Алексей Николаевич Леонтьев, советский психолог, философ, педагог и организатор науки — справочные материалы по педагогике от А до Я

image

Знаменитый психолог Алексей Николаевич Леонтьев привнес много нового в изучение человеческой психики, также этот деятель занимался философией и педагогикой. Основной же его деятельностью было исследование общих вопросов науки, таких как эволюция психики человека, явления памяти и устройство внимания, проблемы личности и многих других. Также Леонтьев разрабатывал методологическую базу для психологических исследований. Каждый из вас наверняка слышал, по крайней мере, фамилию ученого, но много ли вы о нем знаете? Биографию А.Н. Леонтьева, его вклад в научную деятельность вы можете узнать, если прочитаете данную статью. Но обо всем – по порядку.

Биография А.Н. Леонтьева. Детские годы психолога

Алексей Николаевич родился 5 февраля 1903 года в Москве. Родители Алексея Николаевича Леонтьева – Николай Владимирович и Александра Алексеевна – были зажиточными купцами. Каждый год семья ездила на отдых в Ялту, но, несмотря на это, маленький Алеша рос болезненным ребенком. Тогда родители даже отправили сына в санаторий, который находился в Австро-Венгерской империи.

Образование

Хотя биография А.Н. Леонтьева уже изучена многими исследователями, о школьных годах Алексея Николаевича по-прежнему известно немного. Будущий психолог окончил 1-е Московское реальное училище, переименованное в годы обучения Алексея Николаевича Леонтьева в Единую трудовую школу.

После окончания трудовой школы (а он окончил ее досрочно) Алексей Леонтьев, уже заинтересованный психологией, поступил в Московский государственный университет, на факультет общественных наук. Преподавателями будущего психолога были такие великие ученые, как Георгий Иванович Челпанов и Густав Густавович Шпет. В годы, когда Алексей Николаевич Леонтьев был студентом, в университете была неспокойная обстановка – накалялась борьба за создание материалистической психологии, последствием которой стал своего рода античелпановский путч. Благодаря новому директору в жизни Леонтьева появились такие люди как Александр Романович Лурия и Лев Семенович Выгоцкий. Совместно с ними Леонтьев впоследствии напишет свои знаковые труды.

Алексей Николаевич окончил университет в 1923 году. Однако после окончания учебы он остался при Психологическом институте, для того чтобы подготовиться к деятельности профессора психологических наук.

image

Карьера ученого. Начало

Биография А.Н. Леонтьева складывалась в дальнейшем в русле научной деятельности. В 1925 году Алексей Николаевич начал работу над культурно-исторической теорией, если быть точнее, психолог изучал вопросы развития памяти в рамках культуры. Этому исследованию посвящена целая книга, изданная в 1931 году.

В этом же году Алексей Николаевич Леонтьев переехал из Москвы в Харьков. Уже в конце 1931 года ученый стал заведующим отделом психологии в Украинской психоневрологической академии.

Позднее, с 1933-го по 1938 год, Леонтьев занимал пост заведующего кафедрой психологии в Харьковском педагогическом институте.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, в биографии А.Н. Леонтьева, кратко говоря, случился поворот. Он был эвакуирован в Ашхабад. Однако уже через два года переехал в Свердловскую область. Здесь он руководил научными сотрудниками в восстановительном госпитале, в конце 1943 года психолог Алексей Николаевич Леонтьев вернулся в родную Москву и работал здесь до конца войны в госпитале.

Взлет карьеры

В 1947 году А.Н. Леонтьев подал заявку на вступление в партию. Без членства в ВКП(б) невозможно было в те времена построить карьеру и заниматься научной деятельностью. В 1948 году заявка ученого была одобрена и его приняли в партию. С этого момента карьера психолога пошла в гору.

В 1950 году Алексей Николаевич стал действительным членом Академии педагогических наук. Здесь он занимал сначала должность академика-секретаря отделения психологии, позже, в 1959 году, Алексей Николаевич Леонтьев стал вице-президентом академии.

Параллельно с научной деятельностью Алексей Николаевич занимался и педагогикой. В 1951 году он вновь приходит в Московский государственный университет, теперь на должность заведующего кафедрой психологии на философском факультете.

В 1966 году Леонтьев и вовсе основал в МГУ новый факультет – факультет психологии. Он существует и по сей день. Через десять лет Алексей Николаевич Леонтьев совершает новое открытие. На этот раз открытие психологической лаборатории, в которой изучалось восприятие. Эта лаборатория также работает и сейчас.

Умер А.Н. Леонтьев в 1979 году, 21 января. До самой смерти ученый занимался исследованиями. После себя он оставил множество трудов, которые и на сегодняшний день не потеряли своей актуальности и используются студентами в качестве учебников. Вклад в психологию Алексея Николаевича Леонтьева неоценим. Кроме этого дело Алексея Николаевича продолжают его сын Алексей Алексеевич и внук Дмитрий Алексеевич. Оба они пошли по стопам отца и стали изучать психологию.

На этом закончим краткую биографию Алексея Николаевича Леонтьева. Перейдем к его основным трудам.

Научная деятельность. Вклад в психологию

Больше всего своего внимания уделял Леонтьев Алексей Николаевич деятельности и сознанию личности. Именно этим проблемам были посвящены в большей степени его исследования.

Алексей Николаевич Леонтьев создал основу культурно-исторической отечественной психологии. Эта тема впоследствии касалась всех его трудов.

Изначально, на заре своей научной деятельности, Алексей Николаевич Леонтьев занимался изучением критериев и принципов культурно-исторического подхода к психологии. Материалом для этого ему послужили исследования о памяти и воле человека, регуляции.

Расширение проблематики

В дальнейшем Алексей Николаевич расширил проблематику своих работ. Он не только теоретически обосновывал многие положения в психологии, но и экспериментально их подтверждал. Ученого интересовали вопросы не только общей психологии, но и педагогические проблемы, с нею связанные. Достойными изучения знаменитый исследователь считал также и философский аспект науки. Кроме этого А.Н. Леонтьев занимался психологией не только людей, но и зоопсихологией – наукой, которая изучает психику животных.

В 1940 году Александр Николаевич защитил докторскую диссертацию под названием “Проблемы развития психики”. Основной ее темой было развитие психики человека в его индивидуальном развитии, или в филогенезе, говоря научным языком. Александр Николаевич не просто рассмотрел существующие проблемы, но и предложил свою классификацию этапов развития психики. Этой классификацией до сих пор пользуются современные психологи. А.Н. Леонтьев выделил несколько фаз, этапов развития, через которые проходит психика каждого здорового человека.

Изначально у человека есть элементарная сенсорная психика, затем она усложняется и становится перцептивной, последняя – высшая стадия развития психики – это интеллект.

Ученики и последователи Алексея Николаевича развивали это учение. Благодаря основе, заложенной Леонтьевым, появилось множество русскоязычных работ, посвященных развитию ребенка, роли игры в нем. Этой проблемой занимался в основном Харьковский психологический институт, где некогда работал Леонтьев.

О проблеме личности

В 1975 году в свет вышла монография Алексея Николаевича Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность», в которой он обобщил все ранее полученные знания о личности. В этой же книге психолог говорит о том, что психика человека по большей части формируется под воздействием внешних факторов. На эту тему впоследствии велось множество споров, часть из которых организовывал сам Алексей Николаевич.

Проблема восприятия

Примерно в это же время Леонтьева начинает интересовать проблема восприятия. Ученый выработал целую систему, которая бы помогала в дальнейшем анализировать сознание человека. Леонтьев предлагал изучать психику на основе таких категорий, как личностный (индивидуальный) смысл, предметное значение явления, а также так называемая чувственная ткань.

Награды и достижения

Как и у любого знаменитого ученого, у Леонтьева было много званий и наград. Так, в 1940 году он защитил докторскую работу и стал доктором педагогических наук, как мы уже говорили, с 1950 года Леонтьев поступил в Академию педагогических наук и стал ее действительным членом. Кроме этого за вклад в науку, Алексею Николаевичу дали звание почетного доктора Парижского и Будапештского университетов.

В 1953 году психологу была вручена медаль Константина Дмитриевича Ушинского, а через десять лет, в 1963 году, Леонтьев был удостоен Ленинской премии, в 1976 году ученому присудили также Ломоносовскую премию I степени.

Леонтьев Алексей Николаевич, 05.02.1903 – 21.01.1979

Доктор педагогических наук, профессор. Действительный член Академии педагогических наук СССР. Почетный доктор Парижского и Будапештского университетов. Почетный член Венгерской академии наук.

Советский психолог, философ, педагог и организатор науки. Создатель теории деятельности.

Основатель и первый декан факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Окончил факультет общественных наук МГУ, среди его учителей того времени Г. И. Челпанов и Г. Г. Шпет.

По окончании университета работал в Психологическом институте вместе с Н.А. Бернштейном, А.Р. Лурией, П.П. Блонским, Л.С. Выготским.

С конца 1931 г. — заведующий отделом в секторе психологии Украинской психоневрологической академии (до 1932 года — Украинский психоневрологический институт) в Харькове.

В 1933-1938 гг. — заведующий кафедрой Харьковского педагогического института.

С 1941 г. — профессор МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1943 г. заведовал научной частью в восстановительном госпитале.

С 1947 г. – член-корреспондент, с 1950 г. – действительный член АПН РСФСР, с 1968 года — АПН СССР. В 195-0-1957 гг. – академик-секретарь Отделения психологии, в 1959-1961 гг. – вице-президент АПН.

С 1951 г. — заведующий кафедрой психологии философского факультета МГУ.

В 1966 г. основал и стал первым деканом факультета психологии МГУ.

В 1976 г. открыл на факультете лабораторию психологии восприятия, действующую по сегодняшний день.

Занимался проблемами общей психологии (эволюционное развитие психики; память, внимание, личность и др.) и методологией психологического исследования. Создатель теории деятельности.

С 1925 г. под руководством Л.С. Выготского работал над проблемами культурного развития памяти (книга «Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций» была издана в 1931 г.).

Один из лидеров Харьковской психологической школы. Харьковская психологическая группа под его руководством известна плеядой исследований детского развития, игры, саморегуляции на основе анализа становления психических процессов ребёнка как субъекта деятельности.

Докторская диссертация 1940 г. была посвящена развитию психики в филогенезе (книга «Проблемы развития психики»). А. Н. Леонтьев предложил свою классификацию стадий этого развития (элементарная сенсорная психика, перцептивная психика и стадия интеллекта) и обосновал критерии анализа психики и сознания.

С 1960-х г. исследовал проблемы личности, обобщив свои идеи в монографии «Деятельность. Сознание. Личность» (1975). В это же время занимался проблемами восприятия, обосновывал систему категорий для анализа сознания: чувственная ткань, предметное значение и личностный смысл.

Основные работы:

  • Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций. — М.-Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931
  • Восстановление движения. — М., 1945 (соавт.)
  • К вопросу о сознательности учения, 1947
  • Психологические вопросы сознательности учения // Известия АПН РСФСР. — М., 1947. — Вып. 7.
  • Очерк развития психики. — М., 1947
  • Анализ системного строения восприятия: Сообщение V: О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей // Доклады АПН РСФСР, 1958, № 3 (соавт.)
  • Психологическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. — М.-Л., 1948
  • Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (мл. шк. возраст). — М., 1950
  • Умственное развитие ребёнка. — М., 1950
  • Проблемы развития психики. — М., 1959; 4-е изд. 1981
  • О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960, № 1
  • Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии, 1960, № 6
  • Психология человека и технический прогресс. — М., 1962 (в соавт.)
  • Потребности, мотивы и эмоции. — М., 1973
  • Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977
  • Воля. – 1978
  • Категория деятельности в современной психологии // Вопросы психологии, 1979, № 3
  • Проблема деятельности в истории советской психологии // Вопросы психологии, 1986, № 4
  • Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. — М., 1990 (соавт.)
  • Лекции по общей психологии. – 2000

Награды. Лауреат медали К. Д. Ушинского (1953), Ленинской премии (1963), Ломоносовской премии I степени (1976).

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Алексей Николаевич Леонтьев (5 февраля 1903, Москва – 21 января 1979, там же) — выдающийся отечественный психолог, занимавшийся проблемой сознания и деятельности. Основал (1966) и руководил факультетом психологии МГУ в 1960-70-е годы. Сын — А. А. Леонтьев

Биография

Психолог, действительный член АПН РСФСР (1950), доктор педагогических наук (по психологии) (1940), профессор (1932). В 1924 окончил факультет общественных наук Московского университета. В 1924-31 гг. вел научную и преподавательскую работу в Москве (Институт психологии, Академия Коммунистического Воспитания им. Н.К. Крупской), в 1931-1935 гг. – в Харькове (Украинская психоневрологическая академия, Педагогический институт). В 1936-1956 гг. – в Институте психологии АПН. В годы Великой Отечественной войны – начальник экпериментального госпиталя восстановления движений под Свердловском. С 1941 – профессор МГУ, с 1950 – заведующий кафедрой психологии, с 1966 – декан факультета психологии МГУ. Академик-секретарь отделения психологии (1950-1957) и вице-президент (1959-1961) АПН РСФСР.

Научный вклад

Разрабатывал в 20-х гг. совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс “вращивания”, интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики (ее генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию, развитию психики ребенка), проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др.

Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности – новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание), производилось исследование сознания и личности. Концепция деятельности Л. получила развитие в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной), в свою очередь обогащавших ее новыми данными. Сформулированное Леонтьевым положение о ведущей деятельности и ее определяющем влиянии на развитие психики ребенка послужило основанием для концепции периодизации психического развития детей, выдвинутое Д.Б. Элькониным, и в то же время затормозило изучение врождённых психологических различий. При активном участии Леонтьева прошёл ряд психологических дискуссий, в которых он отстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами, и считал, что генетически заложенных психических различий не существует, и более того, что подобная точка зрения – немарксисткая.

Критики также отмечают тот факт, что Леонтьев был одним из наиболее последовательных сторонников идеологизации советской психологии, её подгонки под официальные идеологические стандарты. Во всех своих работах, в том числе в программной книге “Деятельность, сознание, личность” (1975) он последовательно проводил тезис: “В современном мире психология выполняет идеологическую функцию и служит классовым интересам; не считаться с этим невозможно“.

Основные публикации

  • Развитие памяти., М., 1931
  • Восстановление движения. -М., 1945 (соавт.)
  • К вопросу о сознательности учения, 1947
  • Психологические вопросы сознательности учения idem// Известия АПН РСФСР.- М., 1947.- Вып. 7.
  • Очерк развития психики. – М., 1947
  • Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.-Л., 1948
  • Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (мл. шк. возраст). – М.,1950
  • Умственное развитие ребенка. – М., 1950
  • Психология человека и технический прогресс. – М., 1962 (соавт.)
  • Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1973
  • Деятельность. Сознание. Личность (idem), 1977
  • Воля, 1978
  • Категория деятельности в современной психологии// Вопр. психологии, 1979, № 3
  • Проблемы развития психики. – М., 1981
  • Избранные психологические произведения, 1983; В 2-х т. Том 1 и 2.
  • Проблема деятельности в истории советской психологии, Вопросы психологии, 1986, N 4
  • Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. Под ред. В.В.Давыдова и др. – М.,1990 (соавт.).
  • Философия психологии, 1994
  • Лекции по общей психологии, 2000
  • In English: Alexei Leont’ev archive @ marxists.org.uk: Activity, Consciousness, and Personality, 1978 & Activity and Consciousness, 1977

Публикации об А. Н. Леонтьеве

  • Страница 1

    – энциклопедическая статья

  • Разное – на страницах

    : 2 , 3 , 4 , 5

  • Прошу вносить вашу информацию в «Алексей Леонтьев 1», чтобы сохранить ее

Толкование

Леонтьев, Алексей Николаевич
Алексей Николаевич Леонтьев
Дата рождения:

5 (18) февраля 1903(1903-02-18)

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

21 января 1979(1979-01-21) (75 лет)

Место смерти:

Москва, СССР

Страна:

 Российская империя →  СССР

Научная сфера:

психология

Место работы:

МГУ им. М. В. Ломоносова

Альма-матер:

МГУ им. М. В. Ломоносова

Научный руководитель:

Л. С. Выготский

Известные ученики:

А.Г. Асмолов

Известен как:

основатель теории деятельности

Награды и премии

Алексе́й Никола́евич Лео́нтьев (5 (18) февраля 1903, Москва — 21 января 1979, Москва) — советский психолог, занимавшийся проблемами общей психологии и методологией психологического исследования. Ученик Льва Семёновича Выготского, издавал его работы. Был одним из создателей факультета психологии Московского государственного университета.

Биография

  • 5 (18) февраля 1903 года — родился в Москве.
  • 1924 год — окончил Московский университет.
  • С конца 1931 года — заведующий отделом в секторе психологии Украинской психоневрологической академии (до 1932 года — Украинский психоневрологический институт) в Харькове.
  • 1933 год — 1938 — заведующий кафедрой Харьковского педагогического института.
  • С 1941 года — профессор МГУ
  • С 1951 года — заведующий кафедрой психологии философского факультета МГУ.
  • 1947 год — кандидат на вступление в ВКП(б), член-корреспондент АПН РСФСР.
  • 1948 год — член ВКП(б) (с 1952 г. – КПСС).
  • 1950 год — действительный член АПН РСФСР (c 1968 года — АПН СССР).
  • 1966 год — основывает факультет психологии МГУ и руководит им 1960-70-е годы.
  • 21 января 1979 года — умер в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище [1] в Москве.

Семья

Сын — А. А. Леонтьев.

Внук — Д. А. Леонтьев.

Научный вклад

При активном участии Леонтьева прошёл ряд психологических дискуссий, в которых он отстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами.

Критики отмечают тот факт, что Леонтьев был одним из наиболее последовательных сторонников идеологизации советской психологии. Во всех своих работах, в том числе в программной книге «Деятельность, сознание, личность» (1975), он последовательно проводил тезис: «В современном мире психология выполняет идеологическую функцию и служит классовым интересам; не считаться с этим невозможно». В 1976 году открыл лабораторию психологии восприятия, которая действует и по сей день.

Основные публикации

Смотреть что такое “Леонтьев, Алексей Николаевич” в других словарях:

  • Леонтьев Алексей Николаевич — (1903–1979) советский психолог. Разрабатывая в 20 х гг. совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурно историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич — (1903 79) российский психолог, действительный член АПН России (1950), АПН СССР (1968). Основные труды по генезису, биологической эволюции и общественно историческому развитию психики. Ленинская премия (1963) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Леонтьев Алексей Николаевич — (1903 1979) советский психолог, автор одного из вариантов деятельностного подхода в психологии. В конце 20 х гг., работая у Л.С. Выготского и использ …   Психологический словарь

  • Леонтьев Алексей Николаевич — [р. 5(18).2.1903, Москва], советский психолог, действительный член АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1968). Член КПСС с 1948. Профессор (1932). Окончил Московский университет (1924). Ученик Л. С. Выготского. С 1941 профессор МГУ, с 1945 заведующий… …   Большая советская энциклопедия

  • ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич — (р. 10.05.1927, Москва), сценарист. Учился в Московском авиационном институте (1944 1945), в Московском индустриально конструкторском техникуме (1946 1947). В 1952 годуокончил сценарный факультет ВГИКа. 1957 БЕССМЕРТНАЯ ПЕСНЯ 1959 ДОРОГА УХОДИТ… …   Энциклопедия кино

  • Леонтьев Алексей Николаевич — (1903 1979), психолог, действительный член АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1968). Основные труды по генезису, биологической эволюции и общественно историческому развитию психики. Ленинская премия (1963). * * * ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич ЛЕОНТЬЕВ… …   Энциклопедический словарь

  • Леонтьев, Алексей Николаевич — [05(18)02.1903 21.01.1979] психолог; д р пед. наук, проф. Окончил Моск. ун т (1924). С 1941 проф. МГУ, директор Ин та психол., зав. кафедрой психол., зав. отделением психол. филос. ф та; основатель (1965) и декан психол. ф та МГУ, зав. кафедрой… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич — [р. 5(18) февр. 1903 ] – сов. психолог, профессор (с 1932), д р педагогич. наук (с 1941). Действит. член Академии педагогич. наук РСФСР (с 1950). Член КПСС с 1948. Окончил Московский ун т (1924). Ученик Л. C. Выготского. С 1941 – проф. Моск. ун… …   Философская энциклопедия

  • ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич — (5(18).02.1903, Москва 2 LO1.1979, Москва)    психолог, философ и педагог. Окончил ф т общественных наук Московского ун та (1924), работал в Психологическом ин те и др. московских научных учреждениях (1924–1930), зав. сектором Всеукраинской… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Леонтьев, Алексей Николаевич — (1903 1979)    А.А. Леонтьев. Жизненный и творческий путь А.Н. Леонтьева    Российский психолог, один из основателей психологической теории деятельности.    В 1924 окончил ф т обществ. наук Московского университета. В 1924 31 гг. вел научную и… …   Кто есть кто в российской психологии

18.02.2022 10:00

image

Советский психолог, философ и педагог Алексей Николаевич Леонтьев свою научную деятельность посвятил общей психологии, методологии психологического исследования и основал теорию деятельности, опираясь на труды К. Маркса и Л. Выготского. Он изучал память, внимание, личность, развитие психики в процессе эволюции. Леонтьев стал первым деканом факультета психологии МГУ, почетным доктором Парижского и Будапештского университетов, почетным членом Венгерской академии наук, лауреатом медали К.Д. Ушинского, Ленинской премии, Ломоносовской премии I степени. Родился Алексей Николаевич 18 февраля 1903 года.

Алексей Николаевич – создатель «теории деятельности», которая стала научной системой психологии. В ее основе лежит изучение деятельности человека и ее взаимосвязь с сознанием. Согласно теории, деятельность – это действия, которые направлены на достижение цели. Именно деятельность определяет сознание и формирует психику, позволяя проявиться в труде. Деятельность не отвечает на внешние раздражители, а находится под контролем сознания. Положения о том, что деятельность определяет сознание и контролируется им, противоречивы. Но это устраняется за счет тезиса, что сознание и деятельность как единое целое и неотделимы друг от друга. На основе этой теории Леонтьев и Рубинштейн пытались изучать мысли, чувства и идеи человека. Но все исследования несли идеологический характер советской психологии и велись через призму коммунизма.

В течение всей жизни Леонтьев работал над культурно-исторической теорией, и теория деятельности была частью этой работы. В основе главного исследования Алексея Николаевича лежат труды Л.С. Выготского. Идея культурно-исторической психологии в том, что психика человека делится на два уровня. Первый уровень сформировался в процессе естественной эволюции, он же низший и «животный». Второй сформировался в течение всей истории культурной жизни человека, его называют высшим.

Учитывая советскую идеологию, стоит отметить, что тогда был важным следующий тезис: человека создали труд и речь. Интерес к речи проявлял Выготский, считая, что за контроль реакции отвечает знак, опосредованный стимул, возникающий в ответ на внешнее раздражение, но еще не являющийся реакцией. Влияние труда как компонент «очеловечивания» изучал А.Н. Леонтьев. Он смотрел, как реальность отражается в процессе деятельности.

Подход А.Н. Леонтьева строился на том, что психическая деятельность появляется в процессе интериоризации внешней деятельности, т.е. усвоения социального опыта, формирование психики с помощью общественной деятельности. Отсюда вытекает следствие, что человек одновременно управляет и практической и психологической деятельностью, постигая закономерности изнутри и снаружи. Так происходит формирование внутренних структур психики, которые затем выливаются во внешние действия. Процесс перехода «внутреннего во внешнее» называют экстериоризацией. В теории деятельности принцип «интериоризации-экстериоризации» выступает одним из основных. Исследования А.Н. Леонтьева описаны в книге «Развитие памяти».

Помимо вопросов психологии личности Леонтьев занимался педагогикой, зоопсихологией и восстановлением движений. Также в книге «Проблемы развития психики» предложил три стадии развития психики: элементарную сенсорную психику, перцептивную психику и стадию интеллекта. Дал критерии для анализа психики и человеческого сознания. Под его руководством Харьковская психологическая группа вела исследования детского развития, роли игры и саморегуляции.

Алексей Николаевич был доктором педагогических наук, действительным членом АПН РСФСР, первым деканом факультета психологии Московского государственного университета, лауреатом медали К. Д. Ушинского, Ленинской премии, Ломоносовской премии I степени, почётным доктором Парижского и Будапештского университетов, а также почётным членом Венгерской АН. Ушел из жизни А.Н. Леонтьев 21 января 1979 года.

Фото на главной странице: nacion.ru

Фото на странице: psyjournals.ru

Источник: biblioclub.ru, monster-evo.ru, ru.wikipedia.org

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий