Алексей Саврасов — академик и передвижник: биография, творчество, лучшие картины русского художника

image Настроение ноября. «Унылая пора…» Поздняя осень на полотнах русских художников image Бунтари от живописи 10 фактов из истории художников-передвижников Весна идет Напевая, ищем приметы весны на картинах русских художников Природа России на полотнах русских художников Приглашаем вас в «художественное» путешествие по 10 природным зонам России, изображенным на пейзажах живописцев
Галерея

Фильмы

Цикл «Тайники Русского музея». Вестник весны Алексей… Историческое 2012 26 мин

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Алексей Кондратьевич Саврасов (Alexei Kondratyevich Savrasov; родился 24 мая 1830 года — умер 8 октября 1897 года) — величайший русский художник-передвижник, непревзойдённый мастер живописи и создатель жанра лирического пейзажа. Творчество Саврасова, невыразимо светлое и местами печальное, отражает безграничную любовь к родной земле, трогательное и даже интимное восприятие природы. Его картины, наполненные светом и удивительной прозрачностью, передают неосязаемое движение воздуха. А виртуозная работа с цветом открывает миру стиль великолепного мастера-реалиста.

Алексей Саврасов — человек непростой судьбы. Он вышел из низов, искупался в лучах славы и опустился на самое дно. Его возносили до небес и безжалостно критиковали. А он продолжал воспитывать учеников, которые впоследствии стали известными художниками, и писал свои бессмертные произведения.

Биография Алексея Саврасова

Алексей Саврасов родился 24 мая 1830 года в Москве. С юных лет испытывал тягу к изобразительному искусству, рисовал на любом клочке бумаги, попадающем в его руки. Но не находил одобрения в кругу семьи. Его отец, мелкий торговец, будущее сына видел в «дельной профессии» по торговой части, о художествах не могло быть и речи. Но желание учиться живописи взяло верх. Чтобы оплатить начало обучения, юный Алексей продаёт свои первые детские работы торговцам на рынке и поступает в училище живописи.

Первый успех приходит в 1851 году. Картины Саврасова отражают состояния природы, деревья на них «шумят», тучи «движутся». Начинается период славы и признания. Его величают надеждой русской живописи, а картины выставляются на масштабных выставках.

В 1854 году Саврасов удостаивается чести быть приглашённым в загородное имение Великой княгини Марии Николаевны для совершенствования в искусстве написания с натуры. Здесь, на берегу Финского залива, он пишет свои знаменитые приморские пейзажи, соединяя в них одновременно торжество и простоту природы. Спустя четыре года именно эта простота и невычурное величие привлечёт внимание известного московского коллекционера Павла Третьякова. Он приобретёт работу художника.

Осенью 1854 года, в возрасте 24 лет, Алексей Саврасов получает почётное звание и становится самым молодым академиком за всю историю Академии художеств. А через четыре года начинает преподавать в училище, которое недавно закончил. За последующие 24 года он воспитает плеяду выдающихся художников, среди которых Лев Каменев, Сергей Светославский, Исаак Левитан, Константин Коровин, Михаил Нестеров.

В 1862 году Алексей путешествует по Европе и задерживается в Швейцарии, чтобы запечатлеть для потомков величие Альп с вечными нетающими снегами, ущельями, кручами и озёрами. Именно в этих швейцарских работах он делает широкий шаг к реализму и естественности, отказу от условностей и «красивости» в искусстве. Восхищённый монументальностью горных видов, Алексей Саврасов надолго забросил русские мотивы. Но тут же подвергся критике за «увлечение иностранщиной». От художника ждали изображения родных просторов.

К корням Саврасов возвращается в 1867 году. Но видит и пишет среднерусский пейзаж по-новому. В его картинах нет идеализации, он отказывается «лакировать и причёсывать» действительность. Разбитые дороги, с рытвинами и грязью, отражают суровую реальность России. Но даже в этой обыденности и неприглядности художник умеет находить удивительную русскую красоту.

В 1871 году Алексей Саврасов становится одним из основателей Товарищества передвижников. Пишет свою лучшую картину, признанную эталоном русской живописи — «Грачи прилетели». Много работает, выставляется на передвижных и академических выставках.

Начало десятилетия, ознаменовавшееся пиком славы великого мастера, по иронии судьбы оборачивается началом глубокого внутреннего конфликта, связанного с нехваткой денег. Создавая шедевры мирового уровня, художник живёт в бедности, не имея даже собственной квартиры.

К концу 1870-х кризис усилился. В 1876 году, после череды семейных конфликтов, ушла жена, с которой Алексей прожил почти 20 лет, появились проблемы со здоровьем. Финальным аккордом стал 1882 год, принесший увольнение из училища и выселение из казённой квартиры.

Последние годы жизни Алексей Саврасов провёл в нищете и безвестности. Рисовал небольшие картинки. И, совсем как в детстве, отдавал их за бесценок торговцам на рынке, чтобы купить еду. Умер великий мастер 8 октября 1897 года.

Самые известные картины Алексея Саврасова

Картины Алексея Саврасова прошли сквозь годы и интересны ценителям искусства. Наиболее известные произведения мастера:

  • «Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду» (1851) — работа, принесшая первый успех художнику.
  • «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854) — пейзаж, выкупленный Павлом Третьяковым.
  • «Волга в окрестностях Юрьевца» (1870) — картина вызвала фурор на ежегодном конкурсе Московского общества ценителей искусства.
  • «Лосиный остров в Сокольниках» (1869) — произведение подвело итог творческим исканиям художника и стало основой нового направления в живописи.
  • «Грачи прилетели» (1871) — наиболее известное произведение автора. Находится в экспозиции Третьяковской галерее в Москве.
  • «Радуга» (1875) — один из любимых образов мастера.

Алексей Саврасов по праву признан выдающимся мастером русского пейзажа. С работами других художников можно ознакомиться на сайте Very Important Lot. В разделе «Аукционы» ценители искусства могут купить картины и пополнить свои коллекции работами известных мастеров и современных художников.

Биография

Алексей Саврасов – хрестоматийная фигура в русской живописи, человек тяжелой судьбы. Его работы настолько поэтичны, что похожи на стихи классиков, выписанные на холсте. Гения обожали ученики, зрители почитали за сказанное им новое слово в искусстве, но распад семьи, алкоголизм и последовавшие за этим материальные трудности привели художника к трагическому концу.

Детство и юность

О ранних годах в биографии Алексея Кондратьевича известно мало. Он коренной москвич. Родился весной 1830 года в купеческой семье, проживавшей на территории Замоскворечья.

Портрет Алексея Саврасова

Отец Кондратий Артемьевич промышлял галантереей и мечтал, что дети унаследуют его коммерческую жилку. Возложенные родителем надежды оправдал младший брат живописца – Николай, унаследовавший семейное дело. Интересный факт – до 50-х годов художник писал свою фамилию как отец – через «о», Соврасов, но впоследствии «отретушировал». Таким образом, с единоутробными сестрами и братом фамилии разнились.

Мальчик рано увлекся изобразительным искусством. Уже в 12 лет он рисовал акварелью и гуашью пейзажи романтической направленности. Работы, сделанные подростком, ценили как настоящие произведения искусства и с удовольствием покупали на улице, что поначалу отца, видевшего в этом перспективы прибыли, радовало. Все переменилось с того момента, как юный Алексей огласил решение выучиться на художника и поступать в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ).

Алексей Саврасов

Соврасов-старший категорически противился выбору сына, который в 1844 году успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом. В ход шли наказания рублем, родительская немилость и даже пленение на чердаке. Отсутствие юноши на занятиях в МУЖВ объяснялось семейными причинами.

Только благодаря живому участию в судьбе талантливого ученика педагогов, однокурсников и содействию обер-полицмейстера Москвы Дмитрия Лужина Алексею удалось вернуться в класс Карла Ивановича Рабуса.

Карл Рабус

Фигура Рабуса в жизни Саврасова – фундаментальная. Выпускник петербургской Академии художеств, талантливый пейзажист, он прославился в первую очередь как педагог. Мастер слова вырастил и вдохновил Каменева, Герца, Аммона, Бочарова и многих других. Под его началом гений студента раскрылся – о Саврасове мгновенно заговорили как о новом явлении в русской живописи.

Живопись

Картины, созданные в студенческие годы, получили признание публики и коллег. В 1848-м его талант отметили в особом отчете МУЖВ. В 1849-м его как автора лучших студенческих эскизов приглашает в творческое путешествие по югу России меценат Лихачев. О работах, созданных под впечатлением о поездке, критик Николай Рамзанов писал:

“Пейзажи г. Саврасова … дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу”.

В 1850-м он представил совету МУЖВ 2 работы: «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у Разлива», послужившие достаточным основанием для присвоения ему звания художника.

Картина Алексея Саврасова «Вид Московского Кремля при лунном освещении»

Одной из ключевых особенностей работ творца являются пронзительные, одушевленные, наполненные чувством виды природы. Переосмысливая романтические традиции, он добавлял на холст реалистичности, безыскусности, искренности.

«Тягучая» красота его манеры изображения привлекла внимание венценосных особ. В 1854-м великая княгиня Мария Николаевна приобрела одну из работ автора и пригласила погостить в загородную резиденцию Сергиевка, расположенную между блистательными петербургскими пригородами: Ораниенбаумом и Петергофом.

Картина Алексея Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума»

Поездка станет плодотворной. Работы, написанные тут, принесут 24-летнему молодому человеку звание академика, а «Вид в окрестностях Ораниенбаума» чуть позже купит Павел Третьяков. Шедевр войдет в список первых экспонатов коллекции его галереи, где картина хранится до сих пор.

В 1858-м, после смерти любимого Рабуса, художник возглавил пейзажный класс МУЖВ. Его учениками станут выдающиеся мастера: Исаак Левитан, братья Коровины, Михаил Нестеров. В мастерской Саврасова царил дух свободы, он пренебрегал дисциплиной и позволял подопечным гораздо больше, чем разрешал устав. Игорь Грабарь писал:

«Саврасов умел воодушевлять своих учеников, и те, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре».

Картина Алексея Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках»

Впоследствии его педагогическая манера станет одной из причин увольнения из вуза наряду с алкоголизмом. Превосходно совмещал творческую и преподавательскую деятельности. Через год после назначения написал одну из лучших картин – «Пейзаж с рекой и рыбаком» (ныне хранится в Риге).

В 60-х участвовал в выставке благотворительного МОЛХ, путешествовал по Европе, в соавторстве с Василием Пукиревым выпустил учебник по рисованию. Венцом декады творчества стал «Лосиный остров в Сокольниках».

Картина Алексея Саврасова «Бурлаки на Волге»

70-е стали самым ярким периодом в карьере и самым мрачным временем в личной жизни художника. Он много путешествует. Покидая Москву, подолгу живет в провинции. Большое впечатление на Саврасова производят Волга и пейзажи в окрестностях могучей и полноводной реки. Заволжские дали запечатлены на многих полотнах, включая «Бурлаки на Волге». Любопытно, что спустя 2 года холст с таким же названием создаст выдающийся Илья Репин.

Несмотря на то, что Саврасов невольно ассоциируется с весной, художник писал природу во все времена года. Например, в наследии автора много работ с одинаковым названием «Зимний пейзаж».

Картина Алексея Саврасова «Зимний пейзаж»

В 1871-м он пишет «Грачи прилетели» – картину, с которой его имя отныне навсегда ассоциируется. Полотно впервые выставлялось на дебютной выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей которого был Саврасов. Иван Крамской, сравнивая полотно с работами современников, писал

«<в них есть> деревья, вода и даже воздух, но душа есть только в “Грачах”».

Картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» и «Пейзаж. Село Волынское»

В 80-90-х «почерк» автора стал неровным. Сказывались проблемы с алкоголем, резко ухудшившееся зрение и нищета, в которой прозябал художник. Среди работ периода – «Пейзаж. Село Волынское», где появляются непривычные для Саврасова элементы – дымящие трубы, заводской смог.

Новаторский стиль автора, взгляд на русскую природу стали значимой вехой в истории живописи, его проникновенный художественный голос не стих. Интерес к личности и творчеству Саврасова по-прежнему велик: о нем снимают фильмы, пишут критические статьи, делают выставки, обобщающие богатое наследие художника в глазах потомков.

Личная жизнь

В 1857-м художник сочетался законным браком с Софьей Герц, приходившейся сестрой его другу и университетскому товарищу. В браке родились 5 детей. 2 дочери художника скончались в младенчестве, что стало для него и супруги страшным ударом.

Портрет Алексея Саврасова

В 1876-м пара разошлась. Жена уехала к сестре, забрав детей, а в жизни художника начался период скитаний. Пристрастился к алкоголю, вел нищенское существование, чураясь помощи, которую предлагали друзья «из прошлого», например, Третьяков. Два года сожительствовал с Верой Киндяковой. С 1983-го до кончины жил с Екатериной Моргуновой, которая родила ему дочь Надежду и сына Алексея, ставшего впоследствии видным советским художником.

Смерть

Годы нужды и пагубное пристрастие к алкоголю подточили здоровье художника. Забытый всеми, в 1897 году он умер в больнице для бедных.

Могила Алексея Саврасова

На погребении присутствовали двое: меценат Третьяков и ученик Левитан, описавший мастера так:

«С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле, <…> и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

Могила находится на Ваганьковском кладбище.

Картины

  • 1850 – «Камень в лесу у Разлива»
  • 1852 – «Рассвет в степи»
  • 1854 – «Вид в окрестностях Ораниенбаума»
  • 1859 – «Пейзаж с рекой и рыбаком»
  • 1862 – «Швейцарский вид»
  • 1869 – «Лосиный остров в Сокольниках»
  • 1871 – «Бурлаки на Волге»
  • 1871 – «Грачи прилетели»
  • 1871 – «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода»
  • 1873 – «Просёлок»
  • 1875 – «Радуга»
  • 1884 – «Кутузовская изба в Филях»
  • Статьи
  • /
  • История
Алексей Саврасов. Фото последнего года жизни – 1897, с сайта wikimedia.org

Бывший Соврасов

Алексей Саврасов родился в 1830 году в Москве, в купеческой семье, и до середины 1850-х годов был Соврасовым. Затем эта фамилия ему разонравилась, и он сменил ее на более благозвучную – Саврасов. Странное, вообще-то говоря, решение. Благозвучность благозвучностью, но так – саврасами – в России называли хулиганистую молодежь, задиравшую на городских бульварах скромных институток.

Четырнадцати лет от роду Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния, в класс пейзажиста Карла Рабуса. Учился долго, десять лет.

За это время Алексей успел прославиться и удостоиться звания неклассного художника – в 1850 году, за картину «Вид Московского Кремля при луне». Впрочем, славу ему принесла другая работа – «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», написанная годом позже.

Николай Рамазанов об этой картине писал: «Нынешним летом… несколько раз грозовые тучи виснули над Москвою, чему я был очевидцем два раза с Воробьевых гор, и надо отдать справедливость Соврасову, что он передал этот момент чрезвычайно верно и жизненно: видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы, – быть ливню и грозе».

За Алексеем Кондратьевичем блестящее будущее – в этом не сомневался никто.

В 1854 году училище было окончено. Это событие художник встретил двумя картинами – «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За них он получил звание академика, а «Вид в окрестностях…» спустя четыре года купил сам Третьяков.

В том же 1858 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния – того самого, в котором он совсем недавно обучался. Одна крупная выставка сменяет другую. Москва, Петербург, Париж, Лондон. Если выставка проходит, например, в Швейцарии – пишет пейзажи Швейцарии.

Использует для работы любую возможность.

Вместе с коллегой Пукиревым создает учебник рисования. Он деятельный, целеустремленный, у него на все хватает времени. Главное – Алексей Кондратьевич талантлив и, возможно, даже гениален.

Первая половина семидесятых годов – пик его популярности. Именно тогда появляются – одна за другой – работы, сделавшие его навеки знаменитым. «Грачи прилетели», «Разлив Волги под Ярославлем», «Проселок», «Могила на Волге». «Радуга».

Эти пейзажи пленительны.

Особую любовь снискали почему-то скромные грачи. Возможно, дело в самой птице? Перелетная ворона, важная на вид и вся какая-то мистическая. Раньше других прилетает в среднеполосную Россию, еще в феврале. Это интриговало и Пастернака («Февраль. Достать чернил и плакать!»): «Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи…»

Грач – псевдоним романтически настроенного революционера Николая Баумана. И ранний Чехов тоже так подписывался. Грач сидел за рулем автомобиля в «Мастере и Маргарите».

Словом, не удивительно, что «Грачи прилетели» – до сих пор самая известная картина Саврасова.

Все дело в рюмке

Алексей Саврасов, «Грачи прилетели» (1871). Изображение с сайта wikimedia.org

А во второй половине семидесятых годов все пошло под откос. Рюмка, некогда бодрящая и разгоняющая кровь, превратилась в стакан, а затем и в большую бутылку. Ничего кроме проблем она уже не приносила, но избавиться от нее, выкинуть ее из жизни почему-то оказалось невозможно.

Это случилось не на пустом месте. В 1876 году от художника ушла жена, Софья Карловна, урожденная Герцык. Она переехала в Санкт-Петербург к сестре, забрав с собой двух дочерей, Евгению и Веру. Еще раньше, в детском возрасте умерли две другие его дочери. Алексей Кондратьевич остался один.

Да, у Саврасова оставались его пейзажи, преподавательская работа и общественная жизнь. Но вышло так, что не они заняли освободившуюся нишу, а хлебное вино.

Алексей Кондратьевич все так же приходил в училище, в котором числился преподавателем. Страшный, пьяный, он врывался в класс, кричал на студентов, что они губят себя, сидя в четырех стенах. Подскакивал к окну, высаживал его голой рукой. Кровь, вопли, обмороки.

Константин Коровин вспоминал, как выглядел Саврасов: «Он похудел и поседел, и нас поразила странность его костюма. Одет он был крайне бедно: на ногах его были видны серые шерстяные чулки и опорки, вроде каких-то грязных туфель; черная блуза повязана ремнем, на шее выглядывала синяя рубашка, на спине был плед, шея повязана красным бантом. Шляпа с большими полями, грязная и рваная».

Красный бант. Он все равно оставался художником.

А в 1882 году Алексея Кондратьевича уволили из училища. Все в его жизни стало еще хуже.

Опекуны и меценаты

Хитровка, 1890-е гг. Фото: hitrovka.livejournal.com

Владимир Гиляровский так описывал жилье Саврасова, в котором он впервые побывал в конце восьмидесятых: «Я прошел за перегородку. На кровати, подогнув ноги, так как кровать была коротка для огромного роста, лежал на спине с закрытыми глазами большой человек с седыми волосами и седой бородой, как у библейского пророка. В «каютке» этой пахло винным перегаром. На столе стояли две пустые бутылки водки и чайный стакан. По столу и на полу была рассыпана клюква.

– Алеша, – тормошил Неврев.

– Никаких! – хрипел пьяным голосом старик.

– Никаких! – повторил он и повернулся к стене.

– Пойдем, – обратился ко мне Неврев, – делать нечего. Вдребезги. Видишь, клюквой закусывает, значит, надолго запил… Уж я знаю, ничего не ест, только водка да клюква».

Художник Николай Васильевич Неврев был одним из тех, кто опекал Саврасова. Он положил на стол пару двугривенных на опохмелку, чтобы Саврасов пальто не пропил – и сказал Гиляровскому, указывая на стоящую рядом картину:

– Вчера утром я подмалевку видел, а сейчас почти зaкончено… Надо присмотреть, чтобы спьяна не испортил… Забегу к нему завтра утром…

В другой раз Владимир Алексеевич встретил пейзажиста посреди Петровки: «И вот на тротуаре около этих ворот я увидел огромную фигуру, в коротком летнем пальтишке, в серых отрепанных брюках, не закрывавших разорванные резиновые ботики, из которых торчали мокрые тряпки. На голове была изношенная широкополая шляпа, в каких актеры провинциальных театров изображают итальянских бандитов. Ветер раздувал косматую гриву поседелых волос и всклокоченную бороду.

Я подошел ближе. Он правой рукой шарил в кармане и сыпал на ладонь левой копейки».

Конечно же, Владимир Алексеевич привел художника домой, опохмелил и накормил, дал отогреться, денег дал и что-то из одежды. Он мог бы пойти дальше, и пристроить его к месту, к промыслу. Оформителем в журнал или в театр, декорации писать. Но Гиляровский ничего подобного делать не стал.

Бывалый репортер прекрасно понимал, что бесполезно, точка невозврата давно пройдена. Можно лишь немного облегчить сиюминутные страдания.

Саврасову предоставлял приличное жилье и стол владелец магазина эстампов «Ница». Только работай, да не пей. Тот соглашался, несколько дней выдерживал и снова пропадал в бесчисленных московских кабаках.

Владельцу доставалась очередная копия либо «Грачей», либо «Радуги». Ничего нового Саврасов больше не писал, не получалось. Но и авторские копии шли на ура.

Ужас, конечно. Зато в наши дни картина «Грачи прилетели» украшает почти каждую провинциальную художественную галерею. И каждая – подлинник.

Впрочем, чаще Алексей Кондратьевич подрабатывал все в тех же кабаках, где пьянствовал, рисовал кабатчику картинки за водку и еду. А что? Кабатчик – тот же меценат. Труба пониже – дым пожиже.

Жил он у художника Сергея Грибкова. Сергей Иванович любил Саврасова до слез. Как только тот переступал порог Грибковской мастерской, сразу же отряжал кого-нибудь из учеников.

Тот вел Саврасова в баню, к цирюльнику, приводил свежего, в чистой одежде. Какое-то время пейзажист отдыхал, отъедался, а потом снова уходил – ведь у Грибкова было категорически запрещено употреблять спиртное.

Саврасов чаще всего жил у своего доброго друга Кузьмича – такого же мрачно спивающегося писателя Ивана Кузьмича Кондратьева, на так называемых «Балканах», в Живорезном переулке. Кузьмич любил Саврасова и тоже опекал – делился выпивкой, а если были деньги на извозчика, то обнимал Саврасова за пояс, чтобы пьяный пейзажист не вывалился из саней.

Иван Белоусов так описывал жилье Кондратьева (и, соответственно, Саврасова): «Низенькая комната в чердачном помещении с очень скудной обстановкой – стол, кровать и несколько стульев – больше ничего. Особенность этого помещения заключалась в том, что все стены были в эскизах и набросках углем, сделанных художником-академиком живописи Алексеем Кондратьевичем Саврасовым».

Сам академик чаще всего находился здесь же, погрузившийся в тяжелый алкогольный сон. А вскоре окончательно переместился на Хитровку – воронка засасывала все стремительнее, всякая помощь теперь становилась бессмысленной.

Левитан вспоминал: «За последние двадцать лет он уже не появлялся на выставках, и о нем как будто забыли».

Исаак Ильич тоже старался всячески помочь Алексею Кондратьевичу, своему обожаемому учителю. И тоже все без толку.

* * *

Умер Саврасов в 1897 году, в больнице для бедных. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Друг Кузьмич пережил Алексея Кондратьевича на целых семь лет, пока бедного Кузьмича не избили по пьяни, и он не скончался в одной из московских лечебниц.

Вам важно, чтобы разговор на эту тему продолжился? Поддержите портал!

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

image

Содержание

Саврасов Алексей Кондратьевич – русский художник, мастер лирического пейзажа как нового взгляда в живописи.

Происхождение

Алексей Саврасов – москвич, родился 24 мая 1830 года в многодетной купеческой семье (у него было три старших сестры и младший брат). Отец Кондратий Артемьевич принадлежал к 3-й гильдии купцов (занимался мелочной торговлей галантерейным товаром по городу). Потомственная фамилия – Соврасов. Букву «о» в первом слоге Алексей сменил на «а» позже, когда уже стал известным художником, тогда как вся семья и брат Николай, успешный преемник отца в торговом деле (приумножил капитал и стал купцом 2-й гильдии), продолжали писать «о».

Детство, отрочество

Семья жила в Замоскворечье, живописном историческом районе Москвы на берегу одноимённой реки – здесь обосновывались многие купеческие династии.

Биография Саврасова как художника началась в подростковом возрасте. Алексей лет в 10-12 стал проявлять интерес и способности к рисованию, чем нарушил планы отца вовлечь подрастающего сына в семейное дело. Тому коммерция не шла – в отличие от акварельных пейзажей, с натуры или с журналов. К тому же рисунки самоучки пользовались спросом у рыночных торговцев – их легко было перепродать с выгодой для себя.

Задумав всё-таки учиться любимому делу, Алексей целеустремлённо копит деньги, вырученные за свои работы. Именно этими средствами он оплатил первые месяцы учёбы в Московском училище живописи и ваяния, куда поступил в 1844 году. Творческий мир захватил юного художника. Саврасов попал в класс К.И. Рабуса (1800-1857), известного городскими пейзажами, и сразу выделился среди остальных учеников.

Но учёбу пришлось прервать – умерла долго болевшая мать. Отец взбунтовался, требуя, чтобы старший сын помогал семье в деле. Желая изгнать из сына страсть к живописи, даже запирал его на чердаке. Вернуться в 1848 году в училище помогли преподаватель Карл Рабус и товарищи по учёбе, вмешался даже обер-полицмейстер Москвы генерал-майор Лужин, человек просвещённый и уверовавший в дарование купеческого сына. Отец сдался.

Учёба

image
Вид на Кремль в ненастную погоду 1851 г.

Как художник Саврасов рос стремительно – в год восстановления в Училище его эскизы названы лучшими. После поездки в следующем году на Украину, совершить которую советовал наставник, а спонсировал меценат Лихачёв, появились работы, обратившие на себя внимание критиков – о молодом художнике заговорили. Картины Саврасова «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у разлива», датированные 1849 и 1850 годом, принесли автору звание художника. Совет счёл, что он зрелый мастер, и в обучении в стенах Училища больше не нуждается. Этот высокий, крепкий, но стеснительный юноша из купеческой семьи проявил удивительную восприимчивость к красоте сочетания архитектуры и природы.

Первая известность

Картины Саврасова с названиями «Перед грозой», «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», «В усадьбе», написанные в 1851 году, принесли художнику славу многообещающего таланта. Вдумчивость и бережность, с которыми он изучал искусство предшественников, позволяли ему работать и обогащать их традиции.

Герои картин

Показательно, в произведении «Вид на Кремль…», на переднем плане, от реки и приближающейся грозы убегает простая женщина с ведром – для художника природа и люди труда были по-настоящему близки друг другу. Их связь А. Саврасов ощущал всей своей тонкой душой. Они, рыбаки и чумаки, крестьяне и пасечники, жизнь которых полна тревог и забот, а не беспечные мечтатели, станут героями и будущих произведений художника.

Признание августейшими особами, академик, преподаватель

В 1854 году прошла выставка, на которой были замечены незаурядные картины живописца. Саврасов картины продавал охотно – «Степь с чумаками вечером» приобрела великая княгиня Мария Николаевна, занимавшая в тот период президентский пост в Императорской академии художеств. Она пригласила художника в свою загородную резиденцию. Здесь, в Сергиевке, 24-летний Саврасов написал пейзажи, за которые Совет Академии присвоил ему звание академика.

В 1855 году художник вернулся в Москву, в родные места, которые писал с особым воодушевлением. В 1857-м умер его наставник Рабус, и Саврасову предложили принять руководство пейзажным классом училища вместо него. Ученики Саврасова любили. В воспоминаниях Константина Коровина учитель был человеком «совершенно особой кротости», учившим видеть и понимать природу. Он предпочитал заниматься с учениками на природе, среди зелени, вдыхая свежий воздух, глядя на облака и впитывая эту красоту.

Годы творческой активности. 1860-е

image
Пейзаж с рекой и рыбаком

В 1860-е Саврасов побывал за границей, посещал выставки и музеи в Англии, Швейцарии, Франции, Германии, знакомился с художниками. В его галерее появилось несколько европейских пейзажей, выполненных в спокойной манере, без патетики.

Со смертью Николая I в России наступила «эпоха реформ». В этот период Саврасов был уже самостоятельно мыслящим и зрелым художником. Его пейзажи, в основном подмосковных мест, одновременно и подробны, и поэтичны. Круг его знакомств (Перов, Пукирев, Третьяков и другие) живо интересуется искусством, сам живописец пользуется большим уважением. Именно ему доверили перевезти полотно А. Иванова «Явление Христа народу» в 1862 году в новый музей.

Работает над учебником рисования для МУЖВ, который издаётся в 1869-м. Вводит в него уроки по «подробному изображению изб, деревень, какие обязательны для художника». Возможно, в этом состоит золотой вклад Саврасова как наставника в любимого ученика, коим был Левитан. Чехов о нём позже скажет, что тот так умеет написать деревню, «серенькую, жалконькую, …но такой от неё веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя».

1870-е годы – высший творческий расцвет

С начала нового десятилетия в творчестве Саврасова появились иные мотивы. Теперь художника манят русские просторы не только близ Москвы, он выезжает на Оку, Волгу. Под Костромой, Юрьевцем, Казанью, Нижним Новгородом выискивает впечатляющие пейзажи и выразительных героев.

Именно здесь, в Поволжье, в 1871 году художник начал свою картину «Грачи прилетели», которая приобрела наибольшую известность. Произведения Алексея Кондратьевича Саврасова часто рождались как результат весеннего вдохновения, всегда имеющего влияние на чуткую душу художника, что бы ни случилось (в феврале 1871-го умерла его новорожденная дочь). В московской мастерской художник картину закончил, и она стала экспонатом первой выставки Товарищества передвижников, организации, созданной при активном участии Саврасова (он в числе прочих был учредителем и членом правления).

Своим ученикам Саврасов говорил: «Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства… Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт». Живописец действительно любил жизнь и поэзию, преклонялся перед Пушкиным. Неоднократно бывая в пушкинских местах, исполнил несколько картин и рисунков, на которых окрестности Михайловского, некогда вдохновлявшего поэта, и его могила.

Личное и безвозвратный крах

image
Волга 1874 г.

В семье своего товарища Саврасов встретил будущую жену. Софье Карловне Герц был 31 год, когда в 1857 году на ней женился 27-летний Алексей. Трое из пятерых детей умерли в детстве. В 1876 году, в период нездоровья художника и спада в творчестве, брак распался. «Болен я и вообще…» – с такими словами предстал Саврасов перед своими удивлёнными учениками. Константин Коровин вспоминал, что тогда художник очень изменился, похудел и поседел, «в лице было что-то тревожное и горькое, одет был крайне бедно».

Трагизм положения живописца усугубился после 1882 года, когда сначала умер Перов, бывший поддержкой Саврасову, который затем был уволен и лишён казённой квартиры. О причинах всего краха вспоминала Вера Алексеевна, дочь живописца: «В борьбе за существование он прямо изнемог… Стараясь забываться от жизненных невзгод, он начал пить, погубил этим себя, свой талант, разрушил семью».

Интеллигентнейший, деликатнейший человек превратился в почти безвольного алкоголика, как говорили в старину, савраса без узды. Грустно. Усилия старых друзей не давали результатов. Саврасов опускался, жил в самых ужасных условиях. Сходился с какими-то женщинами. Старость встречал с Екатериной Моргуновой, с которой жил с 1893 года. Она родила Саврасову сына, также впоследствии ставшего художником, и дочь. Семья существовала на крохи, которые выделял художнику ушлый торговец, пристроившийся к таланту – сам продавал за сотни, а Саврасову давал десятки. Тот не роптал.

Но искусство и последних лет, по оценке специалистов, оставалось на высоте – до конца своего жизненного пути Саврасов чувствовал природу по-прежнему. В период бедствий художнику приходилось иногда писать лишь для заработка, скороспело, к тому же у него ухудшалось зрение.

Но вклад его в искусство несомненен и никак не умаляется из-за трагичного падения последних лет. Саврасов стал учителем лучших русских художников конца XIX века и примером для них – воплощению чувства единства с родной природой мастер посвятил всю свою жизнь.

А.К. Саврасова не стало 8 октября 1897 года. Левитан опубликовал безоговорочный вывод: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… Эта несомненная заслуга никогда не будет забыта».

Знаменитые картины Саврасова

Самыми известными произведениями художника стали российские пейзажи, чаще светлые и печальные, порой сумрачные и тоскливые.

Среди них:

  • «Вид на Кремль в ненастную погоду» (1851) – в Третьяковской галерее;
  • «Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру» (1852) – в частном собрании;
  • «Пейзаж с сосной» (1854) – Владимиро-Суздальский музей-заповедник;
  • «Пейзаж с дубами и пастушком» (1860) – в ГТГ;
  • «Ранняя весна. Половодье» (1868) – в Государственном Русском музее;
  • «Грачи прилетели» (1871) – в ГТГ;
  • «Волга» (1870-е) – в ГТГ;
  • «Рожь» (1881) – в ГТГ .

На самом деле, каждый из сотен пейзажей Саврасова по-своему прекрасен, и любой зритель среди работ найдёт что-то уникальное, родное и близкое именно ему. Картины Саврасова можно «принимать» как лекарство для успокоения и релаксации – они дарят удивительное умиротворение и очищение мыслей и чувств.

Самые известные картины Саврасова с названиями

Смотрите также: image

«Грачи прилетели» – веха в русской живописи

image

С поклонением природе, биография Исаака Левитана

image

Биография и творчество Баулина Сергея Алексеевича

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий