Акмулла – певец света и добра (К 185-летию со дня рождения выдающегося поэта и просветителя)

Акмулла Мифтахетдин шигырзары – прославленный поэт-просветитель, мыслитель и философ башкирского народа, оставивший глубокий след не только в национальной литературе, но и в образовательно-культурной жизни соседних народов – казахов и татар. Кроме того, его творчество уважаемо и популярно среди других представителей тюркской национальности, например туркмен.

image

Какова биография этого выдающегося, талантливого человека? Чем примечательна его жизнь и литературное творчество? Давайте узнаем.

Малоизвестное детство

Биография Мифтахетдина Акмуллы берет свое начало в маленькой деревеньке Туксанбаево, расположенной на берегу реки Демы в Республике Башкортостан (ранее – Оренбургская губерния). Рождение поэта произошло в далеком 1831 году, в декабре месяце.

Происхождение родителей Акмуллы до сих пор неизвестно. Существует несколько версий его родословной. Согласно одной, родители поэта являлись башкирами-вотчинниками, отец даже служил имамом. Из других же источников следует, что родителем Мифтахетдина был казах. Существует еще одна версия рождения литератора, согласно которой его мать была родом из Казани.

Многие источники информации говорят о том, что поэт долгое время жил с родителями. К слову, у отца Акмуллы было две жены, и жила семья не отдельным домом, а сообща с другими братьями и их семьями. Жили кучно, бедно, убого.

Подробнее об этом и других неизвестных фактах из биографии Мифтахетдина Акмуллы (на башкирском языке) можно узнать, посетив музей, открытый в честь поэта на его малой родине.

Юность и молодость

Учился Акмулла Мифтахетдин (на башкирском языке его настоящее имя звучит как Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдин улы) хорошо, с ранних лет он испытывал тягу к наукам и знаниям, особенно к литературе, письму и истории. Начальное образование получил в родной деревне, затем учился в медресе – общепринятом учебном заведении у мусульман, выполняющем функцию среднеобразовательной школы и духовной семинарии.

image

В деревне Стерлибашево Акмулле Мифтахетдину посчастливилось обучаться у самого Шамсетдина Ярмухаметовича Заки – знаменитого башкирского поэта, придерживающегося суфизма (разновидность эзотерического течения в исламе) и проповедующего аскетизм и повышенную духовность.

Возможно, именно тогда, так близко соприкоснувшись с чужим поэтическим творчеством, Акмулла захотел самостоятельно писать стихотворения, чтобы передавать с их помощью свои эмоции и делиться с другими своими умозаключениями и взглядами.

В поисках истины

Дальнейшая судьба поэта Акмуллы Мифтахетдина также выглядит урывчатой и малоизведанной. Доподлинно известно, что мужчина много странствовал по южному Башкортостану, затем посетил Зауралье – западную часть Восточной Сибири. Посещал местные села и аулы Казахстана, вел кочевую жизнь, занимаясь просветительской деятельностью и продвигая гуманистические идеи. Об этом речь пойдет немного ниже.

Чем зарабатывал себе на жизнь Акмулла Мифтахетдин? Стихи поэта не приносили ему достаточного дохода. Путешествуя из селения в селение, он занимался ремеслами, например трудился в столярном деле, или же обучал детей чтению, письму и простым наукам. Рабочие инструменты, а также книги и некоторые свои рукописи мужчина всегда возил с собой в особых отделах своей телеги.

Странник-литератор

Однако самым главным занятием Акмуллы Мифтахетдина была поэтическая деятельность. Он очень любил народ, бедных и обездоленных людей, и старался облегчить им жизнь с помощью своего яркого, самобытного творчества. Главной темой лирики поэта была жизнь этих несчастных созданий. Он призывал их встать на борьбу с социальными предрассудками, с баями и помещиками, которые богатели на нуждах и несчастьях простонародья.

Свои сочинения Акмулла Мифтахетдин редко записывал на листах бумаги. Он считал свои произведения достоянием народа, поэтому хранил их глубоко в своей памяти. В историю литератор вошел как талантливый поэт-импровизатор. Он мог сочинять глубокие, трогательные стихотворения на ходу, красиво декламируя их перед собравшимся народом.

Проходя мимо различных селений и аулов, Акмулла не только декламировал свои лирические творения, но и состязался в мудрости и красноречии с известными народными сказителями (сэсэнами), которые под аккомпанемент думбыры исполняли речитативом башкирские песни, такмаки, баиты, кубары.

Недоброжелатели

Чем больше росла популярность молодого Мифтахетдина и увеличивалась армия почитателей и последователей, тем значительнее и знатнее становились его недруги и противники.

Среди самых основных особенно отличался казахский бай Батуч Исянгильдин, который написал донос на прославленного поэта-странника, якобы тот уклоняется от царской военной службы, выдавая себя за сына казаха. В действительности так оно и было. Акмулла не мог представить себя в строю или же ведущим оседлый, подчиненный образ жизни. Мятежник по натуре, он был бунтарем по духу, который хотел изменить жизнь людей к лучшему, добиться каких-либо реформ и исправлений.

Влиятельные чиновники, опасаясь влияния поэта и его творчества на простой народ, воспользовались лицемерным доносом и засадили поэта в тюрьму, где он провел долгих четыре года.

Жизнь в заключении была тяжелой и невыносимой. Гнетущими для Мифтахетдина были не только тюремные унижения и лишения, но и одиночество, обособленность, вынужденное затворничество. Как человек активный и целеустремленный, творческий и эмоциональный, Акмулла не мог смириться с бездействием и изолированностью, он находил отдушину в творчестве.

Именно в тюрьме мужчина очень много сочинял. Он писал о свободе и счастье, о борьбе с угнетателями и о счастливом будущем. Он описывал насмешки и издевательства тюремщиков, тяжелые невыносимые условия и свою любовь к независимости и к родному краю.

От продолжительного заключения поэта избавил его верный поклонник Габибул Зигангиров, который обратился к Александру II с письменным прошением за поэта и внес за него залог, равный двум тысячам рублей.

После освобождения

Обретя долгожданную свободу, Акмулла Мифтахетдин направился в родное селенье. Ему было сорок лет, он уже был дважды женат и хотел найти упокоение у себя на родине. Однако отец, этот отсталый и законсервированный человек, не смог понять свободолюбивого прогрессивного сына. После частых ссор и недопонимания отец и сын были вынуждены расстаться.

Акмулла отправился путешествовать и просвещать людей.

Он вновь и вновь прививал своим соотечественникам чувство собственного достоинства, осознание личной независимости и умения за себя постоять. Он насаждал в умах простых и забитых людей желание просвещения, желание знаний и расширения кругозора.

Как это отражалось в творчестве поэта?

“Башкиры, всем нам нужно просвещение!”

Данное стихотворение еще названо «Мои башкиры!». Несмотря на то что написано произведение на татарском, каждая его строчка дышит любовью и нежностью не только к родному народу, но и к родному языку, к родному краю.

Основная мысль стихотворения – это призыв к просвещению и к знаниям, которые пригодятся в жизни и работе простых людей. Стихотворение богато сравнениями и гиперболами, оно дышит страстью, уверенностью и добротой.

“Место мое – в зиндане”

Данное произведение наполнено гнетущей тоской, которую испытывал поэт, находясь в четырехлетнем заточении. Но, несмотря на то что он весь пожелтел и похудел (согласно словам автора), все же он направляет все мысли к своим угнетенным соотечественникам, о которых сильно переживает и заботится в своем вынужденном заточении.

Произведения об окружающем мире

Данные стихотворения (например, «Огонь» и «Вода»), ярко описывающие природные стихии, правдиво и по-философски честно показывают бренность бытия, кратковременность человеческой жизни и человеческих мечтаний. Каким бы богатым и знатным человек ни был, «все в мире подвержено огню». Вечны лишь знание и мудрость.

Чувственно нежным и психологически сложным звучит произведение Акмуллы Мифтахетдина «Осень» (перевод стихотворения на русский довольно распространен, но не передает и доли тех метущихся чувств и недосказанных эмоций).

Описывая мир природы, поэт рисует не картину покоя и умиротворения, а бурю ощущений и перемен, активное движение, многообразие красок, звуков, впечатлений.

Борьба с классовым неравенством

Это стало одной из главных целей творчества Акмуллы. В стихотворениях «Наш мир» и «Проклятьем и мольбою» поэт разоблачает богатых жестоких людей, чьи желания и чувства сосредоточены лишь на наживе и на порабощении себе подобных.

Мифтахетдин считал, что пока будет процветать классовое неравенство, жизнь в родной Башкирии не наладится, и бедные люди так и останутся гонимыми и несчастными.

Смерть поэта

Естественно, такие смелые и прогрессивные взгляды не могли остаться незамеченными богатыми людьми. Акмуллу Мифтахетдина тайно ненавидели многие баи и культовые деятели, так как он призывал народ не только подняться против зажиревших богачей, но и избавиться от религиозной отсталости, фанатизма и суеверности.

Согласно некоторым источникам, смерть поэта была заказной – его убили в ночь с двадцать шестого на двадцать седьмое октября 1895 года (по новому стилю) по приказу бая Исянгильдина. Тело было найдено в реке недалеко от железнодорожной станции на южном Урале.

Память о поэте-мыслителе

В честь великого башкирского литератора была названа улица в городе Альметьевске, а также Башкирский педагогический университет.

Памятник Мифтахетдину Акмулле был открыт восьмого октября 2008 года, в годовщину смерти великого башкирского поэта, в городе Уфе, напротив сквера, названного также в честь свободолюбивого философа.

На изваянии изображен уставший путник-просветитель в окружении двоих детей, внимательно слушающих его наставления.

Данная композиция ярко и точно описывает творческую деятельность башкирского мыслителя.

Толкование

Акмулла, Мифтахетдин
Мифтахетди́н Акмулла́
Мифтахетдин Аҡмулла
Дата рождения:

27 декабря 1831(1831-12-27)

Место рождения:

деревня Туксанбаево, Кульиль-Минская волость, 12-й Башкирский кантон, Белебеевский уезд, Оренбургская губерния, Российская империя

Дата смерти:

21 октября 1895(1895-10-21) (63 года)

Место смерти:

Сыростан, Уфимская губерния, Российская империя

Мифтахетди́н Акмулла́ (башк. Мифтахетдин Аҡмулла; настоящее имя — Мифтахетди́н Камалетд́инов (башк. Мифтахетдин Камалетдинов); 14 (27) декабря 1831 года Туксанба́ево Кульиль-Минской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии — 8 (21) октября 1895 года Сыростан) — башкирский поэт-просветитель, выдающийся поэт-философ, поэт-мыслитель.[1] Мифтахетдин Акмулла является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века, оказавшим воздействие на всю дальнейшую национальную литературу. Оказал большое влияние на развитие казахской и татарской литератур, а также его творчество были широко известны среди туркмен, каракалпаков и других тюркоязычных народов.[1]

Биография

М. Акмулла

Родился 14 (27) декабря 1831 года в башкирской деревне Туксанба́ево Белебеевского уезда (в настоящее время Миякинского района Республики Башкортостан).

Отец — Камалетдин Искужин (1805 г.р.), указной имам, мать — Бибиуммугульсум Салимьянова (1809 г.р.), оба башкиры племени Мин[2].

Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Впоследствии Акмулла жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными ремеслами (плотничал), прославился как талантливый поэт-импровизатор.

Он многое постиг путем самообразования. Все эти годы явились для него своеобразной школой жизни, школой становления беспокойного его характера. И, видно, Камалетдин не в состоянии был понять бунтарской природы Мифтахетдина, его устремлений. Тоскуя и не находя себе места, Мифтахетдин взял доброго отцовского коня и отправился куда глаза глядят.

После этого его часто видели на юге Башкирии… Оттуда его снова потянуло в просторы Зауралья. Мифтахетдин на своей знаменитой телеге, в специальных отсеках, которой хранились книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, скитается по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а также в степях Казахстана. Весной и летом, переезжая из аула в аул, с яйляу на яйляу, на сабантуях он состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, читал свои стихи перед народом.

Скитаясь среди башкир и казахов, учил детей, занимался различными ремеслами, принимал участие в айтышах сэсэнов и акынов.

Мифтахетдин Акмулла как никто другой понимал душу бедняка, его нужды и чаяния, его потребность в участии и сочувствии со стороны других. Его душа была исполнена болью и страданиями простых людей, и столь же жгучей ненавистью к миру богатеев, биев, тарханов, с которыми ему тоже приходилось постоянно сталкиваться. Один из них — казахский бай Батуч Исянгильдин — оклеветал его самым безжалостным образом и на четыре долгих года засадил в Троицкую тюрьму. Но и в застенках столь известного своими жестокостями заведения Акмулла сохранил крепость духа и создал множество широко известных произведений: «Место мое — в зиндане» («Мәҡамым минең — зиндан») и др.

Смерть Акмуллы была неожиданной и трагичной. В ночь на 14 (27) декабря 1895 года по дороге из Троицкa в Златоуст недалеко от Миасского завода вблизи железнодорожной станции Сыростан он был убит. Похоронен на мусульманском кладбище Миасса.

Творчество

Акмулла проповедовал просветительские идеи, рассматривал поэзию как средство непосредственного общения с народом. Поэтому язык его произведений более доступен, содержит сравнительно меньше арабизмов и фарсизмов, характерных для литературного языка того времени. Акмулла писал свои стихи большей частью в классической форме рубаи, но мастерски владел и другими поэтическими формами.

Творчество Мифтахетдина, пронизанное гуманистическими идеями своего времени, впитавшее в себя передовые и прогрессивные веяния общественной жизни России, снискало глубокую любовь и признание среди населения, оказало благотворное влияние на развитие литературы многих тюркоязычных народов. Поэтому его неслучайно прозвали Акмуллой (светлым, праведным учителем) за честность и правдивость. Поэт в своем творчестве проповедовал просветительские идеи, утверждал извечное стремление человека к свету, прогрессу.

Поэт, впервые после Салавата, обратился к своему народу со словами «Мои башкиры!». Обращаясь к народу, неустанно призывает его к знаниям и ремеслам: « Башкиры мои, ученье нужно, ученье нужно, Среди нас неучей много, образованных мало. Как боимся глупого медведя на Урале, так нужно бояться невежества, братья мои».[3] Взгляды, идеалы, философские представления Акмуллы родились в процессе борьбы против феодальной отсталости, религиозного фанатизма и проявлений средневековой схоластики, в борьбе против притеснения народа в Башкортостане и Казахстане.

Он всю жизнь стремился вникнуть в причины тяжелой жизни народа, но он ещё не может прийти к пониманию социально-экономических корней общественного неравенства. Единственный путь к прогрессу поэт видит в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества. Вообще в философских взглядах Акмуллы «центральное место занимает вопрос о месте знаний в жизни общества. Занимая позиции идеализма в понимании законов общественного развития, просветители считали, что социальное бесправие трудового народа можно устранить путем просвещения». В стихотворении Акмуллы «Назидания» проявились «необыкновенная проницательность поэта, его умение глубоко заглянуть в человеческую душу, его понимание законов жизни и бытия, божественных установлений на земле, которым должен следовать каждый человек».

Для Акмуллы знание и воспитанность, внутренняя чистота человека и в целом проблемы морального, нравственного порядка — наиболее важные в системе его взглядов на мир и на человека.

Творчество Акмуллы образовало целую поэтическую школу. Воздействие его творчества отмечали Тукай, Гафури, Бабич, Даут Юлтый и Сайфи Кудаш и др.

Дошедшее до нас творческое наследие Мифтахетдина Акмуллы не очень велико по объёму. В 1981 году в связи с юбилеем поэта Башкирским книжным издательством выпущен на башкирском языке однотомник произведений. В эту книгу, которая является наиболее полным по сравнению с предыдущими сборниками Акмуллы, вошло более трех тысяч строк. Однако, многие произведения поэта (сэсэна) или ещё не найдены, или, возможно, совсем утрачены. Этому есть свои объективные причины.

Акмулла большинство своих произведений хранил в памяти, ибо он, как правило, создавал их, прежде всего, для устного исполнения. В условиях нашего края той эпохи издание книги вряд ли было возможным для своенравного поэта-скитальца, большую часть своей жизни проведшего в странствиях по бескрайним степным просторам родного Урала, Казахстана, добывавшего себе средства на жизнь нелегким трудом учителя, мастера-плотника и столяра. Стихи поэта распространяются в устной рукописной форме по аулам и кочевьям. В 1892 году элегия «Памяти Шихабутдина Марджани» была издана отдельной книгой в Казани. Эта маленькая книга оказалась первым и последним прижизненным изданием произведений поэта.

Мифтахетдин Акмулла широко известен не только в Республике Башкортостан, в Российской Федерации, но и в странах СНГ. Везде, где прошёл жизненный путь Акмулла — все его считают своим земляком. Такое признание он заслужил за свое глубокое уважение ко всем народам, за его интернационализм, за его прогрессивные идеи, за его творчество.

Память

Памятник Мифтахетдину Акмулле в Уфе

  • На родине поэта — в д. Туксанбаево Миякинского района в 1981 создан Музей М. Акмуллы.
  • В 1980 году учреждена премия имени Акмуллы за произведения литературы и искусства. (Лауреаты премии: Р. Шакур (1989), А. Вильданов (1990), Р. Султангареева (1993), Р. Сахаутдинова (1994), Г. Шафиков (1995) и др.)
  • Имя поэта носит Башкирский государственный педагогический университет
  • 8 октября 2008 года в Уфе был открыт памятник Акмулле в сквере имени Акмуллы на площадке перед педагогическим университетом на улице Октябрьской революции.[4]
  • В честь поэта названа муниципальная газета Миякинского района — «Аҡмулла төйәге» (башк. «родная земля Акмуллы»).
  • Выпускается литературно-юмористическое приложение “Акмулла” к республиканской газете “Башкортостан”

Примечания

  1. 1 2 Акмулла в Краткой энциклопедии Башкортостана
  2. http://www.akmulla.ru/node/5 Р. З. Шакуров. Поэт и Просветитель
  3. Данное стихотворение впервые опубликовано в 1931 году. Его авторство Акмулле приписывает башкирский просветитель Закир Шакиров. См.:Л.З. Шакирова. Диалектологические экспедиции З.Ш. Шакирова. Опубликовано в сборнике: Актуальные проблемы диалектологии народов России
  4. Комсомольская правда

Ссылки

Смотреть что такое “Акмулла, Мифтахетдин” в других словарях:

  • Акмулла Мифтахетдин — (1831 1895), башкирский поэт просветитель; его творческое наследие также достояние татарской и казахской литератур. В стихах выражал идеалы добра и справедливости, высмеивал пороки знати. * * * АКМУЛЛА Мифтахетдин АКМУЛЛА Мифтахетдин (1831 95),… …   Энциклопедический словарь

  • АКМУЛЛА Мифтахетдин — (1831 95) башкирский поэт просветитель; его творческое наследие также достояние татарской и казахской литератур. В стихах выражал идеалы добра и справедливости, высмеивал пороки знати …   Большой Энциклопедический словарь

  • Акмулла Мифтахетдин Камалетдинович — (14.12.1831, деревня Тусанбай Белебеевского уезда Уфимской губернии, ‒ 21.10.1895), башкирский поэт просветитель. Вошёл также в татарскую и казахскую литературы. Родился в семье муллы. Писал стихи на языке тюрки, а некоторые произведения ‒ на… …   Большая советская энциклопедия

  • АКМУЛЛА Мифтахетдин Камалетдинович — (1831—1895), татарский и башкирский поэт просветитель; его творчество стало также достоянием казахской литературы.■ Стихи, Каз., 1981 (на тат. яз.).● Вильданов А. (сост.), Певец света и прогресса, Уфа, 1981 (на рус. и башк. яз.) …   Литературный энциклопедический словарь

  • Акмулла Мифтахетдин — …   Википедия

  • Акмулла — Акмулла, Мифтахетдин Акмулла Мифтахетдин Аҡмулла Дата рождения: 14 декабря …   Википедия

  • АКМУЛЛА — Мифтахетдин (1831 95), башкирский поэт просветитель; его творческое наследие также достояние татарской и казахской литератур. В стихах выражал идеалы добра и справедливости, высмеивал пороки знати. Источник: Энциклопедия Отечество …   Русская история

  • Акмулла —         Мифтахетдин Камалетдинович (14.12.1831, деревня Тусанбай Белебеевского уезда Уфимской губернии, 21.10.1895), башкирский поэт просветитель. Вошёл также в татарскую и казахскую литературы. Родился в семье муллы. Писал стихи на языке тюрки,… …   Большая советская энциклопедия

  • Акмулла М. — АКМУЛЛÁ Мифтахетдин (1831–95), башк. поэт просветитель; его творч. наследие также достояние тат. и казах. лит р. В стихах выражал идеалы добра и справедливости, высмеивал пороки знати …   Биографический словарь

  • Мифтахетдин Акмулла — …   Википедия

  • Главная
  • Известные башкиры
  • Мифтахетдин Акмулла

Мифтахетдин Акмулла – прославленный поэт-просветитель, мыслитель и философ башкирского народа, оставивший глубокий след не только в национальной литературе, но и в образовательно-культурной жизни казахов и татар.

Жизнь Акмуллы трагически оборвалась 10 (22) октября 1895 года вблизи станции Сыростан под Златоустом. Похоронен поэт на мусульманском кладбище города Миасса. Его именем был назван сатирический журнал «Акмулла», выходивший в городе Троицке в предреволюционные годы. В 60-90-е годы двадцатого века в башкирском литературоведении получило развитие самостоятельное научное направление — акмулловедение. На родине Акмуллы — в деревне Туксанбаево Миякинского района в 1981 году создан Музей Мифтахетдина Акмуллы. Решением Миякинского районного Совета народных депутатов в 1989 году учреждена премия имени Акмуллы за произведения литературы и искусства. Ее лауреатами стали ученые, поэты, художники, композиторы. На малой родине поэта ежегодно проводятся Дни Акмуллы. В селе Киргиз-Мияки, центре Миякинского района, и в городе Миассе Челябинской области имеются улицы Акмуллы. Имя великого поэта и просветителя присвоено Башкирскому государственному педагогическому университету.

В этот день, 190 лет назад, 14 декабря 1831 года родился выдающийся татарский поэт, мыслитель и просветитель Мифтахетдин Акмулла (1831-1895).

Мифтахетдин Акмулла (тат. Мифтахетдин Камалетдин Улы Камалетдинов, 14 декабря 1831, Туксанбаево, Оренбургская губерния, Российская империя – 8 октября 1895 – Сыростан, Оренбургская губерния, Российская империя) родился в деревне Туксанбаево Кульиль-Минской волости Белебеевского уезда Оренбургской губернии. Согласно документам XIX века, отец Акмуллы – Камалетдин Искужин 1805 года рождения, указной имам, мать – Бибиуммугульсум Салимьянова, 1809 года рождения, из Татарстана – были вотчинниками в Кульиль-Минской волости Белебеевского уезда.

Начальное образование Акмулла получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, в медресе деревни Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Впоследствии Акмулла жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными ремеслами и получил известность как талантливый поэт-импровизатор. В его становлении как мыслителя большую роль сыграла дружба с выдающимся татарским мусульманским деятелем и просветителем Зайнуллой Расулевым.

В 25 лет Акмулла отправился путешествовать по югу Поволжья, а затем по Зауралью. Мифтахетдин Акмулла на своей телеге, в специальных отсеках которой он хранил книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, кочевал по аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, в степях Казахстана, распространяя среди людей гуманистические идеи, в том числе взгляды мусульманских просветителей. Весной и летом, переезжая из аула в аул, на сабантуях состязался с известными поэтами в искусстве поэтической импровизации, а также читал свои стихи перед народом.

Не понаслышке зная жизнь простого народа, Мифтахетдин Акмулла сам сталкивался с притеснениями со стороны богачей. По доносу одного богатого злопыхателя Акмуллу за уклонение от службы в царской армии посадили в Троицкую тюрьму. Будучи в заключении с 1867 по 1871 годы, Акмулла создал множество широко известных произведений, таких как «Место мое — в зиндане» («Мэканем минен – аты зиндан») .

В 1871 г. Акмулла пишет из тюрьмы прошение об освобождении. Под залог в 2 тысячи рублей, который внесли друзья и почитатели его таланта, он был временно освобожден из заключения.

В его окончательном помиловании большую роль сыграл султан и генерал Губайдулла Джангиров, который 1872 г. приехал из Петербурга в Оренбург по служебным делам. Акмулла, живший в то время недалеко от Оренбурга, обратился к ему с поэтическим посланием, в котором просил о помощи. По ходатайству высокопоставленного почитателя его таланта Акмуллу помиловали.

После этого Мифтахетдин Акмулла переехал в Петропавловск и некоторое время учительствовал в местном медресе, а затем бывал в Кустанайском, Троицком, Кокчетавском, Акмолинском уездах, в Троицке, в аулах Зауралья.

В сентябре 1884 года Акмулла посетил Уфу, где в честь него муфтий Мухамедьяр Султанов дал торжественный обед, на котором присутствовали многие знатные и ученые люди. Во время обеда между Акмуллой и другим поэтом состоялось поэтическое состязание.

В конце 1880-х годов Акмулла завершил свою известную «Элегию в память о Шигабутдине Марджани», в которой выразил идеи в области реформы воспитания и образования.

Жизни Акмуллы оборвалась трагично. 8 октября 1895 год по дороге из Троицкa в Златоуст, недалеко от железнодорожной станции Сыростан, он был зверски убит наёмными убийцами. Впоследствии убийц поймали, а заказчиком убийства оказался злопыхатель, который ранее посадил Акмуллу в тюрьму.

Акмулла создал самобытное направление в поэзии, воздействие которого испытали многие поэты – ряд их произведений написан особой формой стихосложения, получившей название «Стих Акмуллы». Творчество Акмуллы оказало значительное влияние на развитие татарской литературы, его имя было широко известно среди многих тюркоязычных народов.

Акмулла сумел в своих стихотворениях соединить книжный язык и народное творчество. Насыщенному арабизмами и фарсизмами литературному языку того времени он предпочитал живую разговорную речь народа – новое, жизненно-реальное содержание требовало соответствующей формы.

Творчество Мифтахетдина Акмуллы, пронизанное гуманистическими идеями своего времени, впитавшее в себя передовые и прогрессивные веяния общественной жизни, снискало глубокую любовь и признание среди населения, оказало благотворное влияние на развитие литературы многих тюркоязычных народов.

Главная Коллекция “Revolution” Литература Биография и творчество Акмуллы Мефтахетдина

Изучение жизненного пути и творчества башкирского поэта-просветителя, философа и мыслителя Акмуллы Мефтахетдина. Применение поэзии как средства непосредственного общения с народом. Путешествия автора по башкирским аулам верховьев Урала и долине реки Миас.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.05.2016
Размер файла 38,9В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий