5 особенностей творчества Льва Бакста, которые сделали его таким, какой он есть и актуальным до сих пор

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Лев Самойлович Бакст (Leon Bakst; родился 8 февраля 1866 — умер 27 декабря 1924 гг.) был российским художником XIX-XX вв., ярким представителем модерна. Творчество Льва Бакста очень многогранно: он писал портреты, пейзажи, создавал книжные иллюстрации, театральные декорации, эскизы костюмов. Картины мастера завораживают техникой, достоверностью передачи состояния персонажа.

image

Биография Льва Бакста

Лев Бакст, уроженец белорусского города Гродно, появился на свет 8 февраля 1866 г. в семье евреев. Свое настоящее имя Лейб-Хаим Розенберг он позднее сменил на псевдоним в 1889 г., взяв за основу девичью фамилию матери — Бакстер. С детства мальчик любил рисовать, хотя отец не относился к этому серьезно. И только дедушка, поклонник театра, поддерживал увлечение внука.

image

Лев Бакст после окончания гимназии в родном городе в 1883 г. уехал в Петербург. Там он вольнослушателем посещает Академию художеств, однако не закончил ее. Затем будущий мастер учился живописи у Александра Бенуа, работал иллюстратором детских изданий. В 1889 г. состоялась первая экспозиция начинающего художника.

В 1893 г. Лев Бакст отправился в Париж, где совершенствовал свои знания, продавал картины. По возвращении в российскую столицу художник стал посещать кружок Бенуа, участники которого позднее сформировали объединение под названием «Мир искусства». Оно выпускало собственный журнал, редактором которого выступал Сергей Дягилев, а Бакст стал руководителем художественного отдела. Кроме того, великий князь Владимир Александрович пригласил живописца обучать рисованию его детей.

В 1910-е гг. Бакст писал портреты многих известных современников, пейзажи, произведения на мистические темы. Он начал создавать декорации для спектаклей, эскизы костюмов, проявляя незаурядный дизайнерский талант.

В 1903 г. живописец женился на дочери Павла Третьякова Любови Гриценко. Ради этого брака он стал лютеранином. Первое время любовный союз приносил мастеру радость, однако спустя несколько лет супруги расстались. Тем не менее Лев Бакст тепло общался с бывшей женой, помогал материально ей и сыну Андрею.

В 1907 г. мастер вместе с Валентином Серовым побывал в Греции. Там он увлекся античной тематикой, писал средиземноморские пейзажи, которые стали основой для многих театральных декораций.

После развода Бакст снова принял иудаизм, из-за чего по новому закону Российской Империи был вынужден покинуть Петербург. Художник перебрался в Париж. Здесь он оформлял балеты Дягилева, прославился на весь мир своими уникальными декорациями, костюмами для знаменитых артистов. Мастер тщательно продумывал цветовую палитру, орнаменты, чтобы подчеркнуть гибкость и пластику актеров.

В 1914 г. Лев Бакст был избран членом Академии художеств, получил право проживать в любом месте независимо от вероисповедания. Однако Первая мировая война отрезала живописца от России. Его последней значимой работой стало оформление в 1921 г. балета «Спящая красавица» для Сергея Дягилева. 27 декабря 1924 г. мастер скончался в парижской больнице от отека легких.

Самые известные картины Льва Бакста

Картины Льва Бакста демонстрируют его изысканный стиль, очаровывают сочетанием эпатажности с едва уловимым налетом академичности. Среди хрестоматийных работ можно назвать следующие:

  • «Ужин» (1902) — портрет представляет собой версию на тему прекрасной незнакомки, популярную в то время. Чуть скучающая, но экстравагантная дама с бледным лицом сидит за столом. Красивый абрис фигуры в черном — любимые линии модерна.
  • «Портрет Зинаиды Гиппиус» (1906) — с работы на зрителя смотрит известная поэтесса, хозяйка литературного салона, неутомимая спорщица. Автор мастерски передает резкость ее лица, выражение насмешки, дерзость характера, уверенность в себе.
  • «Портрет Сергея Дягилева с няней» (1906) — персонаж создает впечатление яркой, импозантной личности. В раскрытии замысла произведения важен второй план: сидящая старушка символизирует традиционность уклада жизни современного денди, которая соседствует с эпатажем.
  • «Древний ужас» (1908) — Бакст изображает разрушение мира, и над этим бедствием возвышается статуя античной богини с загадочной улыбкой. В ее облике чувствуется мудрость, которая не погибнет.

Материалы о биографии и творчестве живописцев представлены на портале Very Important Lot. Здесь же ценители прекрасного принимают участие в аукционах, пополняют свои коллекции антикварными картинами. Интересны и работы современных художников, тем более что сайт позволяет недорого купить полотна напрямую у авторов.

Начало ХХ века прошло в Европе под знаком “Русских сезонов” Сергея Павловича Дягилева, из которых позже (c 1909 г. по 1929 г.) выросла его же балетная антреприза “Русский балет С. Дягилева”. Русский балет пользовался колоссальным успехом за рубежом, и особенно во Франции и Великобритании, он оказал значительное влияние не только на хореографию, но и на на развитие мирового искусства в целом. По сути, до “Русских сезонов” парижане и не подозревали о такой мощи российского искусства. «Сезоны» не просто гремели на весь Париж, в конечном счёте они стали синтезом творчества в целом: танца, музыки, актерского мастерства, оформления декораций, костюмов.

Над декорациями к “Русским сезонам” работали такие великие люди, как Матисс, Пикассо, Гончарова, Ларионов и многие другие. Кое-кто вышел на мировую арену именно благодаря Сергею Павловичу. Над костюмами трудились Леон Бакст, Коко Шанель, Николай Рерих. Музыку к постановкам писал не кто иной, как Игорь Фёдорович Стравинский. Невероятно, но проект С.П. Дягилева объединил множество гениев прошедшей эпохи!

Бакст Л.С. Портрет С.П.Дягилева с няней. Фото: ru.wikipedia.org

Спектакли Дягилева стали для сдержанных парижан шоком. Париж поразили не столько танцы, сколько изумительное и броское художественное оформление спектаклей. Перед ними был совершенно новый, яркий и необычный для Европы стиль “декоративного экспрессионизма”, включающий в себя как богатую русскую национальную эстетику, так и вкрапления других культур.

Европа была поражена, как гармонично соединились на сцене театр и искусство. Огромное впечатление на зрителей произвело цветовое решение декораций и костюмов. Художники и танцоры Сергея Павловича в мгновенно стали звёздами.

Ведущий живописец «Русских сезонов» Лев Бакст объявил, что в театре теперь надо не слушать, а смотреть. И сегодня мы с вами поподробнее расскажем именно о Льве Баксте и о костюмах, которые открыли новую эпоху развития мировой моды. Никогда ранее мода не менялась так быстро и так кардинально, как в 1910 году.

Автопортрет. Фото: ru.wikipedia.org

Фактически, Бакст стал первым русским модельером, ставшим всемирной знаменитостью, одним из символов искусства Серебряного века. Его театральные костюмы еще при жизни выставлялись в Лувре.

Создавая эскизы балетных костюмов, он вдохновлялся восточными и древнегреческими нарядами. Модели, которые он разрабатывал, восхищали зрителей в театре и влияли на всю мировую моду. Роскошь костюмов Льва Бакста породила в Европе спрос на все экзотическое, русское и восточное; более того, эти отголоски до сих пор возвращаются к нам в коллекциях модных домов, как цитаты из его нарядов и дань уважения маэстро.

Фото: http://blog.lemillindia.com/les-ballets-russes-2/

Как было упомянуто чуть выше, Лев Бакст был ведущим художником «Русских сезонов» и «Русского балета С. Дягилева». Он создал декорации и костюмы к таким балетным спектаклям как «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912) и др., поражавшие зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок.

Клеопатра
Послеполуденный отдых фавна (балет Клода Дебюсси)

Бакст продемонстрировал совершенно новый колорит и силуэт ориентального эротизма. Шаровары, тела, едва прикрытые прозрачным тканью и бусами, тюрбаны, расшитые жемчугом, экстравагантные столкновения цвета. На сцене было все, что до этого консервативные европейцы представляли себе только в самых смелых фантазиях.

Реакция парижан на спектакли русских оказалась потрясающей и даже неожиданной. После «Клеопатры» и «Шахерезады» начала меняться французская, то есть, по сути, мировая мода. Впервые цвет, костюмы и декорации стали активными и равноправными участниками театрального действия, рассказывающими свою историю.

Нарцисс (балет Николая Черепнина)
Две беотийки. Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс». 1911.

Критик А. Левинсон оценил ситуацию так: «Париж был подлинно пьян Бакстом».

Эскиз костюма Леона Бакста для балета “Нарцисс”, 1911.
Эскиз костюма нимфы Эхо для балета “Нарцисс”, 1911.

Имя Бакста, ведущего художника “Русских сезонов”, гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. На него сыпались интересные заказы и от других театров. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину.

Декорация Бакста к балету И. Стравинского «Жар-птица»

Бакст добивался единства музыки, живописи и пластики, именно это способствовало мощному эмоциональному воздействию на зрителей.

“Эллизиум”
Ливень. (Эскиз декорации к балету «Голубой бог»). 1906

«В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. Это может быть… передано публике… Именно это я пытался сделать в «Шахерезаде». На печальный зеленый я кладу синий, полный отчаяния… Есть красные тона торжественные и красные, которые убивают… Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижеру…» — Леон Бакст. Бакст назвал это откровение философией цвета.

Интерьер прохода к домашнему театру в усадьбе Эвергрин-хаус, оформленный Леоном Бакстом. Фото: Evergreen Museum & Library

В 1916-м году ему впервые пришла мысль: открыть дом моды и универсального дизайна. Идея была смелой и абсолютно новаторской – соединить в себе несколько направлений дизайна. У него был опыт разработки в едином художественном ключе архитектурных решений интерьера, мебели, ткани, керамики, посуды, стекла, столового серебра, одежды, ювелирных изделий и даже автомобилей.

Но … увы, этой мечте не было суждено сбыться. Летом 1916 года Лев Бакст серьёзно заболел и был вынужден прекратить работу.

В последний путь его провожала масса людей – поэты и художники, музыканты и артисты – знаменитости мирового масштаба. Прощальная церемония прошла на кладбище Батиньоль в Париже.

Костюм Леона Бакста для балета “Нарцисс”, 1911.
Костюм Леона Бакста для балета “Нарцисс”, 1911.
Костюм Леона Бакста для Шехерезады, 1910
Эскиз костюма Леона Бакста для балета “Синий Бог” , 1912
Костюм Леона Бакста для балета “Синий Бог” , 1912
Портрет Вацлава Нижинского для балета “Синий Бог”, 1911
Эскиз костюма Леона Бакста для балета “Синий Бог” , 1912.
Тамара Карсавина, балет “Синий Бог”, 1910-е.
«Русские Балеты», “Шехерезада”. Афиша.
Ида Рубинштейн и Вацлава Нижинского, Шехерезада, 1910.
Татьяна Рябушинская в балете “Петрушка”, 1935.
Тамара Карсавина, балет “Жар-птица”, 1910.
Фото: theredlist.com

–> Лев Бакст — одно из ключевых имён для проекта Дягилева «Русский балет». Его костюмы сделали постановки, с которыми ездили звёзды балета, не менее известными, чем балерины и танцоры, музыка и многочисленные интервью Дягилева. Без сомнения, Лев Бакст был полностью детищем своего времени: дерзким, ищущим нового, жаждущим красоты и — обречённым.

Бакст был на самом деле белорусским евреем

Хотя многие считают Льва россиянином из-за его участия в проекте, но это верно только в историческом смысле — в год его рождения нынешние белорусские города были частью Российской Империи. Кроме того, он долго жил непосредственно в России, в Санкт-Петербурге, и учился в Академии художеств — это делает его в том числе российским художником, как французской художницей была уроженка Украины Мария Башкирцева. В родном городе, кстати, одна из улиц носит имя Бакста. Родился же Лейб Розенберг — таково настоящее имя художника — в городе Гродно, в семье настолько ортодоксально-иудейской, что представить в мальчике будущего Леона Бакста, рисующего дерзкие полуобнажённые силуэты, было трудно. В общем-то, он и имя сменил на менее «еврейское» не только для того, чтобы снизить давление дискриминации, но, как делали тогда многие молодые евреи, чтобы символически отделиться от традиционной среды. Притом он вовсе не отказался от корней. Бакст — это сокращение от девичьей фамилии матери, Бакстер. Лев и Леон — имена, нарочно выбранные за схожесть с Лейбом. Кроме того, почти всю жизнь художник оставался иудеем. Автопортрет художника.

Дедушка Льва был отцом и его отцу, и его матери

Никакой «клубнички». Через некоторое время после того, как Розенберг-старший женился на Бакстер-младшей, тесть решил его усыновить. По каким-то причинам так было удобно. Кстати, мадам Бакстер-старших было две. Когда дедушка Льва переехал в Санкт-Петербург и перевёз с собой семью, в сердце его на склоне лет ударила новая любовь. Он развёлся с бабушкой Льва и немедленно женился на петербургской пассии. Никто не знает, что сделал дед для того, чтобы еврейской семье разрешили поселиться в столице — до революции это было очень непросто. Позже, в 1909 году, когда Бакст решил в очередной раз вернуться в Петербург, то обнаружил, что ему это запрещено как еврею. Хотя евреем он был и до того. Впрочем, ради брака с дочерью Третьякова он перед тем принимал лютеранство, а потом развёлся с ней и официально вернулся в иудаизм. Тем, вероятно, и напомнил о своём происхождении. Чтобы Бакст мог свободно въезжать в столицу, его выбрали академиком Императорской академии художеств, но Лев уже обиделся и уехал жить во Францию. Портрет жены, написанный Львом Бакстом.

Его имя постоянно всплывает, когда мы читаем о звёздах начала века

Зять того самого Третьякова. Товарищ Александра Бенуа и Пабло Пикассо. Знакомый Зинаиды Гиппиус (и множества других поэтов и писателей). Собутыльник Модильяни. Преподаватель детей из царской семьи. Учитель Марка Шагала. Друг и попутчик Серова. Официальный потомственный и почётный житель Петербурга. Преподаватель в школе-студии Званцевой. Царь Николай II заказал ему патриотическое полотно — очень иронично, с учётом выбора Бакстом Франции как новой родины. Впрочем, это было до того, как художника перестали впускать в Петербург. Эскизы Бакста.Чуть не все проекты с участием Бакста — чрезвычайно громкие. Он иллюстрировал тот самый «Сатириконъ», делал эскизы к сезонам Русского балета, которыми засматривается интернет и в наши дни, рисовал Павлову, Нижинского, Кокто, Дебюсси, Рубинштейн — и многие статьи о них украшены именно его портретами. Прославился в моде начала века — создавал не только оригинальные текстильные узоры, но и концепции костюмов. Так, например, знаменита многим по «Двенадцати стульям» модница, дочь миллионера, мисс Вандербильт одевалась в наряды, спроектированные Бакстом. Подражая ей, Бакста «носили» все богатые американки. Бакст произвёл настоящую модную революцию, введя в актуальные образы такие элементы, как туфли на платформе, ярких цветов парики и волосы (красного цвета можно было добиться с помощью стрептоцида, без париков), тюрбаны и шаровары, обилие прозрачных вставок и низкое длинное декольте. Американские модницы так любили Бакста, что даже устроили в двадцать третьем году бал костюмов по его эскизам. Театральным. И смотрелось совершенно нормально и актуально. Кстати, именно на эскизы Бакста ориентировался Голливуд, создавая «восточный стиль» для своих картин о приключениях в мусульманских странах. Бакст придумал свой собственный Восток.

Строго говоря, он и французский художник тоже

В юности Лев Самойлович бросил гимназию, чтобы вольнослушателем (то есть не ради диплома, без экзамен) заниматься в Академии художеств, и бросил Академию художеств, чтобы уехать во Францию и закончить Академию Жюлиана — ту самую, из которой выпустилась и Башкирцева. Да, эти знаменитые живописцы были современниками, хотя и не ровесниками. Во время обучения у Жюлиана Бакст как будто попривык к Парижу и постоянно потом подолгу жил. Окончательно он переселился в Париж после запрета на въезд в Петербург. Умер он в пригороде французской столицы, в двадцать четвёртом году, от отёка лёгких — а значит, считался жителем Франции четверть века. И всё это время — творил. Эскиз Бакста.

Изящество и провокация

После первого же балета с костюмами и декорациями от Бакста в прессе прозвучало слово «провокация». Прозрачные ткани, рискованные или вовсе откровенные декольте, очень нестандартные, непривычной эстетики, решения. Одни негодовали, видя в костюмах Бакста «порнографию», другие говорили о тонкой чувственности или даже возвышении над телесным. И все хвалили изящество. Личные художественные вкусы Бакста шокировали бы многих современных почитателей его таланта: сам он в картинах ценил как раз вовсе не изящество. Ему интересны были многие работы Пикассо и Модильяни, да и вообще любил кубистов, но самый-самый фаворит был примитивист Анри Руссо. Многие современные любители эскизов Бакста противопоставляют их «грубому» искусству двадцатого века — взгляни они на картины Руссо, которые так ценил Лев Самойлович, и были бы крайне шокированы. Но если бы Бакст не любил дерзость, он не стал бы новатором и не вошёл бы в историю. А так — когда умер Бакст, весь мир говорил о том, что умер сам модерн. Эскиз Бакста.Одной из последних провокаций Бакста можно назвать то, что он, кумир миллионерских жён и дочек, официально приветствовал советскую власть в России. Правда, покидать Париж не спешил. Впрочем, скорее всего, это был принципиальный манифест: власть, которая не загоняет своих подданных на окраину за то, что они не той национальности, более законна была для Бакста, чем власть, которая могла сказать прославившему Россию еврею «вход в столицу пархатым запрещён». Бакст был не единственным, кто из художников эпатировал публику. Скандальный «Бубновый валет»: Как дерзкие русские художники из хулиганов и провокаторов превратились в классиков авангардизма. Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

В 1866 году в Гродно в семье евреев родился мальчик Лейб-Хаим Розенберг. Его отец Израиль Рабинович Розенберг, по одним данным, был учёным-талмудистом, по другим, — коммерсантом. Известно точно, что Розенберга удостоили звания почётного гражданина (его давали только учёным), также он занимался предпринимательской деятельностью.

Кумиром ребёнка стал его дедушка, у которого Лейб-Хаим часто гостил после переезда в Санкт-Петербург. Он, парижанин времён Второй империи, был светским человеком с очень хорошим вкусом. Его дом, украшенный гобеленами, парчой и мебелью из камня, поражал мальчика, вызывал в воображении мечты о чём-то высоком.

В десять лет Лейб-Хаим поступил в школу, и именно в это время он открыл для себя театр. Вдохновлённый, он вырезал изображения из журналов и гравюр и делал из них кукол, которые «выступали» на «сцене» из досок. Первые «спектакли» были по мотивам опер Верди. Но вскоре мальчик начал писать собственные пьесы.

Лев Бакст. (newtimes.ru)

Только в 12 лет раскрылся талант ребёнка к рисованию. Произошло это так: в гимназии готовились к празднованию столетия со дня рождения Василия Жуковского и организовали конкурс на лучший портрет поэта. Розенберг взял за основу гравюру с изображением Жуковского и через несколько дней принёс свою работу судьям. Портрет признали лучшим и повесили в гимнастическом зале.

Родители поначалу были очень недовольны новым увлечением ребёнка и считали, что это бесполезное занятие плохо влияет на его успеваемость. Лейб-Хаим же страстно хотел развить в себе талант художника. На помощь мальчику пришёл дедушка, убедивший родителей ребёнка показать работы скульптору Марку Антокольскому. Тот посчитал, что рисунки хороши, и посоветовал поступать в Академию художеств.

Розенберг позже взял себе псевдоним Бакст — сокращение от фамилии деда по материнской линии. Под новым именем он прославился на весь мир.

Начало творческой карьеры

На смотре в Академии художеств Бакст провалился. В течение всего следующего года он учился писать с натуры, снова держал экзамен и справился — его допустили к занятиям. В академии юноша познакомился с единомышленниками. Одним из самых близких друзей стал Валентин Серов, с которым они вели долгие беседы по вечерам.

Несмотря на старание, Леон так и не закончил академию: он ушёл из неё после скандала, разразившегося из-за его работы на конкурсе. В рамках заявленной темы («Мадонна, плачущая над Христом») Бакст изобразил Мадонну старой женщиной с растрёпанными волосами. Судьи были вне себя.

Эскиз декораций Бакста к балету «Шехерезада», 1910. (Pinterest)

В 1891 году Бакст решил отправиться в заграничную поездку. В Париже он познакомился с молодым художником Альбертом Эдельфельтом, вместе с которым научился работать на пленэре. Этот опыт оказался очень полезен: через два года поступил заказ на большое полотно, посвящённое приезду делегации адмирала Авелана в Париж.

До начала 1900-х годов Бакст в основном жил во Франции и редко бывал в Санкт-Петербурге. Во время кратких визитов в Россию он зарекомендовал себя как отличный портретист. Ему удалось создать серию портретов своих знаменитых современников: Сергея Дягилева, Айседоры Дункан, Жана Кокто, Зинаиды Гиппиус и других. Андрей Белый вспоминал о работе художника: «Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлён до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала «Мир искусства» своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть».

В это же время Леон сблизился с Александром Бенуа, и это знакомство можно считать переломным моментом в его жизни. В кружок молодого критика входили писатели, философы, художники и просто любители искусства, поставившие перед собой цель уничтожить всё существующее, совершить революцию.

С 1898 года они начали выпускать собственный журнал, носивший название общества, — «Мир искусства». Сотрудником редакции нового издания, конечно, стал Бакст. Он занимался украшением обложки, рисовал красивые буквы и орнаменты. Кроме того, Леон иногда помогал Дягилеву, исправляя его работы. Художник пробовал свои силы и в иллюстрации, оформляя «Нос» Николая Гоголя. Эти рисунки можно рассматривать как первые опыты в разработке уникальных сценических костюмов. Позже в «Истории русской живописи» Бенуа написал: «У Бакста золотые руки».

Лев Бакст. «Майор Ковалёв встречает Нос», 1904. (Pinterest)

Мирискусники оставили значительный след в русской культуре. Они переосмыслили проблемы художественной формы и изобразительного языка, открыли новые пути в искусстве.

Русские сезоны

В 1899 году Сергей Дягилев был назначен чиновником по особым поручениям. Понимая номинальность этой должности, он продолжал активно заниматься издательской деятельностью. Дягилев приступил к реформированию «Ежегодника императорских театров». Его стараниями журнал превратился в серьёзное художественное издание. Дягилев не остановился на достигнутом и, пользуясь положением, привлёк к работе в театре знакомых художников: Бенуа, Коровина, Серова и других. В 1901 году они занимались оформлением балета Лео Делиба «Сильвия». Зрители были в восторге от созданных Бакстом декораций.

После отставки Дягилева художник продолжил свою работу в Императорском театре. В 1903 году ему предложили разработать эскизы костюмов для балета «Фея кукол» братьев Легатов. Уже позже Бенуа писал, что премьера спектакля принесла славу молодому художнику: «С первых шагов Бакст занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойдённым».

Лев Бакст. Эскиз к балету «Шехерезада», 1910. (Pinterest)

В том же году Леон женился на Любови Гриценко, дочери Павла Третьякова. Чтобы отец дал согласие на брак, жених принял лютеранство. В 1907 году у пары родился сын Андрей. Вскоре супруги решили развестись. По предложению Валентина Серова, Бакст отправился в короткую поездку по Греции, где создал несколько этюдов и множество зарисовок, ставших позднее основой театральных декораций.

С 1910 года он жил в Париже, где сотрудничал с труппой Сергея Дягилева. В 1909 году открылись Русские сезоны, от которых пришли в восторг европейские критики и зрители. Слава пришла не только к танцорам, но и к художникам. Леон Бакст вдруг стал известен всему миру: его удивительные сказочные декорации к «Клеопатре», «Карнавалу» и другим спектаклям покорили зрителей. Он осознавал свою большую творческую силу и говорил, что художник подобен дирижёру, «который может взмахом своей палочки… безошибочно извлечь тысячу звуков».

Лев Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра», 1909. (Pinterest)

Бакст, как и раньше, не ограничивался созданием декораций и активно работал над костюмами. По его эскизам шили для лучших артистов Императорского театра и труппы Дягилева — Анны Павловой, Вацлава Нижинского и Тамары Карсавиной.

«Коронованный» Парижем

Бакст не стеснялся идти против канонов классического искусства и создавал очень смелые образы. Он одел танцоров в шаровары и платья, сшитые из прозрачных и лёгких тканей. Европейцы были потрясены: такого себе не позволял никто. Творчество художника показало, что цвет и декорации могут стать полноценными участниками представления, раскрывающими образы героев.

По Европе после Русских сезонов прокатилась волна моды на всё восточное и русское: в магазинах продавали тюрбаны, шали и костюмы, в которых можно было увидеть что-то общее со сценическими образами актёров.

Ида Рубинштейн и Вацлав Нижинский в костюмах к «Шехерезаде», 1910. (Pinterest)

В 1916 году Бакст задумался об открытии собственного дома моды, где бы он мог соединить разные направления дизайна. После гастролей труппы Дягилева он разрабатывал дизайн аксессуаров, одежды, посуды, и полученный опыт должен был стать основой творческой революции. Однако планам не суждено было сбыться: художник серьёзно заболел. В 1923 году, после Октябрьской революции, к нему приехали из России жена и сын. Ненадолго семья Бакста воссоединилась.

В 1924 году, в период работы над спектаклем «Истар» Иды Рубинштейн, известный дизайнер и художник умер. Проститься с ним пришли музыканты, поэты, артисты. Леона Бакста похоронили на кладбище Батиньоль в Париже.

Бакст Лев – белорус по происхождению, русский по духу, проживший много лет во Франции, в истории известный как выдающийся российский художник, театральный график, сценограф. Его творчество предвосхищает многие тенденции 20 века в искусстве, оно сочетает черты импрессионизма, модернизма и символизма. Бакст – один из самых стильных и утонченных художников России рубежа веков, оказавший мощное влияние не только на отечественную, но и на мировую культуру.

Семья и детство

Призвание и учеба

В 12 лет он выиграл конкурс на лучший портрет А. Жуковского в гимназии. Бакст Лев мечтал учиться живописи, но отец не признавал такого несерьезного занятия в жизни, как рисование, и долгое время мальчику приходилось предаваться любимому занятию тайно, по ночам. В качестве последнего аргумента отец решил спросить совета у скульптора Марка Антокольского, ему в Париж были посланы рисунки будущего живописца. И когда был получен ответ, что в работах явно виден талант автора, отец сдался.

В 1883 году юноша поступает вольнослушателем в Петербургскую академию художеств. Лев Бакст, биография которого теперь навсегда связана с искусством, учился у таких преподавателей, как Чистяков, Аскназия, Венига, показывал хорошие результаты в течение четырех лет. Однако, проиграв конкурс академии на серебряную медаль, юноша покидает учебное заведение. Его работа была вычеркнута из списка участников из-за того, что все персонажи на картине на библейскую тематику имели еврейские черты. Этого художник стерпеть не смог. Навыки академического рисунка, полученные в академии, пригодятся ему в будущем.

Поиски пути в искусстве

Оставив учебу, Бакст Лев вынужден искать заработок, его отец умер, и ему нужно было помогать семье, которую в основном содержал дед. Ему помогло то, что еще во время учебы он завел связи в издательстве, где стал оформлять недорогие книги. Удовольствия эта работа ему не доставляла, но деньги приносила. В 1890 году он сближается с братьями Бенуа, они вводят Бакста в кружок прогрессивной творческой молодежи. Под их влиянием художник увлекается акварелью. Именно этот кружок, который потом перерастет в художественное объединение «Мир искусства», сформировал взгляды Бакста и его направление в живописи. В 1891 году Лев впервые едет за границу, он объехал Германию, Италию, Бельгию и Францию, осматривая музеи. С 1893 по 1896 год он занимается в студии французских художников в Париже. В это время Лев приобретает первую известность как хороший акварелист.

Бакст-портретист

Художник Лев Бакст был вынужден постоянно выполнять заказы, которые не доставляли ему удовольствия. Отдыхал и воплощал свои замыслы он в портретах, которые постепенно становятся популярными. В них проявилась изысканная манера художника, его мастерство рисовальщика и умение проникнуть в психологию персонажа. Начав писать портреты в 1896 году, он периодически обращался к этому жанру на протяжении всей жизни. Среди его лучших работ называют портреты А. Бенуа, И. Левитана, зрелые работы начала 20 века, портреты З. Гиппиус, И. Рубинштейн, С. Дягилева с няней, Ж. Кокто, В. Цукини. Большую часть творческого наследия художника составляют рисунки, он делал зарисовки привлекших его внимание лиц, набрасывал портреты знакомых и друзей.

Бакст-живописец

Лев Бакст, картины которого поражают разнообразием, много экспериментировал с живописной техникой. Он мог писать густыми мазками, а мог создавать сложное полотно с помощью лессировки. Он мало работал в жанре пейзажа, но имеющиеся работы показывают импрессионистское видение художника. В работах «Близ Ниццы», «Оливковая роща», «Подсолнухи под солнцем» ощущается свет и воздух природы, передается оптимистическое мировоззрение автора. Лев Бакст, выставка которого сегодня могла бы собрать большое количество поклонников его творчества в любом городе мира, не испытывал в себе уверенности как в живописце. Он слишком легко поддавался влиянию извне и не выработал четкой, собственной манеры письма. Но несомненными шедеврами являются его работы «Ужин», «В кафе», «Древний ужас».

Бакст и театр

Более всего свои таланты Бакст Лев Самойлович проявил в театральных работах. Он очень любил этот вид искусства. Лев Бакст, выставка театральных декораций и костюмов которого неизменно сопровождается аншлагом, много и с большим удовольствием работает для театра С. Дягилева. Он с блеском оформляет балеты «Шахерезада», «Клеопатра», «Нарцисс», «Жар-птица». Бакст стал настоящим соавтором зрелищ, органично воплощая замысел постановщика в декорациях, освещении, костюмах. С 1910 года художник живет в Париже и сотрудничает с театром С. Дягилева. Именно в сотрудничестве с ним Бакст совершает настоящую революцию в сценографии и театральном оформлении.

Разнообразный талант

Бакст Лев не только проявил себя в живописи и сценографии, по сути, он был дизайнером. Он нередко придумывал костюмы, и не только для сцены. Именно он придумал эмблему, как сегодня сказали бы, логотип, для журнала «Мир искусства». Он создавал дизайн интерьеров для изысканных дамских будуаров, для помещения дягилевской антрепризы. Бакст также трудился над созданием выставочных экспозиций. Работая над театральными костюмами, Лев обнаружил в себе талант стилиста, он рисовал эскизы дамских нарядов и стал настоящим законодателем моды в стиле модерн. Также он оказался хорошим педагогом. Елизавета Званцева пригласила в 1900 году Бакста в свою художественную школу, где он старался помочь юным дарованиям найти свой стиль в живописи. Именно он первым увидел талант в своем ученике – Марке Шагале.

Личная жизнь

Лев Бакст, картины которого пользовались таким успехом и принесли ему большую известность, был совсем неудачлив в личной жизни.

Первая его любовь к французской актрисе Марсель Жоссе была очень несчастливой. Она закончилась только благодаря отъезду художника из Парижа.

В Петербурге он влюбляется в дочь П. Третьякова, которая к тому времени была вдовой с ребенком на руках. Бакст принимает лютеранство, для того чтобы жениться на возлюбленной.

Л.С. Бакст с сыном Андреем. 1910-е

Брак был неудачным, хотя в нем родился сын художника – Андрей. Супруги много времени проводили в разлуке и в конце концов развелись в 1910 году. Но он продолжал дружить с бывшей женой и падчерицей, в 1921 году они по его приглашению смогли покинуть Советский Союз и поселиться в Париже.

В последние годы жизни Бакст очень много работал в Париже, Америке, Англии, это подорвало его здоровье, и 28 декабря 1924 года он скоропостижно скончался.

Ссылка на первоисточник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий