Александр Бенуа — русский художник, искусствовед и декоратор

image Персона Годы жизни: 03 мая 1870 — 09 февраля 1960 Страна рождения: Российская империя Сфера деятельности: Художник

Работа над картиной в мастерской, создание эскизов театральных костюмов и декораций, подготовка к публикации очередной статьи об искусстве… Таким был обычный день Александра Бенуа — художника, критика, искусствоведа и театрального деятеля.

Из династии Бенуа

Александр Бенуа родился в Санкт-Петербурге в семье архитектора Николая Бенуа и его жены Камиллы. Среди родственников Александра Бенуа был Альберт Кавос, создатель проекта Мариинского театра, актер Питер Устинов, художница Зинаида Серебрякова. Едва ли не половина представителей культуры Серебряного века так или иначе были связаны с родом Бенуа.

В своих воспоминаниях художник подчеркивал, что его художественные и эстетические взгляды сформировали две категории переживаний. Первая и наиболее сильная — это театр. Александр Бенуа навсегда связал понятие «художественность» с понятием «театральность». Именно на сцене, по его мнению, возможно достижение высшей цели искусства — синтеза искусств. Вторая категория переживаний — это впечатления от знакомства с петербургскими царскими резиденциями и пригородами.

«От этих разнообразных петергофских впечатлений… вероятно, и произошел весь мой дальнейший культ Петергофа, Царского Села, Версаля»

«Охватить предмет как можно шире и изучить как можно глубже»

Александр Бенуа учился в частной гимназии Карла Мая в Санкт-Петербурге. Здесь он сблизился с Сергеем Дягилевым и другими участниками будущего «Мира искусства». Некоторое время посещал вечерние классы Академии художеств. Основным навыкам живописи его обучил брат Альберт.

Александр Бенуа считал, что только через самообразование можно достичь совершенства в своей профессии. На протяжении всей жизни он изучал изобразительное искусство, стал блестящим искусствоведом. Среди его работ — глава о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века», «История живописи всех времен и народов», один из лучших путеводителей по Эрмитажу и многое другое.

«К простейшим и вернейшим изображениям действительности»

На формирование авторского стиля Бенуа-художника оказали влияние петербургская культура, заграничные поездки и изучение западноевропейского искусства.

Особенно часто Бенуа пишет царский Петербург и его дворцово-парковые ансамбли, сцены из жизни исторических персонажей, пейзажи Франции и версальские парки.

Бенуа написал «Азбуку в картинках» и создал иллюстрации к «Медному всаднику» и «Пиковой даме» Александра Пушкина, которые вошли в историю книжной графики.

Особое место в его творчестве занимает театр. Бенуа создавал декорации к постановкам, разрабатывал эскизы костюмов. Он помогал оформлять несколько спектаклей для Русских сезонов в Париже.

Александр Бенуа в комиссии Горького

Александр Бенуа боролся за сохранение культурного наследия. Сразу после Октябрьской революции он тесно сотрудничал с Максимом Горьким в Комиссии по охране памятников искусства. Художник был одним из первых, кто побывал в Зимнем дворце после его штурма и описал это в своих воспоминаниях.

Бенуа помогал восстановить деятельность Русского музея и составить новую экспозицию искусства XVIII–XX веков. Позже художник стал заведующим картинной галереей в Государственном Эрмитаже, параллельно проводил исследовательскую работу.

Также он работал над сохранением архитектурных памятников Петербурга и его пригородов, а результаты своей работы он освещал в серии статей.

Эстетические взгляды «Мира искусства»

Кружок «Мир искусства» (как и его журнал) стал, по словам Бенуа, «практической необходимостью». В обществе передвижников наметился кризис, и художникам необходим был новый вектор движения. Журнал знакомил аудиторию с западной классикой и модерном, отечественной живописью и архитектурой.

В различное время в состав объединения входили Валентин Серов, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, Михаил Врубель, Лев Бакст, Константин Сомов и, конечно, Сергей Дягилев. Разделял взгляды мирискуников и Илья Репин.

«Мир искусства» объявлял красоту главной целью творчества. Субъективность этой цели давала художникам полную свободу — как при выборе темы, так и при выборе художественных средств.

В 1926 году Александр Бенуа эмигрирует во Францию. Художник разочаровался в новой власти, в новой идеологии искусства и не смог смириться с продажей коллекции Эрмитажа. В эмиграции он продолжает писать картины и создавать декорации для театра. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году. Он оставил после себя огромное творческое наследие: картины и книги, публикации и мемуары.

Биография

Художник Александр Бенуа являлся автором живописных шедевров, хранящихся в лучших галереях и музеях мира. Он прославился также как теоретик, историк, художественный критик и основоположник творческого союза и альманаха «Мир искусства».

Детство и юность

Биография Александра Николаевича Бенуа началась в Санкт-Петербурге весной 1870 года. Будущий художник появился на свет в семье главного архитектора и проектировщика Петергофа, академика Императорской Академии художеств Николая Леонтьевича Бенуа и его законной супруги Камиллы, дочери знаменитого строителя театров — итальянца Альберта Катериновича Кавоса.

image
Портрет Александра Бенуа. Художник Леон Бакст / «Наследие Александра Бенуа»

Предки, познавшие все грани мира изящных искусств, отдали мальчика на воспитание в учебное заведение при благотворительной организации «Человеколюбивое общество». Позже он поступил в частную школу Карла Ивановича Мая и стал одноклассником будущих единомышленников Дмитрия Владимировича Философова, Вальтера Федоровича Нувеля и Константина Андреевича Сомова.

В конце 1880-х Александр на правах вольнослушателя начал посещать занятия в санкт-петербургской Академии художеств. Считая, что дар живописца можно развить только с помощью постоянной практики, юноша не стал студентом престижного высшего учебного заведения.

Первые полотна он создавал дома под чутким руководством кровного брата Альберта. Знания по технике письма и особенностях построения композиции начинающий гений черпал из книг, в изобилии представленных в доме.

Родственники, видя, что молодой Бенуа, кроме способности писать, обладал рядом других талантов, не стали препятствовать поступлению на юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета. Живописные работы, созданные в свободное от лекций время, Бенуа в первый раз показал на официальной выставке в 1893 году.

Творчество

В середине 1890-х, воспользовавшись тем, что дебютные картины привлекли внимание специалистов, Бенуа выступил как историк и теоретик искусства. Он написал раздел о русских мастерах для выпуска альманаха «История живописи XIX века».

Спустя пару лет Александр с друзьями посетил Францию для того, чтобы написать «Версальские серии», представлявшие собой сцены с прогулок короля Людовика Великого де Бурбона, а также его придворных, жен и детей.

В 1897-м цикл акварелей, созданный по возвращении из Парижа и предместий, заслужил восторженные отзывы знатоков живописи. Три работы после официальной выставки приобрел создатель «Третьяковки» – Павел Михайлович Третьяков.

В тот же период Бенуа стал основоположником и идейным вдохновителем творческого союза «Мир искусства». Совместно с театралом Сергеем Павловичем Дягилевым и портретистом Константином Андреевичем Сомовым он занимался пропагандой прогрессивного русского и западноевропейского искусства и выпускал тематический журнал.

Со временем участники объединения постарались привлечь внимание общественности к исконным народным промыслам, прикладному декоративному искусству, графике и архитектуре. Благодаря статьям, созданными «мирискусниками», в обиход вошли понятия «русский сезанизм» и «авангард».

В начале 1900-х Бенуа создал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина. Окружающие с первого взгляда не оценили прелесть графических изображений, поэтому зарисовки увидели свет только стараниями единомышленника — Дягилева.

Иллюстрация Александра Бенуа к «Медному всаднику» / «Наследие Александра Бенуа»

Позже Александр Николаевич в статусе признанного мастера-графика предоставлял работы для оформления классических книжных изданий, напечатанных в гостипографии имени Ивана Федорова. В 1923-м на свет появилась книга великого русского поэта с 37 рисунками Бенуа.

Запоминающимися литературно-художественным произведениями живописца и теоретика считались картина «Аполлон и Дафна», а также издания «Азбука в картинках». Образы, в основанные на греческой и русской мифологии, пришлись по душе массе людей.

В 1910-х Бенуа проиллюстрировал повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама». Серия завершенных картин отличалась детальной прорисовкой костюмов и городских пейзажей. Искушенным читателям казалось, что они попали в театр.

Автору удалось вызвать сильные эмоции благодаря многолетнему сотрудничеству с антрепризой Сергея Дягилева, известной под названием «Русские сезоны». Гастролируя вместе с артистами имперской оперы и балета в статусе худрука, Бенуа сформировал особый взгляд на изобразительное искусство и сделал живопись похожей на спектакль.

После Февральского переворота, приведшего к свержению монархии, Бенуа занимался охраной памятников старинного и классического искусства. Став главой картинной галереи петербургского Эрмитажа, художник создал актуальный каталог работ.

Вкладом сына архитектора в развитие русского искусства считалось оформление спектаклей, шедших на сцене столичных театров. Красочными декорациями славились балет «Петрушка» и оперетта «Женитьба Фигаро».

В начале 1920-х Александр Николаевич завершил работу над новым альбомом акварелей. 26 картин с авторским предисловием, послесловием и подписями получили название «Версаль». Французский дворцово-парковый комплекс неизменно притягивал внимание живописца. Мастерство в изображении изящных пейзажей заслужило море похвал.

Личная жизнь

Соблюдая семейные традиции, Александр Николаевич связал личную жизнь с представительницей творческого сообщества. Его законной женой стала Анна Карловна Кинд — наследница профессионального капельмейстера и талантливого музыканта.

В браке родились дочери – Анна Камилла Елизавета и Елена, а также сын Николай, ставший художником и почетным членом Академии искусства СССР.

Эмиграция

После Великой Октябрьской социалистической революции художник и теоретик перестал вмещаться в советское мироустройство. Он переехал в столицу Франции и до конца жизни оставался за границей. Как режиссер-постановщик и автор сценических декораций Бенуа работал в миланском театре «Ла Скала» и сотрудничал с дягилевской труппой Ballets Russes.

Картина Александра Бенуа «Прогулка короля» / «Наследие Александра Бенуа»

Грусть по городским пейзажам Санкт-Петербурга отразилась в видовых альбомах, серии иллюстраций к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и ряде отдельных живописных работ. В середине 1920-х Бенуа корпел над оформлением французских изданий «Страданий юного Вертера» Иоганна Вольфганга Гёте, «Уроков любви в парке» Рене Буалева и «Грешницы» Анри де Ренье.

Последние годы жизни русского художника были посвящены адаптации дневников и созданию мемуаров «Мои воспоминания». В статьях, посвященных искусству и истории живописи Серебряного века, а также в сборнике писем под названием «Александр Бенуа размышляет» чувствовался профессионализм и национальный дух.

Смерть

Смерть по необнародованным причинам настигла Бенуа в Париже. Художника, не дожившего несколько месяцев до 90-летнего юбилея, похоронили на городском кладбище Батиньоль.

Картины

  • 1896 — «Вид на лестницу и террасу в Версале»
  • 1896 — «Прогулка короля»
  • 1896 — «Набережная Рейна в Базеле в дождь»
  • 1897 — «У бассейна Цереры»
  • 1897 — «Версаль. Людовик XIV кормит рыб»
  • 1898 — «Маскарад при Людовике XIV»
  • 1899 — «Церковь св. Екатерины в Санкт-Петербурге»
  • 1900 — «У Монплезира в Петергофе»
  • 1900 — «Петергоф. Купеческая лестница и Большом дворце»
  • 1900 — «Петергоф. Фрейлинские дома»
  • 1900 — «Петергоф. Львиный каскад и колоннада»
  • 1900 — «Ораниенбаум. Кабинет “Обезьян” в павильоне Катальная гора»
  • 1900 — «Карнавал на Фонтанке»
  • 1905 — «Версаль. Аллегория реки»
  • 1905 — «Служба у капеллы св. Варвары»
  • 1906 — «Вечер»
  • 1907 — «Парад при Павле I»

Интересные факты

  • В 2005 году именем русского живописца назвали теплоход, построенный в Чехословакии осенью 1960 года.
  • Зимой 2020 года благотворительный фонд компании «Лукойл» организовал выставку, посвященную 150-летию со дня рождения знаменитого мастера. В экспозицию вошли произведения, хранящиеся в Русском музее, ранний автопортрет, книги с иллюстрациями и работы из картинных галерей и частных коллекций.Зимой 2020 года благотворительный фонд компании «Лукойл» организовал выставку, посвященную 150-летию со дня рождения знаменитого мастера. В экспозицию вошли произведения, хранящиеся в Русском музее, ранний автопортрет, книги с иллюстрациями и работы из картинных галерей и частных коллекций.
  • Старший брат художника Альберт Бенуа в молодости сыграл свадьбу с Марией Кинд — сестрой его будущей супруги. Судя по записям и фотографиям из архивов, члены творческой семьи встречались в Париже. После переезда Александр тесно общался с племянницей — оперной певицей Марией Черепниной.

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Александр Николаевич Бенуа (Alexandre Nikolayevich Benois; родился 03 мая 1870 года — умер 09 февраля 1960 года) был русским художником, декоратором, критиком и сценографом. Творчество Александра Бенуа поражает своей многоплановостью. Пейзажи и исторические композиции художника занимают почетное место в крупнейших музеях мира, а его работы в области книжной иллюстрации оказали сильное влияние на развитие русской графики. Мастер известен как талантливый режиссер театральных постановок. Живописец был основателем и идейным вдохновителем художественного сообщества «Мир искусства».

Биография Александра Бенуа

Александр Бенуа появился на свет 3 мая 1870 года в доме возле Никольского морского собора в Санкт-Петербурге. Он стал девятым и младшим ребенком в семье признанного и известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его супруги Камиллы Альбертовны. Мальчик вырос в атмосфере творчества, а лето проводил в парковом ансамбле Петергофа среди аллей, фонтанов и дворцов, что повлияло на становление художественных взглядов и предпочтений живописца.

Александр Бенуа с раннего детства увлекался искусством, а учиться рисованию начал еще в одном из частных «детских садов» того времени — «Киндергартене». Окончив гимназию, он поступил в университет на юридический факультет. Первый очерк Бенуа об истории русской живописи вышел в 1894 году, искусствоведческий дебют художника вызвал бурное обсуждение и был положительно оценен критиками. После окончания университета живописец всецело посвятил себя изобразительному искусству.

Первая известная серия работ мастера — «Последние прогулки Людовика IV», написанная в 1896 году. Камерные композиции, выполненные в акварельной и смешанной технике, привлекли внимание Сергея Дягилева и Льва Бакста на выставке, организованной Павлом Третьяковым. Вместе они разработали концепцию объединения «Мир искусства», целью которого стал протест молодых художников против рутинных требований старой школы. Первая выставка сообщества состоялась в 1898 году и была с энтузиазмом принята молодежью.

Параллельно с организацией выставки Дягилев вел активную работу над журналом «Мир искусства», а Александр Бенуа стал автором программы нового издания. Первый номер вышел в 1898 году и выделялся на общем фоне благодаря своей продуманности и высокому качеству исполнения. Год спустя состоялась выставка под эгидой издания, где были представлены работы блестящих мастеров того времени: Исаака Левитана, Константина Коровина, Михаила Нестерова. Журнал выходил на протяжении шести лет.

Начиная с 1901 года, Бенуа много и плодотворно работал: писал монографии по истории искусства, публиковал критические очерки, рисовал декорации, занимался книжной иллюстрацией. Одно из самых значительных произведений мастера в области графики — рисунки к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Лаконичные и тщательно проработанные композиции не понравились заказчику, но получили высокую оценку художественного сообщества.

После Октябрьской революции Александр Бенуа оказался в числе художников, поддержавших новую власть — он заведовал картинной галереей Эрмитажа, одновременно занимался созданием декораций для Мариинского театра, был режиссером и художником БДТ, иллюстрировал литературные произведения. Мастер всегда был чужд политике, но в те времена заниматься творчеством и быть в стороне от государства было невозможно. Давление со стороны правительства, многочисленные запреты и страх ареста вынудили Бенуа в 1927 году эмигрировать во Францию.

В Париже художник работал над оформлением спектаклей и костюмов, сотрудничал с Сергеем Дягилевым, театром Ла Скала. Большая часть творческого наследия Александра Бенуа периода эмиграции относится к жанру книжной иллюстрации. Отъезд из России не лучшим образом повлиял на живописца — несмотря на высокий уровень мастерства, все его работы выглядят повторением уже пройденного. На закате жизни мастер много трудился над мемуарами. Художник скончался в ночь на 9 февраля 1960 года, причиной смерти стал грипп.

Самые известные картины Александра Бенуа

Подавляющее большинство картин Александра Бенуа находится в частных коллекциях. Творческое наследие мастера состоит из небольших по размеру акварелей и рисунков, эскизов театральных декораций.

Среди самых известных произведений:

  • «Король прогуливается в любую погоду» (1898) — работа из серии акварелей о французском «короле-солнце» создана на основе гравюр и шпалер XVII века, сценки производят сильное впечатление на зрителя за счет контраста величественного пейзажа и маленьких людских фигурок.
  • Иллюстрации к «Медному всаднику» (1905) — в рисунках художнику удалось передать весь ужас одиночества человека в обществе, а Петербург предстает как холодный, страшный и тоскливый город.
  • Цикл «Пиковая дама» (1905) — сюжеты построены на противопоставлении образов и острой драме характеров.
  • «Купальня маркизы» (1906) — изящная и утонченная сценка из «Версальской серии», в которой стерты границы между реальной жизнью и театром.
  • «Комната Черномора» (1911) — одна из декораций к балетному спектаклю «Петрушка», эти работы считаются вершиной творчества Бенуа как театрального художника.

Наследие Александра Бенуа до сих пор сохраняет свою эстетическую и художественную ценность. Декорации к балету «Петрушка» стали классикой, иллюстрации много раз переиздавались, а труды по истории живописи изучают студенты вузов. Без упоминания его имени не обходится ни одно исследование, посвященное русскому искусству конца XIX – начала XX века.

На портале Very Important Lot регулярно проводятся тематические аукционы, где выставлены редкие произведения искусства художников прошлого. Сайт сотрудничает с современными мастерами, у которых можно купить картины, скульптуры и графику напрямую.

00:27 03.05.2020 © Public Domain Читать ria.ru в Российский художник, историк искусства и художественный критик Александр Николаевич Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге в семье известного российского архитектора. Его отец, Николай Бенуа (1813-1898), был профессором Академии художеств, проектировал кавалерские корпуса и вокзал в Петергофе, здания вокзалов Петергофской железной дороги, летний театр в Павловске, римско-католическую церковь и ряд жилых домов в Петербурге. Дед Александра Бенуа по материнской линии – академик архитектуры Альберт Кавос (1800-1863), был известен работами по строительству и реконструкции театральных зданий, в том числе Мариинского театра в Санкт-Петербурге. В 1885-1890 годах Александр Бенуа учился в частной гимназии Карла Мая в Санкт-Петербурге. С 1887 по 1888 год он был вольнослушателем Императорской академии художеств, затем занимался живописью под руководством брата, Альберта Бенуа, председателя Общества русских акварелистов. В 1894 году окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1893 году Бенуа впервые выставил свои композиции “Пастораль” и “Монастырь”, написанные под впечатлением поездки по Германии и Австрии (1890). В 1897 году состоялась выставка работ художника, которая принесла ему большую известность. Картины и этюды для экспозиции были написаны Александром Бенуа во время его второго заграничного путешествия в 1894 году по Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, а также поездки в 1896 году в Париж и посещения Версаля. Три картины – “Огород”, “Кладбище” и “Замок” – были приобретены Павлом Третьяковым для своей галереи, цикл “Прогулки Людовика XIV в Версальском парке” – другими частными коллекционерами. В конце 1890-х годов Александр Бенуа стал вдохновителем создания общества “Мир искусства”(1898-1904; 1910-1924), куда вошли театральный и художественный деятель Сергей Дягилев, художники Иван Билибин, Борис Кустодиев, Николай Рерих, Валентин Серов, Константин Сомов и др. Возложив на себя миссию реформаторов художественной жизни, общество активно выступало против академизма и поздних передвижников. Пропагандируя классическое наследие (в том числе русское искусство XVIII – первой четверти XIX веков), Бенуа был инициатором создания искусствоведческого сборника “Художественные сокровища России” (1901-1903), журнала “Старые годы” и музея “Старый Петербург”. Монументальным вкладом в мировое искусствознание стала его четырехтомная “История живописи всех времен и народов” (1912-1917). Также Бенуа постоянно выступал и как критик, наиболее значительны его статьи в газете “Речь” (1908-1917). В 1903 году художник создал серию графических иллюстраций к поэме “Медный всадник” Александра Пушкина. Также он – автор иллюстраций к произведениям Пушкина “Пиковая дама” и “Капитанская дочка”. В 1916 году им были созданы эскизы “Азия” и “Европа” для оформления московского Казанского вокзала. В 1900 году Бенуа выступил впервые как театральный художник в постановке оперы “Месть амура” Александра Танеева в Эрмитажном театре в Петербурге. Начав с декораций к балету “Сильвия” для Мариинского театра в 1901 году, 1902-1903 годах продолжив в “Гибели богов” Рихарда Вагнера, в 1907 году он перешел к постановке собственного балета “Павильон Армиды” на музыку Николая Черепнина. С 1908 года Александр Бенуа оформлял спектакли антрепризы Сергея Дягилева в Париже. В частности, он был художником-постановщиком балета “Петрушка” Игоря Стравинского в 1911 году в театре Шатле. В 1913-1915 годах Бенуа был заведующим художественной частью и режиссером Московского художественного театра. Как художник и режиссер он осуществил постановки “Пиковой дамы” Петра Чайковского в Академическом театре оперы и балета (ныне Мариинский, 1921) и “Слуга двух господ” Карла Гольдони в Большом драматическом театре (1921) в Петрограде. После Октябрьской революции 1917 года Бенуа принимал участие в организации охраны памятников искусства и перестройке музейного дела. В 1918-1926 году он был старшим хранителем и заведующим отделом французской и английской живописи Эрмитажа. В 1926 году, отправившись во Францию по командировке от Эрмитажа, в Советский Союз не вернулся, оставшись в Париже. В эмиграции он плодотворно работал как театральный декоратор. В 1927-1935 годах Бенуа был главным художником балетной труппы Иды Рубинштейн. Оформлял спектакли “Комеди Франсез”, Частной русской оперы, Национального оперного театра в Париже, Русского балета Дягилева в Монте-Карло, Государственной оперы в Мюнхене, театра Ла Скала в Милане и др. Во Франции он создал акварельные пейзажи окрестностей и парков Парижа, Нормандии, Бретани в манере, сформировавшейся в 1900-х годах. По памяти продолжал писать виды Петербурга, Петергофа, Павловска, Гатчины, Царского Села. Исполнил ряд работ на исторические сюжеты. Бенуа выполнил иллюстрации к книгам “Страдания молодого Вертера” Андре Моруа (1926), “Грешница” Анри де Ренье (1928) и др. Персональные выставки Александра Бенуа проходили в Париже (1926, 1929, 1940, 1953), Лондоне (1937, 1937, 1939, 1959), Комо в Италии (1955). В 1955 году вышли мемуары Бенуа под названием “Мои воспоминания”, где он воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий “серебряного века” в России. 9 февраля 1960 года Александр Бенуа скончался в Париже. Бенуа был женат на дочери музыканта и капельмейстера Карла Кинда – Анне Кинд (1869-1952). В семье было трое детей – две дочери и сын. Его старшая дочь Анна Черкесова (1895-1984) была художницей-любительницей, впоследствии – секретарем отца, после смерти художника передала его архив в Государственный Русский музей. Младшая дочь, Елена Бенуа-Клеман (1898-1972), была художницей прикладного искусства и сценографом. Сын Николай Бенуа (1901-1988) стал известным театральным декоратором, директором постановочной части театра Ла Скала в Милане, осуществил постановки опер “Сон в летнюю ночь” (1965) Бенджамина Бриттена и “Бал-маскарад” (1978) Джузеппе Верди в Большом театре в Москве. Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Александр Бенуа (1870-1960) был одним из первых художников-эмигрантов, о которых появились серьёзные и подробные публикации в советское время. Поражает его разносторонность. Живописец, график, музеевед, тонкий знаток европейской культуры, он был мотором знаменитого объединения «Мир искусства» и одним из образованнейших людей своего времени.

Содержание этой статьи показать

  • Детство и юность
  • Идеолог журнала и группы «Мира искусства»
  • Особенности творчества
  • Талантливый историк
  • Иллюстрации к классике
  • Переезд за границу
  • Смерть и наследие
  • Топ известных картин и иллюстраций художника

В истории русского искусства Бенуа считается удивительным примером художника, работающего в совершенно различных жанрах и стилях, и теоретика искусства. Он был живописцем, графиком, мастером театрально-декорационного искусства, историком живописи, художественным критиком и публицистом. Писал акварелью и карандашом. К его мнению прислушивались. Высказываясь о современных направлениях и стилях в искусстве, он во многом был законодателем вкуса того времени.

image
Портрет

Детство и юность

Будущий мастер родился в 1870 году в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа. Эта знаменитая династия дала России многих известных деятелей искусства. Юный Александр учился рисованию у своего брата Альберта. В течение нескольких месяцев он посещал вечерние классы Академии художеств в 1887 году.

image
Китайский павильон «Ревнивец»

Его важным периодом творчества стали гимназические годы. Он учился в известной гимназии Карла Мая в Петербурге, а затем на юридическом факультете Петербургского университета (в 1890-1894). Гимназические годы А. Бенуа были отмечены дружбой с С. П. Дягилевым, Д. В. Философовым, В. Ф. Нувелем и К. А. Сомовым. Эти дружеские отношения надолго сохранились и сыграли важную роль в судьбе живописца.

Идеолог журнала и группы «Мира искусства»

Имя Александра Бенуа связывают со становлением и деятельностью объединения «Мир искусства». Интересно, что оно возникло в подражание знаменитому Пиквикскому клубу, описанному великим Чарльзом Диккенсом. Первоначально кружок назывался «Пиквикианцы с берегов Невы», а затем получил свое конечное название. Это объединение часто называли «кружок Бенуа — Дягилева» по фамилиям его ведущих членов.

image
В Немецкой слободе

Мирискусники сделали для русской культуры очень многое. В противовес официальной живописной культуре, которую воплощала Академия художеств, новаторские объединения начинали исповедовать новую эстетику, в которой объединялись японизм, лучшие достижения импрессионизма и постимпрессионизма, а также тонкая стилизация под искусство прошлых эпох, будь то рококо или неоклассицизм. Такие объединения называли в Европе сецессионами (от латинского secession – отделение, ответвление).

В России это слово не прижилось. Его почти не применяли к отечественным художественным объединениям, однако объединения «Мир искусства» и «Союз русских художников» идеально соответствовали определению сецессиона.

image
Интерьер. 1900-е гг

Они активно занимались выставочной деятельностью, любили простые тонкие одноцветные рамы, отказавшись от пышного обрамления с позолотой, были сторонниками ленточной развески произведений, считая её более демократичной, чем шпалерная развеска. Мирискусники активно объединяли на одной и той же выставке разные жанры и виды искусства и уделяли большое внимание тематическим выставкам.

image
Вид павильона Трельяж и фонтана Ева в Петергофе

Они были страстными германофилами. Большинство членов кружка знали немецкий язык и читали знаменитый журнал «Die kunst» («Искусство»). В те годы в Петербурге были очень популярны художники Генрих Фогелер, Томас Теодор Гейне, Юлиус Клингер и Йозеф Заттлер.

Особенности творчества

На рубеже 19 — 20 веков в русский язык вошло слово «ретроспективизм». Этим словом обозначали интерес к прошлому, проявлявшийся в произведениях живописи и графики, содержащих откровенную стилизацию под прошлые эпохи. Под карандашом и пером К. Сомова и Александра Бенуа прошлое буквально оживало, становилось ощутимым и динамичным. Помимо картин на исторические темы автор рисовал карандашные портреты и оставил потомкам целую портретную галерею своих современников. Среди них портреты, например, Д. И. Митрохина, В. Е. Татлина, М. Эфроса, И. Э. Грабаря и других известных лиц.

Талантливый историк

Александр Николаевич был не только талантливым художником, но и одаренным историком искусства и критиком. Во времена его юности еще не было истории искусства как самостоятельной дисциплины. Существовала только художественная критика, представленная жанрами очерка и аналитической статьи (чаще всего это были обзоры выставок).

image
Вид Монплезира и Екатерининского корпуса в Петергофе

Автор рано начал пробовать себя в написании серьезных искусствоведческих текстов. Широко известен уникальный случай, когда он захотел дополнить книгу Рихарда Мутера (1860—1909) «История живописи». При издании этой книги в России Александр Николаевич добавил к ней… главу об истории русской живописи. Ему показалось несправедливым, что изобразительное искусство России не нашло отражения на страницах такого серьезного капитального издания. Текст был написан очень талантливо и выдержал соперничество с оригинальной манерой Мутера.

image
Фонтан

Это был беспрецедентный пример дополнения книги иностранного автора. В советское время книги западных авторов (не только искусствоведов, но и философов и литературоведов) часто снабжали огромными предисловиями и послесловиями, в которых давалась критическая оценка зарубежным эстетическим теориям. Но случаев написания отечественным автором главы как инициативного дополнения к зарубежной искусствоведческой книге больше не было. Бенуа создал уникальный прецедент. Впоследствии к этому талантливому труду прибавились другие специализированные тексты об искусстве. Некоторые работы автора публиковались в СССР даже тогда, когда он покинул страну.

Открытка с Петергофом”> image Марли. Столовая”> Открытка”> 1 / 3

После революции художник много работал как иллюстратор и сценограф. В течение нескольких лет он заведовал картинной галереей Эрмитажа. Современная эрмитажная экспозиция во многом базируется на принципах, разработанных Александром Николаевичем, и эти принципы выдержали испытания временем.

Иллюстрации к классике

В советские годы художник проиллюстрировал произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Медный всадник». Поэма «Медный всадник» была задумана иллюстратором как законченный книжный ансамбль, так как именно такой подход был принят у мирискусников.

Медный всадник”> Иллюстрация к медному всаднику”> 1 / 4

Бенуа выбрал для этого цикла сдержанную цветовую гамму, да и сами графические средства были довольно скупыми: художник избегал мелких деталей, но дал волю фантазии. Иллюстрации точно воссоздают мрачную атмосферу пушкинской поэмы. Безумный Евгений, словно тень, бродит по сумрачному мистическому Петербургу, его преследует призрак конной статуи. Этот цикл стал своеобразным синтезом экспрессионизма и модерна.

Переезд за границу

В 1926 году мастер выехал в командировку в Париж откуда уже не вернулся. Находясь за рубежом, он оказался востребованным как художник-иллюстратор и сценограф, но продолжал писать пейзажи и исторические сцены. Его любовь к России была так велика, что он никогда не забывал о родине и по памяти писал виды пригородов Петербурга, а создавая пейзажи Франции, он был верен эстетике объединения «Мир искусства» с характерным для нее ретроспективизмом.

Прогулка императрицы Елизаветы — 1906

Смерть и наследие

Александр Бенуа скончался в 1960 году, не дожив нескольких месяцев до своего девяностолетия. В 1965 году в СССР вышла монография М. Эткинда о художнике. Это была едва ли не первая книга о русском художнике, чей жизненный и творческий путь завершился за рубежом.

Аполлон и Дафна, 1908

Известно, что к творчеству автора обращались кинематографисты. Его образы оживают в некоторых фильмах. Особенно это касается сцен, где действие происходит в пейзажных парках.

При воссоздании «парковых эпизодов» в кино, особенно если надо было воспроизвести Версаль, режиссеры нередко ориентировались на его произведения. В фильме Э. Лотяну «Анна Павлова», где есть сцена заседания кружка «Мир искусства», роль живописца сыграл известный актер Анатолий Ромашин (1931—2000).

Оранжерея. Версаль”> Маскарад при Людовике XV “> Парад в царствование Павла I “> Людовик XIV кормит рыб “> Версаль. Прогулка короля “> Водный партер в Версале. Осень”> Прогулка короля”> Фантазия на Версальскую тему”> 1 / 8 Для художников и искусствоведов Александр Николаевич Бенуа навсегда остался примером человека, в высшей степени серьезно относившегося к культурному наследию прошлого и воплотившего любовь к прошлому в своем творчестве.

Топ известных картин и иллюстраций художника

Работа над красочной азбукой в картинках.

1 / 21

Автопортрет

«Пиковая дама» Александра Пушкина с красивыми иллюстрациями.

Пиковая дама — Смерть графини, 1910″> Пиковая дама”> Иллюстрация к Пиковой даме”> Пиковая дама — Смерть графини, 1910″> Германн у подъезда графини”> 1 / 5

Другие изображения и работы автора.

Аллея, 1905-1906″> Служба у капеллы св. Варвары, 1900″> У Курция, 1897″> Бретонский пейзаж, 1906″> Бретонский танцы, 1906″> Зеркальце в Трианоне, 1905″> Аллегорий реки, 1905″> Декорация к трагедии Пушкина (Пир во время чумы), 1914″> Купальня маркизы, 1906″> Каскад”> 1 / 10

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий