Актер Олег Даль – биография, личная жизнь, википедия, причина смерти, дочь Ираида Ивановна

Биография

Олег Даль — советский актер и поэт, тонкая душевная организация которого способствовала воплощению на экране самых тонких, едва уловимых граней характерных героев и мешала строить отношения с реальными людьми.

Детство и юность

Олег Иванович Даль родился перед самым началом войны, 25 мая 1941 года, в подмосковном городке Люблино, который сегодня входит в территорию столицы. Кроме самого Олега в семье железнодорожного инженера Ивана Зиновьевича и учительницы Павлы Петровны, русской по национальности, воспитывалась сестра Ираида.

В школьные годы мальчик начал заниматься баскетболом, но очень скоро оставил эти занятия из-за обнаружившихся проблем с сердцем. После этого его увлечениями стали поэзия, литература и живопись. Как и любой мальчишка, выросший в военные годы, он мечтал о героической профессии летчика или моряка. Но детским мечтам не суждено было сбыться из-за упомянутых проблем со здоровьем.

После прочтения произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Даль загорелся идеей стать актером, чтобы когда-нибудь сыграть Печорина. И спустя 15 лет его мечта сбудется.

В 1959 году после окончания средней школы Олег Даль принял решение поступить в театральное училище. Родители выступили резко против этого. Первым их доводом была нестабильность актерской профессии и, соответственно, зарплаты, а вторым — то, что Олег с детства картавил.

И тем не менее он пошел сдавать вступительный экзамен, подготовив монолог Ноздрева из гоголевских «Мертвых душ» и отрывок из «Мцыри» любимого Лермонтова. Даля ждал успех. Талантливый юноша был зачислен на курс Н. Анненкова Щепкинского театрального училища. Его однокурсниками стали Виталий Соломин и Михаил Кононов.

Фильмы

В журнале «Юность» была напечатана повесть «Звездный билет», написанная Василием Аксеновым, которую в 1961 году решил экранизировать режиссер Александр Зархи.

После отбора среди студентов театральных училищ были рассмотрены несколько десятков человек, начались пробы, по итогам которых на роль Алика Крамера в фильме взяли Олега Ивановича. Летом 1961 года начались натурные съемки в Таллине. А через год на телеэкранах появился первый в биографии Даля фильм «Мой младший брат».

После выхода картины на артиста обратили свое внимание сразу два именитых режиссера — Леонид Агранович и Сергей Бондарчук. Агранович даже доверил молодому актеру главную роль в детективе под названием «Человек, который сомневается».

В 1963 году, когда этот фильм вышел на экраны, Даль как раз закончил обучение в театральном училище. На его дипломном спектакле присутствовала актриса театра «Современник» А. Покровская, которая была настолько впечатлена работой Даля, что пригласила его на работу к себе в театр. Пройдя двухэтапный конкурс, молодой актер был зачислен в труппу. Но это не принесло большого прорыва. На протяжении нескольких лет Олег Даль исполнял в «Современнике» исключительно роли второго плана.

Следующей телевизионной работой Даля стал фильм «Первый троллейбус», снятый на Одесской киностудии. Картина вышла на экраны в 1964 году и была весьма тепло принята публикой за счет легкого и жизнерадостного сюжета. Декорациями ленте послужили улицы Одессы и Москвы и настоящий троллейбусный парк с реальными сотрудниками.

В течение последующих пары лет у Олега были всего две незначительные работы в кино — фильмы «Строится мост» и «От семи до двенадцати». В 1966 его заметил режиссер «Ленфильма» Владимир Мотыль. Даль, рекомендованный Мотылю его коллегами, сразу попал в представляемый режиссером образ главного героя фильма «Женя, Женечка и “катюша”».

Картина была принята общественными руководителями отрицательно и была растиражирована очень малым количеством копий. Это не помешало ей получить огромный успех у зрителей. Молодые же актеры на съемках повеселились. Хулиганские выходки Даля и Михаил Кокшенова, которые не могли сдержаться от шуток, гуляя по городу в военной форме, закончились для Олега Ивановича 15 сутками.

Тем не менее все эти проблемы никак не отразились на растущей популярности артиста. Его следующей работой стал фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика», в которой он исполнил роль летчика по имени Евгений Соболевский. Эта картина принесла актеру всероссийскую известность. Таким образом, конец шестидесятых годов стал пиковым в карьере Даля как в кинематографе, так и в театре.

В «Современнике», куда он вернулся после длительного перерыва, ему доверили первую значительную роль — Васьки Пепла в пьесе «На дне».

Олег Даль — «Купидон»

В 1968—1969 годах Даль попал в поле зрения таких известных кинорежиссеров, как Надежда Кошеверова и Григорий Козинцев.

С первой он сотрудничал в фильме «Старая, старая сказка» по мотивам произведений Ганса Христиана Андерсена «Огниво», «Дорожный товарищ», «Свинопас» и «Ганс Чурбан». Козинцев ввел Даля в своего «Короля Лира» на роль шута, которая впоследствии стала одной из самых ярких в фильмографии актера. Эта лента, которая вышла на экраны в 1971 году, завоевала ряд международных премий на фестивалях в Чикаго, Милане и Тегеране.

Интересным проектом стало участие исполнителя в первой экранизации пьесы-сказки Евгения Шварца «Тень», где Далю достались сразу две роли: ученого Христиана-Теодора и его тени —Теодора-Христиана.

Олег Даль — «Эх, дороги»

В скором времени актер переехал в Ленинград и вступил в труппу Ленинградского драмтеатра. В начале семидесятых в его копилку добавились еще несколько интересных киноролей.

В 1972 году актер приступил к работе над фильмом «Земля Санникова», в которой вскоре разочаровывается. По его мнению, из качественного материала сделали дешевое зрелище. После этой картины Даль более тщательно подходил к выбору ролей.

В 1973 году сбылась детская мечта — он воплотил на экране образ Печорина в картине «По страницам журнала Печорина».

Ближе к концу семидесятых Олег Иванович сбавил темп в кинематографе. Одной из последних работ в творчестве актера стал фильм «Отпуск в сентябре», который вышел в 1979 году. В то же время велись съемки экранизации повестей Роберта Стивенсона «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы», где Даль блестяще справился с главной ролью принца Флоризеля. Картина появилась на экранах в 1981-м, в год, когда блистательного актера не стало.

Песни

Олег Иванович был многогранным артистом. Яркой стороной его натуры был певческий талант, который служил прекрасным украшением многих кинолент, где он снимался.

Несколько песен в его исполнении прозвучали в музыкальной картине «Старая, старая сказка». В полном неразберихи проекте «Земля Санникова» Даль спел «Есть только миг», но в фильм вошла версия, перезаписанная Олегом Анофриевым.

Олег Даль — «Есть только миг»

А вот песня «Купидон», прозвучавшая в комедии Леонида Гайдая «Не может быть!», ассоциируется только с голосом Олега Даля.

Трогательная композиция «Где он, этот день?» на стихи Роберта Рождественского и музыку Богдана Троцюка была исполнена актером в героическом фильме «Вариант „Омега“», основанном на реальной операции времен Второй мировой войны. Даль сыграл в нем разведчика Скорина.

К теме войны актер подходил особенно душевно. Он участвовал в передаче «Антология советской песни», вышедшей к 30-летию Победы в Великой Отечественной Войне, где спел «Эх, дороги».

Личная жизнь

Многие были влюблены в известного актера, но найти свою вторую половинку Далю не удавалось достаточно долго. Актер женился на актрисе Нине Дорошиной, затем он пытался устроить личную жизнь в браке с Татьяной Лавровой. Однако из-за тяжелого характера Олега Ивановича оба союза распались.

И вот на съемках «Короля Лира» Даль повстречал ту, которая наконец смогла его приручить. Судьбоносное знакомство состоялось 19 августа 1969 года.

Избранницей актера стала Лиза Эйхенбаум, которая была задействована в работе над картиной в качестве монтажера. Вскоре влюбленные поженились. Им удалось сохранить то чувство ранней влюбленности, которое придает особый шарм отношениям на протяжении долгих лет.

Олег Иванович очень гордился своей женой, а Елизавета всегда заботилась о муже. Она единственная сумела подобрать ключик к такому талантливому, но такому сложному человеку. В последние годы жизни актера Елизавета окружила супруга еще большей заботой.

Детей у актера не родилось ни в одном браке.

Смерть

У актера начались проблемы с алкоголем, которые он никак не решал. Кроме того, сказывались на здоровье актера и проблемы с сердцем, и участившиеся конфликты с режиссерами.

Олег Даль ушел из жизни в возрасте 39 лет во время командировки в Киеве. Его не стало 3 марта 1981 года в гостиничном номере. Причиной смерти назван сердечный приступ, который мог быть спровоцирован употреблением алкоголя, что отрицала вдова исполнителя. К тому же сам Олег Иванович за некоторое время до кончины говорил о том, что предчувствует смерть.

Артист был похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы. На могиле Даля поставили строгий памятник, на котором расположилось портретное фото любимца публики.

Фильмография

  • 1962 — «Мой младший брат»
  • 1963 — «Человек, который сомневается»
  • 1967 — «Женя, Женечка и “катюша”»
  • 1967 — «Хроника пикирующего бомбардировщика»
  • 1970 — «Король Лир»
  • 1973 — «Земля Санникова»
  • 1975 — «Не может быть!»
  • 1975 — «Вариант “Омега”»
  • 1977 — «Золотая мина»
  • 1980 — «Незваный друг»

Интересные факты

  • Настоящей фамилией отца актера была Жерко. Псевдонимом Даль он подписывал статьи, которые публиковались в газете «Гудок». Когда началась общая паспортизация населения страны, Иван Зиновьевич вписал в документ более звучную из двух фамилий.
  • Олег Иванович был ведущим первых игр КВН.
  • Артист близко дружил с Владимиром Высоцким. Кода тот умер, Даль сказал, что будет следующим, и, что поразительно, через год его пророчество сбылось.

image > Жены звезд >

Олег Иванович Даль – советский артист театра и кино. Герои, которых он воплощал на сцене, получались своеобразными. Актер требовательно относился к выбору ролей. Режиссеры наперебой предлагали ему работу в своих проектах, но он чаще отказывался от съемок, чем соглашался.

Биография Олега Даля

Отец артиста – Иван Зиновьевич, трудился в Люблине на железной дороге инженером. Мама – Павла Петровна, преподавала в школе. У Олега была старшая сестра Ираида.

В школьные годы артист увлекался спортом, особенно, ему нравился баскетбол. Из-за проблем с сердцем, которые дали о себе знать в старших классах, Олегу запретили посещать спортивные секции. Юноша не сильно расстроился, он увлекся литературой и поэзией. Любимым произведением Даля стал роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». После его прочтения он решил непременно стать актером, чтобы воплотить полюбившийся образ Печорина на театральной сцене.

image

Окончив школу, Олег объявил родителям о намерении стать артистом

И мать, и отец резко высказались против затеи сына стать актером. Мало того, что профессия не дает стабильного заработка, они напомнили юноше, что он с детских лет картавит.

Вопреки воле родителей Даль подал документы в Щепкинское училище. Он с честью выдержал испытания, был зачислен на курс Н.А. Анненкова. Сокурсниками Олега Ивановича стали Виталий Соломин, Виктор Павлов, Михаил Кононов.

Годы жизни Олега Даля

Актер появился на свет 25 мая 1941 г. в Люблине (Московская обл.). Сердце артиста перестало биться 3 марта 1981 г.

Даль умер в возрасте 39 лет

Настоящая фамилия Олега Даля

Отец Олега носил фамилию Жерко, был родом из Воронежской губернии. В молодости он переехал в столицу, начал писать небольшие рассказы в газету «Гудок». Свои заметки он подписывал псевдонимом Даль. Во время паспортизации Иван Зиновьевич решил узаконить более звучный никнейм, поэтому в документы был вписан, как Даль, его брат взял себе псевдоним Дальский.

Национальность Олега Даля

Мать артиста была русской. О национальности отца информации нет. Исходя из настоящей фамилии, специалисты предполагают, что по отцовской линии у Олега в роду были либо украинцы, либо поляки. В любом случае у актера славянские корни.

Рост и вес Олега Даля

Известен только рост актера – 185 см

Мужчина был стройным и подтянутым. Лишнего веса у него не было.

Семья и дети Олега Даля

Артисту не сразу удалось построить крепкую семью. Он притягивал женщин как магнит, в него влюблялись все – от ассистенток режиссеров до знаменитых актрис. В поисках счастья он женился трижды. Ни в одном из браков детей у Даля не было.

Бывшая жена Олега Даля – Нина Дорошина

С Ниной, которую большинство телезрителей знают как Надюху из мелодрамы «Любовь и голуби», Олег познакомился в 1963 г., когда пришел на работу в театр «Современник». На тот момент у нее был роман с руководителем театра Олегом Ефремовым.

Дорошина была старше Даля на семь лет

Узнав о его очередном увлечении, актриса решила назло любовнику выйти замуж. Дорошина ответила на ухаживания молодого воздыхателя, они подали заявление в ЗАГС. Отпраздновать торжественное событие молодожены пригласили всю труппу театра. На свадьбу пришел и Ефремов. Он фамильярно обращался с невестой, усадил к себе на колени, во всеуслышание объявил, что Нина любит только его. Даль по глазам новоиспеченной супруги понял, что это правда. Он сам стал инициатором развода.

Бывшая жена Татьяна Лаврова

С Татьяной Лавровой Олег прожил шесть месяцев. Актриса любила и жалела мужа. Современники артистов отмечали, что они были абсолютно разными. Но в какой-то момент Даль и Лаврова решили, что должны быть вместе.

После свадьбы Олег продолжил пить, пристрастил к этому занятию свою жену. Татьяна взяла себя в руки, решила завязать.

Чтобы не спиться, покончить с прошлой жизнью, Лаврова подала на развод

Жена Олега Даля – Елизавета Апраксина

После двух неудачных браков актер больше не собирался жениться. Но на съемках драмы по одноименной трагедии В. Шекспира «Король Лир» артист встретил свою третью супругу.

Елизавета Апраксина приходилась внучкой Борису Эйхенбауму, знаменитому литературоведу и педагогу. У каждого из них за плечами был неудачный опыт отношений. Лиза, работавшая монтажером, вывела для себя правило никогда не влюбляться на съемочной площадке. Но Апраксина не смогла устоять перед обаянием Даля. Олег, в свою очередь, тоже забыл о данном себе обещании больше не жениться.

В ноябре 1970 г. Апраксина и Даль поженились. Они старались не расставаться надолго. Если уезжали в экспедиции, уже на следующий день писали друг другу письма, в которых признавались в своих чувствах.

Ради жены Олег вшил ампулу, которая защищала его от запоев

Фильмография и главные роли Олега Даля

Кинематографическая биография Олега Даля стартовала в 1961 г. со съемок в молодежном фильме «Мой младший брат». Режиссер Александр Зархи в поисках актера на роль Алика Крамера обошел все театральные вузы столицы. Удача улыбнулась Далю. После выхода картины на него обратили внимание знаменитые режиссеры, стали предлагать ему роли в своих проектах.

В 1963 г. актер получил свою первую главную роль. Он сыграл Бориса Дуленко в детективной драме «Человек, который сомневается». Несколько лет после получения диплома Даль трудился в труппе театра Современник. Но там ему доставались лишь второстепенные роли. Поэтому артист ушел из театра, сделав выбор в пользу кинематографа.

Следующую главную роль Даль получил у Владимира Мотыля в военном фильме «Женя, Женечка и «Катюша»». Картина имела успех у зрителя. Во время съемок ленты не обошлось без курьезов. Разгуливая вместе с Михаилом Кокшеновым по городу в военной форме, артист попал в милицию на 15 суток.

Популярность артисту принес военный фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика»

В конце 60-х Даль вернулся в Современник. Ему сразу же доверили главную роль в постановке «На дне». В 1968 г. Олег снялся в детской комедии «Старая, старая сказка». Картина, в основу которой положены сказки Ганса Христиана Андерсена, на фестивалях в Тегеране, Милане и Чикаго завоевала ряд премий.

Съемки в приключенческой драме «Земля Санникова», где Олег исполнил роль Евгения Крестовского, разочаровали артиста. В дальнейшем он тщательно отбирал проекты, которые готов был украсить своей игрой.

Исполнить детскую мечту и перевоплотиться в Печорина артисту посчастливилось в 1975 г. В этом же году он блистал в комедии Леонида Гайдая «Не может быть!».

Главная роль досталась актеру и в мелодраме «В четверг и больше никогда». Олег Иванович сыграл роль врача Сергея, который перед свадьбой отправляется на малую родину проведать мать. Там молодого специалиста с нетерпением ждет не только она, но и Варя, носящая под сердцем его малыша. Сергей предлагает девушке прервать беременность, так как связывать свою жизнь с ней не собирается. На фоне этих переживаний мать главного героя умирает.

В 1977 г. фильмография Даля пополнилась картинами:

  • «Золотая мина»;
  • «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»;
  • «Личное счастье».

Зрители и критики тепло встретили комедию «Приключения принца Флоризеля», где Олег блестяще сыграл главную роль принца.

Премьерные показы героической киноповести «Мы смерти смотрели в лицо» и драмы «Незваный друг» состоялись уже после смерти актера. В них Даль воплотил образы ведущих персонажей.

В 1980-1981 гг. Олег Иванович преподавал во ВГИКе

Причина смерти Олега Даля

Как ни старался, актеру не удалось побороть свою тягу к алкоголю. Жена Даля – Елизавета Апраксина говорила, что у него обострились проблемы с сердцем. Кроме того, артист часто ссорился с режиссерами, отказывался сниматься в фильма, играть в спектаклях, которые, по его мнению, были далеки от искусства.

Есть версия, что актер скончался от чрезмерного употребления спиртного, которое ему было противопоказано. Вдова Даля эту информацию отрицала. Она настаивала, что артист скоропостижно умер от остановки сердца.

Где похоронен Олег Даль

Олег Даль скончался 3 марта 1981 года в киевской гостинице. На Украину он приехал на пробы на главную роль в ленте Николая Рашеева «Яблоко на ладони». Похоронили актера 7 марта в Москве на Ваганьковском кладбище (участок №12).

Фото Олега Даля в молодости

Олег был симпатичным молодым человеком, поэтому у него было много поклонниц

Из-за конфликтного характера артиста он не был удостоен ни единого звания.

Заключение

Жизнь талантливого актера оборвалась в возрасте 39 лет. Олег Иванович предчувствовал свою смерть. На похоронах Высоцкого Даль сказал, что будет следующим, его пророчество сбылось. За свою короткую творческую карьеру он снялся в 59 картинах, в каждой второй предстал перед зрителями в главной роли.

Об авторе: Дорохова Елена

Специализация: шоу-бизнес

Информация об авторе

Полное имя: Олег Иванович Даль Дата рождения: 25 мая 1941 (Близнецы), Москва Дата смерти: 3 марта 1981, Киев (39 лет) Национальность: Русский Образование: Театральное училище имени М. С. Щепкина Деятельность: Актер театра и кино Рост: 185 см Семейное положение: Был женат (Нина Дорошина, Елизавета Даль, Татьяна Лаврова)

Олег Даль — биография

Олег Даль – знаменитый актер кино и театра, который никогда не вписывался в рамки обыденности. Окружающие страдали от его колкости и прямолинейности, а он – от несправедливости и пошлости этого мира, о котором известно немного, но его роли многогранны, глубоки и интересны. Вокруг жизни Олега Ивановича ходило много противоречивых фактов, поэтому вся его биография всегда интересовала его поклонников и любителей его великолепного творчества. Известность и популярность к Олегу Далю пришла после съемок фильма “Хроника пикирующего бомбардировщика. Фильмография актера насчитывает более 50 ролей разного жанра.

Детство

Олег Даль родился за месяц до начала войны 25 мая 1941 года в подмосковном городе Люблино в семье, которая не только была далека от театрального искусства, но и не приветствовала его. Отец, Иван Зиновьевич работал инженером на механическом заводе после окончания МИИТ. Мать, Прасковья Петровна была учительницей. В семье, кроме Олега Ивановича, воспитывалась еще и Ираида, сестра будущего киноактера. Семья Олега Даля интересна тем, что они являются потомками составителя известного толкового словаря Владимира Даля. Говорят, отец будущего актера в молодые годы баловался написанием рассказов, которые печатал в литературном журнале под псевдонимом Даль (настоящей его фамилией была Жерко). А когда в стране началась всеобщая паспортизация, взял себе новую фамилию – Даля. Олег жил в детские годы на улице Московский и от всех остальных дворовых ребят ничем не отличался, проводя большую часть своего времени на улице. Но когда он отправился в школу, то уже на первой медкомиссии неожиданно и для самого мальчика, и для его родителей врачи обнаружили сердечное заболевание. Это так сильно повлияло на взгляды подростка, что Даль стал заниматься живописью, а потом и литературной деятельностью. К этому прибавилось еще и то, что он прекрасно стал понимать, что у него есть дефекты речи – он картавил. После окончания десяти классов, сдав экзамены, Олег Даль отправляется подавать документы в театральное училище. Так, в 1959 году он становится студентом Щепкинского училища, хотя его родители и были против такого выбора профессии. Даль был зачислен на курс Николая Аннекова, известного и заслуженного актера. Студенту повезло, и его сокурсниками стали известные ныне киноактеры Виктор Павлов, Михаил Кононов и Виталий Соломин.

Театр, фильмы

Дебют в кинематографе Олега Даля начинается в 1962 году, когда он играл эпизодическую роль в киноленте «Мой младший брат». В этом фильме его заметил Сергей Бондарчук и пригласил сняться в его киноэпопее «Война и мир», где ему была предложена роль Николая Ростова». Но, к сожалению, пробы оказались неудачными. Но зато уже в другой киноленте Даль сыграл главную роль, и этот детектив выходит на экраны в 1963 году. Но известности Олег сразу не получает. Поэтому актер продолжает играть в театрах. В 1967 году Олег Даль был утвержден на главную роль в известном фильме «Женя, Женечка и «Катюша». Но только все это далось ему с большим трудом. Так, он до этого момента успел поменять уже три театра, где не складывались его отношения из – за вспыльчивости характера. Да, и на эту роль, которая Олегу принесла успех, получилось лишь снять пробы с третьего раза, так как первые две он сорвал, находясь в нетрезвом виде. В 1967 году состоялась премьера киноленты, но вот чиновники остались недовольны ею и не давали разрешения показывать ее массовому зрителю. Кинолента вышла на экран лишь только после многочисленных споров и конфликтов. Так, Олег Даль стал известным актером. Но самая большая популярность в творчестве Олега Даля появилась после того, как он снялся в киноленте «Хроника пикирующего бомбардировщика», где актер сыграл главную роль. Затем в 1968 году играет главные роли в нескольких сказках. Но все-таки одной из самых лучших и легендарных работ Даля стала роль Крестовского в киноленте «Земля Санникова», хотя самому актеру она и не нравилась. Снимаясь в кино, Олег Даль не бросал своей работы в театре, постоянно развиваясь. Уже в 1963 году его пригласили работать в театре «Современник», но когда актер согласился и перешел сюда работать, то на протяжении практически пяти лет ему совершенно не давали играть главные роли, и приходилось всегда быть лишь только на втором плане. Поэтому Даль решает попробовать себя в качестве режиссера. В 1969 году выходит его первый спектакль, где он сам играет и главную роль. После этого Олег Даль еще много раз меняет свое место работы. Так, он работал в Ленкоме, но при этом продолжал свою работу во МХАТе, работая в сотрудничестве с Олегом Ефремовым. Пытаясь найти себя в этой актерской профессии, Олег Даль решает поступить на курсы режиссеров, успешно поступает, но не доучился. Затем, разорвав свои отношения с театром «Современник», он переходит в театр на Малой Бронной. Но его кинематографические работы становятся все чаще и лучше, поэтому он легко завоевывает любовь зрителя. В 1980 году известный актер перешел в Малый театр.

Личная жизнь

Личная жизнь, как и творческая карьера Олега Даля складывалась непросто. Женат известный актер был три раза. Детей у актера не было ни с одной из его жён. Первой женой Даля стала актриса Нина Дорошина. Вторая жена – Татьяна Лаврова, с которой брак просуществовал только шесть месяцев. Самая счастливая полоса в биографии актера наступила после того, как Олег Даль женился в третий раз. Его избранница – Лиза Апраксина всегда ждала его домой, и терпела все его пьяные выходки. Поэтому этот брак просуществовал долго.

Смерть

Последняя роль оказалась самой сложной в актерской карьере Олега Даля, так как его долго не желали утверждать на роль. Из-за этих проблем здоровье популярного актера было подорвано. Но к тому же, это повлияло и на то, что актер стал много выпивать. 3 марта 1981 года из – за сердечного приступа талантливый актер скончался в Киеве, где в то время он находился в командировке. Актеру было 39 лет. Причиной смерти стал сердечный приступ, вследствии частого употребления алкоголя. Похоронен Олег Даль в Москве.

Читайте еще по этой теме:

Вас заинтересуют так же следующие новости

  • Владислав Галкин – “Спасибо, папа”…
  • Андрей Краско – биография, фото, личная жизнь, семья, жены актера
  • Олег Даль – история жизни
  • Ева Польна – биография, фото, личная жизнь знаменитой певицы
  • Анатолий Васильев – биография, фото, личная жизнь, жены актера
  • Полина Гагарина – на волнах любви!
  • Алла Пугачева и Кристина Орбакайте
  • Александр Кайдановский – Чужой среди своих

Биография Олега Даля

Детство актера Олега Даля

Олег Иванович Даль появился на свет в подмосковном городе Люблино в семье потомков легендарного русского филолога, составителя толкового словаря Владимира Даля. Отец будущего актера Иван Зиновьевич занимал важный пост в железнодорожных инженерных службах. Мать Павла Петровна работала учителем в школе. У Олега Даля была сестра Ираида. Олег Даль в молодостиРос Даль в городке Люблино, дворовое детство будущего актера проходило у дома №63 по улице Московской. Еще в школе у него было обнаружено заболевание сердца. Тогда же мальчик начал увлекаться живописью и литературным творчеством. После окончания десятилетки, в 1959-м, сильно картавивший с детства Олег Даль, вопреки родительской воле, принял решение стать студентом Щепкинского театрального училища.

Начало творческого пути Олега Даля

Творческий экзамен в «Щепку» Даль сдавал с программой, в которую выходил монолог Ноздрёва в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя и отрывкок из поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова. По результатам конкурса, юноша был зачислен актерский курс мастера Николая Анненкова, актера Малого театра, Народного артиста СССР, трижды лауреата Сталинской премии. Однокурсниками Олега были такие ставшие позднее известными артисты как Михаил Кононов и Виталий Соломин. В кино Даль дебютировал в 1962 году в роли Алика Крамера, в ленте «Мой младший брат», снятой по мотивам повести Аксёнова «Звёздный билет». После этого по приглашению Сергея Бондарчука молодой актер пробовался на роль Николая Ростова в киноэпопее «Война и мир», но пробы не прошёл. В 1963 году в прокате появился напряженный психологический детектив Аграновича «Человек, который смеется», в котором артист сыграл главную роль. Олег Даль. Между прошлым и будущим

Олег Даль и первая популярность

В 1967 году, поссорившийся со всеми театрами из-за своего вспыльчивого характера Олег Даль, с третьих проб (первые две он сорвал, находясь под воздействием алкоголя), был утвержден руководством «Ленфильма» на роль в трагикомической военной ленте режиссера Мотыля «Женя, Женечка и «катюша». В августе 1967 года состоялась премьера этого фильма. Правда, советские чиновники признал картину «вредной», и предоставили ей прокатную лицензию лишь в третьесортных кинотеатрах страны. Фильм появился на больших экранах только после того, как получил огромное количество позитивных рецензий от адмиралов и высшего командного состава Балтийского и Северного флотов. Окончательно укрепить популярность у зрителя, обеспечить себе регулярные приглашения сниматься у именитых режиссеров Олегу Далю удалось после участия в съемках фильма о жизни летчиков во время Великой Отечественной войны «Хроника пикирующего бомбардировщика». В этом фильме актер сыграл главную роль – стрелка-радиста Жени Соболевского. В 1968 Даль сыграл роль солдата в музыкальном фильме по мотивам сказок Г.Х.Андересена «Старая, старая сказка». В 1970 году на широкие экраны вышла двухсерийная экранизация «Короля Лира» Шекспира. В этом фильме Олег Иванович создал интереснейший образ Шута. Олег Даль сыграл роли в легендарных фильмах Одной из самых известных работ Даля стала роль Евгения Крестовского в «Земле Санникова» о которой, кстати, сам актер впоследствии отзывался негативно. Серию сказочных фильмов с участием актера продолжила постановка в 1972 году «Тени» Евгения Шварца, где артист выступил в роли Христиана-Теодора, ученого и его Тени.

Карьера Олега Даля в театре

Снимаясь в кино, Даль параллельно активно развивался в качестве театрального актера. С 1963 года начинающего артиста пригласили работать в театр «Современник». Правда, первые пять лет он исполнял там роли преимущественно второго плана. В 1968-м сыграл вора Васю Пепла в поставленной Галиной Волчек пьесе «На дне». Эта роль стала одной из самых заметных работ артиста на сцене «Современника». Первый режиссерский опыт Даля – постановка «Принцесса и дровосек» (1969), где он также сыграл в одной из главных ролей. Имея собственное представление о внутренней «творческой кухне», Олег Даль неоднократно сменил место работы и режиссера. В начале 70-х гг. он трудился в Ленкоме, одновременно репетируя во МХАТе у Олега Ефремова. В 1975, прекратив сотрудничество с театром «Современник», артист поступил на курсы режиссеров в мастерскую Хейфеца во ВГИКе. Правда, на них он так и не доучился – бросил. В конце 70-х Олег Даль входил в труппу театра на Малой Бронной. Олег Даль. Последние 24 часа За два года (1973-74) Даль, снялся в пяти кинолентах подряд, таких как «Звезда пленительного счастья» (реж. В.Мотыль), «Операция «Омега» (реж. А.-Я.Воязос) и других.

Последние работы Олега Даля

Одной из самых замечательных работ в последние годы жизни Олега Даля стала роль в фильме «Отпуск в сентябре» которая вышла на экраны только после смерти актера, в 1987 году. В ноябре 1980-го Даль стал работать в составе труппы Малого театра, где сыграл роль Алекса в спектакле «Берег». Последнюю роль актер сыграл в ленте «Незваный друг». Фильм вышел в 1980 году. Правда, утверждали Олега Ивановича на эту роль «со скрипом». Из-за конфликта оказалось подорвано здоровье артиста. В последние месяцы жизни актер сильно пил. Осознавая проблему – Олег Даль предпринимал попытки «завязать» с гибельной привычкой. Причиной смерти Олега Даля стал алкоголь Работа до изнеможения, частые конфликты с режиссерами и руководством киностудий, опала (Даль называл себя «инородным артистом»), невозможность выезжать за границу, чрезмерное употребление алкоголя, – все эти факторы привели к тому, что 3 марта 1981 года Олега Ивановича Даля не стало вследствие сердечного приступа. Актер умер в номере гостиницы в Киеве, где пребывал в творческой командировке. Могила артиста находится на Ваганьковском кладбище в Москве.

Лучшие фильмы

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Толкование

Даль, Олег Иванович
Олег Даль
image
Имя при рождении:

Олег Иванович Даль

Дата рождения:

25 мая 1941(1941-05-25)

Место рождения:

Москва, СССР

Дата смерти:

3 марта 1981(1981-03-03) (39 лет)

Место смерти:

Киев, СССР

Гражданство:

image СССР

Профессия:

актёр

Карьера:

1962—1981

IMDb:

ID 0197558

http://www.oleg-dal.ru/

Оле́г Ива́нович Даль (25 мая 1941, Москва, Российская СФСР, СССР — 3 марта 1981, Киев, Украинская ССР, СССР) — советский актёр театра и кино. Автор стихотворений и театральных постановок.

Биография

Семья и молодые годы

Олег Даль родился 25 мая 1941 года в городе Люблино Московской области. Отец — Иван Зиновьевич Даль — был крупным железнодорожным инженером, мать — Павла Петровна — учительницей[1]. В семье Далей была также дочь — Ираида. Существует версия о том, что Олег Даль является потомком Владимира Ивановича Даля[2].

Детство Даля прошло в городе Люблино, во дворе дома № 63 по ул. Московская, ныне улица Люблинская улица (в те годы Люблино ещё не было районом Москвы). Во время школьных тренировок по баскетболу начались проблемы с сердцем. Со школьных же лет началось его увлечение творчеством: живописью, литературой.

В 1959 году Олег окончил среднюю школу и решил поступать в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Родители были категорически против этого, кроме того, Даль с детства картавил.

На экзамене в училище Даль читал монолог Ноздрёва из «Мёртвых душ» и отрывок из «Мцыри» своего любимого поэта М. Ю. Лермонтова. По результатам вступительных экзаменов Олега зачислили на первый курс училища, которым руководил Николай Анненков. На курсе с ним учились Михаил Кононов, Виктор Павлов, Виталий Соломин.

Первые роли

Дебют Олега Даля в кино состоялся в 1962 году в фильме Александра Зархи «Мой младший брат» по повести «Звёздный билет» Василия Аксёнова[1]. Тогда же Сергей Фёдорович Бондарчук приглашает Олега попробоваться на роль младшего Ростова в «Войну и мир» (но пробы Даль не прошёл), и Леонид Агранович доверил ему главную роль в психологическом детективе «Человек, который сомневается» (фильм вышел на экраны в 1963 году).

Герои Олега Даля в ранний период его творчества — его ровесники, живущие с ним в одно время. Даль наделял создаваемые им образы своими личными чертами, своим обаянием с оттенком грусти[1].

В 1967 году Олег Даль снимается в картине Владимира Мотыля «Женя, Женечка и „катюша“». Премьера фильма, состоявшаяся 21 августа 1967 года, вызвала большой интерес у зрителей, но широкой известности так и не принесла, так как фильм по решению чиновников от культуры пошёл «вторым экраном». Однако тогда же фильм Наума Бирмана «Хроника пикирующего бомбардировщика», где Олег создал образ обаятельного и умного стрелка-радиста Жени Соболевского, вышел на широкий экран и об Олеге Дале узнала вся страна[1], его начинают приглашать сниматься ведущие режиссёры[3].

Он создаёт широкую гамму образов на экране: Солдат («Старая, старая сказка»), Евгений Крестовский («Земля Санникова»), Теодор Христиан и его Тень («Тень»). В 1969 году создает образ Шута в «Короле Лир» (режиссёр Козинцев). На съёмках этого фильма он познакомился со своей будущей женой[4] и в том же 1969 году женился на монтажёре Елизавете Алексеевне Апраксиной (1937—2003), внучке литературоведа Бориса Эйхенбаума.

Одновременно Олег Даль плодотворно работает в театре. В 1963 году молодой актёр получает приглашение в театр «Современник». Однако в течение примерно пяти лет он играл только роли второго плана. В 1968 году Даль играет Ваську Пепла в поставленной Галиной Волчек пьесе «На дне». Эта роль стала одной из самых ярких, сыгранных актёром в «Современнике». Образу вора Васьки Пепла Олег Даль даёт неожиданную трактовку — устремлённого к счастью и красоте человека.[1] В дальнейшем он с успехом играл в таких постановках театра «Современник» как: «Валентин и Валентина» Рощина, «Провинциальные анекдоты» Вампилова, «Из записок Лопатина» Симонова, «Принцесса и дровосек» Микаэлян и Волчек. С ним сотрудничают такие известные режиссёры, как Фокин, Райхельгауз, Волчек, Эфрос. Спектакль «Принцесса и дровосек» (1969) стал первым опытом Даля как режиссёра. В этом спектакле он исполнил также одну из главных ролей.

В 1971 году выходит на экраны фильм-сказка Надежды Кошеверовой «Тень», где Олег Даль сыграл сразу две роли: учёного Христиана-Теодора и его Тени. Учёный Христиан Теодор, воплощённый на экране Далем – добрый, милый неудачник в потертом бархатном костюмчике, вечный юноша, ждущий встречи со сказочно прекрасной любовью, с приключениями. Но вдруг приключение оборачивается раздвоением личности, и Тень-Даль мечется среди андерсеновских декораций с длинными ломающимися пальцами, с лицом-маской, с дикими животными повадками.

У Олега был свой взгляд на вещи и собственное понимание творческого процесса. Он постоянно менял творческие коллективы и режиссёров. В 1971—1972 годах он работал в труппе Ленинградского драматического театра имени Ленинского комсомола. В 1971 году его приглашал во МХАТ Олег Ефремов и даже начал репетиции. В 1975 году Даль разрывает с «Современником». Олег Даль поступает на режиссёрские курсы ВГИК (мастерская Хейфеца), но не заканчивает их. В 1977—1978 в труппе Московского театра на Малой Бронной.

1973—1974 годы стали весьма плодотворными — Даль снялся в пяти картинах: «Звезда пленительного счастья», «Горожане», «Не может быть!», «Военные сороковые» и «Вариант „Омега“».

В 1975 году Анатолий Эфрос даёт возможность осуществиться давней мечте Олега Даля, предлагая ему сняться в телеспектакле “По страницам журнала Печорина”. Ещё будучи школьником, прочитав “Героя нашего времени” М.Ю. Лермонтова, Даль решил стать актёром, чтобы когда-нибудь сыграть главного персонажа повести.

Встреча с А.В. Эфросом вновь вернула Олега Даля в лоно театра. Он пришёл в «Театр на Малой Бронной», где сыграл разные роли, в том числе Алексея Николаевича Беляева (“Месяц в деревне” И.С. Тургенева), который, словно ветер, врывался в неподвижность и томительность дома Ислаевых.

В 1977 году Олег Даль снимается у Анатолия Эфроса в фильме “В четверг и больше никогда” в роли Сергея. Последней их совместной работой стала картина “Острова в океане” (1978). «Он был душевно очень высокий человек. Очень жёсткий, а за этой жесткостью – чрезвычайная тонкость и хрупкость», – говорил об актёре А.В. Эфрос.

Последние годы

Фильм «Отпуск в сентябре» (по пьесе А. Вампилова «Утиная охота», 1979) стал большим этапом и одной из последних значительных работ в творчестве Даля. К сожалению, картину тогда посчитали упаднической и до широкого проката не допустили. Фильм вышел на телевизионные экраны только в июне 1987 года.

11 ноября 1980 Даль вошёл в труппу Малого театра, где ему удалось сыграть одну роль (31 декабря 1980) Алекса («Берег» Ю. Бондарева). Последней работой в кино стала роль Виктора Свиридова в фильме «Незваный друг» (1980).

В конце 1970-х после запрета фильма «Отпуск в сентябре» и постоянных отказов Олега известным режиссёрам он постепенно заработал репутацию опального актёра. До 1977 года актёр в течение 10 лет был «невыездным» и ему не разрешали покидать пределы СССР[5]. В 1980 году с большим трудом удалось утвердить Олега на роль в картине «Незваный друг». Перед пробами произошёл конфликт с руководством студии «Мосфильм», который Олег Даль пережил очень тяжело[6]. Знакомые и коллеги отзывались, что выглядел Олег в последние месяцы жизни очень плохо, был в состоянии нервного и физического истощения[7].

Актёр много пил и даже предпринял меры для того, чтобы превозмочь свою предрасположенность к алкоголю. По свидетельству вдовы Олега Ивановича, Елизаветы, у него было слабое здоровье и больное сердце[7]. Несмотря на это, работал он на износ и часто конфликтовал с режиссёрами, не желая сниматься в фильмах и работать в спектаклях, которые ему были не по душе[5].

В шутку называл себя «инородным» артистом, горько перефразируя звание «народный артист».

Олег Даль ушёл из жизни 3 марта 1981 года в гостиничном номере, во время творческой командировки в городе Киеве. Последним человеком, который видел Даля живым, был актёр Леонид Марков, с которым они вместе пробовались в одну картину. Они ужинали в ресторане гостиницы, после чего Даль попрощался и сказал: «Ну все, пойду к себе умирать». По распространённой версии, сердечный приступ был спровоцирован употреблением спиртного, которое было противопоказано больному, «зашитому» противоалкогольной капсулой[5]. Вдова актёра отрицает эту трактовку, считая что он просто скоропостижно скончался во сне «от остановки сердца»[8]. Похоронен актёр 7 марта 1981 года на Ваганьковском кладбище в Москве.

Очерк творчества

Герои Олега Даля узнаваемы и своеобразны. Актёру была свойственна необычайная широта творческого диапазона от детской сказки до трагедии. Интеллигентность и остроумие были свойственны ему с первого же появления на экране и сцене театра[9].

Актёр был чрезвычайно требователен к себе и разборчив при выборе роли. Режиссёры приглашали Олега наперебой, но он чаще отказывался, чем соглашался. Так, например, Олег Даль отклонил приглашение сниматься в фильме Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», у Гайдая в «Инкогнито из Петербурга». В списке отказов Олега Даля: Динара Асанова, Олег Ефремов, Александр Митта, Михаил Козаков[4]. Очень отрицательно актёр отзывался о своей работе в фильме «Земля Санникова», хотя картина пользовалась огромным зрительским успехом.

Даль позволял себе поступки, которые трудно понять, не зная причин, их вызвавших. Он мог внезапно уйти из театра и бросить постановку за несколько дней до премьеры. Так случилось во МХАТе с Ефремовым и с Эфросом в театре на Малой Бронной[10].

В то же время о роли Зилова в фильме «Отпуск в сентябре» Даль мечтал ещё с того времени, когда впервые прочитал пьесу Вампилова и считал её своей. Также трепетно он относился к образу Печорина в телевизионном спектакле «По страницам журнала Печорина» (постановка Эфроса).

По мнению Анатолия Эфроса, Даль был воплощением современного актёра. Эдвард Радзинский так отзывался о нём:

Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней — манией совершенства. Он знал, как это играть надо, но нельзя было на этом безумном темпераменте, на этой беспредельной боли и нерве, на этих слезах в горле провести всю роль — так можно было только умереть…[10]

Вениамин Каверин писал о творчестве Даля:

Даль никогда не исполнял никаких ролей. Он просто существовал в своем собственном, неповторимом образе. Но его личность, как у каждого талантливого человека, менялась в той мере, в какой перемены эти были необходимы для воплощения того или иного художественного образа, который ему был предложен[10].

Творчество

Роли в театре

  • Московский театр «Современник»

    Полезное

    Смотреть что такое “Даль, Олег Иванович” в других словарях:

    • Даль Олег Иванович — Олег Даль Имя при рождении: Олег Иванович Даль Дата рождения: 25 мая 1941(19410525) …   Википедия

    • Даль Олег Иванович — (1941 1981), актёр. В 1963 77 в московском театре «Современник», в 1977 78 в московском Театре на Малой Бронной. С 1980  в Малом театре. Роли: Васька Пепел («На дне» М. Горького), Беляев («Месяц в деревне» И. С. Тургенева), Борис («Вечно живые» В …   Энциклопедический словарь

    • ДАЛЬ Олег Иванович — (25 мая 1941, город Люблино, Московская область 03 марта 1981, Киев, похоронен в Москве), российский актер. Окончил Театральное училище им. М. Щепкина (1963). В 1963 1969, 1973 1976 актер театра «Современник», в 1971 1973 Ленинградского театра им …   Энциклопедия кино

    • Даль Олег Иванович — (1941, Москва — 1981, Киев), актёр. По окончании (1963) работал (с перерывами) в театре , в 1977—78 — в , с 1980 — в . Начав с ролей своих ровесников, молодых героев начала 1960 х гг., Даль взрослел вместе со своим поколением …   Москва (энциклопедия)

    • ДАЛЬ Олег Иванович — (25.5.1941—3.3.1981), советский актёр. По окончании Театрального училища им. Щепкина (1963) в московском театре «Современник», в 1977—78 в Московском театре на Малой Бронной. Первые роли в кино — герои, ищущие свой жизненный путь… …   Кино: Энциклопедический словарь

    • ДАЛЬ Олег Иванович — (1941 81) российский актер. В 1963 77 в московском театре Современник , в 1977 78 в московском театре на Малой Бронной. Снимался в фильмах: Женя, Женечка и катюша , Старая, старая сказка , Король Лир , Плохой хороший человек , В четверг и больше… …   Большой Энциклопедический словарь

    • Даль, Олег Иванович — Марина Неелова и Олег Даль в фильме Тень . ДАЛЬ Олег Иванович(1941 81), актер. В 1963 77 в Московском театре “Современник”, в 1977 78 в Московском театре на Малой Бронной. Романтическое начало, ироничность раскрылись в фильмах: “Женя, Женечка и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

    • Даль, Олег Иванович — Род. 1941, ум. 1981. Актер театра и кино, выпускник Театрального училища им. Щепкина (1963). Работал в театре “Современник” (1963 77), московском Театре на Малой Бронной (1977 78). В кино дебютировал ролью Алика (“Мой младший… …   Большая биографическая энциклопедия

    • Олег Иванович Даль — Олег Даль Имя при рождении: Олег Иванович Даль Дата рождения: 25 мая 1941(19410525) …   Википедия

    • Даль, Олег — Олег Даль Имя при рождении: Олег Иванович Даль Дата рождения: 25 мая 1941(19410525) …   Википедия

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий