Александр Алябьев: краткая биография, фото Алябьева Александра Александровича

image Персона Годы жизни: 15 августа 1787 — 06 марта 1851 Страна рождения: Российская империя Сфера деятельности: Композитор

Александр Алябьев с детства увлекался музыкой, брал уроки фортепиано и изучал композицию. Он писал романсы на стихи известных поэтов и вокальные миниатюры, произведения для оркестра и оперы для столичных театров. Алябьев пережил сибирскую ссылку, однако и там не оставлял свои занятия музыкой.

Офицер-композитор

image Александр Алябьев. Изображениие: tverlib.ru

Алябьев родился 15 августа 1787 года в Тобольске в семье гражданского губернатора. Дом Алябьевых был музыкальным, здесь играли и родители, и гости — ссыльные, которым покровительствовал отец будущего композитора. В 1796 году семья переехала в Петербург, где отец получил должность в Берг-коллегии — Горном ведомстве, а Александр Алябьев брал уроки музыки у Иоганна Генриха Миллера. Спустя несколько лет он переехал в Москву, где поступил в пансион при Московском университете и стал изучать основы композиции.

После номинальной службы, на которую он как «недоросль из дворян» был зачислен еще в 14 лет, Александр Алябьев приступил к службе действительной. Работу в московской Берг-конторе он совмещал с музыкальными занятиями. В 1810 году были изданы первые сочинения Алябьева — романс и вальсы.

Когда началась Отечественная война, Александра Алябьева зачислили в казачий полк и отправили на Украину. Он познакомился с Денисом Давыдовым и поступил в его партизанский отряд, а после был направлен в Иркутский гусарский полк, который стоял тогда в белорусском Кобрине. Там он подружился с Александром Грибоедовым и Николаем Толстым — отцом Льва Толстого.

На военной службе Александр Алябьев получил два ордена Святой Анны третьей степени, орден святого Владимира четвертой степени, медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Родные отмечали, что он — «преисправный и храбрый офицер». Служба продолжилась и после победы над Наполеоном. В свободное время Алябьев сочинил струнный квартет, фортепианное трио и квинтет, множество романсов, среди которых — элегия на стихи Пушкина «Погасло дневное светило».

12 февраля 1822 года в Большом театре Петербурга прошла премьера водевиля Николая Хмельницкого с музыкой Алябьева, Людвига Вильгельма Маурера и Алексея Верстовского «Новая шалость, или Театральное сражение». Алябьев дебютировал как театральный композитор.

В январе 1823 года в театре на Моховой поставили оперу-водевиль «Деревенский философ», а в июне — с разницей в неделю — в Петербурге и Москве прошла премьера оперы Алябьева «Лунная ночь, или Домовые», которая имела большой успех. Владимир Одоевский позже писал: «Оперы Алябьева ничем не хуже французских комических опер».

Музыкальный успех и сибирская ссылка

Композитора тем временем стала все больше тяготить военная служба. Он подал прошение об отставке, и в конце 1823 года вышел приказ о его увольнении. Алябьев обосновался в Москве. Он участвовал в музыкальных вечерах, которые проходили в доме Марии Ивановны Римской-Корсаковой. Позже ее младшая дочь Екатерина стала супругой композитора.

В 1825 году музыка Алябьева прозвучала в московском Большом театре. Для открытия нового здания театра Михаил Дмитриев написал поэтический пролог «Торжество муз». Музыку к нему создали Фридрих (Федор) Шольц, Алексей Верстовский и Александр Алябьев.

Однако в жизни Алябьева были не только музыкальные вечера и театральные премьеры, но и азартные игры.

В феврале 1825 года композитора арестовали: в его доме играли в карты, случилась ссора. Один из участников конфликта через три дня умер от апоплексического удара. А один из свидетелей рассказал в полиции, что погибшего ударил Александр Алябьев. Других доказательств и подобных показаний не было, однако композитор оказался в тюремной камере. Даже там он продолжал писать музыку, которая звучала на театральных сценах.

Пока тянулся судебный процесс, Алябьев сочинил несколько опер-водевилей, романс «Соловей», вокальную миниатюру на стихи Антона Дельвига.

1 декабря 1827 года Государственный совет вынес обвинительный приговор: Александра Алябьева лишили дворянского звания, наград и сослали в Сибирь.

Таинственный А. А.

В феврале он прибыл в Тобольск и поступил под надзор губернатора Западной Сибири Ивана Вельяминова. Вельяминов позволил композитору заниматься музыкой. В тот же год в Тобольск из Омска перевели оркестр «казачьей музыки». Алябьев взял его под свою опеку. Они много репетировали, и коллектив стал полноценным симфоническим оркестром, который играл на балах и давал концерты.

Благодаря хлопотам Вельяминова и родных в 1832 году Алябьеву удалось выехать на Кавказ — лечить глаза. Конечно, там он тоже находился под «строгим наблюдением». Алябьев увлекся кавказским фольклором. Композитор сочинил романсы, вдохновленные кабардинскими, черкесскими, грузинскими мелодиями. Они вошли в сборник «Кавказский певец». Тогда же Алябьев начал работать над музыкой к кавказской повести Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек». Позже это произведение стало основой для одноименной оперы.

В 1833 году композитору позволили поселиться в Оренбурге, где он попал под крыло генерал-губернатора Василия Перовского — участника Отечественной войны, ценителя искусств. Рискуя собственной карьерой, Перовский добивался для ссыльного разрешения жить в Московской губернии, в имении родных.

Александр Алябьев по-прежнему много сочинял. В 1838 году он написал музыку к пушкинской «Русалке» — эта работа была навеяна впечатлениями от гибели поэта. Спектакль представили на сцене московского Большого театра. Вместо имени композитора на афише спектакля были указаны только инициалы — «А. А.».

В 1843 году после бесчисленных прошений Алябьеву наконец разрешили жить в Москве. Дворянское звание ему не вернули.

В Москве композитор стал постоянным участником «четвергов» в доме Александра Вельтмана — лингвиста, поэта, археолога. На этих вечерах собирались известные писатели, музыканты и ученые. Много времени Алябьев уделил хоровому творчеству: он написал и подготовил к изданию «Собрание разных русских песен» для хора. В него вошли миниатюры, на стихи Александра Пушкина, Антона Дельвига, Василия Жуковского, Николая Карамзина и других поэтов. Однако сборник был издан только в 1952 году.

Александра Алябьева не стало в 1851 году. Его похоронили в родовой усыпальнице в Симоновом монастыре. Однако в годы советской власти монастырь был разрушен — и вместе с ним уничтожены могилы композитора и его родственников.

Биография

В романсе Александра Алябьева на стихи Пьера Беранже в переводе Дмитрия Ленского «Нищая» есть строки

Биография композитора была столь же полна превратностей, как и судьба героини произведения: орденоносца Отечественной войны 1812 года навсегда лишили дворянства и на долгие годы — права проживания в Санкт-Петербурге и Москве.

Детство и юность

Старший современник Александра Пушкина появился на свет в Тобольске 4 августа (15-го по новому стилю) 1787 года. Если искать аналогию среди знаменитостей XXI века, то композитор по происхождению был сопоставим с Ксенией Собчак. Отец светской львицы Анатолий Собчак, когда Ксюше было 10 лет, стал мэром Санкт-Петербурга, а отец автора романса «Соловей» Александр Васильевич Алябьев был губернатором Тобольска, причем назначение на высокий пост произошло в тот же год, когда родился Саша.

Музыкант — четвертый из 7 известных детей чиновника, возглавлявшего тогдашнюю столицу Сибирской губернии. У Александра-младшего был единственный старший брат Василий и 5 сестер.

Сергей Захаров — Романс Александра Алябьева «Вечерний звон»

В детстве Александр часто слушал музыку — на фортепиано играли и отец, и мать Анна Андреевна. Когда Саше было 9 лет, Александр Васильевич возглавил Берг-коллегию (ведомство, руководившее добычей полезных ископаемых). Алябьевы переехали в город на Неве, и младшему из сыновей чиновника давал уроки музыки дирижер Немецкого оркестра Иоганн Генрих Миллер.

Трудовую биографию Александр в 14 лет начал не в качестве музыканта, а как унтер-шихтмейстер 3-го класса в ведомстве отца. Но эта служба юноши была номинальной и совмещалась с обучением основам композиции в пансионе при Московском университете.

Первые музыкальные произведения уроженец Тобольска опубликовал только в возрасте 23 лет. Наиболее известным ранним сочинением Алябьева является гусарская песня «Один еще денек». К моменту публикации композиции ее автор уже был ротмистром, участвовавшим во взятии Дрездена и Парижа, приятелем поэта-гусара Дениса Давыдова, кавалером орденов Святой Анны и Святого Владимира.

Личная жизнь

В конце 1823 года Александр Александрович вышел в отставку в чине подполковника. Безбедную жизнь Алябьеву обеспечивали как положенный пенсион за выслугу лет, так и гонорары от комических опер «Деревенский философ» и «Лунная ночь, или Домовые», шедших в театрах Москвы и Санкт-Петербурга. Ветеран сражений с Наполеоном участвовал в музыкальных вечерах, проходивших в доме Марии Ивановны Римской-Корсаковой, испытывал взаимную симпатию с младшей дочерью хозяйки Екатериной и собирался сделать ей предложение.

Личную жизнь музыканта разрушило нелепое происшествие, случившееся в начале 1825 года. Во время карточной игры Александр Александрович дал пощечину воронежскому помещику Тимофею Времеву. Версии того, что стало причиной инцидента, расходятся. Провинциальный дворянин после происшествия спешно уехал в свое имение, где через 3 дня скончался. Причиной смерти Времева стал апоплексический удар (инсульт), но Алябьеву инкриминировали и организацию запрещенных в Российской империи азартных игр, и побои, и шулерство. И хотя первоначально композитора оправдали, судья опротестовал вердикт.

Разбирательство длилось 3 года. В предварительном заключении Александр Александрович начал слепнуть, но не унывал. Благодаря ходатайствам одной из сестер в камере Алябьева появилось пианино, и музыкант именно там сочинил свое знаменитое произведение — романс на стихи Антона Дельвига «Соловей».

Ирма Отто — Романс Александра Алябьева «Соловей»

Родственники поддерживали композитора и во время сибирской ссылки, в которой Алябьев организовал симфонический оркестр казачьей музыки, и после возвращения в Московскую губернию. Но любимую девушку музыканта выдали замуж за А. П. Афросимова. Воссоединиться Александр и Екатерина смогли только в 1840 году, через год после того, как женщина овдовела. Венчание прошло в церкви Живоначальной Троицы в селе Троицкое-Рязанцы Богородского уезда, находившемся во владении зятя музыканта.

Еще одно место Подмосковья, связанное с жизнью Александра Александровича, — Коломна, где он с женой прожил с мая 1842 года по июль 1843-го.

Детей в браке Алябьева и Афросимовой не родилось. Но супруги вместе заботились о воспитаннице Екатерины Леониле Пасек. На память об Александре Александровиче остались не только ноты произведений, но и фото композитора.

Творчество

Творческое наследие уроженца Тобольска весьма обширно. Помимо романсов Алябьев писал оперы, балеты и оперы-водевили, инструментальные ансамбли и сюиты, собирал и обрабатывал кавказские и украинские народные песни. Композитор неоднократно вдохновлялся творчеством Александра Пушкина: сочинил романсы «Зимняя дорога», «Ворон» и «Певец», написал музыку к драматическому спектаклю «Русалка», поставленному по одноименному пушкинскому произведению в 1838 году.

Смерть

Автор одного из самых известных русских романсов скончался 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1851 года. Композитора похоронили в фамильной усыпальнице Алябьевых в Симоновом монастыре. Вдова Александра Александровича, ушедшая из жизни через 3 года после мужа, успела установить на его могиле памятник — скульптуру соловья. Но в первые годы советской власти монастырь был разрушен, а некрополь разорен. Сейчас у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове на символической могиле Алябьева стоит памятный крест.

Судьбе и творчеству Александра Александровича посвящен 25-минутный фильм Первого канала, вышедший в серии «Гении и злодеи».

Память

  • Имя Александра Алябьева носят музыкальные школы и вузы в Тобольске, Москве, Коломне, Пущино и Оренбурге.
  • Струнный квартет имени А. А. Алябьева.
  • Книга-антология «Браво, Алябьев»
  • Памятники А. А. Алябьеву в Тобольске и в с. Рязанцы Московской области.
  • Фестиваль «Алябьевская осень» в Тобольске.
  • Фестиваль «Алябьевская музыкальная осень» в Тюмени.
  • Ежегодный всероссийский конкурс старинного русского романса им. А. А. Алябьева в Санкт-Петербурге
  • Ежегодный творческий вечер в Тобольске.

Романсы

  • «Вечерний звон» (слова Ивана Козлова)
  • «Два ворона» (слова Александра Пушкина)
  • «Дубрава шумит» (слова Василия Жуковского)
  • «Жаль мне и грустно» (слова Ивана Аксакова)
  • «Зимняя дорога» (слова Александра Пушкина)
  • «Иртыш» (слова Ивана Веттер)
  • «Кудри» (слова Антона Дельвига)
  • «Нищая» (слова Беранже в переводе Дмитрия Ленского)
  • «Пахитос» (слова Ивана Мятлева)
  • «Певец» (слова Александра Пушкина)
  • «Прощание с соловьем на Севере» (слова Ивана Веттер)
  • «Сибирская песня» (слова Ивана Веттер)
  • «Соловей» (слова Антона Дельвига)
  • «Тайная скорбь» (слова Александра Вельтмана)
  • «Что поешь, краса-девица» (слова В. Домонтовича)
  • «Я вижу образ твой» (слова А. Бистрома)
  • «Ясны очи» (слова Дмитрия Ознобишина)

Интересные факты

  1. Судьей, настоявшим на обвинительном приговоре Александру Алябьеву, был одноклассник и друг Александра Пушкина и Антона Дельвига Иван Пущин, который вскоре сам стал обвиняемым — бывший лицеист участвовал в восстании декабристов.
  2. Зять Александра Александровича (муж младшей сестры композитора Натальи) приходился двоюродным дедом жене Льва Толстого Софье Андреевне.
  3. В 1829 году на концерте исполнялся вариант гимна «Боже, царя храни» с музыкой Алябьева, однако канонической версией стало русское переложение английского гимна авторства Алексея Львова.
  4. О том, кто создал песню «Вечерний звон», вдохновившую Исаака Левитана на написание картины с тем же названием, и сейчас идут споры. Русский текст написан Иваном Козловым в качестве вольного перевода стихотворения англоязычного ирландского поэта Томаса Мура Those Evening Bells. Музыку песни, ставшей народной, приписывают как Алябьеву, так и другим авторам.

русский композитор, пианист и дирижер 15 августа 1787 235 лет назад  —  6 марта 1851 171 год назад

Александр Александрович Алябьев

Талантливый композитор, дирижер и пианист Александр Алябьев не только считается родоначальником русского романса. Он основал музыкальную пушкиниану, русскую камерную инструментальную музыку, став предвестником множества достижений отечественной композиторской школы. В числе наиболее знаменитых произведений Алябьева, которые пользуются большой популярностью по сей день, «Соловей», «Вечерний звон» и «Зимняя дорога».

Александр Александрович Алябьев родился (4) 15 августа 1787 года в Тобольске, в семье губернатора, поэтому смог получить превосходное образование. С раннего детства будущий композитор брал уроки музыки. По данным ряда источников, игре на фортепиано его обучал знаменитый ирландский композитор и пианист-виртуоз Джон Филд. Александр посвятил ему свое первое музыкальное сочинение – фортепианный «Большой полонез».

В 1801 году в Петербурге Алябьев начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии, спустя два года он становится шихтмейстером 14 класса в Москве. В 1810 году Алябьев опубликовал свои первые музыкальные сочинения.

Будущий композитор принимал участие в Отечественной войне 1812 года, а также заграничных походах русской армии в 1813–1814 годах, включая взятие Дрездена, которое было организовано партизаном и известным поэтом того времени Денисом Давыдовым. Окончил войну Алябьев в чине ротмистра, имея два ордена св. Анны 3-й степени, орден св. Владимира 4-й степени и медаль в память войны 1812 года.

Продолжив военную службу в Петербурге, в 1815 году композитор создал гусарскую песню «Один еще денек». Спустя семь лет Алябьев вышел в отставку в чине подполковника, после чего проживал в Петербурге и Москве, где сдружился с литератором Михаилом Загоскиным и композитором Алексеем Верстовским.

В начале 1825 Александра Алябьева арестовали по подозрению в убийстве его партнера по игре в карты. Хоть и обвинение не было полностью доказано, композитора лишили всех прав и дворянского звания, приговорив к ссылке в Сибирь. Среди историков существует мнение о том, что в действительности столь суровый приговор был вынесен Алябьеву из-за близости к декабристским кругам. В частности, известно, что Николай I не раз отклонял ходатайства о смягчении участи композитора.

В 1828, отбыв трехлетнее заключение в крепости, Александр Алябьев отправляется в родной Тобольск, где создает симфонический оркестр казачьей музыки. Кроме того, композитор выступал в качестве пианиста и дирижера, руководил симфоническими и хоровыми концертами. В те годы Алябьевым были созданы романсы, опубликованные в сборнике «Северный певец» и произведения для оркестра.

В период 1832–1833 годов Алябьев жил на Кавказе, затем в Оренбурге, после чего уехал в Московскую губернию. Испытывая большой интерес к фольклору, композитор записывал башкирские, киргизские, татарские и туркменские песни, а также творчество кавказских народов. Совместно с историком Михаилом Максимовичем он составил и опубликовал сборник «Голоса украинских песен», изданный в 1834 году.

Только в 1843 году композитору, наконец, разрешили поселиться в Москве, где он, однако, находился под полицейским надзором.

Александр Александрович Алябьев скончался в Москве (22 февраля) 6 марта 1851 года. Похоронили композитора в Симоновом монастыре. В 1920–1930-е годы некрополь, где находилась усыпальница Алябьевых, был разрушен. В феврале 2009 года на символической могиле музыканта у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове прошла торжественная церемония открытия памятного креста.

ВконтактеОдноклассникиМой мирТолкование

Алябьев, Александр Александрович
Александр Алябьев
Имя при рождении:

Александр Александрович Алябьев

Род деятельности:

композитор, музыкант

Дата рождения:

4 (15) августа 1787(1787-08-15)

Место рождения:

Тобольск

Гражданство:

 Россия

Дата смерти:

22 февраля (6 марта) 1851(1851-03-06) (63 года)

Место смерти:

Москва

Алекса́ндр Алекса́ндрович Аля́бьев (15 августа 1787, Тобольск — 6 марта 1851, Москва) — русский композитор, пианист, дирижёр.

В XIX веке Алябьев пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений. Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романс «Соловей» (1826) на слова А. А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» (на текст Козлова).

Александр Александрович Алябьев родился 15 августа 1787 года в семействе дворян в Тобольске в семье вице-губернатора Александра Васильевича Алябьева (1746—1822).

В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии (1801) в Санкт-Петербурге, затем шихтмейстером 14 класса (1803) в Москве.

В 1810 году опубликовал первые музыкальные сочинения[1].

Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (3-й Украинский казачий полк – 1812, Иркутский и Ахтырский гусарский полк – 1813-1814 гг.). Участвовал во взятии Дрездена организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятие Парижа. Награжден двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й и медалью в память войны 1812 г. Окончил войну в чине ротмистра. Продолжил военную службу в Петербурге, где он сочинил, в 1815 году, одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один ещё денёк».

В 1823 году Алябьев, в чине подполковника, вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Петербурге. В это время сблизился с писателем Михаилом Загоскиным, композитором Алексеем Верстовским.

В начале 1825 Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.

В 1828, после 3-летнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), и ряд оркестровых произведений.

В 1832-33 Алябьев жил на Кавказе, в 1833-34 — в Оренбурге, затем в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал (совместно с украинским историком-фольклористом М. А. Максимовичем) сборник «Голоса украинских песен» (1832, издан 1834). Лишь в 1843 Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским[2].

Алябьев — автор музыки ко многим операм-водевилям: «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты» П. Н. Арапова, «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки» А. И. Писарева.

Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.

Был женат с 1840 года на Екатерине Александровне Римской-Корсаковой [3], с которой композитора связывала давняя симпатия. Своих детей у Алябьевых не было, но они заботились о Леониле Пассек (сестре Вадима Пассека, историка Симонова монастыря), ко­торую будущая жена композитора взяла на воспитание около 1831 го­да.

Известные сочинения

Алябьев А. (?) на портрете работы Тропинина

Возможно, самое известное произведение Алябьева (написанное, по разным источникам, в ожидании ссылки или уже в заточении) — романс «Соловей» (1826 г.) на слова А. А. Дельвига.

Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романсы на стихи Пушкина:”Зимняя дорога”, «Два ворона», «Вечерний звон» (на текст Козлова)и другие…

Сочинения:

  • оперы
    • Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр (Санкт-Петербург))
    • Буря (1830-е гг.)
    • Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена)
    • Волшебная ночь (1838-39, не окончена)
    • Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-43)
    • Аммалат-Бек (1842-47)
  • оперы-водевили
    • Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822, Большой театр, Петербург)
    • Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва)
    • Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824, Малый театр, Москва)
    • Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва)
    • Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825, Большой театр, Москва)
    • Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825, там же)
    • Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825, там же)
    • Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.
  • балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827)
  • пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825)
  • мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?)
  • кантаты
  • для орк., в том числе симфония e-moll (1850), увертюра, танцы
  • для дух. орк., в том числе увертюры
  • инстр. ансамбли
    • 3 струн. квартета (ь 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825)
    • 2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834)
    • фп. квинтет (1815?)
    • соната для скр. и фп. (1834)
    • квартет для 4 флейт
    • квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.
  • пьесы и циклы вариаций для разных инструментов
  • фп. пьесы, в том числе соната, танцы
  • хоры и хор. обработки собств. соч.
  • романсы для голоса с фп. (св. 150)
  • вок. ансамбли
  • обр. нар. песен, в том числе
    • Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961)
    • Азиатские песни (1833-35?)
    • и др.
  • музыка к драм. спектаклям — Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.

Примечания

  1. Энциклопедия «Кругосвет»
  2. Классическая музыка
  3. Екатерина Александровна Римская-Корсакова (1803-1854) — дочь Марии Ивановны Наумовой (1764-8.7.1832) и Александра Яковлевича Римского-Корсакова, дом которых на Страстной площади в Москве, помнивший Пушкина, Грибоедова, Дениса Давыдова, считался одним из прототипов дома Фамусова. В 1-м браке (с 1827 года) — за Андреем Павловичем Офросимовым (1788-30.7.1839), полковником, имевшим братьев Константина и Александра. 2-й брак – венчание 20.8.1840 в Троицкой ц. с. Рязанцы Троицкое Богородского уезда. Похоронена вместе с мужем в Симоновом монастыре. Имела по наследству от первого мужа имения в разных губерниях. Писалась в документах «14 класса чиновница из дворян Екатерина Александровна Алябьева, урожденная Римская–Корсакова». Богородские родословные / Алябьевы

См. также

  • Алябьев // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Литература

  • Тимофеев Г. Н. А. А. Алябьев: Очерк жизни и творчества. — М., 1912.
  • Штейнпресс Б. С. Страницы из жизни Алябьева. — М., 1956.
  • Штейнпресс Б. С. Алябьев в изгнании. — М., 1959.
  • Доброхотов Б. В. Александр Алябьев: Творческий путь. — М., 1966.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое “Алябьев, Александр Александрович” в других словарях:

  • Алябьев, Александр Александрович — Алябьев Александр Александрович АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (1787 1851), композитор. В музыке Алябьева интонации русского городского фольклора сочетаются с романтичной стилистикой. Одним из первых обратился к лирике А.С. Пушкина. Свыше 180… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Алябьев Александр Александрович — (1787 1851), рус. композитор; обогатил традиции рус. романса. Современник Л., А. близок ему пафосом романтич. исканий, свободолюбия. На стихи Л. создал лишь одно, хотя и значительное, произв. в жанре «восточной песни» «Черкесскую песню» («Много… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Алябьев Александр Александрович — Алябьев, Александр Александрович [4(15).8.1787, Тобольск, ‒ 22.2(6.3).1851, Москва], русский композитор. Участник Отечественной войны 1812. Был офицером до 1823. Автор водевилей и опер (в т. ч. «Лунная ночь, или Домовые», постановка 1823).… …   Большая советская энциклопедия

  • АЛЯБЬЕВ Александр Александрович — (1787 1851) российский композитор. Вокальное творчество в традициях русского городского фольклора нач. 19 в. Романсы ( Соловей и др.), в т. ч. на тексты социального звучания ( Нищая ). Одним из первых воплотил в музыке лирику А. С. Пушкина. Среди …   Большой Энциклопедический словарь

  • Алябьев Александр Александрович — Алябьев, Александр Александрович, русский композитор дилетант. Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года там же. Происходил из старинного дворянского рода. Отец А., сенатор, затем президент Берг Коллегии и главноуправляющий… …   Биографический словарь

  • Алябьев, Александр Александрович — род. в Москве, 30 го августа 1802 г., ум. там же в 1852 г. и похоронен в Симоновом монастыре. После хорошей домашней подготовки, Алябьев воспитывался в Московском университетском пансионе, а затем поступил в военную службу. Какие то неприятности… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Алябьев Александр Александрович — (1787 1851), российский композитор. Вокальное творчество в традициях русского городского фольклора начала XIX в. Романсы («Соловей» и др.), в том числе на тексты социального звучания («Нищая»). Одним из первых воплотил в музыке лирику… …   Энциклопедический словарь

  • АЛЯБЬЕВ Александр Александрович — Александр Александрович (4.08.1787, Тобольск 22.02. 1851, Москва), рус. композитор. Участвовал в Отечественной войне 1812 г. В нач. 1825 г. в Москве А. был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность… …   Православная энциклопедия

  • Алябьев Александр Александрович — (1787, Тобольск — 1851, Москва), композитор. Один из виднейших русских музыкантов первой половины XIX в., автор сценических, инструментальных, вокальных произведений. Родился в семье тобольского губернатора, в 1804 переведённого по службе в… …   Москва (энциклопедия)

  • АЛЯБЬЕВ Александр Александрович — ( 15 VIII 1787, Тобольск 6 III 1851, Москва) Все родное к сердцу ближе. Сердце чувствует живей, Ну пропой же, ну начни же: Соловей мой, соловей!.. В. Домонтович Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества… …   Музыкальный словарь

Alexander Alyabyev

Дата рождения 15.08.1787 Дата смерти 06.03.1851 Профессия композитор Страна Россия

Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества людских сердец, бившихся в тон алябьевским мелодиям… В нем уживались пестрота наблюдений ума, едва ли не «фельетониста от музыки», с вниканием в запросы сердца своих современников… Б. Асафьев

image

Бывают композиторы, обретающие славу и бессмертие благодаря единственному произведению. Таков А. Алябьев — автор знаменитого романса «Соловей» на стихи А. Дельвига. Этот романс поют во всем мире, ему посвящают стихи и рассказы, он существует в концертных обработках М. Глинки, А. Дюбюка, Ф. Листа, А. Вьетана, а количество безымянных его переложений безгранично. Однако помимо «Соловья» Алябьев оставил большое наследие: 6 опер, балет, водевили, музыку к спектаклям, Симфонию, увертюры, сочинения для духового оркестра, многочисленные хоровые, камерные инструментальные произведения, более 180 романсов, обработки народных песен. Многие из этих сочинений исполнялись при жизни композитора, пользовались успехом, хотя издано было немногое — романсы, несколько фортепианных пьес, мелодрама «Кавказский пленник» по А. Пушкину.

Судьба Алябьева драматична. Долгие годы он был оторван от музыкальной жизни столичных городов, жил и умер под гнетом тяжкого, несправедливого обвинения в убийстве, которое сломало его жизнь на пороге сорокалетия, разделив биографию на два контрастных периода. Первый складывался удачно. Детские годы прошли в Тобольске, губернатором которого был отец Алябьева, человек просвещенный, либеральный, большой любитель музыки. В 1796 г. семья переехала в Петербург, где Александр в 14 лет был зачислен на службу по горному ведомству. Одновременно начались серьезные занятия музыкой у И. Миллера — «знаменитого контрапунктиста» (М. Глинка), у которого обучались композиции многие русские и иностранные музыканты. С 1804 г. Алябьев живет в Москве, и здесь в 1810-х гг. были изданы его первые сочинения — романсы, фортепианные пьесы, написан Первый струнный квартет (впервые издан в 1952 г.). Эти сочинения являются едва ли не самыми ранними образцами русской камерной инструментальной и вокальной музыки. В романтической душе молодого композитора особый отклик находила тогда сентиментальная поэзия В. Жуковского, позже уступившая место стихам Пушкина, Дельвига, поэтов-декабристов, а в конце жизни — Н. Огарева.

Отечественная война 1812 г. отодвинула музыкальные интересы на второй план. Алябьев пошел добровольцем в армию, сражался вместе с легендарным Денисом Давыдовым, был ранен, награжден двумя орденами и медалью. Перед ним открывалась перспектива блестящей военной карьеры, но, не испытывая рвения к ней, Алябьев в 1823 г. вышел в отставку. Живя попеременно в Москве и Петербурге, он сблизился с артистическим миром обеих столиц. В доме драматурга А. Шаховского он встречался с Н. Всеволожским — организатором литературного общества Зеленая лампа; с И. Гнедичем, И. Крыловым, А. Бестужевым. В Москве на вечерах у А. Грибоедова музицировал с А. Верстовским, братьями Виельгорскими, В. Одоевским. Алябьев участвовал в концертах как пианист и певец (прелестный тенор), много сочинял и все больше завоевывал авторитет у музыкантов и любителей музыки. В 20-е гг. на сценах московских и петербургских театров появляются водевили М. Загоскина, П. Арапова, А. Писарева с музыкой Алябьева, а в 1823 г. в Петербурге и Москве с большим успехом состоялась постановка его первой оперы «Лунная ночь, или Домовые» (либр. П. Муханова и П. Арапова). …Оперы Алябьева ничем не хуже французских комических опер, — писал Одоевский в одной из своих статей.

24 февраля 1825 г. случилась беда: во время карточной игры в доме Алябьева произошла крупная ссора, один из ее участников вскоре скоропостижно скончался. Странным образом в этой смерти обвинили Алябьева и после трехлетнего судебного разбирательства сослали в Сибирь. Начались многолетние скитания: Тобольск, Кавказ, Оренбург, Коломна…

«…Не так живи, как хочется, а как бог велит; никто столько не испытал, как, я, грешный…» Только сестра Екатерина, добровольно последовавшая за братом в ссылку, да любимая музыка спасали от отчаяния. В ссылке Алябьев организовал хор, выступал в концертах. Переезжая с одного места на другое, он записывал песни народов России — кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские, использовал их напевы и интонации в своих романсах. Совместно с украинским историком и фольклористам М. Максимовичем Алябьев составил сборник «Голоса украинских песен» (1834) и постоянно сочинял. Он писал музыку даже в тюрьме: находясь под следствием, создал один из лучших своих квартетов — Третий, с вариациями на тему «Соловья» в медленной части, а также балет «Волшебный барабан», долгие годы не сходивший со сцен русских театров.

С годами в творчестве Алябьева все явственнее проступали автобиографические черты. Мотивы страдания и сострадания, одиночество, тоска по родине, стремление к свободе — вот характерный круг образов периода изгнанничества (романсы «Иртыш» на ст. И. Веттера — 1828, «Вечерний звон», на ст. И. Козлова (из Т. Мура) — 1828, «Зимняя дорога» на ст. Пушкина — 1831). Сильное душевное смятение вызвала нечаянная встреча с бывшей возлюбленной Е. Офросимовой (в девичестве Римской-Корсаковой). Ее образ вдохновил композитора на создание одного из лучших лирических романсов «Я вас любил» на ст. Пушкина. В 1840 г., овдовев, Офросимова стала женой Алябьева. В 40-х гг. Алябьев сблизился с Н. Огаревым. В романсах, созданных на его стихи — «Кабак», «Изба», «Деревенский сторож», — впервые зазвучала тема социального неравенства, предвосхищая искания А. Даргомыжского и М. Мусоргского. Бунтарские настроения характерны и для сюжетов трех последних опер Алябьева: «Буря» по В. Шекспиру, «Аммалат-бек» по повести А. Бестужева-Марлинского, «Эдвин и Оскар» по древним кельтским сказаниям. Так что хотя, по словам И. Аксакова, «лета, болезни и несчастья остепенили его», мятежный дух эпохи декабристов до конца дней не угасал в произведениях композитора.

О. Аверьянова

реклама

вам может быть интересно

Хильда Конечны Певцы Джейн Иглен Певцы

Публикации

Мировая премьера оперы Алябьева «Буря» 05.12.2014 в 20:36

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий