Александр Андреевич Иванов — живописец-перфекционист, двадцать лет писавший свою главную картину

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Александр Андреевич Иванов (Alexandr Andreevich Ivanov; родился 16 июля 1806 г. — умер 3 июля 1858 г.) — русский художник-академист первой половины и середины XIX века. Картины Александра Иванова — это выдающиеся произведения русской живописи, которые хранятся в лучших музеях нашей страны. В творчестве этого мастера преобладают библейские сцены и античные сюжеты, также он писал пейзажи и редкие портреты. Биография художника характерна для представителей русской интеллигенции того периода: после обучения он отправился в Европу, где задержался на много лет.

Биография Александра Иванова

Александр Андреевич Иванов родился в семье петербургского академика живописи, это произошло 16 июля 1806 года. Он был старшим сыном профессора и воспитывался как преемник отца, а потому с ранних лет стал получать лучшее по тем временам художественное образование. В одиннадцатилетнем возрасте он поступил в Академию, но не попал в казенные условия, как большинство других учеников. Мальчик по-прежнему жил дома и занимался в мастерской отца. Успехи его были настолько выдающимися, что преподаватели часто сомневались, сам ли он рисует.

Александр Иванов завершил обучение в 1827 году. Дипломная работа «Иосиф, толкующий сны» обеспечила ему большую золотую медаль и оплачиваемую поездку в Европу для знакомства с западными мастерами. Молодой живописец едва не пренебрег этой возможностью: он был влюблен и хотел жениться. Отец и друзья с трудом отговорили его. Впоследствии живописец так и не создал семью, полностью посвятив себя творчеству.

В 1830 году художник через Германию отправился в Рим. В Италии он проживет почти три десятилетия. Копируя фресковые росписи великого Микеланджело из Сикстинской капеллы, живописец задумал создать столь же величественное произведение. Так впервые родился замысел его главной картины — «Явление Христа народу». Но Иванов не стал сразу приниматься за столь масштабную работу. Сначала он попробовал силы на более скромных произведениях. В 1836 году на родину отправилось «Явление Христа Марии Магдалине». Работа имела огромный успех и принесла автору звание академика.

Следующие двадцать лет были посвящены монументальному «Явлению Христа народу». На полученные за предыдущую картину деньги был куплен холст размером 7,5 х 5,5 метров. Затем автор создал множество эскизов — людей, пейзажей, ветвей оливы. Портреты на продажу Александр Иванов не писал, а содержание от Академии кончилось, поэтому он жил очень бедно. Понемногу помогали благотворители, а также члены царской семьи. Мастерскую художника посещали и цесаревич Александр, и сам Николай I. Когда стареющий живописец стал терять зрение, императрица Александра Федоровна отправила ему денег на лечение.

На средства от императрицы Иванов съездил в Германию и Францию. Это путешествие помогло ему восстановить силы и вдохновило на создание новых работ. «Явление Христа народу» он решил отвезти в Россию и представить публике в том виде, в каком оно оставалось на тот момент. Перевозка такого огромного холста вызвала сложности, но произведение благополучно прибыло в Санкт-Петербург и было выставлено в Зимнем дворце.

Александр Иванов сильно переживал, как примут главный труд его жизни, и ослаб от волнений. Заразившись холерой, он скоропостижно скончался 3 июля 1858 года. Художник так и не узнал, что Александр II решил купить картину за огромную сумму в 15 000 рублей и наградить автора орденом Святого Владимира.

Самые известные картины Александра Андреевича Иванова

Этого художника часто называют автором одной работы, что, конечно, неверно. Его наследие нельзя назвать многочисленным, и все же это десятки произведений, которые сильно повлияли на развитие русского изобразительного искусства. Вот самые известные картины Александра Андреевича Иванова:

  • «Братья Иосифа находят кубок в мешке Вениамина» (1833). Эта работа на сюжет из Ветхого Завета написана в Риме. Она относится к академическому стилю, но наполнена эмоциями, чего часто не хватало подобным произведениям.
  • «Явление Христа Марии Магдалине» (1835). Картина так восхитила публику, что ее подарили императору. Исследователи отмечали высочайший уровень мастерства в изображении драпировок и фигур, а в общей сцене находили такое величие, которого нет у других академистов.
  • «Аппиева дорога при закате солнца» (1845). Самый известный пейзаж Иванова, изображающий древнейшую римскую дорогу. У горизонта в левой части холста виден купол собора Святого Петра.
  • «Явление Христа народу» (1837—1857). Илья Репин называл эту картину самой гениальной и самой народной. Третьяковской галерее пришлось соорудить для нее отдельную пристройку — в других залах не было место для такого холста.

Помимо масляной живописи, Александр Иванов оставил много акварелей — преимущественно, на темы итальянской жизни и библейских сюжетов. Большая часть произведений художника хранится в Третьяковской галерее и Русском государственном музее.

Биографии Александр Андреевич Иванов 2021-03-08 Алёна 6902

1806

Родился в Петербурге в семье академика живописи А.И. Иванова

1817

Поступает учиться в петербургскую Академию художеств «посторонним» учеником

1827

Удостоен золотой медали 1-й степени за картину «Иосиф, толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару»

1830

Едет в Италию на средства Общества поощрения художников

1831

Впервые упоминает о замысле картины «Явление Христа народу»

1832

Копирует в Сикстинской капелле фреску Микеланджело

1834

Получает разрешение ОПХ на продление на два года заграничной командировки. Путешествует по северной Италии (Балонья, Феррара, Венеция, Падуя, Верона, Милан, Парма)

1836

Умирает сестра Мария, с которой художника связывали очень тёплые отношения

1838

Знакомится с Н.В. Гоголем. Знакомство быстро перерастает в близкую дружбу. Мастерскую художника посещает великий князь Александр Николаевич

1842

Знакомится и сближается с профессором Ф.В. Чижовым

1843

Умирает мать

1845

Мастерскую художника посещает император Николай I. Высокий гость остаётся доволен его работой

1846

В Рим в качестве пансионера Академии приезжает брат Сергей. В этом же году у художника случается полуроман с графиней М. Апраксиной

1847

Отношения с Гоголем оказываются на грани разрыва. Иванов знакомится и много общается с А. Герценом

1848

Умирает отец

1857

Лечится в Германии и Австрии. Посещает Лондон

1858

Возвращается в Россию, где умирает 3 июля (15 июля по новому стилю) не дожив до 52-летия буквально несколько дней

Одинокий

Половину своей жизни Александр Иванов прожил вне России, в Италии, но все мысли его были о прославлении родины. Стремясь к этой цели, он обрёк себя на одиночество, – картина, которой художник отдал двадцать лет, заменила ему семью.

«Иванов – целая загадка. С одной стороны, кто из русских его не знает? И с другой – никто из русских его не знает». Эти строки С.П. Дягилев написал о художнике в начале XX столетия.

Александр Иванов родился 16 июля (28 июля по новому стилю) 1806 года в Санкт-Петербурге, в семье, живущей художественными интересами. Судьба его отца, академика живописи, Андрея Ивановича Иванова, была довольно необычной. Он не знал своих родителей, подкидышем «без роду и племени» его определили в московский Воспитательный дом, откуда в шестилетнем возрасте привезли учиться в петербургскую Академию художеств. Выказав большие способности, Андрей Иванов, по окончании Академии, получил право на пенсионерскую заграничную стажировку, но пожертвовал ею ради своей сердечной привязанности, женившись в 1800 году на дочери мастера немецкого позументного цеха Екатерине Ивановне Деммерт. Заметим, что три брата избранницы Андрея Ивановича были выпускниками Академии.

БЕЛАЯ ВОРОНА

Дети Ивановых (из десятерых лишь пятеро дожили до взрослых лет), среди которых Александр был старшим, тоже были склонны к «художествам» – в частности, Сергей Иванов впоследствии стал известным архитектором. Обучением Александра занимались мать и нанимаемые отцом учителя. Рисовать мальчик начал очень рано — на двенадцатом году жизни Андрей Иванович привёл его в Академию, куда его приняли «посторонним» (в отличие от «казённокоштных») учеником. Это была палка о двух концах. С одной стороны, подросток избежал близкого знакомства с казарменным духом академической жизни; с другой же, лишался права на поездку за границу и был в некотором смысле «белой вороной». Пухлый и флегматичный Саша, в приличном костюмчике, с полным пеналом хороших карандашей и твердой рисовальной подготовкой (отец с ним занимался и дома) жутко раздражал однокашников: неприсмотренных и вечно голодных мальчишек.

Трудолюбия у Александра было больше, чем дарования, но он беспрестанно тренировался, доводя до безупречности свои навыки. Успехи его были очевидны. Начиная с 1822 года, Иванов неизменно получал медали за свои работы. Впрочем, находясь на «положении» сына академика, он давал повод к нелестным подозрениям. Когда рисунок был хорош, его обвиняли в том, что к работе приложил руку его отец. Так, профессор А. Егоров, в «историческую» мастерскую которого Иванов попал «в старшем возрасте», нередко бросал, взглянув на ивановские эскизы, — «Не сам», — и отходил в сторону. Самолюбие молодого живописца, конечно же, страдало от этого. Но тем сильнее было желание доказать всем собственную художническую значимость. Неудач ему тоже не прощали, поэтому любви у Александра Иванова к Академии не было и впоследствии он предъявил к ней много претензий.

Тем не менее, в 1824 ему досталась малая золотая медаль Академии за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». А в 1827 году типично академическая картина Иванова «Иосиф, толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару» была удостоена золотой медали 1-й степени.

ФАТАЛЬНОЕ ОДИНОЧЕСТВО

Запрет на официальное «пенсионерство» удалось обойти с помощью недавно организованного Общества поощрения художников (ОПХ), давшего деньги на четырехлетнее пребывание молодого живописца в Италии. К слову, этой же возможностью несколькими годами раньше воспользовался Карл Брюллов. Впрочем, поездка Иванова чуть не сорвалась, и тут напрашивается очевидная рифма с судьбой отца художника. Иванов, влюбившись в дочь академического учителя музыки Гюльпена, решил жениться на ней — этот поступок закрыл бы ему дорогу в Европу. Отцу с большим трудом удалось отговорить сына от опрометчивого шага.

Несколько забегая вперед, хотелось бы сразу «закрыть» женскую тему жизни Иванова. Его якобы фатальное одиночество нередко служило сюжетом для более или менее мифологических интерпретаций особенностей его натуры. Но дело в том, что это одиночество вовсе не было фатальным. Так, уже в его итальянских письмах, датируемых летом 1831 года, вновь зазвучали слова о необходимости создания семьи. Вероятно, они были вызваны увлечением Витторией Кальдони, которая в конце концов предпочла Иванову его приятеля Григория Лапченко и вышла за последнего замуж.

Около восьми лет (с 1836-го года) художник жил с некоей Терезой, о чём есть глухие упоминания в его переписке. Опыт этот был не слишком удачным. Тереза трижды обворовывала его, делала сцены, которые «интроверт» Иванов на дух не переносил, и в 1844 году он с ней расстался. Наконец, в 1847 году Александр не без взаимности страстно влюбился в графиню Марию Апраксину. Но и тут его ждала катастрофа — «Машеньку» (как художник называл девушку в своих записках) выдали замуж за князя Мещерского. Вот, кажется, и все романтические истории художника. И, как итог, самоприговор: «Я обрек себя умереть на пути к пользе отечества». Или, как обмолвился современник: «Картина заменила ему семью».

РАБОТА НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ

В этой фразе речь идет о «Явлении Христа народу», которым были заполнены более чем четверть века жизни Иванова в Италии. Он уехал за границу летом 1830 года и после непродолжительного путешествия по Германии и Австрии в ноябре был в Риме. Все последующие годы мало чем отличались друг от друга. Уже в 1831 году он заговорил о теме «Иоанн Креститель и Христос». Тема не отпускала его. Художник кропотливо искал единственно нужную композицию, делал эскизы, работал на пленэре, подыскивая необходимые модели, пейзажи, их детали и т. д. За всё время работы над «Явлением Христа народу» Александр Иванов создал около 600 эскизов и набросков, портретов и пейзажей. Практически каждое лето он совершал «познавательные» поездки — как правило, по городам северной Италии. Летом 1836 года Иванов начал писать «Явление Мессии» и не переставал работать над картиной на протяжении двадцати лет.

ЖИЗНЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Жизнь он при этом вёл более чем скромную. Буквально сразу же по приезде в Италию художник лишился материальной поддержки отца — тот, вследствие интриг, был вынужден уйти из Академии, потеряв профессорское жалованье и казенную квартиру. На жизнь Андрей Иванович с тех пор зарабатывал, расписывая петербургские церкви.

Иванову младшему приходилось постоянно искать деньги — на материалы, на аренду мастерской, на оплату натурщиков. На два года выручило ОПХ, продлив в 1834 году его командировку. В 1838 году в мастерскую художника заглянул будущий император Александр II, пожаловав после этого Иванову трёхлетнее содержание. Какие-то пожертвования приносили действия частных лиц — Ф. Чижова, Н. Гоголя, небезызвестной «калужской губернаторши» А. Смирновой-Россет. В 1845 году Иванова в Риме посетил император Николай I, даровав художнику 300 червонцев. Наконец, в 1857 году вдовствующая императрица Александра Фёдоровна, узнав о том, что Иванов в кропотливой работе над картиной почти загубил глаза, отправила его на свои средства на лечение в Германию — это был первый выезд живописца из Италии за 27 лет.

ДРУЗЬЯ И СТРАХИ

Постепенно всё явственнее обнаруживались странности характера, похожие на начало психического заболевания. Иванов вообще был очень замкнутым человеком. Мастер больше любил слушать, нежели говорить. В итальянской колонии русских художников он стоял особняком, друзей у него не было. Более или менее близкие отношения сложились лишь с Г. Лапченко и Ф. Иорданом. С интересом общался Иванов с лидером «назарейцев» Ф. Овербеком и датским скульптором Б. Торвальдсеном. При этом единственный равный, пожалуй, Иванову по дарованию — Брюллов — отзывался о нём как о «кропателе». А «кропатели», по мнению Брюллова, гениями не бывают. Иванов не оставался в долгу, упоминая о «подлости и честолюбии» последнего. В начале 1840-х годов составился кружок близких людей, в него входили Гоголь, Иордан, Иванов и приехавший в Рим пенсионер Академии Ф. Моллер.

Дружба с Гоголем сыграла огромную роль в жизни Иванова, но и она не выдержала испытания временем — это вполне обычная история: два крупных человек не бывают удобны друг для друга.

В конце концов, Иванов полностью затворился в своей «келье», как он называл мастерскую, и перестал кого-либо пускать к себе. У него появилась навязчивая мысль, что его хотят отравить: «Он закупает себе провизию в лавках и сам ходит за водой к фонтану», — свидетельствовал Н. Боткин.

НА РОДИНУ

В 1858 году настало время везти «Явление Христа народу» в Россию. Иванов испытывал мистический страх перед возвращением на родину. Путешествие далось ему очень тяжело. Перевозка полотна такого размера стоила огромных денег и трудов. Что тогда поддерживало художника – это то, что он возвращается на родину и везёт шедевр.

В конце мая он приехал в Петербург и оказалось, что он там совсем один. Все друзья и родственники умерли или разъехались, а знакомцы, ставшие начальниками, не спешили ему на помощь. В итоге приютили Иванова у себя Боткины. Преодолев все препятствия, выставка наконец состоялась. Сначала его шедевр выставили в Зимнем дворце, потом — перенесли в Академию. Выставка картины и относящихся к ней эскизов произвела сильное впечатление на общественность, но были и те, кто остался не доволен. Картину слишком долго ждали и надеялись увидеть совершенство, запредельный академизм в изображении людей. Иванов же отошёл от классических канонов и сделал ставку на психологизм, на эмоции персонажей, которые наблюдают явление Спасителя. Этого многие не поняли.

В хлопотах о продаже картины Иванов получил серьёзное нервное потрясение — в какой-то момент ему показалось, что им пренебрегают. К тому моменту в журнале вышла разгромная статья некоего Толбина, в которой тот больно бил Иванова по всем чувствительным точкам. Иванов не пережил такого удара. Через три дня после появления этой статьи ему стало плохо, и 3 июля (15 июля по новому стилю) 1858 года художник скончался от холеры, которая особенно жестоко набрасывалась на тех, кто не мог или не хотел ей сопротивляться. А буквально в день смерти стало известно, что император Александр II покупает картину и награждает художника орденом Владимира.

Похоронили художника в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1936 году тело перезахоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Работы художника

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения

В 1834 году Общество поощрения художников удовлетворило ходатайство Иванова о продлении срока пенсионерства на два года. За дополнительные два итальянских года следовало отчитаться. Этим отчетом и стало полотно «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения». Отчёт оказался настолько удачным, что художник получил за него звание академика.

Аппиева дорога при закате солнца

Дорогу из Рима в Капую прокладывали в конце IV века до н. э. Постепенно возле неё появились постоялые дворы, гостиницы… и гробницы. Эта дорога оказалась дорогой «сквозь века», так как исправно служила вплоть до новейшего времени. Именно историческую «глубину» хотел показать Иванов. Сообщая о своей новой работе, он напишет: «Пожалуй, могут истолковать, что торжествующий Пётр, или католицизм над древним миром находится при своём закате».

Ave Maria

По свидетельству самого Иванова, эта работа стала его первым акварельным опытом. Тремя годами позже художник в письме к поэту В. Жуковскому призывал молодых живописцев к серьёзности, чтобы «не бросались они ни в шуточный жанр, ни в акварель, ни в радужный колер, ни в быстроту эскизного исполнения». Если вспомнить множество акварелей самого Иванова и свойственную ему «быстроту эскизного исполнения», то этот призыв покажется странным.

Явление Христа народу

Первые эскизы Иванова на тему «Иоанн Креститель и Христос» датируются 1832 годом. Основа композиции — это диалог жестов и мимических выражений, организующий «звучащее» духовное пространство картины. При этом точность «фактологии» представлялась автору непременным условием точности «метафизики». В стремлении к первой художник и развернул свою грандиозную «этюдную» деятельность.

Читайте о художнике

Смотрите также

Фёдор Александрович Васильев – Стиль и техника

После смерти Фёдора Васильева его учителя и товарищи говорили о том, что он мог бы совершить переворот в русской живописи, если бы не ранняя гибель. Но и за свою трагически-короткую жизнь художник успел сделать много. Он привлекал к себе внимание наставников и учеников своим щедрым, несметным талантом. Его сравнивали со сказочным богачом, безрассудно сорящим своими богатствами.

Исаак Ильич Левитан – Стиль и техника

Исаак Ильич особенно пристрастно любил несколько тем и мотивов — соединившись в его творчестве, они зазвучали подобно симфонии, прославляющей красоту русской природы. Эта симфония положила начало новой пейзажной лирике в русской живописи. Левитан — это новый взгляд на русскую природу, взгляд пронзительный и трепетный.

Василий Дмитриевич Поленов – Стиль и техника

В начале своего пути Поленов довольно много интенсивно экспериментировал; в зрелых своих произведениях явился создателем нового жанра, но главная его заслуга в том, что он научил художников по-новому обращаться с красками.

Ян Вермер – Стиль и техника

Судьба Вермера, как личная, так и творческая, остаётся загадкой. До нас дошло менее сорока картин мастера, но почти все они – за редчайшим исключением – могут быть причислены к шедеврам мировой живописи.

Содержание

Творчество Александра Андреевича Иванова известно ценителям искусства полотнами на библейские темы. Яркий представитель академизма получил признание еще при жизни, славился трудолюбием и аскетичным образом существования. Известнейшее монументальное полотно художника – “Явление Христа народу”, которое было выкуплено Александром II и выставлено в Зимнем Дворце. Александр Иванов – по праву великий русский художник, вклад его в живопись трудно оценить даже потомкам. В данном обзоре предлагается поближе ознакомиться с биографией и работами мастера.

Юношеские годы и учеба

Родился будущий художник в Санкт – Петербурге, 28 июля 1806 г. в семье Андрея Иванова, являющегося адъюнкт – профессором в Императорской Академии Художеств и увлекающегося живописью. У сына выявилась с раннего детства любовь к рисованию тоже. Поэтому планировалось, что он продолжит дело отца. Первоначальное образование Александра проводилось в домашних условиях, куда приходили профессора Академии.

Обучение в Императорской Академии Искусств

Это учебное заведение в XIX в. имело огромное значение для всех, кто связывал жизнь с рисованием, скульптурой или архитектурой. В 1817 г. туда поступает и Александр. Учеба занимала немало времени.

  • Длилась 15 лет: 9 – воспитательное училище, а 6 – в Академии по выбранной специальности;
  • Срок сокращали лишь в случаях выявления особого старания и таланта. После окончания воспитанники отправлялись за счет Общества поощрения художников в Европу, где знакомились с мировыми шедеврами искусства, совершенствовали навыки и мастерство;
  • Основная часть учащихся содержалась в Академии под строгим надзором. Иванову разрешили обучаться дома, где он под руководством преподавателей быстро освоил технику писания полотен в жанре академизма. Молодой человек делал большие успехи.

Преподавательский состав иногда даже подозревал, что работы за Александра пишет его отец. Но юноша доказал сполна свои способности общественности.

Начало творчества

Картины 18 – летнего Александра Иванова уникальные. Благодаря особенному видению сюжетов из Библии студент удостаивался неоднократно медалей и похвал. Уже в молодые годы данная тематика удавалась, а в зрелом возрасте стала основной в творчестве.

  • “Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора”. Картина, написанная по сюжету “Илиады” Гомера. Художественный совет отметил, что эмоциональная окраска образов необычна, но удачна. Такое видение было не свойственно в ту эпоху. За новшество Иванов удостоился Малой Золотой Медали;
  • Через несколько лет художник представил новое полотно “Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию”. За него Александра наградили Большой Золотой Медалью и присудили степень художника 14 класса. Картина участвовала в выставке 1827 г., была высоко оценена критиками;
  • 1829 г. ознаменовался появлением еще одного шедевра, – “Беллерофонт отправляется в поход против Химеры”. Биографы считают, что, давая это задание, преподаватели проверяли, действительно ли студент академии работает без помощи отца. В это же время Александр создает картоны, выполненные мелом и карандашом, с изображением статуй античности в полный рост (Лаокоон, Боец и Венера Медицейская).

В эти годы Иванов влюбляется в учительницу музыки и даже планирует остаться в России. Однако его всё же уговаривают воспользоваться помощью Общества поддержки художников. И он отправляется в Европу для дальнейшего обучения и совершенствования мастерства.

Переезд в Европу и картины на мифологическую тему

1830 г. ознаменовался отъездом Александра Андреевича Иванова в Европу. Путь проходил через Германию и Австрию. Конечной остановкой стала Италия, где он прожил 28 лет. Содействовало поездке Общество поддержки художников, которое дало определенные задания молодому дарованию.

“Европейский “период

Сначала, на протяжении первого года, Иванову необходимо было изучить памятники Возрождения Италии. В следующем потребовалось сделать копию с известнейшей фрески великого Микеланджело “Сотворение Адама”. К собственным творениям планировалось приступить только лишь на третий год пребывания за границей. Иванов сразу приступил к работе и достиг больших результатов.

  • В Германии (в Дрездене) художник посетил Галерею старых мастеров, где сделал серию набросков с “Сикстинской Мадонны” Рафаэля;
  • В Риме, найдя мастерскую, Александр принялся за работу. Были сделаны наброски на такую тематику: “Давид играет перед Саулом”, “Самсон в объятиях Далилы” и другие. Также была выполнена небольшая картина под названием “Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением” и картон с плафона Сикстинской капеллы;
  • Отметим и “Явление Христа Марии Магдалене”, за которую Иванову продлили оплату поездки на 3 года и дали звание академика за талантливую работу.

На заметку: художник очень много трудился, вставал в 5 утра и целый день, с небольшим перерывом, писал. Он был против всяких званий и продажи картин. Поэтому не зарабатывал на написании портретов и полотен на заказ. Жил исключительно на средства, выделенные Обществом поддержки художников.

“Явление Христа Народу”

Александр Андреевич крайне долго искал тему для написания главного труда, полотна, на которое ушло 20 лет жизни. Начало написания картины датируется 1836 г. Размеры также впечатляют: 7,5 м в ширину и 5,4 в высоту.

Во время написания картины художник сделал более 600 эскизов, которые и сами по себе стали уже произведениями искусства. Работа над полотном была очень серьезной, ведь явление Миссии было центральным в Евангелии, поэтому живописец ответственно подошел к выполнению работы.

  1. Иванов ездил в Венецию и Ливорно, много рисовал с натуры и просил выделить средства на поездку в Иерусалим, на что получил отказ;
  2. В 1838 г. в итальянскую мастерскую приехал с визитом Александр Николаевич (цесаревич), который восхитился первоначальными набросками. Александр Андреевич получил еще содержание на 3 года;
  3. В свою очередь художник в благодарность преподнес императорской особе несколько акварельных рисунков: “Октябрьский праздник”, “Ave Maria” и другие;
  4. Работа над “Явлением…” продолжалась длительное время, в течение которого Иванов исправлял множество недостатков. Ходил даже для дополнения образов в местную синагогу, делал по несколько зарисовок для каждого героя, чтобы воплотить образы точно;
  5. Образ Христа получился максимально достоверным: “парящим”, легким и действительно Божественным.

Живописец во многом себя ограничивал, здоровье было подорвано. Но он успел закончить шедевральное полотно. Отправили картину в Санкт – Петербург на специально арендованной барже – внушительные размеры не позволяли переправить холст обычным способом.

“Явление Христа народу” произвело настоящий фурор. За полотно император присудил пожизненную пенсию художнику, выкупил полотно. Его вывесили в Зимнем Дворце, затем переправили в Румянцевский. Далее картина переехала в Третьяковскую галерею. За работу Николай I пожаловал живописцу орден Святого Владимира.

Знакомство с Н. Гоголем и другие работы

В Италии Александр Андреевич познакомился с великим писателем и даже написал его портрет (1841 г.). Гоголь восхищался работой мастера и призывал соотечественников помогать и поддерживать финансово, чтобы завершить написание “Явления…”.

В эти годы Иванов написал ряд работ в других жанрах.

  • “Октябрьский праздник в Риме. Сцена у лоджии”;
  • “Октябрьский праздник в Риме у Понте-Молле”;
  • Сохранился ряд этюдов с купающимися мальчиками: “Обнаженный мальчик”, “Семь мальчиков в цветных одеждах и драпировках”, “Мальчики на Неаполитанском заливе”.

Личная жизнь художника так и не сложилась, хотя романы случались. Детей у Александра Андреевича не было.

“Храм человечества”

На протяжении жизни Иванов постоянно интересовался темой веры. В 1848 г., после итальянской революции, он пережил кризис в этом вопросе. Но затем решил написать 500 фресок и 200 акварельных набросков для храма, который мечтал построить собственноручно. Однако грандиозным планам так и не суждено было свершиться.

15 июля 1858 г. великий русский художник скончался скоропостижно от холеры. Он оставил после себя наследие, являющееся истинным богатством русского искусства.

Смотрите также:

Александр Яковлевич Головин – биография, картины, особенности живописи

Дейнека Александр история жизни и творческий путь

Биография художника Федотова П. А. его картины – окно в XIX век

Энциклопедия А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Я D E L M P R T Иванов Александр Андреевич великий русский художник

Иванов Александр Андреевич (1806-1858) – великий русский художник, автор пейзажей, портретов и картин на евангельскую тему.

image

А. А. Иванов родился в С.-Петербурге в 1806 году в творческой семье, профессора Академии художеств. Первые уроки живописи и рисунка он получил от отца, что во многом определило его творческий путь. С 1817 году А. Иванов стал вольнослушателем АХ. Ему посчастливилось учиться в мастерской профессора Ф. Е. Егорова. За успехи в живописи в 1824 году Иванов получил серебряные медали, за работу «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора» – малую золотую медалью, а за картину «Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона», написанную в 1827 году ему вручают большую золотую медаль.

В продолжении академического образования А. Иванов был награжден поездкой за границу. В 1830 году он поехал в Европу изучать творчество знаменитых мастеров, жить и заниматься творчеством. Он много путешествовал по разным городам, но решил остаться в Италии.

Его последние академические работы претворяют эстетику романтизма. А. Иванов поднимает в своих картинах исторические темы, рассказывает о судьбоносных событиях и легендарных героях. Уже находясь в Европе, художник стремиться отойти от деклараций. В своей картине «Аполон, Кипарис и Геоцинт» (1831-1834) старается выразить идею преображения человека посредством искусства – музыки. Если сравнить законченное произведение и эскиз, то улавливается этот самый процесс, одухотворенности Кипариса и Гиацинта. Сам художник, разочарованный в своей концепции, принимая ее утопичность, оставляет ее незавершенной. Он много работает над осознанием верности своих идей и «практической приложимости» создаваемых произведений.

Центральной картиной творчества А. А. Иванова становиться знаменитая картина «Явление Мессии» (1834-1858), написанной на Евангельский сюжет. Художник разворачивает здесь панораму человеческих образов, представляя яркие типажи – раба и господина, грешницу и убежденно верующего, искренне верящих и сомневающихся фарисеев. В произведении заложена идея нравственного и духовного перерождения. А. Иванов выступил как мастер сложной многофигурной композиции, блестяще раскрыл образы персонажей, создав высокохудожественное произведение, занявшего важное место в истории русского искусства.

Главная его задача – постижение истинной природы человека, изучению которой он посвящал десятилетия жизни и творчества. Огромный интерес представляет галерея этюдов, сделанная к картине – фундаментальная подача отображения мира. Пейзажи, изображение камней, воды и неба, и, наконец, серия выразительных портретов и фигур детей, старцев, самого Христа. В каждом наброске А. Иванов искал убедительность и проникал в сущность явления – рисуя дерево, пейзаж или человека, определяя характерные черты каждого образа. «Явление Мессии» – картина мастера живописи, историка, философа, мыслителя.

К 1850 – х годам наступает период зрелости художника, он все больше размышляет христианстве, о связях различных религиозных и мифологических представлений человека. Сознание А. Иванова находилось тогда на пике новейших философских идей современности. А. А. Иванов решается на серьезную серию «Библейских эскизов». Он создал картину эпопею соединив религиозные представления христианской традиции с древнеримскими сюжетами, представив историю человечества в поэтической трактовке, охватив значительный исторический период. Искусство А. А. Иванова всегда тяготело к «большому стилю», к размышлениям вселенского характера, он мастерски воплощал фантастическое и реальное, воссоздавал добрые и мудрые сказки и пророчества библейских праотцев.

{advt}

А. Иванов всегда относился со всей ответственностью к своему предприятию, планируя переработать свои эскизы во фресковые циклы с единственной просветительской целью – освободить сознание от религиозных предрассудков. Его известные «этюды с мальчиками» были ознаменованы наступлением нового этапа в его художественном мировоззрении. Этот материал отличается невероятным новаторством свободной живописи, соединившей чистоту и значительность главных тонов с различными цветовыми эффектами.

В конце творческого пути А. Иванов осуществил то, о чем мечтал в юности, достигнув высочайшего мастерства кисти и одухотворенности персонажей.

Творчество А. Иванова высоко оценено современниками и критиками последующих поколений, произведения художника находятся в многочисленных музейных коллекциях и частных собраниях.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий