Амет-Хан Султан: биография, интересные факты из жизни известного человека, кто еще из известных людей родился, умер 20 октября

Биография

В биографии летчика-истребителя Амет-Хан Султана, который не раз, рискуя жизнью, шел на таран, 603 боевых вылета. Враги, как огня боявшиеся аса, не зря дали ему прозвище «Черный дьявол», ведь в 130 воздушных сражениях он лично сбил тридцать немецких самолетов, поэтому неудивительно, что когда его эскадрилья поднималась в небо, фашисты приходили в ужас.

Детство и юность

Дважды Герой Советского Союза родился 20 октября 1920 года в городе Алупке. Отец летчика, Султан, являющийся по национальности дагестанцем, был обычным среднестатистическим работником, а мать, крымская татарка Насибе, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Их дом, расположенный у подножья гор, напоминал гнездо ласточек.

image
Амет-Хан Султан

В то время идеология интернационализма призывала уважать соседей, поэтому, когда после Гражданской войны на полуострове утвердился мир, его жители (русские, евреи, татары, немцы, греки) рука об руку выстраивали новую жизнь.

Амет-Хан, как и все приморские мальчишки, с детства мечтал о путешествиях в дальние страны. В мае 1935-го в Алупке проводился национальный праздник Хедерлез, на котором будущий летчик победил в борьбе куреш. Присутствующий на мероприятии директор Артека наградил талантливого парня путевкой в лагерь, в котором Султан впервые увидел самолет.

С того момента он жил мечтой подняться в небо. Это желание привело его в Симферопольский аэроклуб, а позже – в Качинское авиационное училище, в котором курсанты проходили ускоренный курс обучения.

image
Амет-Хан Султан в молодости

Качинская школа была главной по подготовке пилотов России. Амет-Хан быстро освоил теорию полета, тактику и навыки воздушной стрельбы. Кроме летной, были еще общевойсковая, строевая и физическая подготовки, а так же уставы и несение дежурства.

С марта по декабрь 1939 года юноша совершил 270 полетов, после которых в служебной характеристике летчика появилась запись, в которой говорилось, что в воздух курсант поднимался «с большим желанием». Выпускные экзамены Амет-Хан сдал успешно. Приказом наркома обороны от 5 марта 1940 года ему было присвоено звание младшего лейтенанта.

Султан прошел всю войну, от первого до последнего дня. Менялись самолеты от устаревшей «Чайки» до знаменитого «Ла-7», рос список сбитых им вражеских машин, добавлялись награды. Ас налетал многие тысячи километров, но в бесконечном пространстве войны существовало только одно место, в которое всегда стремилась душа летчика – родные края.

Памятник Амет-Хану Султану

Когда Крым оккупировали фашисты, чтобы поднять дух жителей, над деревнями разбросали листовки с описанием подвигов Амет-Хана, которые в итоге попали в Гестапо. Тогда от расстрела родителей Султана спасло только то, что их младший сын служил в немецкой комендатуре.

В тот период крымские татары оказались на перепутье – уйти в горы и сражаться с захватчиками или прогнуться и пойти на службу к немцам. Каждый поступал по совести, но большинство просто пыталось выжить. Стоит отметить и то, что немецкая пропагандистская машина работала изощренно, разжигая националистические чувства и играя на застарелых обидах, обещая отдать татарам Крым в вечное владение.

На самом деле гитлеровская верхушка планировала превратить Крым в подобие Готланда и заселить его немецкими колонистами, избавившись перед этим от местных жителей.

10 мая 1944 года русские войска освободили Севастополь. Впервые за время войны летчики 9 гвардейского полка были выведены на отдых. Тогда Амет-Хан узнал, что его родители пережили оккупацию и с ними все в порядке. Капитану дали краткосрочный отпуск, чтобы он навестил отца и мать. В Алупку ас приехал на двух машинах в сопровождении друзей, с которыми он каждый день поднимался в небо.

17 числа этого же месяца в дом к Султану вломились военные, которым было поручено задержать маму прославленного летчика и в связи с постановлением о высылке татар из Крыма отправить ее в сборный пункт. Только помощь боевых друзей сына помогла Насибе остаться в послевоенном Крыму.

Музей Амет-Хана Султана

После этого случая вера Амет-Хана в светлое будущее пошатнулась. Тогда же летчик узнал, что его младшего брата арестовали как пособника оккупантов. Султану разрешили увидеться с родственником. Ас хотел о многом спросить Имрана, но вопросы комом застряли в горле, когда он увидел осунувшееся лицо брата.

Выступая на заседании военного трибунала, Амет-Хан напомнил присутствующим, что тогда именно советская пропаганда листовками, в которых говорилось о его подвигах, поставила семью в безвыходное положение. Для Гестапо найти его родителей не представляло труда, и брат просто пытался уберечь мать и отца от расстрела. В дальнейшем Султан всячески помогал и поддерживал Имрана.

Военная служба

Начало Великой Отечественной войны младший лейтенант Амет-Хан встретил в 4-ом истребительном авиаполку под Кишиневом. В октябре 1941 года летчика назначили командиром 147-ой истребительной авиационной дивизии Юго-Западного фронта. К тому времени Султан уже произвел 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, за что был награжден орденом Красного Знамени.

Летчик Амет-Хан Султан

В характеристике 21-летнего летчика, составленной в те дни, командиры отмечали отважность, упорность и настойчивость Султана, называя его мастером воздушной разведки. Амет-Хан отменно владел самолетом, чувствуя машину как самого себя.

После Сталинграда уже капитан Амет-Хан участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, Мелитополя и Крыма.18 апреля1944 года к наградам прибавился еще один орден Ленина, а после очередного воздушного боя- орден Красного Знамени. В августе 1943-го Султану присвоили звание Героя Советского Союза, а в октябре боевые подвиги отметили второй Золотой Звездой.

Амет-Хан Султан в самолете

На протяжении всей войны немецкое командование больше всего опасалось авиаполка Хан-Султана, которого фашисты за его демонические танцы в небе прозвали Черным дьяволом.

Личная жизнь

К сожалению, в сети крайне мало информации, касающейся личной жизни летчика-истребителя. Достоверно известно только то, что Султан был женат на Фаине Максимовне, которая подарила ему двух сыновей – Станислава и Арслана.

Смерть

1 февраля 1971 года на сравнительно тихоходном серийном бомбардировщике «Ту-16», переоборудованном в летающую лабораторию для испытаний новых реактивных двигателей, Амет-Хан поднялся в небо. В этот день планировалось испытать новый мотор.

Когда экипаж приступил к выпуску двигателя, радист сообщил на «вышку» о начале выполнения летного задания. После этого самолет пропал с экранов радаров. Обгоревшую машину обнаружили с борта вертолета только через пару суток. Как установили впоследствии, летающую лабораторию разнесло на мелкие кусочки прямо в воздухе.

Тело находившегося в хвостовой части машины радиоинженера нашли быстро, а вот переднюю кабину и носовой отсек с остальными членами экипажа обнаружили только на четвертый день. Амет-Хант сидел в капитанском кресле. Положение его тела говорило о том, что он не предпринял ни единой попытки, чтобы спастись.

Памятник Амет-Хану Султану

К моменту гибели «Черный дьявол» налетал 4237 часов, освоил и испытал 100 типов летательных аппаратов, был награжден двумя звездами Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды.

Уроженца Алупки похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище. Позднее его именем назвали горный пик в Дагестане, улицы в Волгограде, Жуковском и Махачкале. Также в Ярославле герою установили памятник, а в Алупке открыли музей.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» (награжден дважды)
  • Орден Ленина (награжден трижды)
  • Орден Красного Знамени (награжден четыре раза)
  • Орден Александра Невского
  • Орден Отечественной войны 1 степени
  • Орден Красной Звезды
  • Орден «Знак Почета»

11:02 24.10.2015 (обновлено: 01:08 10.11.2015) 30 апреля 2015, 13:21 Выставку о крымских татарах – героях ВОВ покажут в СимферополеВыставка “Навеки в памяти народной” откроется 5 мая в помещении крымско-татарского музея культурно-исторического наследия. В частности, в экспозицию войдут материалы о дважды герое Советского Союза, летчике Амет-Хан Султане. Окончив крымско-татарскую школу, Амет-Хан поступил в фабрично-заводское железнодорожное училище в Симферополе. Параллельно занимался в симферопо­льском аэроклубе, который сегодня носит его имя. Затем учился в Качинской школе военных летчиков. Службу начал в г. Бобруйске.

Начало Великой Отечественной войны Амет-Хан застал под Кишиневом в составе 4-го истребительного авиаполка Одесского военного округа.

В конце 1941 года полк был переброшен в район города Ярославля. 31 мая 1942 года Амет-Хан Султан открыл счет сбитых самолетов. Израсходовав весь боевой запас в атаке, он протаранил корпус вражеского “Юнкерса-88” левым крылом. При ударе крыло истребителя наглухо застряло в корпусе “Юнкерса” и юный летчик, выбравшись из кабины, прыгнул вниз с парашютом. После этого случая Амет-Хан Султан стал легендой, снискав славу сильного и бесстрашного бойца. За этот подвиг он был награжден орденом Ленина.

Летчики противника узнавали Амет-Хана “по полету” и называли его по рации “Черным дьяволом”. На самолетах эскадрильи Амет-Хана Султана были нарисованы атакующие орлы.

Человек общительный и остроумный, он сразу становился душой компании. Амет-Хана, или Аметку, как звали его товарищи, хорошо знали в войсках. Его имя стало легендой, символом искусного полета и безграничной остроты ума.

29 апреля 1945 года над Берлином Амет-Хан Султан сбил свой последний вражеский самолет, тем самым поставив точку над сбитыми летчиками 9-го гвардейского полка вражескими самолетами.

Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провел 152 воздушных боев, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолетов противника.

30 апреля 2015, 12:53 Башкирия и Дагестан готовы помочь поставить памятник Амет-Хану СултануКак рассказал в эфире радио “Россия сегодня” научный сотрудник крымско-татарского музея культурно-исторического наследия Мустафа Мустафаев, делегации из Башкортостана и Дагестана в ходе визита на полуостров заявили о готовности принять долевое участие в установке памятника прославленному летчику в Симферополе. Звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда” командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью “Золотая Звезда” помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награжден 26 июля 1945 года.

После войны он становится летчиком-испытателем в Летно-исследовательском институте имени М. Громова. При его непосредственном участии создается новая отечественная авиация, которую не знал мир. Амет-Хан Султан участвовал в осуществлении космической программы. Прежде чем Юрий Гагарин и его товарищи по отряду космонавтов поднялись в космос, навыки действий в условиях невесомости они отрабатывали на специально оборудованном самолете Ту-104, который пилотировал Амет-Хан и его коллеги.

Испытав не одну сотню летательных аппаратов, Амет-Хан Султан дал путевку в жизнь тем самолетам, которые заявили о совершенно новой авиации, определив перспективу ее развития на многие годы вперед.

1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб в небе вместе с экипажем во время испытания мощного двигателя на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ.

20 октября 2015, 16:27 Присвоение звания Героя РФ Алиме Абденановой – рождение справедливостиТакие герои войны как Алиме Абденанова и Амет-Хан Султан являются яркими примерами беззаветного служения своей отчизне: как большой родине – СССР, так и малой – родному Крыму. Амет-Хан Султан похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его имя носит площадь в Симферополе, улицы в городах Крыма, а также улица в Волгограде, Жуковском, Махачкале, горный пик в Дагестане. Его именем названы аэроклуб, школы, в Алупке работает музей имени Амет-Хана Султана, а в покоренном им небе летает планета, названная его именем. Бронзовый бюст прославленного летчика установлен в его родном городе Алупка, а также в Махачкале, где его именем также назван аэропорт.

Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан был награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом “Знак Почета” и шестью медалями.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.

Общество07:00, 21.12.2018

Один из самых известных военных пилотов Великой Отечественной войны

Фото: warheroes.ru

Недавно завершилось голосование на присвоение имен аэропортам России. В Крыму одним из предлагаемых вариантов был выдающийся летчик Амет-Хан Султан (в итоге, не без скандала, был выбран художник Айвазовский). Вместе с тем общественники продолжают настаивать на советском герое. Заведующий Музеем-мемориалом Казанского кремля Михаил Черепанов в авторской колонке, написанной для «Реального времени», рассказывает о судьбе Амет-Хана Султана. Наш колумнист разбирается, чем оказался неудобен крымский татарин (и лакец) нынешним «патриотам».

Кто больше нагрешил

Постыдная политическая возня вокруг имени дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана в связи с переименованием аэропорта в Симферополе заставляет еще раз вернуться к размышлениям о том, отвечает ли в нашей стране «сын за отца» и насколько живучей осталась в наших умах традиция ставить клеймо «неблагонадежных» на целые народы.

Все чаще мне становится стыдно перед внуками, сидящими у экрана телевизора, на котором «государственные мужи» и политики разного калибра «на полном серьезе» рассуждают о том, насколько оправданной была депортация целых народов 75 лет назад. С патриотическими лицами непогрешимые слуги народа говорят о том, что миллионы советских граждан были весьма заслуженно обречены в 1944 году по приказу И.В. Сталина на смерть от голода и холода из-за своего «сотрудничества» с врагом во время оккупации. С ученым видом герои телепередач соревнуются в том, кто больше найдет «преступлений», совершенных представителями народов Кавказа, Крыма и Калмыкии… А теперь уже Украины, Прибалтики и далее по списку…

И редко кто из трезвомыслящих участников разговора напомнит: даже если были реальные предатели и военные преступники той или иной национальности, подавляющее большинство мужчин депортированных народов верой и правдой защищали советскую страну в рядах ее армии. Почему репрессиям подвергнуты и их семьи?

Хотелось напомнить нынешним продолжателям национальной политики Сталина, что первым практиковал и пропагандировал коллективную ответственность того или иного народа за «преступления» отдельных своих представителей не кто иной, как отец нацизма Адольф Гитлер. Это он внушал миллионам своих сограждан, что назначенные лично им народы либо должны быть ограничены в своих правах, либо вообще не имели права жить. На каком основании? Мешали культурному развитию арийской нации. И фюрер не принимал во внимание тот факт, что тысячи представителей обреченных им народов были гордостью Германии в культуре и науке, защищали ее интересы в рядах ее армии.

«Черный дьявол» наводит страх на фрицев

Один из конкретных примеров сталинского подхода к решению национального вопроса — судьба семьи дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана, которая буквально чудом избежала позорной смерти в ссылке только благодаря вмешательству нескольких советских генералов, ценивших вклад летчика-татарина в оборону СССР. Вспомнить о ней заставила новая волна клеветы и политиканства после того, как в 2015 году Верховная рада Украины своим постановлением присвоила имя Амет-Хана Султана — советского летчика-аса, национального героя крымско-татарского народа аэропорту «Симферополь». Естественно, российские политики восприняли этот факт как бык красную тряпку и ополчились против «ставленника украинских бендеровцев».

Руководство аэропорта, конечно, поспешило заявить, что реагировать на данное постановление не видит смысла. А в Госдуме России напомнили, что «данное решение не имеет для России никакой юридической силы». Все на борьбу с врагами России! Теперь старательно вымазывается из всех списков голосования именно это имя – героя Великой Отечественной войны, летчика-испытателя СССР.

Между тем хотелось бы кратко напомнить нынешним «истинным патриотам», любителям бессмысленных политических «базаров» с матом и драками на центральных каналах российского телевидения, кого конкретно в данном случае они пытаются вычеркнуть из нашей памяти.

Первыми своим врагом и «Черным дьяволом» назвали 20-летнего крымского татарина Ахмета еще в 1940-е годы летчики люфтваффе. Их обуревала паника, как только в радиоэфире звучала информация: «В небе «Черный дьявол»!!!» Это значило, что в бою участвует наиболее опасный противник, имеющий немалый опыт уничтожения немецких самолетов в личном бою. И это не было чьей-то приукрашенной пропагандой. Летчики с крестами на крыльях хорошо знали, что именно этот крымский татарин умудрился уцелеть после того, как своим «Харрикейном» таранил в воздухе бомбардировщик «Юнкерс-88». В том бою два офицера люфтваффе погибли и двое попали в плен.

А всего на счету гвардии майора, на фронте — командира авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиаполка Ахметхана Султана (как он называл себя в документах), было 30 немецких самолетов, сбитых лично в 150 воздушных боях. Еще 19 машин были сбиты его группой. Только за годы Великой Отечественной этот асс совершил 603 боевых вылета на истребителях И-153, «Харрикейн», Як-7Б, Як-1, Р-39 «Аэрокобра» и Ла-7.

Воевал на Сталинградском, Южном, IV Украинском, III и I Белорусских фронтах. Оборонял Сталинград, освобождал Украину, Польшу и штурмовал Берлин.

Дважды получил высшую награду родины — звание Героя Советского Союза — 24 августа 1943 года и 29 июня 1945 года. Среди его наград — три ордена Ленина, четыре ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны I степени и Красной Звезды.

Чуть не стал трижды Героем

Но заслуги Амета Султановича Аметхана перед родиной не ограничиваются только годами войны. Вплоть до 1 февраля 1971 года, дня своей гибели, он за 4237 часов полетов «научил летать» 96 типов самолетов и аппаратов, среди которых не только стратегические бомбардировщики, но и крылатые ракеты.

В начале 1950-х годов ему, чудом выжившему при испытаниях самолета-снаряда не было присвоено третье звание Героя Советского Союза только потому, что он был по национальности крымским татарином. Вождь, объявивший весь его народ «предательским», дал ему только премию своего имени.

Между тем стоило бы напомнить и самому отцу народов, и прочим последователям нацистской теории, что летчик-истребитель Ахмет-Хан по отцу был лакцем. И даже формально никак не мог отвечать за «вину» матери-татарки. Даже если ее второй сын вынужден был спасать свою семью сотрудничеством с оккупационными властями.

По нормальной человеческой логике, наоборот, заслуги легендарного героя должны были сторицей окупить все проступки или провинности его родственников. Тем более сегодня, при оценке всего его вклада в укрепление обороноспособности страны.

И нынешним формалистам, якобы пытающимся бороться с постановлением Верховной рады Украины, напомню, что имя дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана аэропорт города Симферополя должен носить с честью и далеко не случайно. Легендарный летчик родился в городе Алупке в Крыму. В Симферополе он окончил железнодорожную школу ФЗУ, работал слесарем по ремонту паровозов в местном депо. Именно в Симферопольском аэроклубе началась его летная жизнь. И воевал он здесь же, в крымском небе.

И все попытки вычеркнуть имя Амет-Хана Султана из нашей памяти не могут вызвать иных эмоций кроме стыда.

А что касается других сынов крымскотатарского народа, героев Великой Отечественной войны, каждый желающий может найти на сайте «Подвиг народа» копии наградных документов сотен офицеров Красной Армии, крымских татар, награжденных орденами СССР.

Несколько из них прилагаю.

Справка

Михаил Валерьевич Черепанов — заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля; председатель ассоциации «Клуб воинской славы»; член редколлегии Книги Памяти жертв политических репрессий РТ. Преподаватель дополнительного образования Казанского Дворца детского творчества им. А. Алиша. Заслуженный работник культуры Республики Татарстан, член-корреспондент Академии военно-исторических наук, лауреат Государственной премии РТ.

  • Родился в 1960 году.
  • Окончил Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина по специальности «Журналистика».
  • Руководитель рабочей группы (с 1999 по 2007 год) Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан.
  • С 2007 года работает в Национальном музее РТ.
  • Один из создателей 28-томной книги «Память» Республики Татарстан о погибших в годы Второй мировой войны, 19 томов Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан и др.
  • Создатель электронной Книги Памяти Республики Татарстан (списка уроженцев и жителей Татарстана, погибших в годы Второй мировой войны).
  • Автор тематических лекций из цикла «Татарстан в годы войны», тематических экскурсий «Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной».
  • Соавтор концепции виртуального музея «Татарстан — Отечеству».
  • Участник 60 поисковых экспедиций по захоронению останков солдат, павших в Великой Отечественной войне (с 1980 года), член правления Союза поисковых отрядов России.
  • Автор более 100 научных и научно-просветительских статей, книг, участник всероссийских, региональных, международных конференций. Колумнист «Реального времени».

ОбществоИстория

Previous Entry | Next Entry

Дважды Герой СССР и депортация крымских татар

Амет-хан Султан (крымскотат. Amet-han Sultan; 20 октября 1920 года — 1 февраля 1971 года) — советский военный лётчик, гвардии майор, заслуженный лётчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза (1943, 1945). Гордость советской авиации    Амет-Хан и его семья – немногие из тех полутора тысяч человек крымско-татарской национальности, которым разрешили остаться в Крыму. Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1136) командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награждён 26 июля 1945 года. Сегодня крымско-татарский меджлис требует льготы “невинно” депортированному народу, поблажки, место у руля власти. На национальности Амет-Хана не пытается сыграть только ленивый. После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все лётчики-асы были направлены на учёбу в академии. С августа 1945 года  Амет-Хан – слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учёба шла очень трудно, давал знать о себе недостаток образования. И в начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором честно пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии». Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года подполковник Султан Амет-Хан уволен в запас. Однако лётчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к лётной профессии. Долгое время это ему не удавалось. Виной всему была его национальность (он всегда в анкетах указывал, что он – татарин), так как в то время крымские татары были выселены из родных мест и обвинены в пособничестве гитлеровцам. Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года С. Амет-Хан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института. http://ru.wikipedia.org/wiki/Аметхан_Султан Известно, что родственники Дважды Героя СССР не подверглись депортации и остались в Крыму. Многое говорят о депортации крымских татар, но недавно я нашел интересный материал: http://www.iremember.ru/content/view/990/1/1/10/lang,ru/ Воспоминания крымского партизана Дементьева Николая Ивановича, бывшего матроса с крейсера “Красный Крым”: В 1943 г. пришла в штаб радиограмма о том, чтобы мы эвакуировали семью Героя Советского Союза Амет-хана Султана. Направили для этого дела нас 8 человек, в том числе меня. Когда мы пришли к его семье и показали фотографию, то мать распустила волосы и начала кричать: “Гяур! Гяур!” Сестра Амет-хана бросилась мать успокаивать, а нам сказала: – Вы подождите, мы подумаем. А когда мы отошли в сторону яйлы переночевать, себе на ус намотали, что если бы они нас сдали немцам, то те окружили нас и захватили бы обязательно. Но тут пришли татарские националисты и кричат: – Вы окружены, сдавайтесь! – Тогда мы с помощью автоматных очередей и гранат прорвались и ушли в лес, где доложили о произошедшем Македонскому. Тот сразу приказывает радисту: – Леша, давай радируй. – И в резкой форме было радировано на Большую землю о произошедшем. Мы еще удивились, почему так резко, но Македонский нам сказал, как отрезал: – Так надо! Брат Амет-хана Султана был полицейским, вроде как с подпольщиками был связан, но вот об этом не говорят сейчас, хотя я точно знаю, что сестра Амет-хана работала в СД то ли переводчицей, то ли машинисткой. Прим. (Гяур – ( иноск. бранн.) немусульманин, неверный, иноверец. Македонский – в 1943 г. был командиром Южного соединения партизан Крыма) В данном случае можно сказать, что Сталинское правосудие иногда закрывало глаза на преступления и шло навстречу Героям 23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (номер знака — 38). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов. 1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. И еще от себя. Мой крестный (ныне уже покойный) восторгался Амет-Ханом – “Вот это мужик! Я как-то с ним встретился в Алупке в 1962 году. Разговорились. Что я против него – лейтенант в отставке. А для него любой участник войны был ровней. Столько вина в тот вечер выпили. Настоящий мужик” Если историю нельзя писать пером, ее следует писать штыком Buy for 100 tokens Journal information Current price100 LJ Tokens Social capital Friends of Duration24 hours Minimal stake100 LJT View all available promo Buy promo for minimal price.

Profile

poltora_bobra

Latest Month

Май 2022
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

View All Archives

Метки

View my Tags page

Page Summary

  • : (без темы) [+1]
  • (Анонимно) : (без темы) [+2]
  • (Анонимно) : (без темы) [+2]
  • (Анонимно) : (без темы) [+2]
  • (Анонимно) : (без темы) [+1]
  • : (без темы) [+2]
  • (Анонимно) : колаборационисты [+0]
  • (Анонимно) : (без темы) [+0]
  • (Анонимно) : (без темы) [+0]
  • (Анонимно) : (без темы) [+0]
  • (Анонимно) : Владимир [+1]
  • (Анонимно) : (без темы) [+0]
  • (Анонимно) : (без темы) [+1]
  • : Амет-Хан [+0]
  • (Анонимно) : (без темы) [+0]
  • (Анонимно) : (без темы) [+0]

Категории

View my Categories page Разработано LiveJournal.com Designed by Lilia Ahner

Биография Амет-Хан Султана хорошо известна всем историкам, изучающим героев войны против фашистских захватчиков. Это был выдающийся отечественный ас. За годы противостояния фашистским захватчикам дважды ему присуждалось звание Героя Советского Союза.

Детство и юность

image

В биографии Амет-Хан Султана много ярких страниц. Он появился на свет в 1920 году в небольшом городке Алупке в Крыму. В то время это была территория Таврической губернии.

Семья Амет-Хан Султана принадлежала к разным национальностям. Его отец был выходцем из Дагестана. Он относился к одному из коренных народов Северного Кавказа – лакцам. Мать Амет-Хана была крымской татаркой. Сегодня летчика считают национальным героем и в Дагестане, и в Крыму.

При этом в самом паспорте у него была указана национальность “татарин”. Ребенка назвали в честь деда. В 1937 году герой нашей статьи получил начальное образование, окончив семь классов, после этого отправился в железнодорожное училище, расположенное в Симферополе, параллельно начал посещать занятия в аэроклубе, он его окончил в 1938 году.

Первое важное событие в биографии Амет-Хан Султана – поступление в летное училище. При оформлении документов возник курьез, его записали по обычаю крымских татар, то есть сначала его собственное имя, а только потом имя отца. Из-за этого возникла путаница: изначально, именно отца многие считали Героем Советского Союза. Потом досадную оплошность удалось исправить.

Служба в армии

В 1939 году Султан поступил на службу в подразделения РККА. На следующий год он окончил авиационную школу имени Мясникова, получив звание младшего лейтенанта, его распределили в авиационный полк, располагавшийся в Одесском военном округе. Сам полк дислоцировался непосредственно под Кишиневом.

В самом начале своей летной биографии Амет-Хан Султан осваивал самолеты И-15 и И-153. Когда началась война, он находился на территории современной Молдавии.

На фронтах войны

image

Первые в карьере боевые вылеты герой нашей статьи совершил уже 22 июня. Младший лейтенант на истребителе И-153 отправился на разведку, а затем штурмовку наступающей армии. Осенью он воевал преимущественно в небе над Ростовом-на-Дону, а зимой 1942 года начал переучиваться на британские одноместные истребител “Харрикейны”.

В марте 1942 года авиационный полк Султана перевели в Ярославль, где он вошел в состав местных войск противовоздушной обороны. Тут состоялась его первая военная победа.

31 мая военный летчик-ас Султан истратил на “Харрикейне” весь боевой запас. Тогда он пошел в атаку на фашистский истребитель “Юнкерс-88”. Нанес ему удар снизу левой плоскостью. В результате удара самолет Султана застрял в загоревшемся вражеском истребителе, но летчик сумел вовремя выбраться из кабины и катапультироваться. Через короткое время летчика вызвали в Ярославль, в местный комитет по обороне. Там оценили подвиг Амет-Хана Султана, наградив почетной грамотой и именными часами. Церемония состоялась на Советской площади при огромном стечении народа, рядом на всеобщее обозрение был выставлен разбившийся “Юнкерс”.

Чуть позже за этот подвиг, совершенный в воздушном пространстве над Ярославлем, летчик-герой Амет-Хан Султан получил орден Ленина. Это одна из боевых наград высшего достоинства. Несколько лет назад в центре города состоялось торжественное открытие памятника, посвященного этой выдающейся воздушной победе советского аса.

Интересно, что сам Султан был убежден, что совершил ошибку пилотирования при атаке немецкого бомбардировщика. Он переживал, что потерял самолет, в то время как многие летчики разрушали вражеские машины, приземляясь сверху на противника, нанося непоправимые повреждения при помощи шасси. Он утверждал, что это была ошибка, если бы он посадил свой самолет сверху на “Юнкерс”, то, вероятно, сумел бы приземлиться на целой машине.

Участие в Сталинградской битве

image

Летом Амет-Хана передислоцировали под Воронеж. Сначала он летал на самолете “Як-1”, а затем пересел на Як-7Б, на котором принял участие в Сталинградской битве. К тому времени летчик уже успел себя зарекомендовать признанным асом, его включили в состав девятого авиационного полка истребителей, который к тому времени уже получил право официальной называться гвардейским. Это была своеобразная элита советских летчиков, которую специально создавали, чтобы противодействовать немецким асам.

Помимо Султана, в состав дивизии вошли лучшие летчики своего времени – Владимир Лавриненков, Иван Степаненко, Алексея Рязанов, которые в будущем стали дважды Героями Советского Союза, а также Борис Еремин и Иван Борисов, которые в будущем получили это звание по одному разу.

В ходе Сталинградской битвы самолет Амет-Хана был сбит, ему пришлось во второй раз в жизни спасаться при помощи парашюта.

Командир эскадрильи

В октябре 1942 года Амет-Хан получает должность командира третьей эскадрильи в девятом истребительном гвардейском авиационном полку. В его составе он сражается до самого конца войны. У Султана была особая тактика атаки противника с высоты. Командование настолько это ценило, что герою нашей статьи даже разрешили изобразить на самолете фигуру орла.

Переучившись летать на “Аэрокобре”, Султан принял участие в освобождении Ростова-на-Дону, вел смертельно опасные воздушные сражения на Кубани, освобождал Мелитополь, Таганрог, Крым. В самом начале 1944 года в дуэте с Иваном Борисовым он вынудил сесть фашистский связной самолет марки “Шторх”. Султану хватило всего несколько минут на знакомство с машиной, которую он видел впервые, чтобы отправиться в свой первый самостоятельный полет на “Шторхе”.

Депортация татар из Крыма

В 1944 году Султан получил отпуск, отправившись в который, стал свидетелем одного из самых трагических событий в жизни народа своей матери. Приехав в Алупку, он застал депортацию крымских татар, которая состоялась в мае 1944 года. Младшего брата героя нашей статьи арестовали сотрудники НКВД, он был осужден военным трибуналом, так как входил во вспомогательную немецкую охранную полицию “Шума”, был участником военных преступлений в концлагере “Красный”.

Командир отряда крымских партизан по имени Николай Дементьев передавал еще одну историю про семью Султана. Именно ему предстояло эвакуировать родных летчика. Но семья отказалась уезжать из Крыма, а после этого партизанский отряд угодил в засаду немцев.

Драматическая встреча Амет-Хана со своей семьей описана в книге Буты Бутаева, составленной на основе записи бесед с самим Султаном. Именно эта литературная версия стала основой для утверждений о том, что воздушный ас смог освободить родителей от депортации. Официальных подтверждений этому не существует, никаких документов нет. В действительности при депортации крымских татар определенную роль играло то, что женщина была замужем за мужчиной другой национальности, как это было в семье Султана. Такие семьи депортации не подлежали. За свои действия ответил только младший брат героя нашей статьи по имени Имран.

Окончание войны

image

Вернувшись из отпуска, Султан пересел на современный для того времени истребитель “Ла-7”. На нем он принимал участие в сражениях в Восточной Пруссии и при бомбардировках Берлина.

Свое последнее воздушное сражение он провел 29 апреля. Амет-Хан сбил немецкий “Фокке-Вульф 190” прямо над берлинским аэродромом “Темпльхоф”.

Всего за время войны летчик-ас совершил 603 боевых вылета. 70 из них при этом были направлены на штурмовку техники и живой силы противника. Участвовал в 150 сражениях в воздухе, уничтожив 30 фашистских самолетов, еще 19 ему удалось сбить в составе группы.

В 1943 году он получил звание Героя Советского Союза. На тот момент он имел звание капитана. Еще одну медаль (“Золотая Звезда”) он получил уже после подписания капитуляции Германии, будучи уже майором гвардии, он служил помощником командира в том же полку.

Карьера после войны

После войны Султан, как и все летчики-асы, отправился на учебу в академию в Монино. Занятия давались ему трудно, свою роль сыграло отсутствие образования. В итоге он обратился к командованию с просьбой отчислить его из академии, так как он все равно не успевает за учебной программой. Рапорт был удовлетворен, в апреле Султана уволили в запас.

Но жизнь без неба он уже не представлял, всеми силами пытался вернуться к этой профессии. Это ему никак не удавалось, поэтому герой нашей статьи впал в депрессию, начал злоупотреблять алкоголем. Только помощь и поддержка боевых друзей помогли ему выкарабкаться, в начале 1947 года его приняли в Летно-исследовательский институт в Жуковском на должность летчика-испытателя.

За короткое время Султан стал одним из лучших испытателей. Уже в 1952 году получил специальность первого класса. В 1949 году именно Султан вместе с Игорем Шелестом осуществил первую в Союзе автоматическую дозаправку самолета в воздухе. С 1951 года он начал испытывать авиационные противокорабельные ракеты “Комета”. Во время испытаний самолет-снаряд не смог сразу запуститься, однако Амет-Хан не стал катапультироваться. Он успешно запустил двигатель, находясь уже у самой земли, и спас опытную машину. За успешное проведение этих испытаний ему присвоили Сталинскую премию 2 степени.

Воздушный инцидент

Большое количество полетов герой нашей статьи выполнил, чтобы отработать катапультирование из самолетов различного типа. В 1958 году во время очередного такого полета на самолете “Миг-15” взорвался пороховой патрон в катапульте. Из-за этого пробило топливный бак, обе кабины залило горючим, появилась реальная угроза пожара.

Летчик-испытатель Головин не успел покинуть самолет из-за повреждения катапультного кресла. В критической ситуации Султан решил сажать самолет, он выполнил маневр безупречно и спас жизнь товарища.

Общественная деятельность

image

Султан всегда переживал за народ своей матери. В 1956 году он в числе бывших советских и партийных сотрудников Крымской АССР подписал обращение, в котором шла речь о реабилитации крымских татар. Оно было направлено в ЦК КПУ. Но тогда ни к каким результатам это не привело.

В 1961 году Амет-Хан получил звание заслуженного летчика-испытателя. Всего за время работы в институте он освоил более сотни различных летательных аппаратов, провел в воздухе более четырех тысяч часов. Все это время жил в Жуковском.

В 1971 году погиб при выполнении очередного испытательного полета на “Ту-16”, который использовался для испытания новейшего реактивного двигателя. Ему было 50 лет.

Память о герое

image

Память о герое хранится во многих городах России и бывшего СССР. В Махачкале на проспекте Амет-Хана Султана установлен его бюст из бронзы. Аналогичный можно увидеть и в Алупке. Памятник летчику-асу установлен в дагестанском селе Вачи.

Есть в Алупке музей Амет-Хана Султана. Он был открыт в 1993 году. В нем работает постоянная экспозиция, посвященная его биографии. Хранится много воспоминаний героев войны, архивные документы, среди экспонатов макеты воздушных судов времен Великой Отечественной войны, в частности “Ла-5”, на котором он воевал. Этот самолет был подарен музею после завершения съемок картины “Хайтарма”. “Ла-5” – гордость музея.

image

Остался след и в кинематографе. Фильм про Амет-Хана Султана режиссера Ахтема Сейтаблаева вышел в 2013 году. Он посвящен судьбе летчика.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий