Александр Михайлович Герасимов — художник, воспевавший авторитет и идеи коммунистических вождей

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Александр Михайлович Герасимов (Aleksandr Mikhailovich Gerasimov; родился 12 августа 1881 г. — умер 23 июля 1963 г.) — российский и советский живописец XIX-XX веков, любимый художник Иосифа Сталина. Картины Александра Герасимова прославляли политические идеи того времени, за что он и был в почете у власти. Но творчество мастера этим не ограничивалось: он также создавал колоритные пейзажи и яркие натюрморты.

Биография Александра Михайловича Герасимова

Александр Герасимов появился на свет 31 июля (12 августа) 1881 года в Козлове Тамбовской губернии (ныне Мичуринск) в семье купца. Базовое образование юноша получил в местном училище. Что интересно, учебное заведение он окончил с оценкой по рисованию «удовлетворительно».

image

Александр Михайлович Герасимов был намерен связать свою жизнь с искусством, и никакие «тройки» его не могли остановить. В 1903 году молодой человек поехал в Москву, выдержал огромный конкурс и поступил в престижное Училище живописи, ваяния и зодчества. Тут художник занимался 12 лет, параллельно создавая произведения в стиле импрессионизма, который ему нравился в тот период. Учеба была довольно плодотворной. В 1915 году Александр Герасимов получил два диплома: художника и архитектора.

В этом же году живописец был мобилизован в армию. Он прослужил санитаром на фронте до 1918 года, затем вернулся в родной город и работал там декоратором.

В 1925 году Александр Герасимов переехал в Москву. Он полностью принимал политические идеи того времени, вступил в Ассоциацию художников революции.

Живописец прославился как автор произведений в стиле социалистического реализма. Его работы были яркими, но в тоже же время соответствовали ожиданиям советской власти. Художник создавал портреты Ленина, Сталина, Ворошилова. Это стало большим плюсом для карьеры.

В 1943 году Александр Герасимов был удостоен звания Народного художника СССР. В 1940-х годах также получил четыре премии Сталина.

Хотя многие произведения автора имели политический оттенок, было видно, что художник вкладывает в них душу. Героев картин он изображал обычно очень добрыми, человечными. Да и сам заботился о людях, поддерживал солдат: в 1943 году передал 50000 рублей в Фонд обороны на нужды фронта.

С приходом к власти Никиты Хрущева положение в обществе Александра Герасимова кардинально изменилось. Постепенно его лишают всех должностей, произведения убирают из музейных экспозиций.

В последние годы жизни художник почти не участвовал в выставочной и общественной деятельности, но продолжал писать картины, в основном пейзажи и натюрморты.

Александр Герасимов покинул этот мир 23 июля 1963 года в Москве.

Самые известные картины Александра Михайловича Герасимова

Портреты, созданные художником, очень точно передают эмоции героев. Пейзажи воспевают красоту родной природы, а натюрморты показывают, как красиво богатство цветочных полей смотрится в доме. Среди самых известных картин Александра Михайловича Герасимова:

  • «Ленин на трибуне» (1929-1930). Художник изобразил вождя, произносящего речь перед народом. Автор хотел создать максимально точный портрет, но сам видел Владимира Ильича вживую лишь дважды. Тем не менее ему удалось добиться поразительного сходства. Для этого живописцу пришлось пересмотреть множество документальных фильмов, изучить фотографии В. И. Ульянова-Ленина и консультироваться с приближенными к нему людьми.
  • «Портрет И. В. Сталина на XVII съезде ВКП(б)» (1934). Автор запечатлел, как Иосиф Виссарионович с гордостью докладывает о развитии СССР, о том, что пятилетний план был выполнен за три года.
  • «После дождя» (1935). Художник жил в Москве, но любил приезжать в родной город. В Козлове он и написал эту картину, изобразив террасу своего дома. Когда рассматриваем произведение, словно ощущаем свежий воздух после ливня, наблюдаем, как начинает светить солнце, но не в полную силу, ведь частично оно все еще скрыто за тучами.
  • «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» (1938). Тут видим политических деятелей на прогулке. Автор изобразил рядом с правителем Климента Ворошилова, поскольку именно он познакомил художника со Сталиным. Название произведения довольно официальное, а вот в народе его прозвали более поэтично: «Два вождя после дождя».
  • «Натюрморт. Полевые цветы» (1952). Работа создает легкое, лирическое летнее настроение. Тут нет какого-то глубокого смысла или загадочности, лишь красота полевых цветов притягивает взгляд.

Художник был очень популярен при правительстве Сталина, ситуация кардинально изменилась, как только к власти пришел новый лидер. Но время все расставляет по своим местам, и сегодня Александра Герасимова знают как талантливого живописца своей эпохи.

Содержание

Русский и советский художник Александр Михайлович Герасимов вошёл в историю изобразительного искусства как создатель прекрасных пейзажей, сочных жанровых работ и выразительных портретов знаменитых современников.

Происхождение и детство

Герасимов родом из Тамбовской губернии, уездного города Козлов (сегодня Мичуринск). Родился 12 августа 1881 года в семье выходца из крестьян, теперь же купца-скототорговца, как тогда говорили, прасола. С юга страны отец будущего художника пригонял скот и продавал его на базаре. Особого богатства не нажил, но 2-этажный дом у семьи был. Жили просто, соблюдая старые обычаи. Когда родился сын Александр, в семье уже была дочь, тоже Александра (забавная родительская прихоть – дать разнополым детям одинаковые имена).

После церковно-приходской школы Александр поступает в уездное училище. Параллельно отец начинает посвящать «наследника» в дела торговли.

У Александра Герасимова в детстве открылись наклонности к рисованию – друзья и родные поражались сходству изображённых людей и животных с оригиналами. Поворот в судьбе случился после приезда в Козлов в 1890-х художника С.И. Криволуцкого, земляка-просветителя из Кирсановского уезда Тамбовской губернии, закончившего Академию художеств в Петербурге. Криволуцкий открыл в Козлове школу рисования, Герасимов начал посещать занятия и втянулся в мир творчества. Вскоре учитель «задал вектор» ученику, уже юноше, рекомендовав тому ехать в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Учёба

Родители были против, но 22-летний сын уезжает и с блеском сдаёт вступительные экзамены в Московское училище. Начав обучение в 1903 году, Герасимов задержится здесь до 1915-го – ему хотелось учиться новому.

Сначала живописное отделение, затем архитектурное. Учителями были Серов, Васнецов, Милорадович, Клодт, Корин, Касаткин, Горский, Архипов, Пастернак.

Константин Коровин, часто бывающий в Париже, повлиял на становление Герасимова как живописца особенным образом. «Больше жизни!» – требовал он от своих учеников. Рассказы мастера о французском импрессионизме будоражили умы студентов, и ранние картины Герасимова демонстрируют это влияние.

Первые успехи и цели

С 1909 года Герасимов уже постоянный участник выставок, проводимых в Училище. Появились первые покупатели и заказчики. Так, известный московский писатель В.А. Гиляровский не пропускал ни одной ученической выставки – любил живопись и дружил с художниками. Оценить величину таланта студента он мог с первого взгляда, как и определить, откуда тот родом.

Видя потенциал Герасимова, Гиляровский покупал его выставочные работы, а также заказывал портреты членов своей семьи. Такое участие влиятельного и известного человека для молодого художника было хорошей моральной и материальной поддержкой.

Критика также высоко оценивала работы студента Герасимова – Александра в московской прессе упоминали как достойного пейзажиста. «Рожь покосили», «Большак. Зной», «Праздник весны», «Тёплый чернозём» и другие – ученические картины Герасимова, за которые молодой художник был назван в прессе «поэтом весны, поэтом молодой пробуждающейся природы».

Сам художник «любил жизнь и реальное в искусстве», поэтому в творчестве придерживался традиций русского реализма. Его привлекали краски Архипова, приёмы Цорна и свет Клода Моне – их он считал искренними, поэтичными и цельными. На эти качества в искусстве был нацелен и сам.

Окончание Училища

В 1915 году учёба завершена. В результате у Герасимова 2 диплома: он теперь художник I степени (имеет большую золотую медаль) и архитектор.

По второй специальности единственным результатом осталось здание театра, построенное в 1913 году на родине художника (взамен сгоревшего в 1909 году). Ещё студентом Герасимов принял участие в проектировании фасада и убранства внутри нового театрального здания в стиле модернизированного ампира (стоит Козлове по сей день и является гордостью города).

Другим архитектурным проектам не суждено было воплотиться в жизнь – стремление к живописи оказалось сильнее. Ей художник намеревался посвятить свою жизнь.

Исторические события в стране и творчество Герасимова

В год окончания учёбы художника призывают в армию – шла Первая Мировая. Служба прошла в санитарном поезде, который курсировал на фронте Галиции (Восточная Европа, запад современной Украины). По окончании военных действий (1918) был демобилизован и отправился на родину.

Февральский, а затем Октябрьский переворот в Козлове прошёл относительно спокойно: заседания, собрания, демонстрации, манифестации. Герасимов включается в новую жизнь – организует «Коммуну творчества козловских художников». С коллегами из Коммуны декорирует театральные постановки, устраивает выставки, оформляет к праздникам городские улицы.

В конце августа 1919 года конница Мамантова (с ударением на втором слоге), белого генерала, захватила город Козлов на 40 дней. За время налёта погибло многое, созданное Герасимовым на это время.

В 1925 году, когда политическая жизнь в стране более-менее стабилизировалась, Герасимов отправляется в Москву. Здесь он устраивается декоратором сразу в два театра, Малый и оперетты, а также вступает в АХРР (Ассоциацию художников революционной России), которая стала заменой Товариществу передвижников.

АХРР в 1920-е годы обеспечила себе спокойное существование верностью линии партии. Картины Герасимова этого периода посвящены образу Ленина и командирам-красноармейцам – Александр Михайлович является одним из активистов организации. Но отдельные объединения художников продолжали множиться, и в 1932 году АХРР была распущена.

Активные 1930-е годы

Главным в государстве профессиональным объединением стал созданный в 1931 году Союз советских художников. В 1932-м Герасимов был избран в его правление.

В 1934 году живописец побывал в Германии, Италии, Турции и Франции – из творческих командировок он привёз множество зарисовок и набросков.

В 1936 году в Москве прошла первая персональная выставка А.М. Герасимова – так художник «отметил» 25-ю годовщину своей творческой деятельности. Было представлено более 100 работ, акварельных, живописных и графических.

В 1930-е художник в основном занимался портретной живописью. Писал как индивидуальные портреты, так и групповые. Среди них выделяются образы: актрисы Тарасовой, балерины Лепешинской, полярника Папанина, артиста Москвина. Картина «Первая Конная армия», крупномасштабная и многофигурная, на Всемирной выставке во Франции в 1937 году получила Гран-при.

Тяготение к импрессионизму, свойственное художнику в начале творческого пути, к пятому десятку окончательно сменилось соцреализмом.

С 1939 года (по 1954-й) Герасимов занял пост председателя оргкомитета (руководителя) Союза художников СССР.

Заслуженные 1940-е и 1950-е

С началом Великой Отечественной войны Александр Михайлович уехал из Москвы в эвакуацию, но через год вернулся. Теперь персонажи его картин – герои войны, труженики тыла, соратники и товарищи по работе. Вкладом в будущую Победу стало и пожертвование солидной суммы личных средств в Фонд обороны.

В конце июля 1943 года Герасимова и троих его коллег (Иогансона, Мухину, Меркурова) отметили званием «Народный художник СССР». Они стали первыми кавалерами почётного звания, несколько дней назад утверждённого законодательно на высшем государственном уровне.

После войны по Европе с огромным успехом прокатилась выставка, в которой были и работы Герасимова. В 1947 году художник находился в Югославии, когда до него дошла новость, что он избран президентом Всесоюзной Академии художеств. Всероссийская Академия, основанная в 1932 году, была преобразована в Академию художеств СССР. Герасимов стал первым её главой. Руководил по 1957 год: неустанно совершенствовал структуру учебного заведения, превращая его в творческий центр страны, обеспечивая созидательному процессу организационный фундамент.

В 1951 году стал доктором искусствоведения. Успевал всё: в Москве к заботам добавлялся институт им. Сурикова, в Ленинграде институт им. Репина и Академия, везде был главой госкомиссии по присуждению дипломов.

Побывал в Китае, Индии, Египте. Создал серию иллюстраций к «Тарасу Бульба» Гоголя. На 80-летие отмечен орденом Трудового Красного Знамени.

И при этом много писал – он был влюблён в жизнь и людей. Художника интересовала личность, интеллектуальная и значительная. Сам живописец так объяснял свои, как он говорил, неудержимые желания запечатлеть красочные образы: «Я люблю сильное и яркое в природе, ищу то же в человеке…».

Личная жизнь

В галерее Герасимова немало живописных подтверждений его счастливой семейной жизни. Он очень любил старшую сестру, которую называл Саней, жену Лидию Николаевну, единственную дочь Галину. Их портреты излучают теплоту и свет. Пышные цветочные букеты, игра солнечных лучей на многих полотнах мастера также говорят о восторженности и душевной чуткости мастера.

Лидия Николаевна, супруга художника, была интересным человеком: в юности училась с дочерями Столыпина, когда Пётр Аркадьевич был саратовским губернатором, в годы Гражданской войны работала в Козлове, в штабе Южного фронта, приходилось ей встречаться с влиятельными революционерами, с Троцким, например. Она стала верной подругой художника, сделавшей его дом уютным и гостеприимным – своими руками вышивала занавески, скатерти, салфетки.

Герасимов бывал во многих странах, но по возвращении в Россию на следующий же день стремился в родной Мичуринск. Он признавался сестре, что любые камни в родном доме ему милее самых шикарных заграничных отелей.

Последние годы

Бывший любимец Сталина, Герасимов при Хрущёве испытал иное отношение власти к себе. От освобождён от всех занимаемых должностей и обязанностей, на долгие годы убраны из музейных экспозиций его полотна.

Сам художник в этот период о себе говорил: «В забвении, как Рембрандт».

Писал до последних дней. Умер А.М. Герасимов 23 июля 1963 года, в 81 год, прожив долгую жизнь, посвящённую любимому делу, живописи.

Самые знаменитые картины А.М. Герасимова

Художник написал около трёх тысяч работ: жанровых, портретных, графических, пейзажей и иллюстраций. Многие из них, особенно те, что вне политики, и сегодня привлекают свежестью и изяществом. На политические же работы интересно смотреть с исторической точки зрения, чтобы понять настроение ушедшей эпохи огромной страны.

Наиболее известны полотна:

  • «После весенней грозы» (1913);
  • «В саду. Портрет Нины Гиляровской» (1913);
  • «Букет цветов. Окно» (1914);
  • «Ленин на трибуне» (1929/30);
  • «Семейный портрет» (1934);
  • «Мокрая терраса» или «После дождя» (1935);
  • «Сталин и Ворошилов в Кремле» (1938);
  • «Портрет балерины Лепешинской» (1939);
  • «Гимн Октябрю» (1942);
  • «Портрет старейших советских художников» (1944);
  • «Рожь» (1946);
  • «Есть метро!» (1949);
  • «Гроза» (1951);
  • «Портрет народных артисток СССР А.А. Яблочкиной, Е.Д. Турчаниновой, В.Н. Рыжовой» (1957).

Многие произведения мастера в золотом фонде русской живописи: в Русском музее (Санкт-Петербург), Третьяковской галерее (Москва), Центральном музее Вооружённых сил РФ (Москва), Государственном историческом музее (Москва), музее-усадьбе А.М. Герасимова (Мичуринск) и других.

В саду. Портрет Нины Гиляровской 1913 г.
Букет цветов. Окно 1914 г.
Ленин на трибуне 1929/30 г.
Семейный портрет 1934 г.
Мокрая терраса» или «После дождя» 1935 г.
Сталин и Ворошилов в Кремле 1938 г.
Портрет балерины Лепешинской 1939 г.
Портрет старейших советских художников 1944 г.
Гроза 1951 г

Смотрите также:

Александр Яковлевич Головин – биография, картины, особенности живописи

Картина Герасимова «После дождя» – для сочинения превосходный источник

Дейнека Александр история жизни и творческий путь

Биография

В 2018-м художественные сообщества вспоминали Александра Герасимова — в конце июля исполнилось 55 лет со дня смерти выдающегося советского деятеля искусств, которого называли любимцем самого Иосифа Виссарионовича Сталина. Его живописные («После дождя») и портретные работы («Портрет балерины О. В. Лепешинской») и сейчас бережно хранятся в Третьяковской галерее.

Детство и юность

12 августа (по новому стилю) 1881 года в семье купца Михаила Герасимова, проживавшей в двухэтажном доме в городе Козлове, позднее переименованном в Мичуринск, случилось пополнение — родился сын Саша. Возможно, это было любимое имя его родителей, ведь взрослые назвали Александрой и старшую дочь.

Художник Александр Герасимов / “Комсомольская правда”

О ранней биографии прославленного деятеля искусств информации немного. Известно, что он поначалу посещал местную церковно-приходскую школу, затем уездное училище и только что открытую Сергеем Криволуцким «художку», параллельно перенимая у отца премудрости торговли.

В 22 года парень поступил в знаменитое МУЖВЗ, где внимал наставлениям Константина Коровина («Зимой», «В лодке»), Абрама Архипова («Прачки», «Пьяница») и Валентина Серова («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»).

Читайте такжеСамые известные художники в мире

С 1915-го Александр участвовал в Первой мировой войне, после демобилизации вернулся на родину. В 1925-м Герасимов окончательно перебрался в столицу, поступил в АХР, занялся преподаванием, а в дальнейшем стал председателем Союза художников СССР и первым президентом Академии художеств Советского Союза.

Живопись

В начале творческого пути Герасимов тяготел к импрессионизму и только к 40 годам нашел себя в соцреализме, прославившись картинами, посвященными советской истории, — «Гимн Октябрю», «Есть метро!» и серией портретов Иосифа Сталина и Климента Ворошилова.

Помимо этого, известны и его работы, наполненные любовью к природе и родному краю, — «Баня», «Гроза» и «После дождя» («Мокрая терраса»). Процесс создания последней подробно рассказала сестра художника:

«“Митя, скорее палитру!” — закричал Александр своему помощнику Дмитрию Панину. Картина, которую брат назвал «Мокрая терраса», возникла с молниеносной быстротой — она была написана в течение трех часов. Наша скромная садовая беседка с уголком сада получила под кистью брата поэтическое выражение».

Александр Герасимов был весьма противоречивой натурой. С легкостью он мог пожертвовать колоссальную сумму в Фонд обороны во время Великой Отечественной войны и также без труда извести злейшего врага еще со времен студенчества Роберта Фалька, не простив пощечину за собственную антисемитскую выходку.

Читайте также7 звезд, которых обвиняли в антисемитизме

Впрочем, в дальнейшем Герасимов и сам пострадал от политики: любимцу Сталина при правлении Никиты Хрущева приходилось несладко — его освободили от занимаемых постов, а полотна изъяли из музейных собраний.

Личная жизнь

Среди иных живописных трудов имеются у Герасимова и «Портрет жены», и «Семейный портрет», где за чайным столом запечатлены супруга Лидия Николаевна, дочь Галина и любимая старшая сестра Саня.

Лидия Николаевна была интересным человеком: в Саратове училась вместе с дочерьми Столыпина, в Гражданскую войну работала в штабе Южного фронта в Козлове, где по службе встречалась с Троцким, обладала тонким художественным вкусом: скатерти, салфетки, занавески и шторы в доме вышиты ее руками.

Смерть

Александр Михайлович умер 23 июля 1963 года в возрасте 81 года, смерть наступила по естественным причинам. Интернет-портал «Родина» отмечал:

«Рассказывают, что в последние годы жизни на вопрос «Как дела?» Герасимов отвечал: «В забвении, как Рембрандт». Его смерть в 1963 году никем не была замечена: ни некрологов, ни правительственной комиссии по организации похорон, ни комиссии по творческому наследию…»

Забвение, однако, все же прошло: в 2016 году к 135-летию советского художника в Историческом музее Москвы открылась первая за 60 лет столь масштабная монографическая выставка картин Герасимова.

Картины

  • 1913 ‒ «После весенней грозы»
  • 1929-1930 ‒ «Ленин на трибуне»
  • 1934 ‒ «Семейный портрет»
  • 1935 ‒ «После дождя» («Мокрая терраса»)
  • 1938 ‒ «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле»
  • 1939 ‒ «Портрет балерины О. В. Лепешинской»
  • 1942 ‒ «Гимн Октябрю»
  • 1944 ‒ «Портрет старейших советских художников»
  • 1946 ‒ «Рожь»
  • 1949 ‒ «Есть метро!»
  • 1950 ‒ «Полдень. Летний день»
  • 1951 ‒ «Гроза»
  • 1951 ‒ «Портрет дочери»
  • 1953 ‒ «Бомбейская танцовщица»
  • 1957 ‒ «Портрет народных артисток СССР А. А. Яблочкиной, Е. Д. Турчаниновой, В. Н. Рыжовой»

Алекса́ндр Миха́йлович Гера́симов (1881—1963) — российский, советский художник-живописец, архитектор, теоретик искусства, педагог, профессор. Народный художник СССР (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949). Первый президент Академии художеств СССР в 1947—1957 годах.

Биография

А. М. Герасимов. Автопортрет.
А. М. Герасимов. Портрет Надежды Гиляровской. 1912
Могила А. Герасимова на Новодевичьем кладбище Москвы

Александр Герасимов родился 31 июля (12 августа) 1881 года (по другим источникам — в 1880) в Козлове (ныне Мичуринск, Тамбовская область) в купеческой семье.

В 1903—1915 годах обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К. А. Коровина, А. Е. Архипова и В. А. Серова. В 1915 году был мобилизован в армию и до 1917 года находился на фронтах Первой мировой войны. Как нестроевой солдат, служил в санитарном поезде на южном (галицийском) фронте. После демобилизации в 1918—1925 годах жил и работал в Козлове.

В 1925 году переехал в Москву, вступил в Ассоциацию художников революционной России, преподавал в Училище памяти 1905 года. Летом 1934 года получил творческую командировку на три месяца в Германию, Францию, Италию и Турцию.

В 1939—1954 годах был председателем оргкомитета Союза художников СССР. В 1943 году передал свои личные сбережения, 50 000 рублей, в Фонд обороны.

Один из первых носителей почётного звания «Народный художник СССР», учреждённого 26 июля 1943 года, наряду с художником Борисом Иогансоном, скульпторами Сергеем Меркуровым и Верой Мухиной. С 1947 года — действительный член, в 1947—1957 годах — первый президент Академии художеств СССР.

В 1951 году стал доктором искусствоведения. Один из крупнейших советских художников 1930-х — 1950-х годов. Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, в 1920-е годы начал писать картины в жанре социалистического реализма. Картины написаны яркими, насыщенными красками и часто посвящены советской и партийной истории.

Был любимым художником И. В. Сталина. Его портреты работы художника при жизни вождя считались каноническими. Дружил с К. Е. Ворошиловым, который бывал у него в гостях в Мичуринске. Написал много портретов К. Е. Ворошилова.

Был также книжным иллюстратором («Тарас Бульба» Н. В. Гоголя).

В мае 1949 год журнал «Огонёк» поместил фоторепродукции картин и скульптур крупнейших западных модернистов, в том числе Сальвадора Дали с комментариями президента Академии художеств А. Герасимова. Последний сообщал, что в полотнах ведущих буржуазных живописцев отражаются «идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью, жаждой мирового господства, космополитизмом, зоологическим человеконенавистничеством, отрицанием культуры, науки и подлинного реалистического искусства».

С началом правления Н. С. Хрущёва был постепенно освобождён от всех постов, а картины художника были удалены из музейных экспозиций.

Член ВКП(б) с 1950 года. Депутат Верховного Совета РСФСР 2—4-х созывов.

Александр Герасимов умер 23 июля 1963 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

В родном городе

По его проекту в 1913 году в Козлове было построено здание Драматического театра.

В годы советской власти в Мичуринске создан Мемориально-художественный музей-усадьба А. М. Герасимова. Музейный комплекс сохранил типичный облик городской купеческой усадьбы конца XIX века. Хорошо сохранился двухэтажный кирпичный дом, построенный в 1886 году отцом художника, Михаилом Сафроновичем Герасимовым. В этом доме А. М. Герасимов провёл свои детские и юношеские годы, здесь жил со своей семьёй после революции, с 1918 по 1925 год. Здесь же написан пейзаж «После дождя (Мокрая терраса)», репродукция которого многие годы публиковалась в учебнике русского языка.

На территории музея-усадьбы функционирует картинная галерея, представляющая работы художника.

Художественный маркированный конверт 1981 года.

Награды и звания

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936)
  • Народный художник СССР (1943)
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за картину «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле»
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за картину «Гимн Октябрю», 100 000 рублей переданы на постройку танка «Иван Мичурин»
  • Герасимов А. М. «Портрет старейших художников: Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н.» 1944, ГТГ

    Сталинская премия первой степени (1946) — за групповой портрет четырёх старейших советских художников И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Н. Мешкова.

  • 1948 — «И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова», Государственная Третьяковская галерея Сталинская премия второй степени (1949) — за картину «И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова»
  • Орден Ленина
  • Орден Трудового Красного Знамени (1961)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Академик АХ СССР (1947)
  • Доктор искусствоведения (1951)

Избранные полотна

  • Обнаженная, 1912 год. Холст, масло. Частная коллекция
  • 1929—1930 — «Ленин на трибуне», Москва, Государственный исторический музей
  • 1931 — «Доклад тов. Сталина на XVI партсъезде»
  • 1935 — «После дождя» («Мокрая терраса»), Москва, Государственная Третьяковская галерея
  • 1935 — «Первая конная армия», Москва, Государственная Третьяковская галерея
  • 1938 — «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле», Москва, Государственная Третьяковская галерея. В народе картину в шутку прозвали «Два вождя после дождя»
  • 1938 — «Баня», Мичуринск, Дом-музей А. М. Герасимова.
  • 1939 — «Портрет балерины О. В. Лепешинской»
  • 1939 — «И. В. Сталин и А. М. Горький в Горках»
  • 1942 — «Гимн Октябрю», Санкт-Петербург, Государственный Русский музей
  • 1944 — «Портрет старейших советских художников», Государственная Третьяковская галерея
  • 1945 — «Тегеранская конференция руководителей трёх великих держав»
  • 1946 — «Рожь»
  • 1949 — «Есть метро!» (Выступление И.В.Сталина в Колонном зале Дома Союзов на торжественном заседании, посвященном пуску метро, 1935 г.).
  • 1951 — «Гроза», Государственная Третьяковская галерея
  • 1954 — «Вести с целины»
  • 1955 — «Половецкие пляски», Частное собрание
  • 1957 — «Портрет народных артисток СССР А. А. Яблочкиной, Е. Д. Турчаниновой, В. Н. Рыжовой»
  • А.М. Герасимов. Портрет искусствоведа Гиляровского Часто бывая в Париже, К.Коровин рассказывал студентам о французском импрессионизме и, разумеется, влиял на творчество молодого Герасимова. Особенно это влияние прослеживается в его ранних ученических работах, созданных в 1912-13-х гг.: «Портрет В.А.Гиляровского», «Портрет Н.Гиляровской», «Портрет В.Лобанова». Все эти работы писались на даче В.Гиляровского, в Гиляевке. «Портрет В.А.Гиляровского» ныне находится в квартире писателя в Москве, а два других портрета — в собрании музея-усадьбы А.М.Герасимова.
  • Портрет искусствоведа В.М. Лобанова 1913 г. Музей-усадьба А.М.Герасимова (Мичуринск). Портрет написан в имении В.А. Гиляровского в Подмосковье. Изображен зять В.А. Гиляровского, автор первой монографии об А.М. Герасимове. Находится в постоянной экспозиции выставочного зала музея.

Иллюстрации А.М.Герасимова* к повести «Тарас Бульба»

Глава 1. «А поворотись-ка, сын!». 1952

Глава 1. «Вишь, какой батько! – подумал про себя старший сын, Остап, – все, старый собака, знает, а еще и прикидывается!». 1952

Глава 1. «Иногда он забирался и в улицу аристократов, в нынешнем старом Киеве». 1952

Глава 6. «В это время величественный рев органа наполнил вдруг всю церковь». 1952

Глава 11. «Батько! где ты? Слышишь ли ты?». 1952

Глава 12. «Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!». 1952

Александр Михайлович Герасимов
image Марка СССР 1971 года
Дата рождения 12 августа 1881(1881-08-12)[1][2][3][…]
Место рождения
Жанр портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр, сюжетный исторический жанр
Учёба МУЖВЗ
Стиль социалистический реализм
Награды
image image image
image image
Звания
image image
Премии
 Медиафайлы на Викискладе

Алекса́ндр Миха́йлович Гера́симов (31 июля [12 августа] 1881, Козлов, Тамбовская губерния, Российская империя — 23 июля 1963, Москва, СССР) — российский, советский художник-живописец, архитектор, скульптор[6], теоретик искусства, педагог, профессор. Первый президент Академии художеств СССР в 1947—1957 годах. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949).

Биография

А. М. Герасимов. «В саду. Портрет Н. Гиляровской». 1914 Герасимов А. М. «Портрет старейших художников: Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н.» 1944, ГТГ

Александр Герасимов родился 31 июля (12 августа) 1881 года в Козлове (ныне Мичуринск, Тамбовская область) в мещанской семье Михаила Сафроновича и Евдокии Яковлевны Герасимовых. Оба родителя происходили из бывших крепостных крестьян (отец – помещиков Чичериных, мать – помещиков Сатиных). Отец художника в какой-то момент был ключником в бане, затем продвинулся до приказчика, а в 30 лет завёл собственное дело, став прасолом. Торговал лошадьми и быками, которых пригонял в Козлов с Нижнего Дона[7].

В 1903—1915 годах обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К. А. Коровина, А. Е. Архипова и В. А. Серова. В 1915 году был мобилизован в армию и до 1917 года находился на фронтах Первой мировой войны. Как нестроевой солдат, служил в санитарном поезде на южном (галицийском) фронте. После демобилизации в 1918—1925 годах жил и работал в Козлове.

В 1925 году переехал в Москву, вступил в Ассоциацию художников революционной России, преподавал в Училище памяти 1905 года. Летом 1934 года получил творческую командировку на три месяца в Германию, Францию, Италию и Турцию.

В 1939—1954 годах был председателем оргкомитета Союза художников СССР. В 1943 году передал свои личные сбережения, 50 000 рублей, в Фонд обороны.

Один из первых носителей почётного звания «Народный художник СССР», учреждённого 26 июля 1943 года, наряду с художником Борисом Иогансоном, скульпторами Сергеем Меркуровым и Верой Мухиной. С 1947 года — действительный член, в 1947—1957 годах — первый президент Академии художеств СССР.

В 1951 году стал доктором искусствоведения. Один из крупнейших советских художников 1930-х — 1950-х годов. Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, в 1920-е годы начал писать картины в жанре социалистического реализма. Картины написаны яркими, насыщенными красками и часто посвящены советской и партийной истории.

Был любимым художником И. В. Сталина. Его портреты работы художника при жизни вождя считались каноническими. Дружил с К. Е. Ворошиловым, который бывал у него в гостях в Мичуринске. Написал много портретов К. Е. Ворошилова.

Был также книжным иллюстратором («Тарас Бульба» Н. В. Гоголя).

В мае 1949 год журнал «Огонёк» поместил фоторепродукции картин и скульптур крупнейших западных модернистов, в том числе Сальвадора Дали с комментариями президента Академии художеств А. Герасимова. Последний сообщал, что в полотнах ведущих буржуазных живописцев отражаются «идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью, жаждой мирового господства, космополитизмом, зоологическим человеконенавистничеством, отрицанием культуры, науки и подлинного реалистического искусства».

С началом правления Н. С. Хрущёва был постепенно освобождён от всех постов, а картины художника были удалены из музейных экспозиций[8].

Член ВКП(б) с 1950 года. Депутат Верховного Совета РСФСР II—IV созывов.

Александр Герасимов умер 23 июля 1963 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

В родном городе

По его проекту в 1913 году в Козлове было построено здание Драматического театра.

В 1977 году в Мичуринске открылся Музей-усадьба А. М. Герасимова, филиал Тамбовской областной картинной галереи, в выставочном зале которого экспонируется самая большая коллекция произведений художника (141 работа).

12 августа 1981 года к 100-летию со дня рождения А. М. Герасимова на площади перед музеем-усадьбой был установлен бронзовый бюст художника работы Народного художника СССР Е. В. Вучетича.

В Мичуринске имя А. М. Герасимова носят детская художественная школа и улица, на которой находится музей-усадьба.

Награды и звания

Президенты Российской академии художеств
Императорская Академия художеств
  • Шувалов (1757—1763)
  • Бецкой (1764—1794)
  • Мусин-Пушкин (1795—1797)
  • Шуазёль-Гуфье (1797—1800)
  • Строганов (1800—1811)
  • Оленин (1817—1843)
  • Максимилиан Лейхтенбергский (1843—1852)
  • Мария Николаевна (1852—1876)
  • Владимир Александрович (1876—1909)
  • Мария Павловна (1909—1917)
Академия художеств СССР
  • Бродский* (1934—1939)
  • Герасимов (1947—1957)
  • Иогансон (1958—1962)
  • Серов (1962—1968)
  • Томский (1968—1983)
  • Угаров (1983—1991)
  • Пономарёв (1991—1992)
Российская академия художеств
  • Пономарёв (1992—1997)
  • Церетели (с 1997)
* — как директор Всероссийской академии художеств

Эта страница в последний раз была отредактирована 19 июня 2022 в 19:16.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий