стоявшие за ним, бросились вырывать у него волосы…

Рубинштейн вскочил, рванулся к двери, ведущей в комнату Маркези… Я очутилась возле, пропустила его в комнату, выскочила за ним и заперла дверь на ключ. Все это произошло в один миг. Он был взволнован, рассержен и, грузно опустившись в кресло, тяжело дышал».

* * *

Умер Антон Рубинштейн поздней осенью 1894 года на той самой даче в Петергофе. Гроб с телом композитора стоял там целую неделю, не иссякал поток желавших попрощаться. Похоронен в Александро-Невской лавре. Перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.

Дача, купленная на американский гонорар, сгорела в Великую Отечественную и была окончательно разобрана в 1944 году.

Вам важно, чтобы разговор на эту тему продолжился? Поддержите портал!

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий