105 лет назад родился Георгий Товстоногов: Семь фактов из жизни великого режиссера

Биография

Георгий Товстоногов – постановщик и преподаватель, создатель книг по режиссуре. С его именем ассоциируется целая эпоха в жизни советского театра. Георгий Александрович Товстоногов появился на свет 28 сентября 1915 года в грузинском городе Тифлис, который сейчас называется Тбилиси.

image
Режиссер Георгий Товстоногов

Его отец, инженер-железнодорожник, был на хорошем счету в грузинском Министерстве путей и сообщений. Мать Тамара Папиташвили окончила Петербургскую консерваторию с дипломом вокалистки. Младшая сестра, Натела Товстоногова, став супругой актера Евгения Лебедева, связала жизнь с талантливыми творческими людьми.

Георгий поступил в школу раньше сверстников и в 15 лет завершил обучение. Уже в те годы подростка безудержно увлекал театр. Дядя мальчика работал артистом в драмтеатре Тифлиса и приводил его смотреть спектакли. Отец, видя заинтересованность сына, настаивал на выборе другого жизненного пути. По его наставлению и при содействии знакомого Георгий Товстоногов стал студентом Тбилисского железнодорожного института.

image
Юный Георгий Товстоногов и его сестра Натела

Сын не смог пойти против натуры в угоду родителю. Отучившись год, в 1931-м он ушел из вуза, став актером и помощником режиссера Николая Яковлевича Маршака. Потенциал Товстоногова был настолько очевидным, что в 1933 году Маршак доверил ему самостоятельную работу. Спектакль по произведению Антона Павловича Чехова назывался «Предложение» и имел успех в городе.

Первая удача вдохновила начинающего режиссера. В 1933 году Товстоногов поступил в ГИТИС. Он был слишком юн для прохождения конкурсного отбора, поэтому в документах увеличил реальный возраст на 2 года. Педагогами студента стали знаменитые постановщики Андрей Михайлович Лобанов и Алексей Дмитриевич Попов.

Георгий Товстоногов

Параллельно с обучением Товстоногов продолжал работать в ТЮЗе. За первым спектаклем последовали «Женитьба», «Музыкантская команда», «Голубое и розовое», «Великий еретик», «Троянский конь» и другие постановки.

1937 год сломал все мечты молодого человека: отец был репрессирован. Георгий автоматически стал сыном врага народа. О получении образования в столичном институте можно было забыть: его отчислили с 4-го курса ГИТИСа. Товстоногов цеплялся за любую возможность вернуться, и случилось непредсказуемое. Невзначай брошенная фраза Иосифа Сталина «Сын за отца не отвечает» позволила восстановиться на курсе и с блеском завершить обучение в 1938 году.

Театр

Товстоногова пригласили на пост режиссера в Тбилисский драматический театр имени А. С. Грибоедова. Там он свел знакомство с народным артистом СССР Акакием Хоравой. Благодаря покровителю Георгий Александрович стал преподавателем актерской группы в театральном институте им. Шота Руставели. С этого момента Товстоногова начали воспринимать именно как профессионального режиссера.

Режиссер Георгий Товстоногов

Первой постановкой в тбилисском драмтеатре стал спектакль «Дети Ванюшина». Вплоть до 1946 года Георгий Александрович работал с артистами в родном городе, выпустив спектакли «Кремлевские куранты», «Парень из нашего городка», «Школа злословия», «Ленушка», «Лисички».

Затем его пригласили в Москву. С 1946 по 1949 годы он руководил Гастрольным реалистическим театром и Центральным детским. Во втором поставил нашумевшие спектакли «Где-то в Сибири» и «Тайна вечной ночи». Товстоногову удавалось совмещать работу над обязательными постановками в этих театрах с режиссурой спектаклей в студии Театра оперетты и Русском драматическом театре в Алма-Ате.

Георгий Товстоногов и Светлана Крючкова

В 1949 году постановщик получил новое назначение и вторым родным городом для него стал Ленинград. В должности главного режиссера театра им. Ленинского комсомола он провел период с 1950 по 1956 годы. Эта сцена стала для него домом.

В 1956 году, в канун 37-го дня рождения, труппе представили нового руководителя. Он оказался 11-м по счету. Театр им. Ленинского комсомола в это время находился в упадке и среди других ленинградских сцен был на позициях аутсайдера. Отсутствовала логика в построении репертуара, режиссеры не работали достаточным образом с актерами, зритель в зале оказывался случайным.

Георгий Товстоногов на репетиции

Тем не менее, труппа собрала звезд. Такие артисты, как Елена Грановская, Ольга Казико, Василий Софронов, Виталий Полицеймако, находились в ожидании человека, способного направить театр по иному курсу.

Перемены, проведенные мастером, были кардинальными. Режиссер обновил труппу, уволив около 30 артистов. Его главным ориентиром стали мастера и молодые актеры. Главной целью оказалось возвращение прежнего зрителя и приглашение нового. Сделать это были призваны три премьеры: «Шестой этаж», «Безымянная звезда» и «Когда цветет акация». Последний в городе стал притчей во языцех.

Евгений Лебедев и Георгий Товстоногов после спектакля «История лошади»

Нетипичная режиссура, интересные мизансцены, работа артистов с пространством и зрителем дали о себе знать. Легкая и веселая постановка подкупала живостью и лиричностью. Зрительный зал театра наполнился публикой. Следующим спектаклем в постановке Товстоногова стал «Лиса и виноград». Он вышел спустя 3 месяца и открыл череду программных постановок, сформировавших новый, актуальный и созвучный времени репертуар.

Георгий Товстоногов реализовался как постановщик и педагог. Тщательно работая с актерами, он направлял их, помогая перевоплощаться и совершенствовать себя в профессии. Постановщик сумел повести за собой труппу и зрителя. Он совершенствовал методы, технику и навыки постановщика.

Георгий Товстоногов в театре

Режиссер жил сценой, репетициями и премьерами, чем завоевал уважение коллег и сотрудников, театрального сообщества и публики. Театр обрел уверенного руководителя и закрепил за собой звание одного из лучших в городе.

Увлеченность артистов и появление собственного зрителя доказали, что метод Товстоногова является самым действенным. Петербуржцы и туристы считали своим долгом посетить премьеры талантливого деятеля. В течение 33 лет Георгий Александрович занимал пост директора театра, название которого теперь звучало по всей стране.

Памятник Георгию Товстоногову

За свою работу он был удостоен Сталинской и Ленинской премий. Аналогов спектаклям Товстоногова не существовало, а режиссеры учились у мастера, перенимая особенности творческой манеры. Постановщик помог дебютировать драматургам Александру Володину и Виктору Розову.

Спектакли Товстоногова шли в России, Польше, Финляндии, Болгарии и Германии. Он выпускал телепостановки и работал на радио. С 1957 года состоял в редколлегии журнала «Театр» и с 1964-го был председателем президиума Всероссийского театрального общества.

В 1958 году Георгий Товстоногов начал преподавать в ЛГИТМИКе, а в 1968-м получил статус доктора искусствоведения. С 1970-го заведовал кафедрой режиссуры в институте. Его спектакли, поставленные со студентами, были широко известны в Ленинграде и других городах.

Личная жизнь

Биография Георгия Товстоногова тесно переплетается с театральным делом. Его личная жизнь полна романтических увлечений, связанных с профессией. Режиссер влюблялся, симпатизировал, но для создания настоящей семьи всегда ждал достойной женщины, способной создать атмосферу и уют сродни тем, что царили в доме его родителей.

Саломе Канчели и Инна Кондратьева, жены Георгия Товстоногова

Товстоногов считал, что спутница жизни обязательно должна быть творческой личностью. Его первой женой стала актриса Саломе Канчели. Свадьба состоялась в 1943 году, а спустя 2 года молодожены развелись. В браке появились любимые дети, сыновья Николай и Александр.

В 1958-м Товстоногов женился во второй раз. Избранницей оказалась актриса Инна Кондратьева. Но спустя 4 года и их союз распался.

Георгий Товстоногов-младший, внук Георгия Товстоногова

Дети режиссера и внук пошли по стопам великого родственника. Их также увлекла режиссура. Сыновья имели собственную манеру в творчестве, а Георгий Товстоногов-младший подсознательно шел по пути, который избирал дед. В 2012 году жизнь внука постановщика трагически оборвалась.

Смерть

Товстоногов возглавлял любимый театр до последних дней жизни, не пропуская спектаклей и репетиций, регулярно проводя беседы с коллегами. На 23 мая 1989 года была намечена премьера спектакля. Согласовав дату, постановщик сел в автомобиль, чтобы ехать домой, но так и не добрался до места назначения.

Большой драматический театр имени Георгия Товстоногова

Причиной смерти режиссера стала остановка сердца. Для театрального Петербурга это оказалось трагедией. Не стало человека, вдохновившего несколько поколений. Георгий Товстоногов похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, в Некрополе мастеров искусств. Над захоронением установлен памятник в виде распятия.

После смерти режиссера театру им. Ленинского комсомола присвоили новое название: Большой драматический театр имени Георгия Александровича Товстоногова. Фото режиссера и сегодня украшают вестибюль и холлы здания. Ученики и последователи часто делятся в интервью воспоминаниями о работе и наставлениях мэтра сцены.

Могила Георгия Товстоногова

Творческое наследие Товстоногова составляют книги: «Современность в современном театре. Беседы о режиссуре», «О профессии режиссера», «Круг мыслей», «Классика и современность», «Зеркало сцены».

В память о Георгии Товстоногове сняты документальные фильмы «Жить, думать, чувствовать, любить…», «Легенды о Гоге», «Отражения».

Постановки

  • 1955 – «Оптимистическая трагедия»
  • 1959 – «Варвары»
  • 1959 – «Пять вечеров»
  • 1962 – «Горе от ума»
  • 1965 – «Три сестры»
  • 1966 – «Мещане»
  • 1969 – «Король Генрих IV»
  • 1972 – «Ревизор»
  • 1972 – «Ханума»
  • 1974 – «Три мешка сорной пшеницы»
  • 1975 – «История лошади»
  • 1983 – «Смерть Тарелкина»
  • 1985 – «На всякого мудреца довольно простоты»
  • 1987 – «На дне»

Его уже при жизни считали гением, театральным революционером, провидцем. И — безжалостным диктатором, самодержцем кулис. Впрочем, наверно, именно таким и должен быть истинно великий режиссер. Память о нем бережно сохраняется и на сцене, и вне ее. 28 сентября исполняется 105 лет со дня рождения Георгия Александровича Товстоногова, и «Известия» вспоминают одного из главных гениев отечественного театра ХХ века.

Чудесный грузин

«Наше кредо — живой академизм» Народный артист России Марк Розовский — о юбилее театра «У Никитских ворот», уроках Товстоногова и внутреннем космосе человека

Принято считать, что Товстоногову много раз в жизни везло — по мелочи и по-крупному, в творчестве и в жизни. Цепочка счастливых случайностей, которая сделала сына «врага народа» единоличным властителем собственной театральной империи, главным режиссером СССР. (Спорить о том, кто из крупнейших реформаторов послевоенного советского театра — Товстоногов, Ефремов или Любимов — внес в историю этого театра больший вклад, есть дело искусствоведов, но по внешнему, нетеатральному влиянию равных Товстоногову, конечно, не было.) Разумеется, ему, в сущности, везло не больше и не меньше, чем любому другому человеку, но судьба и впрямь несколько раз делала ему подарки, без которых не было бы такого явления, как режиссер Георгий Товстоногов.

«Я наполовину грузин», — писал он о себе, и это была чистая правда. Товстоногов не просто вырос в Тифлисе в смешанной русско-грузинской семье, он в прямом смысле слова был воспитан на грузинской культуре, переживавшей — особенно театр — в 20–30-х годах настоящий ренессанс. Он знал грузинский язык, любил грузинский театр, но толчок к выбору будущей профессии дал ему театр русский — только что созданный в городе Театр юного зрителя. Здесь вчерашний школьник начал работать ассистентом режиссера, отсюда уехал в Москву, в ГИТИС, сюда каждый год возвращался на каникулах — ставить спектакли уже самостоятельно. Мог и не вернуться однажды — в 1937-м отца-дворянина арестовали и пятикурсника Товстоногова тут же исключили из института. Повезло: буквально через несколько дней Сталин сказал свое сакраментальное «сын за отца не отвечает» и Георгия восстановили.

Самый главный режиссер: судьба Георгия Товстоногова на сцене и в жизни Фото: РИА Новости/Анатолий Гаранин Невидимый дар: почему нельзя забывать о Немировиче-Данченко Что сделал для Чехова реформатор русского театра

Учителем Товстоногова был Алексей Попов, мхатовец — и верность идеям Станиславского Товстоногов сохранил навсегда. Впрочем, в провинциальном театре (в Тбилиси он проработал почти 10 лет) на какие-то эксперименты решиться было трудновато. Он рвался в Москву, но удалось это только в 1946-м — опять обстоятельства, на сей раз драматические. Развод с первой женой и ссора с ректором местного театрального института (Товстоногов с юности преподавал) сделали пребывание режиссера в Тбилиси невозможным.

Несколько лет он ставит где придется — во второстепенных московских театрах, в Казахстане. В 1949-м его зовут в Ленинград, в Театр Ленинского комсомола. Директор театра, бывший чекист, был увлечен борьбой за снятие тогдашнего главного режиссера. Но предложить никого конкретного взамен не мог — пока не познакомился с Товстоноговым. В 1950 году 35-летний режиссер впервые стал главным.

Диктатор и девять заповедей

Товстоногов не просто любил театр и хотел ставить спектакли. Ему нужен был свой театр, дом, в котором он был бы единственным хозяином. Тезисы, с которыми он пришел в питерский «Ленком», Товстоногов, разумеется, никому не озвучивал. Но это были девять заповедей худрука, человека, который хочет контролировать в коллективе всё.

1. Не флиртуй в своем театре.

2. Не болтайся в театре без дела.

3. Веди репетицию в полтона, но всегда в градусе (повышай не сразу).

4. Пресекай нарушения в корне.

5. Не занимай в театре денег.

6. Не появляйся в театре со случайными женщинами.

7. Вдумчиво слушай и глубоко продумывай ответ.

8. Не меняй внешнего облика.

9. Начинай репетицию сразу с дела. Не позволяй актеру отдалить момент работы.

«Я директор с расширенными полномочиями» Руководитель «Ленкома» Марк Варшавер — о работе без Захарова, финансах и новых режиссерах

«Ленком» был пробой пера Товстоногова-главрежа. Еще не всё было понятно с его творческим почерком, но по крайней мере один элемент фирменного товстоноговского стиля проявился сразу: он ставил много. Четыре спектакля в год минимум — любого жанра. «Грозу», «Гибель эскадры», «Тихий Дон», «Поднятую целину» — и легкие комедии с прочно забытыми ныне названиями. Товстоногов трудолюбив, он не отказывается ни от какого материала — даже откровенно пропагандистского.

Это приносит успех — поставленная к 70-летию Сталина пьеса «Из искры» получает Сталинскую премию I степени. За каких-то 5–6 лет Товстоногов превратился из провинциального режиссера без постоянного места в одного из самых успешных театральных деятелей Ленинграда. И когда местное культурное начальство в очередной раз решило спасти безнадежно загибавшийся главный театр города — БДТ имени Горького, лучшей кандидатуры просто не нашлось.

Самый главный режиссер: судьба Георгия Товстоногова на сцене и в жизни Фото: РИА Новости/Юрий Королев

БДТ считался «первым советским театром», статус его был вполне сопоставим с МХАТом в Москве. В 1956 году это была гигантская труппа, ставившая что попало и игравшая это что попало при пустом зале. Этому театру нужен был именно такой человек, как Товстоногов, — диктатор высокой культуры и высокой идеи. «Я несъедобен», — заявил он на первом собрании — и не обманул.

Труппу чистил безжалостно, новые спектакли ставил со скоростью и качеством, казавшимися несовместимыми. За несколько осенних месяцев 1956 года — три хитовые премьеры подряд (как и в «Ленкоме», названия их уже ничего не скажут никому, кроме историков театра). Зритель повалил в БДТ валом. Две первые задачи — административную и кассовую — Товстоногов решил очень быстро. Пора было делать БДТ театром-явлением.

«Погоня за молодостью может обернуться против вас» Народная артистка СССР Людмила Чурсина — о даре принимать свой возраст, пугающем Товстоногове и любви к «Идиоту»

Союз гениев

Товстоногов всегда ставил много — не только в своем театре, но и на других сценах страны и за ее пределами. В БДТ он предпочитал работать самостоятельно — так что список его театральных постановок действительно весьма велик. Среди них, разумеется, были и проходные, но удач было гораздо, кратно больше. А подлинно великих, определяющих место режиссера и театра в истории отечественной (да и мировой) культуры спектаклей Георгий Товстоногов поставил в БДТ, пожалуй, пять.

«Мещане» (1966) и «История лошади» (1975) стали триумфом Евгения Лебедева, самого близкого, наверно, Товстоногову человека, соратника и родственника (Лебедев был женат на любимой сестре режиссера Нателе). «Пять вечеров» (1959) Александра Володина с Зинаидой Шарко и Ефимом Копеляном впечатляли тончайшим психологизмом в показе отношений двух неюных людей, ищущих друг в друге свою единственную любовь. «Горе от ума» (1962) поражали нетрадиционным прочтением канонического текста, в котором Молчалин Кирилла Лаврова уже не выглядел заурядным приспособленцем, а Чацкий Сергея Юрского — несбывшейся надеждой всех честных людей России.

Но всё же даже из этого ряда чистых шедевров один спектакль выбивается, стоит особняком. «Идиот» 1957 года называют главным шедевром советского театра за всю его историю — и это тот случай, когда стереотипы не ошибаются.

Самый главный режиссер: судьба Георгия Товстоногова на сцене и в жизни Фото: РИА Новости/Рудольф Кучеров

Об «Идиоте», разумеется, нужно говорить особо, писать отдельный текст. Гений Смоктуновского тут не просто ключевая составляющая успеха и величия — возможно, Товстоногов нарочно отпустил артиста «на волю», понимая: никакая режиссура не справится с этой нечеловеческой мощью. Успех был фантастический, небывалый: 32 минуты аплодисментов после премьеры, «Красная стрела», битком набитая москвичами, едущими в Ленинград на один вечер, билеты как самая ходовая в стране валюта. По легенде, в театр долго искали уборщицу. Наконец нашли — и даже вполне интеллигентную. Женщина проработала один день и уволилась — она устроилась на эту работу, не имея иной возможности посмотреть «Идиота».

«Театр — это добровольная диктатура» Народный артист России Георгий Штиль — о законах сцены, маршальской подписи на потолке и поло с королевой

Союз двух гигантов не мог быть прочным. Смоктуновский ушел из «Идиота» через два сезона (потом вернулся — и снова ушел, уже окончательно), не выдержав неслыханного психологического и психического напряжения и окончательно выбрав кино как более размеренный и спокойный вид искусства. Товстоногов же, в очередной раз не уступив ни миллиметра собственной территории (по одной из версий, причиной второго разрыва со Смоктуновским стало желание последнего сыграть Протасова в «Живом трупе», причем в постановке не Товстоногова, а другого режиссера), продолжал работать. На износ — в этом нет ни грана преувеличения.

Он ставит спектакли в БДТ и не только, много преподает, много пишет — его теоретические работы до сих переиздаются. Работал в Верховном совете, во Всероссийском театральном обществе, в редколлегии журнала «Театр». Многим он казался глубоким старцем, который был всегда, — между тем, когда сердце Георгия Товстоногова остановилось за рулем его автомобиля, ему было всего 73 года. Присвоить его имя БДТ сразу же после смерти не решились, несмотря на перестроечный 1989 год, — имя Горького всё же было для той власти сакральным. Едва власть эта исчезла, всё стало на свои места — с 1992 года Большой драматический театр в Санкт-Петербурге носит имя человека, фактически его создавшего.

Читайте также Реклама 12:09 28.09.2015 (обновлено: 20:01 01.12.2015) © РИА Новости / Рудольф Кучеров Перейти в фотобанк Читать ria.ru в 28 сентября (15 сентября по ст.ст.) 2015 года исполняется 100 лет со дня рождения Георгия Товстоногова, выдающегося театрального режиссера.

Георгий Александрович Товстоногов родился 28 (15 по старому стилю) сентября 1915 года в Тбилиси (Грузия).

В 1931 году начал сценическую деятельность в качестве артиста и ассистента режиссера в Русском ТЮЗе города Тбилиси. Поставил спектакли “Предложение” Антона Чехова (1933), “Женитьба” Николая Гоголя (1934), “Музыкантская команда” Леонида Любашевского (1935), “Голубое и розовое” Александры Бруштейн (1936), “Троянский конь” Фридриха Вольфа (1937) и другие.

В 1938 году Георгий Товстоногов окончил ГИТИС, где учился у Андрея Лобанова и Алексея Попова.

В 1938-1946 годах — режиссер Русского драматического театра имени А.С. Грибоедова в Тбилиси. Первой его постановкой стала “Дети Ванюшина” Сергея Найденова (1938). За годы работы в этом коллективе поставил ряд спектаклей, наибольший резонанс из которых получили “Кремлевские куранты” Николая Погодина (1940), “Парень из нашего города” Константина Симонова (1941), “Школа злословия” Ричарда Шеридана (1942), “Ленушка” Леонида Леонова (1943), “Лисички” Лилиан Хеллман (1945).

В 1946-1949 годах Товстоногов работал в Центральном детском театре в Москве, где поставил “Тайну вечной ночи” Игоря Луковского (1949, совместно с Анной Некрасовой) и “Где-то в Сибири” Ирины Ирошниковой (1949). Параллельно ставил спектакли в других театрах столицы — Гастрольном реалистическом, Студии Театра оперетты, а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате.

С 1949 года творческая деятельность режиссера связана с Ленинградом (Санкт-Петербургом). В 1950-1956 годах он был главным режиссером Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (ныне — Театр-фестиваль “Балтийский дом”).

Одна из сторон режиссёрского дарования Товстоногова — стремление к монументальным, обобщенным формам. Это проявилось в спектаклях “Дорогой бессмертия” (1951, по книге Юлиуса Фучика “Слово перед казнью”), “Гибель эскадры” Александра Корнейчука (1952). Событием для советской сцены стала “Оптимистическая трагедия” (1955) Всеволода Вишневского в Академическом театре имени А.С. Пушкина (ныне Александринский театр драмы).

С 1956 года Товстоногов был главным режиссером Ленинградского академического Большого драматического театра (БДТ) имени М. Горького (с 1992 года — имени Г. А. Товстоногова).

Товстоногов — один из режиссеров, определивший пути развития театра во второй половине XX века. Позже 30-летний период руководства БДТ Товстоноговым назвали “золотой эпохой”, а сам театр “эстетическим оазисом для ленинградской интеллигенции”.

Открыв новый сезон в 1956 году режиссер выпустил три премьеры: 21 сентября — “Шестой этаж” Альфред Жери, 6 ноября — “Безымянную звезду” Михаила Себастьяна, 31 декабря — “Когда цветет акация” Николая Винникова, ставший визитной карточкой нового БДТ. 31 декабря 1957 года на сцене театра был поставлен спектакль “Идиот” Федора Достоевского, где князя Мышкина сыграл начинающий актер Иннокентий Смоктуновский. Постановка стала одним из крупнейших событий отечественного театрального искусства.

К началу 1960-х годов Товстоногов выстроил самобытный репертуар своего театра. В этот период были поставлены “Пять вечеров” (1958) и “Моя старшая сестра” (1961) Александра Володина, “Не склонившие головы” Натана Дугласа и Харольда Смита (1961), “Иркутская история” Алексея Арбузова (1960).

Среди самых популярных его постановок 1960-х годов были “Варвары” (1959) и “Мещане” (1966) Максима Горького, “Океан” Александра Штейна (1961), “Перед ужином” (1962) и “Традиционный сбор” (1967) Виктора Розова, “Горе от ума” Александра Грибоедова (1962), “Еще раз про любовь” Эдуарда Радзинского (1964), “Поднятая целина” Михаила Шолохова (1964), “Три сестры” Антона Чехова (1965), “Король Генрих IV” Уильяма Шекспира (1969).

В 1970-е годы режиссер поставил спектакли “Ханума” Авксентия Цагарели (1972), “Прошлым летом в Чулимске” Александра Вампилова (1974), “Энергичные люди” Василия Шукшина (1974), “Протокол одного заседания” Александра Гельмана (1975), “Дачники” Максима Горького (1976), “Тихий Дон” Михаила Шолохова (1977), “Пиквикский клуб” Чарльза Диккенса (1978) и др.

К самым известным постановкам этого периода относится “История лошади” (1975), поставленная совместно с Марком Розовским, по “Холстомеру” Льва Толстого, где главную роль сыграл Евгений Лебедев. Также огромную популярность у зрителей получил поставленный Товстоноговым в московском “Современнике” спектакль “Балалайкин и К” (1973) по роману Михаила Салтыкова-Щедрина.

В 1980-е годы режиссер поставил спектакли “Волки и овцы” Александра Островского (1980), “Дядя Ваня” Антона Чехова (1982), “Амадеус” Петера Шеффера (1982), “Смерть Тарелкина” Александра Сухово-Кобылина (1983), “Киноповесть с одним антрактом” Володина (1984) и др. В 1985 году им была поставлена комедия Александра Островского “На всякого мудреца довольно простоты”.

12 октября 1987 года Товстоногов представил спектакль “На дне” Максима Горького, которому было суждено стать его последней премьерой. Пьеса, о постановке которой он мечтал многие годы, представляла собой трагедию о расплате за человеческое безверие.

Георгий Товстоногов вел преподавательскую деятельность. В 1939-1946 годах он был педагогом Тбилисского театрального института имени Ш. Руставели. С 1957 года преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства), где с 1960 года был профессором, с 1962 года — заведующим кафедрой режиссуры. Среди учеников Товстоногова — режиссеры Лев Додин, Игорь Владимиров, Генриетта Яновская, Кама Гинкас, Вячеслав Гвоздков.

Он автор книг по теории и практике режиссерского творчества — “Современность в современном театре. Беседы о режиссуре”, “О профессии режиссера” (1965) и “Круг мыслей” (1972), а также “Зеркало сцены” (1980).

Доктор искусствоведения (1968).

Творчество режиссера было отмечено различными наградами. В 1957 году ему было присвоено звание Народный артист СССР. Он был лауреатом Ленинской премии (1958), Государственных премий СССР (1950, 1952, 1968, 1978). В 1983 году Товстоногову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

23 мая 1989 года, возвращаясь из театра, Георгий Товстоногов скоропостижно скончался в своем автомобиле. Похоронен в Некрополе искусств Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.

Именем режиссера назван астероид, открытый в 1975 году астрономами Крымской астрофизической обсерватории.

В 1992 году его имя было присвоено Большому драматическому театру.

В августе 2010 года именем Товстоногова назван сквер в Петроградском районе Санкт-Петербурга, расположенный у дома, где жил режиссер.

В октябре 2010 года в этом сквере был открыт памятник Георгию Товстоногову.

Первой женой режиссера была Саломея Канчели — актриса Тбилисского театра драмы. В семье родились два сына — Александр и Николай.

Второй супругой Товстоногова была актриса Театра имени Ленсовета Инна Кондратьева, брак также закончился разводом.

Сын режиссера Александр Товстоногов (1944-2002) был главным режиссером Тбилисского русского драматического театра имени А.С. Грибоедова, Московского драматического театра имени К. С. Станиславского, а также режиссером театра “Русская антреприза имени Андрея Миронова”. 

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Георгий Александрович Товстоногов
image
Имя при рождении Георгий Александрович Товстоногов
Дата рождения 15 (28) сентября 1915
Место рождения Тифлис, Тифлисская губерния, Российская империя
Дата смерти 23 мая 1989(1989-05-23) (73 года)
Место смерти Ленинград, РСФСР, СССР
Гражданство
  • image СССР
Профессия театральный режиссёр, театральный педагог
Годы активности 1933—1989
Театр Ленинградский Большой драматический театр имени М. Горького, Ленинградский театр имени Ленинского комсомола
Награды
image
image image image image
image
IMDb ID 1033194
 Медиафайлы на Викискладе

Гео́ргий Алекса́ндрович Товстоно́гов (15 [28] сентября 1915, Тифлис — 23 мая 1989, Ленинград) — советский театральный режиссёр и педагог. Главный режиссёр Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (1950—1956) и Ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького (1956—1989). Народный артист СССР (1957). Герой Социалистического Труда (1983). Лауреат Ленинской (1958), двух Сталинских (1950, 1952) и двух Государственных премий СССР (1968, 1978).

Биография

Согласно официальным данным, Георгий Товстоногов родился в Тифлисе Тифлисской губернии Российской империи (ныне Тбилиси, Грузия). Однако по свидетельству младшей сестры режиссёра, Нателы Товстоноговой, он родился в Петрограде, где семья жила на Фурштатской улице и только в 1919 году переселилась в Тифлис[1]. Отец — русский, потомственный дворянин Александр Андреевич Толстоногов (1889—1941) (изменивший фамилию по настоянию жены[2]), инженер-железнодорожник, работник Министерства путей сообщения Российской империи. Мать — грузинка Тамара Григорьевна Папиташвили (1881—1970), певица, обучавшаяся в Петербургской консерватории[1].

В 1931 году при поступлении на режиссёрский факультет ГИТИСа Товстоногов подправил дату рождения в документах, прибавил себе два года, чтобы соответствовать возрастному цензу абитуриентов. С тех пор на протяжении всей жизни официально его годом рождения считался 1913-й, от этого года отсчитывали круглые даты для присуждения высших наград, и отмечали их дважды — официально и неофициально[3].

Тифлисский период

В 15 лет Георгий окончил школу[4]. Ещё школьником много времени проводил в театре, актёром которого был его дядя. По окончании школы поступил в Тбилисский железнодорожный институт, где его отец заведовал кафедрой[4], но вскоре понял, что его призвание — театр.

Сценическую деятельность начал в 1931 году как актёр и ассистент режиссёра в Тбилисском русском ТЮЗе, художественным руководителем которого был основатель детского театра в Грузии Николай Маршак[5].

В 1933 году поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, где его учителями были Андрей Лобанов и Алексей Попов; при этом он сам продолжал работу в Тбилисском ТЮЗе, где каждый год ставил как минимум один новый спектакль, дебютировав в 1933 году постановкой «Предложения»[3].

В 1937 году его отец был репрессирован как японский шпион, и Георгия, как «сына врага народа», отчислили с четвёртого курса. Спустя несколько месяцев он был восстановлен (считается, что после того, как Сталин произнёс фразу «Сын за отца не отвечает»)[6]. После окончания ГИТИСа в период с 1938 по 1946 год работал в качестве режиссёра в Тбилисском русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова. В 1939 году руководитель Тбилисского театрального института Акакий Хорава, высоко ценивший 24-летнего режиссёра, предоставил ему руководство актёрским курсом[7], где он проявил себя незаурядным педагогом.

Две столицы

В 1946 году по личным мотивам покинул Тбилиси и переехал в Москву. Был художественным руководителем Гастрольного реалистического театра (1946—1948) и режиссёром Центрального детского театра (1946—1949). Параллельно ставил спектакли в других театрах Москвы, а также в Русском театре драмы в Алма-Ате.

В 1949 году переехал в Ленинград для работы режиссёром Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, а уже через год был назначен главным режиссёром театра. Именно здесь он обрёл имя и признание. Выпускал примерно четыре спектакля за сезон, работая почти одновременно над несколькими пьесами. Его работы становились событиями в театральной жизни страны. Наибольший успех выпал на долю спектакля «Оптимистическая трагедия», поставленного им в 1955 году на сцене Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина, за который Товстоногов был удостоен Ленинской премии в 1958 году. Спектакль впечатлил не только театральную публику в стране и за рубежом, но и партийное руководство: будучи показан делегатам XX съезда КПСС, он сыграл важную роль в новом назначении режиссёра[8].

БДТ

Большой драматический театр

В начале 1956 года ему было предложено стать главным режиссёром Ленинградского Большого драматического театра (БДТ) имени М. Горького. В тот момент театр переживал тяжёлый период, был в числе аутсайдеров ленинградской театральной жизни[9]: с 1949 по 1956 год в нём сменилось четыре главных режиссёра, в сезоне 1953—1954 года им руководила режиссёрская коллегия, штат был раздут и неуправляем, репертуарная политика — непродуманна. Всё это привело к тому, что в середине 1950-х годов посещаемость БДТ упала и образовалась значительная финансовая задолженность, грозившая театру закрытием[10]. Как вспоминала заведующая литературной частью Дина Шварц, пришедшая вместе с Товстоноговым из Ленинградского Ленкома,

«…Семь лет этот театр практически был без настоящего руководителя. То они коллегию делали. То пригласили замечательного человека, режиссёра Константина Павловича Хохлова, который был уже стар и болен. Они его „съели“. Тут была очень злая труппа, очень их было много. За семь лет все, кому было не лень, приходили в этот театр…»[11]

Товстоногов не сразу принял предложение возглавить БДТ. Однако по настоянию курирующих театры партийных органов Ленинграда[12] 13 февраля 1956 года он всё же вступил в должность для спасения «первого пролетарского театра». Ему были предоставлены широкие полномочия. Для проведения административной реорганизации директором БДТ был назначен Георгий Коркин. «Он был жесток, он был беспощаден. Он мог всё реорганизовать, уволить всех, кого надо. И он бегал к Георгию Александровичу каждый день»[12]. На своей первой встрече с труппой Товстоногов заявил: «Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!» и, объявив свою программу, уволил примерно треть труппы — более тридцати актёров[10]. В течение тридцати трёх лет он возглавлял БДТ, сделав его «первой сценой страны»[13]. В истории театра эту эпоху называли «золотой». «Товстоногов, — писал Павел Марков в 1976 году, — занимает в нашей театральной жизни особое и чрезвычайно значительное место. Его не обойдёшь нарочитым невниманием, не будешь отрицать его определяющее, твёрдо закреплённое влияние на советский театр»[14]. Анатолий Смелянский, вспоминая один из программных его спектаклей — «Пять вечеров», отмечал:

«Простой володинской истории Товстоногов поставил историческое дыхание. Может быть, в этом была вообще сильнейшая сторона его режиссуры. Его дарование было эпического склада, его спектакли не зря называли сценическими романами. За любой пьесой, будь то классика или современная драма, он умел увидеть огромный кусок жизни, который служил этой пьесе источником. И тогда знаки на бумаге наполнялись ошеломляющими „случайностями“ и открытиями, которые к тому же добывались как бы изнутри самой пьесы, без открытой ломки её структуры. Режиссёрский приём как демонстрацию своей изобретательности Товстоногов презирал. Он не любил слово „концепция“, предпочитал другое слово — „разгадка“»[13].

О том же свидетельствовал Павел Марков: «Театр Товстоногова лишён малейшего оттенка сенсационности… Успех подтверждает, что театр попадает в самую точку общественно-художественных интересов страны»[14].

Прочее

Товстоногов много ставил и в других отечественных и зарубежных театрах (Финляндия, Германия, Болгария, Польша и другие страны).

В 1958 году начал преподавать в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (профессор с 1960 года), с 1970 года заведовал кафедрой режиссуры. Воспитал несколько поколений театральных режиссёров. Он показал, какое мощное творческое начало таит в себе система Станиславского, которую во второй половине XX века он развил и обогатил своими исканиями. В том числе развивал и применял на практике метод действенного анализа.

Могила Георгия Товстоногова

Работал также на телевидении. Помимо более полутора десятков телеспектаклей, поставленных в 1957—1989 годах как им самим, так и с другими режиссёрами под его руководством, снял телефильм «Гром на улице Платанов» (1961) и записал радиоспектакль «Верность» (1961) по пьесе Ольги Берггольц[15].

Написал две важные для русской театральной культуры книги по теории и практике режиссёрского творчества — «О профессии режиссёра» и «Круг мыслей». В 1957 году был приглашён в состав редколлегии журнала «Театр».

В 1964 году был избран заместителем председателя президиума Всероссийского театрального общества (ВТО).

Депутат Верховного Совета СССР 7—8 созывов.

В 1966 году подписал открытое письмо деятелей науки, литературы и искусства в адрес Леонида Брежнева против реабилитации Иосифа Сталина[16].

Смерть

23 мая 1989 года в БДТ прошла генеральная репетиция спектакля «Визит старой дамы». Назначив день премьеры, Георгий Товстоногов попрощался с актёрами, сел за руль своего Mercedes-Benz и отправился домой. Успев припарковаться на Суворовской площади, он умер от сердечного приступа за рулём. Был похоронен в Ленинграде в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Семья

  • Сестра — Натела Александровна Товстоногова (1926—2013), театральный деятель. Свою жизнь, как она говорила, посвятила заботам о муже и брате и воспитанию детей и внуков, своих и брата[17].
  • Муж сестры — Евгений Алексеевич Лебедев (1917—1997), актёр и педагог. Народный артист СССР (1968).
  • Первая жена (1943—1945) — Саломе Александровна Канчели (1921—1985), актриса. Народная артистка Грузинской ССР (1967). После развода сыновья остались на воспитании Товстоногова[18].
    • Сын — Александр Георгиевич Товстоногов (1944—2002), театральный режиссёр.
      • Внук — Георгий (1975—2012), театральный режиссёр.
      • Внук — Василий Александрович Товстоногов.
      • Внук — Арсений Александрович Товстоногов.
    • Сын — Николай Георгиевич Товстоногов (род. 1945), живёт в Израиле[17].
  • Вторая жена (1958—1962) — Инна Михайловна Кондратьева (1924—1985), актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1957)[19].
  • Сын (внебрачный) — Вадим Георгиевич Милков (род. 1950), оперный режиссёр, работал в БДТ вместе с отцом над спектаклем «Смерть Тарелкина»[20][21]. Его мать — Мария Васильевна Милкова (1924—1983), актриса.
    • Внучка — Мария Вадимовна Милкова.

Творчество

Важнейшие постановки

Ленинградский театр имени Ленинского комсомола

Эта страница в последний раз была отредактирована 15 августа 2022 в 06:51.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий